Яички что означает

Отвечает иеромонах Адриан (Пашин):

Хорошие книги по этому вопросу: C. Зеньковский «Русское старообрядчество», Н. П. Каптерев «Патриарх Никон и Царь Алексей Михайлович».

«Придерживаться старой веры», как это понимают старообрядцы значит фактически находиться в расколе с Вселенской Церковью, т. к. старообрядцы всех направлений, за исключением единоверов, едины в одном — в непризнании православности Вселенской Православной Церкви.

Вопрос об употреблении одного из видов крестного знамения, признанных Русской церковью равноспасительными, не является насущной проблемой для нашего спасения. Креститься двумя перстами не является грехом, но для некоторых людей может быть соблазном, т. к. в течение 3-х столетий это крестное знамение считалось «раскольничьим». На поместных соборах 1918 и 1971 гг.. Русская церковь признала равноспасительность старых обрядов, но конечно, те, кто не общается с Вселенской Церковью находятся в сомнительном положении. Как верные чада Православной Церкви мы можем посоветовать Вам ни в коем случае не разрывать общение с Русской Православной Церковью и постараться отнестись со смирением к некоторому неприятию старых обрядов среди некоторых ее чад.

Единоверческая церковь возникла как путь возвращения старообрядцев, находящихся в расколе, во Вселенскую Церковь. «Единоверие» значит, что вера одна, вера Вселенской Православной Церкви. Смотрите: /news/001127/01.htm Это такая же православная церковь, как и другие, там служат священники, рукоположенные нашими епископами, и поминается Святейший Патриарх Алексий.

Разница в нанесении крестного знамения разными вероисповеданиями/

Религия – в это слово каждый человек вкладывает свой смысл и понимает его по-разному. На сегодняшний день насчитывается огромное количество религий, которые схожи или различны между собой.

Наиболее распространенными и исповедуемыми, пожалуй, являются христианство, иудаизм и ислам. Несмотря на то, что в век информационных технологий каждый человек имеет доступ к практически любой информации, многие люди не знают в чем суть каждой религии, что между ними общего и чем собственно они отличаются друг от друга. Сегодня мы предлагаем поговорить о различии наложения крестного знамения в разных религиях.

Откуда пошло выражение «толочь в ступе воду», и где ее «толкут» до сих пор

Заведомо бессмысленная работа как раз и подпадает под это выражение, причем в разных странах и даже регионах России подобная фраза может звучать несколько иначе, например, «носить воду в решете».

Считается, что конкретно выражение «толочь в ступе воду» родилось в Средневековье. В те времена в монастырях провинившихся монахов якобы заставляли заниматься такой бесполезной работой, то есть перемалыванием воды в деревянной ступке. Говорят, что более тяжелого наказания для человека даже придумать трудно: редкие монахи выдерживали эту пытку долго, чтобы не сойти с ума.

Кстати, нечто подобное до сих пор используется в японских тюрьмах. Стоит отметить, что это самые чистые и тихие заведения для заключенных в мире, однако они считаются и самыми страшными на нашей Земле. И как раз потому, что заключенных в них заставляют «толочь в ступе воду». Конечно, не в буквальном смысле, но узникам здесь приходится делать нечто подобное, например, складывать бумажные листы и потом опять их разворачивать.

К этому добавим, что в японских тюрьмах запрещается разговаривать, что-то просить и даже поднимать глаза от пола, а спать разрешается только на спине. Понятное дело, что сойти с ума в таких условиях очень легко, поэтому эти места заключения, не смотря на их медицинскую стерильность и тишину, считаются самыми неблагоприятными для пребывания человека.

Источник

Возникновение обряда каждения

Дело в том, что сам обряд каждения возник в христианском богослужении далеко не сразу. Есть мнения, что христиане привыкли к благовониям в то время, когда вынуждены были собираться на свои богослужения в погребальных катакомбах. Там были погребения не одних только христиан. Хоронили в этих катакомбах и язычников, и иудеев. По традиции, при посещении посетители воскуряли благовония возле могил. Это было связано с тем, что могилы невозможно было плотно закрыть каменной плитой, и тленные запахи просачивались из погребальных локул.

Первоначально же христиане не видели необходимости в каждениях, используя самые простые обряды, которые происходили (как и послехрамового периода иудейские) из традиций симпозиумов. Собрание христиан было молитвенным пиром веры и средоточием его были — чаша с Вином и Хлеб.

Источники фразеологизмов

У любого образного выражения имеется собственная история происхождения, зачастую объяснения этимологии случаются неоднозначные.

Появление «толочь воду в ступе» иногда связывают с конкретным фактом в истории: в монастырях в качестве наказания монахов заставляли этим заниматься. При языковом сопоставлении оказывается, что оборот «привязан» к обычаю наказания, а не возник из него.

Славяне считали ступу не только необходимым предметом домашней утвари, но и средством, помогающим избавиться от болезни, «истолочь» в ней недуги людей и животных.

Этот часто соотносится со временем зарождения на Руси христианской религии, когда священнослужителям приходилось вступать в борьбу с волхвами и кудесниками, для которых толочь воду в ступе было обычным делом. К бесполезным занятиям относили христианские священники подобные действия, не желая понимать их настоящего значения.

Но кудесники совершали свою работу не бесцельно: они придавали воде магические свойства. Поверья о «живой» и «мертвой» воде жили в народе с глубокой древности, люди пользовались всевозможными способами наговора на нее. Волхвы толкли воду до полного очищения, закладывая в нее затем любую необходимую информацию. Очищенную кудесниками воду использовали для приготовления пищи, изготавливали из нее лекарственные снадобья.

Вода быстро скрывает любые следы, поэтому писание по ней многие народы уже давно образно определяли как заведомо ненужное и бесполезное дело. Выражение «писать на воде» можно встретить у древнегреческих и римских мыслителей и поэтов, таких как Платон, Софокл, Катулл. Оно широко распространялось в повседневной речи людей, по-своему обогащаясь. (Например, написание на материале, неспособном долго храниться (песке, снеге, ветре), в переносном смысле тоже обозначало бессмысленное, бесполезное дело).

Экспрессивности и образности придает этому сочетанию выбор орудия действия: вилы, палец, веточки и прутики. В народной речи, например, даже существовало выражение «сорока хвостом на воде писала».

Самым широким по употреблению является фразеологизм «писать вилами по воде». Предметом дискуссий лингвистов-историков фразеологии стали «вилы», именно лексическое значение этого слова вызывает разные мнения по поводу этимологии фразеологического оборота.

Самым популярным является объяснение выражения с точки зрения материалистической реальности: если по водной глади любым предметом, следов не останется. Зыбкий материал для записи, выполненной таким неудобным, служащим иным целям орудием, свидетельствует о недостоверности и сомнительности начертанного.

Гадание по воде издавна пользовалось популярностью у славянских народов. Но, как объясняют ученые, употребление существительного «вилы» в форме творительного падежа указывает не на начертанные водные знаки, а на орудие для письма.

Существует мифологическая основа объяснения выражения. Суть его заключается в том, что когда-то крестьяне, охраняя себя от проделок водяного, в момент заговора чертили косой или ножом на воде крест. Это суеверие породило и писание по ней вилами. А значение, указывающее на сомнительность и неясность, сложилось в результате недоверия народа к таким заклинаниям. Подобное толкование обычно считают неверным прежде всего потому, что вилы символически олицетворяли орудие дьявола, использовать их против нечистой силы не соответствовало языческой вере.

Славянская мифология называет «вилами» рожденных из воды, тумана и утренней росы русалок, обитавших в озерах, родниках, колодцах. Они считались очень шаловливыми мифическими существами, которые были не прочь подшутить над людьми, а также предсказать их судьбу. Пророчества русалки чертили на водной поверхности, и прочесть записи было по силам редкому человеку. Вследствие этого о неосуществимом и несбыточном стали выразительно говорить: «вилами по

История праздника Дня Крещения Руси

К XVI в. источники впервые фиксируют то, как определяли себя большинство населения страны, работавшего на земле: русское слово «крестьянин» означает «христианин», имя, которое было для жителя страны самым дорогим. Тогда же появляется понятие «Святой Руси» –– как места, принадлежащего Богу. Этот момент, вероятно, можно считать завершением Крещения страны. Но отмечать особый праздник в этой связи было при этом как-то не принято: верой просто жили. Так было столетия.

А потом пришли времена всеобщего отступления от Христа – последовали 70 лет безбожия. «Духовное возрождение» началось с конца 1980-х – именно в 1988 г. о значимости Крещения заговорили на государственном уровне. С 1990-х начался процесс, который многие называют «вторым Крещением» страны. Наши соотечественники, утратившие даже элементарные знания о христианстве, впервые за десятилетия вспомнили о своих корнях – иногда, правда, принимая за «истоки нашей культуры» нечто совсем иное.

«Крещение Руси-Украины»

Первоначально праздник возник именно с подачи тогдашнего президента Украины В.А.Ющенко. Названия «Киевская Русь» и «Украина» в именовании праздника – не случайны. Он имел отчетливый националистический подтекст.

Как видим, на первом плане здесь «сильное государство» причем именно «украинского народа» (понятие, появившееся не ранее XVII в.), его «цивилизационное влияние», вопросы же веры – вторичны. Так религия была использована для конструирования своего рода «альтернативной истории» Руси с доминированием одной из ветвей восточного славянства. Как известно, в Киеве до сих пор именуют Владимира «великим украинским князем», то же говорят, например, о Ярославе Мудром. Впоследствии другой президент уже назовет всех других восточных славян «очень дальними родственниками», не имеющими право на «наследство Киевской Руси»…

Статус праздника в наши дни, как отмечают его в России

В России и Белоруссии он принадлежит к числу «памятных дат», отмеченных в гражданском календаре.

Праздник имеет больше духовное значение, будучи посвящен событию, которое навсегда изменило судьбу народа. Именно поэтому Церковь, приняв это установленное государством празднование, встречает его колокольным перезвоном. В столице первый удар колокола звучит со звонницы Храма Христа Спасителя, затем ему вторят другие столичные церкви. А в Белоруссии в некоторых храмах, монастырях в этот день служится по древнему чину особая, крещальная литургия: во время нее совершается чин Крещения.

А молятся в этот день:

  • о духовном единстве славянских народов, которому служило Крещение Руси;
  • о том, чтобы происходящее сейчас «второе Крещение» приводило ко Христу все новых Его чад.

Мудрый Экклезиаст писал:

«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл.1:9).

Было. И не раз. Но проносились бури, оканчивались суетные «политические реформы», манипуляции историей, а оставались – вера, Церковь, которую, по слову Христа, не одолеют врата ада. Именно об этом говорит праздник.

Наталья Сазонова

Филькина грамота

В отличие от Тришки с кафтаном или Кузьки с его загадочной матерью, Филька — личность вполне историческая. Это глава Русской православной церкви, митрополит Московский Филипп Второй. Был он человеком недальновидным, забывшим, что наипервейшей обязанностью московского первосвященника является усердное отдавание кесарю кесарева, вот и поругался на свою беду с царем-батюшкой Иваном Грозным. Вздумал, понимаешь ли, разоблачать кровавые злодеяния царского режима — писать правдивые рассказы о том, скольких людей царь пытал, замучил, пожег и потравил. Царь обозвал митрополитово писание «Филькиной грамотой», побожился, что все Филька врет, и заточил Фильку в далекий монастырь, где митрополита почти сразу прикончили подосланные убийцы.

Странные формы первых кадильниц

Из Египта распространилась традиция в богатых домах иметь курильницы для благовоний. Часто это были на высоких ножках бронзовые неглубокие чаши. В домах римской знати имелись подвесные переносные курильницы на цепочках, которые крепили на специальные Г-образные подставки.

Возможно, что подобным образом были устроены золотые кадильницы с драгоценными камнями, которые император Константин Великий подарил римскому епископу Сильвестру, для Латеранской базилики.

Однако каждения в привычном смысле тогда, в IV веке, еще не совершалось.

Кадильницы начали широко использовать во второй половине V века, когда стали популярны торжественные шествия, наподобие нынешних Крестных ходов. Тогда кадильницы выглядели скромно. Это были бронзовые чашки с плоскими, длинными ручками. Иногда кадильницы были невысокими цилиндрами с ручками. Они сопровождали такие шествия, окуривая процессию в самой голове.

Кадильница указанного типа на византийской миниатюре XII века

Появились и стационарные курильницы, подарки ктиторов. Такие курильницы изготавливались из серебра и золота и были сделаны в виде архитектурных сооружений с окошками, через которые можно было дуть на уголь, не давая ему затухнуть. Такие курильницы устанавливали обычно на невысоких колонах-постаментах у алтарной преграды или на самой преграде.

Стационарная кадильница, Византия-Сирия, VI век

Первые кадильницы на цепочках нам известны с шестого века. Обычно это серебряные глубокие чашки с медальонами, на которых рельефно изображены святые. Такие кадила свидетельствуют о развитии церковного богослужения, каждение во время Литургии становится естественным. Соответственно, ему придают и особое значение.

Фрагмент мозаики VI века с кадилом на цепочках, базилика Сан-Витале, Равенна

Кадило VI века, Византия-Сирия

Кадило VI века, Византия

Кадило с цепочками на мозаике с образом первомученика Стефана из Михайловского Златоверхого Собора, Киев, XII век

Где находятся поселения староверов

Кроме тех, кто остался в России после реформ Никона, в настоящее время в страну продолжают возвращаться староверы, долгое время прожившие в изгнании за ее пределами. Они, как и прежде, чтут свои традиции, разводят скот, обрабатывают земли, воспитывают детей.

Очень многие воспользовались программой переселения на Дальний Восток, где много плодородных земель и есть возможность сложить крепкое хозяйство. Несколько лет назад в Приморье благодаря той же программе по добровольному переселению вернулись староверы из Южной Америки.

В Сибири и на Урале существуют деревни, где прочно обосновываются староверческие общины. На карте России много мест, где процветает старообрядчество.

Идиоматический перевод «Толочь воду в ступе»

Breton
bezañ beleg
Толкования:
,

Английский
to beat the air/wind

Английский
to chase a rainbow
Толкования:
,

Английский
To draw a blank
Толкования: Английский , , , ,

Английский
to grope in the dark
Толкования:
, ,

Английский
To pull the devil by the tail.
Толкования:
,

Английский
To beat the air.
Толкования:

Английский
to flog/beat a dead horse
Толкования:
,

Английский
to chase moonbeams
Толкования:

Болгарский
Дърпам дявола за опашката
Толкования:

Болгарский
Да си играеш с огъня
Толкования:

Боснийский
Vući vola za rogove

Греческий
(κάνω) μια τρύπα στο νερό
Толкования:

Испанский
Martillar en hierro frío.
Толкования:
,

Испанский
dar palos de ciego

Испанский
to throw punches at the air

Испанский
Lanzar golpes al aire

Испанский
Lanzar puños al aire
Толкования:
, ,

Испанский
Dar vueltas a la noria.

Испанский
quedarse en blanco
Толкования:

Испанский
irse el santo al cielo
Толкования:

Испанский
dar palos al agua

Итальянский
Menare il can per l’aia
Толкования:

Итальянский
Prendere il diavolo per la coda

Итальянский
dare colpi/colpire alla cieca

Итальянский
(fare) un buco nell’acqua
Толкования:

Китайский
竹籃打水
Толкования:
,

Китайский
徒勞無功
Толкования:

Неаполитанский
(fá) nu buco/pertuso/buscio dint’a ll’acqua

Немецкий
Luftlöcher schlagen

Немецкий
Einen Schlag ins Wasser tun / einen Reinfall erleben

Немецкий
leeres Stroh dreschen
Толкования:

Немецкий
Wie der Fisch auf dem Trocknen.
Толкования:

Польский
uderzać na oślep

Португальский
Enxugar gelo
Толкования:

Португальский
malhar em ferro frio
Толкования:

Португальский
com os pes para a cova

Португальский
Bater as botas
Толкования: Португальский ,

Румынский
a bate apa în piuă (să se aleagă untul)

Русский
Переливать из пустого в порожнее
Толкования:

Русский
Сотрясать воздух

Русский
биться как рыба об лёд
Толкования:

Сербский
Млатити празну сламу

Сербский
Ударати у празно

Сербский
Udarati u prazno

Сербский
mlatiti praznu slamu
Толкования:

Сербский
Uhvatiti vola za rogove.
Толкования:
, , ,

Турецкий
başarısız olmak

Турецкий
sıfır çekmek

Турецкий
havanda su dovmek

Турецкий
seytani kuyrugundan yakalamak

Турецкий
Isıtıp ısıtıp önüne koymak
Толкования:
,

Украинский
Товкти воду в ступі
Толкования:

Украинский
битися як риба об лід (як риба на ятері, у саку)

Французский
Donner un coup d’épée dans l’eau.
Толкования:
,

Французский
Faire chou blanc
Толкования:
, ,

Французский
Tirer le diable par la queue.
Толкования:
,

Французский
battre l’eau/l’air/le vent

Французский
pisser dans un violon
Толкования:
,

Французский
Donner un coup d’épée.

Эсперанто
Batadi sin kiel fiŝo kontraŭ glacio
Толкования:

Эсперанто
Verŝi aeron al aero
Толкования:

Эсперанто
Pisti akvon
Толкования:

Эсперанто
Tordi / plekti ŝnurojn el sablo
Толкования:

Японский
空回りする

Страдать херней

Если разобраться, ничего неприличного в слове «хер» нет. Так называлась в старославянском алфавите буква «х», а также любой крестик в форме буквы «х». Когда крестом вычеркивали ненужные места в тексте, это называлось «похерить». Старый алфавит со всеми азами и буками окончательно отменили в начале XX века, и слово «хер», выйдя из использования, через полстолетия превратилось в синоним другого коротенького слова на «х» (вы знаете какого). А заодно стало казаться непристойным и распространенное выражение с похожим корнем — «страдать херней». Hernia по-латыни означает «грыжа», и именно этот диагноз добрые военные врачи чаще всего выставляли детям обеспеченных мещан, которым не хотелось служить в армии. Каждый пятый горожанин-призывник в России в конце XIX века исправно страдал херней (крестьянам же она чаще всего была не по карману, и их забирали служить куда активнее).

В чем разница между православными христианами и староверами?


Фото: Flickr.com Православными христианами принято считать тех, кто признает учения официальной церкви – РПЦ. Старообрядцы тоже верующие, но они не согласились с реформами Никона, поэтому отошли от позиции официальной церкви.

Экспертами, специализирующимися на богословии, определено около десятка принципиальных моментов, по которым можно понять, в чем отличия между православными и староверами. Они касаются организации и проведения церковных церемоний, толкования Библии, внешнего вида, некоторых бытовых вопросов.


Фото: Flickr.com

Необходимо отметить, что и среди старообрядцев не существует однородности. Здесь выделяют определенные течения, представители которых отличаются уже между собой, оставаясь при этом старообрядцами. Отличия православных от старообрядцев заключается в следующем:

  1. Крест у старообрядцев, в отличие от православного, имеет 8 концов. К привычному для верующих крестику добавляется прямая перекладина сверху и косая в самом низу. Это момент, в котором согласия нет между самими старообрядцами. Существуют отдельные течения, которые признают другие формы креста для ношения и совершения богослужений.
  2. Старообрядцы признают исключительно земные поклоны. А у православных в обиходе еще и поясные.
  3. Одна из реформ Никона касалась категорического запрета креститься двумя пальцами, как было принято раньше. Появился специальный указ, который предписывал исключительно троеперстное знамение, то есть православные могут креститься только тремя пальцами, сложенными вместе. Старообрядцы категорически отказались подчиняться нововведению, сравнивая троеперстное знамение с кукишем. Двумя пальцами старообрядцы крестятся до сих пор.
  4. Нательным символом у старообрядцев издавна считался 8-конечный крестик, располагавшийся внутри 4-конечного. Принципиальное отличие от православных обычаев заключается в том, что на нем категорически не наносится изображение распятого Иисуса Христа, что повсеместно используется в христианстве.
  5. По-разному православные христиане и старообрядцы записывают имя Бога. Причем вариантов большое множество, они содержатся в молитвах и трудах богословов. По оценкам экспертов таких разночтений насчитывается более 60.
  6. В ходе проведения богослужения православные христиане держат руки по швам. Старообрядцы во время службы скрещивают руки на груди.
  7. В старообрядчестве утвержден категорический отказ от табачной продукции и алкогольных напитков. Только в нескольких старообрядческих толкованиях принятых моделей поведений допускается употребление спиртного по великим религиозным праздникам. Однако и в этих случаях максимум не более трех рюмок.
  8. Старообрядцы заметно отличаются от православных по внешнему виду. Если в православном храме женщины могут находиться в платках, шапках или косынках, завязанных сзади на узел, то в старообрядческих храмах женщинам предписано быть только в платке, заколотом булавкой под подбородком. В одежде старообрядцев не допускается наличие ничего яркого и разноцветного. Мужчинам рекомендовано носить рубашки на старорусский манер навыпуск. Образ дополняет пояс, который условно разделяет тело человека на верхнюю духовную часть и нижнюю, считающуюся грязной.
  9. Даже в повседневной жизни приверженец старообрядческой церкви не может носить галстуки. Их ассоциируют с Иудой Искариотом, называя Иудиной удавкой. Также строго запрещается брить бороды.

Это основные моменты, по которым можно отличить православного христианина от старообрядца. Остальные нюансы не такие существенные и принципиальные.

Разновидности кадил

Традиционным видом кадила считается образец с закрытой чашей, подвешенной на 4 цепочках. Однако самым ранним видом приспособления для храмового курения благовоний является кацея. Она представляет собой сосуд круглой или прямоугольной формы, к которому прикреплена длинная деревянная ручка.


Самое большое в мире кадило

Интересно: самой большой в мире кадильницей является сосуд, который называется Ботафумейро. Он находится в соборе Сантьяго-де-Компостела, расположенном в испанской провинции Галисия. Уже более 700 лет 80-ти килограммовую конструкцию заполняют 40 кг. углей и ладана. Для приведения её в движение требуются усилия 8 взрослых мужчин.

Обычаи и традиции староверов

Нынешний уклад жизни староверов практически не отличается от того, которым несколько веков назад пользовались их деды и прадеды. В таких семьях чтят историю и традиции, переходящие из поколения с поколения. Детей учат почитать родителей, воспитывают в строгости и послушании, чтобы в дальнейшем они стали надежной опорой.

С самого раннего возраста сыновей и дочерей приучают к труду, который у староверов в большом почете. Работать приходится много: староверы стараются не покупать продукты в магазине, поэтому выращивают овощи и фрукты на огородах, в идеальной чистоте содержат скотину, многое для дома делают своими руками.

Они не любят рассказывать о своей жизни посторонним людям, и даже имеют отдельную посуду для тех, кто нагрянет в общину «со стороны».

Чтобы вычистить дом, используют только чистую воду из освященного колодца или источника. Баню считают нечистым местом, поэтому крестик перед процедурой обязательно снимают, а когда заходят после парной в дом, обязательно умываются чистой водой.

Очень большое внимание староверы уделяют таинству крещения. Окрестить младенца стараются в течение нескольких дней после его рождения

Имя выбирают строго по святцам, причем для мальчика — в течение восьми дней после появления на свет, а для девочки — в диапазоне восьми дней до и после рождения.

Все атрибуты, используемые при крещении, некоторое время держат в проточной воде, чтобы они стали чистыми. Родителей на крестины не допускают. Если мама или папа станут свидетелями обряда, то это плохой знак, который грозит разводом.

Что касается свадебных традиций, то под венец не имеют права идти родственники до восьмого колена и родственники «по кресту». Во вторник и четверг свадьбу не играют. После бракосочетания женщина постоянно носит головной убор шашмуру, появиться без него на людях считается большим грехом.

Траур старообрядцы не носят. По обычаям, тело покойника омывают не родственники, а выбранные общиной люди: мужчину омывает мужчина, женщину — женщина. Тело кладут в деревянный гроб, на дне которого лежит стружка. Вместо крышки — простыня. На поминках покойного не поминают спиртным, а его вещи раздают нуждающимся как милостыню.

Богослужебное значение каждения

Теперь к каждению относились как глубокому символу Воплощения. Сама кадильница виделась образом Богородицы, вместившей в себя Огнь несгораемый и благоуханный — Христа, в углях и фимиаме. Само благоухание означало присутствие Божие, и это выражалось в символике каждения в начале Всенощного бдения, где священник с кадилом символизирует хождение Бога среди первых людей в Раю. На Херувимской песни каждение означало священную жертву Самого Христа Своему Отцу Небесному. Именно в силу такого насыщения образов и прообразов кадило становилось символической иконой и требовало особого подхода и к самому каждению и виду инструмента каждения — кадильнице. До сих пор в каждом храме кадильница является украшением богослужебного чина и отношение к ней благоговейное как у духовенства, так и у прихожан.

Архимандрит Алипий (Светличный)

Правила использования кадильницы

Христианская традиция предусматривает строгий ритуал использования кадильницы, описывающий действия священнослужителей от момента разжигания углей до процесса окуривания помещения храма.

Как правильно разжигать

Для розжига обычной церковной кадильницы используют спрессованные таблетки древесного угля и небольшие кусочки ладана. Перед началом богослужения диакон проводит подготовку необходимых материалов, которая заключается в следующих действиях:

  • нагревание угольных таблеток при помощи плитки;
  • используя пинцет положить разогретый уголь в кадильницу;
  • небольшие кусочки ладана разложить около тёплой древесины;
  • плотно закрыть крышку.


В процессе сгорания ладана в кадиле выделяется фимиам

В домашних условиях розжиг угля для кадила можно проводить при помощи лампады, оснащенной специальным приспособлением из проволоки — «паучком». Его можно использовать для курения благовоний, при этом внимательно следя за положением фитиля

Интересно: современные кадильницы часто оснащают встроенными нагревательными элементами, которые позволяют разогревать угли непосредственно в чаше.

Каждение в храме (как, кому заниматься и когда)

Окуривание храма благовониями — одна из самых торжественных частей божественной службы. Его протяжённость зависит от времени совершения богослужения.

  1. Полное каждение проводится во время Утрени и Вечерни. Оно начинается в алтарной части, а затем охватывает весь храм. Благовонным дымом окуривают все святые образы, настенные росписи и молящихся в храме людей.
  2. Малое каждение совершают на Божественной Литургии. Оно охватывает территорию алтаря, иконостаса и амвона, с которого фимиам распространяется на прихожан.

По традиционному церковному канону каждение могут совершать священнослужитель в сане священника. Но чаще всего эту обязанность возлагается на дьякона.

В православии принято совершать поясной поклон на каждое движение кадила, но при этом необходимо помнить о более строгом правиле — стоять в храме всегда лицом к алтарю. Соблюсти оба предписания помогут звонцы, звенящие при каждом движении священнослужителя.

Крестное знамение староверов делают двумя перстами

Икона Христа Пантократора с двуперстным жестом. Таким образом складывают пальцы при крещении староверы. По символике старообрядческая церковь объясняет это так: каждый палец воплощает одно из трех лиц Бога (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух), сложенные вместе они образуют Святую Троицу. Два других пальца символизируют божественную и человеческую природы Христа.

Чуть согнутый средний палец по отношению к выпрямленному указательному, показывает уничижение Христа своей божественной природы. При крещении староверы сначала подносили руку ко лбу, затем опускали на грудь (в области сердца), клали на правое, а потом на левое плечо.


Схема как правильно креститься: вначале подносим правую руку ко лбу, далее к груди, а затем к правому и левому плечу

Последнее китайское предупреждение

Если вы родились раньше 1960 года, то и сами прекрасно помните происхождение этого выражения, ибо не забывается такое никогда. А вот последующие поколения уже были лишены счастья наблюдать за противостоянием США и Китая на рубеже 50–60-х годов XX века. Когда в 1958-м Китай, возмущенный тем, что авиация и флот США поддерживают Тайвань, опубликовал свою гневную ноту, названную «Последнее предупреждение», мир вздрогнул от ужаса и затаил дыхание в ожидании Третьей мировой. Когда спустя семь лет Китай издавал уже четырехсотую ноту под тем же самым названием, мир выл от восторга. Так как, кроме бумажек с грозными словами, Китаю нечего было противопоставить Штатам, а Тайвань все же сохранил независимость, которую Пекин не признает до сих пор.

Кадильницы на Руси

Считается, что до XVII века в Русской Церкви преимущественно пользовались ручными кадильницами – кацеями (кация). Такие кадильницы особенно распространены у староверов до сих пор. Их сегодня активно используют и во время греческих богослужений не только в скитах и монастырях, но и на торжественных архиерейских служениях.

Русская кацея

Скорее всего, кадильницы на цепочках были известны еще в ΧΙ веке на Руси. На это намекают выдержки из древних монастырских уставов и Устав Софийского Новгородского собора. А также мозаика Михайловского Златоверхого монастыря, изображающая св. Стефана именно с кадильницей на цепочках. Такая же мозаика имеется в алтаре Софиивского собора в Киеве. Дошла до наших дней и кадильница святителя Филиппа Московского ΧΩΙ века, она тоже на цепочках.

Кадило, Россия, XVI век

Однако самые роскошные кадильницы стали изготавливаться в царских мастерских в дар монастырям и соборам с XVII века. Они, в основном из серебра и золота, выглядели как модели храмов. Украшенные драгоценными камнями, чернью, эмалями были настоящим произведением ювелирного искусства. Это свидетельствовало, как много значения имело в богослужении каждение и занимало богатую смысловую часть.

Толкование каждения

Теперь каждение начинает восприниматься как важный акт богослужения. Дым напоминает о древней праведной жертве Авеля. Дым ассоциируется со Шхиной (присутствие Бога), которое сопровождало Ковчег Завета в виде огненного столба ночью и днем в виде дымного столба. Каждение иллюстрировало слова из Откровения Иоанна Богослова: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр. 8:3-4). И 2-й стих 140-го Псалма, который любили произносить во время богослужений: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя».

Танцевать от печки

А здесь мы имеем немного печальный, но поучительный пример того, как от целого писателя не осталось почти ничего. Вам что-нибудь говорит имя Василия Слепцова? Не расстраивайтесь, вы не одиноки. Слепцова сегодня знают лишь эрудированные специалисты по русской литературе. Ему просто не повезло: он родился и жил одновременно с Толстым, Достоевским и прочими Тургеневыми. Вот и остались от Слепцова в памяти народной три слова. В романе «Хороший человек» герой вспоминает, как в детстве его мучили уроками танцев — ставили к печке и заставляли идти танцевальным шагом через зал. А он то скосолапит, то носок вывернет — и опять его гонят танцевать от печки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: