Кто такой гедонист?
Простыми словами — это человек, который считает высшей ценностью своей жизни получение ежедневных удовольствий, он далек от общественной жизни, легко рвет родственные и социальные связи, быстро теряет интерес к работе и семье.
Он может легко нарушить любые этические и нравственные нормы, постоянно испытывает «голод» по наслаждениям, а их дефицит вызывает у него развитие стрессовых состояний и неврозов. Гедонисты не любят общественных нагрузок, долговых обязательств и любых ограничений их свободы.
Однако, умеренные проявления гедонизма позволяют людям получать максимальное удовольствие от жизни и увлечений, отгораживаться от негатива, происходящего в мире, быть оптимистами и любить жизнь.
То есть, именно ограничения в получении удовольствий делают их притягательными и приятными, а также не дают им полностью «завладеть» жизнью человека, оставляя место для его интеллектуального и социального развития.Видео:
Вариации гедонизма
По мнению Аргонова, постчеловек сможет перепрограммировать свои мотивации по своему желанию (получать удовольствие от любой запрограммированной деятельности). И если постулаты принципа удовольствия верны, то общее направление развития цивилизации очевидно: максимизация интегрального счастья в нечеловеческой жизни (произведение продолжительности жизни и среднего счастья). Постчеловеки избегают постоянной стимуляции удовольствия, потому что оно несовместимо с рациональным поведением, необходимым для продления жизни. В среднем, однако, они могут стать гораздо счастливее, чем постчеловеки. Согласно эпикурейским взглядам, высшее наслаждение (мир и свобода от страха) достигалось через знания, дружбу, добродетельную и умеренную жизнь. Он восхвалял наслаждение простыми удовольствиями, под которыми он подразумевал воздержание от плотских желаний, таких как секс, и аппетиты, граничащие с аскетизмом. Он утверждал, что не следует есть слишком много во время еды, так как это может привести к последующей неудовлетворенности, например, к мрачному осознанию того, что в будущем человек не сможет позволить себе такие деликатесы. Аналогичным образом, секс может привести к усилению желания и неудовлетворенности своим сексуальным партнером. Эпикур не сформулировал сложную систему социальной этики, которая дошла до наших дней, но у него была уникальная версия Золотого правила .
Литература
Другие сторонники, такие как Милль, выступают за качественный подход. Милль считал, что могут существовать различные уровни удовольствия – удовольствие более высокого качества лучше, чем удовольствие более низкого качества. Милль также утверждает, что более простые существа (он часто ссылается на свиней) имеют более легкий доступ к более простым удовольствиям; поскольку они упускают из виду другие аспекты жизни, они могут просто предаваться своим низшим удовольствиям. Более сложные существа склонны уделять больше внимания другим вещам, поэтому у них меньше времени на простые удовольствия. Поэтому им сложнее предаваться таким же “простым удовольствиям”. Многие считают гедонистов закоренелыми эгоистами, и в этом есть доля правды, поскольку они заботятся только о собственной выгоде и учитывают только свои интересы и потребности. Но если посмотреть с другой стороны, то все проявили одни и те же черты характера. Это свойственно всем людям в той или иной степени. Современный человек стремится сознательно создать собственную зону комфорта и оставаться в ней как можно дольше.
Позитивные и негативные стороны гедонизма
Гедонистический стиль жизни часто вызывает у окружающих негативную реакцию. Обычному человеку непонятен смысл нарисованной картинки безмятежного счастья, от куда берется богатство.
Гедониста чаще не любят и считают, что они живут только для собственного удовольствия. Это не лишено смысла. Все же есть много положительных моментов
- Гедонисты всегда находятся в саморазвитии, постигают новые духовные практики
- Дарить оптимизм окружающих достаточно сложно, чем распускать сплошной негатив
Из минусов могу отметить, что в погоне за кайфом можно перейти грань и спуститься до деградации.
- Чрезмерное потребление еды, алкоголя, наркотиков хоть и приносит наслаждение, но кратковременное и наносит вред здоровью.
- Увлечение погоней за удовольствиями может перерасти в эгоизм. Плохого в этом ничего нет. Главное держать свои эмоции под контролем и не опускаться до потребительского отношения к окружающим.
Основные принципы и положения этики гедонизма
В современном западном обществе основы теории удовольствия получили широкое распространение. Считается естественным то, что человек видит смысл жизни только в наслаждениях и удовлетворении своих потребностей.
Основными чертами общества на основе гедонизма выступают:
- стремление к получению жизненных благ (материальных и душевных);
- расширение рамок личной свободы;
- избегание опасностей;
- игнорирование гражданского и личного долга, если он ограничивает потребности человека;
- нежелание прилагать к делу лишние усилия (к учебе, развитию, разрешению конфликтных ситуаций и т.п.).
Современный гедонизм — это учение о том, что для получения радости людям необходимо направить всю свою деятельность в русло погони за удовольствиями и положительными эмоциями.
Однако, приверженность к этой теории может и повредить:
- стать препятствием для личностного и профессионального роста;
- вступить в противодействие с общепринятыми нормами морали;
- выступать как проблема общества потребления — игнорирование долга и даже законодательных норм, в угоду погони за новыми впечатлениями и порцией адреналина;
- провоцировать проблемы со здоровьем (из-за гурманства, гастромании, неразборчивости в половых связях и др.) и вредные зависимости (табакокурение, наркоманию, алкоголизм).
В психологии теория гедонизма утрирует значимость эмоций человека и игнорирует силу его интеллекта, т.е. трактует инстинкты как главенствующие факторы в мотивации людей.
Поэтому многие современные психотерапевты рассматривают гедонизм, как компенсаторное поведение, с помощью которого люди заглушают смысловую сторону своего бытия и сознательное управление своим поведением, а также подавляют потребности в самореализации, творчестве, обучении и осознании своей роли в семье и обществе.
Правило 3 Балансируйте между элитарным и эгалитарным
Недавно мы писали о том, как пить виски и получать от этого максимальное удовольствие. Многие неожиданно восприняли текст в штыки за совет «вынюхивать мельчайшие ароматы, получать удовольствие от тонких деталей». Кто-то вообще посчитал это за предательство самой идеи мужественности и признаком гомосексуализма. Не волнуйтесь, признак гомосексуализма пока только один — это когда вы мужчина и спите с другими мужчинами (причем по своей доброй воле).
Никто не мешает вам купить виски и, сев в любимое кресло в одних труханах, или вообще голым (как это делаю я) пить его, пытаясь разгадать карту тончайших ароматов. Не возбраняется периодически смачно вслух материться от удовольствия. Трюк в том, чтобы успешно совмещать элитарное и эгалитарное, высокое и низкое, изящное и приземленное.
Когда дело касается гедонизма, держать планку высоко и постоянно оказывается слишком напряжно. Но и превращаться в животное — недостойно. И вот вы балансируете, красиво одевшись в бар, где точно будет драка. Или ведя женщину вашей мечты в обскурную пельменную для заводских рабочих (чтобы потом, придя домой, заняться с ней лучшим в вашей жизни сексом под Тома Вейтса).
Споры вокруг гедонизма
Чем глубже идеи прагматизма и утилитаризма проникали в общественное сознание, тем больше интереса к себе вызывал гедонизм. Его интерпретации составили предмет спора между учеными. Так, Генри Сидгвик отделил этическую и психологическую стороны гедонизма.
Он связал этический гедонизм с нормативной теорией получения как личного, так и всеобщего удовольствия. Именно в этом аспекте он связан с утилитаризмом. А психологический гедонизм связан с процессами в организме, значит, доступен для научного (а не только философского) анализа.
Психологический гедонизм изучали также с физиологической точки зрения, исследуя нейромеханизмы человеческих и животных мотивов, чтобы выявить единый стимул их сознательного поведения. Опыты на крысах выявили наличие в мозгу центров удовольствия, которые животные были готовы стимулировать до полного изнеможения. Опыты на людях выявили наличие и других подобных центров.
Невзирая на многие исследования, до сих пор неизвестен нейрофизиологический параметр, который был бы связан с любым проявлением волевого поведения. Сейчас в науке существует много гипотез по поводу нейрокоррелята удовольствия.
Как проявляется гедонизм?
В гедонизме рассматриваются все виды удовольствий, доступные человеку: вкусная еда, секс, хобби, приятное общение, употребление алкоголя и прочее. У большинства людей удовольствие ассоциируется с различными физическими наслаждениями, но гедонизм подразумевает также получение эстетического и морального наслаждения. Это может быть удовольствие от созерцания живописного ландшафта, радость от бескорыстно оказанной помощи или чувство удовлетворенности от хорошо проделанной работы.
Гедонизм подразумевает не только выбор занятий, доставляющих удовольствие, но и отказ от всего, что причиняет дискомфорт. И вторую часть большинству людей понять гораздо сложнее. Многие из нас постоянно занимаются не приносящими радости делами, от которых можно было бы полностью отказаться. Иногда мы просто не можем отличить настоящее удовольствие от навязанного. В таких ситуациях нам кажется, что мы отдыхаем, хорошо проводим время с друзьями, а на самом деле мы пребываем в сильном напряжении.
Сложно найти двух человек с одинаковыми интересами и желаниями, поэтому гедонизм у всех проявляется по-разному. Главное – уметь выделять для себя дела, которые доставляют истинное удовольствие и не причиняют неудобств. Гедонистом можно назвать человека, который «прожигает» жизнь, всячески развлекается, выпивает с друзьями, живёт сегодняшним днём и не думает о завтрашнем. Точно так же гедонистом является успешный бизнесмен, который находит удовольствие в том, чтобы посвящать всё свободное время работе и строить подробные планы на годы вперёд.
Гедонистический образ жизни
Кто по праву может быть причислен к гедонистам и что характерно для их жизни.
- Последователи принципов гедонизма. Их цель — получить максимальное количество удовольствий от жизни, избегая страданий.
- Живущие в моменте «здесь и сейчас», не думающие о последствиях.
- Люди, чье полноценное бытие складывается из множества приятных моментов, происходящих в определенный момент времени.
- Те, кто приятным занятиям и увлечениям уделяет как можно больше времени до тех пор, пока не найдется новое хобби.
- Человек, которому легко заводить новые знакомства для любовных и дружеских отношений. Но после утраты интереса к личности, он легко может закончить общение и завести нового друга.
- Люди, способные поддаться сиюминутным порывам ради наслаждения, не заботясь о последствиях.
- Те, кто ведет себя демонстративно, стараясь все время оказаться в центре внимания.
Есть несколько общеизвестных фактов, характерных для гедонистов:
они обращают пристальное внимание на свою внешность, следование моде;
их считают законодателями современных тенденций;
способны на авантюрные поступки и не боятся выглядеть экстравагантно, носить броский макияж и нарушать нормы общественной морали;
они импульсивны (могут купить, не раздумывая, понравившуюся вещь только из-за ее яркой оболочки и необычности);
всё в облике гедониста кричит об его исключительной важности для самого себя, как о человеке достойном общественного восхищения.
Примечания
- Кучковский П. В. Парадоксы чувств у киренаиков и их связь с софистами // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 973-980.
- Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон — М.: ООО «ИздательствоACT»; Харьков: Фолио, 2000. — С. 128.
- Bentham, Jeremy. An introduction to the principles of morals and legislation (англ.). — London: T. Payne, 1789.
- Olds J., Milner P. Positive reinforcement produced by electrical stimulation of septal area and other regions of rat brain (англ.) // Journal of Comparative and Physiological Psychology (англ.)русск. : journal. — 1954. — Vol. 47. — P. 419—427.
- Berridge K. C., Robinson T. E. What is the role of dopamine in reward: Hedonic impact, reward learning, or incentive salience? (англ.) // Brain Research Reviews (англ.)русск. : journal. — 1998. — Vol. 28. — P. 309—369.
- Smith K. S., Berridge K. C. Opioid limbic circuit for reward: interaction between hedonic hotspots of nucleus accumbens and ventral pallidum (англ.) // Journal of Neuroscience (англ.)русск. : journal. — 2007. — Vol. 27. — P. 1594—1605.
- Friston K. The free-energy principle: A unified brain theory? (англ.) // Nature Reviews Neuroscience : journal. — 2010. — Vol. 11. — P. 127—138.
- Швырков, В. Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики (рус.). — Москва: Издательство Института психологии РАН, 1995.
- Мурик, С. Е. Общие нейрональные механизмы мотиваций и эмоций (рус.). — Иркутск: Издательство Иркутского государственного университета, 2006.
- Pearce, David. (англ.) (1995—2007). Дата обращения 16 июля 2013.
- (англ.). Дата обращения 16 июля 2013.
- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. — 808 С.
- Красникова В.П. Гуманистическая философия Эриха Фромма // Философские исследования и современность. Вып. 4. — М., 2015. — С. 103-110.
- Аль-Хуссаини Р.Х. Гедонистические начала личности // Теория и практика общественного развития. — 2012. — №2. — С. 34-37.
- Неганов В.В., Щёлоков К.С. К вопросу об античных истоках западного индивидуализма // Вестник Московского университета МВД России. —2015. — № 5. — С. 193-195.
- Неганов В.В., Стрелкова Н.В., Щёлоков К.С. К вопросу об истоках и развитии современного гедонизма // Вестник Московского университета МВД России. — 2016. — №2. — С. 35-38.
Гедонистическая функция искусства
Искусство предназначено для того, чтобы доставлять наслаждение людям. Например, древние греки отмечали уникальный духовный характер эстетического удовольствия и отличали его от плотских наслаждений.
Выделяют следующие источники наслаждения произведениями искусства:
- свобода всегда вызывает восхищение и наслаждение, и если художник свободно владеет жизненным материалом, то его произведения наполнены свободой и эстетическим богатством окружающего мира;
- художник мастерски соотносит все явления с человечеством и умеет раскрыть эстетическую сторону любого объекта или явления;
- в произведениях гармонично сочетаются художественные формы и содержание;
- художественная реальность построена по законам красоты и гармонии, и она упорядочена;
- человек испытывает приобщенность к произведению искусства, испытывает радость от сотворчества;
- в произведении присутствует игровой момент.
Настроение игры всегда формирует воодушевление. Например, точное использование рифмы, искусное построение фразы, напевчатость речи формируют у читателя ощущение игры или словесной забавы. Поль Валери называл поэзию игрой, в которой играют словами, фразами, речью.
Искусство доставляет человеку наслаждение и бескорыстную радость. Оно формирует творческую активность человека, его социализацию.
Художественное творчество и искусство ценно тем, что они раскрывают человеку правду о жизни и вместе с этим доставляют ему радость от постижения гармонии и красоты.
Гедонистическая функция искусства определяет его уникальную способность:
- формировать и развивать эстетические вкусы;
- пробуждать творческий потенциал.
Изготавливая бытовые предметы, стол или стул, человек заботиться об их предназначении и красоте. Искусство не владеет монополией на гармонию и красоту. Человеку необходимо чувство прекрасного, и он создает это.
Гедонизм против аскетизма
Аскетизм является своего рода противоположностью гедонизма. Там, где гедонизм — это стремление к удовольствию, аскетизм — к тому, чтобы обходиться без удовольствия. Для аскета потворство удовольствиям является своего рода слабостью и отвлечением, которые мешали бы им соответствовать своим духовным ценностям и достигать своих духовных целей — обычно быть бескорыстными, без желаний, достигать высших уровней медитации и чисто служить другим. Они избегают этих ловушек на своем духовном пути, отказывая себе даже в обычных удовольствиях тела, таких как хорошая еда, одежда, а иногда даже укрытие. Вместо этого они живут как можно меньше и простой пищей, одеваются в любую одежду, в которую они попадают (обычно в тряпки), и живут простой жизнью с суровой дисциплиной.
Аскетизм встречается почти во всех религиозных традициях, где монахи, паломники или садху учат себя жить без лишних физических удобств. Однако следует сказать, что те, кто следует аскетическому пути, часто утверждают, что в конечном итоге он приносит им некое блаженство, которое никогда не может испытать тот, кто занимается физическими удовольствиями. Один из самых известных и интересных романов о духовности, который нравится большинству молодых людей, — «Сиддхарта» Германа Гессе, рассказывает историю индусского мальчика по образцу Будды, который часть своей жизни проводит как аскет, а часть как гедонист и в конце концов достигает своего рода просветления.
Гедонистический образ жизни
Но кого же все-таки можно назвать гедонистом, и как живет такой человек? Конечно же, в первую очередь это человек, который в течение всей своей жизни следует принципам гедонизма. Главной целью для такого человека становится получение разнообразных наслаждений и удовольствий. Гедонист — это человек, который всяческими способами старается уменьшить собственные страдания.
Все действия гедониста, как правило, направлены на то, чтобы по-настоящему наслаждаться жизнью именно в этот момент, при этом не обращая внимания на вполне вероятные негативные последствия его поступков в дальнейшем.
Полноценная жизнь, как думает гедонист, представляет собой совокупность приятных ощущений.
Если в данный момент что-либо доставляет истинное удовольствие гедонисту, он будет уделять этому занятию все свое время и внимание до тех пор, пока в его жизни не появится новое увлечение. Это тот человек, который не боится заводить новые увлекательные знакомства с целью любви и дружбы
Но как только возникшие отношения исчерпают себя и новизна из них исчезнет, гедонист моментально сменит их на новое увлечение. Учитывая то, что гедонист ценит исключительно свое настоящее, он даже ради минутного наслаждения способен совершать поступки, которые могут повлечь за собой весьма неприятные последствия.
Несомненно, еще одной особенностью гедониста является злоупотребление демонстративностью своего поведения и желание постоянно находиться в центре не только происходящих событий, но и всеобщего внимания. И некоторые факты лишь доказывают эту теорию
- в жизни любого гедониста чрезвычайно важную роль играет его внешний вид, без их внимания не обойдется ни одна тенденция в мире моды и красоты;
- безусловно, именно гедонистам можно смело отдать роль законодателей моды;
- зачастую как раз гедонисты становятся первооткрывателями новых, эпатажных, малоизвестных марок;
- эти люди всегда готовы на смелые эксперименты — гедонисты совершенно не боятся экстравагантно одеваться, ярко краситься и совершать опрометчивые поступки.
Гедонистам свойственно импульсивное поведение, за счет чего они, обычно, чрезвычайно быстро делают покупки: такой человек буквально хватает с витрины первую понравившуюся ему вещь, которая отличается яркостью и непривычным стилем. Ведь внешний вид, ровно как и общий облик гедониста должен быть демонстрацией его главного жизненного девиза: «Я исключительный и достоин лишь всеобщего восхищения»
Помимо этого, гедонисту крайне важно ощущать собственную привлекательность и уникальность
Что же делать
Не стоит, однако, впадать в депрессию по причине иллюзорности смысла получения наслаждения. Так или иначе, удовольствие — это важная составляющая нашей жизни. Тут с Аристиппом сложно поспорить
Но хитрый старик умолчал об одной важной детали: уровни-то удовольствия бывают разные. Он делал упор на физическом удовольствии, то есть получении сугубо чувственного наслаждения
А может быть (вовсе не исключено), что учение его было искажено последователями, как это часто мы можем видеть в различных религиозных движениях.
Итак, какие же бывают уровни наслаждения? Вспомните, быть может, в вашем детстве был эпизод, когда вы подобрали котёнка, накормили его, обогрели и спасли от печальной участи быть разорванным дворовыми собаками. Получили ли вы при этом удовольствие? И можно ли сказать, что это то же самое удовольствие, которое человек получает от употребления алкоголя? Вопрос риторический.
Вот это и есть та вещь, которую очень важно понять. Да, отчасти Аристипп была прав: удовольствие является важной мотивацией на пути развития человека
Но ради удовольствия можно употреблять алкоголь, а можно помогать окружающим и получать удовольствие от наблюдения за тем, как их жизнь меняется к лучшему. Можете ли вы себе представить, какое удовольствие получает, к примеру, преподаватель йоги, когда видит, как меняется жизнь тех, кому он преподаёт йогу? А жизнь меняется неизбежно. Практика йоги — кардинально меняет жизнь к лучшему. И, видя этот процесс, преподаватель йоги неизбежно получает моральное удовлетворение от того, что его деятельность приносит кому-то благо.
И главный секрет в том, что удовольствие такого высшего уровня не идёт ни в какое сравнение с удовольствием от алкоголя, никотина, кофе, вкусного тортика, отдыха на Кипре и так далее. Потому что эгоистичное наслаждение заканчивается очень быстро. Удовольствие от интоксикантов — самое непродолжительное. Как только уровень наркотика снижается в плазме крови, всё удовольствие заканчивается. Как только заканчивается отпуск на Кипре, приходится возвращаться к ненавистной (чаще всего) работе. Чего нельзя сказать об удовольствии, которое получает человек от деятельности на благо окружающих. Тому, кто хоть раз испытал этот высокий уровень удовольствия, уже чаще всего просто не интересны те уровни, которые находятся ниже.
Что же касается гедонизма, то, помимо Аристиппа, философию гедонизма проповедовал ещё и некий Эпикур, и вот его взгляд является уже более приближенным к истине. Целью человеческой деятельности он объявлял не само получение наслаждения, а устранение боли, страданий, беспокойства, несчастья и так далее. И вот эта позиция уже более близка к Учению Будды, который также учил своих последователей, что нужно устранить страдание. Но тут важен тот способ, которым это страдание устраняется. Широко распространено мнение, что страдание, опять-таки, нивелируется получением наслаждения. То есть, чтобы устранить страдание, надо просто получить максимум наслаждения. Однако, как мы уже разобрали выше, это приведёт только к новым страданиям. Поэтому очевидно, что нужен иной способ избавления от страданий. И именно об этом говорил Будда.
Итак, Учение Будды также в какой-то мере учит тому, что цель жизни человека — избежать страданий. Только достигается это — путём успокоения своего ума. И главным инструментом для этого является практика йоги и медитации. Это и есть самый эффективный способ избавления от страданий и гармонизации своей жизни и пространства вокруг себя.
Определение гедонизма
Гедонизм чаще всего отождествляют с утилитаризмом. Однако между этими доктринами есть существенная разница. Гедонизм — это чисто аксиологическая доктрина, которая утверждает, что является ценностью. Однако она не предписывает, как человек должен себя вести.
Гедонизм сам по себе не может считаться полноценной моральной системой. Его можно использовать только в качестве стоимостной основы для строительства. Утилитаризм — это этическая доктрина, которая определяет определенные предписания для поведения человека. Он утверждает, что правильное общество должно быть построено так, чтобы действия людей максимизировали удовольствие других. Страдания должны быть сведены к минимуму. Гедонизм отличается от утилитаризма тем, что допускает эгоистическое (сугубо личное) стремление к удовольствию.
Толкование определения «Что такое гедонизм» переводится с греческого как «стремление к удовольствию». Этот термин восходит к древним временам.
Гедонизм — это этическая доктрина, которая определяет смысл существования человека и сводится к неустанному стремлению к удовольствию во всем, что его окружает. Он ведет себя так, что хочет ощутить блаженство, как физическое, так и моральное.
Противоположностью гедонизма является аскетизм. Разница идей заключается в том, что сторонники второго направления отказываются от удовольствия. Дело доходит до того, что они отказываются от благ жизни, подавляют чувственные стремления.
Для учета различий между плотскими и моральными удовольствиями в психологии есть свой термин — эвдемонизм. Смысл жизни иной — последователи стремятся к духовным удовольствиям, к благополучию.
Культура выполняет множество функций, вот некоторые из них:
- трансформационный — изменяющий реальность;
- Защитная — расширение сфер человеческой деятельности приводит к появлению новых видов опасностей, что в свою очередь заставляет культуру создавать меры по защите людей (медицина, охрана окружающей среды)
- Коммуникативный — люди являются социальными существами, им необходимо общаться, а культура формирует правила и способы общения
- когнитивный — каждая культура создает свою уникальную картину мира, исследует человеческую душу, мир, общество
- информационная — накопление, хранение и передача информации является формой исторического прогресса
- нормативная — любая культура содержит нормы поведения, которые позволяют поддерживать порядок и регулировать поведение людей, многие из этих норм тесно связаны с традицией, образом жизни людей
- гуманистический — формирование человеческой морали
Ценностная основа — культура формирует в обществе определенные ценности, идеалы, культурные нормы
Гедонистическая функция культуры заключается в том, что она доставляет людям удовольствие, например, наслаждение от литературы, живописи, музыки.
Каждый элемент культуры может выполнять несколько функций, например, искусство выполняет нравственно-духовную, художественно-эстетическую и воспитательную функции. Поэтому точное определение гедонистической функции культуры очень расплывчато; это любой вид удовольствия, которое она приносит человеку. Удовольствие может быть временным или постоянным, сильным или слабым. Главный вопрос здесь — сила влияния культуры на общество в целом и на отдельного человека в частности.
Практические аспекты
Каждый человек должен понять, что приносит ему удовольствие и что приносит ему страдание.
Например, вы можете взять последнюю неделю и разобрать её: что принесло вам чувство удовлетворения, а что принесло чувство недовольства? Составьте два списка. И в дальнейшем возьмите себе в привычку отслеживать свою реакцию на происходящее, развивайте осознанность.
После этого подумайте, как вы можете максимизировать удовольствие и минимизировать страдания? Что вам нужно делать чаще, а что реже? Как должен измениться ваш уклад жизни? Возможно, вам стоит попробовать себя в чём-то новом, отказаться от чего-то (или кого-то)?
Также составьте список того, что может вам начать приносить удовольствие в дальнейшем. Не имеет значения, эгоистичный или утилитаристский подход вы выбрали. От чего вы можете испытать наслаждение? Как это устроить?
Думайте наперёд: если вы не будете делать отчёт, вы, конечно, избежите страдания, испытываемого от работы с бумагами, но в дальнейшем вы получите ещё большее страдание, когда вас лишат премии или уволят.
Часто мы встаём перед выбором: сиюминутное страдание и удовольствие в дальнейшем или сиюминутное удовольствие и страдание в дальнейшем. Если совсем избежать страдания не получается, старайтесь выбрать тот вариант, при котором вы испытаете меньшее недовольство.
Если резюмировать сказанное, мы получим три шага для улучшения жизни на основе гедонизма:
- Нужно чётко понять, что приносит вам удовольствие, а что – страдание.
- Нужно определить для себя, что из того, чем вы ещё не занимаетесь, сможет принести вам удовольствие в дальнейшем.
- Нужно составить программу действий по максимизации удовольствия, а главное – минимизации страдания.
Совсем не обязательно делать гедонизм жизненным кредо, но с его помощью можно приукрасить свою жизнь и сделать ее немного лучше. Попробуйте сами, а если ничего не выйдет, всегда можно вернуться к привычной повседневности. Желаем удачи!
Кто такие гедонисты?
Чтобы понять, кто такой гедонист, проще всего посмотреть мультфильм «Футурама». Герой мультсериала Бендер Родригес — это робот, который все делает для своего блага и удовольствия. Для достижения своих целей он не боится переступить закон или причинить вред другому. Он всегда идёт к своей цели, каким бы безнравственным не был этот путь.
Гедонисты — это люди, придерживающиеся своих моральных ценностей (которые часто не совпадают с общественными), и уверенно идут к собственному удовлетворению
Для таких людей не существует моральных границ, законов, чувства вины, это всё неважно, если конечный результат сулит блаженство
Человек, живущий ради удовольствия, любыми путями будет добиваться своего. Часто при этом страдают окружающие, но он этого не замечает. Источник удовольствия зависит от уровня развития и личности человека. Основные источники счастья: семья, дружба, еда, секс, наркотики, алкоголь, компьютерные игры, власть, признание, достижение поставленной цели. Чем ниже уровень развития, тем разрушительней будет источник удовольствия (наркотики, беспорядочные половые связи, алкоголь).
Гедонистические потребности есть у каждого человека, и каждый в той или иной мере является гедонистом. Просто они все разные. Одному человеку для счастья достаточно увидеть красивый закат, другому нужно признание миллионов. Естественно, время и пути достижения совершенно разные, но какой человек будет более счастливым? Конечно же тот, кто радуется часто, пусть это мелочи, но он их замечает и ценит.
Истинные гедонисты, или ходячие мертвецы
Жаль разочаровывать читателя, но об истинных современных гедонистах мы не знаем ничего, ибо к ним относится «золотая молодежь», которая пропадает в дорогих заграничных клиниках, специализирующихся на лечении наркомании, алкоголизма и пристрастии и азартным играм. Последовательный искатель наслаждений не может жить долго. Это противоречит самой идее полного и абсолютного удовольствия. Фактически удел таких людей, которые хотят только наслаждаться, мало чем отличается от участи той крысы из знаменитого опыта (мы его приводили чуть выше). Таковы безрадостные примеры гедонистов.
Философия и психология гедонизма
В целом гедонизм в философии предполагает чувство удовольствия как главный смысл жизни. Если рассмотреть эту концепцию подробнее, то на сцене появляются два философа — Аристипп и Эпикур.
Философ Аристипп
Аристипп – древнегреческий философ, который вывел течение гедонизма. Аристипп считал, что смыслом жизни является достижение счастья через эмоцию удовольствия, избегая боль и страдания. При этом удовольствие рассматривается как нечто мягкое и нежное, что воодушевляет и приносит физическое счастье.
В отличие от Аристиппа Эпикур был последователем приземленной концепции гедонизма. Эпикур рассматривал это течение как избавление от утруждающих забот, обуз, страданий и обид. В понятии философ, эмоция морального и физического удовлетворения означала ощущение удавшейся жизни. Согласно концепции Эпикура, смысл жизни заключался в избавлении от страданий и обид.
Философ Эпикур
Интересно, что пример гедонизма – роман Оскара Уальда «Портрет Дориана Грея». Для современного примера рассмотрим поведение Робота Бендера из мультсериала «Футурама», где реплики человека-машины ярко отражают склонность к гедонизму.
Алкоголики и наркоманы как жертвы бездумного стремления к наслаждению
Есть один очень известный эксперимент: к центру удовольствия в мозге крысы присоединили электрод, а провод, идущий от него, прикрепили к педали и сделали так, чтобы каждый раз, когда крыса нажимала на педаль, электрический разряд стимулировал центр удовольствия. Через некоторое время крыса отказалась от воды и еды и только жала на педаль, беспрестанно наслаждаясь, утопая в сладостной истоме, но удовольствие постепенно убивало ее. Именно поэтому гедонизм — это система ценностей, нуждающаяся в нравственно-моральном ограничителе.
Может быть, это прозвучит жестоко и цинично, но алкоголики и наркоманы — это такие же «крысы», которые забыли мир ради наслаждения. Алкоголик ради бутылки. Наркоман ради дозы. Уловка зависимостей в том, что они дают быстрое ощущение счастья. А вообще-то в жизни миг счастья следует заслужить. Например, человек трудится-трудится, и когда работа закончена, он испытывает внезапный (может быть, ожидаемый) «укол» счастья. Но через некоторое время снова надо работать. Кто же на это согласится?
Стимуляторы же дают безбрежное ощущение счастья почти без усилий по сравнению с реальным трудом, фактически воплощая основной постулат человеческого существования, на котором настаивает этика гедонизма в своем вульгарном выражении: нужно жить так, чтобы бытие доставляло как можно больше удовольствия. И по возможности наслаждения должны быть максимально интенсивными.