Закон противоположностей
Наша жизнь не мыслима без противоположностей, в ней присутствуют рождение и смерть, любовь и ненависть, дружба и соперничество, встреча и расставание, радость и страдание, потеря и приобретение. Человек тоже противоречив: он, с одной стороны, стремится к тому, чтобы его жизнь была стабильна, но в то же время некая неудовлетворенность гонит его вперед. В мире противоположностей человек стремится обрести утраченное единство с самим собой, с другими людьми и с самой жизнью. Все имеет начало и конец, это земной круговорот и круговорот жизни. Вещи, достигнув своего предела, переходят в свою противоположность. Пара противоположностей поддерживает равновесие, а переход от одной крайности в другую создает многообразие жизни. Иногда для того, чтобы понять что-либо, нужно увидеть, узнать противоположность этого. Одна противоположность не может существовать без другой, для того, чтобы был день, нужна ночь.
Публикации по месяцам
Публикации по месяцамВыберите месяц Декабрь 2020 (1) Апрель 2020 (1) Июнь 2017 (1) Сентябрь 2013 (1) Апрель 2013 (2) Март 2013 (1) Февраль 2013 (18) Январь 2013 (1) Декабрь 2012 (18) Ноябрь 2012 (54) Октябрь 2012 (22) Ноябрь 2010 (1) Май 2010 (1) Март 2010 (1) Декабрь 2009 (1) Ноябрь 2009 (1) Октябрь 2009 (1) Сентябрь 2009 (2) Август 2009 (2) Июль 2009 (3) Апрель 2009 (2) Февраль 2009 (2) Январь 2009 (2) Декабрь 2008 (1) Ноябрь 2008 (2) Октябрь 2008 (1) Сентябрь 2008 (1) Август 2008 (1) Июль 2008 (4) Июнь 2008 (1) Май 2008 (4) Апрель 2008 (1) Март 2008 (2) Январь 2008 (2) Декабрь 2007 (2) Ноябрь 2007 (2) Октябрь 2007 (1) Сентябрь 2007 (1) Август 2007 (2) Июль 2007 (2) Май 2007 (1) Апрель 2007 (1) Март 2007 (3) Февраль 2007 (3) Январь 2007 (2) Декабрь 2006 (1) Ноябрь 2006 (1) Октябрь 2006 (1) Сентябрь 2006 (4) Август 2006 (10) Май 2006 (5) Апрель 2006 (2) Март 2006 (1) Февраль 2006 (2) Январь 2006 (1) Ноябрь 2005 (3) Октябрь 2005 (5) Сентябрь 2005 (1) Август 2005 (1) Июль 2005 (1) Июнь 2005 (1) Май 2005 (2) Апрель 2005 (3) Март 2005 (4) Январь 2005 (1) Декабрь 2004 (1) Ноябрь 2004 (2) Октябрь 2004 (6) Сентябрь 2004 (3) Август 2004 (3) Июль 2004 (1) Май 2004 (1) Апрель 2004 (2) Март 2004 (2) Февраль 2004 (3) Январь 2004 (3) Декабрь 2003 (1) Ноябрь 2003 (1) Октябрь 2003 (5) Август 2003 (1) Июль 2003 (2) Май 2003 (1) Апрель 2003 (4) Март 2003 (3) Январь 2003 (2) Декабрь 2002 (1) Ноябрь 2002 (4) Октябрь 2002 (7) Сентябрь 2002 (1) Август 2002 (2) Июль 2002 (4) Май 2002 (8) Апрель 2002 (3) Март 2002 (2) Январь 2002 (2) Декабрь 2001 (1) Ноябрь 2001 (4) Октябрь 2001 (7) Август 2001 (3) Июль 2001 (2) Май 2001 (2) Декабрь 1995 (2) Ноябрь 1995 (7) Октябрь 1995 (4) Сентябрь 1995 (1) Август 1995 (3) Июль 1995 (4) Июнь 1995 (1) Май 1995 (5) Апрель 1995 (4) Март 1995 (1) Февраль 1995 (4) Январь 1995 (2) Декабрь 1993 (1) Ноябрь 1993 (2) Октябрь 1993 (4) Сентябрь 1993 (1) Август 1993 (3) Июль 1993 (2) Май 1993 (9) Апрель 1993 (3) Март 1993 (5) Февраль 1993 (4) Январь 1993 (3) Декабрь 1992 (1) Ноябрь 1992 (2) Октябрь 1992 (5) Сентябрь 1992 (4) Август 1992 (3) Июль 1992 (3) Май 1992 (11) Апрель 1992 (1) Март 1992 (3) Февраль 1992 (1) Январь 1992 (4) Ноябрь 1968 (3) Октябрь 1968 (3) Сентябрь 1968 (7) Август 1968 (3) Июль 1968 (5) Май 1968 (5) Март 1968 (4) Февраль 1968 (5) Январь 1968 (3) Декабрь 1967 (3) Ноябрь 1967 (3) Октябрь 1967 (10) Июль 1967 (3) Май 1967 (2) Апрель 1967 (4) Март 1967 (4) Январь 1967 (1) Май 1965 (2) Апрель 1965 (6) Март 1965 (17) Февраль 1965 (3) Январь 1965 (4) Декабрь 1964 (8) Ноябрь 1964 (5) Октябрь 1964 (8) Август 1964 (7) Июль 1964 (2) Ноябрь 1962 (5) Октябрь 1962 (3) Май 1962 (1) Апрель 1962 (2) Март 1962 (5) Январь 1962 (1) Декабрь 1961 (2) Ноябрь 1961 (1) Октябрь 1961 (8) Июль 1961 (3) Июнь 1961 (2) Апрель 1961 (3) Март 1961 (1) Февраль 1961 (2) Декабрь 1960 (1) Ноябрь 1960 (2) Сентябрь 1960 (5) Июнь 1960 (1) Январь 1960 (1) Ноябрь 1959 (2) Июль 1959 (2) Апрель 1959 (1) Февраль 1959 (1) Декабрь 1958 (2) Сентябрь 1958 (4) Август 1958 (1) Июль 1958 (2) Март 1958 (3) Февраль 1958 (2) Июль 1957 (1) Март 1957 (1) Август 1956 (1) Февраль 1955 (1) Октябрь 1953 (1)
Столпы и сокровища
Методов, или столпов даосизма всего восемь. Их нужно придерживаться, чтобы оздоровиться и достигнуть гармонии с окружающим миром. Заключаются они в следующем:
- философия;
- обновление;
- питание;
- забытая еда;
- лечение;
- сексуальная мудрость;
- совершенство;
- успех.
Первый столп необходим для познания общественных и природных законов, сущности бытия и цели жизни. Под обновлением стоит понимать проведение медитаций и практик для улучшения здоровья. Что касается питания, то нужно полностью отказаться от мяса и другой животной пищи. Забытая еда означает, что на время строгих диет и постов есть вообще нельзя. Придется жить исключительно на воде.
Извлечение — это распределение энергии по всему телу с помощью акупунктуры и манипуляций с массажем. Секс в даосизме рассматривается только как метод укрепления искренних чувств и один из видов терапии. Седьмой столп — совершенство. Человек должен постоянно развиваться и искать новые здания. А успех означает постановку и достижение целей, выполнение планов.
Лао Цзы называл три сокровища даосизма:
- ци;
- цзянь;
- шэнь.
Первое сокровище — это энергия милосердия, жизни и любви. Цзянь означает рациональную экономику. Это касается и внешнего вида людей. Не стоит много внимания уделять своей одежде и прическе. Достаточно быть опрятным и чистым. Шэнь — это символ разумного духа.
Ценное достояние
Не для всех врачей и сегодня позиция Николая Ивановича Пирогова бесспорна теоретически и выполнима практически. И все же эта позиция — ценнейшее достояние отечественной врачебной этики.
При раскрытии содержания принципа биомедицинской этики «не навреди» мы не случайно обратились к концепции Н.И.Пирогова.
К сожалению, в статье 71 «Клятва врача России» действующего закона N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. нет принципа «не навреди» или обязательства непричинения вреда пациенту. Но есть обязательство «… постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины». Вряд ли можно отрицать принадлежность Н.И.Пирогова к традиционной отечественной медицине и вместе с этим значение для современной медицины принципа «не навреди».
Заведующая кафедрой биоэтики
РНИМУ им. Н.И.Пирогова,
доктор философских наук, профессор
И.СИЛУЯНОВА
Прежде всего не навреди
Прежде всего не навреди
Медики знали о ятрогении по меньшей мере с IV века до н. э. Primum non nocere – «прежде всего не навреди» – это первый принцип медицины, приписываемый Гиппократу и включенный в текст так называемой клятвы Гиппократа, которую любой врач дает в день получения диплома. Понадобилось 2400 лет, чтобы медицина начала должным образом проводить эту блестящую идею в жизнь. Несмотря на бесконечные причитания «non nocere», термин «ятрогения» вошел в обиход очень, очень поздно, всего несколько десятков лет назад, – после того, как врачи нанесли миру огромный ущерб. Я сам не знал, что это явление называется особым словом, пока меня не просветил писатель Брайан Эпплярд (до того я говорил о «вредных ненамеренных побочных эффектах»). Давайте теперь оставим медицину (чтобы вернуться к ней через десяток глав) и перенесем концепцию ятрогении на другие сферы жизни. Так как невмешательство не влечет за собой никакой ятрогении, источник вреда – это отрицание антихрупкости вплоть до теории, по которой без нас, людей, мир не будет вертеться так, как должен.
Показать, что явление ятрогении универсально, – задача непростая. Понятие «ятрогения» никогда не употребляется вне медицинского контекста (а медицина, повторю, оказалась не самым способным учеником). Однако, как и в случае с синим цветом, когда появляется слово для обозначения чего-либо, указать на явление уже легче. Мы внедрим понятие ятрогении в политологию, экономику, градостроительство, образование и другие области. Я пытался дискутировать с консультантами и учеными, специалистами в этих областях, и никто из них не понимал, о чем я говорю, и не считал, что сам он может быть потенциальным источником опасности. Когда вы относитесь к таким людям со скепсисом, они обычно говорят, что вы – «противник научного прогресса».
При всем при том понимание ятрогении прослеживается в некоторых религиозных текстах. Коран упоминает «тех, что неправедны, но при этом считают себя праведниками».
Подытожим: если мы видим наивное вмешательство, да и любое вмешательство, без ятрогении не обойдется.
Моральные принципы и неизбежная реальность
К сожалению, обязательство «не навреди» в клятве Гиппократа носило характер короткой декларации и не содержало теоретического обоснования и объяснения его сути. Эту задачу в свое время решает Н.И.Пирогов. Он раскрывает сущность принципа «не навреди» через анализ такого феномена медицинской практики, как «врачебная ошибка» Знаменитый хирург вскрывает непосредственную связь моральных оснований принципа «не навреди» с такой неизбежной реальностью медицинской практики, как «врачебная ошибка».
Докторская диссертация Пирогова «Является ли перевязка брюшной аорты при аневризме паховой области легко выполнимым и безопасным вмешательством», подготовленная им в 1831 году, была посвящена разбору операции с летальным исходом, описанной знаменитым английским врачом Астли Купером. В диссертации были приведены доказательства того, что смерть пациента в ходе операции была следствием не болезни, а результатом самой операции, неверно проведенной хирургом. Купер по принятой тогда методике пережал один из сосудов, чтобы прекратить кровоснабжение злокачественного образования. Пирогов на основе проведенных многочисленных экспериментов на животных доказал, что по этому сосуду кровь поступала в жизненно важные органы и зажим надо было делать в другом месте.
Ошибка Астли Купера стала для Пирогова научным фактом-признанием необходимости методологического разбора и анализа ошибок для развития медицинской науки, доказательством необходимости не только «обучения на чужих ошибках», но и признания каждым врачом своих ошибок.
Пирогов последовательно реализует свою этическую позицию в статьях журнала «Анналы хирургического отделения клиники Дерптского университета» — в 1837 г. в первом издании, в 1839 г. во втором издании. Они произвели огромное впечатление на врачей и получили широкий общественный резонанс, в том числе и потому, что автор проводил честный анализ своих профессиональных ошибок.
В предисловии к первому тому «Анналов» он писал: «Я считаю священной обязанностью добросовестного преподавателя немедленно обнародовать свои ошибки и их последствия для предостережения и назидания других, еще менее опытных, от подобных заблуждений». Критический подход к собственной работе и анализ ошибок Пирогов рассматривал как важнейшее условие успешного развития медицинской науки и практики.
Он пытается в корне изменить общепринятое отношение к профессиональным ошибкам, которое на современном языке можно определить как форму своеобразной «моральной коррупции» в медицине. Врачебный кодекс тех лет включал негласное правило: «ошибки и смертельные случаи скрывай». Во время учебы и практики за границей Пирогов убедился, что выявление научной истины далеко не всегда является главной целью даже известных клиницистов и хирургов. Нередко знаменитые клинические заведения Европы принимали меры не для открытия, а, наоборот, для скрытия научной истины с целью утаить свои оплошности и грубые ошибки и публично сообщать только об успехах и достижениях.
Важность и историческая ценность женского служения
Церковное служение невозможно представить без сестер. Безусловно, есть мужские обители, но это отдельная тема, сейчас мы говорим о работе христианок в церкви, в чем их роль и необходимость. Из Священного Писания мы знаем, что Господь никогда не преуменьшал роль женщины в обществе.
- Девушка из еврейской семьи, ставшая царицей Эсфирь, рискуя своей жизнью, спасла целый народ от уничтожения.
- Верная своей клятве, с сердцем, наполненным любовью, Руфь после смерти мужа осталась со свекровью, хотя не была еврейкой. Бог даровал ей не только счастливое новое замужество, но и честь стать прабабкой мужа по сердцу Божьему, царя Давида.
- Пресвятая Богородица с послушанием приняла весть от Архангела Гавриила о рождении нею Ребенка, Иисуса от Духа Святого.
- Некогда блудница платит огромные деньги за миро, которым поливает ноги Спасителя, вытирая их своими волосами.
Все это сделали женщины, их избрал Господь, доверил это поклонение, чтобы возвысилась слава Творцу.
Важно! Послушание и великое доверие Богу — основные качества сестер, послуживших для Церкви. В лице современных Марф и Марий священники и прихожане находят верных тружениц, которые поют в церковном хоре и преподают в воскресных школах, готовят трапезу для нуждающихся, организовывают помощь сиротам или просто вытирают пол после богослужения
В лице современных Марф и Марий священники и прихожане находят верных тружениц, которые поют в церковном хоре и преподают в воскресных школах, готовят трапезу для нуждающихся, организовывают помощь сиротам или просто вытирают пол после богослужения.
Христианское женское служение — неотъемлемая часть жизни храма, связующее звено между духовной, душевной и физической помощью для людей, действующее на основе добровольного пожертвования своего времени, сил, средств во славу нашего Господа Иисуса Христа.
В настоящее время истинная христианка является хранительницей целомудрия, примером для подражания для детей своих и чужих, носителем милосердия и сострадания, которые лежат в основе ее церковного поклонения.
Во времена вседозволенности христианские жены являются хранительницами семьи, как ячейки общества, спасительницами чести и праведности в России. Многие люди перестали посещать богослужения не из-за того, что им больше нравится мир, а потому, что не нашли в церкви принятия и любви Христовой.
Работа сестер в церкви призвана нести в этот грешный мир исполнение основной заповеди — возлюби ближнего своего, чтобы прославить Христа и единого Бога через Духа Святого. Зайдя в любую церковь, независимо от конфессии, мы увидим, что женская половина составляет большую часть прихожан, именно она является живым источником веры.
Христианское женское служение — неотъемлемая часть жизни храма
Носители атмосферы тепла и покоя, христианки наделены особыми дарами милосердия, являясь опорой мужей в семьях, они переносят свои дары в храмовые поклонения, участвуя в созидании церковной жизни. Апостолы, кроме Иоанна Богослова, разбежались от Иисуса, но христианки, как верные сестры, стояли около Спасителя до конца, участвуя в Его погребении и первыми стали свидетельницами воскрешения Живого Бога.
Важно! Иисус Христос никогда не преуменьшал роли женщины в обычной жизни, Он говорил с самарянкой, исцелил страдающую 12 лет кровотечением, защитил от побиения камнями Марию Магдалину
Принцип не навреди кратко. Модель Гиппократа. Принцип «Не навреди»
Гиппократа называют «отцом медицины» неслучайно: моральные принципы врачевания Гиппократа, изложенные им в «Клятве», а также в книгах «О законе», «О врачах», были исторически первой формой врачебной этики.
Принцип «Не навреди» зафиксирован в «Клятве Гиппократа» (см. приложение). Обязательство «воздерживаться от причинения всякого вреда» стало со времен Гиппократа не только главным моральным принципом медицинской деятельности, но и моральным основанием модели взаимодействия медицинских работников с пациентами, их родственниками, своими коллегами и учителями.
В «Клятве Гиппократа» отражены все области деятельности врача, в которых он должен следовать принципу «не навреди»: физическом (правильно лечить, выбирать метод лечения, который принесет наименьший вредный побочный эффект, не способствовать ускорению смерти и абортам), социально-психологическом и правовом (неразглашение врачебной тайны), нравственном (уважение и благодарность своим учителям, коллегам).
Тем не менее, риск ошибки существует всегда. Вред, который могут принести пациенту действия врача или другого медицинского работника, может быть намеренным и ненамеренным. О намеренном вреде говорят в случаях как преступного (со злым умыслом) причинения вреда, так и тогда, когда по медицинским показаниям вред объективно необходим (неизбежен). Его можно предвидеть заранее и оценить его возможные масштабы.
Но как определить, что является вредом применительно к сфере деятельности медицинского работника? В настоящее время выделяются следующие формы вреда, которые могут быть причинены пациенту:
1. Вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи тому, кто в ней нуждается. Этот вид вреда относится к наиболее тяжким проступкам медицинского работника и влечет за собой не только моральное осуждение, но и административный санкции, а в ряде случаев и уголовное наказание.
2. Вред, вызванный небрежностью, либо злым умыслом, например, корыстной целью. В зависимости от последствий для пациента такой вид вреда также может повлечь все виды наказания.
3. Вред, вызванный неверными, необдуманными или неквалифицированными действиями. Это вред, который является следствием профессиональных ошибок медицинских работников. В зависимости от степени причиненного вреда он влечет за собой различные виды наказания.
4. Вред, вызванный объективно необходимыми в данной ситуации действиями. Единственная форма вреда, которая причиняется практически всегда, но в различной степени. Это вред, за причинение которого медицинский работник не несет никакого наказания.
Информация о прогнозе заболевания может выступать в качестве источника вреда. В данном случае вред может быть причинен как утаиванием информации, так и правдивым ее сообщением.
С одной стороны, обманывая кого-либо, мы тем самым наносим ему вред, поскольку унижаем его достоинство. С другой стороны, человек, обладающий недостаточной или неверной информацией, может невольно причинить ущерб и себе, и окружающим. Кроме этого, правдивая информация без учета эмоционального состояния больного, также может принести ему вред, особенно в случае диагнозов смертельно опасного заболевания.
Соблюдение принципа «не навреди» возможно только при условии сформированности у медицинского работника нравственных убеждений и качеств личности, соответствующих требованиям биомедицинской этики.
В соответствии с этим принципом сформировали представления о враче как человеке, который в силу своих профессиональных знаний и опыта, лучше знает, что является для пациента благом, а что вредом. Такое представление впоследствии было перенесено и на других медицинских работников.
Биоэтика, возникшая около 20 лет назад, явилась ответом на так называемые “проблемные ситуации” в современной клинической практике. Широкое обсуждение “проблемных ситуаций” в современном обществе стало манифестацией идеологии защиты прав человека в медицине. В связи с последним обстоятельством некоторые основополагающие проблемы биоэтики оказались исключительно близки по содержанию морально-этическим дилеммам, возникающим при оказании медицинской помощи.
Иисус в Ветхом Завете: медный змей
Почему, Бог повелел Моисею, установить медного змея на кресте, на виду у народа?
Всякий, кто смотрел на медного змея — исцелялся. Это была история сынов Израиля, странствовавших по пустыне.
Затем мы переносимся в Новый Завет и вот, Иисус говорит Никодиму:
(Ин 3:14) И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому.
Иисус — Дух того ритуала в Ветхом Завете.
Когда вы читаете Ветхий Завет, Дух, дающий жизнь, скрыт в ритуалах и историях, в персонажах, в горах, в деревьях, в цветах.
Дух — дающий жизнь.
Когда обращаются к Господу, тогда покрывало снимается.
(2Кор 3:17) Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
Многие из нас, в церковной обстановке, воспринимают это, как свобода петь и танцевать. На этом чаще всего делается акцент.
Но, контекст здесь такой, что в момент, когда вы видите Иисуса — в персонаже, в ритуале, в скинии, в золотом светильнике, в хлебе преломления — вы видите и чувствуете жизнь.
Ветхий Завет — это скрытый Новый Завет.
Новый Завет — это открытый Ветхий Завет.
Вся суть в Иисусе Христе!
Каким должен быть служитель
Знание Библии и доктринальных основ православия — основные требования для начала работы в женском служении, но без Божьей любви, наполняющей сердце, сострадания и желания нести Евангелие людям христианкам будет трудно надолго укрепиться на почве благотворительности.
Питаясь библейскими основами, преображаясь постоянно в образ Христа, мы идем по спасительному пути и ведем за собой других. Хорошая наставница со временем становится сродни мамы и лучшей подругой, готовой выслушать и помочь в любой момент не только Словом, но и делом, ведь любовь без дел, как звенящая медь, шума много, а помощи ноль. (1 Кор. 13:1)
Важно! Женщина, служащая Богу обязательно будет молитвенницей, ибо, только пребывая в постоянном общении с Богом посредством молитвы, можно увидеть истину и правильный выход в создавшейся ситуации. Новый Завет около 80 раз трактует фразу о ношении бремен друг друга, это дар — помогать людям в их страданиях, но одновременно и большая ответственность, нужно понимать, что все сказанное не «выносится из избы». Да, порой есть ситуации, когда служитель не в силах помочь, тогда он обращается к духовному наставнику и с ним ищет ответ, но не несет проблему друзьям
Это табу
Новый Завет около 80 раз трактует фразу о ношении бремен друг друга, это дар — помогать людям в их страданиях, но одновременно и большая ответственность, нужно понимать, что все сказанное не «выносится из избы». Да, порой есть ситуации, когда служитель не в силах помочь, тогда он обращается к духовному наставнику и с ним ищет ответ, но не несет проблему друзьям. Это табу.
Наполнять ободрением и даровать душевное исцеление через Господа могут зрелые сестры, познавшие Его благость и силу. Современный мир наполнен стрессами и эмоциональными потрясениями, и сестра милосердия обязана быть мудрым психологом и обладать умением стать близким другом.
Служение Иисуса Христа было бы осложнено, если бы к нему не были привлечены женщины
Это нелегкое бремя, но это бремя Христа, поэтому оно легко, если понимаешь всю значимость женского служения. В церковном служении всегда есть место и женскому служению в роли помощниц.
Четвертый принцип: справедливость
Данный принцип медицинской этики, пожалуй, вызывает самые горячие споры. Он может быть сформулирован следующим образом: каждый может рассчитывать на получение того, что ему причитается. Охрана здоровья может быть рассчитана как на отдельного человека, так и на их группу, выделяемую на том или ином основании. Для малообеспеченных граждан предусматривается социальное пособие. Это соответствует справедливости. Если поддержку оказывают всем группам населения, то нарушается данный принцип. Кстати, его отличие от рассмотренных ранее заключается в том, что оценки, решения и действия врачей затрагивают не конкретного человека, а разных людей или даже целые социальные группы. Принцип справедливости обладает не абсолютной, а относительной силой.
Рассмотрим пример. Возникла ситуация с пересадкой донорского органа. При этом есть пациент, который занимает более далекое место в листе ожидания, но у него критическая ситуация. В таком случае можно поступиться обязательствами, которые вытекают из принципа справедливости и руководствоваться постулатом «не навреди». Ведь главная задача – это охрана здоровья и жизни людей! Хотя от соблюдения очереди можно отказаться и под влиянием принципа справедливости, в таком случае обращаются к критерию потребности и исходят из ее текущей остроты. При следовании данному принципу необходимо учитывать существующие взаимоотношения, формирующие социальную сеть между врачами, медсестрами, социальными работниками, администраторами и пациентами. Ведь при этом затрагиваются индивидуальные, групповые и государственные интересы, которые переплетаются с вопросами охраны здоровья.
Вводная информация
Вам будет интересно:Денситометрия: расшифровка результата, показания к проведению процедуры
Первоначально давайте разберемся, где же можно получить качественные сведения о предмете статьи. Изучение в рамках государственных курсов является наиболее предпочтительным, поскольку в данном случае обучение врачей осуществляется на базе медицинских училищ и университетов. Здесь всегда можно найти специалистов, которые доходчиво и профессионально донесут до учеников материал. Согласитесь, что врачи, обладающие огромным опытом и практикой, в недугах человека разбираются очень хорошо, а также в процессах их излечения. Актуальным в рамках данной статьи является вопрос биоэтики. Так называется область проблем. Причем они не только познавательные (то есть те, что требуют размышлений), но не обходятся без достаточно серьезных действий и решений. Непосредственный источник проблем, которые рассматриваются биоэтикой, — это стремительный прогресс биомедицинских наук и технологий, что стало очень характерно для последней трети двадцатого века. На первый взгляд это утверждение может показаться нелепым. Ведь оно затрагивает именно то, что задумывалось и делается сейчас с безусловно благими целями – облегчение страданий человека, повышение качества и продолжительности его жизни. И вот это есть источник проблем. Причем немалых – они вызывают серьезные дискуссии и многочисленные разногласия. Когда приходится их решать, то ответственным специалистам нужно руководствоваться не только традиционными аргументами, но и ценностными установками, принятыми моделями поведения и эмоциями.
Вам будет интересно:Анализ на ветрянку: как называется, подготовка и сдача, расшифровка результатов
Сейчас можно утверждать, что биоэтика как область исследований, моральных решений и общественных дискуссий только делает свои первые шаги. Следует отметить, что существует большое многообразие разных этических теорий. Наибольшее признание получила концепция, которая была разработана американскими специалистами Джеймсом Чилдрессом и Томом Бичампом. Она предусматривает выдвижение четырех основополагающих принципов. В совокупности она компактная, систематическая, удобная для восприятия и понимания.
Жанры
- Карьера, кадры
- Деловая литература
- Маркетинг, PR
- Экономика
- Детективы
- Триллер
- Шпионский детектив
- Боевик
- Классический детектив
- Исторический детектив
- Иронический детектив, дамский детективный роман
- Полицейский детектив
- Криминальный детектив
- Политический детектив
- Про маньяков
- Крутой детектив
- Советский детектив
- Публицистика
- Биографии и Мемуары
- Документальная литература
- Военное дело
- Военная документалистика и аналитика
- География, путевые заметки
- Семейные отношения, секс
- Домашние животные
- Здоровье
- Педагогика, воспитание детей, литература для родителей
- Кулинария
- Боевые искусства, спорт
- Хобби и ремесла
- Развлечения
- Домоводство
- Семейные отношения
- Сад и огород
- Драматургия
- Драма
- Комедия
- Сценарий
- Критика
- Культурология
- Искусство и Дизайн
- Скульптура и архитектура
- Кино
- Музыка
Зарубежная компьютерная, околокомпьютерная литература
- Сказки народов мира
- Проза для детей
- Фантастика для детей
- Детская литература
- Детская образовательная литература
- Стихи для детей
- Зарубежная литература для детей
- Детская остросюжетная литература
- Русские сказки
- Классическая детская литература
- Короткие любовные романы
- Современные любовные романы
- Любовное фэнтези, любовно-фантастические романы
- Исторические любовные романы
- Остросюжетные любовные романы
- Эротическая литература
- Любовные романы
- Порно
- История
- Психология и психотерапия
- Зарубежная образовательная литература, зарубежная прикладная, научно-популярная литература
- Философия
- Политика
- Научная литература
- Языкознание, иностранные языки
- Биология, биофизика, биохимия
- Медицина
- Военная история
- Литературоведение
- Физика
- Обществознание, социология
- Математика
- Зоология
- Юриспруденция
- Астрономия и Космос
- Геология и география
- Альтернативные науки и научные теории
- Химия
- Экономика
- Альтернативная медицина
- Государство и право
- Поэзия
- Юмористические стихи, басни
- Лирика
- Классическая зарубежная поэзия
- Исторические приключения
- Приключения
- Приключения для детей и подростков
- Путешествия и география
- Морские приключения
- Природа и животные
- Вестерн, про индейцев
- Приключения в современном мире
- Русская классическая проза
- Классическая проза
- Современная русская и зарубежная проза
- Историческая проза
- Советская классическая проза
- Проза о войне
- Классическая проза ХIX века
- Классическая проза ХX века
- Проза
- Малые литературные формы прозы: рассказы, эссе, новеллы, феерия
- Зарубежная классическая проза
- Контркультура
- Роман, повесть
- Магический реализм
- Средневековая классическая проза
- Классическая проза XVII-XVIII веков
- Готический роман
- Афоризмы, цитаты
- Фантасмагория, абсурдистская проза
- Эпистолярная проза
- Экспериментальная, неформатная проза
- Самиздат, сетевая литература
- Фанфик
- Журналы, газеты
- Незавершенное
- Неотсортированное
- Религия, религиозная литература
- Самосовершенствование
- Религиоведение
- Православие
- Христианство
- Эзотерика, эзотерическая литература
- Руководства
- Энциклопедии
- Путеводители, карты, атласы
- Справочная литература
- Справочники
- Словари
- antique
- Европейская старинная литература
- Древнерусская литература
- Древневосточная литература
- Античная литература
- Военное дело, военная техника и вооружение
- Технические науки
- Металлургия
- Фэнтези
- Научная Фантастика
- Боевая фантастика
- Альтернативная история
- Юмористическая фантастика
- Ужасы
- Космическая фантастика
- Социально-психологическая фантастика
- Героическая фантастика
- Киберпанк
- Детективная фантастика
- Эпическая фантастика
- Фантастика
- Городское фэнтези
- Мистика
- Постапокалипсис
- Славянское фэнтези
- Книги о вампирах
- Мифологическое фэнтези
- Стимпанк
- Технофэнтези
- Современная сказка
- Хроноопера
- Мифы. Легенды. Эпос
- Фольклор, загадки folklore
- Народные сказки
- Былины, эпопея
- Юмористическая проза
- Юмор
- Анекдоты
- Сатира
Медицинский Вестник №7 (728) / 2016
Оглавление номера
Не навреди
18 апреля 2016
Самым известным в обществе обязательством клятвы Гиппократа является принцип «не навреди». В тексте самой клятвы формулировка этого принципа такова: «Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости». Тем не менее каждый практикующий специалист знает, насколько близок бывает порой врач к невыполнению этого принципа в своей работе, хотя принимает его полностью.
Самым известным в обществе обязательством клятвы Гиппократа является принцип «не навреди». В тексте самой клятвы формулировка этого принципа такова: «Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости». Тем не менее каждый практикующий специалист знает, насколько близок бывает порой врач к невыполнению этого принципа в своей работе, хотя принимает его полностью.
Главный постулат
Клятва Гиппократа, известная не только врачебному сообществу, но и широкой общественности, содержит десять обязательств, которые представляют собой перечень моральных принципов, составляющих основу врачебного профессионализма. К ним относятся:
- обязательства перед учителями, коллегами и учениками;
- принцип непричинения вреда;
- принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного, обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);
- принцип справедливости;
- принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии;
- принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам;
- принцип соблюдения компетентности;
- обязательство об отказе от интимных связей с пациентами;
- обязательство личного совершенствования;
- обязательство сохранения врачебной тайны (принцип конфиденциальности).
Многочисленные опросы практикующих врачей свидетельствуют, что для большинства из них именно принцип «не навреди» составляет суть и основное содержание гиппократовой присяги. Тем не менее, полностью принимая этот принцип, каждый врач знает, что нанесение вреда возможно, несмотря на то, что сам он нисколько не желает этого делать, поскольку нанесение вреда пациенту исключено из намерений и мотивов действия врача. Именно в этом заключается абсолютно моральный, идеальный статус обязательства «не навреди». Именно этому, исключительно моральному обещанию, опять же морально, доверяют люди, что обеспечивает вообще возможность лечебной практики.
Моральные принципы и неизбежная реальность
К сожалению, обязательство «не навреди» в клятве Гиппократа носило характер короткой декларации и не содержало теоретического обоснования и объяснения его сути. Эту задачу в свое время решает Н.И. Пирогов. Он раскрывает сущность принципа «не навреди» через анализ такого феномена медицинской практики, как «врачебная ошибка» Знаменитый хирург вскрывает непосредственную связь моральных оснований принципа «не навреди» с такой неизбежной реальностью медицинской практики, как «врачебная ошибка».
Докторская диссертация Пирогова «Является ли перевязка брюшной аорты при аневризме паховой области легко выполнимым и безопасным вмешательством», подготовленная им в 1831 году, была посвящена разбору операции с летальным исходом, описанной знаменитым английским врачом Астли Купером. В диссертации были приведены доказательства того, что смерть пациента в ходе операции была следствием не болезни, а результатом самой операции, неверно проведенной хирургом. Купер по принятой тогда методике пережал один из сосудов, чтобы прекратить кровоснабжение злокачественного образования. Пирогов на основе проведенных многочисленных экспериментов на животных доказал, что по этому сосуду кровь поступала в жизненно важные органы и зажим надо было делать в другом месте.
Ошибка Астли Купера стала для Пирогова научным фактом — признанием необходимости методологического разбора и анализа ошибок для развития медицинской науки, доказательством необходимости не только «обучения на чужих ошибках», но и признания каждым врачом своих ошибок.
Пирогов последовательно реализует свою этическую позицию в статьях журнала «Анналы хирургического отделения клиники Дерптского университета» — в 1837 г. в первом издании, в 1839 г. во втором издании. Они произвели огромное впечатление на врачей и получили широкий общественный резонанс, в том числе и потому, что автор проводил честный анализ своих профессиональных ошибок.
В предисловии к первому тому «Анналов» он писал: «Я считаю священн…
Ирина Силуянова