Внешние ссылки [ править ]
В Wikisource есть оригинальный текст, связанный с этой статьей:Хатха Йога Прадипика |
- Иянгар и др. 1972 г. Перевод с комментарием Джётсна.
- Текст на санскрите и перевод издания Pancham Sinh на sacred-texts.com
- Хатха-йога Прадипика Панчам Синх издание от LibriPass
- Образец нового перевода Брайана Акерса
- Перевод 2003 г. с комментарием Jyotsnā
vтеХатха йога | ||
---|---|---|
Тонкое тело |
|
|
Тексты ( Асаны ) |
12-й К. Амарауга Прабодха
|
|
Мудры |
|
|
Шаткармы |
|
|
Пранаяма |
|
|
Связанный |
|
vтеЙога | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Физиология йоги |
|
||||||||||||||
индуизм |
|
||||||||||||||
буддизм |
|
||||||||||||||
Йога как упражнение |
|
||||||||||||||
|
Пять правил ниямы
Пять правил ниямы формулируются следующим образом:
- шауча — соблюдение чистоты во всех проявлениях на всех уровнях тела и психики;
- сантоша — спокойствие и принятие всего таким, каково оно есть;
- тапас — постоянная упорная тренировка;
- свадхъяя — устойчивое устремление к повышению уровня осознанности;
- Ишвара-пранидхана — смирение и приятие истинной иерархической структуры Мира, в которой главенствует Дух.
Пища должна быть не обильной и простой. Продукты, используемые для приготовления пищи — свежими и, по возможности, максимально натуральными. Целесообразно избегать длительных и многочисленных кулинарных операций. Чем проще — тем лучше.
Практику хатха-йоги целесообразнее всего рассматривать как процесс общения человеческого существа с Бесконечностью в самом себе, в ходе которого происходит постижение, развитие и совершенствование им самого себя и своих взаимоотношений с Миром. Йогическая тренировочная техника — язык этого общения.
Роль буквы в телесном языке хатха-йоги языке играет асана — отдельное положение тела, форма. Существует огромное количество асан, из которых фактически в практике используется две-три тысячи. Наиболее распространенных — около полутысячи, из них базовых — порядка трехсот. Нет двух различных асан, которые бы идентично воздействовали на энергетическую структуру. Поэтому для достижения наибольшей полноценности и разносторонности физического и психоэнергетического развития целесообразно строить практику так, чтобы в ней использовалось как можно большее количество доступных для выполнения асан.
В роли слога в языке йогической тренировочной практики выступает упражнение или крийя. Слово «крийя» переводится с санскрита как «действие».
Простое упражнение или простая крийя — соединение одной асаны и промежуточных движений, посредством которых тело приводится в соответствующее этой асане положение, а затем из него выводится.
Два различных варианта крийи, по-разному составленной из одних и тех же асан, оказывают различное воздействие на энергетическую структуру и сознание практикующего. Поэтому в практике стараются использовать как можно больше разнообразных вариантов крий, по мере повышения уровня тренированности усложняя и развивая их структуру.
Словом в том языке, с помощью которого хатха-йогин общается с Бесконечностью в самом себе, является так называемая виньяса или связка. Слово «виньяса» переводится с санскрита как «порядок следования».
Виньяса — комплекс, составленный несколькими энергетически и логически гармонично взаимосвязанными крийями. Из одних и тех же крий может быть составлено как минимум несколько различных вариантов виньясы. Общее количество возможных виньяс значительно больше, чем общее количество возможных крий и общее количество асан. Две виньясы, по-разному составленные из одних и тех же крий, обладают различным воздействием на энергетическую структуру.
И, точно так же, как в случае с асанами и крийями, степень полноты тренирующего, развивающего и совершенствующего воздействия практики на энергетическую структуру зависит от количества, разнообразия и уровня сложности применяемых виньяс.
Витара — энергетически и логически целостный относительно короткий комплекс, составленный несколькими виньясами. С санскрита слово «витара» переводится как «стремящийся вперед». В «тренировочном языке» хатха-йоги витара выполняет роль предложения. Широко распространено английское название витары — «сет» — набор, комплект.
Обычно сет строят таким образом, чтобы он сам по себе представлял полноценную завершенную тренировочную программу. Выполнение большинства сетов занимает от десяти минут до одного часа. Поэтому сетовый тренинг — весьма удобный вид практики для тех, кто из-за высокой плотности рабочего графика не располагает большими промежутками свободного времени, которые могли бы быть выделены для тренировки.
В различных комбинациях с другими элементами одна и та же асана может выполняться многократно в течение одних и тех же суток. Одну и ту же крийю и, тем более, один и тот же сет повторять в течение одних и тех же суток нежелательно, чтобы повторно не накладывать на энергетическую структуру уже сформированный рисунок конфигурации.
Этимология и синонимы
Происходит от латинского существительного bacchanalia, обозначающего празднества, посвященные богу Вакху, происходящие от имени этого бога, которое на латыни пишется как Bacchus. А происходит оно от Вакха, который на древнегреческом обозначается, как Βάκχος и читается как Бахус. Далее происхождение слова лингвистами не просматривается. В русский язык оно пришло путем заимствования, будучи образованным от французского bacchanale.
Рассмотрим синонимы к вакханалии. Среди них находятся, такие как:
- разгул;
- беспорядок;
- оргия;
- попойка;
- буйство;
- пиршество;
- празднество;
- шабаш;
- кагал;
- пир;
- чехарда;
- свистопляска;
- кавардак;
- хаос;
- разгром;
- сутолока;
- развал;
- анархия;
- погром.
Далее следует подробнее сказать о том, что это – вакханалия в прямом смысле.
Пять ограничений ямы
Пять ограничений ямы таковы:
- ахимса — отказ от насилия по отношению к кому бы то ни было и к чему бы то ни было, в том числе по отношению к самому себе и к естественному порядку вещей в мире;
- сатья — отказ от лжи, в первую очередь — от самообмана;
- астейя — отказ от стремления обладать тем, что нам не принадлежит;
- брахмачарья — сдержанность, отказ от потакания своим страстям, желаниям и слабостям, то есть отказ от всего, без чего на пути развития осознания можно обойтись, от любых действий, которые ведут к затратам энергии, не оправданным с точки зрения расширения восприятия;
- апариграха — отказ от принятия подарков и благодеяний в каких бы то ни было видах и вариантах, полная самодостаточность, готовность всегда рассчитывать только на свои силы.
Этимологическое значение слова
Этимологическое значение слова «горница» можно узнать, заглянув в этимологический словарь русского языка. Оно является производным от слова «горний», что значит «верхний», образовано при помощи суффикса н >, н от «горе», то есть «наверху» (с «ять»), от слова «гора». Следовательно, «горница» — это, буквальное расшифрованное слово «верхняя комната», «комната на верхнем этаже», предназначенная для господ. Именно отсюда берет свое происхождение слово «горничная» — девушка-служанка, которая должна была заниматься обслуживанием господских верхних покоев.
Значит, ответ на вопрос, «что такое горница в избе», может выглядеть следующим образом: Горницей в стародавние времена называлась лучшая, светлая, чистая комната в крестьянской избе. Помещение, как правило, было поделено на две комнаты:
- маленькую каморку, являющуюся кухней,
- большую светлую комнату для приема гостей.
Небольшая кухня
Маленькая комната представляла собой небольшую кухоньку-каморку с устроенной в ней русской печью, где во все времена хранилась многочисленная крестьянская утварь, царил беспорядок и аромат русской кухни.
Горница
Большая комната — непосредственно горница — представляла собой чистую, праздничную комнату с большим окнами и обилием солнечного света, где принимались дорогие гости, происходила встреча зимнего волшебного Рождества и празднование светлой весенней Пасхи.
Поэзия и проза бессмертных русских классиков недаром воспевала простое крестьянское жилище, вселяя в него волшебный дух и делая живым существом. Русская природа, деревня, дом играют в этих произведениях символическую роль Родины и многострадальной Руси. И наша задача — не дать уйти в небытие этому духу и слову, с нежностью и гордостью донести до наших потомков.
Что такое хатха-йога?
Долгое время считалось, что слово хатха был образован из корней «Ха» и «Та», что означает «солнце» и «луна», соответственно. Подразумевалось, что эти практики призваны сбалансировать и объединить солнечную и лунную энергии в тонком теле.
Сейчас считается, что этот термин изначально предназначался для обозначения просто «сила» или «усилие» и описывает интенсивную физическую и умственную дисциплину, необходимую для овладения этими техниками.
В любом случае, суть в том, что хатха йога это всего лишь один тип йоги среди многих других в более широком контексте индийской философии и духовности, который охватывает индийские религиозные традиции, столь же разнообразные, как индуизм, буддизм, джайнизм, сикхизм и ислам.
Как начать хатха йога Практика
Как видите, язык йоги может быть немного запутанным.
К счастью, вам не нужно быть главным в истории, чтобы начать хатха йога практика для физического и психического здоровья. Все, что вам нужно, это свободная одежда, коврик для йоги и немного настойчивости.
Мы опишем здесь короткую последовательность хатха йога позы, которые вы можете попробовать дома. Все эти позы предназначены для удержания в течение умеренного периода времени, прежде чем перейти к следующему. Как правило, мы рекомендуем от 30 до 60 секунд для каждой позы, но не стесняйтесь держать их дольше, если вам это нравится
Как всегда, если у вас есть какие-либо проблемы с мобильностью или какие-либо хронические заболевания, пожалуйста, проконсультируйтесь с врачом перед началом любой практики йоги. Вам также следует проконсультироваться с опытным преподавателем, который может удовлетворить практику вашим конкретным потребностям.
Резюме [ править ]
Рукописная картина йогина в медитации, показывающая чакры и три основных нани (канала) тонкого тела . Маленькая змея, олицетворяющая Кундалини , поднимается из основания центральной нани.
Хатха Йога Прадипика перечисляет тридцать пять ранее Хатха — йога мастеров ( Сиддхи ), в том числе ADI Ната , Матсиендранатх и Gorakṣanāth . Работа состоит из 389 шлок (стихов) в четырех главах, которые описывают такие темы, как очищение (санскрит: Шанкарма ), поза ( асана ), контроль дыхания ( пранайама ), духовные центры в теле ( чакра ), свернутая сила ( куталини ), сила позы ( бандха ), энергия ( шакти ), каналы тонкого тела ( нани) и символические жесты ( мудра ).
- Глава 1 посвящена созданию подходящей среды для йоги, этическим обязанностям йога и асанам .
- Глава 2 посвящена пранаямы и satkarmas .
- В главе 3 обсуждаются мудры и их преимущества.
- Глава 4 посвящена медитации и самадхи как пути личного духовного роста.
Он соответствует линии индуистской йоги (в отличие от буддийской и джайнской традиций) и посвящен Первому Господу (Ади Натха), одному из имен Господа Шивы (индуистского бога разрушения и обновления). В нескольких текстах, начиная с Даттатрейайогашастры, он описывается как передавший секрет хатха-йоги своей божественной супруге Парвати .
Механизмы править
Хатха Йога Прадипика представляет две противоположные модели, один из которых охватывает останавливая поток Бинду , другой с участием кундалини и поощрения притока Амрита , чтобы объяснить , как хатха — йога ведет к бессмертию, не пытаясь согласовать их.
Хатха Йога Прадипика представляет две противоположные модели , как Хатха — йога может привести к бессмертию ( мокша ), и взятые из других текстов, не пытаясь согласовать их.
Ранняя модель включает манипуляции с Бинду ; он непрерывно капает из лунного центра в голове, падая и разрушаясь либо в пищеварительном огне живота (солнечный центр), либо с эякуляцией в виде семени, с которым он был отождествлен. Потеря Бинду вызывает прогрессирующее ослабление и в конечном итоге смерть. В этой модели следует сохранить бинду, и различные мудры блокируют его прохождение по сушумна нади, центральному каналу тонкого тела .
Более поздняя модель включает стимуляцию Кундалини , визуализируемой в виде маленькой змеи, обвивающейся вокруг основания Сушумна нади. В этой модели мудры открывают канал, позволяя Кундалини подниматься. Когда Кундалини наконец достигает вершины в чакре Сахасрара, высвобождается тысячелепестковый лотос, хранилище Амриты , нектара бессмертия, хранящегося в голове. Затем Амрита проникает через тело, делая его бессмертным.
Тантризм
Параллельно с йогой развивалась Тантра, традиция которая вбирала в себя всевозможные техники и приемы различных культов, религий и суеверий. Она включала в себя йогу, веданту, буддизм, суфизм, ислам и другие технологиии.
Тантру можно назвать непрерывно обновляющейся системой. Поэтому, возникновение Тантры не связывают с именем одного человека, её формировали многие мастера. Тантру можно назвать экспериментальной системой. Многие ее методы и способы утратили первоначальный смысл и порой несут в себе неблагоприятные последствия для эксперементирующего. И именно Тантра перекроила систему йоги Патанджали наиболее радикально.
По наиболее распространенной версии, Тантра возникла на полуострове Индостан (современная Индия) у коренного населения во времена матриархата. По времени её возникновения нет однозначных фактов. Считается, что Тантра существует не менее трех тысяч лет. При этом наиболее древние, сохранившиеся до наших дней письменные источники Тантры, датируются серединой первого тысячелетия до н. э.
Тантра считает, что совершенство может быть достигнуто только в «теле божественном», и поэтому нужно как можно дольше сохранять первозданное здоровье, которое обеспечит индивиду долгожительство. Так с этой целью были взяты две ступени или две техники из Раджа йоги (Патанджали): асана и пранаяма. Со временем этим обьединенным двум техникам дали название Хатха-йога. После Хатха-йога наполнилась дополнительными техниками, добытыми Тантрой и это также все вместе стали именовать Хатха-йогой.
Популярность Тантры (как и сейчас) заключалась в том, что средневековые тантрические тексты по Хатха-йоге написаны простым языком, понятным народу — вот почему она начала стремительно распространяться.
Мало того в этих трактатах Тантра сулит легкое и быстрое овладение различными чудесными способностями, и на удочку этих обещаний во все времена попадаются люди простодушные, недалекие и стремящиеся к необычному, чтоб компенсировать свое чувство неполноценности.
Итак, Тантра расширила ранее существующие практики йоги, добавив сотни новых техник:
- более сложные пранаямы, п
- одробные практики визуализации и
- ауку мантры, а также
- множество телесных практик, главным образом позы йоги (асаны),
- ритуальное расположение кистей рук (мудры),
- активацию энергетических центров (чакр) в теле.
Помимо йоги, в тантризме практикуются различные шаманские ритуалы, высвобождающие сексуальную энергию человека. Вследствие интереса к телу, как к сосуду вечного, последователи тантризма увлекаются алхимией и различными способами продления жизни. Большую роль в тантризме играет мистическая физиология чакр.
Про Кундалини-йогу
Самые популярные тексты по Хатха- йоге: Гхеранда, Шива Самхита, а также Хатха-йога-прадипики описывают способы поднятия так называемой силы Кундалини, которая может дать человеку быстрое просветление.
По исследованиям и наблюдениям Карла Густава Юнга сущностью этого процесса является преднамеренная разбалансировка системы и сдвиг ее в запредельные режимы функционирования. Автоматика жизнеобеспечения начинает сбоить, в ней возникают психоэмоциональные конвульсии, сопровождающиеся необычными переживаниями и эффектами, которые Тантра объявила признаками высшей трансмутации, правда, за сохранность рассудка при этом не ручаясь.
Философия и цель йоги
Йога – это система духовного совершенствования. В переводе с древнего языка Вед – санскрита это слово означает “единение”, “союз”, “связь”. Происходит оно от корня yuj (связывать, соединять).
Основная цель этой древней науки – объединение нашего «я», этой сформированной личности, ассоциируемой нами со собственным телом, с наиболее совершенной частью нашего существа.
Совершенная и мудрая часть нас самих в различных концепциях, культурах, религиях называется по-разному, но сущность её от этого не меняется. Это божественная энергия, душа, Бог, Атман, Абсолют, Внутренний мудрец, Вселенная или Высший разум.
Йога указывает путь, ведущий от внешнего к внутреннему и позволяющий глубже понять абсолютные законы и своё место в них, став по-настоящему полезным современному миру.
Одна из целей этой науки о самосовершенствовании состоит в возможности управлять своим умом. Неконтролируемый ум превращает любого человека в эгоиста, наполняя его страхами и беспокойством. Это, в свою очередь, исключает возможность быть счастливым, спокойным и гармоничным.
Эволюция и развитие Хатха-йоги
Нет единого мнения у историков и ученых о возрасте Хатха-йоги. Кто-то утверждает, что хатха-йога уже существовала 5000 лет назад. Но есть и другое мнение, что асаны в йоге появились только в последнее тысячелетие, а самый известный комплекс асан Сурья Намаскар появился лишь в середине 20 века в Европе.
Какого бы мнения вы не придерживались, нельзя отрицать, что хатха-йога очень широко распространилась, развилась и адаптировалась с течением времени. Вместо того, чтобы закапываться в землю заживо, стоять с поднятыми руками несколько лет, отращивать ногти, которые обвиваются вокруг рук, мы практикуем гораздо более удобный и безопасный вариант хатха-йоги в современном мире.
Многие асаны, которые мы видим сегодня, не существовали до взрыва популярности йоги в последние 50 лет. Древние асаны были не просто позами, они были мудрами для запечатывания и направления энергии в теле.
Шавасана изначально была задумана как способ практиковать глубокие эзотерические визуализации и инициировать тонкие энергетические изменения, выходящие далеко за пределы пятиминутного релакса после часового потения в асанах. Хотя, конечно, релаксация очень важна и полезна в современном деловом мире.
Самый известный текст о Хатха-йоге Хатха-йога Прадипика датируется 15 веком. Эту книгу можно рассматривать как антологию многих более древних текстов о йоге. В Хатха-йога-прадипика описывается 15 основных поз, семь из которых сидячие и восемь несидячие. Это первый известный нам случай, когда асана переосмысливается как нечто иное, чем сидячая поза для медитации. В конце концов, слово «асана» на санскрите буквально означает «место для сидения», то есть место для медитации.
На границе 17 и 18 веков появляется текст «Гхеранда-самхита», в котором описывается уже 32 асаны.
От одной известной асаны, которую практиковал Гаутама Будда 2500 лет назад, к 15 асанам в 15 веке, 32 асанам в 17 и до нескольких сотен известных асан в наше время развилась Хатха-йога.
Ссылки [ править ]
- ^ Мастер Муруган, Chillayah (20 октября 2012). «Изучение Вед и знание (Pengetahuan Asas Kitab Veda)» . Силамбам . Проверено 31 мая 2013 года .
- ^ Маллинсон & Singleton 2017 , стр. 162.
- ^ «Svātmārāma — Сборник информации» . Исследование рукописей коллекции Woolner, Лахор . Венский университет . Проверено 24 марта 2014 года .
- Перейти ↑ Pandit, Moti Lal (1991). К трансценденции: историко-аналитическое исследование йоги как метода освобождения . Межкультурный. п. 205. ISBN 978-81-85574-01-1.
- ^ Берли, Микель (2000). Хатха-йога: контекст, теория и практика . Motilal Banarsidass. С. 6–7. ISBN 978-81-208-1706-7.
- ^ а б в г Mallinson & Singleton 2017 , стр 32, 180-181.
- ^ Маллинсон & Singleton 2017 , стр. ix.
- ^ См., Например, работу членов исследовательского кооператива Modern Yoga Research.
- ^ «Доктор Джеймс Маллинсон» . Современные исследования йоги . Дата обращения 17 ноября 2020 .
- ^ Берч, Джейсон (2011). «Значение хатхи в ранней хатха-йоге». Журнал Американского восточного общества . 131 : 527–554. JSTOR 41440511 .
Чем отличается кундалини-йога от хатха-йоги
Есть ли разница? Духовные искатели не рекомендуют заниматься первым видом до полного созревания личности, то есть до 21 года. Искатель должен иметь определенный опыт в асанах и пранаямах. Чем отличается кундалини йога от хатха йоги с точки зрения обывателя? В первой чуть больше работы с мышцами живота и дыханием. Во время занятия постоянно практикуется работа передней брюшной стенкой
Но внимание сосредоточено не на этом, а на ментальной подготовке
Хатха – это более комплексная система с позиции физической подготовки. В каждой тренировке присутствуют статические позы, упражнения на ноги, спину, пресс, растяжку, руки. Определенная работа выполняется с позвоночником, суставами, шеей.
Спрашивают еще и отличие йоги от хатха-йоги. Вопрос с точки зрения философии довольно бессмысленный. Первое – обобщающее понятие, второе – частное. Но в некоторых языках они могут быть синонимами. А вот на практике интересующийся, скорее всего, имеет ввиду уроки в фитнес-клубе или студии.
С этой позиции первое будет неким фитнес-миксом. Асаны встроены в последовательности движений, комбинированы так, чтобы клиент расходовал больше калорий и получал нагрузку на все группы мышц. Второе – более тщательная проработка мышц в статике и обязательное изучение «замков» – втягивания передней брюшной стенки, мышц промежности и тазового дна.