Как освободиться от страданий?
Будда Шакьямуни тут говорит, что даже если страдания и существуют, мы можем от них отдалиться или освободится. Такой процесс освобождения от страданий посредством анализа, размышлений и медитации называется просветлением, когда полностью прекращаются все причины страдания.
Будда Шакьямуни в свою очередь долго медитировал на непостоянной природе всех вещей и достиг полной реализации и просветления. Поскольку он пережил это на собственном опыте, то и говорит с полной уверенностью, что от страданий можно отъединиться, отдалиться.
Четвертая Благородная Истина – Истина о Пути, Ведущему к Прекращению Страданий
«А вот монахи Благородная Истина о Пути, Ведущему к Прекращению Страдания: это Восьмеричный Святой Путь: Правильный Взгляд, Правильное Мышление, Правильная Речь, Правильные Действия, Правильная Жизнь, Правильные Усилия, Правильная Фиксация Памяти и Правильное Самадхи».
Вот такой путь и предлагает Будда Шакьямуни в учении и истории буддизма пройти для избавления от страданий и достижения Освобождения и Просветления.
Как мы можем понять, он начинается с осознания того, что этот мир есть страдание, которые уже существуют вместе с нашим рождением.
На основе этого мы правильно размышляем, мы осознаем непостоянство всего в нашей жизни и начинаем вести соответствующую практику нашими телом, речью и мыслями. И мы не тратим время даром, а ведем правильную медитацию, основываясь на фактах непостоянной природы и страдания. На основе этой правильной медитации мы входим в правильное самадхи, что переводится как состояние подобное просветлению.
Будда стоит на перекрестке путей
Это кстати вовсе и не означает, что данный путь единственный, который предлагал Будда Шакьямуни для достижения просветления и избавления от страданий. Как говорят буддисты: «Будда стоит на перекрестке дорог и множество путей ведет к просветлению»
Да и нет единственного способа его достичь, ведь как говориться у каждого разные возможности и способности, поэтому существуют в Буддизме учения и для монахов и более простые учения для мирских последователей для просветления и избавления от страданий. Существует множество сутр и текстов записанных учениками Будды, в которых более подробно изложены различные законы или дхармы для обретения свободного состояния души или для обычного мирского счастья.
Ведь в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с различными трудностями и страданиями, а буддизм как наука и практика может нам помочь в разрешении наших проблем, связанных с грустью душевной болью и одиночеством. Поэтому Буддизм как одно из самых великих и кстати говоря популярных религиозных учений планеты изучать просто обязательно, для любого, кто хочет добиться действительно счастливой жизни и успеха, не говоря уже о просветлении…
Но это уже материал для отдельных статей и видео, так что оставайтесь с нами на Портале Обучения И Саморазвития, развивайтесь духовно, самосовершенствуйтесь, смотрите и читайте продолжение о сути учения Буддизм о великих мудрых уроках великого просветленного мудреца — Будды. А также о десятках других интересных учений и религий вроде Православия, Ислама, Индуизма и многих многих других.
Первый Поворот Колеса Дхармы
Первый Поворот Колеса Дхармы состоялся в Сарнатхе — именно здесь были впервые произнесены Четыре благородные истины.
В Учения Первого поворота вошли базовые положения Абхидхармы, объяснения о карме – законе причины и следствия, способах избегать личного страдания и личном Освобождении, а также и были даны разъяснения методов — Благородного Восьмеричном Пути.
Традицию, сложившуюся в Индии только на основе учений Первого Поворота, называют Хинаяна, или Малая Колесница, она была развита затем в южном буддизме в странах Юго-Восточной Азии, где получила название Тхеравада (Учение старейшин — «тхера«).
Практиковать этот путь возможно только будучи монахом, в точном соответствии с правилами монашестского буддийского устава (Виная). По мнению Бхававивеки, Первый поворот учения предназначался для шраваков.
Цель этого пути: «малая нирвана», идеал: монах-архат (санск. бхикшу, на пали бхиккху), достигший личного освобождения.
По легенде, эти первые поучения прозвучали из уст Будды в ответ пяти шраманам, его бывшим коллегам по аскетическим практикам, на их просьбу объяснить, как Будде удалось все-таки добиться необусловленного счастья. Говорится, что послушать учение пришли также боги и две антилопы (газели или оленя).
Традиционно Дхармачакра изображается в окружении двух газелей — символ в Буддадхарме — Первого Поворота Колеса Дхармы — он украшает ворота и центральные входы в буддийские монастыри разных стран.
Эволюция и основные черты тибетского буддизма (ламаизма)
Это буддистское течение, распространенное в автономных регионах Тибета и Внутренней Монголии (которая также принадлежит территории КНР), а также в отдельных регионах Непала и Индии. Сложилось течение в Тибете, когда в страну проникла Махаяна из Индии, а уже через век, к концу 8 в н.э. был построен первый монастырь и религия стала господствующей в Тибете. Феодальная раздробленность 9 в. при возникновении духовной иерархии и позднего распространения буддизма в Тибет, только способствовала возникновению множества ламаистских сект, среди которых наиболее крупными были Кадампа (основан в середине II в.), Сакьяпа (II в.), Каджупа (II в.), Кармана (12 в.) и др.
К середине 17 в. 5-му Далай-ламе Агванлобсан-джамцо (1617–82) и верхушке духовенства удалось подчинить своей власти (духовной и светской) все основные районы Тибета, который таким образом превратился в теократическое государство. При 5-м Далай-ламе возник институт Панчен-лам – вторых (после Далай-лам) иерархов ламаистской церкви.
Как религия Ламаизм чрезвычайно эклектичен. Наряду с уходом от мирской жизни и созерцанием, в Ламаизме большое место занимают магия и вера в многочисленные местные божества. Для Ламаизма характерна развитая ритуальность и полное подчинение ученика учителю ламе. Особая роль придаётся бодхисаттвам не только как наставникам на пути «освобождения», но и как божествам, помогающим в конкретных мирских делах. В Ламаизме на основе теории изменений была создана концепция олицетворений будд, бодхисаттв, божеств в определённых лиц, именованных тулку (по-тибетски) или хулбиганами (по-монгольски). В области идеологии Ламаизм ограничивался комментированием переводных текстов. Экономическую канву главенства Ламаизма составляло большое монастырское землевладение. Ламаизм являлся крупным тормозом на пути экономического, общественного и культурного развития народов, среди которых он был распространён. В настоящее время ламаистское духовенство в основных регионах расширения Ламаизма утратило свои былые экономические и политические позиции.
Основы концепции ламаизма были заложены Цзонхавой, который в ряде своих трудов обосновал собственные реформы и синтезировал духовное наследие своих предшественников. Впоследствии все буддистские тексты были собраны ламаистами в 108 мечтательное собрание Ганджур, включающее тибетские переводы главнейших сутр и трактатов Хинаяны, Махаяны и Ваджраяны, бесчисленных рассказов, диалогов, извлечений содержавших отношение к Будде, а также изданий по астрологии, медицине и т. п.
Ламаизм, следуя наметившейся уже в Махаяне тенденции отодвинул на последний план нирвану как верховную цель спасения заместив космологией, в пределах которой оказалось достаточно места для всех: для верующих и неверующих мирян и монахов людей и животных, для святых, богов, будд и бодисатв. Большая космологическая система в ламаизме серьезно упорядочена. Верхушка ее будда будд Ади будда, владыка всех миров, творец всего сущего своеобразный ламаистский эквивалент индусского брамана или даосского Дао. Доминирующий его атрибут Великая Пустота (шуньята). Именно эта пустота, которая есть духовная сущность, бестелесное тело будды, пронизывает собой все, так что все живое всякий человек несет в себе частицу будды и именно в силу этого обладает потенцией для достижения спасения.
Распространение
Посмотрим, среди каких народов широко распространен буддизм:
- Индия является родиной учения, но только около 1% населения составляют буддисты.
- В Таиланде буддизм является государственной религией, даже глава государства должен проповедовать учение. В главном городе страны – Бангкоке изучают религию в специальных буддийских университетах. По всей стране множество различной религиозной атрибутики и великолепных буддийских храмов.
- В Шри-Ланке построено около 6 тысяч буддийских храмов, 60% граждан страны исповедуют учение, состоящее из трёх течений.
- В социалистическом Вьетнаме третья часть населения исповедует учение.
- В Тайване буддизм поддерживает почти 90% жителей.
- Камбоджа признала религию государственной с 1989 г., но во времена «культурной революции» при власти Пол Пота, по отношению к монахам проводились массовые репрессии.
- Китайские государственные структуры с 90-х годов прошлого столетия жёстко контролируют буддийские и другие религиозные организации.
- Российский буддизм широко распространён в Калмыкии, Бурятии и Туве. Есть общины представителей учения и в обеих столицах государства.
История возникновения и развития буддизма включает в себя восточные страны, но в современном мире им интересуются в Европе и в Америке.
Третий Поворот Колеса Дхармы
Четыре достопримечательности в Вайшали
Третий Поворот Колеса Дхармы связан с разными местами, но чаще всего речь идет о Шравасти и Вайшали.
На учениях Tретьего Поворота основано воззрение Ваджраяны, или Алмазной колесницы (пути).
Будда учил здесь окончательному смыслу, свободному от всех крайностей — изначальной мудрости вне концептуальных ограничений (Природа будды, Татхагатагарбха, Сугатагарбха и др.).
В Учениях Третьего поворота вошли Учения Виджнянавады (учение о сознании), в котором все явно объясняется (nītārtha).
Так, основной темой третьего поворота становится учение о «только сознании» — читтаматра. Согласно этому учению всё феноменальное бытие происходит из ума, который, в свою очередь, происходит из «единого ума» — экачитта, а потому называется «творцом всего». Эта идея раскрывается в таких сутрах как Аватамсака, Шрималадевисинханада и Ланкаватара.
Оба последних поворота говорят об отсутствии признаков, здесь между ними нет различие в глубине; единственная причина для их разделения на учения окончательного смысла (нитартха), и требующие интерпретации (нейартха), это то, что отсутствие субстанции у сущностей (нихсвабхававата) имеют три аспекта, которые хорошо разъяснены в нитартха сутрах, благодаря ясности с которой там объяснена логика существования и несуществования.
И хотя цикл сутр праджня-парамиты учений Второго поворота тоже учит нихсвабхавате всех дхарм, там все еще есть не раскрытые аспекты, требующие интерпретации.
К циклу Третьего Поворота Колеса Дхармы относятся и три системы, о которых Будда Шакьямуни сказал, что они наивысшие из всего, что он дал:
- — Великое Совершенство, или санск. Маха-ати, тиб. Дзогчен
- — Великая Печать, или санск. Маха-мудра, тиб. Чаг Чен
- — Великий Срединный Путь, или санск. Маха-мадхямака, тиб. Жентонг.
Система Великого Совершенства или Дзогчен впоследствии нашла наиболее полное воплощение в традиции Ньингма в буддизме Тибета, и сегодня получила распространение во многих странах мира.
Система Великой Печати или Махамудра во всей своей глубине и целостности практикуется в тибетской традиции Кагью.
Система Великого Срединного Пути или Жентонг сохранилась в полном виде до нашего времени благодаря тибетской традиции Джонанг.
Ваджраяна включает в себя Учения Будды Первого и Второго Поворота колеса Дхармы и добавляет к ним идею равной Природы будды (тиб.: sangs rgyas kyi snying po) всех существ и концентрируется на качествах пробужденного ума.
Основная идея Ваджраяны, или Алмазного Пути, в том, что совершенство всегда уже здесь и сейчас. И нужно научиться всецело осознавать и использовать то, что уже присутствует.
Цель этого пути такая же, как и в Махаяне – Просветление для блага всех существ.
Но в отличие от постепенного пути сутр Махаяны, в Важраяне применяется «молниеносный» путь тантр.
Ваджраяна иначе называется «колесницей тантр» (тиб.: rgyud), Тантраяной, «быстрым путем», методы которого позволяют достигать Просветления в течение одной жизни. Ваджраяне следуют буддийские йогины, а также эти методы могут использовать мирняне и монахи.
Идеальный практикующий: будда – бодхисаттва, осуществивший Просветление для блага всех живых существ, и продолжающий свою просветленную активность
Таким образом, Будда давал разным людям разные методы, в зависимости от их склада ума.
Желавшие избежать страданий получали наставления о причине и следствии, известные сегодня как Учение Хинаяны (санскрит; «Малый путь»), или Тхеравады (пали; «Слова старейшин»). Тем, кто хотел больше делать для других, давались поучения о мудрости и сочувствии – Махаяна (санксрит; «Великий путь»). Если же люди были способны доверять собственной природе Будды и видеть тот же потенциал у других существ – Будда учил их Ваджраяне (санскрит; «Алмазный путь»). Давая посвящения этим ученикам, он представал в формах энергии и света (йидам) или напрямую передавал свое просветленное видение как поток осознавания. На этом высшем уровне целью является полное развитие ума.
Лопён Цечу Ринпоче сказал:
Использована литература:
Лама Оле Нидал. Каким все является: Современное введение в учение Будды. СПб, «Алмазный Путь», 2004. — 336 с.
Андросов В.П. Индо-тибетский буддизм: Энциклопедический словарь. М., «Ориенталия», 2011. — 448 с.
Торчинов Е.А. Введение в буддизм. СПб., «Амфора», 2005. — 430 с.
Леонтьева Е.В. Путеводитель по буддизму: Иллюстрированная энциклопедия. М., «Эксмо», 2012. -256 с.
Использовался материал с сайта вбуддизме
Дхарма как цель человеческой жизни
Ведическая наука определяет четыре цели человеческой жизни: кама, артха, дхарма и мокша.
- Кама — это желание, наша потребность в эмоциональном и чувственном удовлетворении. Все, что мы делаем в жизни, должно быть источником радости и не должно причинять боль живым существам.
- Артха — это достижение целей, а также «приобретение ценных вещей» или «накопление имущества». Каждый из нас должен располагать имуществом в достаточной мере для того, чтобы раскрыть в этой жизни свой потенциал.
- Дхарма — это «принцип» или «закон». К ее сфере относится наша потребность в почестях или признании, реализации себя как личности. Каждому из нас необходимо, чтобы его ценили за то, что он способен делать — тогда он сможет приносить благо обществу.
- Мокша — это «освобождение». К ее сфере относится наша потребность в духовном развитии. Каждый из нас должен стремиться выйти за пределы своих ограничений. Мокша, освобождение, — это высшая из дхарм.
Эти четыре цели образуют пирамиду, на вершине которой — освобождение. Каждая способствует достижению остальных: чтобы нормально жить и действовать, мы должны быть счастливы, чтобы располагать досугом и душевным спокойствием, необходимы деньги. Признание со стороны других людей необходимо нам для того, чтобы мы могли реализовать свое предназначение.
Но большинство из нас увязает в сетях низших целей и не ценит по достоинству цель высшую. Мы нередко ищем лишь наслаждений, власти или славы. Ведическая астрология помогает нам найти верный баланс в достижении всех целей.
Что означает колесо Дхармы?
Одним из древнейших символов буддизма является Колесо Дхармы, или дхармачакра на санскрите. Во всем мире оно используется для представления буддизма точно так же, как крест представляет христианство или Звезда Давида представляет иудаизм.
Традиционное Колесо Дхармы в Индии — это колесо колесницы с различным числом спиц. Оно может быть любого цвета, но чаще всего это золото. В центре могут быть три фигуры, вращающиеся вместе: символ Инь-Ян, второе колесо или пустой круг.
Этот символ Дхармы в Индии состоит из трех основных частей: ступицы, обода и спиц. На протяжении веков различные учителя и традиции предлагали разные значения для этих частей.
Вот некоторые общие представления о символике колеса:
- Круг, круглая форма, представляет собой совершенство дхармы, учения Будды.
- Обод колеса символизирует концентрацию и внимательность, которые удерживают практику вместе.
- Центр представляет собой моральную дисциплину. Иногда говорят, что три завитка, часто видимые на ступице, представляют собой три сокровища или Три Драгоценности: Будду, Дхарму, сангху. Они также могут представлять собой радость.
- Спицы обозначают различные понятия, в зависимости от их количества, но чаще — это мудрость.
«Вращение колеса Дхармы» — это метафора учения Будды. В буддизме говорится, что Будда трижды повернул Колесо Дхармы. Первым поворотом была проповедь в Оленьем парке, после просветления Будды. Здесь он объяснил Четыре Благородные Истины. Вторым поворотом было введение учения совершенства мудрости о природе шуньяты (пустоты). Третий поворот был связан с введением учения о природе Будды.
Священная литературы и представления об устройстве мира
Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает палийский канон «Ти- питака» или «Трипитака», что означает «три корзины». Буддийские тексты первоначально записывались на пальмовых листьях, которые складывали в корзины. Канон записан на языке пали. По произношению пали относится к санскритскому так же, как итальянский к латинскому.
Канон состоит из трех частей:
- Винайя-питака, содержит этическое учение, а также сведения о дисциплине и церемониале; сюда входит 227 правил, по которым должны жить монахи;
- Сутта-питака, содержит учение Будды и популярную буддийскую литературу, включающую «Дхаммападу», что означает «путь истины» (антология буддийских притч), и «Джатаку» – собрание рассказов о предыдущих жизнях Будды;
- Абидхамма-питака, содержит метафизические представления буддизма, философские тексты, в которых излагается буддийское понимание жизни.
Перечисленные книги из всех направлений буддизма особенно признаются хинаяной. Другие направления буддизма имеют свои священные источники.
Последователи махаяны считают своей священной книгой «Праджняпаралшта сутру» (поучения о совершенной мудрости). Ее считают откровением самого Будды. Из-за исключительной трудности для понимания современники Будды положили ее на хранение во Дворце змей в срединном мире, а когда наступило подходящее время, чтобы открыть эти поучения людям, великий буддийский мыслитель Нагараджуна вернул их обратно миру людей.
Священные книги махаяны написаны на санскрите. Они включают мифологические и философские сюжеты. Отдельными частями этих книг являются Алмазная сутра, Сердечная сутра и Лотосовая сутра.
Важной особенностью священных книг махаяны является то, что Сиддтарха Гаутама не считается единственным буддой: до него были другие и после него тоже будут другие. Большое значение имеет разработанное в этих книгах учение о бодисатве (боди – просветленный, саттва – сущность) – существе, которое уже готово перейти в нирвану, но задерживает этот переход, чтобы оказать помощь другим
Наиболее почитаемым является бодисатва Авалокитешвара.
Основатель буддизма
Основателем буддизма является индийский принц Сиддхарта Гаутама, в дальнейшем Будда Шакьямуни. Учение возникло в шестом веке до нашей эры.
Первоначально оно называлось «Дхарма» (учение) или «Буддадхарма» (учение Будды). Название «буддизм» первыми начали употреблять европейские исследователи в XIX веке.
Принц Сиддхарта родился и вырос в царской семье, жил в довольстве и роскоши, изучал науки и культуру. Но однажды он вышел из дворца и увидел четырех людей: тяжелобольного, отшельника, нищего старика и мертвого. Принц внезапно осознал, что в жизни есть потери, болезни, смерть, и никакое богатство и власть не смогут защитить человека от страдания. Это открытие так потрясло молодого человека, что он пошел странствовать по свету в поисках ответа на вопрос: «Как избавить человека от страданий?».
Сиддхарта постигал различные учения, вел жизнь аскета, добровольно голодал, чтобы достичь ясности ума, и чуть не уморил себя голодом. Но одна девушка пожалела истощенного странника, и накормила его. Принц понял, что если он умрет от собственных ограничений, то не откроет истину. Так он пришел к пониманию, что крайности вредны. Излишняя роскошь и крайний аскетизм одинаково губительны. Каждый сам должен найти свой «средний путь» между излишествами и самоограничениями.
И вот однажды он решил не прекращать медитации, пока не найдет ответ на свой вопрос. После длительной медитации, он очнулся Буддой, то есть «пробужденным, просветленным». Ему открылись тайны природы, мира, вселенной, он познал истину. После этого Будда стал обучать людей дхарме – учению о жизни, ведущей к нирване. Прожив 80 лет, Будда оставил множество учеников, которые продолжили проповедовать его учение.
Учение о Четырех Благородных Истинах Буддизма
Здесь же в Оленьем парке Будда Шакьямуни проповедует монахам одно из важнейших своих учений – это Учение о Четырех Благородных Истинах.
Первая Благородная Истина – Истина о Страдании
«Вот монахи, Благородная Истина о Страдании: рождение есть страдание, старость есть страдание, болезнь есть страдание, смерть есть страдание. Горе, скорбь, физическая и душевная боль, а также отчаяние – все это есть страдание. Быть с не любимым страдание, разлука с любимым страдание, не получать желаемого — страдание. Говоря кратко, Пять Накоплений Захваченностей есть страдание».
Мир основан на непостоянстве
И в чем же здесь заключена истина или святая «Дхарма» Будды? А суть учения Будды здесь в том, что этот мир основан на непостоянстве.
Непостоянство означает, что все, что было создано обязательно разрушится. Родившись, например, человек должен непременно умереть. Или же нам приходится расставаться с тем, кого мы любим из-за смерти или по другим условиям. Или же нам приходится жить с теми, кого мы ненавидим.
Например, вы кого-то полюбили и вышли замуж, но вам приходится жить с родителями мужа. Бывает, что свекровь или свекр с вами плохо обращаются, но вам жалко своего мужа, вы его любите или же не хотите уходить из этой семьи из-за ребенка.
Другими словами получается, что избежать страдания невозможно. И сам Будда говорит, что весь мир есть страдание.
Что такое Пять Накоплений Захваченностей?
ActionTeaser.ru — тизерная реклама
Наш опыт — это то, что мы знаем о чем-то, но ведь вещи могут и не соответствовать нашему опыту и тому, что мы желаем испытать исходя из опыта.
Ну а различение – это наши глубокие данные или знания о чем-то, когда мы всегда все делим на то, что нравиться и не нравится.
Рождение в мире людей мы ошибочно считаем радостью, конечно если выхватывать отдельные моменты может это и так, но все же сущностью этих радостей изначально является страдание и попытки его избежать.
Наше молодое тело меняется, те, кого мы любим, тоже меняются. Так же нам приходится испытывать физическую боль или же неприятные чувства от того, что кто-то нас изругал или несправедливо обвинил. Поэтому и говорится, что основа этого мира есть непостоянство и страдание.
Выпадает росой,
И подобно росе исчезает,
Жизнь моя,
Еще один сон среди сна.
( Известное стихотворение Тайко Хидэси)
Вторая Благородная Истина – Истина о Причине Страдания
Далее Будда сказал: «Монахи, вот Благородная Истина о Причине Страдания: это есть Жажда, ведущая к перерождению, которая сопровождается удовольствием и привязанностью, направленная на получение наслаждений то здесь, то там. Это жажда чувственных удовольствий, существования и не существования».
И здесь Будда Шакьямуни указывает на то, что корень наших страданий – это привязанность к удовольствиям, из-за которых мы не видим страданий. И если бы желания и удовольствия носили постоянный характер, тогда и страданий не существовало бы. Однако все меняется да еще и постоянно в конце концов разрушается.
Первый поворот колеса Дхармы (Колесо Закона Будды)
В 35 лет достигнув Наивысшего Просветления и познав Абсолютное Счастье, Будда Шакьямуни, конечно же, очень хотел поделиться знанием абсолютной истины со всеми людьми. Так в истории и учении буддизма начинается повествование о первом повороте колеса Дхармы (Закона), о котором говорится в Сутре о Начале Вращения Колеса Закона.
В этой сутре говорится о том, что Будда Шакьямуни начал свою первую лекцию о Законе или Дхарме в Оленьем парке около города Варанаси, что на севере Индии.
Эта первая лекция была всего для 5 монахов, в последствии его первых учеников. C этими монахами он в свое время практиковал совершенный аскетизм, но, не увидев результата, Будда Шакьямуни ушел от них, чтобы практиковать свой путь, чтобы достичь Просветления. И вот спустя 5 лет он вернулся Просветленным и именно эти 5 монахов ведущих безрезультатную аскетическую практику и стали его первыми учениками.
Первая проповедь Будды
Итак, первая проповедь Будды Шакьямуни была именно для монахов, в которой он обращается к ним, суть этой проповеди сводиться к тому что:
«Монахи, есть две крайности, которых не следует придерживаться тому, кто покинул мирскую жизнь. Какие две крайности? Это предаваться страстям, привязываться к объектам чувственных наслаждений, что присуще низменному, заурядному человеку, что не является благородным и не приносит пользы.
А также это предаваться самоистязанию, что есть страдания, а главное не является благородным и не приносит особой пользы.
Монахи, свободен от этих двух крайностей Срединный Путь, открытый Татхагатой, достигшим Высшего Совершенного Пробуждения, — раскрывая глаза, раскрывая понимание, он ведет к спокойствию, к высшим мудростям, к Совершенному Пробуждению, к достижению Нирваны».