Сборник: суфийские притчи

Суфийские притчи — оглавление

Суфизм

После эпохи Пророка Мухаммада исламское наследие трансформировалось в различные науки: фикх, хадисоведение, науки Корана. С расширением халифата и сосредоточением в нём огромных богатств среди мусульман возобладали материальные устремления. Вместе с тем труды по фикху становились всё более «сухими»: они больше описывали подробности исполнения обрядов, виды наказаний и другие подобные вопросы. В это время начали появляться учёные, которые стали призывать людей вернуться к простому образу жизни. Они делали упор на искренность, борьбу со своим нафсом, искоренение таких болезней души, как зависть, высокомерие, скупость.
Это направление, получившее название тасаввуф (суфизм), не принесло тогда в ислам ничего нового. Оно, подобно другим исламским наукам, полностью соответствовало Корану и Сунне и черпало своё содержание исключительно из жизни Посланника Аллаха (мир ему). Это был тот самый ихсан, о котором говорил Пророк. Просто при жизни Мухаммада (мир ему) не было никакого смысла выделять его в отдельное направление, как не было нужды и в таких науках, как фикх и хадисоведение.

Суфизм — это путь очищения души от скверных качеств (нафса) и привития похвальных качеств духу (рух).

Злейший враг твой — душа твоя, что промеж боков твоих. Из заповеданного Пророком
Этот путь мюрид («ищущий», «жаждущий») проходит под руководством муршида («духовного наставника») уже дошедшего до конца пути и получившего от своего муршида разрешение (иджаза) на наставничество, или самостоятельно при наличии развитой природной интуиции (внутреннего учителя).

Суфийские шейхи являются частью цепочки преемственности учения, которая согласно канонам восходит к Пророку. Тот, у которого нет иджаза («печати сердца») от своего шейха на наставление мюридов, не является истинным шейхом и не имеет права обучать желающих суфизму (тассаввуфу, тарикату).

Богослов аль-Газали (1058—1111) считал, что суфизм — это сама суть ислама. Заслуга Аль-Газали заключается в том, что он устранил противоречия между исламской ортодоксией и суфизмом. Согласно Аль-Газали, суфизм -это суть ислама, и критерием истинного суфизма является, отсутствие противоречий с Кораном и пречистой сунной пророка Мухаммада.

Переводим на современный язык

Мы не ходим в школу, поэтому у нас есть возможность учиться.

Один из моих излюбленных приемов тренировки мозгов сына — обсуждение притч. Если знать, как это делать — тренирует логическое мышление не хуже математики.

А лучше.

Математика мозги скорее упорядочивает, чем тренирует. Об этом предупреждал еще Михайло Ломоносов. Но вы же понимаете: чтобы упорядочить, нужно иметь, что упорядочивать.

И вот до чего додумался сын за 1,5 часа неспешного (и интересного как для сына, так еще больше для меня) времяпровождения. Вот какое противоречие сформулировал сын, после чего и был оставлен в этом вопросе. Без готового ответа.

Без самостоятельного напряжения ни мышцы, ни мозги не развиваются.

Почему мусорщик — не парфюмер?

  • Почему большинство людей неуспешны?
  • И что значит «быть успешным»?

Разве мусорщик не завидует парфюмеру? Конечно, завидует. Жизнь парфюмера очевидно лучше. И не имеет значения, что мусорщик говорит об этом вслух.Тогда почему мусорщик не станет парфюмером?

Если бы мусорщик посвятил некоторое время изучению того, что изучил парфюмер, условно говоря, химии, то скоро смог бы сочинять новые парфюмы и торговать благовониями на рынке, а не мусор в тележке с места на место катать, вдыхая его «действительно приятный запах».

Но занятия химией непривычны для мусорщика.

Получается, что так.

Сын в качестве примера сообщил мне, что в начальной школе большинство детей хотели бы стать «киберспортсменами».

  • Почему?
  • «Ну, поездки, деньги — и все это за то, что просто весь день сидишь, играешь и ничего не делаешь!»
  • «А чего же не становятся?»
  • «Потому, что для этого нужно много чего делать, что большинство из них делать не хочет и не может. Усиленно тренироваться. Не «играть целый день», а тренироваться, напрягаться, преодолевать дискомфорт, чтобы потом «ничего не делать».

Ценность прошлого

Король послал Насреддина исследовать различные учения восточных мистических учителей. Все они излагали ему истории о чудесах и изречения основателей учений и великих учителей, которые давным-давно умерли, рассказывали об их школах.

Когда он вернулся домой, он представил отчет, который содержал одно единственное слово: «Морковь».

Его вызвали для объяснений. Насреддин сказал королю:

— Лучшая часть погребена. Мало кто знает, — за исключением фермеров, что под зеленым, под землей, находится оранжевое, и что если вы не работаете для него, оно испортится; к этому причастно большое количество ослов.

Суфийские притчи

Суфизм — это особое, мистическое, религиозно-философское течение в рамках ислама, представители которого считают возможным посредством личного психологического опыта входить в непосредственное духовное общение (созерцание или соединение) человека с Богом. Оно достигается путём экстаза или внутреннего озарения, ниспосланных человеку, идущему к Богу с любовью к Нему в сердце. Отсюда проистекает и тот удивительный мир суфийских притч, который повествует о самом ценном — Любви к Богу.

Подразделы:

  • Неблагоприятное время
  • Исцеление
  • Не в том же ритме
  • «Ты слишком много оглядывался…»
  • Хочешь оценить драгоценности  —  стань ювелиром
  • Андаки
  • Делегация из Сирии
  • Обитель Истины
  • Покупатель и продавец
  • Пища
  • Недостаток
  • Святой и грешник
  • Доказательство лисы
  • Всё дело в узоре
  • Кутб этого времени
  • Корова и свинья
  • Исправлять тут же
  • «Что ты видел на середине моста?»
  • Чародей
  • Толпа
  • Совершенный дурак
  • Лягушка
  • Сокровище и хранители
  • Молодой человек
  • Пахарь и лев
  • Аромат Истины
  • Почему мокрое  —  не сухое
  • Слон
  • Грамматик
  • Металл, дерево и проволока
  • Десять глупцов
  • Метод
  • Совершенный Мастер
  • День и ночь
  • Обязанности Учителя
  • Шейх Фарид
  • Роскошь и простота
  • Утренняя торговля
  • Ангур, изюм, инаб, стафил
  • Несварение желудка
  • Замещение
  • Слоистый песок
  • Счастье в хвосте
  • Совет соседа
  • Привязанность, называемая привлекательностью
  • «Не заблуждайся!»
  • Мясо
  • «Ничего ты не можешь получить у меня…»
  • Нищенская сума
  • Нили
  • Основание для самомнения
  • Пример
  • Испытание
  • «И это пройдёт»
  • Мудрость
  • Ненужная суета
  • «Это невозможно!»
  • Лицо не соответствует твоей одежде
  • Совет на пути
  • «Какая бы польза была тогда в наказании?»
  • Смерть через сорок дней
  • Отражение исчезло
  • Корова
  • Талисман
  • Вопрос
  • Посольство из Китая
  • Небесный Плод
  • Бродяга
  • Все предметы роскоши
  • Дары
  • Два условия
  • «Я учил вас не болтать»
  • Островитяне
  • Старый негодяй
  • Взгляд силы
  • Добро и зло
  • Говорящие коты
  • Ссора
  • Воробей и курица
  • Три драгоценных кольца
  • История жизни
  • Поможешь ты  —  и тебе помогут
  • Голубка и вода
  • Кто приносит больше несчастья
  • Падишах и садовник
  • Первопричина
  • Три рыбы
  • Как ловить обезьян
  • Рассказ об огне
  • Идиот, мудрый человек и кувшин
  • Как возникло предание
  • Ворота в рай
  • Человек, который помнил о смерти
  • Собака и осёл
  • Туфли благочестивых людей
  • Муравей и стрекоза
  • Притча о трёх областях
  • Птица и яйцо
  • Филолог и дервиш
  • Экипаж
  • Хозяин и гости
  • Волшебник и овцы
  • Персики

« Притчи народов мира | Неблагоприятное время »

Вернуться в раздел Йога-Википедия, содержащий материалы по развитию, здоровью и непознанному.

Информация

(?)

Случайная практика: Мантра ГАЯТРИ — Мантра, дающая особую брахманическую силу — силу, возникающую от постижения Брахмана и связи с Ним.

Сейчас онлайн на сайте: 58 чел. | Публичная оферта | Твоя Йога в соцсетях

Суфийские притчи читать интересно!

Что же представляют собой суфийские притчи, читать которые так увлекательно, интересно и полезно? По сути такие притчи созданы в форме увлекательного, короткого, поучительного рассказа. В каждой такой истории заложен иносказательный смысл. Мало-мальски грамотный человек, прочитав суфийскую притчу, сможет понять, о чём она. Человек, который внутренне тянется к саморазвитию и самосовершенствованию, не просто поймет смысл суфийской притчи, но и задумается над ним. Сделать правильные выводы несложно. Истории созданы в доступном формате. Только ленивый найдет в этих сказаниях звенящую пустоту. Другие читатели разберут суть и, возможно, найдут полезное применение жизненной мудрости, описанной в прочитанном рассказе.

Длинные и короткие суфийские притчи

Эти поучительные истории выполнены в разноплановом формате. Есть короткие суфийские притчи, написанные в поэтическом стиле. Есть варианты рассказов, которые созданы в форме прозы. Однако, несмотря на наличие разных форм и многообразие тем, вошедших в основу этих литературных творений, основная мысль каждой притчи едина. Каждое сказание говорит о том, что любовь является основой мироздания. Подавив собственное эго, отрёкшись от мирских соблазнов, человек может найти свое божественное «я». А это и является целью жизни.

Тема любви в притчах

О любви в этих историях пишется иносказательно. Для донесения смысла берутся вымышленные образы и придумываются интересные истории. Любовь как гармония с Богом, как путь к совершенству и к самому себе — это, пожалуй, главная тема, лежащая в основе суфийских поучительных рассказов.

Очень много таких историй написано в поэтической форме

Например, стоит обратить внимание на творения известнейшего поэта Руми. Он писал о любви: «Любовь Меджнуна», «О влюблённых», «Меджунун и собака» и т

д. Другие творцы, создававшие произведения, базирующиеся на идеях суфийской философии, также написали множество интересных поучительных рассказов о любви.

Другие темы

Не только любовь является ключевой тематикой суфийских рассказов. Очень многие притчи написаны о самопознании, нравственном выборе, жажде желаемого, достижении целей, отречения от порочного и т. д. В основу этих историй ложатся темы, которые так или иначе могут быть полезными для очищения души и поиска идеальной гармонии с миром.

Как читать суфийские притчи

У каждой такой истории нет единого толкования. Каждый человек находит собственный смысл в прочитанной истории. Кто-то видит глубже, а кому-то на текущий момент его развития дано понять лишь поверхностную суть каждой истории. Всё постепенно. Поэтому ни то, ни другое не считается отрицательным. Если человеку интересно прийти к наивысшей мудрости и самосовершенствованию, он найдёт собственный путь. А краток он будет или долог, зависит от каждого индивидуально. Эту мысль также можно найти в историях, написанных приверженцами суфийской философии.

Обобщая всё написанное о суфийских мудрых рассказах, хочется подытожить, чем же они на самом деле являются и что могут дать современному человеку. Суфийские притчи — это литературные творения, которые можно назвать кладезем мудрости. В этих историях раскрываются такие вопросы, которые могут волновать любого человека, тянущегося к самосовершенствованию и поиску пути мудрости и очищения. Однако без этих историй не всегда просто найти ответы на эти вопросы. Притчи также являются интересным наследием, к которому будет полезно обратиться с точки зрения изучения суфизма как явления. Многие факты истории возникновения этого учения раскрываются в процессе прочтения притч.

Притча о семье

Муж с женой прожили вместе тридцать лет. В день тридцатилетия совместной жизни жена, как обычно, испекла небольшой хлебец — она пекла его каждое утро. За завтраком она разрезала хлеб вдоль, намазала обе половинки маслом и, как обычно, собралась передать мужу верхнюю часть. Но на полпути рука ее остановилась…

Она подумала:

«В день нашего тридцатилетия я хочу сама съесть верхнюю часть хлебца. Я мечтала об этом тридцать лет и заслужила верхнюю половинку: была примерной женой, вырастила прекрасных сыновей, содержала в полном порядке дом».

И она передала мужу нижнюю часть хлебца. Такого она никогда не позволяла себе за все тридцать лет совместной жизни.

А муж взял хлеб и сказал с улыбкой:

— Какой неоценимый подарок ты сделала мне сегодня! Я с детства люблю нижнюю, поджаристую часть хлебца. Но всегда считал, что она по праву принадлежит тебе.

Притча о родителях и детях

Однажды к мудрецу пришел человек.

— Ты мудрый! Помоги мне! Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык? Она жестокая. Зачем ей сердце? Мудрец сказал: — Когда ты вернешься домой, напиши ее портрет, отнеси его дочери и молча отдай ей. На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул: — Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок!? Было плохо. А стало еще хуже! Она вернула мне рисунок, полная негодования! — Что же она сказала тебе? — спросил мудрец. — Она сказала: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?»

Как сохранить семейное счастье?

По соседству жили 2 семьи. В одной из них супруги постоянно ссорились и выясняли отношения, а в другой всегда царили любовь, взаимопонимание и тишина.

Строптивая хозяйка никак не могла понять, как соседи умудряются жить без скандалов. В душе она завидовала им. Однажды женщина попросила мужа сходить к соседям и выяснить, почему в их жизни все гладко.

Мужчина отправился к соседнему окну и аккуратно заглянул в дом. В комнате он увидел хозяйку. Она вытирала пыль. В этот момент зазвонил телефон, и женщина второпях поставила дорогую вазу на край стола. Через несколько минут в комнату вошел ее муж. Он не заметил вазы и зацепил ее. Дорогая вещь упала на пол и рассыпалась на осколки.

И тут сосед подумал: «Ну вот, сейчас начнется скандал!»

Но к его удивлению женщина подошла к супругу и спокойно сказала: «Извини, милый! Я виновата: я неаккуратно поставила вазу!» На что супруг ответил: «Это ты меня извини, дорогая! Я виноват, что не заметил ее!»

Вернулся сосед домой расстроенный. Жена у него допытывается про секрет семейного благополучия. А муж ей отвечает: «Понимаешь, все дело в том, что у них в семье все виноваты, а у нас – правы…»

Сказание о песках

Река, начав путь от источника в далеких горах, миновав разнообразнейшие виды и ландшафты сельской местности, достигла, наконец, песков пустыни. Подобно тому, как она преодолевала все другие преграды, река попыталась одолеть и эту, но вскоре убедилась, что по мере продвижения в глубь песков, воды в ней остается все меньше и меньше.И хотя не было никакого сомнения, что путь лежит через пустыню, положение казалось безвыходным.

Но вдруг таинственный голос, исходящий из самой пустыни, прошептал:

— Ветер пересекает пустыню, и река может пересечь ее тем же путем.

Река тут же возразила, что она лишь мечется в песках и только впитывается, а ветер может летать и именно поэтому ему ничего не стоит пересечь пустыню.

— Тебе не перебраться через пустыню привычными, испытанными способами. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна отдаться на волю ветра, и он доставит тебя к месту назначения.

— Но как это может произойти?

— Только в том случае, если ты позволишь ветру поглотить себя.

Это предложение было неприемлемо для реки. Ведь, в конце концов, никто и никогда не поглощал ее, да она и не собиралась терять свою индивидуальность. Ведь, потеряв ее однажды, как сможет вернуть ее когда-нибудь снова?

— Ветер, — продолжал песок, — именно этим и занимается. Он подхватывает воду, проносит ее над пустыней и затем дает упасть ей вновь. Падая в виде дождя, вода снова становится рекой.

— Но как я могу проверить это?

— Это так, и если ты не веришь этому, то не сможешь стать ничем иным, кроме затхлой лужи, и даже на это уйдут многие и многие годы; а ведь это, согласись, далеко не то же самое, что быть рекой.

— Но как же я смогу остаться такой же, какой я являюсь сегодня?

— Ни в том, ни в другом случае ты не сможешь остаться такой же, — отвечал шепот. — Переноситься и вновь становиться рекой — твоя суть. И даже свою теперешнюю форму существования ты только потому принимаешь за самое себя, что не знаешь, какая часть в тебе является существенной.

В ответ на эти слова что-то шевельнулось в мыслях реки. Смутно припомнила она состояние, в котором то ли она, то ли какая-то ее часть — но так ли это? — что эта хотя не всегда очевидная, но вполне реальная вещь выполнима.

И речка отдалась в дружелюбные объятия ветра, легко и нежно подхватившего ее и умчавшего вдаль за много-много миль

Достигнув горной вершины, он осторожно опустил ее вниз. А, поскольку у реки были сомнения, она смогла запомнить и запечатлеть в своей памяти более основательно подробности этого опыта

— Да, теперь я узнала свою истинную сущность, — размышляла река.

Река узнавала, а пески шептали:

— Мы знаем это, потому что день за днем это происходит на наших глазах и поскольку из нас, песков, и состоит весь путь от берегов реки до самой горы.

Вот почему говорят, что тот путь, которым должен пролиться поток жизни в своем путешествии, осуществляя свою непрерывность, записан на песке.

Притча о родителях

Одному юноше не везло в Любви. Всё как-то попадались девушки ему «не те» в жизни. Одних он считал некрасивыми, других – глупыми, третьих – сварливыми. Устав от поисков идеала, юноша решил обратиться за мудрым советом к старейшине племени.

Внимательно выслушав молодого мужчину, старец молвил:

— Вижу, что беда твоя велика. Но скажи мне, как ты относишься к своей матери?

Юноша был очень удивлён.

— Причём же здесь моя матушка? Ну, не знаю… Она часто вызывает во мне раздражение: своими глупыми вопросами, назойливой заботой, жалобами и просьбами. Но могу сказать, что люблю её.

Старец помолчал, покачал головой и продолжил беседу:

— Что ж, я открою тебе самый главный секрет Любви. Счастье есть, и оно кроется в твоём драгоценном сердце. И семечко твоего благополучия в Любви посадил очень важный человек в твоей жизни. Твоя мама. И как ты относишься к ней, так и будешь относиться ко всем женщинам мира. Ведь мама – это первая Любовь, которая приняла тебя в свои заботливые объятия. Это твой первый образ женщины. Будешь любить и почитать свою маму – научишься ценить и уважать всех женщин

И тогда ты увидишь, что однажды понравившаяся тебе девушка ответит на твоё внимание ласковым взором, нежной улыбкой и мудрыми речами. Ты не будешь предубеждён против женщин

Ты увидишь их Истинными. Наше отношение к Роду – мерило нашего счастья.

Юноша с благодарностью поклонился мудрому старцу. Отправившись в обратный путь, он услышал за своей спиной следующее:

— Да, и не забудь: ищи для Жизни ту девушку, которая будет любить и чтить своего отца!

Притчи о счастье и семье

Жил один человек, и жил он не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасать душу. Делал их, делал, а особенного изменения в себе к лучшему не замечал. Как-то он шел по улице, видит — у одной старушки пуговица с пальто оборвалась и упала на землю. Увидел, и думает: «Да чего там! Пуговиц у нее еще хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!» Но все-таки, кряхтя, поднял пуговицу догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом. Потом он умер. И видит весы: слева — его зло лежит, тянет вниз, а справа — ничего нет, пусто! И зло перетягивает. «Эх, — говорит себе человек, — и здесь не повезло!» Смотрит, Ангелы пуговицу кладут… И чаша с добрыми делами перевесила. «Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? — удивился человек. — Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!» И услышал, как Ангел говорит ему: «Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!» Добрые дела не в добрых делах живут, а в добром сердце.

В чем разница между мужчинами и женщинами?

Как-то раз в одном городе открылся магазин мужей. При входе в него висело объявление: «Правила покупки: — вы можете посетить наш магазин только 1 раз в своей жизни; — с каждым этажом качество выбранного вами товара повышается; — нельзя возвращаться на этаж ниже».

Одна женщина решилась посетить магазин мужей. Она зашла на первый этаж. Табличка над дверями гласила: «Мужья, которые имеют работу». Женщина хотела было открыть дверь, но вовремя вспомнила о том, что с каждым этажом качество мужей повышается. И она отправилась дальше.

Над дверью второго этажа висела табличка: «Мужья, которые имеют работу и любят детей». Женщине очень хотелось туда заглянуть, но она вспомнила, что с каждым этажом качество мужей повышается. И она отправилась дальше.

Над дверью третьего этажа висела табличка «Мужья, которые имеют работу, любят детей и привлекательные», над дверью четвертого – «Мужья, которые имеют работу, любят детей, привлекательные и помогают по дому», над дверью пятого – «Мужья, которые имеют работу, любят детей, привлекательные, помогают по дому и романтичные». А женщина все поднималась и поднималась.

Наконец она оказалась на верхнем шестом этаже. Но никакой таблички над дверями не было. Тогда она решительно распахнула дверь. Электронное табло засветилось: «Вы 12633827 посетительница. Этот этаж предназначен для того, чтобы лишний раз убедиться в том, что женщине угодить невозможно!»

А на другой стороне улицы открылся магазин жен. В нем тоже было шесть этажей. На первом этаже продавались женщины, которые любили заниматься сексом, а на втором – сексуальные и к тому же богатые дамы. А какие жены продавались на других этажах так никто и не узнал. Ни один мужчина дальше второго этажа не поднялся.

Философия суфизма и история возникновения притч

Прежде чем перейти к разговору о притчах, хочется остановиться на той основе, которая стала платформой возникновения этих сказаний.

Философия суфизма — это особое направление, которое зародилось в исламской культуре. Основной упор этого философского течения сделан на три составляющие чистого духа:

  1. мистицизм;
  2. подвижничество;
  3. аскетизм.

В суфизме поднимается множество тем, которые сводятся к идее единства противоположностей. Едино пространство и время, неразделимо земное и божественное, одним целым является постоянное и временное. Это лишь несколько истин, на которые опираются идеи суфизма. Основной же целью учения является поиск пути очищения души от отрицательных качеств и развития положительных граней духовного тела.

История возникновения

Первые приверженцы суфизма появились в VIII–IX веке. Предшествующим фактором для появления этого учения было возникновение и распространение исламской религии. Однако учёные считают, что зачатки суфийской философии начали проявляться ещё задолго до этого периода. Учение впитало в себя грани многих религиозных философий. Но в суфизме взят курс на единобожие. И это не меняется столетиями.

Название «суфизм» объясняется несколькими версиями происхождения:

  1. Некоторые учёные считают, что слово «суфизм» произошло от слова ‘шерсть’: имеется в виду материя, из которой сшита рубаха аскета.
  2. Другие учёные видят в слове корень происхождения от скамьи, на которой некогда сидел суфий.
  3. Есть версия историков, гласящая, что в основу названия философии лёг корень слова «суфи», т. е. чистый.

Доподлинно же не известна история возникновения именно такого наименования философского течения. Каждый последователь выбирает для себя ту версию, которая ему ближе. Возможно, имеются и другие объяснения. Но история, доступная широкому кругу интересующихся людей, на данный момент о таких вариантах умалчивает.

История жизни

Жил когда-то человек по имени Моджуд. Жил он в небольшом городке, работал маленьким чиновником, и было похоже на то, что он окончит свои дни инспектором мер и весов.

Однажды Моджуд прогуливался по парку среди древних развалин неподалеку от своего дома, и вдруг перед ним появился Хызр, таинственный Наставник суфиев, одетый в мерцающее зеленое.

— Человек с блестящими перспективами! Оставь свою работу и жди меня через три дня на берегу реки, — сказал Хызр и исчез.  

Моджуд в волнении пошёл к своему начальнику и сказал, что должен уйти. Весть об этом вмиг облетела жителей городка. В уличных разговорах только и слышно было: «Бедняга Моджуд! Он сошел с ума!»

Но так как на его место было много претендентов, все вскоре забыли о нём.

В назначенный день Моджуд встретил Хызра и тот сказал ему:

— Разорви на себе одежду и бросься в поток. Возможно, тебя кто-нибудь спасет.

Моджуд сделал так, как ему было сказано, хотя и чувствовал, что сходит с ума. Он умел плавать и потому не утонул, но его долго несло течением, пока какой-то рыбак не втащил его в свою лодку, приговаривая:

— Глупый человек! Здесь очень сильное течение. Зачем ты полез в реку?!

— Я и сам не знаю, — ответил Моджуд.

— Ты сумасшедший! — воскликнул рыбак. — Но я возьму тебя в свою хижину на берегу, а там посмотрим, что с тобой делать.

И рыбак направил лодку к берегу.

Узнав, что Моджуд — грамотный человек, рыбак оставил его у себя. Он кормил Моджуда, а тот учил его читать и писать, и помогал ему в работе. Так прошло несколько месяцев. Однажды вечером, когда Моджуд уже улегся спать, перед ним появился Хызр и сказал:

— Вставай немедленно и уходи от этого рыбака. О тебе позаботятся.

Моджуд тут же поднялся с постели, оделся как рыбак, и, удивляясь всему этому, вышел из лачуги. Полночи проплутав в темноте, он выбрался, наконец, на дорогу. На рассвете Моджуд нагнал неторопливо ехавшего крестьянина, и пошёл рядом с ним.

— Ты, наверно, ищешь работу, — обратился к нему крестьянин. — Если хочешь, идём со мной. Я еду на базар, и на обратном пути мне понадобится носильщик.

Моджуд последовал за ним. Он работал на крестьянина около двух лет и за это время узнал очень много о сельском хозяйстве, но мало о чем-либо еще.

Как-то в полдень Моджуд, увязывая в тюки шерсть, снова увидел перед собой Хызра, который сказал:

— Оставь эту работу, возьми свои сбережения, ступай в город Мосул и открой там торговлю кожей.

Моджуд так и сделал. В Мосуле он стал известен как торговец кожей. Три года он был купцом, и за это время Хызр ни разу не приходил к нему. Поднакопив денег, Моджуд уже стал подумывать о покупке дома, как вдруг однажды перед ним опять предстал Хызр.

— Отдай мне свои деньги, — приказал он, — и отправляйся в далекий Самарканд. Там наймись на работу к бакалейщику.

Моджуд так и сделал.

Вскоре он стал проявлять несомненные признаки просветления. Он лечил больных, а также успевал помогать своему напарнику в лавке; и во время работы и в свободное время он все глубже и глубже проникал в таинственное. Священники, философы и многие другие посещали его и спрашивали:

— У кого вы учились?

— Трудно сказать, — отвечал Моджуд.

— Как вы ступили на Путь? — спрашивали его ученики.

— Я был мелким чиновником.

— И вы оставили эту должность, чтобы посвятить себя самоукрощению?

— Нет. Я просто оставил это.

Они не понимали его. Некоторые хотели записать историю жизни этого удивительного бакалейщика и спрашивали Моджуда:

— Что вы делали в вашей жизни?

— Я бросился в реку, стал рыбаком, затем однажды ночью покинул рыбацкую хижину и некоторое время проработал у крестьянина. Как-то раз, когда я упаковывал шерсть, со мной произошло изменение, и я отправился в Мосул, где открыл торговлю кожей. Там я скопил немного денег, но затем отдал их и отправился в Самарканд. И вот сейчас я бакалейщик.

— Но это необъяснимое поведение не проливает свет на ваши замечательные способности и умения.

— Это так, — отвечал Моджуд.

И тогда биографы сочинили о Моджуде захватывающую историю; ведь каждый святой должен иметь свою историю, а история должна соответствовать представлениям публики, а не реальности.

Глупец, убегающий от смерти

Как-то один глупец предстал перед очами царя Соломона.

— Что ты хочешь, несчастный, — спросил царь.

— Ко мне, о царь, ночью явился ангел смерти, остановился возле меня и долго смотрел на меня недобрым взглядом!

— Чем же я тебе могу помочь? — удивился царь.

— О владыка, прикажи ветру, пусть он умчит меня в Индостан, и там я сумею спрятаться от этого злого ангела, — взмолился несчастный глупец.

Соломон немедленно приказал ветру доставить его в Индостан, а через некоторое время он сам встретился с ангелом смерти и спросил его:

— Почему ты, о посланец Бога, так недобро посмотрел на одного несчастного, что тот убежал в Индостан от семьи и близких?

— Мне самому странно, — ответил ангел. — Но Бог велел мне взять эту душу в просторах Индостана и отправить её в ад, и поэтому я очень удивился, что этот грешник был здесь, возле тебя. Но, слава Богу, он сразу же умчался в Индостан, и я сумел выполнить повеление Господа в точности!

Нужно всегда помнить, что если человек не может скрыться от себя, то от Бога он тем более никогда не скроется.

Любовь, прощение, терпение

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге:

«ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ»

А в конце листа:

« СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».

-И все?

-Да, — отвечал старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил:

«И мира тоже».

Автор неизвестен

Суфийские притчи

Суфийские притчи

Адский огонь

Однажды Гарун аль-Рашид повстречал юродивого.

– Откуда ты идешь? – спросил халиф.

– Я-то? Из самого ада.

– И что же тебя привело туда?

– Я искал огонь, чтобы раскурить свою трубку, и решил спросить у тамошних жителей, не поделятся ли они им со мной.

– И как, дали они тебе огня?

– Нет, тамошний правитель сказал мне, что нет у них его. «Как же так?» – спросил я. А он мне и ответил: «У нас здесь нет огня, сюда каждый приходит со своим собственным».

Алчность, угодливость и невозможность

Суфий, наставляя своего ученика, сказал ему:

– Никто не поймет сущность человека, пока не осознает связи между алчностью, угодливостью и невозможностью.

– Учитель, – ответил ученик, – это такая головоломка, которую мне не постичь.

– Решением головоломок не найти понимания. Лучше ищи его посредством достижения опыта.

И чтобы ученик лучше понял его слова, суфий повел его на рынок, в то место, где продавались халаты. Подойдя к одной из лавок, суфий попросил хозяина:

– Уважаемый, покажи мне самый лучший халат, и притом самый дорогой.

Его желание было исполнено, принесли роскошный халат, и цена на него была названа высокая.

– Это именно то, что я хочу, – сказал суфий, – вот только было бы еще лучше, если бы воротник халата расшить блестками и подбить мехом.

– О, это не проблема, – ответил лавочник, – именно такой халат и дожидается вас в моей мастерской, там, за лавкой.

Он торопливо ушел, а через несколько минут вернулся. Было видно, что он несет тот же самый халат, к которому наспех пришиты блестки и мех.

– И сколько ты хочешь за этот халат? – спросил суфий.

Лавочник назвал цену, в десять раз большую, чем он просил за халат без меха и блесток.

– Прекрасно! – воскликнул суфий. – Тогда я беру оба.

Большой Мир

Одному человеку до смерти надоела жизнь в деревне, и он, увлеченный рассказами странников о Большом Мире, все больше и больше желал войти в этот мир и освободить себя ото всех ограничений.

Наконец он решил, что время пришло, и ранним утром вышел из деревни. Вскоре он встретил попутчика, известного мудреца и волшебника, который, пожалуй, как никто был осведомлен обо всем, что касалось Большого Мира. Они вместе продолжили свой путь.

Спустя некоторое время они нашли некий шар на обочине.

– Смотри, что это такое? – спросил мудрец. – Что с этим можно сделать?

Путник вгляделся в шар и увидел, что это пчелиный рой, прикрепившийся к старому пню.

– Мы возьмем его с собой, – сказал он, – может быть, мы сможем его выгодно продать.

Он снял свою накидку, сделал из нее что-то вроде мешка, собрал в него пчел и взвалил на спину. Но некоторым пчелам удалось выбраться, и они, злобно жужжа, набросились на путника и пребольно покусали его. Человек запрыгал от боли, выронил мешок, а затем схватил его и стал колотить им о камень, пока не выбил из него всех пчел.

– Успокойся, успокойся! – попытался остановить его мудрец. – Давай сядем и разберемся, что произошло.

– А что я должен был делать? Ведь пчелы покусали меня.

– Но разве это правильно наказывать всех за то, что сделали лишь некоторые из них?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: