Медитация любящей доброты (метта медитация)

Содержание

Метта-сутта содержит ряд воспоминаний или декламаций, которые способствуют развитию метты через добродетельные качества и медитация.

Дискурс определяет пятнадцать моральных качеств и условий, способствующих развитию метта. К ним относятся такие качества, как отсутствие обмана (удзю), искренний (суджу), легко исправить (Suvaco), нежный (Муду) и без высокомерия (анатимани).

С точки зрения медитативного развития дискурс определяет:

  • намеренное желание, которое способствует генерированию метта (пали: сукхино ва кхемино хонту; Английский: «Пусть все существа будут счастливы и в безопасности»)
  • средство для развития медитационных объектов (список различных размеров, близости и т. д.) для такого желания
  • метафора — оберегающей любви матери к своему единственному ребенку — о том, как следует лелеять эту тему медитации и беречь ее. (Примечание: это часто — действительно, почти повсеместно — неверно истолковывается как прототипная метафора для чувства, которое мы должны развивать по отношению к другим; однако это не его предполагаемое значение, как объяснил Таниссаро Бхиккху в статье «Метта означает добрую волю». )
  • метод излучения метты во всех направлениях

Яссанубхавато якха

Нева дессанти бхисанам

Yañhicevānuyuñjanto

Яттиндива матандито

Сукхам супати сутто ча

Папам кинчи на пассати

Эвамади гунупетам

Пайиттам тан бхатама хе

Карания маттхакусалена

Ян там сантам падам абхисамекка

Сакко удзю ча судзю ча

suvaco cassa mudu anatimani

Сантуссако ва субхаро ва

appakicco va sallahukavutti

сантиндрийо ва нипако ва

аппагаббхо кулесу ананугиддхо

На ча худдам самачаре

Kiñ ci yena viññuu pare upavadeyyum

Сухино ва хемино хонту

Саббе саттаа бхаванту сукхитатта

Йе кечи панабхутаттхи

Таса ва тхавара ва анавасеша

Дигха ва йе маханта ва

Маджджима расака анукатхула

Диттха-ва йе ва адиттха

Ye ca dure vasanti avidure

Бхута ва самбхавеши ва

Саббе сатта бхаванту сукхитатта

На паро парам никуббетха

Натиманшетха каттха си нам кинши

вьяросана патигхасання

Naññamaññassa dukkham iccheyya

Мата ятха ниям путтам

Аюса экапуттамануракхе

Evam pi sabbabhutesu

Манасам бхавайе апариманам

Меттан ва саббалокасмим

Маанасам бхавайе апариманам

Уддхам адхо ча тирийан ва

Асамбадхам аверам асапаттам

Tittham caram nisinno va

Саяно ва яват’асса вигатамиддхо

Этам сатим адхиттейя

Брахмаметам вихарам идхамаху

Диттхинва анупагамма шила ва

Дассанена сампанно

Камесу винейя гедхам

На привет джату габбхасейам пунаре ти ти

Излучение любви другу

После того, как вы около десяти
минут направляли любящие и добрые мысли себе, начните направлять
любящие и добрые мысли своему «духовному другу». «Духовный друг» — это
тот, размышления о ком, и о его достоинствах, радуют вас. Это друг,
который одного пола с вами, он должен быть живым и не являться членом
вашей семьи. Это первоначальные ограничения, позднее вы можете посылать
любящую доброту всем членам вашей семьи, но на этом тренировочном
этапе, пожалуйста, выберите другого друга.

Как только вы начали направлять
любящую доброту вашему духовному другу, пожалуйста, не переключайтесь
на кого-то другого. Занимайтесь своим духовным другом, пока не
достигнете третьей медитативной ступени (jhana). Итак, посылая
искреннее пожелание собственного счастья, начните мысленно
проговаривать: «Также как я желаю чувства мира и спокойствия (счастья,
радости и т.д.) для себя, я желаю этого чувства и тебе. Пусть тебе
хорошо, счастливо и мирно живется.» Затем начните направлять это
чувство любви и мира своему другу

Весьма важно почувствовать искреннее
пожелание и разместить это чувство в своем сердце

Метта в буддизме

Фото автора Yan Krukov: Pexels

Метта — это один из способов достижения высших состояний в буддизме. В книге Махабхараты, метта описана, как первое и самое верное «средство» для очищения сердца, и является одной из основных добродетелей в законах Мира.

Метта — полезное упражнение для души и является важным фактором, ведущим к Просветлению. Метта — это медитация на дружественность ко всем живым существам. Будда говорил: «Дружественность ко всему Живому должна растить чувство, свободное от вражды, недоверия, злости, вверх, вниз, вширь, не знающее предела.

И когда ты стоишь, сидишь, ходишь, и когда ты лежишь без сна, всё время сосредоточенно думай об этом, ибо это высшее состояние в жизни».

Мудра и похудение: как это работает

А вот основатели йоги для пальцев утверждают, что любое физическое нарушение в нашем теле воздействует на энергетический уровень.

Если привести в хорошее состояние свою ауру, то можно навсегда избавиться от телесных и духовных проблем.

Человек, начиная выполнять мудры, нормализует функционирование всего организма. Специалисты по эзотерике говорят, что можно ускорить обменные процессы и наладить гормональный фон.

Основные правила выполнения техники

Прежде чем выполнять мудры, необходимо понимать, что это — духовная практика

И важно придерживаться ее основных принципов. Иначе нужное действие не будет достигнуто

  • Йога для пальцев требует очищения организма. Необходимо отказаться от кофеина, сигарет, спиртных напитков, животной пищи. В течение всего курса надо питаться легкой пищей и не переедать.
  • Мудры нужно выполнять в спокойном состоянии и хорошем настроении. Все переживания, негативные мысли надо оставить “по ту сторону баррикад”.
  • Эта техника вынуждает человека найти укромный уголок, в котором можно полностью расслабиться. Зачастую практикующие выполняют мудры в парке под восход солнца и пение птиц.
  • Делать своеобразные жесты необходимо на постоянной основе (можно устраивать перерывы в 2-3 месяца). Для начинающих хватит нескольких минут. Впоследствии время “тренировки” увеличивают до получаса.

Далее рассмотрим несколько основных жестов с рисунками, которые влияют на снижение веса.

Мудра “Линга”

Эта мудра многофункциональна. Она не только позволяет избавляться от жировых отложений, но еще и активизирует иммунную систему, омолаживает кожу и нормализует работу ЖКТ.

Этот жест повышает температуру тела. Практикующий будет ощущать жар. Поэтому употреблять “охлаждающие” продукты (рис, бананы и цитрусовые), а также выпивать не менее 2 л чистой воды в день.

На картинке показано, как правильно делать мудру. Выполнять ее довольно просто.

Нужно принять любое удобное вам исходное положение. Кисти рук сцеплены в замочек. Большой пальчик левой руки необходимо поднять вверх. Держать в таком положении на протяжении 5-10 минут.

Мудра “Сурья”

По-другому ее называют мудрой огня. Регулярная практика помогает избавиться от жировых отложений в области бедер и живота. Говорят, что она помогает избавиться от заболеваний печени и сахарного диабета.

Выполнять ее нужно сразу на обеих руках. Необходимо прижать безымянный палец первой фалангой большого пальца к ладони.

Остальные пальцы надо выпрямить. Если не совсем понятно, то можете посмотреть следующую картинку.

Лучше всего делать такой жест из сидячего положения. Специалисты советуют доводить технику выполнения до 25 минут в день. Практика требует ровного дыхания и визуализации солнечного света.

Мудра “Апан”

Иначе — мудра энергии. Способствует выведению шлаков и токсинов, ускоряет метаболизм, регулирует уровень глюкозы в крови.

Техника выполнения: принять удобное положение. Необходимо соединить подушечки среднего и безымянного пальца с подушечкой большого. Указательный и мизинец вытянуть вверх (см. фото).

Рекомендуется выполнять по 15 минут 3 раза в день. В это время можно послушать релаксационную музыку (например, шум прибоя).

Мудра “Морской гребешок”

Говорят, что это самый действенный жест. Он поможет избавиться не только от боков, но и придает сил, энергии и богатства.

Мудра заряжает человека жизненной энергией. Однако есть существенный недостаток — она повышает аппетит. Поэтому людям с нарушением пищевого поведения необходимо быть с ней очень осторожными.

Выполнение: принимаем удобную позицию. Делаем “обратный” замочек. Большие пальцы соприкасаем друг с другом. Если непонятно — взгляните на рисунок.

Держим в таком положении 10-15 минут. При желании можно повторять технику 2-3 раза в день.

Мудра “Чаша Чандмана”

Другое название — “девять драгоценностей”. Данная комбинация запускает метаболизм, выводит шлаки и токсины.

Техника выполнения. Необходимо сомкнуть четыре пальца левой руки — мизинчик, безымянный, средний, указательный.

Теперь нужно разместить их на сложенные таким же образом пальцы другой руки. Большие пальцы оставляем свободно. Они должны образовать “ручки” чаши (см. фото).

Развитие Метты

Его Святейшество Далай-лама — якобы сказал: «Это моя простая религия. Нет необходимости в храмах; нет необходимости в сложной философии. Наш собственный мозг, наше собственное сердце — это наш храм.. Философия — доброта ». Это здорово, но помните, что мы говорим о парне, который встает в 3:30 утра, чтобы выделить время для медитации и молитв перед завтраком.« Простой »не обязательно« легкий ».

Иногда люди, плохо знакомые с буддизмом, слышат о любящей доброте и думают: «Без пота. Я могу это сделать ». И они облекаются в образ любвеобильно доброго человека и ведут себя очень, очень милыми . Это продолжается до первой встречи с грубым водителем или угрюмым продавцом в магазине. . Пока ваша «практика» заключается в том, чтобы быть хорошим человеком, вы просто играете.

Это может показаться парадоксальным, но бескорыстие начинается с постижение самого себя и понимание источника своей злой воли, раздражения и нечувствительности. Это подводит нас к основам буддийской практики, начиная с Четырех благородных истин и практики Восьмеричного пути.

Кому показана медитация любящей доброты?

Медитация будет полезна абсолютно всем людям, независимо от религии, национальности, пола и возраста

Вам стоит обратить особое внимание на эту практику, если вы отмечаете у себя такие симптомы:

  • беспричинная злость, обидчивость, желание зла окружающим;
  • нетерпимость, чужие недостатки вызывают жуткое раздражение;
  • непринятие мира, желание прогнуть его под себя и ярость от того, что это невозможно сделать;
  • эгоизм, зацикленность исключительно на своем мире, чужие проблемы не вызывают интереса и сочувствия;
  • нелюбовь к себе, требовательность до самобичевания, неумение прощать себя;
  • бессонница;
  • постоянный стресс.

Также медитация будет полезна тем людям, чья работа связана с социальной сферой, например, врачам, учителям или воспитателям. Тесная работа с людьми всегда требует определенного самоотречения. Это качество и помогает воспитать метта-медитация.

Как практикуется метта медитация

На практику нужно выделить от пятнадцати минут. Сначала ты направляешь благие пожелания счастья и гармонии, радости и спокойствия на саму себя. После ты направляешь эту энергию любви на людей, к которым ты испытываешь благодарность. По истечению некоторого времени, ты начинаешь расширять свой круг метты и включаешь туда тех людей, с которыми у тебя имеются какие-то напряжения в отношениях.

Пожелай им добра, понимая, что они такие же, как и ты, они также хотят быть счастливыми, любимыми и любящими, здоровыми и свободными, и ты своей практикой, помогаешь им стать такими. Ты как маг и волшебник, посылаешь им частичку энергии счастья, ты творишь маленькое чудо.

А затем ты отправляешь эту любовь на весь Мир, на каждое живое существо, которое есть на суше, в воде и в воздухе. На каждого человека, и преступника, и благого. Мы все равны, и только жизненные обстоятельства изменили нас. Но Будда напоминает – Мы все часть одного.

Пошаговая инструкция

Переведи внимание на себя и направь метту, ощути её по отношению к себе. Осознавай себя и переводи внимание на ощущения спокойствия и мира

После дай им вырасти в чувство силы, а затем в любовь. Ощути всем своим сердцем чувство любви, силы и спокойствия. Ты можешь, например, использовать визуализацию тёплого солнечного света, который ты ощущаешь на коже и внутри себя. Так ты пробуждаешь чувство любящей доброты. И вот ты уже начинаешь улыбаться, не сдерживай эту чудную улыбку

Осознавай себя и переводи внимание на ощущения спокойствия и мира. После дай им вырасти в чувство силы, а затем в любовь

Ощути всем своим сердцем чувство любви, силы и спокойствия. Ты можешь, например, использовать визуализацию тёплого солнечного света, который ты ощущаешь на коже и внутри себя. Так ты пробуждаешь чувство любящей доброты. И вот ты уже начинаешь улыбаться, не сдерживай эту чудную улыбку.

Ты можешь положить руки на центр груди, либо даже приобнять себя, и вот из этого состояния, начинаешь желать для самой себя гармонии, любви, спокойствия ума, счастья.

Ты можешь пожелать себе какой-то черты характера, которую ты хочешь в себе развить и мысленно повторяй: «Пусть я буду счастлива и здорова. Пусть буду я свободна от страданий. Пусть буду я в гармонии с собой и с Миром. Пусть буду я любима. Пусть я буду благополучна» и теперь просто побудь немного в этом состоянии.

Теперь представь напротив себя дорогого тебе человека, это может быть друг, кто-то из родителей, учителей. Отчетливо представь его образ перед собой. Прочувствуй вашу связь, твоё чувство любви и благодарности к этому человеку, и пускай они вырастут еще больше.

Усиливай эти ощущения, повторяя фразу из предыдущего пункта, но уже направляя её на другого: «Пусть будешь ты счастлив и здоров. Пусть будешь ты свободен от страданий. Пусть будешь ты в гармонии с собой и с Миром. Пусть будешь любим. Пусть будешь ты благополучен». Также ты можешь добавить визуализации – направляй луч света из своего сердца на образ этого человека.

Теперь представь образ того, кто вызывает у тебя не самые приятные эмоции, только начинай с «лёгких» случаев.

Отчетливо представь себе образ и побудь с ним в тишине. Поразмышляй об этом другом, а затем распространи свою метту и на него. Не поддавайся негативным чувствам, думай о хорошем, думай о любви и благости и направляй свой луч света и тепла пряма из своего сердца в сердце другого и мысленно произнеси: «Пусть будешь ты счастлив и здоров. Пусть будешь ты свободен от страданий. Пусть будешь ты в гармонии с собой и с Миром. Пусть будешь любим. Пусть будешь ты благополучен».

На заключительном этапе распространи свою метту на весь Мир, на каждого человека на планете Земля, на прохожих на улице, на людей в соседнем доме, на тех, кто в море, и в лесу, на каждое живое существо на планете, на каждый цветочек и травинку.

Почувствуй эту любовь и доброту, которая исходит из твоего сердца к каждому живому существу. Направляй тепло из своего сердца на весь Мир

Затем верни внимание к себе и просто посиди в тишине и в этом приятном расслабляющем состоянии любви и принятия

Допустимы ли посторонние мысли во время метта-медитации?

  • Будьте готовы к тому, что в вашем мозгу во время метта-медитации могут всплывать посторонние мысли – это совершенно нормально. Не нужно насильно прогонять их.
  • Просто подумайте о том, что вы в этот момент отвлеклись от тех чувств, которые должны наполнять вас. После этого перестаньте обдумывать свою мысль, просто «отпустите» ее. Пускай она остается сама по себе, вы же продолжайте прислушиваться к ощущениям.
  • Чтобы достичь этого, сосредоточьтесь на появившемся напряжении, отметьте его в уме, а потом постарайтесь расслабиться – ваш мозг расслабится вместе с напряжением. Именно в этот момент в нем не будет никаких мыслей – это самое подходящее время для того, чтобы вернуться к медитации и продолжать добрые пожелания.

Современная экзегеза[править | править код]

Четыре установки внимательности считаются основополагающими в современном Тхераваданском буддизме и движении Випассаны, или медитации прозрения. В этом подходе акцент делается на самой внимательности, как на чистом внимании, а не на объектах, ментальных состояниях, которые нужно охранять, и учениях, которые нужно помнить. Четыре установки (Сатипаттхана) медитативных практик постепенно развивают умственные факторы саматхи («спокойствие») и випассаны («прозрение»). Thanissaro Bhikkhu отмечает, что «часто говорят, что практика сатипаттханы отделена от практики джханы», но утверждает, что внимательность также помогает в развитии концентрации.]

Согласно Буддхадасе, цель осознанности состоит в том, чтобы остановить возникновение тревожных мыслей и эмоций, которые возникают из-за чувственного контакта. согласно Гжегожу Полаку, четыре упассаны были неправильно поняты развивающейся буддийской традицией, включая Тхераваду, как относящиеся к четырем различным основам. Согласно Полаку, четыре упассаны не относятся к четырем различным основам, о которых следует знать , но являются альтернативным описанием джхан, описывающим, как успокаиваются самскары:]

  1. шесть чувственных оснований, которые нужно осознавать (кайанупассана);
  2. созерцание ведан, возникающих при соприкосновении чувств с их объектами (ведананупассана);
  3. измененные состояния ума, к которым приводит эта практика (читтанупассана);
  4. развитие от пяти препятствий к семи факторам просветления (дхамманупассана).

Научные исследования медитации любящей доброты

Но и в наше время эта медитация стала популярна и используется множеством людей независимо от их религии. Она описана в большом числе современных книг. Данная техника рекомендуется всем людям, страдающим от злобы, раздражения, бессонницы, равнодушия и недостатка сочувствия и любви или тем, кто просто хочет раскрыть больший потенциал для сострадания и доброты в себе. Новейшие исследования мозга показали (Исследования Барбары Фредриксон, Ричарда Дж. Дэвидсона), что этот вид медитации способствует возникновению положительных эмоций, развивает способность человека ставить себя на место окружающих, улучшает социальные связи и снижает стресс и тревогу, что благотворно сказывается на людях с депрессией и паническими расстройствами.

Результаты экспериментов Джеймса Гросса из Стэндфорда продемонстрировали, что семиминутная практика Метта Медитации усиливает чувство близости и связи с человеком, которого вы представляете во время медитации.

Кому стоит попробовать метта медитацию

Медитация любящей доброты развивает эмпатию, альтруизм, сочувствие к другим и оказывает положительное воздействие на все системы организма. Расслабляет тело, нервную систему и мозг даже лучше, чем медитация по концентрации на собственном дыхании. И, конечно, любовь: ты взращиваешь в себе это чувство, становишься добрее к себе и прогоняешь внутри себя меньше самокритики, а значит больше улыбок, радости и уверенности в себе.

Медитация любящей доброты. Практика Метта

Это именно та медитация, без которой не пойти дальше. Именно она, раз за разом, учит нас принимать себя и других, понимать всю суть происходящего, ведь вся суть в любви. И самое главное: она даёт возможность дарить любовь и доброту каждому существу в этом удивительном Мире.

Психологи также уже начали использовать данную практику. Её советуют людям, страдающим от вспышек гнева и агрессии, тем кто мучается бессонницей, раздражением и недостатком сочувствия. Метта развивает умение ставить себя на чужое место, чтобы понять, и рождает в человеке новые положительные эмоции. Снижает стресс и тревогу. Биоэнергетики говорят, что всего семиминутная практика усиливает связь близости с тем человеком, на которого ты будешь медитировать.

Доброта и умение сочувствовать — это качества, сформированные природой и данные нам от рождения. Любовь в самой нашей сути, в нашей природе, без неё мы чахнем и увядаем, становимся несчастными и замкнутыми. Но это можно исправить и развить в себе ощущения любви при помощи некоторых упражнений, и практика метта медитации это одно из них.

Не веди себя хорошо

Одно из самых больших недоразумений людей. Имеется в виду, что буддисты всегда должны быть хорошими . Но обычно вежливость — это всего лишь социальная условность. Быть «хорошим» часто означает самосохранение и поддержание чувства принадлежности к группе. Мы «хорошие», потому что хотим, чтобы люди нравились нам или, по крайней мере, не сердились на нас.

Нет ничего плохого в том, чтобы быть милыми, большинство время, но это не то же самое, что любящая доброта.

Помните, Метта заботится об истинном счастье других. Иногда, когда люди ведут себя плохо, последнее, что им нужно для собственного счастья, — это кто-то вежливо разрешает их деструктивное поведение. Иногда людям нужно сказать то, что они не хотят слышать; иногда им нужно показать, что то, что они делают, нехорошо.

Почему важна улыбка во время метта-медитации?

  • Улыбайтесь во время метта-медитации. Причем, улыбайтесь не только губами, но и мысленно, глазами (пускай даже закрытыми). Улыбка очень полезна для медитации, поскольку помогает справиться с напряжением. Она наполняет ум ощущением радости и счастья.
  • Необходимость улыбки к тому же доказана и научным путем. По наблюдениям специалистов, положение уголков рта напрямую связано с психологическим состоянием человека.
  • Если они опускаются, нас поневоле начинают посещать мрачные минорные мысли. Если же уголки рта поднимаются, мозг наполняется светлыми оптимистичными мыслями, становится более ясным.

Четыре области или аспекта[править | править код]

Традиционно считается, что внимательность применяется к четырем областям, «постоянно наблюдая за чувственным опытом, чтобы предотвратить возникновение влечений, которые могли бы привести будущие переживания к перерождениям». Эти четыре области являются следующими:

  • осознанность тела (Кайя);
  • внимательность к чувствам или ощущениям (Ведана);]
  • внимательность ума или сознания (Читта);
  • внимательность кдхаммам.

Внимательность к дхаммамправить | править код

«Дхамма» часто переводится как «ментальные объекты». Согласно Аналайо перевод Дхаммы как «ментального объекта» проблематичен по многим причинам. Три предшествующие сатипаттханы (тело, ощущения, ум) могут сами по себе стать ментальными объектами, и эти объекты, такие как помехи, совокупности и чувственные основы, идентифицируемые под термином Дхамма, далеко не исчерпывающий список всех возможных ментальных объектов. Аналайо переводит дхамму как «ментальные факторы и категории», «классификационные схемы» и «рамки или точки отсчета, применяемые во время созерцания». Аналайо цитирует Дьери, утверждающего, что созерцание этих дхамм «специально предназначено для того, чтобы наделить ум сотериологической ориентацией.» Далее он цитирует Гомбриха, который пишет, что созерцание этих дхамм учит «видеть мир через буддийские очки.»

Улыбка

Это медитация
с улыбкой.
Когда вы сидите и
излучаете любовь духовному другу (или себе), улыбайтесь в уме. Пусть
даже ваши глаза и закрыты во время медитации — улыбайтесь глазами. Это
поможет убрать напряжение с лица. Пусть на губах будет небольшая
улыбка, пусть улыбка будет в вашем сердце. Улыбка приятна и всегда
очень полезна для практики, а особенно когда вы сидите в медитации. Чем
больше мы учимся улыбаться, тем счастливее становится ум.

Как ни удивительно, ученые
установили, что уголки рта играют важную роль; положение наших губ
соответствует различным психическим состояниям. Когда уголки губ
опускаются, мысли склонны становиться тяжелыми и нездоровыми. Когда же
уголки губ поднимаются, то ум становится более счастливым и ясным, так
что радость может возникать чаще.

Это важно запомнить, потому что
улыбка может помочь менять ваше отношение ко всевозможным чувствам и
мыслям

Итак, постарайтесь не забывать улыбаться всему, что появляется,
всему, на что вы направляете внимание ума. Другими словами, улыбайтесь
всему так часто, как вы можете

Как правильно сидеть во время метта-медитации?

  • Спина должна быть прямой, но при этом не жесткой, так, чтобы не чувствовать дискомфорт в позвонках. Если вы сядете правильно, то грудная клетка будет находиться в немного приподнятом положении, что поспособствует более легкому излучению добрых чувств.
  • Поставьте ноги в удобное вам положение, не скрещивая, чтобы не допустить замедления циркуляции крови и возможного онемения конечностей – это не позволит вам сосредоточиться на мыслях и ощущениях. Вполне допустимо сесть на подушку, а вот облокачиваться на спинку сидения не нужно, поскольку это приведет к остановке потока энергии, бегущего по спине, и приведет к сонливости.
  • Не следует шевелиться, причем, это касается даже пальцев рук и ног.


Сидите правильно

Актуальность пожеланий текущей жизненной ситуации

Как я писал, я практикую метта медитацию сразу следом за медитацией с концентрацией на дыхании. 25 минут я концентрируюсь на внимании и на всем, что происходит внутри и снаружи (это моя новая техника, опишу ее в следующих статьях). А потом 5 минут практикую Метта. Во время медитации с дыханием меня могут посещать разные мысли, эмоции и суждения о людях. Например, я вспомню какого-то неприятного мне человека, поймаю себя на том, что я думаю о нем плохо

Тогда я перевожу внимание на дыхание и обещаю себе пожелать этому человеку счастья и добра во время Метта медитации

То есть выбираю объекты для медитации любящей доброты в соответствии с теми переживаниями, которые занимают меня сейчас. (Хотя, нельзя сказать, что, выбирая тех людей, которым вы будете желать добра другим способом, вы делаете полностью произвольный и случайный выбор. Наверняка вы в первую очередь вспомните о тех людях, которые оставляют в вашей душе наиболее глубокий эмоциональный след).

Или же вы можете вспомнить ближайшие конфликты. Если было какое-то трение с женой или мужем, и вы чувствуете, что вы обижаетесь, то обязательно пожелайте этому человеку добра во время медитации любящей доброты. В общем, старайтесь работать с тем, что вас беспокоит.

Также вы можете выбирать тех людей, встреча с которыми вам предстоит в этот день: ваши коллеги, друзья или родственники. Перед встречей очень неплохо расположить себя к этому человеку и тогда он сам обязательно расположиться к вам.

Отличия на этом кончаются, но будут еще общие рекомендации.

Метта-медитация – что это?

  • Что такое метта-медитация – становится понятно уже из второго ее названия: «любящая доброта». Это одна из наиболее популярных техник, которая помогает осознать самого себя, свои подлинные эмоции и чувства.
  • Значение слова «Метта», которое также подчас на санскрите звучит как «майтри», буквально таковым и является: «любящая доброта». В наиболее общем понимании метта-медитация – это взращивание в себе таких качеств, как добро, благодать, любовь как к самому себе, так и ко всему, что окружает. Наполнение души подобными чувствами ведет к исцелению, и поэтому конечной целью метта-медитации является заполнение своих чувств и мыслей меттой.
  • При всем многообразии практики метта-медитации ее суть не меняется: человек со вдохом принимает в себя страдание, а на выдохе – передает в окружающий мир счастье и любовь, сосредоточив ее на себе и других.


Любовь и доброта

Из истории метта-медитации

Медитация сострадания и любящей доброты, или метта-бхавана (пребывание в любви), берет начало в буддизме и насчитывает уже более 2500 лет.

Метта – очень объемное понятие. В переводе с языка пали оно может переводиться как «дружба», «сорадование», «пребывание на одной волне», «любовь», «симпатия», «благожелательность», «сочувствие», «активная забота о других», «сострадание», «добросердечие». То есть по сути метта включает в себя любое проявление любви.

В канонических текстах буддизма она описана как одно из четырех возвышенных состояний сознания наряду с состраданием, сопереживающей радостью и равностностью. Великий учитель Буддхагхоса в своем трактате по медитации «Путь очищения» (Висуддхимагге) писал, что метта – это первое качество, которое нужно развивать в себе, чтобы уберечь разум от ненависти и прийти к терпимости. Буддисты называли медитацию любящей доброты главным средством очищения сердца и самым полезным духовным упражнением.

Метта-бхавана – единственная буддийская медитация, которая не имеет ограничений и доступна как для монахов, так и для мирян. Будда предписывал эту практику всем живым существам и считал ее основной дорогой, ведущей к Просветлению.

Вовсе необязательно быть последователем буддизма, чтобы практиковать эту медитацию. Стоит заметить, что я не являюсь последователем буддийской традиции и в тоже время считаю эту медитацию очень мощным инструментом, который может использовать каждый современный человек в своей жизни.

Польза от практики любящей доброты

Существует множество выгод от
практики любящей доброты: вы легко засыпаете и крепко спите. Когда вы
просыпаетесь, то вы просыпаетесь легко и быстро. Вы нравитесь людям.
Ваше лицо становится сияющим и красивым, когда вы практикуете любящую
доброту, а ваш ум становится ясным намного быстрее, чем во время
практики других видов медитации. На самом деле, Владыка Будда упоминал
этот вид медитации чаще, чем «Осознавание дыхания»

Итак, вы видите,
насколько важной он считал эту практику

Любящая
доброта и Ниббана

Практика медитации
любящей доброты может повести вас по пути к опыту Ниббаны, в том
случае, если вы развиваете все «Брахма Вихары» (возвышенные состояния
ума): то есть практикуете любящую доброты, сострадание, сорадование и
безмятежное наблюдение. Это много раз упоминается в суттах, являющихся
первоначальными изречениями Будды. Другие учителя много раз скажут, что
только лишь одна эта практика не приведет медитирующего непосредственно
к переживанию Ниббаны. И это действительно так.
Но
когда
любящая доброта практикуется как часть
Брахма Вихар, то она способна привести медитирующего к четвертой джхане
или медитативному уровню понимания. Именно на этот уровень Владыка
Будда старался привести всех учеников, которые практиковали медитацию.
На четвертом медитативном уровне медитирующий переживает глубокие
состояния безмятежного наблюдения и спокойствия.

Согласно суттам, есть
три различных пути, которыми можно пойти после достижения этого уровня.
Они могут привести непосредственно к опыту Ниббаны. Сейчас мы не будем
углубляться в дальнейшие подробности, потому что это может вызвать
замешательство. Но если вы заинтересованы в получении дополнительной
информации, то, пожалуйста, начните изучать сутты, например,
Махарахуловада
Сутту
, Маджджхима
Никая
62в «Поучениях средней длины». Или
вы можете ознакомиться с
Чулахаттхипадопама
Суттой,
Маджджхима Никая
27
, в той же книге.
Я искренне надеюсь, что эти медитации принесут вам пользу!!!

Я также надеюсь, что приведенные
здесь указания окажутся полезными для вас, и что практикуя таким
образом, вы многое приобретете, и проживете по-настоящему счастливую и
здоровую жизнь.

Разделение
заслуг

Теперь, как и обычно после каждого
даяния Дхаммы, давайте разделим заслуги со слушающими или читающими, и
делающими доброе дело по очищению ума, чтобы все мы были действительно
счастливы!

Пусть
страдающие освободятся от страданий!

И
охваченные страхом станут бесстрашными!

Пусть
огорченные отбросят всякую печаль!

И пусть все живые существа найдут утешение!

Пусть
все живые существа разделят эту заслугу,

которую
мы обрели таким образом,

для
обретения всех видов счастья.

Пусть
живые существа, населяющие
пространство и землю,

Дэвы
и Наги, наделенные могущественной силой,

Разделят
нашу заслугу.

Пусть
они долговечно защищают Учение Будды.

Sadhu…
Sadhu… Sadhu…

Кому нужна метта-медитация?

  • В идеале подобная практика не помешала бы каждому из нас. Но наиболее остро нуждаются в ней люди, которые часто испытывают чувство обиды или злости на кого-то, желая обидчику зла. Также необходимость в метта-медитации испытывают люди, которым сложно мириться с чужими недостатками и с тем, что люди далеко не всегда являются таковыми, как хотелось бы.
  • Равнодушие и отсутствие сочувствия к чужим проблемам, поскольку мысли заняты только собой – вот еще один повод обратиться к практике метта-медитации. И обратная сторона: чрезмерная требовательность к себе, жесткое уничижение за малейший промах, порой доходящие до презрения или даже ненависти к себе, а следовательно – полное отсутствие любви.
  • Кроме того, полезной станет метта-медитация для тех людей, которые мучаются от частых бессонниц, испытывают стрессы, постоянно присутствуют в собственных мыслях. А еще хорошо освоить технику метта-медитации тем, кто по роду деятельности связан с людьми или животными, отвечая за их здоровье, помогая в развитии: воспитателям, учителям, ветеринарам, врачам и т.д.

Что говорят ученые о пользе метта-медитации?

Исследования Барбары Фредриксон и Ричарда Дж. Дэвидсона показали, что регулярная практика метта-медитации укрепляет социальные связи, снижает уровень тревоги и борется со стрессом. Метта-бхавана активирует лимбическую систему – участок головного мозга, отвечающий за регуляцию эмоций, и нашу способность выражать их должным образом.

Согласно исследованиям, тибетские монахи, которые практиковали медитацию более 10000 часов, обнаружили гораздо большую сопротивляемость стрессам и наибольшую удовлетворенность жизнью по сравнению с теми, кто этого не делал. Джеймс Гросс из Стэнфорда в результате серии экспериментов выяснил, что семиминутная медитация метта-бхавана усиливает связь с человеком, на которого она проводится.

Другие ученые (Стив Коул, Сара Конрат) установили, что положительные эмоции, которые высвобождаются в ходе практики, положительно влияют на иммунитет человека. Вот некоторые другие из доказанных позитивных эффектов медитации на человека:

  1. Помогает бороться с внутренним критиком и саморазрушающими мыслями. Исследования выявили, что после медитации любящей доброты лица с суицидальными наклонностями значительно меньше стремились нанести себе вред.
  2. Снимает хронические боли, эффективна при мигренях.
  3. Оказывает расслабляющее действие.
  4. Помогает справляться с посттравматическими симптомами. К людям, которые занимаются метта-медитацией, травмирующие воспоминания возвращаются реже.
  5. Лечит психосоматические заболевания.
  6. Эффективна при заболеваниях психики, даже в их тяжелой форме, таких, как эпилепсия, шизофрения и биполярное расстройство. Исследования экспериментально доказали, что медитация любящей доброты уменьшает количество рецидивов при нарушениях психики.
  7. Улучшает воображение, интеллектуальные и аналитические способности. За счет того, что во время практики человек в течение долгого времени фокусируется на мыслеобразе, у него обостряется внимательность и способность к концентрации. Ум начинает работать более слаженно и упорядоченно.
  8. Вырабатывает способность к состраданию за счет того, что в ходе практики мы тесно сопряжены с образом другого человека.
  9. В целом оздоравливает эмоциональный фон и делает человека более уравновешенным в повседневной жизни.

Что такое правило «шесть «R» в практике метта-медитации?

Это правило поможет вам, если вы чувствуете, что ваш мозг не может сосредоточиться на метта-медитации, отвлекаясь на посторонние мысли и не сосредотачиваясь на главном – самой медитации.

Шесть «R» — это 6 английский слов, обозначающих следующий порядок действий:

Recognize – осознать. Иными словами, вы должны быть бдительны и осознавать все то, чем наполнен данный момент.

Release – отпустить. Следует не сосредотачиваться, не удерживать ни возникающие мысли, ни появляющиеся ощущения – пускай они будут сами по себе.

Relax – расслабить

Расслабление относится к напряжению тела и ума – просто не фиксируйте на них внимание.

Re-smile – снова улыбнуться. Техника метта-медитации – это техника добра, а значит, чем больше вы будете улыбаться, тем лучше.

Return – вернуться

Возвращение относится к чувству любви и доброжелательности, которое вы посылаете себе или другому. Прочувствуйте его.

Repeat – повторить. Тут все однозначно: продолжайте медитировать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: