Биография чже цонкапы

Производство

Он был в основном вдохновлен традицией Кадампа , подчеркивая соблюдение винаи (монашеских правил), а также знание сутр и текстов индийских философов, в частности, Нагарджуны и Чандракирти , а также . Он стремился вместить ваджраяну в рамки Махаяны и определяет свое представление о буддизме в « Оде достижениям», где упоминает три основных аспекта пути: сострадание, мудрость и стремление к освобождению. Цонкапа также является инициатором ежегодной церемонии общих молитв монахов Менлам Ченмо  ; первое произошло в монастыре Джоканг в 1409 году . Главными учениками Цонкапы были Гендун Друп ( — ) и Кхедруп I , которые позже будут признаны соответственно 1- м Далай-ламой и 1- м Панчен-ламой , связанных отношениями учитель-ученик в своих последовательных воплощениях. Цонкапа основал монастырь Ганден в 1409 году . Его ученики Гьялцаб I ( ), затем Хедруп I ( ), заменили его. Гьялцаб я был 1 — й Ganden трипа , трон держателем Гандена, Цонкап , чтобы добиться успеха.

В Гелуге включил практику из разных буддийских школ, но главным из них является Ламрит «Progressive Path» разработан в практике в соответствии с Ламримом (Ламрит чен-мо) Цонкапа из Лампочка Пути (бодхипатхапрадип) д ‘ Атиш , вдохновитель мысли Кадампы.

В философии, он интерпретирует систему мадхьямаки из Нагарджуна как конвенционалистская перспектива в крайности (явления имеют обычную жизнь , которая сводится к простому обозначению).

Обучение и ретриты для обретения неконцептуального познания пустотности

Цонкапа также отправился изучать практику Манджушри Дхармачакры (‘Jam-dbyangs chos-kyi ‘khor-lo) и мадхьямаку с Ламой Умапой (Bla-ma dbu-ma-pa dPa‘-bo rdo-rje) учителем традиции карма-кагью. Этот великий мастер с детства имел регулярные видения Манджушри, учившего его одной строфе каждый день, благодаря чему он изучил мадхьямаку школы сакья. Цонкапа и Лама Умапа стали друг другу учителем и учеником. Лама Умапа сверялся с Цонкапой, для подтверждения того, что учения, которые он получил в своих видениях Манджушри, были верны

Это очень важно, так как видения могут быть вызваны влиянием демонов. Вместе с Ламой Умапой Цонкапа сделал обширный ретрит по практике Манджушри

С этого времени Цонкапа в чистых видениях получал от Манджушри прямые указания и ответы на все свои вопросы. До этого ему приходилось задавать вопросы Манджушри через Ламу Умапу. В течение ретрита Цонкапа чувствовал, что всё ещё не имеет надлежащего понимания мадхьямаки и Гухьясамаджи. Манджушри посоветовал ему совершить длительный ретрит для того, чтобы понять замечания, которые он делал к указаниям Манджушри. Таким образом, после кратковременного обучения Цонкапа вместе с восьмью ближайшими учениками ушёл в четырёхлетнее затворничество в Олкха Чолунг (‘Ol-kha chos-lung). Они тридцать пять раз выполнили стотысячную практику простираний, по одному перед тридцатью пятью буддами раскаяния, и восемнадцать раз стотысячную практику подношения мандалы со многими самопосвящениями Ямантаки и изучением «Аватамсака-сутры» (mDo phal-cher) о деяниях бодхисаттвы. После этого у них было видение Майтрейи. После ретрита Цонкапа и его ученики восстановили большую статую Майтрейи в Лхасе. Это было первое из четырёх его главных деяний. Затем они ушли в ретрит ещё на пять месяцев. После этого Цонкапу пригласил ньингмапинский лама Лхадраг Намка Гьялцен (Гьелцен, Lho-brag Nam-mkha‘ rgyal-mtshan), который постоянно имел видения Ваджрапани, и они также стали друг другу учителем и учеником. Он передал ему ламрим традиции кадам и устные линии передачи руководящих наставлений. Цонкапа хотел отправиться в Индию для дальнейшего обучения, но Ваджрапани посоветовал ему остаться в Тибете, сказав, что там он принесёт больше пользы. Таким образом, он остался. Он решил, что позже напишет «Большое руководство по последовательным этапам пути» (Lam-rim chen-mo) о последовательном пути сутры и затем «Большое руководство по последовательным этапам пути тантры» (sNgags-rim chen-mo) — об этапах практики четырёх классов тантры. Затем Цонкапа сделал обширный ретрит по завершённой стадии Калачакры и после этого однолетний ретрит по мадхьямаке. Цонкапа никогда не чувствовал себя полностью удовлетворённым объяснениями, несмотря на то, что от своих учителей он многое узнал о мадхьямаке и пустотности. Перед тем как Цонкапа начал этот однолетний ретрит, Манджушри посоветовал ему полагаться на комментарий по мадхьямаке Буддхапалиты (Sangs-rgyas bskyangs). Поступив так, во время ретрита он обрёл полное неконцептуальное познание пустотности. Опираясь на своё постижение, Цонкапа полностью пересмотрел понимание учения мадхьямаки-прасангики о пустотности и смежных разделах, которого придерживались учителя и учёные мастера его времени. В этом он был радикальным реформатором, обладавшим мужеством выйти за рамки текущих верований, в том случае, если он находил их ошибочными. В своих реформах Цонкапа всегда строго придерживался логических и текстуальных оснований. Когда он обрёл собственное глубокое понимание значения великих индийских текстов, он не нарушил своих обязательств и близких отношений со своими учителями. Мы можем считать наших духовных учителей буддами, но превзойти их в постижениях. Ценшаб Серконг Ринпоче II объяснил это на следующем примере. Чтобы сделать пирог, мы должны смешать множество ингредиентов: муку, масло, молоко, яйца и так далее. Показывая, как это сделать, наши учителя пекут для нас несколько очень вкусных пирогов, и мы можем с удовольствием есть их. Благодаря доброте учителей, мы теперь знаем, как сделать пирог, но это не значит, что мы не можем внести какие-либо изменения — добавить другие ингредиенты и выпекать ещё более вкусные пироги, чем те, что сделали наши учителя. Изменяя рецепт, мы не проявляем неуважение к нашим учителям. Если учителя действительно квалифицированные, они порадуются тому, что нам удалось усовершенствовать технологию и станут наслаждаться новыми пирогами с нами.

Детство и юность

Есть свидетельства не только о жизни ламы Цонкапы, но и о его прошлых воплощениях. Легенда указывает на то, что он был тем самым мальчишкой, который подарил Гаутаме Будде четки из хрусталя. Ответным подарком мальчику от Шакьямуни была ракушка.

Уже тогда Пробужденный сказал своему ближайшему соратнику Ананде, что этот малыш однажды родится на тибетской земле и будет носить имя, по-тибетски звучащее как «Лобсанг Драгпа», а впоследствии станет выдающимся духовником.

Предсказание Будды сбылось – малыш Цонкапа появился на свет в 10-й день 10-го месяца по лунному календарю 1357 года на востоке тибетского региона. Есть два мнения по поводу имени младенца.

Первое переводит его части как «луковый» –цонг, «место» –кха, что вместе буквально означает «рожденный там, где растет лук». Согласно другой версии, «цанка» – а именно так нужно правильно писать по-тибетски – это «середина дома». В знак уважения ламу также иногда величают Дже Ринпоче, что значит «Досточтимая драгоценность».

Он не хвалился своими духовными достижениями, но при этом все знали о том, что он обладает особой связью с Манджушри – хранителем восточного рая. Он видел божество, общался с ним и учился у него.

Еще в три года буддийские обеты, которые должны получать миряне, мальчик принял от 4-го Кармапы. Спустя четыре года, семилетним малышом, Цонкапа дал монашеские обеты, а учитель нарек его Лобсанг Драгпа – именно так, как предрекал Шакьямуни. Еще тогда он заучивал полностью некоторые священные сутры, был знаком с содержанием тантрических текстов и знал наизусть многие мантры.

Чтобы получать все новые знания, юноша много странствовал. Когда ему исполнилось 16 лет, тот решил пойти в монастырский комплекс Дрикунг Кагью, находившийся в центре страны. Там он познал буддийскую Махамудру, бодхичитту, медицинские основы, а уже спустя год стал экспертом в этих сферах.

Цонкапа обладал феноменальной памятью – ежедневно он заучивал по семнадцать листов текста с обеих сторон, на каждой из которой содержалось по девять строчек. В соревнованиях на лучшую память, изредка проводимых между монахами, он также неизменно побеждал.

Затем юноша продолжил обучаться, попеременно меняя храмы, в которых обитал. На протяжении двух лет он изучал писания будды Будущего Майтрейи, посвящал себя изучению Праджняпарамиты, участвовал и выигрывал в многочисленных монашеских диспутах по философии.

Однажды юный монах встретил Рендаву, принадлежавшего традиции сакья. Впоследствии он стал важным учителем Цонкапы, который передал ему правила поведения монахов, основы Махамудры, Калачакры, Мадхьямаки и других направлений.

Литературная деятельность Цонкапы

Когда Цонкапе исполнилось тридцать два года, он сочинил большое толкование «Абхисамаяламкары» и ее комментариев, которое назвал «Золотым ожерельем прекрасных изречений».

Также он написал еще несколько сочинений, посвященных вопросам духовного развития и движения по мистическому пути, а также свое фундаментальное сочинение — «Этапы Мантры».

Когда Цонкапа сочинял, его постоянно сопровождали различные чудеса — то вокруг него появлялись фразы из священных текстов, сияющие как золото, то являлись будды, а однажды даже с небе пошел дождь в виде священной тибетской буквы «А».

В целом же Цонкапа оставил после себя огромное количество текстов. Его собрание сочинений состоит из восемнадцати томов, включающих в себя более сотни трудов по всем аспектам буддийского учения.

Уход и наследие

В 1512 году тибетский проповедник заметил, что его здоровье заметно пошатнулось, а боли, особенно в спине, стали случаться все чаще. Однако он продолжил практиковать еще усерднее, чем прежде. Вместе с ним медитациям предавались его ученики – они молились о скорейшем выздоровлении и долгой жизни наставника.

Но этому не суждено было случиться. В 1519 году, когда Цонкапе было 62 года, он почувствовал приближение смерти. В один из дней он оставил ученикам свои наставления, пошел в уединенное место и стал медитировать на пустоту.

Там же, именно на этом месте, он погрузился в полное созерцательное состояние и покинул этот мир. Те, кто наблюдал за учителем, впоследствии говорили, что он принял образ юного Манджушри и рассеялся яркими лучами.

В течение следующих семи недель буддисты со всех уголков страны приносили подношения телу усопшего учителя. Затем было решено соорудить особую ступу в святыне Гандэн и захоронить там останки. Долгие столетия ступа собирала тысячи паломников со всего буддийского мира, но в 60-е годы прошлого столетия войска китайцев осквернили его останки.

Учение Цонкапы продолжили его верные соратники Гьелцаб и Кхедруб. Их часто называют «духовными сынами», а на изображениях, тханках, статуэтках этих трех буддистских деятелей нередко изображают вместе.

В последние десятилетия создаются все новые святыни, буддийские ассоциации, духовные центры, посвященные учителю, причем не только в Азии, но и на Западе. Так, к примеру, в 77-м году в итальянской Тоскане открыли Институт Ламы Цонкапы. А в нашей столице несколько лет назад был организован «Московский буддийский центр Ламы Цонкапы».

Центр Ламы Цонкапы в Москве

Заметки

  1. (in) Принстонский словарь буддизма Роберта Э. Басвелла-младшего и Дональда С. Лопеса-младшего, опубликованный Princeton University Press , ( ISBN   ) , стр. 929
  2. ↑ и «История Тибета: Беседы с Далай-ламой » Томаса Лэрда, Далай-ламы, Кристофа Мерсье, Плона, 2007 г. ( ISBN  2-259-19891-0 )
  3. (in) HR Britnell, Pragmatic literacy, East and West, 1200-1330 , The Boydell Press,1997 г., 264  с. , стр.  223
  4. Монголоведение, т. 7, 1981, с. 132: Согласно биографии, отец Цох кха па, Клу ‘бум дге, имел чин дарагчи (<тиб. Da ra kha che <монг. Daruyaci «вождь, правитель») в кансу Цон кха па, где он представлял монгол. интересы.
  5. ↑ и
  6. (in) Карен Белленир, Религиозные праздники и календари: энциклопедический справочник , 1998, с. 176: Фестиваль огней (Ганден Нгамчо), ноябрь или декабрь; двадцать пятый день десятого тибетского лунного месяца. Этот тибетский фестиваль отмечает рождение и смерть Цонкапы (1357–1419), святого ученого, учителя и реформатора монастырей, который соблюдал строгие монашеские правила.
  7. (zh) Дэн Лайсонг (邓 来 送), , 佛 缘 网站 (сайт изучения буддизма)
  8. (ж) , seac.gov.cn (Государственная комиссия по делам национальностей Китая)
  9. (in) Джон С. Хантингтон, Дина Бэнгдел, Круг блаженства: медитация буддийского искусства , 2003, стр. 165: «Цонкапа родился в долине Цонка в Амдо, провинции на северо-востоке Тибета, где позже был основан монастырь Кумбум в память о месте его рождения».
  10. Жан Шалон, Светлая судьба Александры Давид-Неэль, Академический книжный магазин Perrin, 1985.
  11. (en) У. Д. Хагабба, Тибет: политическая история , 1967, стр. 85 «В двадцать пятый день десятого месяца года Земляного Борова (1419) Цонкапа умер, и годовщина его смерти отмечается во всем Тибете зажиганием ламп в каждом доме».

Цонкапа – йог

Цонкапа, хоть и был продвинутым йогом, но сам никогда не хвалился своими йогическими достижениями. Поэтому о его реальных успехах на ниве йоги ученики догадывались лишь по случайным оговоркам или демонстрациям каких-либо умений в экстремальных ситуациях. Все это и говорило о том, что он великий мистик, поскольку только истинно продвинутый йог отличается скромностью и не спешит показывать свои сверхспособности.

Так, например, о йогических способностях Цонкапы рассказывается в одной легенде. Однажды, он отправил своей матери письмо, на котором нарисовал свой портрет. Когда мать распечатал его, то изображение произнесло слово «мама».

Кстати, к одной из сверхординарных способностей Цонкапы можно отнести и то, что он, по его утверждениям, получал наставления от самого будды Манджушри, которого мог видеть отчетливо, как простого человека.

Йогические практики Цонкапы

Цонкапа по праву называется в Тибете великим йогом, поскольку никогда не преставал практиковать различные йогические методы. Так, например, к его духовным подвигам относится то, что он совершил 3,5 миллиона ритуальных поклонов (простираний), 1,8 миллионов подношений мандалы и прочел бессчетное количество мантр Ваджрасаттвы.

Чтобы овладеть сверхспособностью к убедительной и вдохновляющей речи и  стать искусным оратором, он прочитал 50 миллионов раз мантру Сарасвати — индийской богини красноречия и искусства. В результате получил не только необходимые сверхспособности, но и узрел богиню воочию.

Также он добился значительных успехов в практике методов такого сложного учения как Калачакра.

Кроме того, Цонкапа занимался еще множеством других практик, в частности, шестью йогами Наропы, в которых тоже добился высокого уровня.

Пророчества и детство

И Будда Шакьямуни, и Гуру Ринпоче пророчили рождение и достижения Цонкапы. Во времена Будды Шакьямуни маленький мальчик, который являлся предыдущим воплощением Цонкапы, поднёс Будде хрустальные чётки и получил взамен раковину. Будда предсказал, что Манджушри переродится в Тибете мальчиком, будет найден в монастыре Ганден и украсит короной его статую. Будда добавил, что мальчик получит имя Сумати Кирти (Blo-bzang grags-pa, Лозанг Драгпа). Гуру Ринпоче также пророчил, что монах по имени Лозанг Драгпа родится недалеко от Китая, будет считаться эманацией великого бодхисаттвы и превратит статую Будды в изображение самбхогакайи. Некоторые признаки перед рождением Цонкапы также указывали, что он станет выдающейся личностью. Его родителям, например, снилось много благоприятных снов, указывающих, что их ребёнок будет воплощением Авалокитешвары, Манджушри и Ваджрапани. Его будущий учитель Чодже Дондруб Ринчен (Chos-rje Don-grub rin-chen) говорил в сновидении с Ямантакой о том, что однажды Ямантака придёт в Амдо (A-mdo, северо-восточный Тибет) и станет его учеником. Цонкапа родился в Цонгка (Tsong-kha) в провинции Амдо в 1357 году и был четвёртым из шести сыновей. На следующий день после рождения Цонкапы Чодже Дондруб Ринчен послал к его родителям своего главного ученика с дарами, статуей и письмом. Там, где пуповина упала на землю, выросло сандаловое дерево с изображениями Будды Синханады (Sangs-rgyas Seng-ge sgra) на листьях, и поэтому оно было названо «Кумбум» (sKu-‘bum) — «сто тысяч изображений тела». Позже на том месте был основан гелугпинский монастырь Кумбум. Цонкапа не был похож на обычного ребёнка. Он никогда не шалил, он инстинктивно действовал как бодхисаттва, был чрезвычайно разумным и постоянно стремился всё познать. В трёхлетнем возрасте он принял мирские обеты от Четвёртого Кармапы Ролпе Дордже (Kar-ma-pa Rol-pa‘i rdo-rje) (1340-1383). Вскоре после этого его отец пригласил в свой дом Чодже Дондруба Ринчена. Лама предложил позаботиться об образовании мальчика, и отец с радостью согласился. До семи лет мальчик оставался дома, обучаясь у Чодже Дондруба Ринчена. Наблюдая за тем, как читает лама, он научился читать сам, хотя специально этому не обучался. За это время Чодже Дондруб Ринчен дал мальчику посвящения Пяти божеств Чакрасамвары (Dril-bu lha-lnga), Хеваджры, Ямантаки и Ваджрапани. В семилетнем возрасте он уже запомнил их полные ритуалы, завершил ретрит Чакрасамвары, делал самопосвящение и имел видение Ваджрапани. Он часто видел во сне Атишу (Jo-bo rJe dPal-ldan A-ti-sha) (982-1054), и это было знаком того, что он исправит неверные толкования Дхармы в Тибете и восстановит её чистоту, объединив сутру и тантру, как это сделал Атиша. В семилетнем возрасте Цонкапа принял обеты монаха-послушника от Чодже Дондруба Ринчена, получив имя Лозанг Драгпа. Он продолжал обучаться в Амдо у этого ламы, пока ему не исполнилось шестнадцать. Тогда он отправился в У-Цанг (dBus-gtsang, Центральный Тибет) для дальнейшей учёбы. Он никогда не возвращался на родину. Чодже Дондруб Ринчен остался в Амдо и к югу от Кумбума основал монастырь Джакхьюнг (Bya-khyung dGon-pa).

Детство и юность Цонкапы

В детстве Цонкапа не играл, не проказничал. Он был вежлив со всеми и никогда не гневался. Это был очень умный мальчик. В возрасте трех лет он уже твердо решил стать монахом, поэтому принял полный обет благочестивого мирянина и получил имя Кунга Ньинпо.

Детство и юность Цонкапы сопровождаясь различными чудесными способностями, которые подчеркивали его особый статус среди сверстников. Так, например, легенды рассказывают, что когда он впервые услышал, как читают сутры, то тут же сам научился читать.

В семилетнем возрасте Цонкапа уже начал заниматься тантрической практикой, а потом увлекся медициной и уже к семнадцати года стал известным врачом.

К девятнадцати годам Цонкапа прочитал огромное количество книг и стал настолько образованным человеком, что мог свободно дискутировать со взрослыми монахами, ни в чем не уступая им, а чаще всего даже превосходя своим интеллектом, знаниями и ораторским искусством.

Цонкапа никогда не останавливался на достигнутом, а всегда старался совершенствовать свои умения и углублять знания. Поэтому много учился у разных учителей, много читал и путешествовал. За свою жизнь Цонкапа получил наставления у сорока учителей, а некоторые исследователи даже говорят о сотне гуру.

Всю свою жизнь он строго следовал монашеским обетам и был высоконравственной личностью. Цонкапа изучил все доступные ему трактаты по буддизму и философии, ознакомился с текстами многих школ, а потом на их основе создал свое учение.

Начало преподавания и написания трудов

В двадцать с небольшим лет Цонкапа начал преподавать абхидхарму (mdzod, особые разделы знаний). Все были поражены его эрудиций. Он также начал писать и чаще уходил в затворничество. Вскоре у него уже было много собственных учеников. Хотя некоторые считают, что Цонкапа принял полные монашеские обеты в двадцать один год, неясно в каком возрасте он на самом деле сделал это. Вероятно, это произошло позднее. Однажды он изучил и проанализировал весь «Кангьюр» (bKa‘-‘gyur) и «Тенгьюр» (bsTan-‘gyur) — свод тибетских переводов учений Будды и индийские комментарии к ним. После этого в тридцать два года он написал «Золотые чётки великолепного объяснения» (Legs-bshad gser-phreng) — комментарий на «Филигрань постижений» и, соответственно, на праджняпарамиту. Он объединил и проработал двадцать один индийский комментарий. Что бы он ни писал, он всё обосновывал цитатами из различных источников за весь период индийской и тибетской буддийской литературы, сравнивая различные переводы и даже критически их редактируя. В отличие от своих предшественников, он никогда не уклонялся от объяснения наиболее трудных и неясных мест в любом тексте. В день Цонкапа запоминал, как правило, семнадцать двусторонних страниц тибетских текстов по девять строк на каждой стороне. Однажды несколько учёных устроили соревнование по запоминанию, чтобы посмотреть, кто мог запомнить большее количество страниц до того, как солнце осветит знамя на крыше монастыря. Цонкапа победил с четырьмя страницами, которые рассказывал свободно, без единой ошибки. В то время как ближайший к нему соперник смог рассказать только две с половиной, причём неуверенно. Вскоре Цонкапа начал давать тантрические посвящения и учения, особенно последующее разрешение на практику (rjes-snang, дженанг) Сарасвати (dByangs-can-ma) для развития мудрости. Он также продолжал изучение тантры, особенно Калачакры. Один великий лама был известен тем, что преподавал одиннадцать текстов одновременно. Ученик попросил Цонкапу сделать то же самое. Вместо этого Цонкапа учил семнадцати главным текстам сутры, все по памяти, по одному занятию в день на каждый текст, начиная объяснение всех текстов в один день и заканчивая три месяца спустя, также в один день. В ходе обсуждений он опровергал неверные интерпретации каждого из них и обосновывал свою собственную точку зрения. Каждый день во время лекции он также совершал самопосвящение (bdag-‘jug) в мандалу Ямантаки и все остальные свои тантрические практики. Цонкапа очень многое успел за свою жизнь, продлившуюся лишь шестьдесят два года: он изучал, практиковал (включая изготовление глиняных статуй ца-ца), он писал, обучал и совершал ретриты. Нам кажется невероятным, что можно сделать даже малую часть этого в течение одной жизни.

Дальнейшие великие деяния

После продолжительного обучения Цонкапа снова ушёл в ретрит — на сей раз с учителем Рендавой — и написал большую часть «Ламрима ченмо». Во время ретрита у него было видение Атиши и мастеров линии передачи ламрима, которое длилось месяц и стало ответом на многие вопросы Цонкапы. Затем он продолжил изучать шесть практик Наропы и махамудру в традиции дрикунг-кагью. После этого во время сезона дождей он искусно преподавал Винайю (‘dul-ba, правила монашеский дисциплины). Это считается его вторым великим деянием. Закончив «Ламрим ченмо», Цонкапа решил более полно преподавать тантру. Однако сначала он написал обширные комментарии к обетам бодхисаттвы и «Пятьдесят строф об учителе» (Bla-ma lnga-bcu-pa, санскр. Гурупанчашика, «Пятьдесят строф почитания учителя»), чтобы положить их в основу практики тантры. Продолжая преподавать, он написал «Нгагрим ченмо» и много комментариев на Гухьясамаджу. Он также написал комментарии на Ямантаку и на тексты Нагарджуны по мадхьямаке. Китайский император предложил ему стать своим наставником, но Цонкапа извинился, сказав, что он слишком стар и хотел бы остаться в ретрите. В течение следующих двух лет Цонкапа широко преподавал ламрим и тантру и написал «Сущность великолепного объяснения интерпретируемого и безусловного смыслов» (Drang-nges legs-bshad snying-po) о безусловном и интерпретируемом смысле принципов махаяны. Затем в 1409 году в возрасте пятидесяти двух лет он учредил великий молитвенный фестиваль Монлам (sMon-lam chen-mo) в храме Джокханг (Jo-khang) в Лхасе. Он украсил золотой короной статую Шакьямуни, показывая, что теперь это статуя самбхогакайи, а не только нирманакайи. Формы будд самбхогакайи живут до тех пор, пока все существа не освободятся от сансары, тогда как формы нирманакайи живут лишь короткое время. Это считается его третьим великим деянием. После этого ученики попросили Цонкапу меньше путешествовать, и основали для него монастырь Ганден (dGa‘-ldan dGon-pa). В монастыре Ганден Цонкапа продолжал преподавать, писать (особенно о Чакрасамваре), и делать ретриты. Он руководил строительством большого зала Гандена с огромной статуей Будды и медными трёхмерными мандалами Гухьясамаджи, Чакрасамвары и Ямантаки. Это считается его четвёртым великим деянием. Он продолжал писать и в итоге собрание его сочинений составило восемнадцать томов, наибольшее количество которых приходилось на Гухьясамаджу.

Два ближайших ученика Цонкапы

Когда Цонкапе было около сорока лет, ему в видении явился Манджушри, который подтвердил, что Цонкапа достиг прямого познания пустоты и больше не нуждается в наставлениях на эту тему. Затем Манджушри посоветовал Цонкапе продолжать проповедовать Дхарму на основе учений Нагарджуны и Атиши. Вскоре после этого Цонкапа отправился к югу от Лхасы, где и встретил своего будущего ученика Гьелцаба Дхарма Ринчена (1364 – 1432),который в то время принадлежал к школе Сакья и уже прославился как великий учёный этой традиции, блестяще владеющий искусством философского диспута.

Первая встреча произошла, когда Цонкапа начинал одно из своих публичных учений. Гьелцаб открыто оспорил авторитет Цонкапы, усевшись на его трон, но, когда Цонкапа начал говорить, Гьелцаб понял, что знания Чже Ринпоче намного превосходят его собственные. В ходе комментариев Цонкапа отвечал на все те вопросы, которые ранее казались Гьелцабу неразрешимыми, и тот вскоре осознал, что ведёт себя недопустимо. Соскочив с трона, он смиренно сделал три простирания перед наставником и занял место среди слушателей. Позже он стал одним из двух «сердечных» учеников Цонкапы. Другим был Кхедруб Гелег Пелзангпо (1385 – 1438),который стал последователем Цонкапы несколькими годами раньше.

Цонкапа ушёл из жизни в возрасте шестидесяти лет, в 1419 году, в двадцать пятый день десятого тибетского месяца. По свидетельствам учеников, в момент смерти его тело преобразилось в прекрасное юное тело Манджушри, источающее радужный свет, что было несомненным признаком его ухода в нирвану.

По материалам сайта: http://ommanypadmehum.ru

Библиография

Переводные произведения Цонкапы

  • Ода достижениям Дже Цонкапы , перевод отредактировал Дагпо Ринпоче , комментарий Линга Ринпоче , пролог 14- го Далай-ламы , Архана Вокс, 1989 ( ISBN   и )
  • Большая книга движения к пробуждению (1402 г.), переведенная с тибетского Жоржем Дриссенсом под руководством Йонтена Гьяцо, том 1; Издание Дхармы: (3 сентября 1999 г.) ( ISBN   и 978-2864870142 ) том 2, Дхарма (1992) ( ISBN   и 978-2864870180 )
  • (ru) Шесть йог Накопы. Комментарий Цонкапы , трад. Гленн Х. Маллин , Снежный лев, 2005, 280 стр. Название на тибетском языке: Книга трех вдохновителей .
  • (ru) Золотая гирлянда красноречия , Jain Pub, 2008-2013, 4 т.
  • (ru) «Великое изложение тайной мантры» , издательство «Шамбала», 1987-2012 гг., 3 т.

Цонкапа Исследования

  • Франсуаза Ван, Дже Цонкапа. Встреча с замечательным мастером Détchène Eusèl Ling, 2000, 200 стр.
  • (en) Роберт А.Ф. Турман, Жизнь и учения Цонгкапы , Библиотека тибетских трудов и архивов, 2006 г., 289 стр.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: