Космология китайского буддизма кушнарев юрий анатольевич

Временная космология

Временная космология описывает рождение и смерть вселенных. Это, как и все индийские космологии, циклично. Основная единица времени — махакальпа , которая никогда не определяется четко, но составляет по крайней мере несколько миллиардов лет. Махакальпа делится на 4 кальпы:

  • Вивартакальпа , «эра эволюции»;
  • Вивартастхайикальпа , «эра эволюционной стабильности», в течение которой Вселенная остается в стабильном состоянии.
  • Самвартакальпа , «эра инволюции», во время которой вселенная распадается.
  • Самвартастхайикальпа «эра инволюции-стабильности», в течение которой вселенная остается пустой.

Каждая кальпа делится на антаракальпы (пали антаракаппа ), «внутреннюю эру»; для последней кальпы, в течение которой вселенная пуста, это разделение чисто виртуальное.

Вивартакальпа

Эта эпоха описана в Агганна сутте (DN 27). Поднимается изначальный ветер, и структуры Вселенной восстанавливаются различными способами, потому что она не обязательно была полностью разрушена раньше. Здесь возрождаются дэвы высших миров. Появляются первые люди, изначально наделенные характеристиками, подобными характеристикам дэвов: они светятся, живут очень долго, не нуждаются в пище и передвигаются в воздухе. Со временем они приобретают вкус к еде, их тело становится тяжелее, они дифференцируются половым путем, производят потомство; общество состоит из его пороков. Они выбирают царя по имени Махасаммата. Они начинают убивать животных, чтобы съесть их.

Вивартастхайикальпа

Первая антаракальпа — пример из нашей вселенной

Эта эра началась с первого возрождения существа в аду; таким образом были созданы все миры. Сначала людьми правил чакравартин , вселенский правитель. Mahasudassana-сутта (DN.17) , таким образом , упоминает Mahasudassana (ск. Mahasudarshana) , который жил бы 336,000 лет, то Cakkavatti-sihanada-сутта (DN.26) упоминает в своей части династии основана Dalhanemi (ск. Dridhanemi), который пришел бы на смену Махасудассане и чьи первые шесть правителей прожили бы 80 000 лет. 7 — й отказался отречься от престола , чтобы стать шраманами как и его предшественники. Это неразумное решение привело бы к возникновению бедности, а затем к воровству, за которым последовали бы смертная казнь и преступления на крови.

Общество продолжало ухудшаться с появлением всевозможных видов плохого поведения, а максимальная продолжительность жизни человека снизилась до 100 лет (по некоторым данным, вдвое с каждым поколением). В этот период, согласно Махападана-сутте (DN 14), последовательно появлялись Будды Кракучханда (пали: Какусандха) — продолжительность человеческой жизни тогда составляла 40 000 лет — Канакмуни (пали: Конагамана) — продолжительность человеческой жизни. было 30 000 лет — Кашьяпа (пали: Кассапа) — продолжительность человеческой жизни составляла 20 000 лет, и, наконец, исторический Будда , проживший 80 лет; человеческая жизнь тогда в целом сократилась до менее чем 100 лет.

В конце этой антаракальпы человеческая жизнь должна уменьшаться максимум до 10 лет; люди женятся в возрасте 5 лет, и инцест станет повсеместным, как и внутрисемейная ненависть. Всякая мораль исчезнет, ​​и худшие будут выбраны в качестве лидеров. Будет великая война.

Вторая антаракалпа — пример из нашей вселенной

Выжившие покаются, и с возвращением хорошего поведения человеческая жизнь снова продлится до 80 000 лет. Тогда будет править чакравартин Санкха, и под его правлением Майтрейя переродится на земле под именем Аджита, станет шраманом и достигнет просветления. После его ухода деградация возобновится.

Циклы прогресса-деградации людей и их общества повторяются для каждой вселенной до 19- го антаракальпа. В это время человеческая жизнь, снова увеличившись до 80 000 лет, больше не уменьшается, потому что вивартастхайикальпа подходит к концу.

Самвартакальпа

Он начинается, когда существа перестают перерождаться в подземном мире, что приводит к прерыванию перерождения в других мирах. Когда даже миры Брахмы пусты, великий огонь поглощает вселенную ниже миров Абхасвары.

Самвартастхайикальпа

Вселенная ниже миров Абхасвары остается пустой до тех пор, пока не поднимется изначальный ветер и вселенная не пополнится.

Помимо разрушения огнем, которое происходит в конце каждой махакальпы, каждые 8 ​​махакальп происходит разрушение водой, которая достигает миров Абхасвары. Каждые 64 махакальпы, то есть после 56 разрушения огнем и 7 разрушения водой, происходит разрушение ветром, которое достигает миров Субхакритсна. Верхние миры никогда не разрушаются.

Вступление

В абхидхарме традиций тхеравады и махаяны космология предстает как однородное и автономное целое, которое, по сути, является синтезом различной информации, содержащейся в сутрах , винае и комментариях к ним. Таким образом, хотя ни одна сутра не раскрывает структуру вселенной в целом, во многих сутрах можно найти описания Буддой других миров и других состояний или описания формирования и разрушения вселенной. Синтез этих данных в связную систему, по-видимому, произошел довольно рано, поскольку система, описанная в традиции вибхаджьявада на пали, соответствует, с некоторыми незначительными различиями в терминологии, традиции традиции сарвастивада и, следовательно, восходит к тому времени. предварительный разветвитель.

Буддийское описание Вселенной не согласуется с астрономическими знаниями древней Индии и, следовательно, не может рассматриваться как попытка реалистичного изображения, а только символическое или аллегорическое (см. Десять вселенных ). Он представляет собой видение просветленного существа, архата или будды , благодаря «божественному оку» дивьячакшу ( пали : диббакакху ), которое позволяет видеть рождение и смерть вселенных, существ в них и состояния, в которых они перерождаются. .

Буддийская космолология включает пространственный аспект, описывающий вселенные, и временной аспект, описывающий их появление и исчезновение.

Буквальное описание теории Бхагаватам

В пятой песне «Шримад-Бхагаватам» говорится о бесчисленных вселенных, каждая из которых заключена в сферическую оболочку и окружена слоями изначальной материи, формирующими границы между земным космосом и безграничным духовным миром.

Область внутри оболочки называется Брахманда, или Яйцо Брахмы. Она включает в себя земной диск – плоскость, называемую Бху-мандала, которая делит Брахманду на верхнюю (небесную) часть и подземную, наполненную водой. Бху-мандала состоит из двип (островов) и варш (океанов).

В центре Бху-мандалы находится круглый остров Джамбудвипа с девятью варшами (областями). Одна из них – Бхарата-варша, которая может быть понята или как Индия, или как место обитания человечества в целом. В центре Джамбудвипы находится конусообразная гора Сумеру, которая представляет собой мировую ось, которая увенчана городом Брахмы, Творца вселенной.

Карта Солнечной системы

Описания Бху-мандалы обладают характеристиками, которые позволяют определить ее как модель Солнечной системы. В предыдущем разделе Бху-мандала была объяснена как карта планисферы. Рассмотрим ее буквально как плоскость, то есть вернемся на первый взгляд к примитивной идее плоской Земли с чашей неба над ней и подземным миром снизу.

Ученые Джорджио де Сантилана и Герда фон Деченд после серьезного изучения мифов и легенд пришли к выводу, что так называемая плоская Земля древних времен изначально понималась как плоскость эклиптики (орбиты Солнца), а не Земли. С течением времени, как считают ученые, эта первоначальная идея была утеряна, и Земля под нами была буквально воспринята как плоскость. В Индии Земля, описанная в древних произведениях, Пуранах, часто воспринималась именно такой, но благодаря деталям из «Бхагавата Пураны» становится ясно, что космология древних писаний более сложна.

В какой-то степени можно сказать, что диск Бху-мандалы соответствует в определенных деталях Солнечной системе, потому что последняя близка по форме к плоскости. Солнце, Луна и пять известных планет от Меркурия до Сатурна имеют орбиты, близкие к эклиптической плоскости. Таким образом, Бху-мандала действительно изображает нечто плоское, но не Землю.

Если сравнить Бху-мандалу с Землей, Солнечной системой до орбиты Сатурна и нашей галактикой Млечным Путем, то можно заметить, что Бху-мандала по размерам совпадает с Солнечной системой и радикально отличается от Земли и галактики.

До недавнего времени астрономы в целом не могли точно определить расстояние от Земли до Солнца; например, Клавдий Птолемей, величайший астроном античности, серьезно его недооценивал. Примечательно, что размеры Бху-мандалы в «Шримад-Бхагаватам» согласуются с современными измерениями орбиты Солнца и Солнечной системы в целом.

Эволюция и распад Вселенной

По мнению учёных, отсчёт времени начинается с Большого взрыва (огромного, быстрого расширения Вселенной, случившегося 14 миллиардов лет назад), в результате которого четыре миллиарда лет назад сформировалась наша планета. С течением времени газообразный водород превратился в звёзды и планеты, а на этой планете, которую мы теперь называем Землёй, возникли одноклеточные организмы. Затем они становились всё сложнее и превратились в различные развитые формы жизни, которые мы можем наблюдать в наши дни. Также учёные говорят, что ещё миллиарды лет Вселенная будет расширяться и эволюционировать, после чего она распадётся, и есть несколько различных теорий, как это произойдёт. 

Будда говорил об эволюции и конечном распаде Вселенной в «Сутре о знании начал» (пали: Агганнья-сутта). В этой сутре Будда также рассматривает рождение и разрушение окружающей среды на нашей планете, возникновение и исчезновение различных форм жизни, развитие и исчезновение обществ. Единственное отличие между позициями современной науки и буддизма – в том, что Будда утверждал, что возникновение, существование и разрушение Вселенной – это всего лишь часть одного цикла, а у времени нет ни начала, ни конца. В сутре говорится:

Здесь мы можем увидеть, что Будда явно говорит о циклах мировых систем, упоминая также живых существ. Далее в сутре говорится о возникновении полов и о развитии обществ, в которых люди делятся на классы. Далее описывается, как окружающая среда и населяющие её существа деградируют и исчезают. 

В соответствии с этой сутрой и учением буддизма о зависимом возникновении и непостоянстве, нет оснований отвергать научные теории Большого взрыва или теории, описывающие распад Вселенной.

Почему Будда не рассказал об эволюции больше?

Мы, буддисты, смотрим на Будду как на всезнающее существо (после достижения полного просветления он знал всё), и мы могли бы задаться вопросом: почему Будда не стал рассказывать об устройстве Вселенной и эволюции существ более подробно?

Если говорить в целом, Будда давал учение для того, чтобы вести людей по пути освобождения и просветления. Он рассказывал о длинных циклах, через которые проходят вселенные и населяющие их существа для того, чтобы помочь людям понять редкость их драгоценного человеческого рождения. Зная, насколько это редкое рождение, как сложно его обрести снова, люди будут ценить его по достоинству, и это вдохновит их извлечь максимум пользы из нынешней ситуации, чтобы двигаться в направлении духовных целей. Будда пришёл в наш мир не для того, чтобы учить космологии или астрофизике. 

Считается, что размышлять на темы, которые не соответствуют этой цели, – значит попусту терять время и силы. Размышления о Вселенной и количестве населяющих её существ, когда ум полон заблуждений, а нами движут беспокоящие эмоции – особенно если у нас не соответствующие действительности представления о живых существах – будут только уводить нас от цели (освободиться и помочь другим существам). Это может закончиться тем, что мы только преумножим наши заблуждения. 

Есть несколько историй из жизни Будды, иллюстрирующих эту точку зрения. Например, у Будды спросили, бесконечна ли Вселенная и продолжает ли «я» существовать после смерти. В каждом из случаев Будда хранил молчание и не отвечал на вопросы. В конце концов Будда сказал, что когда люди заблуждаются и верят в сотворение мира и неизменную, созданную душу, то любой ответ, который он бы дал, только углубит эти заблуждения. Если не существует никакой неизменной, сотворённой души, то какой смысл спрашивать, сколько существует таких душ: бесконечно много или ограниченное количество?

Это учение великолепно само по себе. Кроме того, поможет ли знание о размерах Вселенной или количестве существ в ней – даже если у нас будет верная информация об их существовании – преодолеть страдания и проблемы? Сможем ли мы лучше помогать другим существам? Будда сказал, что мы умрём прежде, чем сможем разрешить эти вопросы, и таким образом растратим эту драгоценную человеческую жизнь. Подобные рассуждения не дают нам ничего полезного, кроме, возможно, развлечения

Что действительно важно – так это распознать реальность нынешних обстоятельств и извлечь пользу из тех редких возможностей, которые у нас есть. Понимая, что мы находимся в сансаре, но в то же время обладаем драгоценным человеческим телом и умом, мы можем использовать эти тело и ум, чтобы преодолеть страдания и помочь всем существам

Мы можем практиковать методы, приводящие к полному просветлению. А когда достигнем просветления, то, возможно, мы получим ответы на все эти неразрешимые вопросы!

Карта южно-центральной Азии

Джамбудвипа, центральная ось Бху-мандалы, может быть истолкована как местная топографическая карта части южно-центральной Азии.

Шесть горизонтальных и две вертикальные цепи гор делят Джамбудиву на девять частей. Бхарата-варшу можно соотнести с Индией и прилегающими местностями южно-центральной Азии, потому что ей соответствуют многие реки и горы Индии. В частности, «Бхагавата Пурана» помещает Гималаи на севере Бхарата-варши в Джамбудвипе.

Детальное изучение расчетов Пуран позволяет соотнести и другие горы Джамбудвипы с горами северной Индии. Несмотря на то, что этот регион включает в себя наиболее безлюдную и гористую местность в мире, он играл очень важную роль в древние времена: здесь проходил известный Шелковый путь. Горы Памира могут быть идентифицированы с горой Меру и Илаврита-варшей, квадратной областью в центре Джамбудивы (отметим, что гора Меру не является полярной осью в этой интерпретации). Другие Пураны дают еще больше географических деталей, подтверждающих эту гипотезу.

Библиография

А. Садаката, буддийская космология. Истоки и философия, Париж, Салли, 2002.

Основополагающие принципы
  • Три драгоценности
  • Дхарма
  • Сангха
  • Четыре благородные истины
  • Благородный Восьмеричный Путь
  • Нирвана
  • Золотая середина
Будда
  • Татхагата
  • День Рождения Будды
  • След
  • Чудеса
  • Семья
  • Сакья
  • Шуддходана (отец)
  • Майя (мать)
  • Махапраджапати Гаутами (приемная мать)
  • Яшодхара (женщина)
  • Рахула (сын)
  • Места, где останавливался Будда
Концепции
  • Карма
  • Самсара
  • Санскара
  • Совершенства
  • Три характеристики существования
    • Безличность
    • Непостоянство
    • Боль
  • Условное совместное производство
  • Пять агрегатов
  • эпоха Возрождения
  • Недуги
  • Три яда
    • Игнорирование
    • Отвращение
    • Жадность
  • Пять препятствий
  • Две истины
  • Десять кандалов
  • Освещение
  • Пустота
  • Факультеты
  • Сущность
  • Четыре благородных существа
  • Бодхичитта
  • Бодхисаттва
  • Татхагатагарбха
  • Паринирвана
  • Буддийская космология
  • Трилока
  • Кальпа
Школы и традиции
  • Тхеравада
  • Хинаяна
  • Махаяна
    • Дзен
    • Чистая земля
    • Тяньтай
    • Ничирен
    • Мадхьямака
    • Читтаматра
  • Буддийское движение далитов
  • Ваджраяна
    • Тибетский буддизм
    • Шингон
    • Дзогчен
  • Древний буддизм
  • Пресектантский буддизм
  • Восемнадцать древних школ
Ритуальные практики
  • Три убежища
  • Пуджа
  • Дхьяна
  • Заслуживает этого
  • Дон
  • Мораль
  • Пять заповедей
  • Отказ
  • Патимокха
  • Медитация
  • Мантра
  • Средства очищения
  • Концентрация
  • Мудрость
  • Четыре неизмеримых
    • Доброжелательность
    • Сострадание
    • Сочувствующая радость
    • Невозмутимость
  • Семь качеств пробуждения
  • Тридцать пять конфессиональных будд
  • Тридцать семь элементов пробуждения
  • Прити
  • Passaddhi
  • Вирья
  • Иддхипада
  • Пять сил
  • Сатипаттхана
  • Бхавана
  • Сатья
  • Буддийская медитация
  • Камматтхана
  • Anussati
  • Медитация на дыхании
  • Медитация душевного спокойствия
  • Интроспективная медитация
  • Парита
  • Абхиджня
  • Сиддхи
  • Шикантаза
  • Дзадзэн
  • Kan
  • Мандала
  • Тантризм
  • Tertön
  • Тонглен
  • Terma
  • Лосар
  • Вера
Региональные практики
  • Австралия
  • Бангладеш
  • Бельгия
  • Бутан
  • Бирма
  • Камбоджа
  • Китай
  • Корея
  • Соединенные Штаты
  • Франция
  • Индия
  • Индонезия
  • Италия
  • Япония
  • Лаос
  • Люксембург
  • Малайзия
  • Монголия
  • Непал
  • Россия
  • Словения
  • Шри-Ланка
  • Швейцарский
  • Тайвань
  • Таиланд
  • Тибет
  • Вьетнам
Тексты
  • Буддийский канон
  • Трипитака
  • Сутра
  • Виная
  • Гандхарские буддийские тексты
  • Китайские канонические тексты
  • Дхаммапада
  • Шурангама Сутра
  • Кангюр
  • Танджур
  • Калачакра тантра
  • Сутра сердца
  • Алмазная сутра
  • Лотос Сутра
  • Компендиум Blue Cliff
  • Сутра Пика Ваджры
  • Маха Вайрочана Сутра
  • Бардо Тёдол
  • Тибетская книга жизни и смерти
  • Книги Далай-ламы XIV
Основные цифры
  • Сиддхартха Гаутама
  • Майтрейя
  • Авалокитешвара
  • Амитабха
  • Брахма
  • Мара
  • Каундинья
  • Ассаджи
  • Сарипутта
  • Моггаллана
  • Ананда
  • Маха Кассапа
  • Ануруддха
  • Махакаччана
  • Нанда
  • Субхути
  • Пурна
  • Упали
  • Махапраджапати Гаутами
  • Хема
  • Уппалаванна
  • Асита
  • Чанна
  • Яса
  • Buddhaghosa
  • Нагасена
  • Бодхидхарма
  • Нагарджуна
  • Асанга
  • Васубандху
  • Ашока
  • Атиша
  • Падмасамбхава
  • Ничирен
  • Амбедкар
  • Далай Лама
  • Панчен-лама
  • Кармапа
Религиозные уставы
  • Монах
  • Монахиня
  • Новичок
  • Анагарика
  • Аджан
  • Саядо
  • Мастер дзен
  • Роуши
  • Лама
  • Ринпоче
  • Геше
  • Тулкоу
  • Мирянин
  • Ученик
  • Родословные
История
  • Буддийские советы
  • История буддизма в Индии
  • Столбы Ашоки
  • Греко-буддизм
  • Шелковый путь
  • Распространение буддизма по Великому шелковому пути
  • Упадок буддизма в Индии
  • История буддизма в Китае
  • Женщины в буддизме
  • Буддизм на западе
  • Нео-буддизм
Философия
  • Абхидхамма
  • Посвященный буддизму
  • Буддолог
  • Бог
  • Ненасилие
  • Насилие
Культура
  • пали
  • санскрит
  • Изобразительное искусство
  • Храмы и монастыри по странам
  • Храм Махабодхи
  • Храм Зуба
  • Будай
  • Тханка
  • Tr
  • Буддийский флаг
  • Флаг Тибета
  • Статуи Будды
  • Изумрудный будда
  • Восемь благоприятных символов
  • Колесо кармического существования
  • Мала
  • Мудра
  • Молитвенное колесо
  • Мантра
  • Ом мани падме хум
  • Похороны
  • Музыка
  • Упосатха
  • Васса
  • Наряд монахов
  • Вихара
  • Wat
  • Пагода
  • Канди
  • Календарь
  • Буддийские паломничества
  • Деревья в буддизме
  • Приготовлено
  • Вегетарианство
  • Поющая чаша
  • Ваджра
  • Колокол
Организации
  • Бельгийский буддийский союз
  • Буддийский институт (Камбоджа)
  • Китайская буддийская ассоциация
  • Буддийский союз Франции
  • Международный буддийский институт
  • Европейский буддийский союз
  • Всемирная буддийская организация
  • Буддийское общество (Соединенное Королевство)

Заключительное толкование

Веками эта космология казалась непостижимой для большинства ее изучающих, побуждая многих людей либо отрицать ее, либо буквально принимать на веру

Если принять ее буквально, то она будет не только отличаться от современной астрономии, но, что более важно, будет страдать от внутренних противоречий, нарушающих здравый смысл. Но эти самые противоречия тем не менее указывают направления к различным вариантам понимания космологии «Шримад-Бхагаватам», в свете которых она предстает как глубокая и сложная система мышления

Противоречия указывают на то, что они вызваны последовательными толкованиями, идущими в параллели друг к другу, при которых используются одинаковые текстовые элементы для выражения различных идей.

Для анализа был использован метод многоуровневого толкования, где каждый объект имеет различные значения в различных контекстах. Такой подход позволил выразить огромное количество информации в изображении или тексте, сокращая при этом объем работы. В то же время это означает, что сама работа не может быть воспринята как одноуровневое произведение и требует от читателя или наблюдателя понимания ее различных аспектов. Это может быть довольно сложным, если знание контекста было затеряно в веках.

В «Бхагавата Пуране» контекстуальный подход был признан наиболее подходящим, исходя из убеждения, что реальность в окончательном (полном) своем виде находится за пределами нашего ограниченного ума или произносимых слов. Это подразумевает, что буквальная модель реальности недостижима и потому может включать столько пониманий строения Вселенной, сколько необходимо.

Космология «Шримад-Бхагаватам» – это сложная система мышления со множественными слоями значений, как физических, так и метафизических. Она сочетает в себе практическое понимание астрономии с духовной концепцией для представления значимой картины мира и реальности.

Эволюция тел

Теперь давайте подробнее рассмотрим эволюцию биологических тел. В теории эволюции есть чёткое представление на этот счёт: мы все развились из одноклеточных организмов. В теории Дарвина говорится о прогрессивной эволюции, в рамках которой существа эволюционируют от низших форм к высшим. Другими словами, существует врождённая тенденция эволюционировать только в сторону улучшения. В данном случае мы говорим только о физической основе, потому что в контексте буддийского учения мы бы сказали, что существует огромная разница между физическими формами жизни, существующими на планете, и ментальным континуумом существ, перерождающихся в этих формах.

Раньше планету населяли динозавры, но сейчас их нет, они вымерли. Почему мы не можем переродиться динозавром в наши дни? В соответствии с научными теориями, около 66 миллионов лет назад катаклизм привёл динозавров к вымиранию, а млекопитающие (к которым относимся и мы, люди) стали развиваться дальше. В соответствии с теорией Дарвина мы бы сказали, что динозавры вымерли из-за того, что не прошли естественный отбор. «Выжили сильнейшие», как говорят. 

С буддийской точки зрения, для того чтобы кармические силы и потенциалы созрели, необходимо, чтобы появились подходящие обстоятельства. Обстоятельства, при которых можно переродиться динозавром, попросту отсутствуют в данный момент на нашей планете. Вместо этого есть многочисленные другие физические основы для перерождения. Они в будущем изменятся. Конечно, если в данный момент на какой-нибудь планете в другой части нашей Вселенной есть динозавры, то в соответствии с учением буддизма мы бы сказали, что там можно переродиться динозавром! 

В ходе дискуссии, которую Его Святейшество Далай-лама вёл с учёными, его спросили, могут ли компьютеры стать живыми существами, смогут ли они однажды обрести ум? Далай-лама дал интересный ответ: если компьютеры или роботы станут достаточно тонко устроены, чтобы они могли послужить основой для ментального континуума, то у нас нет причин полагать, что ментальный континуум не сможет в одной из жизней соединиться с полностью неорганической машиной в качестве основы-вместилища.

Это не означает, что компьютер – это ум. Это не означает, что мы можем искусственно создать ум в компьютере. Тем не менее, если компьютер будет устроен достаточно тонко, ментальный континуум сможет присоединиться к нему и использовать компьютер как физическое вместилище. Это куда более необычная и прогрессивная идея, чем теория Дарвина! 

Карта царства полубогов

Бху-мандала также может быть понята как карта царства полубогов. Одна любопытная характеристика Джамбудвипы состоит в том, что «Шримад-Бхагаватам» описывает все варши, включая и Бхарата-варшу, как небесные сферы, в которых обитают жители, продолжительность жизни которых достигает 10 тысяч лет. Такое понимание привело к тому, что некоторые ученые стали считать, будто индусы представляли иностранные земли как божественный рай. Но «Бхагавата Пурана» повествует и о варварах, живущих вне Индии, – гунах, греках, тюрках и монголах, – которых довольно трудно представить обитателями рая.

Можно предположить, что Бхарата-варша включает в себя непосредственно Земной шар, в то время как другие восемь варшей относятся к духовным обителям вне Земли. Это традиционное объяснение, принятое в Индии.

Тем не менее, наиболее понятное толкование Джамбудвипы состоит в том, что Бху-мандала предназначалась для описания обители полубогов. Как и другие толкования, данное объяснение Бху-мандалы основывается на группе последовательных высказываний «Бхагавата Пураны».

Прежде всего, надо учесть огромные размеры гор и земной поверхности в Джамбудвипе. Например, про Индию говорится, что она занимает 72000 мили с севера на юг, а Гималаи имеют 80 000 милей в высоту.

Древние индийцы часто ходили в паломничества пешком по стране, поэтому они, безусловно, знали размеры Индии. Почему же тогда «Шримад-Бхагаватам» дает такие нереалистичные размеры? Ответ состоит в том, что Джамбудвипа удваивает все размеры, так как является моделью небесной обители, где все представлено в других масштабах. Полубоги и другие существа, населяющие это царство, описываются в огромных размерах.

Почему «Бхагавата Пурана» описывает Джамбудвипу одновременно и как часть земли, и как часть небесного мира? Потому что существует связь между двумя мирами. Для более четкого понимания этой мысли примем идею о параллельных мирах. Это показано на примере истории из «Шримад-Бхагаватам», когда йогиня Читралекха похитила Анируддху в городе Дварака и таинственно перенесла его во время сна в другой город.

Помимо перемещения внутри обычного пространства, мистические возможности позволяют проникать в другой континуум. Классическим примером параллельного континуума является трансцендентное царство Кришны Вриндаван, которое безгранично простирается и существует в параллельном мире вплоть до земного Вриндавана в Индии.

Санскритская литература изобилует историями о параллельных мирах. Например, Махабхарата рассказывает историю о том, как принцесса змеев Улупи похитила Арджуну, когда тот принимал омовение в Ганге. Улупи переместила Арджуну в воды реки планеты змеевидных существ, существующих в другом измерении.

Мистические путешествия объясняют, как миры полубогов связаны с нашим миром, то есть как Джамбудвипа-небесное царство соприкасается с Джамбудвипой-Землей или частью Земли.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: