Притча Сократа «Самое важное»
Однажды Сократ обратился к людям с вопросом:
— Что самое главное в жизни? Окружившие его люди стали высказывать свои представления по этому вопросу. Один из них сказал: — Самое главное в жизни — это здоровье. Другой сказал: — Самое главное — это иметь хорошо сложённое тело, быть привлекательным и пользоваться успехом у женщин. Третий сказал: — Самое главное — это иметь деньги и положение в обществе. После того, как высказались все, они спросили у Сократа: — А ты что думаешь об этом? Сократ сказал: — Я думаю, что самое главное в жизни — это счастье! Как вы думаете, обязательно ли каждый человек, имеющий здоровье, будет счастлив в жизни? Слушающие его люди сказали: — Нет, Сократ, это не обязательно. — А человек, имеющий хорошо сложенное тело и пользующийся успехом у женщин, обязательно ли будет в жизни счастливым? — Нет, Сократ! И это не обязательно, — ответили люди. — Тогда скажите мне, — продолжал Сократ, — человек, имеющий много денег и положение в обществе, всегда является счастливым? — Нет, Сократ, — отвечали люди, — скорее, даже наоборот. Такие люди часто бывают одинокими. —А какой из типов людей, перечисленных здесь, вы посчитаете самым достойным? — продолжал спрашивать Сократ. — Представьте, что вам нужен совет врача. К какому врачу вы обратитесь? К очень богатому, имеющему положение в обществе, хорошо сложенному, имеющему успех у женщин или вы предпочтёте врача, который счастлив в этой жизни? Все присутствующие в один голос заявили, что обратятся за советом к врачу, который счастлив в жизни, потому что признают его наиболее достойным
— Таким образом, — объявил Сократ, — мы все единодушно признали, что счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни
Наставления отца
Адыгейская притча
У одного состоятельного адыга был единственный сын. Отец перед смертью позвал сына и сказал ему:
— Я дам тебе три совета, которые ты должен выполнять всю жизнь: никогда не здоровайся первым; каждый вечер кушай сладкое; каждое утро надевай новую обувь.
Через некоторое время отец умер, сын начал выполнять завещания отца: никогда не здоровался первым; каждый вечер кушал сладкое; каждое утро надевал новую обувь. Но получилась странная вещь, с ним перестали разговаривать в ауле, ушли деньги на сладости и обувь. Тогда он пришел к матери и сказал:
— Мама, неужели отец был мне врагом, почему он дал мне такой наказ?
На что мать ответила:
— Отец запретил мне вмешиваться в твои действия, пока ты сам у меня не спросишь. Первый наказ никогда не здоровайся первым означает — вставай раньше всех и работай в поле, а люди, проходящие мимо, будут приветствовать тебя первыми. Второй наказ — каждый вечер кушай сладкое означает — проработав целый день в поле, вечером любая еда будет сладкая. Третий наказ — каждое утро надевай новую обувь — означает, что мужчина сам следит за своей одеждой и обувью. Никогда адыг не ложится спать, пока не почистит свою одежду и утром она ему покажется новой.
Со следующего утра юноша делал всё, что сказала ему мать. Через некоторое время он стал богатым, женился на самой красивой девушке и этот наказ передал своим детям.
Притча про школу
Пошёл Гусь в огород посмотреть, всё ли там в порядке. Глядь — на капусте кто-то сидит.
— Ты кто? — спрашивает Гусь.
— Гусеница.
— Гусеница? А я — Гусь, — удивился Гусь и загоготал. — Вот здорово — Гусь и Гусеница
Он гоготал и хлопал крыльями, потому что такого интересного совпадения ему никогда встречать не приходилось. И вдруг замолчал.
— А ты почему не хлопаешь? — спросил он почти обиженно.
— У меня нечем, — объяснила Гусеница. — Посмотри: видишь — ничего нет.
— У тебя нет крыльев! — догадался Гусь. — Как же ты летаешь в таком случае?
— А я не летаю, — призналась Гусеница. — Я только ползаю.
— Ага, — припомнил Гусь, — рождённый ползать летать не может. Жаль, жаль, тем более, что мы почти однофамильцы.
Они помолчали. Потом Гусь сказал:
— Хочешь, я научу тебя летать? Это совсем не трудно, и если у тебя есть способности, ты быстро научишься.
Гусеница охотно согласилась. Занятия начались на следующий день.
— Вот это земля, а это — небо. Если ты ползаешь по земле, то ты просто ползаешь, а если ты ползаешь по небу, то ты уже не ползаешь, а летаешь.
Так говорил Гусь. Он был силён в теории.
Из-под капусты высунулась чья-то голова:
— Можно и мне? Я буду сидеть тихо.
— Ты что — тоже Гусеница?
— Нет, я Червяк. Но мне бы хотелось летать… — Червяк замялся и добавил, немного смутившись: — Это у меня такая мечта с детства.
— Ладно, — согласился Гусь. — Сиди и слушай внимательно. Итак, мы остановились на небе…
Они занимались каждый день с утра до полудня. Особенно старался Червяк. Он сидел не шелохнувшись и смотрел учителю в рот, а по вечерам старательно готовил уроки и даже повторял пройденный материал. Не прошло и месяца, как Червяк уже мог безошибочно показать, где находится небо. Гусеница не отличалась такой прилежностью. На уроках она занималась бог знает чем: плела паутину и обматывала себя, пока не превратилась из живой, подвижной Гусеницы в какую-то восковую куколку.
— Так у нас дело не пойдёт, — делал ей замечание Гусь. — Теперь я вижу, что ты, Гусеница, никогда не будешь летать. Вот Червяк полетит — за него я спокоен.
Червяк и тут прилежно слушал учителя. Ему было приятно, что его хвалят, хотя он и прежде не сомневался, что полетит: ведь у него по всем предметам были пятёрки.
И вот однажды, придя на занятия. Гусь застал одного Червяка.
— А где Гусеница? — спросил Гусь. — Она что, больна?
— Она улетела, — сказал Червяк. — Вон, посмотрите. Видите?
Гусь посмотрел, куда показывал Червяк, и увидел Бабочку. Червяк уверял, что это — Гусеница, только теперь у неё выросли крылья. Бабочка легко порхала в воздухе, и даже сам Гусь не смог бы за ней угнаться, потому что хоть он и был силён в теории, но всё-таки был домашней птицей.
— Ну, ладно, — вздохнул Гусь, — продолжим занятия.
Червяк сосредоточенно посмотрел на учителя и приготовился слушать.
— Итак, — сказал Гусь, — о чём мы говорили вчера? Кажется, мы остановились на небе?..
О чем философские учения Сократа
Искренне считая знание и понимание сути вещей настоящим добром, философ говорил, что без этого невозможно стать совершенным. Согласно его учению, можно поступать хорошо, быть щедрым и справедливым, но истину понять таким образом не получится. Он думал, что процесс познания должен быть абсолютно осознанным и принятым, только тогда он способен привести к крайней степени добродетели. Основными темами его размышлений была нравственность и этика в их высшем проявлении.
Специфика метода познания и задача философии
Чтобы научиться извлекать скрытое в человеке наружу, Сократ придумал собственный способ, основанный на простых вопросах. Он «одолжил» его у своей матери – повитухи Фенареты. Потому и назвать его он решил майевтикой, что в переводе означает «родовспоможение». Во время диалога мудрец не утверждал прописные истины, как поступали софисты, и не пытался убедить в них собеседника. Он задавал ряд последовательных вопросов. Ответы, которые давал оппонент, приводили его самого к познанию ранее неизвестного ему или скрытого.
То есть Сократ не учил, а пытался заставить человека извлечь истину, «родить ее» из собственного подсознания. Руководствовался он тем постулатом, что она предсуществует (была изначально), вечна, нерушима и постоянна. В одном из диалогов Платона есть фрагмент его беседы с учителем. Там он говорит, что продолжает дело матери с той лишь разницей, что помогает не женщинам, а мужчинам. При этом они порождают на свет не ребенка, а знание. Именно его он и считал краеугольным камнем, а его понимание – основной задачей философии как науки.
Парадоксы
Высказывания Сократа не всегда были понятны современникам, да и потомки называют некоторые из них парадоксальными. Это значит, что с логической точки зрения они не укладываются в канву здравого смысла. Приведем всего несколько примеров для наглядности.
- Зло – непонимание или незнание добродетели.
- Ни один человек не желает плохого.
- Никто не станет творить зло добровольно.
- Добро – это понимание и знание.
К тем же парадоксам ученые решили отнести самую популярную из известных фраз философа, высказанная, относительно знания: «Я знаю только то, что ничего не знаю, однако иные не догадываются и об этом».
Восприятие философии современниками и потомками
Во времена софистов и Сократа в Греции было принято получать домашнее образование, для этого нанимались учителя и преподаватели. Однако к его дому ежедневно приходили по несколько десятков, а то и сотен молодых людей, желающих услышать мудрые слова из его уст. Все они получили гордое звание «сократики», как и сегодня именуют последователей его учения. Среди них очень много известных и даже выдающихся личностей.
- Аристипп – ученый и философ из города Кирены в Северной Африке, основоположник гедонической школы.
- Алкивиад – оратор и полководец, под чьим началом сам Сократ сражался во время Пелопоннесской войны.
- Ксенофонт – политик, полководец, историк, а также писатель, главным трудом которого считается знаменитый «Анабасис».
- Евклид (не путать с математиком) – основатель мегарской школы философии, в которой во главу угла ставилось бытие как таковое.
- Антисфен – философ, ученый, родоначальник Киники, одной из наиболее значительных школ, выпускником которой стал впоследствии Диоген Синопский (Киник).
Однако самым главным учеником Сократа был Платон, из сочинений которого потомки и смогли почерпнуть сведения о его учителе. Считается, что его письменные труды стали первыми, которые сохранились полностью. Платон впоследствии стал учителем Аристотеля, создателя современной философии, охватывающей все сферы человеческого бытия.
Притча о достоинстве
Один падишах прислал мудрецу три одинаковые бронзовые статуэтки и велел передать: – Пусть решит, кто из троих людей, чьи изваяния мы посылаем, достойный, кто так себе и кто низкий. Никто не мог найти никакой разницы между тремя статуэтками. Но мудрец заметил дырочки в ушах. Он взял тонкую гибкую палочку и воткнул её в ухо первой статуэтки. Палочка вышла через рот. У второй статуэтки палочка вышла через другое ухо. У третьей статуэтки палочка застряла где-то внутри. – Человек, который разглашает всё, что услышит, – безусловно, низок, – рассудил мудрец. – Тот, у кого тайна входит в одно ухо, а выходит через другое – человек так себе. Истинно же благороден же тот, кто хранит в себе все тайны. Так решил мудрец и сделал соответствующие надписи на всех статуэтках.
Притча о трёх золотых ситах
Однажды какой-то человек, торговец кожами, по имени Критий, запыхавшись, прибежал к философу и народному учителю Сократу и радостно начал было свою речь:
“Знаешь ли ты, о Сократ, что рассказал мне некий афинский банщик о твоём друге, Алкивиаде?”
“Подожди”, — остановил его Сократ.
Сначала просей то, что собираешься мне сказать, через три сита.
“Три сита?” — поинтересовался Критий.
Прежде чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять слова, готовые сорваться с твоих уст.
Во-первых, просей свои слова через сито правды. Уверен ли ты, Критий, что слова, которые ты собираешься произнести, так уж правдивы? Можешь ли ты поклясться Афиной, что услышанное тобой — чистая правда?
Нет — отвечал знакомый Сократа. Я слышал об этом от банщика, но не более того…
Очень хорошо, отвечал Сократ. Значит, ты не знаешь, правда это или нет и не поклянёшься жизнью, что сказанное банщиком — правда?
Просеем же слова, готовые сорваться с твоих уст,
через второе сито — сито доброты.
Хочешь ли ты сказать о моём друге нечто хорошее, правильно ли я тебя понял?
Собеседник Сократа, Критий, густо покраснел и покачал головой…
Так значит, — продолжал спокойно Сократ, — ты, Критий, собираешься сказать о нем что-то, в чём нет ни капли доброты, но при этом ты даже не уверен, что всё это — правда?..
Пропустим же наконец твои слова, Критий,
через третье сито — сито пользы.
Скажи мне, друг, так ли уж необходимо мне, Сократу, или кому-нибудь другому из присутствующих здесь добропорядочных афинских мужей, услышать сейчас то, что ты так спешил мне рассказать, что даже запыхался, спеша по пыльной дороге сюда, в эту тихую рощу?
Клянусь Зевсом, Сократ, воскликнул Критий, и тут ты прав! Пока я шёл сюда почти бегом, я думал, что необходимость тебе услышать это — так велика, что я даже боялся сюда опоздать, но теперь я не вижу в этом вообще никакой необходимости!
Итак, — заключил Сократ, — ты видишь теперь, в том, что ты собирался сказать, не присутствует
- ни доброты,
- ни пользы,
- ни правды.
Зачем тогда говорить, Критий, ты согласен?
***
Итак..
шестёрка жезлов — это известие великой важности. Традиционный толкователь поясняет: “Это такое известие, которое мог бы доставить только королевский гонец”..
Если Вы хотите быть “королевским гонцом”, если Вы хотите, чтобы Вам оказывали “королевские почести”, запомните “урок Сократа” из этой старой притчи о трех ситах эпохи Возрождения. Эту притчу очень любил политик и философ Макиавелли, а ведь он посвятил свою жизнь воспитанию будущих правителей…
Прошлое, настоящее или будущее?
Однажды три мудреца поспорили о том, что важнее для человека — прошлое, настоящее или будущее. Один из них сказал: — Именно прошлое делает человека, тем, кто он есть. Всем своим умениям, я научился в прошлом. — Не согласен! — воскликнул другой. — Человека формирует будущее: какими бы знаниями и умениями я ни обладал сегодня, я буду приобретать новые — те, которых потребует от меня будущее. Мои поступки продиктованы стремлением стать тем, кем я хочу быть. — Вы упустили из виду, — вмешался третий, — что прошлое и будущее существует лишь в наших помыслах. Прошлого уже нет. Будущего еще нет. Но любой поступок совершается вами в настоящем и только в настоящем. И только сегодняшний день определяет, какими вы войдете в будущее и не станет ли сегодня последней точкой в вашем прошлом. Не пренебрегайте днем сегодняшним, от которого столько зависит!
Договор транспортной перевозки пассажиров
Предварительный договор купли-продажи доли в ООО
Договор дарения автомобиля между близкими родственниками
Договор купли-продажи автомобиля
Притча «Осел и колодец»
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками — ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно похороню».
Недолго думая, он позвал своих соседей — все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец
Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец
Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину — каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!
Притча про начальника
Секретарь, менеджер и их босс шли все вместе на обед. Неожиданно в пути была обнаружена старая масляная лампа. Потерев ее в попытках рассмотреть рисунок, они случайно вызвали джина, который предложил каждому исполнить по одному желанию. Первым вызвался желать секретарь. «Хочу оказаться на Багамах, кататься там на быстроходном катере и не думать ни о каких заботах!». Сказано – сделано, секретарь унесся вечно отдыхать на острова. «Желаю быть на Гавайях, расслабляться в обществе личной массажистки и иметь нескончаемый запас коктейлей!», — воскликнул менеджер и тоже отправился на отдых. «Что ж, теперь твоя очередь», — обратился джин к боссу. Недолго поразмышляв, тот ответил: «Пусть два этих бездельника окажутся снова в офисе после окончания обеденного времени».
Мораль:
Всегда давай шефу высказываться первым.