Где была русь и как она стала россией

Племена восточных славян и их жизнь до единого государства

До прихода Рюрика на территории Руси проживало большое количество разных племенных союзов, как славянских, так и финноугорских. Летописи сообщают нам о наиболее крупных из них: поляне, словене ильменские, кривичи, дреговичи — всем им с течением времени было суждено стать ядром будущего единого государства.

Однако не все принимали добровольно новые порядки — древляне, например, несколько раз восставали против князей единой Руси, а вятичи, проживавшие на территории нынешних Московской и Рязанской областей, последними вошли в состав Киевской Руси — при Владимире Святом.

Расселение восточных славян. (forum.molgen.org)

Жизнь в племенных общинах того времени регулировалась так называемым «Законом Русским» — так исследователи называют совокупность правовых норм, с теми или иными различиями, существовавшими практически во всех славянских племенных союзах до появления знаменитой «Русской Правды» Ярослава Мудрого. Важнейшие вопросы в жизни людей решал совет старейшин, а ополчением командовал вождь-князь. Со временем именно он станет человеком номер один в политической жизни племени.

Комментарии

Опендосивание Росии продолжается

Олег Алексеевич
сегодня в 16:54

Череп барана и сердце «скрепоносца»

Alexander53
сегодня в 10:25

Фрагменты реальности

Валерий Вагин
12 августа в 05:03

Авто, как символ эпохи

А Сидороввалуа
11 августа в 22:19

Несостоятельность экономической науки

upiter48
2 августа в 21:26

«Смешарики»: Бочка дёгтя с ложкой мёда

Акакий
1 августа в 18:56

Матрица православного ренесанса — 3

Алексей Михайлович
31 июля в 23:48

Как правильно бояться санкций.

Mstislav
31 июля в 15:36

Вперёд, вам светит Мидлинтерн! (Ульяна Громова и Андрей Фурсов)

Александр собянинбуржец
25 июля в 22:55

Алтайский вор из ФКТ «Алтай»

Дми
25 июля в 21:45

«Матрица православного ренессанса»-3 или перечитывая заново

Емеля
24 июля в 09:46

Прости нас Государь!

Mstislav
22 июля в 13:20

Борозда на скандал и Код Мира

Александр Сибиряк
13 июля в 13:12

Геополитика, фашизм и Небополитика

Валерий Вагин
13 июля в 12:50

Ядро Непобедимой Нации (Комбат вермахта и «пророчество» Власова)

Олег Алексеевич
9 июля в 02:19

Финансы войны и мира

А Сидороввалуа
8 июля в 07:48

ОТ МЮНХЕНА-4 К Нюрнбергу-2

Тимур
8 июля в 06:00

Россия, Украина, СВО. Геополитический момент

Mstislav
7 июля в 07:23

Материальная культура и «грядущий» голод

Олег Алексеевич
3 июля в 00:04

Игры в поддавки раньше и теперь

Александр Вершинин
23 июня в 05:38

Муха, Правда и всадники Апокалипсиса

А Сидороввалуа
20 июня в 08:08

Первые киевские князья: становление и укрепление Руси

Согласно летописным источникам, первым киевским князем следует считать Олега, регента при малолетнем сыне Рюрика, Игоре. Он не принадлежал к правящей династии, однако оставил яркий след в истории Древней Руси — один лишь полулегендарный сюжет о щите на воротах Царьграда многого стоит.

По всей видимости, Игорь до самой смерти Олега играл роль «второго номера» в политической жизни Киевской Руси. Он занял княжеский стол уже будучи умудрённым мужем — в возрасте 35 лет. В целом политический вектор в его правление изменился мало: продолжалось перманентное противостояние с Византией, вылившееся в два неудачных похода на Константинополь. Так же остро стоял вопрос автономии племён, входивших в состав государства. В 945 году, во время повторного сбора дани с древлян, киевский князь был убит и началось восстание, подавить которое смогла его жена, Ольга.

Именно Ольга стала первым человеком из рода Рюриковичей, принявшим крещение по византийскому образцу. В 957 году вдова Игоря посетила Константинополь и вернулась оттуда «Еленой» — именно такое имя дали ей при воцерковлении. Она пыталась склонить на свою сторону сына Святослава, однако тот оказался ярым приверженцем язычества и большую часть своего правления, начавшегося в 960 году, провёл в борьбе против православной империи. Причины тем не менее крылись не в вопросах религии — шла борьба за бассейн Дуная. В результате многолетней борьбы Святослав был убит печенежскими наёмниками.

Внешняя политика Древней Руси: Византия, кочевники и Европа

Киевская Русь на раннем этапе своей истории тесно взаимодействовала не только с Византией. Особые отношения у князей сформировались и со степными народами — племена, проживавшие на приграничных, восточных и южных территориях государства, постоянно подвергались нападениям разных кочевников. Сначала на этих просторах доминировал Хазарский каганат, однако в результате походов Святослава он фактически исчез с карт. На смену хазарам пришли печенеги. Они стали активными участниками отношений Византии и Руси и неоднократно принимали участие во внутренних неурядицах державы Рюриковичей — князья использовали их в качестве наёмников, несмотря на то, что очень часто печенеги по собственной воле разоряли приграничные города.

Реконструкция печенежского воина. (информа.рус)

Активно взаимодействовала Русь и с соседями на Западе. Изначально тесные контакты установились со скандинавами — этому способствовала и географическая близость, особенности торговли того времени, и, видимо, происхождение Рюриковичей. Не менее активно развивались отношения и с Польшей — границы двух славянских стран много раз становились «горячей точкой» Восточной Европы, а монархи обоих государств не стеснялись вмешиваться во внутренние дела друг друга.

Контакты же с Западной Европой русские князья установили не сразу. Первоначально связи ограничивались торговыми сделками и деятельностью русских наёмников в Италии — именно тогда европейские монархи получили больше сведений о далёкой стране на Востоке. Крупные успехи были достигнуты во время правления Ярослава Мудрого. Его дочь Анна вышла замуж за французского короля Генриха I, а при киевском дворе оказались отпрыски Эдмунда Железнобокого, английского короля, боровшегося против скандинавов.

Расширению русских контактов в Европе способствовало принятие христианства. Тем не менее, Владимир Святославич, решившийся на крещение Руси по византийскому образцу, имел несколько различных религиозных альтернатив.

Быт и культура Древней Руси: между язычеством и христианством

Христианская этика и мораль проникла практически во все сферы жизни Киевской Руси, но особенно важными стали изменения в культуре и быту. Некоторые аспекты духовной жизни наших предков мы можем наблюдать и сейчас: Масленица и некоторые обряды, связанные с празднованием Нового Года, перекочевали в наше время из глубокой древности.

Тем не менее, христианство вносило коррективы в повседневную жизнь жителей Древней Руси. В результате возник феномен так называемого «двоеверия» (некоторые учёные даже говорили о «троеверии»): языческие традиции сосуществовали с привнесёнными миссионерами и переселенцами православными мотивами. Этому способствовало, например, календарное совпадение праздников: колядование, появившееся ещё в языческие времена, теперь связывалось с рождественскими святками.

Праздники всегда сопровождались разными забавами и играми, некоторые из которых тоже имеют корни в языческом прошлом. Кулачные бои, катания с горки на санках — непременный атрибут Масленицы. Зернь, позднее даже попавшая под запрет на официальном уровне, также ведёт своё начало ещё с дохристианских времён. Некоторые виды времяпрепровождения, напротив, пришли на Русь благодаря активным связям: это можно сказать, например, о шахматах. А в лапту, появление которой также связывают с язычеством, играют в России до сих пор, и даже есть профессиональные лиги.

Крещение Руси — поворотный пункт в истории государства

Сразу после победы над своим противником, претендентом на великокняжеский стол, Ярополком Святославичем, Владимир предпринял попытку укрепить языческую веру. Некоторые исследователи называют первые годы правления этого князя даже «языческой реакцией», поскольку существует гипотеза о благосклонном отношении к христианам и их проповедям на территории Руси Ярополка. Владимир попытался установить единый пантеон языческих богов во главе с Перуном и воздвиг в Киеве языческое капище. Тем не менее эти действия не привели к желаемым результатам: сказывалось то, что у каждого племени Киевской Руси были свои главные боги и жречество не соглашалось на принудительные меры центра.

Тогда Владимир принял решение позаимствовать веру извне. Согласно летописному преданию, лишь отчасти отражающему реальные события, крещению Руси предшествовало «испытание вер». Взвесив все «за» и «против», киевский князь сделал выбор в пользу византийского варианта христианства. Этому способствовали тесные связи Руси и Империи Ромеев и политические интересы главы государства и его дружины. В результате в 988 году (согласно общепринятой датировке), Владимир с соратниками крестился сам, а затем организовал массовое крещение в Киеве.

988 год стал поворотным моментом в истории Киевской Руси. На Север хлынули потоки греческих миссионеров и священнослужителей, культурная жизнь начала стремительно меняться под влиянием Византии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: