Как доехать до Санчи
В деревне многие здешние достопримечательности расположены в шаговой доступности.
Самый удобный способ добраться до места — арендовать автомобиль или вызвать такси, данные услуги в Индии недорогие.
Поездом можно доехать из Бхопала, дорога займёт чуть меньше часа. Бронировать билет нет необходимости, нужно всего Санчилишь придти на станцию пораньше и приобрести общий билет, стоимость варьируется от 7 до 20 рупий. В день до едут шесть поездов, обратно четыре. Первый уходит от Бхопала в 8 часов, последний в 20:55. Если вы приехали на последнем поезде, обратно можно доехать только наавтобусе или такси, так как последний отходит в 19:10.
Ещё один местный поезд отправляется из Мумбаи. От станции ходят скорые поезда и экспрессы, но добраться до Санчи напрямую не получится, ближайшая остановка в небольшом городке Вишиша. Город находится всего в десяти километрах, поэтому до деревушки можно доехать на дневном автобусе или рикше.
Можно воспользоваться рейсовым автобусом, который ходит от Бхопала регулярно, цена билета составит 25 рупий, а дорога займёт примерно полтора часа.
До места можно доехать самостоятельно или в составе экскурсионной группы, воспользовавшись услугами местного гида. Экскурсия включает посещение достопримечательности, транспорт, который довезёт до нужного места. От гида вы узнаете всю историю ступы и интересные факты, легенды и мифы. Часто устраиваются экскурсии для русских туристов с русскоговорящим гидом, поэтому проблем в понимание языка не возникнет.
Цена билета
Цена входного билета в комплекс для индейцев 10, иностранных граждан 250 рупий. Билет представляет собой открытку, на ней изображены самые интересные места, которые стоит обязательно посмотреть. Посещение музея обойдётся в 5 рупий, аренда автомобиля в Санчи — 10. Кассы находятся прямо у железнодорожной или автобусной станциях, поэтому купить билет не составит труда, если вы хотите приехать рано утром, заказать билет стоит накануне. К ступе ведёт тропинка и каменные ступеньки в конце улицы Моньюментс-роуд, улица начинается прямо у касс.
Комплекс открывается в 8 утра и работает до 17 вечера.
Отправляясь на экскурсии возьмите немного наличности, пункта обмена валют в Санчи нет, а ближайший банкомат находится в Видише.
Наилучшее время для посещения
Если вы выбираете лучше время для экскурсии в Санчи, то самый подходящий период с сентября по март. В данное время погода стоит достаточно приятная для данного региона, не слишком жарко, что идеально для туриста.
Летом, а это с апреля по июнь температура достигает 45 градусов, и людям не привыкшим к такой жаре будет очень трудно.
В период с июля по август начинается сезон дождей, в это время погода достаточно комфортная, но многие дороги размываются и добраться будет весьма затруднительно.
Ступа в Санчи — это великое достояние Индии, сооружение восхищающее своей архитектурой. Если вы приехали в эту страну и хотите познакомиться и прикоснуться к её истории, небольшая деревушка на северо-востоке гостеприимно откроет перед вами свои двери.
Великая ступа Санчи
Вся большая ступа Санчи имеет диаметр около 36 метров. Ступа прежде всего мавзолей , который является местом паломничества. Обряды совершаются путем поворота ступы по часовой стрелке. Это пространство для обхода защищено каменной балюстрадой ( ведикой ), которая по своему конструктивному принципу воспроизводит деревянную балюстраду, которая была тогда построена в деревнях. Вся большая ступа Санчи с балюстрадой имеет диаметр около 36 метров. Четыре тораны , которые представляют собой скульптурные портики, обращены к четырем сторонам света и обеспечивают доступ к ступе . Два лестничных пролета на западной стороне обеспечивают доступ ко второму обходному пути ( парикрама ) на высоком основании, слегка нависающем. Ступа венчают квадратное пространство закрыты другой балюстрада. Современная реституция не могла привести к появлению очень больших зонтиков, которые возвышались над зданием, символов защиты и знаков власти, поскольку центральный столб означает ось мира .
Его ядро представляло собой полусферическое кирпичное сооружение, построенное на мощах Будды.
Его тораны
В бесчисленных сценах, которые покрывают лики колонн и наличников , некоторые из них сосредоточены на событии из жизни Будды, но его человеческий образ в настоящее время все еще избегается. Каждый раз форма, адаптированная к сцене, позволяет вызвать ее. Либо мы используем фикус дерево , на Бодхи дерево , в частности , во время первой проповеди , или мы вызываем Паринирваны с помощью ступы … Каждая символическая форма, таким образом , используются для идентификации, даже далек, сцена представлена. появляется только с греко-буддийского искусства в Гандхару , современный с последними toranas , в течение первого столетия нашей эры.
- Юг Torana , который , кажется, является самым старым, несет надпись выгравирована в середине верхних (внутреннего дверной коробке лица) в крошечной ступе , которую можно отличить с трудом. Эта надпись означает « пожертвование Anamda сын Vasithi (а) король мастер Siri Сатакарня » , вероятно , Сатакарни я ул из Satavahana правивших в I — м века.
- Torana является тот , который показывает наибольшее мастерство в самых сложных сцен: представлять пространство в невысоком рельефе скульптур и инсценировать широкий диапазон символов в самых разнообразных отношениях. Эти вороны , которые , кажется, поддерживают конец дверных косяков сделаны из дружественной Yakshi , каждый раз держать ветку дерева , покрытые фруктами. Этот мотив — женщина, касающаяся дерева, приносящего цветы или плоды — прошел через века индийского искусства до наших дней.
- На северной торане есть несколько сцен, расположенных в городах, архитектура которых представлена необычными решениями, адаптированными к пространству панели и изображаемой сцене, всегда очень плотной. Когда колесница, запряженная лошадьми, выезжает через одни из городских ворот, заметные объемы башен, характер различных материалов, а также иерархию персонажей, все находит свою формулу, не оставляя ни единого пустого места.
- Внутреннее лицо архитравов западной тораны , ясно видимое с вершины лестницы, ведущей в верхний проход, изображает многих персонажей, которые иллюстрируют Чадданта Джатаку , историю бодхисаттвы, воплощенную в слоне с шестью бивнями. Эпизод «обмена реликвиями» при смерти Будды, когда цари сражались за них.
На всех торанах места отведены определенным типам узоров. Таким образом, у основания колонн, на лице, соответствующем проходу паломников, всегда находятся стражи: дварапалы , высокие, нежные фигуры; однако некоторые носят щуку. В другом месте, над колоннами, в той части, которая поддерживает первый архитрав животных или гномов, большие ганы несут на себе вес монументальных блоков. В то время как другие большие панели позволяют раскрыть наиболее важные моменты историй первого буддизма: жизнь Будды, его предыдущие жизни и сцены поклонения.
Большая Ступа в Санчи
В III веке до н. э., при императоре Ашоке, буддизм стал признанной религией в Индии. Ашока всячески способствовал его распространению. К этому времени относится строительство множества ступ – буддийских святилищ. В правление Ашоки их было построено более 8 тысяч. Среди них выделялись восемь Великих Ступ, о которых сообщают буддийские рукописи, но из них не сохранилось ни одной. Однако из построек времен Ашоки до наших дней дошло выдающееся архитектурное сооружение, известное как Большая Ступа в Санчи. Она расположена в нескольких километрах к северу от города Бхопал и является самой древней из сохранившихся буддийских построек в Индии.
Ступа в Санчи, очень простая по своим округлым очертаниям, в II–I веках до н. э. была перестроена из еще более древней и меньшей по размерам ступы. Она кажется скорее вылепленной, чем построенной. Но в ее органичной простоте ощущается скрытое внутреннее движение вверх. Ступа стоит на круглом цоколе диаметром в 31 м с террасой, служившей для проведения церемоний. С южной стороны на террасу ведут лестницы. Подобно платформе, на которой она покоится, ступа сложена из крупного кирпича и камня. В толщу кирпичной кладки вмурованы священные останки Будды и другие реликвии, связанные с его деятельностью. Первоначально ступа была выкрашена в белый цвет, а терраса и ворота – в красный. Весь комплекс святилища окружали деревянные монастырские строения, но до нашего времени они не сохранились.
Форма ступы строго подчинена выработанным пропорциям и правилам, имевшим глубоко символическое значение. Полусфера символизирует небесный свод. На вершине купола находится хармика – надстройка с квадратным основанием в форме балкончика. Она символизирует священную гору Меру. Над хармикой возвышается проходящий через весь купол до его основания стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Стержень символизирует мировую ось, зонты – три священных неба.
Вокруг ступы тянется массивная каменная ограда, лишенная всяких украшений. По четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, в ограде устроены ворота, богато украшенные скульптурой. Через ворота входили торжественные процессии для совершения священного обряда: он состоял в обходе вокруг ступы и восхождении процессии на верхнюю часть платформы.
Ворота ограды Большой Ступы (они называются торана) – выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры. Они получили всемирную известность и стали сегодня таким же символом Индии, как знаменитая «Львиная капитель» из Сарнатха. Изображение ворот в Санчи давно стало хрестоматийным сюжетом, растиражированным в сотнях тысяч проспектов и буклетов, посвященных Индии, их можно видеть на индийских банкнотах. Схема ворот проста: они представляют собой два столба с тремя горизонтальными перекладинами. Однако столбы и перекладины покрыты бесконечно разнообразными рельефными и скульптурными изображениями, и контрастно выделяются на фоне лишенной украшений гладкой поверхности ступы.
Рельефы ворот являются свидетельством большого шага вперед, сделанного индийскими мастерами каменной скульптуры в I веке до н. э. и являются наиболее зрелым произведением искусства Индии той эпохи. Они представляют соой целый сборник религиозно-символических, исторических и бытовых сцен и образов, народных преданий и легенд о Будде. Основные темы рельефов – жизнь Будды в разных воплощениях. Здесь присутствуют многочисленные символы буддизма – колесо, дерево, лотос. Ворота украшают скульптуры духов природы – якшинь, птиц и животных – слонов, львов.
В сюжетах ворот Санчи тесно переплетаются буддийское вероучение и древнеиндийские народные мифологические сказания. Здесь можно видеть и фантастические образы, неизвестные в индийском искусстве: например, летающих львов. А фигуры якшинь – женских божеств природы – на воротах в Санчи определили идеал женского телосложения в каменной резьбе Индии на много столетий вперед, став эталоном индийской скульптуры.
Фрагменты скульптур святилища в Санчи, в частности, торс якшини с южных ворот, сегодня можно видеть в Бостонском музее (США). А сам комплекс Большой Ступы в Санчи является одним из выдающихся историко-культурных памятников Индии, включенных в список всемирного исторического наследия ЮНЕСКО.
Мемориальные ступы
С развитием буддизма возникла особая категория ступ – мемориальные. Их возводят в честь памятных событий буддийской истории, они могут быть связаны с прошлыми рождениями Будды, описанными в джатаках, с его последним рождением на земле, с жизнью последующих буддийских учителей, с важными вехами истории Сангхи.
Например, мемориальный чортен (ступа) в Тхимпху, столице Бутана, был построен в 1974 году в память о Третьем короле Бутана Джигме Дорджи Вангчуге (1928–1972). В отличие от других ступ здесь не содержится останков короля – только его фотография в церемониальной одежде. Строительство этого чортена соответствует воле короля, пожелавшего создать пространственное представление ума Будды. Считается, что Третий король Бутана обладал особой святостью и чудесными способностями, поэтому Ступа очень популярна у паломников.
В 17 км к югу от Пномпеня в Камбодже расположен один из участков, известных как Поля смерти, где в период между 1975 и 1979 годами, во время режима красных кхмеров, было казнено приблизительно 17 000 человек. После падения режима в братских могилах было найдено 8 895 тел. Сегодня Чоенг Эк – мемориал с буддийской мемориальной ступой. Ступа имеет прозрачные стены, она заполнена останками жертв режима Пол Пота – в ней более пяти тысяч человеческих черепов.
Строго разграничить виды ступ невозможно. Реликварная ступа может одновременно быть мемориальной. Согласно традиции, и реликварная, и мемориальная ступа могут быть возведены в качестве подношения тому или иному Будда-аспекту. То, что обычно называют «видами ступ», скорее следует назвать функциями: ступа может служить реликварием, мемориалом, может быть возведена в качестве подношения, может быть объектом почитания и одновременно символом буддизма.
Где располагаются эти сооружения
С древних времён люди стремились как-то обозначить место захоронения своих родственников, например, деревом или холмиком грунта, чтобы легко найти место, где почтить их память. Ещё до появления буддизма в древней Индии на места погребения местных королей — чакравартинов — насыпались могильные курганы. Они и послужили прообразами ступ в дальнейшем.
Возводится данное строение над останками святых людей, так называемая «шарирака»; или над предметами, которые просветлённые использовали, когда были живы, тогда оно называется «парибходжика». Это реликварные ступы.
Следует учесть, что в древнеиндийской традиции не было обычая хоронить тела, они сжигались. Поэтому под ступу клали только остатки телесных фрагментов умершего вместе с пеплом.
Во времена позднего буддизма ступы строились и возводятся поныне в честь каких-либо знаменательных прецендентов. Их называют «уддешика», мемориальные.
Они могут иметь отношение к жизни Будды или других знаменитых учителей, к историческим фактам, служить определённой цели, например, усмирять «демонов зависти», как ступа «Карма Дакини» в Москве. А также способствовать примирению, развитию толерантности к людям различной веры.
Многие ступы возводятся как дорожные вехи, особенно в горах для защиты путешествующих.
Московская ступа Просветления
Тупде́н Шедубли́нг – это новый культовый буддийский архитектурный ансамбль в Москве, в Отрадном, который создаётся почти два десятка лет, считая от закладки первого камня.
Так назвал его, давая своё благословение на постройку, Далай-лама XIV, идейный наставник всех буддистов, которого удостоили Нобелевской премии мира. В переводе название означает «Сад познания буддийской философии и нравственности».
На его территории, возле прочих, уже законченных строений, включающих Пагоду Рая и временную ступу, совсем недавно, в 2017 году была возведена ступа Просветления, высотой больше, чем тринадцать метров. Под её основание годом раньше заложили священные раритеты.
Когда заливался пол второго уровня, в него были заложены очередные подарки от лидера буддийской конфессии: священные фигурки, монашеские свитки и книги. Туптен Нгодуп, государственный оракул Тибета, передал их от духовного учителя в Россию.
Незадолго до открытия в ступу было замуровано около шести тонн сакральных предметов, упакованных в сто двадцать восемь ящиков, на третьем уровне, под статуей Будде. Это было сделано в святой для всех буддистов день, девятого июня (Сага Дава). Ведь именно он является как днём рождения, так и днём просветления и ухода в паринирвану Шакьямуни.
Предполагается, что здесь ежегодно будут совершаться духовные обряды, но не на регулярной основе. В описании проектной документации это сооружение значилось как «ступа преумножения счастья и добродетели».
А общей целью создания ансамбля, куда будут входить ещё два храма и ограда со священными Южными, как это принято у буддистов, воротами, является содействие развитию дружбы представителей разных религиозных конфессий и терпимости к иному поведению и убеждениям.
Ворота «торана», шедевр древнеиндийской архитектуры
Ворота ограды Большой Ступы (они называются торана) — выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры. Они получили всемирную известность и стали сегодня таким же символом Индии, как знаменитая «Львиная капитель» из Сарнатха — три льва, изображенные в гербе страны. Ворота в Санчи давно растиражированы в сотнях тысяч проспектов и буклетов, посвященных Индии, их можно видеть на индийских банкнотах.
Схема ворот проста: они представляют собой два столба с тремя горизонтальными перекладинами. Однако столбы и перекладины покрыты разнообразными рельефными и скульптурными изображениями и создают эффект зрительного контраста на фоне гладкой поверхности ступы, лишенной украшений.
Ворота святилища в Санчи — своеобразный сборник религиозно-символических, исторических и бытовых сцен и образов, народных преданий и легенд о Будде. Рельефы ворот — свидетельство большого шага вперед, сделанного индийскими мастерами каменной скульптуры в I веке до н.э. и наиболее зрелое произведение искусства Индии той эпохи.
Основные темы рельефов — жизнь Будды в разных воплощениях. Здесь присутствуют многочисленные символы буддизма — колесо, дерево, лотос. Ворота украшают скульптуры духов природы — якшинь, а также птиц и животных — слонов, львов. В сюжетах ворот Санчи тесно переплетаются буддийское вероучение и древнеиндийские народные мифологические сказания.
Среди рельефных изображений можно видеть фантастические образы, неизвестные до сих пор в индийском искусстве: например летающих львов. А фигуры якшинь — женских божеств природы — на воротах в Санчи определили идеал женского телосложения в каменной резьбе Индии на много столетий вперед, став эталоном индийской скульптуры.
Фрагменты скульптур святилища в Санчи, в частности торс якшини с южных ворот, сегодня можно видеть в Бостонском музее (США). А сам комплекс Большой Ступы в Санчи является одним из выдающихся историко-культурных памятников и достопримечательностей Индии, включенных в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Важные факты о Санчи
Во II веке строению изрядно досталось – ее практически стерли с лица земли гонители буддизма из династии Шунга. Но затем ступу восстановили, сделав вдвое больше, чем до этого – пристроили дарохранительницу с примечательными хармиками («зонтиками»), символами восхождения человека к небесам.
На исходе II века до н.э. индо-греческий посол Гелиодор возвел колонну в пяти милях от ступы Санчи. Ещё через несколько десятилетий появилось четверо каменных ворот, украшенных изысканной резьбой. Символы буддизма – колесо, дерево, лотос, – скульптуры якшинь (духов природы), слонов, птиц – удивительные изображения можно увидеть здесь! А львы, стоящие спиной друг к другу на южных воротах, и вовсе перекочевали на государственный герб Индии – его можно увидеть на рупийной купюре любого достоинства.
Буддийская ступа Санчи, Индия
Помимо Великой ступы в Санчи есть еще три сохранившихся и одна, от которой осталось лишь основание.
Буддийская ступа Санчи, Индия
Интересны в своём исполнении ступы, которые представляли собой своеобразные колонны, имеющие специальные углубления для размещения в них статуй божеств. Украшались такие ступы, как художественными, так и архитектурными элементами.
Парк вокруг ступы
Что же касается современного искусства Индии, то оно представлено большим разнообразием направлений, среди которых всё также актуальным остаётся и буддийское искусство. Однако всё сильнее заметно влияние западных культур, которые диктуют свои правила и нормы. Поэтому современное индийское искусство сочетает в себе всё больше западных мотивов, а не сугубо индийский. Тем не менее, на сегодняшний день остаётся ни мало людей искусства, которые продолжают старые традиции, для которых только буддийское искусство является истинным. Ведь именно оно лежало у истоков индийской культуры.
Парк вокруг ступы
Лучше всего посещать ступу Санчи с сентября по март – не будет жары или дождей. Прямого транспорта сюда практически нет, поэтому самым правильным решением будет участие в моих авторских турах в Индию: в ходе них можно не только насладиться архитектурой и природой, но и погрузиться в мир йоги и буддизма.
Об этом нельзя говорить прямоОднажды к Будде пришёл человек и, коснувшись его ног, спросил, есть ли Бог? Извечный вопрос! Будда посмотрел на него пристально и сказал: — Когда я был молод, я очень любил лошадей и различал четыре типа. Первый — самый тупой и упрямый, сколько её ни бей, она всё равно не будет слушаться. Таковы и многие люди. Второй тип: лошадь слушается, но только после удара. Много и таких людей. Есть и третий тип. Это лошади, которых не нужно бить. Ты просто показываешь ей хлыст, и этого достаточно. Ещё существует четвёртый тип лошадей, очень редкий. Им достаточно и тени хлыста. Говоря всё это, Будда смотрел в лицо человеку. Затем он закрыл глаза и замолчал. Человек тоже закрыл глаза и сидел в молчании с Буддой. При этом присутствовал Ананда, и что-то внутри него стало протестовать. Он решил: «Это уж слишком! Человек спрашивает о Боге, а Учитель говорит о лошадях». Рассуждая таким образом внутри себя, Ананда не мог не видеть, какая воцарилась тишина, какое великое молчание! Оно было почти осязаемым. Ананда смотрел на лица Будды и человека, переживавшего трансформацию прямо у него на глазах! Будда открыл глаза, а человек просидел в таком состоянии ещё час. Лицо его было умиротворённым и светлым. Открыв глаза, человек коснулся ног Будды с глубокой признательностью, поблагодарил его и ушёл. Когда он вышел, Ананда спросил Будду: — Для меня это непостижимо! Он спрашивает о Боге, а ты говоришь о лошадях. Я видел, как он погрузился в глубокое молчание. Как будто он прожил с тобой много лет. Даже я никогда не знал такого молчания! Какое единение! Какое общение! Что было передано? Почему он так благодарил тебя? Будда ответил: — Я говорил не о лошадях. Я говорил о Божественном, но об этом нельзя говорить прямо. Когда я увидел, на какой лошади он приехал, я понял, что такую лошадь мог выбрать только истинный ценитель. Вот почему я заговорил о лошадях. Это был язык, который он мог понять, и он понял его. Он редкий человек. Ему было достаточно и тени хлыста. И когда я закрыл глаза, он понял, что о высшем говорить нельзя. О нём можно только молчать; и в этом молчании Оно познаётся. Это трансцендентный опыт, и он находится за пределами ума. – мифы и легенды Индии |
Kartazon Dream — авторские путешествия All rights reserved
Приобрести мои фото и видео материалы возможно на данных стоках, а так же написав лично на почту. Помните, что приобретая материалы у авторов вы поддерживаете великий вселенский порядок и улучшаете свою благую карму.
Символизм сооружений
Значение ступы в буддизме священно. Буддисты верят, что все посещающие это магическое строение привнесут мир и гармонию в свою жизнь. Оно помогает избавиться от пороков и, напротив, развить добродетели. Особое сакральное значение придается обходу строения в направлении восхождения и движения солнца как осуществлению особого ритуала. Таким образом можно благотворно повлиять на свою карму, позитивно воздействовать на свою жизнь.
Более действенным считается ритуал, выполняемый в виде простираний на земле. Выглядит это следующим образом. Сначала человек, совершающий обряд, укладывается на землю, затем встает и становится ногами туда, где только что было его лицо. И так до тех пор, пока не будет совершен круг. Желательно выполнить 3, 7, 11, 21 или 108 обходов. Магическое воздействие будет усилено, если при этом будет произноситься мантра «Ом Мани Падме Хум». Подробнее про символ Аум.
Ступа буддизма в Непале
Разновидности буддийских ступ
По мере того, как эти культовые сооружения буддистов стали распространяться по разным странам, постройки начали приобретать различные архитектурные особенности, необычные формы.
Так, в Тибете ступы строились по строгим архитектурным канонам с соблюдением всех пропорций. Тринадцать колец шпиля олицетворяют путь к Просветлению. Наиболее популярной тибетской ступой можно назвать Ступу Калачакры в Индии, относящейся к Тантре. Согласно ваджраянским источникам, здесь свершились поучения Будды и церемония Калачакры.
В Китае ступы имеют форму пагоды. Они прекрасно вписываются в пейзаж, так как их сооружали в горах и на берегах рек. Такое сочетание природы и архитектурного искусства стали объектами созерцания. По примеру китайских построек стали сооружать такие же пагоды в Японии, Вьетнаме, Корее.
В таких странах Юго-Восточной Азии, как Бирма и Таиланд, получили широкое распространение ступы в виде храма-пагоды. Их формы – преимущественно конусообразные со скошенными углами. Часто их украшают таким образом, чтобы они выглядели сверкающими, поэтому выкрашивают золотым цветом или выкладывают блестящей плиткой.
На острове Ява в Индонезии в период между 750 и 850 годами была построена поразительно огромная ступа Боробудур в форме мандалы. Его считают самым большим памятником буддийской культуры. Квадратный фундамент и длина одной стороны в 118 метров – её особенности. Из восьми ярусов пять являются также квадратными, а три – круглыми. На верхнем ярусе находятся 72 малые ступы, расположенные вокруг большой Ступы, выполненные в форме колоколов. Постройка мандалы символизирует буддийские представления Абхидхармы о схеме мироздания.
фундамент
Карта Санчи холм, с ступы N O 2 на крайнем левом, на западе.
Ступа N O 2 находится в комплексе буддистской Санчи . Вероятно, он был основан позже Великой Ступы (Ступа № 1) в Санчи, но тем не менее в нем были реликварии, относящиеся к Империи Маурьев (323-185 гг. До н.э.), и он был первым, на котором были нанесены декоративные рельефы, примерно на столетие раньше, чем Ступа. Н о 1.
Одним из основных индикаторов даты Ступы Санчи № 2 было сходство ее архитектурных мотивов с мотивами Столпа Гелиодора , датируемого примерно 113 г. до н.э. из-за его создания во время правления Индо. Греческий Антиалкис , а также сходство надписей палеографии .
Ступа расположена за пределами главного комплекса Санчи, примерно в 300 метрах к западу, на склоне холма Санчи. Он находится в нижнем положении , чем ступа N O 1 , так как реликты содержащиеся в нем, принадлежат сановников церкви во время Ашоки , которые считались достойными позиции ниже , чем сам Будда в ступа № 1, или его ученики в ступе номер 3.