Спиритические чтения Эдгара Кейси
Благодаря своим многочисленным книгам Эдгар
Кейси оказал влияние на бесчисленное множество людей.
Подобно Леви и многим другим оккультистам, Эдгар Кейси
утверждал, что он обладает способностью читать Записи Акаши,
находясь в состоянии транса. За время своей жизни он
обнародовал более 16.000 прочитанных записей. 14.246 из них
были стенографически записаны, снабжены указателями и
положены на хранение в огнеупорные хранилища в здании
штаб-квартиры Assoсiation for Research and Enlightenment. По
некоторым оценкам, 5.000 из этих записей затрагивают
религиозные вопросы, и многие из них посвящены личности
Иисуса. Именно опираясь на Анналы Акаши, Кейси составил
подробное описание юношеских лет Иисуса.
Человек, известный нам как Иисус, говорит
Кейси, до того уже прошел двадцать девять воплощений: «В том
числе древним солнцепоклонником, автором «Книги
мертвых» и Гермесом, который считается архитектором Великой
Пирамиды. Иисус также был Зендом (отцом Зороастра),
Амилиусом (жителем Атлантиды) и другими персонажами древней
истории» . В числе его воплощений также были Адам, Иосиф,
Иисус Навин, Енох и Мелхиседек.
Поскольку душа, ставшая Иисусом из Назарета,
раньше воплощалась в лице библейского Адама, Кейси
утверждал, что именно Иисус, в конечном итоге, и согрешил в
Эдемском саду. Когда Кейси спросили: «Когда к Иисусу пришло
знание того, что Ему предстоит быть Спасителем мира?» — он
ответил, — «Когда он пал в Эдеме» (2060-7). Короче говоря,
душа, ставшая Иисусом, одновременно была и грешником и
спасителем.
Эта душа стала Христом лишь в своем
тридцатом воплощении — в качестве Иисуса из Назарета.
Причина, по которой Иисусу пришлось пройти через такое
количество воплощений, состоит в том, что он, подобно всем
другим человеческим существам, должен был освободиться от
кармического долга. Согласно восточным воззрениям, карма —
это долг, который душа накапливает в результате хороших или
плохих поступков, совершенных в течение этой или прошлых
жизней. Если человек накапливает хорошую карму, его
следующее воплощение якобы будет хорошим. Если же человек
накапливает плохую карму, его ждет не столь хорошее
воплощение. По мнению Кейси, Иисус в своем раннем воплощении
в качестве Адама накопил кармический долг и полностью
избавиться от этой кармы он смог лишь в своем тридцатом
воплощении в качестве Иисуса из Назарета.
Таким образом, Иисус спасся добрыми делами.
Тем не менее, он никоим образом не искупил грехи других. В
системе взглядов Кейси Иисусу отводится всего лишь роль
«проводника». И лишь в этом единственном смысле Иисуса можно
назвать спасителем. Он «проложил путь», следуя которому
человеческие существа могут найти обратный путь к Богу.
Предполагается, что каждый из нас достигнет того, чего
достиг Иисус, хотя для этого может потребоваться много-много
жизней.
Кейси утверждал, что Иисус получил
всестороннее образование. Еще до того, как ему исполнилось
двенадцать лет, он приобрел глубокое знание иудейского
закона. «С двенадцати до пятнадцати или шестнадцати лет
Юдифь (ессейская учительница) обучала его пророчествам в
своем доме в Кармиле. Затем он отправился учиться за
границей. Сначала его послали в Египет на короткое время,
потом — на три года в Индию, потом — в местность, которая
позднее стала называться Персией… Из Персии его вызвали в
Иудею в связи с кончиной Иосифа, а затем он вновь отправился
в Египет, чтобы завершить подготовку к проповеднической
деятельности»42. Во время своего пресловутого обучения за
границей Иисус учился у многих наставников (среди них были
Кахджиан в Индии, Джуннер в Персии и Зар в Египте) и овладел
искусством исцеления и управления погодой, телепатией,
астрологией и другими психическими искусствами.
По окончании обучения Иисус вернулся на
родину, где в течение трех лет творил чудеса и проповедовал
толпам людей. Главной целью его трехлетней миссионерской
деятельности было вовсе не дать человечеству спасение, но
показать другим, что они, как и он сам, могут спасти себя.
Далее Кейси описывал, как после недолгой миссионерской
деятельности Иисус был казнен, а затем воскрес эзотерическим
образом, т. е. «вылепившись из волн эфира»43. Но даже в этом
не было ничего уникального: всего, чего достиг он, может
достичь любой человек.
Пример того,
как одна ложь порождает еще большую. Ради прибыли индусы
дошли до вопиющей лжи — хозяин этого дома утверждает,
что в нем могила Господа Иисуса Христа месте с Его телом
Популярное за 7 дней
Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
12.08.22 21:33
Можно ли есть яблоки до Преображения?
15.08.22 09:28
Гора Фавор – место Преображения Спасителя
16.08.22 14:21
В Иерусалимском Патриархате призвали всех Предстоятелей к переговорам о единстве Церкви
11.08.22 12:58
Митр. Антоний (Паканич): Возможно ли вести духовную жизнь в тяжелые времена?
10.08.22 09:22
Мученики Маккавеи – святые, превратившие смерть в свою собственность
12.08.22 16:10
12 августа — день памяти мученика Иоанна Воина
12.08.22 08:51
Митр. Антоний (Паканич): Истинная защита Церкви начинается не с громких деклараций и заявлений, а с внимания к собственной душе
16.08.22 13:53
Митр. Антоний (Паканич): Каждому Господь уготовил свой спасительный крест
14.08.22 13:37
У Епифания нет канонической хиротонии, − Предстоятель Польской Церкви
11.08.22 15:45
Использованная литература
1. Shirley MacLaine, Out on a Limb (New York:
Bantam Books, 1984), pp. 233-34.
2. Nicolas Notovitch, The Life of Saint Issa,
цит. по Joseph Gaer, The Lore of the New Testament (Boston:
Little, Brown and Co., 1952), p. 118.
3. Nicolas Notovitch, цит. по Per Beskow,
Strange Tales About Jesus (Philadelphia: Fortress Press, n.d.), p. 59.
4. Nicolas Notovitch, ed. The Life of Saint
Issa, in Elizabeth Clare Prophet, The Last Years of Jesus (Livingston, Mont.: Summit University Press, 1987), p. 218.
5. Там же, p. 219.
6. Там же, pp. 221-22.
7. Там же, pp. 222-23.
8. Там же, p. 234.
9. Там же, p. 241.
10. Там же, pp. 245-46.
11. Max Muller, «The Alleged Sojourn of
Christ in India,» The Nineteenth Century, 36 (1894):515f.,
cited by Edgar J. Goodspeed, Modern Apocrypha (Boston: Beacon Press, 1956), p. 10.
12. Там же, p. 11.
13. Notovitch, цит. по Goodspeed, p. 11.
14. Там же, pp. 11-12.
15. Notovitch, цит. по Prophet, p. 30.
16. Там же, p. 103.
17. Там же.
18. Там же, p. 108.
19. J. Archibald Douglas, «The Chief Lama of
Himis on the Alleged «Unknown Life of Christ,»» Nineteenth
Century (April 1896), pp. 667-677; цит. по Prophet, p. 36.
20. Там же, pp. 36-37.
21. Goodspeed, p. 13.
22. Douglas, цит. по Prophet, p. 38.
23. Prophet, p. 295.
24. Beskow, p. 62.
25. Goodspeed, p. 14.
26. Там же, p. 5.
27. Там же, p. 8.
28. Там же, p. 9.
29. Там же.
30. Там же, pp. 9-10.
31. Книга цитируется по русскому тексту,
взятому из сети Интернет, http://www.kalagia.telefun.ru/ files/levi/levi.html
32 Доулинг, Леви. «Евангелие Иисуса Христа эпохи Водолея», 22:15-16.
33. Там же, 22:19-20.
34. Там же, 23:3.
35. Levi, цит. по Gaer, p. 134.
36. Там же, 36:7-8.
37. Там же, 55:2, 6, 7, 8, 11.
38. Там же, 88:18; 89: 7-8.
39. Там же, 176:26-27, 29-30.
40 Там же, 178:13-14.
41. Philip J. Swihart, Reincarnation, Edgar
Cayce, and the Bible (Downers Grove, Dl.: InterVarsity Press, 1978), p. 18.
42. Anne Read, Edgar Cayce: On Jesus and His
Church (New York: Warner Books, 1970), p. 70.
43. Там же, p. 142.
Ориентация – на восток!
Российский богослов и философ Евгений Авдеенко в статье «Восток в библейской картине мира» указывал, что впервые этот термин в Ветхом Завете появляется в описании рая: «И насади Господь Богъ рай во Едемѣ на востоцѣхъ, и введе тамо человѣ́ка, егоже созда» (Быт. 2:8).
При этом Авдеенко уточняет, что речь в оригинале Священного текста, написанного на древнееврейском языке, может идти не о месте (рай на востоке от какого-то конкретного места), а об ориентации в пространстве рая к востоку, на восток. Это значит, что восток выступает не столько направлением, сколько обращенностью рая и его обитателей к Богу.
Древнееврейское слово «кедем» (восток) означает не только сторону света, но и «то, что впереди», «то, что было древним, прежним», а также означает «древность, идущую из вечности». Еще одно значение слова кедем – это «вечность как начало чего-либо».
Север (то, что слева), находился под властью сторонников Бога; в книге Иова (26:7) говорится, что Бог, «распростер север над пустотою»: «Простираяй сѣ́веръ ни на чемже». А юг, находящийся справа (одесную) населен врагами Божьими. Именно поэтому обвинитель на суде в Иудее всегда стоял справа. Тот, же, кто стоял слева от человека, не представлял собой угрозы, так как находился «одесную», справа от Бога, обращенного к человеку.
С этой книгой читают
Искаженные слова Иисуса: Кто, когда и зачем правил БиблиюЭрман Барт Д.
Библия, которую большинство из нас читает сегодня, — это перевод с нескольких поздних манускриптов, довольно часто неправильно передающих смысл оригинала. Эта книга —…
4.2
(2)
Иисус, прерванное Слово: Как на самом деле зарождалось христианствоЭрман Барт Д.
Барт Д. Эрман Иисус, прерванное Слово: Как на самом деле зарождалось христианство //Jesus, Interrupted: Revealing the Hidden Contradictions in the Bible (And Why We…
3.9
(5)
Иисус, или Смертельная тайна тамплиеровАмбелен Робер
Новую версию истории храмовников предлагает известный французский исследователь Робер Амбелен.
В недрах легендарного ордена тамплиеров возникло тайное общество,…
4.7
(3)
Чаша Грааля и потомки Иисуса ХристаГарднер Лоренс
Правда ли, что Иисус Христос был женат и имел детей? Если так, то что стало с его семьей? Живы ли его потомки сейчас? Повествование этой интригующей книги начинается…
4.7
(3)
Предназначение. Камень ДавидаГригорьева Юлия, Хандурин Виктор
Может ли изменить жизнь обычный камень? А может ли современная девушка встретиться со средневековым рыцарем, когда каждый из них находится в своем времени? Может, Лада…
3.9
(4)
«Утерянные годы Иисуса»Профет Элизабет Клэр
Об открытиях Нотовича, Абхедананды, Рериха и Каспари, документально подтверждающих семнадцатилетнее странствие Иисуса по Востоку.
5
(2)
Плутоний для «Иисуса»Незнанский Фридрих Еевич
На даче зверски убиты генеральный директор военного завода «Маяк» Владимир Тузик, известный уголовный авторитет Фрол Колбин по кличке Генерал и его сожительница…
4.7
(3)
Евангелие от ИисусаЖозе Сарамаго
В тревожной атмосфере евангельских времен один из крупнейших писателей современности Жозе Сарамаго пытается отыскать реальные причины тех страданий, которые претерпели…
4.42
(6)
На восток – значит к Богу
В Новом Завете слово «Восток» имеет конкретный смысл – это еще одно имя Бога. В Евангелии от Луки (1:78) прямо сказано, что состоявшееся Боговоплощение – это посещение человечества «Востоком»: «посѣтилъ есть насъ востокъ свыше».
При этом древний человек, в отличие от современного, мог воспринимать «восток» именно в духовном смысле, безотносительно сторон света.
В книге Иезекииля (44:1) врата, обращенные на восток являются символом Богородицы: пророк предсказывает, что этими «вратами» к человечеству войдет Бог, и другой «никакой человек не войдёт ими».
«На востоке» находилась звезда, возвестившая рождение Богомладенца Христа, и «с востока» пришли поклониться Божественному Младенцу мудрецы-волхвы. Если воспринимать это буквально, что окажется, что волхвы должны были идти на запад или, если шли «на восток», то с запада. Но поскольку они не богоборцы, не враги Богу, то они сами, с точки зрения богословия, обитают «на востоке» и идут «на восток», «к Востоку», то есть к Богу.
Таким образом Бог сам пришел к человеку с востока, и сам же им (Востоком) был.
Точно так же с востока апостол Иоанн предрекает в своем «Откровении» Второе пришествие Христа. А апостол Матфей указывает, что сам Спаситель предрекал Свое Пришествие: «Якоже бо молнiя исходитъ от востокъ и является до западъ, тако будетъ пришествiе Сына человѣ́ческаго» (Мф. 24:27).
Именно поэтому на восток, то есть на Бога, ориентированы все православные храмы. Входящий в них человек смотрит и молится на восток, обращаясь к Богу – как к источнику истории человека, к Тому, Кто был в самом начале и вспоминает о древних событиях Старого и Нового Заветов. И в этом православный христианин – человек «востока» коренным образом отличается от западного человека, увлеченного прогрессом и обращенного лицом исключительно к будущему.
ТАЙНА СТРАНСТВИЙ ХРИСТА
С явлением Шамбалы связана история жизни одного из самых великих Аватаров нашей планеты — Христа. В записях бесед Е.И. Рерих с Учителем на вопрос Елены Ивановны «Можно ли назвать Высшего Духа для нашей планеты?» Махатма отвечает: «Христос». Христос является наивысшим среди Космических Иерархов, пришедших на нашу планету с высших миров для ускорения эволюции Земли.
Существуют ли какие-либо исторические факты Его причастности к основанной на нашей планете обители Великих духовных Учителей человечества? Оказывается, такие факты есть. Но представителям официальной церкви, особенно в Европе, не хочется, чтобы обычные люди узнали иную, отличную от ортодоксального церковного учения, версию жизни Христа, и потому эти факты всегда скрывались и замалчивались. А между тем одна из самых сокровенных загадок истории, связанная с неизвестными страницами жизни и деятельности Иисуса, заслуживает того, чтобы о ней узнали те, кому дорог подлинный, исторический дух учения Христа. Попробуем приоткрыть завесу над одной из самых древних тайн планеты.
Близость философских учений Шамбалы (учения Храма, теософии, Агни Йоги) морально-этическим основам большинства мировых религий несомненна. Философско-эзотерические традиции индуизма, буддизма, даосизма, христианства, суфизма, зороастризма и других религиозных учений мира — не говоря уже о многих философских учениях — содержат в себе те же идеи и принципы, что и современные учения теософии и Агни Йоги. Интересно, что современные западные исследователи философии христианства и истории церкви (в частности, один из авторов Британской энциклопедии Эрнст Вильгельм Бенц) относят теософию к современным философским течениям эзотерического христианства.
Эзотерические источники Востока утверждают о связи основателей всех мировых религий и многих философских учений с духовными Учителями Шамбалы. Так, в некоторых источниках по буддизму говорится о том, что перед началом своей проповеднической деятельности Будда посетил Шамбалу — сокровенную обитель великих риши (мудрецов) и получил там Великое Посвящение. Немало источников говорят о том, что таинственную духовную обитель Востока посетил и другой Великий Учитель — Христос. Существуют исторические документы, подлинность которых подтверждена наукой, говорящие о том, что во время своего отсутствия на родине Христос находился не в Египте, а в Индии. В одной из древних рукописей, обнаруженных в тибетском монастыре Николаем Нотовичем, говорилось о том, что Христос, путешествуя по Индии и Тибету, побывал в тех районах, которые территориально находятся вблизи «Хранимой долины» (так в Индии именуют область, где расположена Шамбала).
В учении Живой Этики немало говорится о духовно-философских основах подлинного, исторического учения Христа. Всем сколько-нибудь серьезным исследователям христианства известно, что это учение, как и все остальные мировые религии, имеет в себе две стороны — экзотерическую, внешнюю, предназначенную для большинства людей, и эзотерическую, внутреннюю, рассчитанную на тех, кого интересуют углубленные философские проблемы бытия.
Эзотерическое, философское, христианство в своих основных аспектах удивительно совпадает с кардинальными принципами и положениями Живой Этики. Это было убедительно показано в научных историко-философских работах Е.П. Блаватской, А. Безант и многих современных историков, таких, как В. Бенц, Э. Пейджелс и других. На чем основывается общность Учения Христа с философскими доктринами Учителей Востока?
В исторических исследованиях, посвященных Христу и его учению, давно уже была высказана гипотеза о посещении Христом Индии. Если это событие действительно имело место — не удивительна общность учений Христа и Великих Учителей Востока, у которых юный пророк мог почерпнуть немало мудрых идей, ставших принципами его учения. Думается, что дальнейшие исследования в этой области могли бы дать современному религиоведению и историко-философской науке немало интереснейших фактов и открытий…
О книге
Сталкиваясь с ежедневными стрессовыми ситуациями и изнурительными нагрузками, человеку в современном мире просто необходимо уметь снимать душевное напряжение. Одним из действенных способов, безусловно, является чтение. Увлекая читателя хитро закрученными сюжетами, книги дарят невероятную возможность отвлечься от насущных проблем.
Одной из книг, относящихся к жанру всемирная история, выступает произведение Келлера Уэлдона Филиппа, Лендей Джерри М. «Иисус Навин. Давид»
Автор в своей работе обращает внимание на многие актуальные проблемы современного общества, таким образом, делясь с нами своими размышлениями и идеями. Оригинальный сюжет, детально продуманные персонажи, причем самые разные, и неожиданная развязка непременно заинтересуют как заядлых поклонников данного жанра, так и случайных читателей
Есть ли единодушие?
Мы рассмотрели три разных истории о
путешествии юного Иисуса в Индию, причем все они пользуются
равным уважением в Движении Новой Эры. Подробности этих
историй отличаются, но нет никаких сомнений в том, что в
принципиальных моментах они совпадают. Все они утверждают,
что Иисус провел «потерянные» годы своей жизни на Востоке,
где обучался у ряда мудрецов и священников и научился
творить различные чудеса.
Могут ли эти документы оказаться
достоверными? Действительно ли Иисус в юности путешествовал
в Индию? Если да, что это будет означать для нас с вами? В
следующей статье мы серьезно подумаем над этими вопросами.
Рон Роудс
Центр Апологетических исследований, г. Санкт-Петербург
Восток – прошлое, а запад – будущее
История всего человечества с точки зрения христианства имеет один единственный вектор – к Богу, к Востоку, на восток.
Востоку в духовном смысле противостоит антивосток, то, что напротив востока – запад. Будущее, которое гнетет и заботит, в котором никто из людей не уверен и которое по пророчествам несет множество бед.
Даже не православные авторы «Словаря библейских образов» Л. Райкен, Д. Уилхойт и Т. Лонгман признают, что в запад в Священном Писании – самая зловещая из сторон света. Это место, где меркнет свет, куда закатывается светило, и лишь однажды человеку – Иисусу Навину удалось убедить Создателя задержать закат, чтобы он мог закончить мстить врагам Израиля.
Современная ситуация, когда человечество ради комфорта и удобства отворачивается от Бога, когда в христианских храмах открывают ночные клубы или кафе, потому что молиться Богу «нерентабельно», наглядно иллюстрирует противоборство христианского, евангельского прошлого, которое «следует забыть», и противостоящего ему антихристианского прогресса.
Понимание человека, как «биологического объекта», чья жизнь конечна, а значит, бесценна, потому что другой уже не будет, возведение его на место Бога, на место спасителя мира, в конце концов может в будущем (то есть в духовном «западе», противопоставленном евангельскому прошлому «востоку») привести человечество к Антихристу. Именно поэтому восток в христианстве связан со Спасителем, а запад – с его антиподом.
При этом в православии нет негативного отношения в западу, как к части света или к закату, как к чему-то, предвещающему зло. Священник Александр Ильяшенко в своих интервью напоминает слова книги Бытия (1:31), что все, сотворенное Богом, «хорошо весьма». И хотя православная церковь действительно отдает предпочтение востоку, каждый вечер её священники воспевают Спасителя, который «пришедша на запад Солнца, видевша свет вечерний». А вот духовного «запада» как будущего отпадения человечества от Бога следует остерегаться.
ЦЕЛЬС, римский публицист
Следующее свидетельство принадлежит современнику Лукиана – Цельсу (тоже II в.). Цельс – это фактически богохульник, который хулил христианство. Существует знаменитое сочинение Оригена «Против Цельса», в котором приведены цитаты из сочинений этого человека («Против Цельса», гл. 7, стих 9):
«Многие анонимные проповедники, пользуясь каждым удобным случаем, учат в храмах или вне храма без малейшего стеснения. Другие обходят города и места расположения войск, собирают пожертвования и говорят толпе, делая телодвижения, как одержимые духом пророчества. Они обыкновенно выражаются так: я бог, или я сын божий, или я божественный дух, или я прихожу, ибо миру суждено погибнуть, и вы, люди, погибнете из-за своих грехов, но я желаю вас спасти, и вы снова меня увидите возвращающимся с небесными силами. Блажен, кто теперь меня чтит. Всех же других я ввергну в вечный огонь с их странами и городами. Тщетно станут раскаиваться и стенать те, кто не верит в ожидающие их кары. Но я сохраню навек тех, кто мне верит». Все это Цельс вкладывает в уста христианских проповедников, а дальше он пишет уже от себя:
«К таким заманчивым обещаниям они присоединяют и другие – непонятные, фантастические, таинственные, до того безрассудные, что даже ученый не мог бы найти в них смысла. Но они открывают широкий простор произвольным и лицемерным толкованиям любого глупца или обманщика».
ТАЦИТ, римский историк
Следующий классический источник – Тацит, историк Римской империи конца I в. Расцвет его творчества приходится на конец царствования Домициана и царствование Траяна (это уже начало II в.). Вот что пишет он в своих знаменитых «Анналах» (кн. 15, гл. 44), описывая события, относящиеся ко времени царствования Нерона (покончил с собой в 69 г.), – пожар Рима, учиненный Нероном. «Но ни средствами человеческими, ни щедротами принцепса невозможно было пресечь бесчестившую его молву, что пожар был устроен по его приказанию. И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виновных и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат. Подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавали себя принадлежащими к этой секте, а за тем по их указаниям и великое множество прочих, изобличенных не столько в зловредном поджоге, сколько в ненависти к роду человеческому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками; распинали на крестах; обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады. Также он дал представление в цирке, во время которого сидел среди толпы в одежде возничего или правил упряжкой, участвуя в состязании колесниц. И хотя на христианах лежала вина, и они заслуживали самой суровой кары, но все же эти жестокости пробуждали сострадание к ним, ибо казалось, что их истребляют не в видах общественной пользы, а вследствие кровожадности одного Нерона».
Невзирая на всю неприязнь к этой «зловредной секте», у Тацита прорываются слова жалости к жертвам неронова гонения. Видимо, именно это дало повод некоторым ученым мужам и здесь подозревать некую интерполяцию: все эти слова, дескать, позднее вставили сами христиане – и все для того, чтобы подчеркнуть, что Христос был на самом деле. Это так называемая долго поддерживаемая искусственная версия «молчания века» – того самого молчания, которым якобы обходили разные историки историческую личность Господа нашего Иисуса Христа. Доводов в пользу интерполяции приводилось великое множество: считалось, что в I в. не могло быть при Нероне «великого множества христиан». Но, скорее всего, это выражение «великое множество» у Тацита имеет переносное значение. Считали также, что Понтий Пилат должен был бы именоваться не прокуратором, а префектом – таково правильное обозначение этой должности в римском своде должностей. Однако новейшая историческая наука доказывает, что эти две должности – взаимозаменяемые. В пользу несомненной подлинности говорят все эти ругательства в адрес христиан, которые обвиняются в ненависти к роду человеческому, в мерзостях и пр.