Мбоу сош с. степановка аургазинского района рб исследовательская работа «кто ты, баба яга?» исследование провел ученик 6 класса юнак дмитрий руководитель. — презентация

Этимология

Поскольку в русском языке нет артикля перед нарицательным (или прилагательным ), трудно определить, является ли это одиночным иероглифом (по имени Баба Яга) или типом иероглифа («баба Яга»). Иногда в одной сказке встречается несколько баба-Яга (всего три), называемых первая, вторая, третья, что говорит о том, что это тип персонажа (как бы сказали «фея»). Кроме того, эти два термина не всегда соединяются вместе, мы можем просто найти «баба» (что означает «женщина из народа») или «Яга», которые затем можно квалифицировать (коричневый, старый …).

Лиз Грюэль-Аперт настаивает на том, что эти два слова, соединенные вместе, не являются именем, за которым следует фамилия. Первый термин «баба» — это широко распространенное имя, означающее «женщина».

На крестьянском языке это женский эквивалент  мужика  . Мы говорим: «мужик да баба» («мужик да баба»): «мужчина и его жена». бабиться означает «рожать». Итак, «баба» — это женщина, мать (в том смысле, в котором говорят «мать Михаила»), слово, которое следует отличать от дева , девка , (молодая) девушка. Это значение объясняет, почему персонаж в славянской сказке также универсален. В описании персонажа часто идет речь о ее груди, ее сексуальность рассматривается только со стороны материнства (у нее часто есть дочери, реже сын). Заглавная буква не нужна.

«Яга» — имя собственное с неопределенной этимологией, но встречается во всех славянских языках . Александр Афанасьев предполагает, что этот термин связан с санскритом अहि ( áhi ), что означает «змей». Следовательно, это была бы «женщина-Змея», которая объяснила бы ее единственную ногу, другими словами ее ангипедическую природу .

Существуют варианты формы «Баба-Яга»: Яга-баба , Иегабова , Иегибовна , Ягична и  др. .

Легенды

Серебряное панно на двери храма Кали, Форт Амбер, изображает Дхумавати в колеснице без лошади с веялкой.

Дхумавати часто называют седьмым Махавидьей. Guhyatiguhya-Тантра приравнивает Вишну «s десять аватаров с десятью дашамахавидья. Воплощение рыбы, Матсья , описывается как возникшее из Дхумавати. Аналогичный список в Mundamala приравнивает Dhumavati с Ваманами .

В истории из Шакта Маха-Бхагавата Пураны, в которой рассказывается о сотворении всех Махавидий, Сати , дочь Дакши и первая жена бога Шивы , чувствует себя оскорбленной тем, что ее и Шиву не пригласили на яджну Дакши («огненное жертвоприношение»). ) и настаивает на том, чтобы пойти туда, несмотря на протесты Шивы. После тщетных попыток убедить Шиву разъяренная Сати трансформируется в Махавидий, которые окружают Шиву со всех десяти сторон света. Дхумавати стоит на юго-востоке. Другая похожая легенда заменяет Сати Кали (главным Махавидьей) как женой Шивы и источником других Махавидий. Деви Бхагавата Пурана упоминает дашамахавидья как военные-компаньонов и форм богини шакамбари .

Легенда из Шактисамгама-тантры описывает, что Сати совершает самоубийство, прыгнув в яджну Дакши, и Дхумавати поднимается с почерневшим лицом от печального дыма горящего тела Сати. Она — «все, что осталось от Сати» и ее возмущенный и оскорбленный аватар. Pranatosini-тантр объясняет вдовство Dhumavati. Однажды Сати попросила Шиву накормить ее. Когда Шива отказывается, богиня съедает его, чтобы утолить свой крайний голод. Когда Шива просит ее извергнуть его, она соглашается. Затем Шива отвергает ее и проклинает ее, чтобы она приняла форму вдовы. Другая устная легенда гласит, что Дхумавати был создан богиней-воином Дургой в битве против демонов Шумбха и Нишумбха . Буквальное имя Дхумавати («та, которая пребывает в дыму») происходит от ее способности побеждать демонов, создавая жгучий дым.

Версия Пранатосини-Тантры подчеркивает разрушительный аспект и голод Дхумавати, который удовлетворяется только тогда, когда она поглощает Шиву, который сам содержит или создает вселенную. Это подчеркивает ее неблагоприятный статус вдовы и ее самоутверждение по отношению к мужу.

Функции Бабы-Яги

Несмотря на жуткое описание и место обитания Бабы-Яги, её изначальный образ не стоит демонизировать. Она не убивала людей, не переносила их в мир мёртвых, не стремилась погубить кого-либо. Славяне верили, что Смерть передаёт Бабе-Яге тех, кому пора уходить в иной мир. Сама же Ягишна являлась оплотом порядка в своём царстве.

Она следила, чтобы в царство мёртвых попадали лишь умершие, а обратно никто из духов не мог выйти. С одной стороны, это нарушало мечты и желания многих людей. Но, с другой. представьте, что было бы, если бы в мёртвом царстве не было порядка, а царил лишь хаос, причём умершие свободно перемещались бы в разных мирах. Именно от этого “апокалипсиса” и берегла мир Баба-Яга.

Баба-Яга лесной авторитет на страже порядка / Polina Bakalina / polinarte.artstation.com

Происхождение

Есть несколько версий происхождения горного ёкая. Одна из них рассказывает, что Ямауба – воплощение недовольного предка или уроженца того же края. Она может оказаться духом умершего старика, недовольного жизнью.

Еще одна версия связывает легенды о существе со жрецами, жившими в горах и лесах в далеком прошлом. Эти люди, возносившие мольбы высшим силам, проводили священные обряды, которые со временем трансформировались в сознании большинства в страшные жертвоприношения. Сами жрецы стали восприниматься злыми духами, а не людьми. Со временем жреческая практика ушла в прошлое, а их образы остались только в сказках Японии.

Легенды про Ямамбу появились в период Хэйан. Они рассказывают о ведьмах, которые предлагали путникам в горах помощь, заводили их на тайные тропы и скидывали со скал. Некоторые сказки говорят о том, что волосы ведьм превращались в змей.


Ямамба

Некоторые связывают происхождение ёкая с молодыми женщинами, бежавшими в леса и горы от несправедливых обвинений в преступлениях. Живя в изгнании, человек, как верили японцы, постепенно превращался в чудовищную ведьму. Еще одна версия связана со старинным обычаем избавления от немощных родственников в период голода. Самых слабых отводили в лес, с почетом прощались с ними, поскольку ресурсов для кормления всей семьи не хватало. Обычно жертвой изгнания становились пожилые. Люди верили, что брошенные проникались отчаянием, яростью, желанием мести, поэтому со временем трансформировались в уродливых монстров.

Злодеяния

Японская ведьма способна менять обличия. Она может выглядеть как невинная очаровательная девушка, но в истинной форме ужасает своими чертами. В человеческом обличии Ямауба завлекает путешественника в дом, предлагает кров и пищу, но нападает, едва путник заснет. У Ямамбы есть специальный топор, который она ежедневно точит, ожидая новую жертву. Каждую полночь ёкай принимает свои истинный облик, чтобы станцевать под луной.

Некоторые сказки говорят о том, как колдовством Ямахаха превращает свои волосы в клубок змей, нападающих на жертву. Змеи обвивают незадачливого путника и затаскивают его в рот ёкая. Иногда Ямахаха обещает показать краткий путь через горы, но водит человека опасными тропами, пока его силы не иссякнут. В этот момент она скидывает его с обрыва, а затем спускается, чтобы съесть.

Известная сказка про злодеяния Ямахахи – «Золотая цепь небесного бога». История рассказывает о том, как ёкай пришел к дому вдовы с тремя детьми, притворился матерью, но не смог попасть внутрь – малыши по волосатым рукам опознали чужого человека. Со второй попытки дети угадали демона по голосу, но с третьей Ямахаха смогла попасть внутрь. Ночью они проснулись, услышав чавканье, и попросили мать поделиться едой. Ёкай бросил им кусок, оказавшийся детской рукой.


Ямадзёро

Баба-яга – богиня

Бабу-Ягу называли по-разному. У одних племён именовалась она Ягишной, другие же “окрестили” её Ягой-Ягишней. Она принадлежала к древнейшим славянским богиням. Конечно, у каждого бога существовала своя сфера покровительства.

Что касается Бабы-Яги, то это была смерть. Её представляли суровой женщиной со змеиным хвостом. Она стояла на входе в потусторонний мир, следя за порядком в обители мёртвых.

Надо признать, что выглядела та самая, мифологическая Баба-Яга гораздо страшнее, нежели её сказочный аналог. Исследователь М.Забылин в своих работах называет её адской богиней, которой люди приносили кровавые жертвы, надеясь задобрить грозную покровительницу.

Причём речь о костяной ноге в преданиях заходит неспроста. Это – не увечье богини, а символ её единства в двух мирах. Одной ногой она стоит в царстве живых, а другой, костяной, находится там, где обитают лишь души умерших людей.

Баба-Яга – богиня смерти / . Irnyo / felipeirnyo.artstation.com

Иконография и текстовые описания [ править ]

Dhumavati Тантра описывает ее как старую и уродливую вдову. Она худая, высокая, нездоровая, у нее бледный цвет лица. Ее описывают как неугомонную и злую. Не украшенная драгоценностями, она носит старую, грязную одежду и растрепанные волосы. У нее устрашающие глаза, длинный и кривой нос, а некоторые из ее длинных, похожих на клыки зубов выпали, оставив в ее улыбке пробелы. У нее уродливые и грубые уши; ее груди свисают. В одной из своих дрожащих рук она держит корзину для веялки, в то время как другая делает жест дарения блага ( варада- мудра ) или жест знания ( чинмудра).). Она едет в безлошадной колеснице с эмблемой вороны и знаменем. Однако она проницательна и хитра. Всегда голодный и жаждущий, Дхумавати инициирует ссоры и вызывает страх.

В « Прапанчашарасара-самграхе» Дхумавати описывается как человек с черным лицом и украшениями из змей. Ее платье сделано из тряпок, взятых из мест кремации. В двух руках она держит копье и чашу из черепа ( капала ). Копье иногда заменяют мечом. В другом описании в том же тексте говорится, что Дхумавати в возрасте, с морщинистым сердитым лицом и похожим на облака цветом лица. Ее нос, глаза и горло напоминают вороньи. В руках у нее метла, веер для веялки, факел и дубинка. Она жестока и хмурится. Ее волосы растрепаны, и она носит простую одежду нищего. Грудь у нее сухая. Ее волосы седые, зубы кривые и отсутствуют, а одежда старая и поношенная.

Картина Моларама конца 18-го века, изображающая смуглого Дхумавати, держащего веялку, верхом на колеснице, которого тянут две черные птицы-падальщики, и она украшена драгоценностями, в отличие от ее традиционного описания.

Иногда Дхумавати ездит верхом на вороне и держит трезубец. Она может быть изображена в гирлянде из отрубленных голов , с красными конечностями и спутанными, но растрепанными волосами. Иногда она носит буйволиный рог Ямы , бога смерти, что символизирует ее связь со смертью.

У Дхумавати также есть свирепые, воинственные качества. В прамоде Шакта она раздавливает кости во рту, создавая ужасный шум. Еще она издает страшные и воинственные звуки барабанов и колоколов. Она носит гирлянду из черепов, жует трупы демонов Чанды и Мунды и пьет смесь крови и вина.

Хотя существуют стандартные описания формы Дхумавати, некоторые относительно недавние картины отклоняются от нее. Например, картина 18-го века Моларама изображает Дхумавати сидящим на колеснице, запряженной двумя черными птицами- падальщиками с изогнутыми клювами. Картина повторяет обычные атрибуты, такие как веяная корзина, дарящий жест, но также изображает ее юную и красивую с полной грудью и украшенную золотыми украшениями, что резко контрастирует с ее обычной формой. Картина начала 20 века из Варанасиизображает ее верхом на вороне, держащей трезубец, меч, веялку и чашу в четырех руках, смуглую, с обвисшей грудью, в белой одежде и с пламенем кремации на заднем плане. Она снова одета в золотые украшения и носит оттесанную золотом нижнюю одежду, что необычно для платья вдовы. Другая непальская рукопись XVIII века изображает полное отклонение от ее традиционных описаний. Она полностью обнажена, с высокой грудью, носит жемчужное ожерелье и повязку на голове, стоит на павлине, расставив ноги, и держит зеркало, глядя на свое отражение. Ее окружает огненное кольцо, возможно, излучающее пламя кремации.

Какая она – сказочная Яга?

Со временем образ богини смерти претерпел трансформацию. Сначала её стали называть Хозяйкой леса, указывая на покровительство лесным птицами зверям. В дальнейшем она и вовсе превратилась в сказочную старуху.

Нрав её нельзя назвать добрым, однако крайне редко она достигает своей скверной цели. Если вы знакомы хотя бы с десятком русских народных сказок, то наверняка знаете, что в них Баба-Яга может вести себя по-разному. Фольклористы выделяют три сказочных образа Бабы-Яги:

  • Злая ведьма. В такой ипостаси Баба-Яга ворожит, похищает детей, порой может навредить людям.
  • Хранительница. Этот вариант указывает на обладательницу чудесных сокровищ, например, Меча-кладенца. Завладеть ценностями, что хранятся у Бабы-Яги непросто, причём хитрость и коварные планы героев она сразу распознаёт.
  • Дарительница. Эта Яга всегда помогает положительным персонажам. Она и приютит, и баньку растопит, и кушанья на стол подаст. Ведёт она себя как приветливая хозяйка. Узнав, что гостя что-то тревожит, она всегда даёт ценный совет или полезный предмет.

Как видите, только один из трёх образов является негативным, причём встречается он значительно реже остальных. Но даже в этом случае Яга показана истинной “ведьмой” (“ведающей”).

Ей известны тайны мироздания, она осведомлена о местах обитания самых невероятных существ, а всё живое в лесу находится в её подчинении. Баба-Яга – обладательница и хранительница всех сокровищ, что находятся на подвластной ей территории.

Ягишна и её главный помощник Василий / Edward Halmurzaev / edwardhalmurzaev.artstation.com

Напоследок хочу вспомнить одну старинную загадку. Звучит она так: “Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит”. Речь, конечно, идёт не о мифической богине или героине сказок, а о сохе, которой обрабатывают землю. Однако слова “БабаЯга”, да ещё и в таком контексте указывают, что славянские народы не боялись, а уважали эту неординарную старушку. Да и сами сказки открывают нам, что вряд ли завершились счастливо, если бы не помощь “злой” Бабы-Яги.

Внешний вид

Ямауба – японский ёкай, сверхъестественное существо. В разных мифах встречаются разные имена: Ямахаха (мать), Ямахимэ (принцесса), Ямадзёро (куртизанка), Ямамба (старуха). Последнее название распространено шире прочих. В некоторых сказаниях персонаж откровенно злой, в других глуп, в иных вызывает жалость. Иногда он поступает по-доброму и даже помогает людям. Во многом этот ёкай сродни обычному человеку с его достоинствами и недостатками.

В японских сказках Ямауба чаще предстает существом, ворующим женщин и скот. Он описывается как наряженное в рваное красное платье женщина, испачканная в грязи. У нее большой рот (иногда их два). В некоторых сказках рот у Ямаубы тянется от уха до уха. Волосы старухи седы, спутаны и длинны, а взгляд глаз пронзает и пугает. Ёкай умеет менять внешность, поэтому легко обманывает доверчивых путников.


Злой ёкай

Из мифологии известно, что рваное кимоно горной ведьмы издалека кажется людям роскошным платьем. Перевоплощенная ведьма – очаровательная девушка, легко втирающаяся в доверие даже к подозрительному человеку.

Интересные факты

Музей Бабы-Яги в селе Кукобой, Ярославская область

  • Сказочная постановка «Последний богатырь» стала третьим русским фильмом студии «Disney». Открыла этот необычный список лента «Книга мастеров», затем сняли «Счастье – это…»
  • «Последний богатырь» быстро возглавил рейтинг лидеров проката. За две недели показа картины в кинотеатрах удалось собрать больше 1 млрд. рублей.
  • Авторы сказок не всегда строят избушку Бабы-Яги в настоящем лесу. Так, в «Книге мастеров» дом колдуньи соорудили прямо на территории Белорусского музея народной архитектуры и быта.

https://youtube.com/watch?v=lSN03G7wiOI

  • Создатели российской организации по борьбе за права потребителей «Хрюши против» придумывая название, оттолкнулись от знаменитого мультфильма 1979 года выпуска, где звучит фраза: «А Баба-Яга против!»
  • Роль Бабы-Яги Георгий Милляр в сказке «Морозко» (1965) исполнил восьмой раз. Кроме того, в этой же картине актер перевоплотился в разбойника и подарил свой голос петуху.

Истоки [ править ]

Традиционное изображение Дхумавати в виде старой вдовы с веялкой на колеснице без лошадей.

Дхумавати вряд ли может существовать независимо вне группы Махавидьи. До того, как она была включена в число Махавидий, о ней не упоминается в истории. Как богиня бедности, разочарования и отчаяния, Даниэлу связывает Дхумавати с Ниррити , богиней болезней и страданий, и Алакшми , богиней неудач и бедности. Кинсли добавляет к списку еще одну богиню: Джесту .

Ведическая богиня Ниррити ассоциируется со смертью, гнилью, невезения, гнева и нужды. Гимны подчеркивают подношения, чтобы держать ее подальше. Как и Ниррити, Дхумавати ассоциируется с бесперспективными вещами и трудностями. Джьешта, также ранняя индуистская богиня, имеет сходство в иконографии с Дхумавати. Подобно Дхумавати, она темная, уродливая и ассоциируется с вороной. Джьешта описывается как неспособный терпеть какие-либо благоприятные условия. Подобно Дхумавати, Джьештха живет в ссорах, в неблагоприятных местах и ​​имеет дурной характер. Лакшмана Десика, комментатор Сарадатилака-тантры , отождествляет Дхумавати с Джьештхой. И Алакшми, сестра и противоположность Лакшми.(Шри), богиня богатства, удачи и красоты, и Дхумавати описываются как старые, несущие метлу и знамя вороны. Оба символизируют голод, жажду, нужду и бедность.

Хотя есть сходство между Дхумавати и тремя богинями, последней не хватает важных характеристик Дхумавати, таких как ее вдовство и текстуальный акцент на ее уродстве. Имена трех богинь также не фигурируют в нама-стотрах Дхумавати (гимны, в которых упоминаются ее многочисленные имена), где такие отождествления можно было бы прямо упомянуть. Этим трем также не хватает более жестоких воинственных аспектов Дхумавати, а также ее положительных аспектов в контексте Махавидий. По мнению ученого Дэвида Кинсли, хотя эти трое могут быть предшественниками Дхумавати, они не «то же самое», что Дхумавати. Согласно Кинсли, концепция десяти Махавидий может быть не ранее 12 века.

Особенности восходящей и нисходящей энергии Шакти

Отдельно нужно рассмотреть вопрос прохождения жизненной силы через тело человека. В основной своей массе энергии, используемые людьми в повседневной жизни, имеют восходящую направленность.

То есть, в них применяется собственная внутренняя энергия, которая помогает человеку улучшать свою реальность за счёт физических действий: возникает желание куда-то пойти, переговорить с кем-то и так далее. Имеет место постоянное взаимодействие окружающими, коммуникация, события сменяют друг друга очень быстро.

Но очень часто нам трудно исполнять свои желания, так как между идеей и реализацией её на практике проходит много времени, плюс требуются огромные усилия. Почему так происходит? Причина этого явления проста – человек забывает про ещё один энергетический поток, направленность которого идёт сверху книзу – он так и называется «нисходящий» и связан с энергией Шакти.

Нисходящий энергетический поток использует энергию принятия. Хотя в ряде источников её преподносят как энергию отдачи. Видимо, в этом случае имеется в виду необходимость хоть на время расставаться со своими мыслями и заботами, то есть буквально, отдавать (отпускать) их в окружающее пространство.

Но в действительности более верно использовать название «энергия принятия». Ведь по факту вы разрешаете энергии Бога наполнить вас, принимаете то, о чём мечтаете. А здесь потребуется достаточная открытость, избавление от внутренних блоков сознания, забот и проблем

Важно учиться просто чувствовать энергию вокруг и внутри себя

Конечно, сразу подобное может представлять сложность. Но со временем вы улучшите свои навыки, начнёте различать нисходящий энергетический поток более отчётливо. Главное, не забывать про необходимость регулярных практик.

Все желающие всерьёз заняться йогой, должны осознавать важность правильного восполнения своей жизненной энергии. Если игнорировать его – в теле начнётся дисбаланс течения праны, что негативно отразится на качестве жизни в целом

Поэтому до занятий йогой стоит внимательно ознакомиться с энергетическими аспектами, узнать, как те либо иные асаны воздействуют на тонкие тела и лишь потом смело начинать практики.

Аналогии в других культурах

Кельтские традиции

Нечто подобная ведьма, эхо языческих традиций, появляется уже в Артуре романа в стихах Wonders Rigomer , написано в последней трети XIII — го  века неизвестного автором. Она уродлива, толстая, горбатая, внушает панику лошади Ланселота и поначалу неприветлива, но скорее из-за страха перед вооруженными рыцарями (она утверждает, что «никогда не видела рыцаря», и смягчается, когда Ланселот соглашается снять свой хауберк ). Текст указует , что она приостанавливает глаза выпячивания или она имеет рог на черепе с помощью крюков: этот мотив, найденных в сказке VII из Гоголя , происходит от Мабиноги из Киллоха и Олвно , валлийские сказок о XI — го  века  ; воскрешение о Бабе Яге, «соски, свернутые крючком», кажется искаженным эхом. Она живет в «странном открытом доме» глубоко в лесу со своей племянницей, которая хорошо относится к рыцарю. На Бабе соединились бы черты, характерные для 1) года с двумя лицами; 2) хтоническая сила, связанная с зимой; 3) каминный огонь, мобильный и доступный герою.

Румыния

В фольклоре Румынии (неславянской страны) есть связанный персонаж, Баба Клоанца (Клоанца), появляющаяся как беззубая старая ведьма, которая также принимает несколько аспектов: оракула, целительницы, иногда матери героев (или дракона. ), часто ассоциируемый с водной стихией, вызывающей мифологические воспоминания, или аватаром Смерти, среди прочего. Этот персонаж, в частности, происходит из карпатского фольклора .

Финно-угорские влияния

Лиз Грюэль-Аперт задается вопросом о влиянии финно-угорских традиций, в частности мордовских , на русскую мифологию. До XIX — го  века , мордва не имели в виду дух женского леса, людоедов, называемый Vir-AVA, который показал много черт , общих с Бабой Ягой ( в том числе одной ноге), хотя это было более молодой женщины. Она обладала способностями к трансфигурации и командовала духами деревьев. Русская и финно-угорская культуры взаимопроникали, как в Поволжье, так и в Карелии .

Ссылки [ править ]

  • Кинсли, Дэвид Р. (1988). «Тара, Чиннамаста и Махавидьи». Индуистские богини: видения божественной женственности в индуистской религиозной традиции (1-е изд.). Калифорнийский университет Press . С.  161–177 . ISBN 978-0-520-06339-6.
  • Кинсли, Дэвид Р. (1997). Тантрические видения божественного женского начала: десять махавидий . Калифорнийский университет Press. ISBN 978-0-520-20499-7.
  • Фроули, Дэвид (март 1994). «Дхумавати: дух бабушки». Тантрическая йога и богини мудрости: духовные секреты Аюрведы . Lotus Press. С. 121–128. ISBN 978-0-910261-39-5.
  • Цайлер, Ксения (2012). «Трансформации в текстовых традициях Дхумавати». В Кеул, Иштван (ред.). Трансформации и передача тантры в Азии и за ее пределами . Вальтер де Грюйтер.
  • Бернар, Элизабет Энн (2000). Чиннамаста: ужасающая буддийская и индуистская тантрическая богиня . Motilal Banarsidass. ISBN 978-81-208-1748-7.

Внешние ссылки [ править ]

Викискладе есть медиафайлы по теме Дхумавати .

Дхумавати Садхана

vтеШактизм
Деви
  • Ади Парашакти
  • Сарасвати
  • Лакшми
  • Парвати
  • Сати
  • Шакти
  • Дурга
  • Махадеви
  • Махакали
  • Бхадракали
  • Радха
  • Сита
  • Более
Матрикас
  • Брахмани
  • Махешвари
  • Каумари
  • Вайшнави
  • Варахи
  • Индрани
  • Чамунда
Махавидья
  • Кали
  • Тара
  • Трипура Сундари
  • Бхуванешвари
  • Бхайрави
  • Чхиннамаста
  • Дхумавати
  • Багаламухи
  • Матанги
  • Камалатмика
Шакти Питас
  • Бимала
  • Калигхат
  • Камахья
  • Таратарини
  • Тулджа Бхавани
  • Махалакшми
  • Более…
Навадурга
  • Шайлапутри
  • Брахмачарини
  • Чандраганта
  • Кушманда
  • Скандамата
  • Катьяяни
  • Каларатри
  • Махагаури
  • Сиддхидхатри
  • индуизм
  • Тантра
vтеИндуистские божества и тексты
Боги
  • Тримурти
    • Брахма
    • Вишну
    • Шива
  • Рама
  • Кришна
  • Ганеша
  • Картикея
  • Хануман
  • Индра
  • Сурья
  • Агни
  • Варуна
  • Ваю
  • Камадева
  • Яма
  • более
Богини
  • Тридеви
    • Сарасвати
    • Лакшми
    • Парвати
  • Дурга
  • Кали
  • Сати
  • Сита
  • Рукмини
  • Радха
  • Шакти
  • Ади Парашакти
  • Матрикас
  • Махавидья
  • более
Другие божества
  • Апсары
  • Асуры
  • Гандхарвы
  • Грамадеваты
  • Ракшасы
  • Ваганас
  • Якши
Тексты
  • Веды
    • Буровая установка
    • Сама
    • Яджур
    • Атхарва
  • Упанишады
  • Пураны
  • Рамаяна
  • Махабхарата

    Бхагавад Гита

  • Йога-сутры Патанджали
  • более
  • индуизм
  • Индуистская мифология
Авторитетный контроль
  • GND : 123184851
  • VIAF : 69828994
  • WorldCat Identities (через VIAF): 69828994
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: