Валеология: понятие и главные принципы

Немного о валеологии

Валеология — это наука, изучающая внутренние резервы человеческого организма, пути их увеличения. Она заботится о сохранении здоровья во вредных условиях. В этом ее отличие от медицины, которая занимается только лечением больных людей или, в лучшем случае, профилактикой заболеваний.

Молодое учение подверглось резкой критике со стороны академической науки и церковных служителей. А затем, когда его включили в качестве учебного предмета в систему образования, это вызвало сильный общественный резонанс и неприятие. Это было связано с рядом ошибок: не было единой концепции преподавания, опытных преподавателей.

В настоящее время учение набирает все большую популярность, хотя преподавание в качестве учебной дисциплины, к сожалению, остается до сих пор только на факультативной основе и лишь в некоторых учебных заведениях в нашей стране.

Четкой грани между валеологией и другими медицинскими науками нет. Более всего ее интересы взаимосвязаны с гигиеной, санологией и патологией. Так как она является довольно-таки молодой научной дисциплиной, ее структура находится еще в стадии формирования. Но все же можно выделить общую и специальную валеологию .

Общая валеология включает в себя цели, задачи, методы, историю создания. Специальная — это медицинская, педагогическая, профессиональная, семейная, социальная, экологическая валеология.

Научно-образовательные организации

  • Учебно-научно-исследовательский институт валеологии Южного Федерального университета открыт в 1998 году, директор — проф. Кураев Г. А., переименован в Учебно-научно-исследовательский институт биомедицинских информационных технологий в 2013 году.
  • Кафедра физиологии человека и животных и валеологии КемГУ, заведующий — Э. М. Казин, д.б.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, член Международной академии наук высшей школы.
  • Кафедра валеологии НГЛУ им. Н. А. Добролюбова (ранее — кафедра физического воспитания и спорта), заведующий — доцент А. И. Остапенко.
  • Институт здоровья и экологии человека ЧГПУ, директор — д.п.н., профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, член ряда «общественных академий»: ПАНИ, МАНЭБ и МАНПО З. И. Тюмасева.
  • Кафедра валеологии и безопасности жизнедеятельности человека Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, заведующий — Ефимова, Валентина Михайловна, доцент, к.б.н., руководитель лаборатории возрастной физиологии и валеологии биологического факультета, лауреат Премии АР Крым в области науки и техники.
  • Кафедра валеологии МГТУ им. Н. Э. Баумана (факультет биомедицинских технологий)
  • Кафедра валеологии и экологии. Южно-Уральский государственный университет. — заведующий — Исаев Александр Петрович, д.б.н., профессор

Что такое валеология – общая информация

Сегодня существует несколько определений понятия валеология.

  1. Направление, объединяющее несколько наук с целью изучения резервов организма, которые обеспечивают постоянное развитие и сохранение здоровья человека под влиянием изменяющихся внешних факторов.
  2. Совокупность знаний о здоровом образе жизни.

Предмет науки – изучение индивидуального здоровья человека и резервов его организма, основ здорового образа жизни.

Метод валеологии – количественная и качественная оценка здоровья, объемов его резервов. При этом научные методы являются уникальными, так как применяются исключительно для валеологии. На основе полученных характеристик можно оценить уровень здоровья и внести коррективы в образ жизни человека.

Основная цель валеологии – задействовать максимальный объем резервов жизнедеятельности, унаследованный человеком при рождении, а также поддержание его адаптационных способностей к условиям внешней и внутренней среды.

Важные качества

  • аналитическое мышление;
  • склонность к исследовательской работе;
  • хорошая память;
  • концентрация внимания;
  • эмоциональная устойчивость;
  • наблюдательность;
  • доброжелательность;
  • педагогические способности;
  • нервно-психическая устойчивость;
  • развитое словесно-логическое мышление;
  • грамотная, четкая речь;
  • оперативная и долговременная память;
  • личная организованность, умение управлять собой;
  • способность понимать поведение людей — социальный интеллект;
  • организаторские способности;
  • активность и инициативность;
  • ответственность;
  • высокая общая культура;
  • хорошая физическая форма.

Где учиться на Валеолога (образование)

Профессию валеолога можно получить в ВУЗах на факультете «Валеология» или, имея базовое образование психолога, социального педагога, пройти переквалификацию по специальности «Валеолог».

Вузы

  • Институт наук о жизни и биомедицины ДВФУ

    Лечебное дело

    6 лет

    220 000 ₽/год

    25
    бюджетных мест

  • Медицинский факультет

    Лечебное дело

    6 лет

    86 930 ₽/год

    20
    бюджетных мест

  • Лечебный факультет РНИМУ им. Н. И. Пирогова

    Лечебное дело

    6 лет

    330 000 ₽/год

    255
    бюджетных мест

  • Лечебный факультет МГМСУ им. А.И. Евдокимова

    Лечебное дело

    6 лет

    340 000 ₽/год

    255
    бюджетных мест

Зарплата валеолога на август 2022

Россия 19500—30000₽

Москва 50000—50000₽

Оплата труда зависит от региона проживания, места работы, загрузки. Как правило, валеологами работают психологи, врачи и педагоги по совместительству. В целом, зарплата валеолога находится на уровне оплаты труда медицинских работников.

Интересные факты

С 1996 года Российский институт профилактической медицины (Санкт-Петербург) начинает проводить ежегодные национальные конгрессы «Профилактическая медицина и валеология».

С 1996 года Южным Федеральным Университетом издается научно-практический журнал «Валеология». C 2004 года журнал «Валеология» входит в список журналов ВАК.

Какими личностными качествами должен обладать валеолог

Для валеолога в первую очередь важно уметь аналитически мыслить – ведь в ходе своей профессиональной деятельности он должен:

  • анализировать состояние людей на разных уровнях,
  • находить связь между психологическим и физическим состоянием,
  • определять уровень влияния внешней среды,
  • искать способы улучшения ситуации.

Также важен интерес к исследовательской работе, наблюдательность, умение концентрироваться и хорошая память. Кроме того, невозможно переоценить значимость эмоциональной и нервно-психический устойчивости специалиста.

Валеолог должен обладать педагогическими навыками, быть доброжелательным и коммуникабельным, иметь высокий социальный интеллект. Также важны:

  • инициативность,
  • активность,
  • ответственность,
  • организаторские способности,
  • самодисциплина.

Для валеолога важно быть в хорошей физической форме и иметь высокую общую культуру, в том числе уметь грамотно говорить и писать

Основные проблемы

Какими проблемами занимается валеология? Что такое наука о здоровом образе жизни? Наиболее популярными и многочисленными проблемами являются:

  • ожирение;
  • гипертония;
  • атеросклероз;
  • аутоиммунные заболевания;
  • депрессивные состояния;
  • раковые опухоли и многие другие.

Все чаще появляются новые хронические формы заболеваний. Решаются данные проблемы не только при помощи медицины, но и частично путем создания лучших условий для жизни и профессиональной деятельности.

Немаловажную роль также играют проблемы с окружающей средой, в том числе ее загрязнение, повышенный уровень радиации, недостаточный витаминный состав продуктов питания, отсутствие чистой питьевой воды и так далее. Все эти факторы могут стать причиной генетических преобразований, и не в лучшую сторону.

Физическая активность снижается вследствие механизации и автоматизации ручного труда. Из-за отсутствия активности возникают различные патологические состояния. Этими проблемами и занимается валеология. Что такое здоровье? В данном контексте его следует рассматривать в качестве непрерывного процесса адаптации к социальной и внешней среде.

Действующие принципы валеологии

 Основными принципами, на которых базируется учение, являются:

  1. Структурность, так как человек – открытая биосоциальная система, поэтому для его оздоровления нужен системный подход.
  2. Энергетический и информационный принципы, потому что человека нельзя рассматривать отдельно от биосферы Земли, он является ее частью.
  3. Принцип познаваемости, т.е. сведения, полученные в результате исследований, не прошедшие достаточную проверку временем, используются таким образом, чтобы не навредить.
  4. Детерминизм нацелен на выявление факторов устойчивости организма, распознавание и устранение всевозможных рисков.
  5. Принцип развития отслеживает, как меняется стратегия здорового образа жизни от полученных результатов, а также от меняющейся внешней среды.
  6. Изучение основных законов здоровья с помощью анализа исторического опыта прошлого человечества является принципом историзма.
  7. Принцип интегративности включает объединение опыта ученых всех стран и методов различных наук.
  8. Сохранение здоровья вопреки вредным внешним изменениям с помощью принципа гомеостаза – способности обеспечивать стабильность внутренней среды.
  9. Человек приспосабливается к внешним изменяющимся условиям за счет своих ресурсов – так действует принцип адаптивности. Но если резервных возможностей организма не хватит, это может сломать адаптационный механизм.

Насколько ценным для вас является здоровье? Безусловно, иметь хорошее здоровье – это действительно важно. Но вы задумывались о том, насколько это зависит от вас самих? Валеология — это наука, которая учит быть ответственными за свой образ жизни, принимать активное участие в сохранении и укреплении своего здоровья. И мы думаем, это научное направление имеет полное право на существование и развитие

И мы думаем, это научное направление имеет полное право на существование и развитие.

Объект изучения валеологии

Главной темой изучения валеологии является индивидуальное здоровье человека как категории качества жизни. Это наука ставит своей целью восстановление, укрепление и улучшение здоровья, а также привития таких необходимо важных навыков, как активный образ жизни, правильный отдых, рациональная физическая нагрузка, сбалансированное питание, чистота и гигиена. Немаловажным считается развитие правильных отношений между мужчиной и женщиной, человеком и доктором.

Эта научное направление включает в себя воспитание тех качеств, которые непременно станут спутниками здоровой и успешной повседневной жизни. Итак, что такое валеология и что она изучает? Это учение о ЗОЖ, которое рассматривает такие разделы, как:

  • Личная гигиена и гигиена половых отношений.
  • Детское физическое и психологическое здоровье.
  • Хорошее самочувствие и долголетие.
  • Массажные процедуры.
  • Сбалансированное и правильное питание.
  • Меры реабилитации после перенесенных заболеваний.
  • Уход за пациентами.
  • Физические нагрузки, спорт и различные виды упражнений.

Актуальность валеологии

Как известно, на здоровье человека оказывает влияние не только уровень медицины и наследственность, хотя и это немаловажно, но и совокупность природных и социально-экономических условий жизни. Стрессовые ситуации в современном мире – это почти норма

В какой-то степени, стресс является необходимостью для того, чтобы организм мог функционировать нормально. Однако часто бывает так, что этот уровень повышается и достигает критической отметки, что может крайне негативно сказываться на здоровье человека и приводить к различным видам физических и эмоциональных расстройств.

Ведь что такое валеология!? Наука о здоровье, а здоровье, как известно, – это отсутствие болезней, а также психологических проблем, в том числе стрессовых состояний, депрессии и так далее. Чрезмерное физическое или умственное напряжение, гиподинамия, разного рода психологические отрицательные состояния могут привести к химическому дисбалансу внутренних систем организма. Что хорошего произошло в прошлом веке? Стоит отметить значительное сокращение числа заболеваний. Также произошло увеличение средней продолжительности жизни. Очевидными являются успехи в профилактике и лечении инфекционных заболеваний.

Валеология – наука о здоровье детей и взрослых

Что такое детская валеология? Как только человек появляется на свет, он начинает активно познавать самого себя. Как это ни странно, но до введения в научный обиход термина «валеология» науки о здоровье вообще не существовало, хотя именно здоровье является самым главным фактором при оценке всего процесса жизнедеятельности человека.

Существует такое понятие, как педагогическая валеология. Ее основными категориями является валеологическое образование, обучение, воспитание и культура. Валеология в саду учит детей правильно относиться к собственному здоровью, вырабатывает рациональное отношение к питанию, прививает правильные привычки по уходу за своим телом и так далее.

Результатом постепенного возрастного валеологического образования, в идеале, должна стать здоровая культурная личность, со знанием своих генетических, физиологических и психологических возможностей, способная применять определенные методы и средства контроля, чтобы не только поддерживать себя здоровым, но развиваться дальше в этом направлении. Занятия по валеологии направлены на распространение знаний о здоровом образе жизни на окружающих.

Особенности профессии

Функциональные обязанности валеолога зависят от сферы его деятельности.

В научно-исследовательских организациях его работа заключается:

  • в оценке конечных результатов деятельности органов здравоохранения и показателей здоровья;
  • в планировании видов медицинской помощи;
  • в определении социально-профилактической направленности по укреплению и сохранению здоровья населения;
  • в разработке и внедрении методик и средств сохранения и укрепления здоровья;
  • в применении современных методов профилактики заболеваний, пропаганде здорового образа жизни, наглядной агитации, рационального питания.

При работе в образовательных учреждениях в его обязанности входит:

  • проведение научно-обоснованного комплекса мероприятий, направленного на укрепление здоровья учащихся и улучшение условий их обучения;
  • составление расписания занятий с учетом чередования умственной и физической активности;
  • проведение групповых и индивидуальных валеологических исследований;
  • проведение диагностической, консультативной и коррекционной работы с учащимися и педагогами валеологической направленности;
  • внедрение в учебный процесс комплекса профилактических мероприятий в условиях школьного обучения: подбор школьной мебели, оптимальное рассаживание учащихся и т.п.

При работе в медицинских учреждениях

  • участие в мероприятиях по сохранению и укреплению здоровья, выявлению факторов риска, коррекции образа жизни, снижении преждевременной смертности и выхода на пенсию по инвалидности, пропаганде медицинских и санитарно-гигиенических знаний и здорового образа жизни средствами гигиенического обучения и воспитания населения;
  • организация и контроль за деятельностью медицинских работников по своему профилю;
  • взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний;
  • организация лекториев, школ, семинаров для различных групп населения по вопросам охраны здоровья;
  • анкетирование при проведении социологических исследований населения по вопросам медико-гигиенического образования, выявления факторов риска, коррекции образа жизни.

Какие заболевания лечит валеолог?

Традиционная медицина избавляет организм от различных заболеваний путем их лечения, а валеология использует другие методы лечения.

Заболевания, которые лечит валеолог, точнее основа лечения любой болезни – это создание особого состояния организма, когда факторы, вызывающие болезнь просто не возникают. Цель валеологии в лечении заболеваний – познание и формирование механизма выявления проблем с организмом и отклонений от нормы. Все это позволяет валеологу предупредить развитие заболевания еще до его появления.

Валеолог – это специалист, который формирует, развивают и сохраняют человеческое здоровье.

Валеолог лечит заболевания и решает проблемы организма:

  • Психические проблемы здоровья.
  • Проведение полной диагностики состояния организма. 
  • Составление эффективного плана по оздоровлению организма. 
  • Решение теоретических вопросов здоровья, как физического, так и психического. 
  • Лечение сезонных заболеваний и проведение профилактических мероприятий. 
  • Информирование населения о валеологии и ее возможностях.

Предмет валеологии

Отрасль относят к молодым наукам, активное развитие которых выпадает на начало 20 века. В переводе с латинского языка термин «valeology» происходит от слов «быть здоровым». Человек, занимающийся этим направлением, должен пропагандировать активный образ жизни, заниматься спортом и активно следить за своим здоровьем.

Основной задачей валеолога, или вальвеолога, является изучение потенциала человеческого организма. Если сравнивать с другими медицинскими дисциплинами, то они направлены на изучение состояния пациента в период заболевания и после, в то время как валеология направлена на исследование резервов человеческого организма в разные периоды жизнедеятельности.

С 1980-х годов эту методику начали преподавать в школах с биологическим уклоном, а через несколько лет — в высших учебных заведениях. К основным задачам направления можно отнести:

  • Формирование здорового образа жизни и популяризацию спортивных занятий.
  • Мотивацию на здоровье и повышение культуры знаний о психофизиологии.
  • Создание и подготовку валеологической литературы для преподавателей, педагогов, инструкторов и учителей в разных учебных заведениях.
  • Обязательную подготовку программы для обучения и повышения квалификации валеологов.
  • Развитие творческой и интеллектуальной активности, связанной с этой наукой.

Специалисты валеологического образования делят науку на две основные части: общую и частную. К последней можно отнести медицинскую отрасль и педагогическую. Медицинская занимается диагностикой организма между состояниями здоровья и болезни. В её основе — поддержка здоровья и предупреждение заболеваний путём разработки советов и рекомендаций для обеспечения активного образа жизни. Педагогическая валеология занимается образовательной системой и подачей информации для разных возрастных категорий с целью сохранения и укрепления здоровья.

Методы дисциплины

Основой крепкого здоровья является правильная и точная диагностика. На сегодняшний день наиболее точным вариантом считается индивидуальная компьютерная методика. Она позволяет оценить не только физическое, но и психическое состояние человека и помогает врачам поставить точный диагноз. Кроме этого, медики могут использовать и другие методы:

  • Социометодолгия. В основе метода — коммуникация между людьми для проведения опросов и заполнения анкет. Это помогает определить и изучить среднестатические показатели для разных вопросов здоровья. Без социальной методолгии невозможно составление научной литературы, ведь это теоретическая база не только для общего анализа, но и для детального изучения.
  • Математические методы. Благодаря им осуществляется обработка сведений и опросов, проведённых предыдущим способом. В России работают центры валеологизации, занимающиеся точными вычислениями.
  • Комплексный анализ. Техника используется для составления программ и материалов по изучению ЗОЖ. Анализ важен для работников кафедр валеологии, психологов и фельдшеров.

Элементы науки

Валеология не может существовать без влияния других медицинских отраслей — только в комплексе можно говорить о качественном результате и эффективности. К основным составным частям дисциплины можно отнести морфологию или анатомию здоровья, физиологию и психологию. Последняя помогает дать характеристику психическому состоянию и моральному самочувствию.

Направление используют

Организаторы

 Алмазова Людмила (Москва),    Мастерская здоровья (Москва),    Образовательный Интернет-проект «Эко-Здрав Клуб»  (Москва),   Проект «Место Силы»  (Москва),   Факультет Духовной Культуры  (Москва),   Центр Елены Курилиной  (Москва),    Центр развития «Источник силы»  (Москва),    Сибирский институт интегративной медицины «Ли Вест»  (Челябинск),    Традо  (Санкт-Петербург),    Уральский центр оздоровления и совершенствования человека в делах, финансах, отношениях «Успеха терапевт»  (Екатеринбург),    Академия человека  (Красноярск),    Правка Атланта. Холод Дмитрий  (Пермь),    Центр психологической коррекции веса Екатерины Коченковой  (Челябинск),    Центр раскрытия творчества «Эльбэль» (Новороссийск)  (Черноморское побережье),   Центр творчества и развития «Зеркало»  (Санкт-Петербург),    Школа возрождения FeniX21r  (Чебоксары),    Центр здоровья биоактивных напитков Нони «Моринда»  (Воронеж),   Ольга Владимировна Лопатина  (Новосибирск),   ООО «Мария»  (Ростов-на-Дону),    Алла Орлова Мак  (Нижневартовск).

Ещё организаторы 12

Тренеры

  Дамир Калимулин  (Москва),    Екатерина Лукьяновна Членова  (Москва),    Елена Астионенко  (Москва),   Ирина Карачурина  (Москва),    Людмила Алексеевна Алмазова  (Москва),    Маргарита Леонидовна Каширина  (Москва),    Ринат Тагирович Ханбек  (Москва),    Валентина Фёдоровна Дядюшкина  (Москва),   Вера Дао  (Москва),    Дмитрий Горковский  (Москва),    Дмитрий Шаменков  (Москва),    Мариам Эдуардовна Шатилова  (Москва),    Муджибур Рахман  (Москва),    Наталья Бормотова  (Челябинск),    Станислав Лосев  (Харьков),    Сергей Павлович Чермошенцев  (Новосибирск),    Сергей Владимирович Костюкевич  (Санкт-Петербург),    Татьяна Александровна Курганова  (Уфа),    Татьяна Андреевна Пястолова  (Челябинск),    Ольга Юрьевна Грузденко  (Омск).

Ещё тренеры 24

Консультанты

  Дамир Калимулин  (Москва),   Ирина Карачурина  (Москва),    Людмила Алексеевна Алмазова  (Москва),    Маргарита Леонидовна Каширина  (Москва),   Вера Дао  (Москва),    Муджибур Рахман  (Москва),    Нина Александровна Антонова  (Москва),    Наталья Страхова  (Харьков),    Елена Савилова  (Воронеж),    Ольга Георгиевна Щербань  (Санкт-Петербург),    Наталья Бормотова  (Челябинск),    Ольга Калита  (Киев),    Сергей Владимирович Костюкевич  (Санкт-Петербург),    Татьяна Александровна Курганова  (Уфа),   Татьяна Георгиевна Павлова  (Барнаул),    Юлия Афанасьевна Прошева  (Новосибирск),    Ольга Игоревна Зенкова  (Красноярск),    Максим Шевелёв  (Тула),    Наталья Анатольевна Шестеркина  (Нижневартовск),    Кристина Рафиковна Рзаева  (Киев).

Ещё консультанты 9

Примеры здорового образа жизни[править | править код]

Примерами здорового образа жизни является жизненный путь, таких разных на первый взгляд, знаменитых людей, таких как полководец Александр Суворов, писатель Лев Николаевич Толстой, врач Николай Михайлович Амосов…

Абсолютно здоровый образ жизни вел Иисус Христос. И физически, и духовно Он был таким, каким Господь хотел видеть все человечество, если бы человек следовал Его завету: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

Образ жизни Александра Васильевича Суворова до сих пор является примером для нынешнего поколения.
Денщик прославленного полководца А. Суворова отмечал аскетизм и величайшую силу духа и смирение этого замечательного человека: «Его простота, воздержность, терпеливость, чуждая всякой неги, сродняли его с воинами, любившими его, как отца. Он примером своим учил, их переносить все трудности жизни. — Любя простоту, даже до первобытной бедности человечества, Суворов иногда показывался во всем своем блеске, во всех своих звездах и орденах, по это было в торжественные Царские дни, в святой Церкви, где он преклонял седое чело до земли, и пел за дьячка духовныя песни»

Поучительно представление о здоровье, режиме дня, физических нагрузках, нравственном воспитании графа Толстого Л. Н. Прав великий писатель, состояние человека нельзя разделить на физическое и нравственное, организм реагирует на внешние проявления состоянием духовно и физически, духовная подавленность, грусть и печаль вызывают болезни. Для того, чтобы сберечь свою нравственную и физическую силу, необходима постоянная деятельность.
Примером своей жизни Толстой утверждал культ здоровой трудовой жизни. Его отказ от вредных привычек носил принципиальный характер.
Первую часть дня он посвящал физическим упражнениям и зарядке. Его зарядка больше напоминала тренировку спортсмена и продолжалась не менее часа. Зарядку сменяла прогулка, неизменная в любое время года: пешая, когда расстояние в пять—шесть километров покрывалось быстрыми толстовскими шагами или верхом на лошади.
Утро продолжал полезный физический труд. Толстой был убежден, что труд — самая важная нравственная обязанность каждого человека. Полезный физический труд сменялся трудом творческим. Толстой освоил все основные виды спорта. Причем в каждом из них преуспел. Он был замечательным спортсменом: отлично плавал, блестяще ездил верхом, с молодых лет владел виртуозной джигитовкой. В круг его интересов входили велоспорт, гимнастика и, конечно, шахматы. отправная посылка знаменитой толстовской теории «надо быть ближе к природе». Вредно любое излишество, придуманное цивилизацией. Согласно этой теории в жизни писателя возникло вегетарианство как культ простой пищи; пристрастие к естественным тканям: полотну, холстине, батисту; особый ритм жизни, ее по—крестьянски трудовой настрой.

Другое дело врач Амосов, как настоящий учёный, он экспериментировал над самим собой, разработал основные принципы здорового образа жизни, систему оздоровительной физкультуры.

Амосов неоднократно отмечал, что физкультура не главное, чтобы быть здоровым надо быть честным, много работать и ясно мыслить. Он писал в дневниках: «эксперимент с физическими супернагрузками нужен мне для того, чтобы телесная немощь не помешала трудиться голове».

Кто такой валеолог?

Валеолог – высококвалифицированный специалист, который дает практические рекомендации относительно укрепления здоровья, профилактики заболеваний и ведения здорового образа жизни. Поскольку данный специалист имеет медицинское образование, он также может проводить научные исследования в данной области. Результат профессиональной деятельности валеолога – повышение качества жизни населения.

Как отдельная наука валеология возникла совсем недавно – в конце ХХ века. Ее возникновение стало результатом того, что ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) решила изменить саму концепцию современной медицины: из системы лечения болезней она должна превратиться в конструктор здоровья. Эту идею отражает и название науки валеология, которое происходит от латинского valeo, что в переводе означает «быть здоровым».

Работа валеолога охватывает преимущественно области эргономики, психологической гигиены и охраны труда. Чаще всего валеологи работают в исследовательских центрах, а также в образовательных и медицинских учреждениях. Должностные обязанности отличаются в зависимости от места трудоустройства. Например, если валеолог работает в научно-исследовательском центре, то в ходе работы ему нужно:

  • оценивать показатели здоровья у населения и результаты деятельности медучреждений;
  • планировать виды медицинской помощи;
  • определять социально-профилактическое направление мер, призванных сохранить и укрепить здоровье;
  • разрабатывать и внедрять средства и методики, способствующие сохранению и укреплению здоровье населения;
  • пропагандировать здоровый образ жизни и применять современные профилактически методы.

Основные должностные обязанности валеолога в медицинском учреждении включают в себя:

  • пропаганду санитарно-гигиенических и медицинских знаний, а также здорового образа жизни, с использованием методов гигиенического воспитания и обучения граждан;
  • участие в мероприятиях, призванных укреплять здоровье населения, снижать преждевременную смертность и выявлять факторы риска;
  • информирование населения и младших медработников посредством СМИ, информационных плакатов и стендов относительно профилактики заболеваний – как инфекционных, так и неинфекционных;
  • организацию и контролю деятельности медработников по соответствующему профилю;
  • проведение анкетирования населения в рамках исследований, посвященных коррекции образа жизни, определению факторов риска, медико-гигиенической грамотности и так далее;
  • проведение лекций и семинаров, организация образовательных учреждений для просвещения населения в вопросах, касающихся охраны здоровья.

Свои задачи есть и у валеолога, который работает в учебном заведении. В частности, он должен:

  • проводить мероприятия, направленных на то, чтобы укрепить здоровье учащихся и улучшить условия учебы;
  • грамотно составлять расписание занятий, принимая в расчет необходимость того, чтобы умственная и физическая активности школьников чередовались;
  • проводить валеологические исследования, как индивидуальные, так и групповые;
  • внедрять в образовательный процесс меры профилактики: выбирать эргономическую школьную мебель, правильно рассаживать учеников и так далее;
  • проводить с учениками и педагогами мероприятия коррекционного, консультативного и диагностического характера.

Общее в работе валеолога независимо от места работы – пропаганда здорового образа жизни и информирование населения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: