Инд и ганг — от гималаев до океана

Ганг образован слиянием двух рек Бхагиратхи и Алакнанды

Слияние рек Бхагиратхи и Алакнанда в Девпраяг, образовали Ганг. \ Фото: rajputnidhi.blogspot.com.

Священная река имеет два источника потоков, Бхагиратхи и Алакнанда. Первый формируется у подножия ледника Ганготри, в Гомукх (штат Уттаракханд, Индия). А второй – Алакнанда образуется в результате таяния снега таких вершин, как Нанда Деви, Трисул и Камет. Термин Панч Прайаг (пять слияний) зачастую используют для обозначения пяти священных речных слияний с Алакнандой в Уттаракханде. Ниже по течению расположены Вишнупраяг, где река Дхаулиганга впадает в Алакнанду; Нандпраяг, где впадает река Нандакини; Карнапраяг, где впадает река Пиндар; Рудрапраяг, в котором располагается река Мандакини; и, наконец, Девпраяг, где река Бхагиратхи сталкивается с Алакнанду, тем самым создавая единый и неповторимый Ганг.

Рудрапраяг Сангам. \ Фото: chardhamtour.in.

Из Уттаракханда эта река берёт свой путь на юго-восток, в сторону Народной Республики Бангладеш, после чего её воды омывают Бенгальский залив. Речные воды Ганга, а также реки Брахмапутра и других, более мелких речных представителей, оказываются в Бенгальском заливе, где создают дельту Сундарбана, которая на сегодняшней день считается самой крупной в мире с площадью примерно шестьдесят тысяч кв. км (23 000 кв. миль).

Берега рек – дом не только для людей

В верховьях рек, в горах и ущельях величественных Гималаев, обитают сотни разнообразных животных. Великолепные снежные барсы, гималайские медведи, яки – все они чувствуют себя комфортно благодаря недоступности среды обитания для людей.

Вобрав чистоту гималайских ледников полноводные реки текут по равнинам к океану, питаясь дождями и питая почвы по берегам. Когда-то берега были густыми лесами, в них жили львы, слоны и носороги. Сегодня вместо лесов стоят огромные города. В оставшихся чащах водятся волки, лисы, дикие коты. Потрясающий красавец, бенгальский тигр, царствовавший в этих местах, сегодня сохранился только в национальных парках и в дельте Ганга. В национальных парках же пытаются сохранить известного азиатского льва, упоминаемого в трудах Аристотеля и Геродота.

Зато сохранилось разнообразие рыб. Несмотря на то, что Ганг возглавляет список грязнейших рек планеты, его воды населяют около 140 видов рыб. В их числе местные виды сомов, мечехвосты, тропические рыбки. В Ганге водятся дельфины, причем слепые. Такая особенность из-за мутной воды. Существуют они и общаются с помощью эхо локации. Встречаются гавиалы (местные крокодилы) и речные акулы.

Инд еще более богат рыбой, несколько городов на его берегах являются крупными центрами переработки рыбы. Здесь ловят множество видов карповых, сельдевых, змееголовых. Когда-то река была домом для редкого вида речных дельфинов. Сегодня их популяция уменьшилась катастрофически. Разумеется, из-за хозяйственной деятельности человека. Эти замечательные животные даже в Красной книге числятся в статусе вымирающего вида.

2022-07-04

Варанаси – город контрастов

Варанаси – центр паломничества. Существует мнение, что город этот появился более 1000 лет до н. э. и развивался как цивилизованный город. За тысячелетия существования города здесь было возведено много религиозных храмов, появлялись университеты и открывались библиотеки.

Мусульмане, нападавшие на город, уничтожили почти все, что было построено. Библиотечные книги сгорели. А самое главное, были уничтожены жители города, которые являлись носителями культуры и знаний. Город восстанавливался долго, но былого величия ему вернуть так и не удалось. Сегодня это город с миллионом жителей живет своей обычной для него жизнью.

Самым знаменитым местом города являются ныне гхаты – ступени набережной Ганги. Именно эти ступени принято считать самым главным местом для индусов, которые мечтают быть сожженными именно здесь, на берегу священной реки.

Не все так печально на гхатах. Кроме сожжения трупов, паломники и жители города, общаются, веселятся, молятся, стирают, умываются, гуляют и даже разговаривают по мобильной связи. Здесь люди просто живут. Они себя считают самыми счастливыми, находясь рядом с водами великой Ганги.

Варанаси – уникальный город, который соединяет жизнь и смерть воедино. Индусы, которые становятся старыми и немощными стремятся приехать сюда отовсюду. Почетно встретить здесь в молитвах последний рассвет и оторваться от суеты земной.

Город Варанаси в индуизме — это центр Вселенной. Здесь проявляются контрасты существования человечества настолько сильно, что понять до конца происходящее вокруг не под силу иностранцу.

Но, как утверждают сами индусы, Варанаси – город вечности.

Святые места

Главный истоком Ганга является река Бхагиратхи, берущая свое начало из ледника Ганготри. Ниже по течению Бхагиратхи сливается с рекой Алакандой в городе Девапрайяг, и уже с этого места река называется Ганга.

Вдоль берегов священной реки и рек, из которых образуется Ганг располагаются центры паломничества – различные города и деревушки. Девапрайяг является одним из многочисленных центров паломничества индуистов.

Харидвар – одно из священных мест Индии. Каждый день люди собираются на берегах реки, чтобы принять участие в празднике света в честь Ганги.

В переводе с хинди название города значит «Ворота к Богу».

Далее по течению следует ещё один большой паломнический центр – город Аллахабар. По верованиям в этом месте совершил первое жертвоприношение Брахма – бог творения в Индуизме.

Варанаси – один из самых древнейших городов мира, главный город в индуизме. Согласно индийским легендам городу 5000 лет, а ученные оценивают его возраст в 3000 лет. Город считается центром Земли.

В городе проводится особый индуистский ритуал, который шокирует многих туристов.

Один из гхатов на реке:

Гхат согласно Википедии – каменное ступенчатое сооружение, служащее для ритуального омовения индуистов или как места кремации.

Один из самых известных гхатов – Маникарника – именно здесь проводят кремацию верующих, а затем отправляют останки по течению, а тех у кого не хватило денег на кремацию, их тела сбрасывают после смерти прямо в реку. Также не поддаются кремации – незамужние девушки, беременные, дети. Их тела тоже просто скидывают в реку.

Считается, что река очищает душу от грехов, и те кто будут захоронены в водах реки обязательно попадут на небеса.

БУДДА

 Будда стремился постичь природу рождения, старения, болезни, смерти, перерождения, печали и неведения, чтобы пресечь страдания,. Первая встреча Будды с этими явлениями проявилась, когда он с возницей колесницы по имени Чанна совершал прогулку по городу. Тогда Будда впервые увидел больного человека, старика, мертвеца и аскета, и Чанна объяснил Будде, что это означает. Осознав это, Будда пришёл к ясному пониманию истины страдания, которое испытывает каждый, и возможности избавления от него.

Города и места, связанные с Учением Будды — Сарнатх, Бодхгая, комплекс Махабодхи, пещера Махакалы, гора Гридхракута, где мы будем практиковать медитацию, дыхание и йогу, как для начинающих, так и продвинутых. Ом! Муни Муни Маха Муни Соха! Ом!

Вдоль реки расположены гхаты

Гхат – каменное сооружение с большим количеством ступеней, которое служит для ритуального омовения. Гхаты принимают паломников, которые стремятся искупаться в водах Ганги, чтобы очиститься духовно, умственно и физически. И освободиться от всех грехов. Самый известный гхат — Маникарника. Именно здесь проводят кремацию верующих, а затем отправляют останки по течению, а тех, у кого не хватило денег на кремацию, сбрасывают после смерти прямо в реку. Также не поддаются кремации – незамужние девушки, беременные и дети. Их тела тоже просто скидывают в реку. Самыми известными гхатами в Варанаси называют: гхат Дасасвамедх и гхат Харисчандра.

Согласно мифу, Ганг был создан от омовения стоп Вишну

Кристально чистые воды священного Ганга. \ Фото: n-tv.de.

В древних индийских текстах асуры описывались как могущественные полубоги. Согласно индийскому мифу, Бали Чакраварти был царём асуры и горячим преданным Верховному божеству Вишну, который является одним из трёх самых важных богов в индуистской религии наряду с Брахмой и Шивой. Бали стал невероятно могущественным, и, чувствуя угрозу, Бог Индра, царь небес, обратился за помощью к Вишну, чтобы сохранить своё господство над небесами. Бали приготовился провести ягью (ритуал). Во время таких церемоний цари часто жертвовали браминам всё, что они просили.

Верховное божество Вишну. \ Фото: pinterest.com.

Вишну спустился на землю как карлик-брамин в царстве Бали. Хотя он был предупреждён об истинной природе этого карлика, Бали хотел сдержать своё слово и дать Брахману всё, что тот хотел, и это было три шага, измеренные его ногой. Затем карлик-брамин вырос в гиганта. На первом шаге он измерил землю, а на втором – небо. Для третьего шага ничего не оставалось. Смиренный царь предложил свою голову, а брамин поставил ногу и подтолкнул Бали к Патала Лока (низшему миру). Омыв стопы, Вишну собрал святую воду в горшок, который находился в Брахмалоке, высшем Небесном Царстве. Из-за этого мифа Ганг также известен как Вишнупади, что означает «происходящий от лотосных стоп Вишну».

Праздник Кумбха-мела

Праздник Кумбха-мела проводится раз в 12 лет на берегах Ганга. Десятки миллионов паломников участвуют в самом большом религиозном фестивале мира.

Также есть Велика Кумбха-мела, который проводится раз в 144 года, через двенадцать обычных праздников. Последний раз это было в 2013 году. Проводится это торжество в городе Аллахабад у слияния рек Ганг и Ямуна.

В Кумбха-меле в 2013 году приняло участие рекордное количество человек – 80 миллионов, что является рекордом по количеству собравшихся в одном месте в истории.

Суть праздника в том, что верующие полагают, что они смывают с себя грехи, таким образом. Легенда гласит, что во время битвы богов с асурами за кувшин Амриты несколько капель упало на землю в Аллахабаде, Харидваре. Уджайне и Нашике, и именно в этих четырех городах собираются паломники. Амрита — нектар бессмертия и мудрости, выпивший его получает божественность.

Характеристика реки Ганг

Длина Ганга составляет боле 2 700 км, а его бассейн – более 1 000 000 кв. км. Исток реки располагается в Западных Гималаях высоте около 500 м, а её устье – у Бенгальского залива.

Воды Ганга широко используются для полива сельскохозяйственных культур. Судоходство на нем развито слабо. Главная функция Ганга – быть символом индуизма и всей Великой Индии в целом.

Практически по всей своей длине Ганг – это обычная равнинная река с медленным течением. Она питается водами бесчисленных притоков, тоже текущих с Гималаев, а также горными снегами, водами муссонных дождей и циклонов.

В процессе течения река Ганг много раз меняет своё направление: юго-запад, юго-восток, юг. В конце она сливается с еще одной знаменитой индийской рекой Брахмапутрой, и вместе они впадают в залив.

Растительный и животный мир

В историческом прошлом район Ганга покрывали густые леса. В них охотилась местная знать на тигров, бизонов и носорогов. Описание царской охоты встречаются в записях XVI–XVII веков. К XX веку большая часть растительности исчезла. Растущее население осваивает лесные массивы, превращая в пригодные для строительства городов и выращивания сельскохозяйственных культур территории.

Это влияет на всю пищевую цепочку. Количество травоядных уменьшается из-за уничтожения мест обитания, а количество хищников – из-за снижения популяции травоядных. Бенгальские тигры, крокодилы и олени встречаются только в районе речной дельты.

Но тем не менее крупнейшая популяция бенгальских тигров живет в Индии. С 1973 года действует программа защиты животных «Тигр», в рамках которой создано 25 тигриных заповедников. Мероприятия, направленные на охрану тигров, увеличили популяцию с 1200 животных в 1973 году до 3500 в 1990-х. Браконьерство и незаконные сафари все еще остаются угрозами полосатому хищнику.

Еще один редкий вид, нуждающийся в защите, – гангская акула, эндемик Индии. Населяет пресноводный Ганг и его притоки. Отличается от других пресноводных акул тем, что не заходит в соленые воды. Вид настолько редкий, что акулу наблюдали в последнее время только в 2006 году в реке и в 2016-м на рыбном рынке в Мумбаи.

Животное достигает в длину 178 см. Кожа однотонная серая, без отличительных отметин. Голова остроносая, вытянутой формы. По внешнему виду гангская акула напоминает акулу-быка, но отличается наличием двух бесхребетных спинных плавников. О повадках животного ничего не известно.

Индусы считают, что купание в Ганге смывает человеческие грехи

С незапамятных времён Ганг считается священной и самой святой из всех рек в индуизме. Она олицетворяется как богиня Ганга и считается, что купание в реке приносит удачу, вызывает отпущение грехов и облегчает мокшу (освобождение от цикла жизни и смерти). Богиня Ганга часто изображается в индийской культуре с четырьмя руками и установленной на ней своей ваханой (колесницей), Макарой, животным с головой крокодила и хвостом дельфина. Есть много священных мест вдоль реки Ганг, включая Ганготри, Харидвар, Аллахабад, Варанаси и Кали Гат.

Кумбха Мела – это массовое индуистское паломничество веры, которое отмечается сразу в нескольких точках: так, сюда входят Прайаг, Нашик, Удджайн и, конечно же, Харидвар. Однако только две паломнические точки связаны с этой священной рекой. Одна из них располагается с Харидваре, а другая – там, где воды Ганга соединяются с Ямуной в Алла хабаде. Согласно последним данным, собранным на период 2013 года, примерно 120 миллионов людей посетили Кумбха Мелу. Также отмечается, что был установлен местный рекорд – свыше 30 миллионов людей за день. Сегодня эта точка считается самым большим в мире местом, куда могут приехать религиозные паломники со всех частей света.

Праздник кувшинов. \ Фото: golosislama.com.

Речные дельфины Ганга

Гангский дельфин или сусук. \ Фото: ianimal.ru.

Ученые считают, что в водах Ганга свой приют нашли свыше 350 видов речных существ. Согласно научным исследованиям за 2007 и 2009 годы, было установлено наличие 143 видов рыб. Среди самых примечательных стоит отметить карпообразных (барбарисы), силуриформные (сомы) и перциформные (окунеобразные). Названные виды, соответственно, составляют половину, 23% и 14% от всего количества речных существ в этих водах.
Помимо рыб, Ганг содержит несколько видов крокодилов, включая гариала и крокодила-грабителя. Ганг также хорошо известен не только учёным, но и туристам благодаря такому фаунистическому представителю, как речной дельфин.

К сожалению, они находятся на грани исчезновения. \ Фото: google.com.

Известно, что он обитает в основном в самых тихих местах Ганга и Брахмапутры. И совсем недавно индийское правительство решило возвести это существо в ранг Национального водного животного. Говоря о других живых существах, не забудем, что река Ганг также насчитывает рекордное количество видов птиц, что во всей Индии считаются уникальными. Увы, на сегодняшней день из-за массового браконьерства, отстрела, а также загрязнения реки, строительства плотин и другой деятельности человека многие птицы, наряду с речным дельфином, находятся на грани вымирания.

Как Ганга с небес спустилась. Ведическая сказка.

Когда то очень–очень давно, так давно что представить себе невозможно, на планете Вайкунатха Господь Вишну сидел в окружении Своих верных жен – Лакшими, Сарасвати и Ганги. Случилось так, что Сарасвати и Ганга поссорились друг с другом и Сарасвати прокляла Гангу сказав ей:

— Слушай меня, Ганга, ты должна будешь родиться в материальной Вселенной как река принимающая в свои воды грехи всех живых существ. Да будет так! И ганга превратилась в реку, которая протекла по всем райским планетам. Но однажды Ганга спустилась на нашу грешную землю. А было это так.

Жил был царь по имени Сагара. Было у него две жены – Кесини и Сумати. К несчастью, у них не было детей. Сагара очень огорчался, что некому было оставить царство. Тогда он решил пойти в гималаи, чтобы совершать аскетические подвиги и молиться Богу. Господь, довольный поведением царя, послал к нему мудреца Бхригу. Приблизившись к Сагаре, мудрец сказал: У тебя будет многочисленное потомство, о царь. Ступай домой. Твои молитвы услышаны.

Через некоторое время первая жена — царица Кесини — родила царю одного сына. А вторая жена царя – Сумати – родила аж целых шестьдесят тысяч сыновей. Шло время, но сердца сыновей царя были холодны. Для того чтобы впустить добро в души сыновей царь Сагара решил принести в жертву Богам коня, проведя церемонию Ашвамедха – ягья.  Но избранный конь исчез. Его украл царю небес Индра. 

Все сыновья царя бросились по всей Земле на поиски совершенного жертвенного животного. Тогда сыновья увидели как на тихой лужайке под деревом сидел мудрец по имени Капила. А рядом с ним был конь, выбранный для жертвоприношения царем Сагарой. Братья решили что мудрец Капила украл коня и обвинили его в воровстве. — Ах ты вор! – закричали они и бросились с копьями на мудреца.

Капила Муни открыл глаза и обратил свой огненный взор в сторону обозленных воинов. В то же время все шестьдесят тысяч царевичей превратились в груду пепла. Не дождавшись своих сыновей, царь Сагара, опьяненный горем отправил своего внука в Паталу – подземное царство мертвых. Спустившись в Паталу мальчик увидел там скакуна Сагары. Там же он встретил Гаруду, кто носит на своей спине самого Вишну.

— Забирай коня домой. А от сыновей царя Сагары осталась лишь гора пепла. Великий мудрец Капила испепелил его за то что они оскорбили его. Очистить души твоих родственников могут лишь священные воды Ганг.  Попробуй уговорить ее спуститься с небес.

Произнеся эти слова Гаруда исчез. А внук Сагары, взяв коня, поспешил в царство своего деда и рассказал ему обо всем что случилось .

Долго горевал Сарага. Он молился и умолял Гангу спуститься с небес на Землю. Но мудрая Ганга отказывал ась это сделать. 

Тогда один из потомков Сагары – доблестный Бхагиратха, оставил свое царство и ушел в лес, став отшельником.  Долгие годы он провел в молитвах. Пока наконец сам Вишну не ответил ему.

— Чего ты хочешь, святой отшельник?

— О господь Брахма, умоляю тебя, пусть воды Ганги прольются на нашу грешную землю и очистят останки сыновей Сагары.

— О благородный Бхагиратха, мне трудно исполнить твою просьбу. Если Ганга спустится на Землю, она затопит ее своими водами. Попроси Шиву помочь тебе. Только он может принять на себя тяжесть ее потока.

Сказав так Брахма исчез, а Бхагиратха продолжал свою отшельническую жизнь, вознося молитвы Господу Шиве.

Наконец Шива смилостивился над ним.

— О добродетельный потомок Сагары, я доволен тобой. Так и быть, я приму воды священной

Ганги на свою голову. И вот свершилось то, о чем молили Бога Сагара и его потомки в течение тысяч и тысяч лет. Великая мать Ганга спустилась с небес, пролив свои воды на голову Господа Шивы.

Запутавшись в волосах Шивы воды Ганги разделились на семь ручьев, которые затем вновь влились в одно русло.

И очисти тельные воды Ганги матери полились по Земле, преображая и очищая все вокруг. Царь Бхагиратха радостно приветствовал Гангу. Он смеялся и плакал, пел и танцевал. Затем он стал свидетелем как священные воды очистили останки его предков и их души улетели на райские планеты.

 Господь Брахма, явившись перед Бхагиратхой, сказал ему:

— О, великий царь, отныне твое имя будет прославлено на этой Земле. Царица всех рек, великая Ганга стала твоей дочерью. Отныне и навечно у нее будет еще одно имя – Бхагиратхи. Все живые существа на Земле вечно будут благодарны тебе, о великий царь.

 и

Социальный обмен

Тибет Кайлас

Кора вокруг горы Кайлас

     В нашем путЬ-шествии мы совершим кору (обход) горы Кайлас по часовой стрелке. Такой паломнический маршрут ускоряет духовное развитие человека. Обход священной горы очищает карму, то есть стирает все причины, которые приводят нас к болезням, бедности, одиночеству, неудачам в жизни…

Пребывание у горы Кайлас меняет жизнь человека. Сила Кайласа способна подтолкнуть человека на осознание смысла жизни, увидеть своё предназначение — дхарму, помогает познать себя и обрести СИЛУ ШАКТИ!

Обход горы занимает 3 дня и составляет 53 км.

    Северное лицо Кайласа на фото… Именно к его подножию приходят люди, ищущие более глубокого взаимодействия с великой святыней. Путь сюда не так прост. На высоте около 4000 тысяч метров нужно преодолеть достаточно крутой подъем вдоль стекающих вниз ручьев, а потом — несколько сот метров по леднику и снегу. Тибетцы, привыкшие к высоте, передвигаются здесь со скоростью горных ланей, но иностранцам приходится останавливаться, переводить дыхание. Все это ради того, чтобы  прикоснуться к основанию Северного лица, испытать на себе загадочное воздействие Кайласа.

И это называется корой (парикарма), которую нам посчастливиться совершить в нашем туре!  Ом Намах Шивайя! Ом!

Водохранилища, ГЭС и каналы

Население Индии составляет 1 404 763 500 человек. Вы не поверите, но на главной водной артерии государства нет ни ГЭС, ни водохранилищ. Из гидросооружений построено 2 плотины:

Плотина Фаракка. Запущенна в 1975 г. с целью водоотведения в водоток Хугли. Находится гидросооружение практически на границе с Бангладеш. С запуском плотины бангладешцы стали страдать от нехватки и засоления воды. Между странами то и дело возникают споры по этому поводу. Споры поутихли, когда решили совместными усилиями прорыть канал между Брахмапутрой и Гангом. Но он так и не был реализован.


Плотина Фаракка

Плотина “Бхимгода” у Харидвара. Построена для водоотвода в Гангский канал. Сооружение отрицательно сказалось на течении реки и серьезно ограничило рамки судоходства.


Плотина Бхимгода

Еще 1 плотина, сооруженная по образцу дамбы в штате Теннесси (США) на р. Дамодара и еще одна на одном из истоков Ганга. Что до планов, то в проектном виде дамба Панчешвар. Планируется, как высочайшая дамба в мире. Проект продвигается под индо-непало-американской эгидой.

«Подвешенная» вода

Перемещение подземных вод к поверхности воды становится возможным не только благодаря оптимальной вязкости, но и благодаря уникальной способности смачивать все вокруг и высокому уровню поверхностного натяжения. «Подвешенная» вода создается при помощи этого уникального сочетания.

Образовавшаяся и в верхних слоях подпочвенного грунта, и в самой почве, удерживаемая поверхностным натяжением «подвешенная» вода не только не стекает в более глубокие шары земли, но и питает растения необходимой им для нормального развития влагой! Вода в «подвешенном» виде, находясь внутри деревьев, способна подниматься от их корней к верхушке кроны.

Место ритуалов не для слабонервных

Самым популярным местом для гангских ритуалов является Варанаси. В этом городе несколько километров гангского берега вымощены гхатами – ступенями, уходящими под воду. По преданию, гхаты строили сами боги, указывая людям лучший путь к очищению. На этих ступенях люди совершают омовения, спускают на воду специальные лампадки со свечами, прося у божеств помощи и…трупы.

Согласно индуистским канонам, лучшим способом погребения является сожжение тела с последующим развеянием праха в святых местах. Однако, с учетом того, что сожжение должно проводиться исключительно на натуральных дровах, все меняется.

Дрова в Индии ужасно дорогие, и полунищие индусы не могут позволить себе такую роскошь, как сожжение на дровах, кроме, беременных, детей и святых. Поэтому ритуал часто ограничивается символическим поджиганием кучи хвороста, на которую водружают тело усопшего. После того, как хворост сгорает, полуобгоревший окоченелый труп просто спускают на воду. Поэтому человек, неспешно плывущий по Гангу вниз лицом – далеко не редкое явление. Этот фактор, а также технический прогресс и перенаселение территории обусловили сильное загрязнение Ганга, однако выбора у местных жителей нет.

Впрочем, в местах, популярных среди западных туристов, установлены мощные водоочистители, и потому вероятность наткнуться на останки существенно снижается. Однако последователей культа Шивы – бога разрушения и смерти, которому и посвящен Ганг, это не смущает. Как, впрочем, и большинство индуистов – вера в святость реки затмевает состояние оной.

Напоследок

Большинство туристов, посещающих Индию, омываются в Ганге – ведь без такого завершения паломничество считается неполным и даже кощунственным. После омовения и подношения фруктов богам многие возвращаются в родные края наполненными блаженства и божественного присутствия, уверенными в том, что просьба исполнится. Оказавшись у Ганга, не стоит упускать свой шанс бесплатно получить вечную индульгенцию.

Течение реки

Река Ганг берет начало в Гималаях на севере Индии, в конечной точке ледника Ганготри. Место, где богиня сошла на землю, считается священным. Поэтому ледник – популярное место среди паломников.

Ганготри тает и образует реку Бхагиратхи, которая течет по Гималаям до места встречи с рекой Алакнандой. В точке слияния двух рек образуется Ганг. Если Бхагиратхи – цель путешествий паломников, то Алакнанда привлекает туристов. На леднике Сатопантх, истоке реки, образовано озеро треугольной формы, названное по имени ледника. Горный водоем привлекает любителей плавания на надувных плотах.

Место слияния рек Алакнанда и Бхагиратхи / Фото: Wikipedia.org

Бассейн реки Ганг находится в Северной Индии. Иногда его считают частью более крупного бассейна рек Брахмапутра и Мегхна. Бассейн трех рек – одна из крупнейших речных систем в мире.

Длина реки Ганг составляет 2510 км. Это немного по сравнению с характеристиками других величайших рек Азии или мира. Но ее водосборный бассейн равен 1/4 территории Индии. Это один из самых густонаселенных бассейнов с древности до наших дней.

Ганг впадает в Бенгальский залив, образуя крупнейшую дельту в мире. Ее площадь – 100 000 кв. км. Воды рек Ганг и Брахмапутра формируют дельту и впадают в Бенгальский залив – крупнейший залив в мире. Вместе с рекой Ганг он относится к бассейну Индийского океана.

Устье реки покрыто болотистыми мангровыми лесами, известным как Сундарбан. Это крупнейший мангровый лес на планете. В нем создан национальный биосферный и тигровый заповедник с одноименным названием. Из космоса карта низовья Ганга выглядит как зеленый треугольник в окружении желтых и белых оттенков.

Давшая название стране

Если Ганг течет, в основном, в Индии, то Инд большей частью протекает по территории соседнего Пакистана. Но для Индии она имеет особое значение, как река, давшая имя стране. В ее долине зародилась знаменитая индская цивилизация, третья по древности в мире – после египетской и месопотамской. Именно здесь возник индуизм: доарийские представления о мире местных племен слились с арийскими, принесенными переселенцами.

По берегам Инда находилась и цивилизация, описанная в «Махабхарате» – ведийская. Инд вообще считают одной из главных рек ведического Семиречья. В священных ведийских книгах именно Инд называют колыбелью страны. По долине реки лежал Великий шелковый путь. Постепенно, по мере продвижения ариев на восток, статус главной реки перешел к Ганге. Но индусы относятся к Инду с особым почтением, воды реки считают священными.

В Пакистане Инд – главная река. Все реки этой страны принадлежат бассейну Инда. Одна из провинций, Синд, названа в честь Инда. Благодаря реке развиваются сельское хозяйство, рыбоводство. Дельта реки одна из самых больших в мире. А мангровые леса дельты считаются крупнейшими в мире для пустынного климата.

Ганг в культуре

Первые упоминания об этой реке имеются в древнеиндийской литературе: Ведах, Пуранах, Рамаяне, Махабхарате и др. Везде подчеркивается, что река Ганг имеет небесное, божественное происхождение.

Легенды рассказывают о рождении богини, отправке её на Землю и жизни там. В них подчеркивается, что Ганга способна очищать и снимать грехи у людей. Она же символизирует материнство и неразрывную связь между мирами живых и мертвых.

В искусстве богиня Ганга изображается как очень привлекательная женщина с кувшином. Всем своим образом она символизирует полноту и богатство земной жизни. Часто она восседает на мифическом животном, чем-то среднем между рыбой и крокодилом.

В современной литературе, кинематографе, эстраде Ганг также занимает одно из главных мест. Поклонники индийского кино прекрасно знают, что большинство сюжетов фильмов взято из древнеиндийской литературы.

Вы здесь

Главная Працивилизации Российские Ганги — тайны из глубины веков

Российские Ганги — тайны из глубины веков

Працивилизации: 

Санскрит
Россия
Гиперборея

Продолжаю свои лингвистические изыскания. Я уже рассказывала про  озеро Матся в Карелии (mátsya — это рыба на санскрите),  озеро Индра на Урале, о том, как переводятся с санскрита Ангара и Кама, а также про реку Индоманка, на берегу которой лежат загадочные мегалиты. А сегодня речь пойдет о российских Гангах.

Все мы с детства слышали про великую реку Ганг в Индии. Кстати, сами жители Индии называют ее Ганга. Ганга (Ganga) — это река-богиня, которая, как считали древние индусы, протекает в трех мирах — небесном, земном и подземном. И значение ее как священной реки до сих пор огромно — она является местом паломничества миллионов людей. 

Странно, что почему-то нам никогда не рассказывали в школе — ни на уроках географии, ни на уроках русского языка, что в нашей стране имеется несколько озер и рек, которые тоже называются Ганг или Ганга.

Например, Гангозеро — это очень распространенный гидроним  в Карелии. Есть несколько Гангозер в Кондопожском районе и Прионежском. Есть Гангозеро и в Подпорожском районе Ленинградской области. 

Многие исследователи считают, что это карельское слово «ханка» — вилы, развилка, и что так называли реки и озера вилообразной формы. Однако Гангозера вовсе не имеют такую форму.

И, главное, существует множество гидронимов с корнем Ганг в местах, очень далеких от Карелии. Например, река Ганг, которая находится на Сахалине.

Кроме того, есть река Ганг в республике Саха (Якутия).

А в Бурятии есть река Ганга-Хайр. Любопытно, что  Хайр — может быть видоизмененным санскритским словом har, одно из значений которого «нести» (В данном случае, возможно, нести воды священной Ганги). И даже если последнее слово может быть спорным, то Ганга — это настоящий санскрит, настоящее название реки в Индии.

И мы можем убедиться в том, что прошлое нашей страны полно загадок и тесно связано с санскритом и древней Индией…

Напомню, что также я рассказывала про тайны Архангельска, древнее название которого тоже связано с санскритом.

4147 просмотров

Об авторе:

Наталья Трубиновская — исследователь, редактор «Хронотона». Почта: [email protected]

Ищет следы працивилизаций, снимается в качестве эксперта на ТВ, пишет статьи. На нашем сайте вы можете прочесть и посмотреть видеоотчеты об экспедициях в Египет, Италию, Кипр, Индию, Крит, на Урал, Заполярье и т.д.

Флора и фауна

На основном протяжении реку окружают кустарники рододендрона, густые мангровые заросли (среднее течение), рисовые поля или джутовые плантации (лишь в самых верховьях – чайные). Среди древостоя – тик, баньян, бамбук, джекфрут и сал. Ярусом ниже – густой травостой и орхидеи. А в самом низу (в водно-болотных угодьях) – разнообразные лилии, кувшинки и лотосы.

В дикой части речного побережья когда-то повсеместно водились носороги, бенгальские тигры, слоны, львы и буйволы. В лесах пугливо прятались антилопы. Сейчас из всего того разнообразия медведь бурый, лиса, шакал, леопард, несколько таксонов оленей, диких котов, дикобраз и кабарга. А на холодном истоке главного рукава описываемой реки (Джамны) – еще водятся снежные барсы. Разумеется, большая часть животных давно в Красной книге. А в воде кое-где обитают крокодилы. В водно-болотных угодьях внимательный любитель природы заметит цапель.

К числу местных рыб и водных млекопитающих принадлежат гангская акула, лягушковый сом, речной дельфин, гурама, огромное разнообразие карповых и ханосов.

При замерзании вода расширяется

Способность расширяться при замерзании является одним из уникальных свойств воды. Любое другое вещество в процессе замерзания сжимается, а вода при переходе из жидкого в твердое состояние – расширяется и увеличивает свой объем на 9 – 10%!

Если бы вода при замерзании не расширялась, а сжималась, то в зимний период времени озера, реки, моря и океаны превратились бы в лед до самого дна, а все живущие в них организмы сразу бы погибли. Лед же, который образуется на поверхности того или иного водоема и находится между водой и холодным воздухом, является естественной защитой от охлаждения и промерзания этого водоема!

Расширение воды при замерзании способствует и образованию почвы в горной местности. Дождевая вода, попадая в мелкие трещины, которые образуются в камнях, замерзает и расширяется, благодаря чему камни начинают разрушаться. Со временем камни превращаются в ту каменистую поверхность, на которой уже могут прижиться те или иные растения. Корни этих растений, как и вода при замерзании, разрушают камни полностью. Разрушенные при помощи воды и растений камни превращаются в почву!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: