Введение
Настройте свой ум
Многие современные практики Дхармы, включая и меня самого, занимаются учениями Дхармы бог знает сколько лет, но ум у нас остаётся твёрдым, как полено. Когда нам кажется, что жизнь складывается удачно, мы счастливы, но когда наши планы идут наперекосяк, мы страдаем и зачастую даём волю целой буре эмоций, а это тревожный знак того, что учение нам в одно ухо вошло и в другое вышло. Мы оказываемся в растерянности: «Разве можно на самом деле искоренить все свои привычки? Или хотя бы как-то поправить их? Можно ли хотя бы представить, что я когда-то достигну такого уровня, где каждое моё движение будет практикой Дхармы?» Мы похожи на учеников автошколы, которые, наблюдая, как их инструктор то и дело быстро переключает передачи, смотрит в зеркало заднего вида и жмёт на тормоз, думают: «Неужели я когда-нибудь научусь водить?»
В махаяне есть текст «Сутра, испрошенная Матисагарой», в которой Будде задают интересный вопрос. Если действительно «истина» и «просветление» идеи невыразимые, как могут обычные заблуждающиеся существа вроде нас даже надеяться стать учениками на пути к просветлению? Будда ответил: «Проявляя почтение к тем, кто учит нас этому невыразимому пути. Стойте, когда они стоят; воздавайте им почести и приветствуйте вежливыми и учтивыми словами; защищайте их; подражайте им; предлагайте им одежду, еду, кров, лекарства и другие материальные блага или просто восхищайтесь их делами, радуйтесь их достоинствам и не замечайте их недостатки». Так он объяснил, как нужно «выполнять практику невыразимого», и указал, что сердце практики Дхармы заключается не в количестве произносимых нами мантр и не в длительности медитации, но просто в повседневных действиях.
Посмотрите, например, как мы поступаем с людьми, которых недолюбливаем. Хотя немногие из нас нажили настоящих заклятых врагов, всем нам приходится регулярно иметь дело с людьми, которые нас раздражают. Для новичков можно считать практикой, если они спокойно избегают конфронтаций. Но если вы связались с самым несносным человеком на земле, то возьмите пример с Атиши. Когда Атиша отправился в Тибет, он взял с собой самого невыносимого человека, который был способен вывести из себя кого угодно. Атиша держал его при себе, чтобы обеспечить себе богатые возможности для практики терпения. Допустим, мы неспособны заходить так далеко, но, столкнувшись с раздражающим спутником, от которого невозможно уклониться, мы по крайней мере можем воспользоваться возможностью сделать раздражение предметом своей практики.
Однако главное, что хотел сказать Будда: состояние нашего ума обязательно отражается в наших повседневных реакциях. Например, как быстро меняется ваше настроение, когда рушатся ваши планы? Бывает, вы чувствуете себя прекрасно, но вот каким-то ветром навеет целую кучу воспоминаний о пережитых когда-то эмоциональных кризисах, и вы снова и снова оживляете в памяти все мучительные подробности. Вы оказываетесь в таком состоянии, что не в силах не поделиться с кем-то своим горем, звоните другу. Он внимательно слушает, пока вы, нисколько не заботясь о последствиях, изливаете на него свои страдания, и вскоре ваш друг впадает в состояние уныния и тревоги, подобное вашему. Какой в этом смысл? Поскольку вы начинающий бодхисаттва, то, если вам угодно предаваться своим страданиям, делайте это в одиночку. Не втягивайте никого в свои эмоциональные причуды, особенно если вы практикуете тонглен и обещали принимать на себя страдания всех живых существ, а не делиться с ними своими страданиями.
Кинопроизводство
Кхьенце Норбу появился в фильме Бернардо Бертолуччи 1993 года « Маленький Будда» и в качестве консультанта «контролировал все ритуалы и жесты, совершаемые тибетскими монахами» .
Кьенце Норбу написал и снял четыре фильма, отмеченных наградами: «Кубок» (1999), за которые New York Times назвала его «прирожденным режиссером»; Путешественники и волшебники (2003), первый полнометражный фильм, снятый в Бутане ; Вара: Благословение (2013) и Хема Хема: Спой мне песню, пока я жду (2016).
Он появляется в документальном фильме « Тулку» 2009 года , где обсуждает буддизм и свои взгляды на феномен тулку .
«Вара: Благословение» (2013) открыла знаменитый южнокорейский международный кинофестиваль в Пусане . Впервые южнокорейский фестиваль не открылся ни местным корейским, ни китайским фильмом.
«Хема Хема: Спой мне песню, пока я жду» , премьера которого состоялась на фестивале в Локарно в 2016 году, и получила почетную награду от жюри премии Platform Prize на Международном кинофестивале в Торонто в 2016 году . В фильме изображен таинственный ритуал в лесу, где все участники замаскированы, критики хвалили его за «изображение сложных буддийских тем, таких как нарушение прав человека, путем сопоставления их с современными темами, такими как анонимность в Интернете.
В его последнем фильме «В поисках женщины с клыками и усами» (2019) рассказывается история скептического предпринимателя, ищущего духовного совета, который консультируется с эксцентричным буддийским монахом, который предсказывает неминуемую смерть человека, если только он не сможет найти неуловимую женщину с клыками.
О чем эта книга
Буддизм
Самадхи
Дзонгсар Джамьянг Кхьенце Чокьи Лодро (1893–1959) — один из величайших буддийских мастеров Тибета прошлого века, держатель линий передач всех основных школ тибетского буддизма, убеждённый приверженец внесектарного движения риме, признанный проявлением активности несравненного Джамьянга Кхьенце Вангпо.
В первой половине книги представлены неформальные истории из жизни Кхьенце Чокьи Лодро, его учителей, учеников, друзей и родственников, которые собрал и пересказал Оргьен Тобгьял Ринпоче и которые издаются на западных языках впервые. Очень личные, наполненные юмором и простой правдой жизни — эти истории, дополненные чёрно-белыми архивными фотографиями, рисуют трогательный портрет простого человека, который в то же время являлся величайшим мастером тибетского буддизма. Они позволяют читателю из первых уст узнать о его характере и привычках, а также о различных событиях его повседневной жизни и яркого духовного пути.
Во второй части книги представлена подробная духовная биография Джамьянга Кхьенце Чокьи Лодро, написанная одним из самых близких и талантливых его учеников — Дилго Кхьенце Ринпоче. Рассказывая о жизни и освобождении своего горячо любимого учителя, Дилго Кхьенце раскрывает его образ как воплощение самого Будды и с помощью его вдохновляющей биографии указывает нам направление, ведущее к достижению просветления.
Оглавление
Предисловие
Вступительное слово переводчиков на английский язык
Вступительное слово Дзонгсара Джамьянга Кхьенце Ринпоче
Вступительное слово Оргьена Тобгьяла Ринпоче к русскому изданию
Вступительное слово переводчика русскоязычного издания
Воспоминания о Ринпоче
Вступление
1. Ранние годы Кхьенце Чокьи Лодро
2. Монастырь Кхатог
3. Монастырь Дзонгсар
4. Регент монастыря Кхатог
5. Основание шедры Кхамдже
6. Ранние годы в лабранге Кхьенце
7. Летний походный лагерь
8. Повеления духам
9. Мастера и кхенпо
10. Истории монастыря Дзонгсар
11. Истории о лабранге Кхьенце
12. Духовные супруги
13. Потаённые святые места
14. Царь Йонру
15. Паломничество из Деге в Сикким
16. Монастырь Дзонгсар после отъезда Чокьи Лодро в Индию
17. Сикким
18. Паломничество по святым местам Индии
19. Последний месяц в Сиккиме
20. Дилго Кхьенце Ринпоче
Удивительная роща деревьев, исполняющих желанияБиография Джамьянга Кхьенце Чокьи Лодро
Краткое описание удивительной гирлянды перерождений
«Великая биография» Джамьянга Кхьенце Чокьи Лодро
Часть 1. Обычная биография
Часть 2. Отдельное объяснение особой биографии
Примечания
Библиография
Купить книгу
в Лабиринте
Образование
До двенадцати лет Кьенце Норбу учился во дворцовом монастыре короля Сиккима . Отражая необычную несектантскую традицию линии Кхьенце, он считает своими коренными учителями учителей всех четырех основных школ тибетского буддизма (ср. Сакья , Гелуг , Ньингма , Кагью ). Он учился у нескольких влиятельных современных мастеров, особенно у Дилго Кхьенце . После отъезда из Сиккима он учился в колледже Сакья в Раджпуре, а затем посещал SOAS, Лондонский университет .
С юных лет он активно участвовал в сохранении буддийского учения, создавал центры обучения, поддерживал практикующих, издавал книги и преподавал по всему миру. Дзонгсар Кхьенце Ринпоче руководит своей традиционной резиденцией в монастыре Дзонгсар и его ретритными центрами в восточном Тибете, а также своими новыми колледжами в Индии (в Бир и Чоунтре ( Химачал-Прадеш )) и Бутане. Он также основал центры в Австралии, Северной Америке и на Дальнем Востоке.
В 1989 году Дзонгсар Кхьенце Ринпоче основал Siddhartha’s Intent , международную буддийскую ассоциацию некоммерческих центров, большинство из которых являются общенациональными обществами и благотворительными организациями, с основным намерением сохранить буддийские учения, а также повысить осведомленность и понимание многие аспекты буддийского учения выходят за рамки культур и традиций.
Работая с тибетскими беженцами на севере Индии, Кьенце Норбу был поражен отсутствием внимания средств массовой информации к ужасным страданиям тысяч детей. В 1993 году он основал светский благотворительный фонд «Белый лотос», призванный служить самым обездоленным и забытым детям посредством образования.
Добровольно потратив свое время и ресурсы на создание начальной инфраструктуры, Кьенце Норбу вдохновил других по всему миру, независимо от духовных традиций, помочь Белому лотосу стать глобальной волонтерской сетью единомышленников-гуманистов. Международные последователи его работы и его видения основали свои собственные сети в Великобритании, Канаде, Австралии, Германии, Франции, Гонконге и Тайване с целью поддержки программ LO в Индии и Камбодже.
В 2002 году Lotus Outreach была зарегистрирована как некоммерческая организация 501 (c) (3) в южной Калифорнии, чтобы создать американский центр инфраструктуры, посвященный обеспечению образования, здоровья и безопасности подвергающихся риску и эксплуатируемых женщин и детей в Индия и Камбоджа. Его международный совет директоров, состоящий исключительно из добровольцев, продолжает собирать средства и повышать осведомленность жителей своих стран о проблемах, связанных с бедностью и эксплуатацией в Азии.
В 2001 году Дзонгсар Кхьенце основал Фонд Кхьенце. Это некоммерческая организация с заявленной целью «действовать как система патронажа для учреждений и отдельных лиц, занимающихся практикой и изучением мудрости и сострадания Будды».
Послание Дзонгсара Кхьенце Ринпоче в связи с уходом Его Святейшества Чотрала Сангей Ринпоче
Его Святейшество йогин Чатрал Ринпоче
Уход Чатрала Сангье Ринпоче знаменует собой окончание целой эры. Внезапно мы потеряли стража, который усердно охранял Будда-Дхарму в целом и Ваджраяну в частности, а особенно тибетский буддизм и линию Ньингма.
Кхьябдже Чатрал Ринпоче
Слово «чатрал» означает йогина-аскета, который отрекся от всего. Обычно имена даются как ярлыки. Но для того, кто сейчас уходит в паринирвану, имя Чатрал было не просто ярлыком. Он был совершенным образцом и воплощением того, что в действительности значит слово «чатрал».
В этом долгом жизненном промежутке, длившемся более 102 лет, этот человек сделал столь много, был связан с некоторыми из величайших существ, стал мастером для многих мастеров, учил и стал гуру для того, кто обнаружил 14 Далай-ламу Тендзина Гьятцо – известного как Йонгдзин Гьялцаб Рандренг Ринпоче. Однако тот же самый человек не смог бы похвастать ни единым монастырем, институтом или дхарма-центром. В его кругу не пребывало атрибутов вроде позолоченных крыш и тронов. Он был Чатрал в истинном смысле.
Но не совершайте ошибки: многие ламы вроде меня самого, которые шумят громче всех, примеряют на себя самые шокирующие имиджи и путешествуют по всем углам и уголкам мира, не достигли почти ничего в сравнении с этим человеком, который, казалось бы, вообще никогда ничего не делал, кроме того, чтобы не дать остыть своей подушке для медитации. А если уж он и проявил себя в каком-либо действии, то это был человек, тративший 99.99% всего, что имел, на спасение жизней животных. Так что для невежественных существ вроде нас с вами попытка выразить великие качества этого просветленного существа подобна попытке измерить глубину и ширину неба.
Чатрал Ринпоче в горах
И всё же я могу выразить одно, из всего немногого, что я знал об этом человеке: в Будда-Дхарме столько испытаний для нас, в том числе и все те шарлатаны, что напрямую вредят самому образу Дхармы. Преодолеть их смогут те, кто поступает правильно, кто выглядит безмятежным, праведным и моральным, и кто никогда никого не огорчает. Но это зачастую ведет нас лишь к следующему испытанию, преодолеть которое еще труднее. Ведь тот, кто всё делает правильно, праведно и морально, взвалив на себя бремя неогорчения людей, в конце концов становится жертвой политической корректности и превращается в лицемера.
За свою недолгую жизнь я встречал очень немного нелицемерных существ, и он был одним из них. Он занимался только делом, не вел ни с кем никаких переговоров и, конечно же, ни единого слова Дхармы не продал за деньги. Неоднократно он отказывался склониться перед власть имущими.
Он заставлял многих из нас, лицемеров, содрогнуться. Мы просто знали о том, что он всё еще жив и дышит где-то между Силигури и Парпингом – и наши сердца сжимались. Хоть нам никогда не довелось его увидеть, особенно в последние годы его жизни – и мне самому было отказано в аудиенции более 20 раз – одно его присутствие на Земле сокрушало лицемерие.
Чтобы выразить наше почтение, благоговение и мольбу – да сохраним в наших жизнях мы, последователи этого человека, практику освобождения живых существ, (например, отпускание на волю рыб), особенно в течение этого месяца.
Дзонгсар Кхьенце Ринпоче