Шуддходана

Рождение и жизнь Будды

При рождении принц получил имя Сиддхартха Гаутама

Еще при рождении было предсказано, что он станет либо Могущественным Царем, либо отшельником и монахом. Естественно, что второй вариант не устраивал его родных и потому Сиддхартху держали в полной роскоши, и он даже успел жениться и у него родился сын Рахула. Жену звали Яшодхара, и всем уже казалось, что на этом все и закончится.

Но все же, случилось то, что и было предсказано. На прогулках принца сопровождал его возничий и слуга Чанна. И когда юный Сиддхартха повстречал больного человека, а также старика, мертвеца и аскета – то Чанне пришлось объяснять значение этих событий.

Поскольку Будда и в прошлых жизнях вел практику осознания непостоянства и страданий – это привело его к выводу, что нужно с этим что-то делать. Поэтому тайно, с помощью своего слуги Будда покинул свою семью и королевство.

Первые Учителя Будды и аскеза

Странствуя, как отшельник и искатель, Сиддхартха сначала обучался у двух Учителей – Каламы и Рамапутры, которые обучили его концентрации и медитации.

И все же достижение медитативных состояний не удовлетворило его – это было лишь временное избавление от страданий, состояние покоя и блаженства — это еще не полное постижение Истины.

Тогда оставив своих Учителей, вместе с 5 такими же искателями он начал суровую практику аскетизма. Днем было очень жарко, но они выходили на открытое пространство, где их жгло солнце, а ночью уходили в джунгли, где было очень холодно.

К тому же, приходилось есть что попало, да и хищных животных и ядовитых тварей тоже хватало. Через 6 лет постоянной аскезы Будде становилось ясно, что данный путь лишь изнуряет и истощает человека, но не дает просветления.

Как произошло пробуждение или Просветление Будды

Гаутама оставляет своих спутников аскетов и продолжает путь в одиночку. Недалеко от одной из деревень он падает на дороге от истощения. Проходящая по этой же дороге маленькая девочка по имени Суджату несла рис и молоко и конечно она поделилась с лежащим от истощения человеком.

Получив свежие силы, Будда садится под дерево Бодхи и погружается в продолжительную медитацию и самадхи. Так в возрасте 35 лет принц Сиддхартха достиг полного и совершенного Пробуждения и состояния Будды.

В поздние время его стали называть Будда Шакьямуни или Божественный Мудрец из рода Шакьев, а местность где обретено просветленное состояние получило название в поздние времена Бодхгайя.

Семья

Первым предшественником царя Суддходханы был царь Маха Самматха (или первый царь Кальпы). Отцом Шуддходаны был Сихахану, а матерью — Каччана. Главной супругой Суддходаны был Маха Майя , с которым у него был Сиддхартха Гаутама (который позже стал известен как Шакьямуни, «Мудрец Шакьясов» или Будда ). Майя умерла вскоре после рождения Сиддхартхи. Затем Суддходана возвысился до сестры главного супруга Майи, Махападжапати Готами , от которой у него родились второй сын Нанда и дочь Сундари Нанда . Оба ребенка стали буддийскими монахами.

В возрасте 16 лет Сиддхартха женился на своей кузине Ясодхаре , племяннице Маха Майи и Махападжапати. Традиционно отцом Ясодхары был Суппабуддха, но, по некоторым сведениям, это был Дандапани.

Семья

Отец Шуддходаны был Сихахану а его матерью была Каччана. Главной супругой Суддходаны был Маха майя, с которым у него был Сиддхартха Гаутама (который позже стал известен как Шакьямуни, «Мудрец Шакьянов» или Будда ). Майя умерла вскоре после рождения Сиддхартхи. Затем Суддходана возведена в сестру главного супруга Майи Махападжапати Готами, от которого у него родился второй сын Нанда и дочь Сундари Нанда. Оба ребенка стали буддийскими монахами.

В 16 лет Сиддхартха женился на своей кузине. Ясодхара, племянница Маха Майи и Махападжапати. Традиционно отцом Ясодхары был Суппабуддха, но по некоторым сведениям это был Дандапани.

Рекомендации

  1. Шуман, Х.В. (2016). Исторический Будда: времена, жизнь и учения основателя буддизма. Motilal Banarsidass. п. 6. ISBN  978-8120818170.
  2. Словарь буддизма, Keown, Oxford University Press, ISBN  0-19-860560-9
  3. Шуман, Х.В. (2016). Исторический Будда: времена, жизнь и учения основателя буддизма. Motilal Banarsidass. п. 24. ISBN  978-8120818170.
  4. Гомбрич, 1988, с. 49-50.
  5. Шуман, Х.В. (2016). Исторический Будда (Новое изд.). Motilal Banarsidass. С. 17–18. ISBN  978-8120818170.
  6. Хиракава, 2007, стр. 21 год
  7. Шуман, 2016, стр. 18
  8. Уолтерс, Джонатан С. (2016). «Сутты как история: четыре подхода к проповеди о благородном поиске (Арияпариесанасутта)». В Деррис и Груммер (ред.). Определение буддизма: читатель. Рутледж. pp. Глава 2, раздел IV, пункт 9. ISBN  978-1845532314.
  9. Гомбрич, 1988, с. 18-19, 50-51
  10. Троппер, Курт (2013). Тибетские надписи. BRILL Academic. С. 60–61, со сносками 134–136. ISBN  978-90-04-25241-7.

Последователи

Еще при жизни Будды насчитывалось больше пятисот его последователей-архатов, причем это не считая мирян, которые внимали его учению, и монахов, которым только предстояло достичь архатства.

Образы учеников запечатлены в скульптурах японского храма «Отаги Ненбуцуджи» (Otagi Nenbutsu-Ji) близ Киото. Это не совсем обычный храм, которого нет почти ни в одном киотском путеводителе. Он был построен в 8 столетии и известен 1200 небольших фигурок из камня.

Отаги Ненбуцуджи, близ Киото

За многовековую историю храм претерпевал разные бедствия: разлив реки, гражданские войны, тайфун. Начинающие скульпторы стекались сюда и создавали фигуры из камня под присмотром выдающегося художника Кочо Нишимура, поэтому многие из них так отличаются по стилистике. В их числе – причудливые образы главных приближенных Будды, покрытые слоем мха.

Расскажем про знаменитых последователей Гаутамы, которые были первыми буддистами, архатами и сопровождали, а впоследствии продолжали дело своего Учителя.

«Святые дни» у буддистов

В первую очередь, святыми считаются праздники, которые проводятся в специальные дни. Приверженцы религии верят, что в такие моменты каждое действие увеличивает свою силу и влияние на окружающий мир. На праздники буддисты стараются сходить в храм, помолиться, сделать подношение богам, монахам, друг другу, обратиться к ламе с благодарностью. «Святые дни» каждый год отмечают в разное время, что связано с лунным календарем. За датами следят астрологи, которые постоянно работают и составляют прогнозы будущих событий.

Празднования часто выливаются в торжество и совместное чтение мантр, религиозной литературы и текстов. Не обходятся «святые дни» без песнопений и игры на любимых музыкальных инструментах.

Один из главных праздников – Весак, который считается днем рождения, просветления и ухода Будды в нирвану.

В Махаяне эти три события из жизни Гаутамы отмечаются в разные дни, в других школах Весак приходится на один день.

Праздник отмечают в мае. Целую неделю верующие посещают храмы, где круглосуточно проходят молебны и настоятели рассказывают о жизненном пути Будды, его учениках и достижениях.

Кроме Весака, в буддизме есть и другие важные праздники:

  • Асол перахара – это торжество в честь Зуба Будды, которое отмечают только приверженцы тхеравада в храме, находящемся в Шри-Ланке. Там и хранится священная реликвия. Праздник продолжается две недели, включая уличное шествие с украшенными слонами. На одном из них везут ларец с Зубом Просветленного.
  • Сагаалган – это буддийский Новый год, который отмечают в первое новолуние весны. Накануне праздника ламы астрологи объявляют предсказания на будущий год. В монастырях проводятся молебни. Обязательным элементом праздника является застолье, включающее блюда из продуктов белого цвета.
  • Монлам – рассвет Нового года, молитва читается 15 дней подряд. Празднество посвящено воспоминаниям о 15 чудесах, которые сотворил Будда.
  • Майдари-хурал – воплощение Будды Майтрейи в конце времен. В монастыри, где стоят скульптуры такого Просветленного, приходит и приезжает огромное количество паломников. Процессия обходит несколько раз стены монастыря по направлению движения солнца. Церемония прерывается чтением сутр и чаепитием.
  • Мистерия ЦАМ – корни этого праздника ищут в обрядах китайских шаманов. В храмовую практику ввел учитель Падмасамбхава в 8 веке. Распространена эта мистерия в монастырях Тибета, Монголии, Бурятии. Обряд – это пантомима, которую исполняют ламы, надевающие маски докшитов, т.е. хранителей. Они разыгрывают ритуальные действия, танцуют и жестикулируют руками. ЦАМ должна устрашать и удалять злых духов, демонстрировать истинность буддизма, показать присутствие бога в видимом мире, подготовить человека в странствие после смерти. Мистерию ЦАМ поручают исполнять только монахам, прошедшим особое посвящение. За несколько дней до обряда они постятся и погружаются в глубокую медитацию.
  • Поворот колесницы Учения – один из важных праздников в буддизме, приходящийся на четвертый день шестого лунного месяца. Считается, что в этот день Будда прочитал свою первую проповедь, находясь в индийской провинции Сарнатх. Учение из уст Будды Шакьямуни услышали пять аскетов, которые стали его учениками. Праздник сопровождается процессией вокруг храма, где есть скульптура Будды Майтрейи. Обязательно читаются сутры и звучат ритуальные музыкальные инструменты.

Буддисты считают, что в это время все вокруг озаряется светом, и это символизирует просветление Будды. Монастыри, храмы, улицы и дома украшаются бумажными фонариками, возле ступ ставятся свечи.

Дхарма Будды

Его мать Маха Майя и его жена Яшодхара, последовали за монашеской общиной, и затем Будда решил принять их в свою общину. Сын Рахула также стал его учеником.

Людей, которые следуют учению Будды стали звать буддистами, хотя сам он называл это учением истины.

Родословная Учения Будды Шакьямуни

Своим ученикам Будда говорил, что его родословная берет свое начало не в этой жизни. Он говорил, что практикует уже не одну жизнь, а сотни тысяч кальп. А одна кальпа это где-то 20 или 40 миллиардов лет.

Вот сколько раз он перерождался в различных мирах, прежде чем стал Буддой. Так, много кальп тому назад, когда еще только начал свой длинный путь, он встретил Будду Дипанкару, и когда тот шел по дороге, то он расстелил свои длинные волосы с намерением стать Буддой и избавить от страданий других существ.

Вывод

Жизнь Будды – яркий пример того, что в каждом человеке находиться неизменное и подлинное счастье, свободное от непостоянства и страданий. И каждый из нас может пройти этим путем – путем, который уже освещен и озарен светом великого мастера и огромным количеством десятков и даже сотен миллионов его, только современных последователей во всем мире.

Поэтому в следующих статьях мы еще продолжим говорить о мудрости, философии и сути классического Буддизма, а также других интересных его направлениях как тибетский Буддизм и даже Дзен и Тантрическое направление учения Будды называемое Тантра.

Рекомендации

  1. Шуман, Х.В. (2016). Исторический Будда: времена, жизнь и учения основателя буддизма. Motilal Banarsidass. п. 6. ISBN  978-8120818170.
  2. Словарь буддизма, Keown, Oxford University Press, ISBN  0-19-860560-9
  3. Шуман, Х.В. (2016). Исторический Будда: времена, жизнь и учения основателя буддизма. Motilal Banarsidass. п. 24. ISBN  978-8120818170.
  4. Гомбрич, 1988, с. 49-50.
  5. Шуман, Х.В. (2016). Исторический Будда (Новое изд.). Motilal Banarsidass. С. 17–18. ISBN  978-8120818170.
  6. Хиракава, 2007, стр. 21 год
  7. Шуман, 2016, стр. 18
  8. Уолтерс, Джонатан С. (2016). «Сутты как история: четыре подхода к проповеди о благородном поиске (Арияпариесанасутта)». В Деррис и Груммер (ред.). Определение буддизма: читатель. Рутледж. pp. Глава 2, раздел IV, пункт 9. ISBN  978-1845532314.
  9. Гомбрич, 1988, с. 18-19, 50-51
  10. Троппер, Курт (2013). Тибетские надписи. BRILL Academic. С. 60–61, со сносками 134–136. ISBN  978-90-04-25241-7.

Распространение Дхармы

Будда был наставником для самых разных людей. Он неутомимо путешествовал по долине индийской реки Ганг, читая проповеди всем, кто его слушал. Монахи из Сангхи сопровождали его 8 месяцев в году, оставшееся время, в период дождей, оставались пережидать непогоду в каком-нибудь монастыре или лесу. Вскоре у Сангхи появился свой монастырь неподалеку от Раджадриха – подарок царя Бимбисара, а затем и роща вблизи Шравасти – щедрое приношение одного купца.

Шуддходане донесли о просветлении сына, и отец отправлял девять делегаций с просьбой о возвращении в Капилавасту. Все их участники стали членами Сангхи. Будда направился в родной город после появления еще одной группы, в которой был его друг детства.

На просьбу названой матери Махи Паджапати войти в Сангху Будда ответил отказом, но через некоторое время она была принята в общину вместе с другими благородными женщинами. Единственный сын после взросления тоже пожелал вступить в Сангху и впоследствии стал одним из архатов. А отец Будды принял учение своего сына. В последствии и другие цари приняли буддизм.

Семья

Отец Шуддходаны был Сихахану а его матерью была Каччана. Главной супругой Суддходаны был Маха майя, с которым у него был Сиддхартха Гаутама (который позже стал известен как Шакьямуни, «Мудрец Шакьянов» или Будда ). Майя умерла вскоре после рождения Сиддхартхи. Затем Суддходана возведена в сестру главного супруга Майи Махападжапати Готами, от которого у него родился второй сын Нанда и дочь Сундари Нанда. Оба ребенка стали буддийскими монахами.

В 16 лет Сиддхартха женился на своей кузине. Ясодхара, племянница Маха Майи и Махападжапати. Традиционно отцом Ясодхары был Суппабуддха, но по некоторым сведениям это был Дандапани.

Языческий царь и индийский раджа

Монахиня Елизавета (Сеньчукова)

Сюжет «Повести…» прост: языческий царь Авенир, гонитель христиан, получает откровение о том, что его сын примет христианство, и чтобы этого избежать, селит его во дворце, где от него скрываются все скорби мира. Когда, наконец, повзрослев, не по годам мудрый царевич выходит из дворца, он встречает слепого, прокаженного и старика и узнает о неизбежной для всех смерти. Вернувшись домой, он размышляет о трагической судьбе человека, и вскоре его посещает некий священноинок Варлаам, пустынник. Под видом купца, торгующего драгоценностями, он приходит к задумчивому царевичу и объясняет ему, что самый драгоценный камень — это Христос. Царевич, уверовав в Спасителя, слушает поучения старца об основах веры и принимает Крещение.

Разгневанный царь Авенир пытается склонить сына к язычеству, но по Промыслу Божию в конце концов и сам принимает христианство. Вместе с сыном они удаляются в пустыню, передав власть мудрому и благочестивому вельможе Варахии, также уверовавшему во Христа.

История эта подозрительно точно напоминает события, произошедшие за полтысячелетия до нее с сыном раджи Шуддходаны — Сиддхартхой Гаутамой.

Рождение и детство Сиддхартхи сопровождается многочисленными чудесами, и мудрецы сообщают изумленным родителям, что ребенка ждет большое будущее: он либо станет великим героем и воином, либо отшельником и учителем.

Отец предпочитает первый путь и помещает сына в «оранжерейные условия»: селит его в царских покоях, окружает молодыми и красивыми юношами и девушками, учит всем искусствам и наукам, исполняет все прихоти… Но в 29 лет царевич, уже семейный человек, наконец, выходит за пределы дворца и встречает поочередно больного человека, дряхлого старика и похоронную процессию, а затем — погруженного в медитацию отшельника.

Воспитатель сообщает царевичу Иоасафу о Варлааме. Цветная миниатюра из рукописной книги «Повесть о Варлааме и Иоасафе».

Потрясенный увиденным, он сам начинает духовный поиск, посещает многих духовных учителей, а через несколько лет обретает просветление и формулирует так называемые «четыре благородные истины»:

  • жизнь есть страдание;
  • причина страдания — жажда, ненасытное желание;
  • существует путь преодоления страданий;
  • собственно путь, вошедший в историю как Восьмеричный (о нем чуть ниже).

Когда Сиддхартха, получивший имя Будда — «Пробужденный» — стал уже знаменитым проповедником, на связь с ним вышел отец в попытке вернуть его к серьезным государственным делам, но в итоге сам на смертном одре принял новое учение.

Создание Сангхи (общины)

Первыми учениками стали два торговца.
Великий Учитель даровал им несколько волосков со своей головы, они хранятся
сейчас, как драгоценная реликвия, в пагоде Шведагон.

1-ая священная проповедь «Первый поворот колеса Дхармы» прозвучала в Оленьей Роще. Будда изложил «Четыре Благородные Истины» и указал, каким должен быть Восьмеричный Путь. Так он смог запустить Колесо Дхармы. Его слушали те самые пять аскетов-товарищей, с которым он путешествовал в прошлом. Они же стали членами буддистской Сангхи – так свершилось формирование Триратны, то есть Трех драгоценностей буддистской доктрины (Будда, Дхарма и Сангха). Впоследствии все из этих аскетов смогли стать архатами.

Немного позже в Сангху вошел Яса со спутниками, три брата Кассапа с тысячью последователей и учеников. Все они осознанно решили нести Дхарму остальным людям.

Суть и направления Буддизма

Буддизм – это не просто религия, а целая философская система, которая основывается на религиозном учении. В самом буддизме выделяют три направления:

  • Ваджраяна.
  • Махаяна.
  • Тхеравада.

Они отличаются между собой, что связано с разными школами, где буддисты по-своему трактуют детали учения. В основе тибетского, китайского, индийского, тайского буддизма истины очень похожи и сконцентрированы на любви, добре, отказе от излишеств и необходимости пройти идеальный путь, чтобы избавиться от страданий.

Направление Тхеравада распространена в Шри-Ланке, Таиланде, Лаосе, Камбодже, Мьянме. Махаяна и ваджраяна преобладают в КНР, Тибете, Вьетнаме, Японии, Корее, Монголии, Сиккиме (север Индии), Бутане.

На Филиппинах, в Пакистане, Индонезии и Индии буддистов всего 1% населения. В США последователей этого древнего учения около 10 млн. человек, в Канаде – 300 тыс., Южной Америке – 160 тысяч, в Европе – по разным оценкам от 1 млн. до 3 млн. человек. В основном, исповедуют буддизм выходцы из стран Азии, но есть и новообращенные.

Буддистские храмы существуют в каждой стране, как и общины, куда может придти каждый желающий, чтобы получить информационную, духовную, психологическую поддержку. В храмах и в общинах нет икон, а только статуи Будды и святых, которые были последователями веры. Присутствует собственная символика:

  • Чхатра (зонт).
  • Бумпа (ваза с сокровищами).
  • Матсья (золотая рыбка).
  • Падма (лотос).
  • Шанкха (раковина).
  • Двахья (знамя).
  • Дхармачакра (колесо Драхмы).
  • Шриватса (бесконечность).

Каждый символ обладает своим значением и обоснованием. В религии присутствуют традиции, идеи, развитие, смысл, духовная работа, которая помогает достичь просветления.

Жизнь до рождения

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Если верить историям и легендам о Будде, то его путь к просветлению, целостному и полному осознанию природы реальности начался за десятки тысячелетий до его реального рождения. Это называется колесом чередования жизней и смертей. Понятие более распространено под названием «сансара». Этот круговорот ограничен кармой – вселенским причинно-следственным законом, согласно которому греховные или праведные действия человека определяют его судьбу, предназначенные для него наслаждения и страдания.

Так вот, началось все со встречи Дипанкары (первого из 24-х будд) с ученым и богатым брахманом, представителем высшего сословия, по имени Сумедхи. Тот был просто поражен его спокойствием и безмятежностью. Сумедхи после этой встречи сам себе пообещал достичь точно такого же состояния. Так что его начали именовать бодхисаттвой – тем, кто стремится к пробуждению для блага всех существ, чтобы выйти из состояния сансары.

Сумедхи умер. Но его сила и тяга к просветлению – нет. Именно она обусловила его множественные рождения в различных телах и образах. Все это время бодхисаттва продолжал совершенствовать свое милосердие и мудрость. Говорят, в свой предпоследний раз он родился среди богов (дэвов), и получил возможность выбрать наиболее благоприятное место для своего окончательного появления на свет.

Если верить традиционной биографии Будды, его отца звали Шуддходана, и он был раджей (владетельным человеком) маленького индийского княжества и главой племени шакьев – царственного рода предгорий Гималаев со столицей Капилаваттху. Интересно, что Гаутама – это его готра, экзогамный клан, аналог фамилии.

Есть, правда, еще одна версия. Согласно ей, Шуддходана был членом собрания кшатриев – влиятельного сословия в древнеиндийском обществе, в которое входили владетельные воины.

Матерью Будды была царица Махамайя из царства колиев. В ночь зачатия Будды ей приснилось, что в нее вошел слон белого цвета с шестью светлыми бивнями.

Согласно большинству источников, царица Махамайя умерла спустя несколько дней после родов.

Для благословения младенца был приглашен отшельник-провидец Асита из горной обители. Он обнаружил на теле ребенка 32 признаков великого человека. Провидец сказал – младенец станет либо чакравартином (великим царем), либо святым.

Мальчика называли Сиддхартха Гаутама. Церемония именования была проведена на пятый день после его рождения. «Сиддхартха» переводится, как «тот, кто добился своей цели». Чтобы предсказать его будущее, пригласили восьмерых ученых брахманов. Все они подтвердили двойственную судьбу мальчика.

Однажды, на 30-м году своей жизни, Сиддхартха Гаутама, Будда в будущем, отправился за пределы дворца в сопровождении колесничего Чанны. И он увидел четыре зрелища, которые изменили его жизнь навсегда. Это были:

  • Нищий старик.
  • Больной человек.
  • Разлагающийся труп.
  • Отшельник (аскетично отрекшийся от мирской жизни человек).

Тот день действительно изменил многое. Увиденное подвигло Будду Шакьямуни оставить свой дом, семью и все имущество. Он отказался от прежней жизни, чтобы отправиться на поиски пути для избавления от страданий.

биография

Вопросы королевского статуса

Хотя Шуддходана часто изображается и упоминается как король, самые последние исследования по этому вопросу опровергают представление о том, что Шуддходана был монархом. Многие известные ученые заявляют, что республика Шакья была не монархией, а скорее олигархией, управляемой элитным советом воинов и министерского класса, который выбрал своего лидера или раджа. Хотя раджа мог обладать значительной властью на родине Шакья, он не правил самодержавно. Важные вопросы обсуждались в совете управляющих, и решения принимались консенсусом. Более того, ко времени рождения Сиддхарты республика Шакья стала вассальным государством более крупного Королевства Косала. Глава олигархического совета Шакьи, раджа, мог вступить в должность и оставаться на своем посту только с одобрения короля Косалы.

Процессия царя Суддходана из Капилавасту, идущий навстречу своему сыну Будде, идущему в воздухе (головы подняты вверх в нижней части панели), и дать ему баньян (нижний левый угол).Санчи.

Самые ранние доступные нам буддийские тексты не идентифицируют Шуддходану или его семью как членов королевской семьи. В более поздних текстах, возможно, было неверное истолкование палийского слова раджа, что также может означать короля, принца, правителя или губернатора. Или, как указано в соответствующей статье о буддизм «Некоторые истории о Будде, его жизни, его учениях и утверждениях об обществе, в котором он вырос, возможно, были изобретены и вставлены в более позднее время в буддийские тексты».

Рождение Сиддхартхи и Великое отречение

Сиддхартха Гаутама родился в Лумбини и вырос в столице Шакьи Капилавасту. Согласно легенде, Шуддходана пошел на многое, чтобы не дать Сиддхартхе стать шрамана. Но в 29 лет, испытав Четыре достопримечательности Сиддхартха покинул свой дом в поисках духовных ответов на неудовлетворительный характер жизни, оставив свою жену Ясодхара и маленький сын Рахула. Историю об уходе Сиддхартхи традиционно называют Великим отречением.

Более поздняя жизнь

Шуддходана оплакивал уход сына и приложил немало усилий, пытаясь найти его. Семь лет спустя, после его слов просветление достиг Суддходаны, он послал девять эмиссаров, чтобы пригласить Сиддхартху обратно в страну Шакья. Будда проповедовал эмиссарам и их окружению, которые присоединились к Сангха.

Затем Шуддходана послал близкого друга Сиддхартхи, Калудайи, чтобы пригласить его вернуться. Калудайи тоже решил стать монахом, но сдержал слово и пригласил Будду к себе домой. Будда принял приглашение отца и вернулся, чтобы навестить его дом. Во время этого визита он проповедовал дхарма в Суддходану.

Четыре года спустя, когда Будда услышал о неминуемой смерти Суддходаны, он снова вернулся в свой дом и проповедовал Шуддходане на смертном одре. Наконец он получил Архатство.

Обряды в буддизме

В Буддизме самое главное – это чистота мыслей и успокоение, что поможет достичь просветления. С самого рождения и до смерти буддист выполняет специальные традиции, а когда он умирает, то его в мир иной провожают по особому ритуалу.

Приверженцы религии должны посещать храмы, заниматься медитацией, поклоняться, делать подношения, читать мантры.

Когда рождается человек, то приходит лама, ставит знак запрета, который не позволит посторонним входить к ребенку целый месяц. С того момента монах на всю жизнь становиться покровителем ребенка.

Отдельный обряд проводится, когда буддист желает жениться или выйти замуж. Бракосочетание обязательно проводиться в храме, где монахи читают мантры и жгут благовонии. Весь процесс длится несколько часов. Молодых ламы окутывают белыми гирляндами, которые соединяют молодоженов с монахами. Принято угощать в самом конце ритуала лам едой. Чем она вкуснее, тем лучше и крепче будут отношения в семье.

Особая традиционность соблюдается во время инициации и похорон. Когда молодой человек становится монахом, ему обязательно бреют голову и выдают красное одеяние.

После этого неофит произносит молитвы, очень похожие на клятву. Главный служитель монастыря задает новому монаху вопросы, которые обязательны для обряда инициации.

На похоронах лама читает священное писание (Бардо Тходол или «Тибетская книга мертвых»). Песнопения призваны успокоить душу умершего, а также разорвать круг Сансары. Только потом идет погребение – сначала могилу освещают, потом поются мантры, потом в могилу опускают умершего. Буддисты верят, что это защита души умершего и способ успокоить душу.

Рождение Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни

Конечно, легенды и всякие
мифические рассказы тесно переплетаются с реальной жизнью Гаутамы. Но то, что
этот человек действительно существовал, подтверждают многие документы,
сохранившиеся до наших дней.

Появлению великого духовного наставника на свет предшествовало провозглашение. После боги решили, кому предстоит стать Буддой, явились к нему и попросили родиться на земле. Будущий Будда избрал место появления – Срединное царство в Индии (в Джамбудвипе), род – касту кшатриев, мать – чистую Майю, добродетельность которой доказывалась на протяжении многих предыдущих жизни. Но это легенда.

Согласно традиционной биографии, будущий Будда был рожден в непростой семье – у раджи и главы племени шакьев. Отца звали Шуддходана Гаутама, он правил небольшим северо-индийским княжеством, столицей которого был город Капилаваттху. Матерью Будды была царица Махамайя из царства колиев. Но чтобы стать тем, кем он стал, Сиддхартха прожил ни одну жизнь. А родился он примерно в 560 году до нашей эры.

Еще одна легенда гласит: зачатие Будды было предсказано в вещих снах. Божества перенесли Махамайю в Гималаи, где она была выкупана, одета, украшена цветами и оставлена в золотом гроте. И Будда вошел в материнскую утробу в образе белого слона. Само зачатие сопровождали тридцать два природных знамения.

Махамайя отправилась рожать в отчий дом. Только роды начались раньше, в дороге, и ребенок появился на свет в роще Лумбини (неподалеку от современной границы Индии и Непала). В момент рождения содрогнулась земля. Спустя несколько дней царица Махамайя умерла.

Древние писания повествуют, что
новорожденный обладал взрослым разумом и сразу заговорил. Среди самых первых
были слова про освобождение человечества от страданий. Он сразу умел ходить и
сделал несколько шагов на север, юг, запад и восток, а на его следах
распускались цветы лотоса. Провидец Асита, приглашенный благословить младенца,
предсказал, что ребенку суждено стать чакравартином (то есть великим царем) или
святым Буддой.

Молодость

Рассказывая о биографии Будды, следует отметить, что его воспитанием занималась младшая сестра Махамайи. Ее звали Маха Праджапати. Отец тоже принимал определенное участие в воспитании. Он хотел, чтобы сын стал великим царем, а не религиозным мудрецом, поэтому, помня о двойственном предсказании на будущее мальчика, всячески старался оградить его от учений, философии и знаний о людских страданиях. Специально для мальчика он приказал построить целых три дворца.

Будущий Бог Будда обгонял всех своих сверстников во всем – в развитии, в спорте, в науке. Но больше всего его тянуло к размышлениям.

Как только юноше исполнилось 16 лет, его женили на принцессе по имени Яшодхара, дочери царя Сауппабудды такого же возраста. Спустя несколько лет у них родился сын, которого назвали Рахула. Он был единственным ребенком Будды Шакьямуни. Интересно, что его рождение совпало с лунным затмением.

Целых 29 лет Сиддхартха жил как принц столицы Капилавасту. Он получал все, что только можно было пожелать. Но чувствовал: материальные блага – далеко не конечная цель жизни.

Седьмой подвиг

Будда удалился от дворца на значительное расстояние, отдал коня слуге, поменялся одеждой с первым попавшимся нищим странником и отправился в путь на поиски истины. С этого момента жизнь Будды Шакьямуни изменилась навсегда. Он стал на путь, ведущий к духовному совершенству.

Жизнеописание Будды Шакьямуни содержит историю о том, как принц Сиддхартха пришёл в Магадхи. Правитель Раджагриху, раджа Бимбисар, пригласил Гаутаму в свой дворец. Он много беседовал с бедным отшельником, каким представился ему принц, и был очарован его умом и знаниями. Раджа нуждался в таком советнике и предложил Сиддхартхе высокий пост при своей персоне, но будущий Учитель народов отказался.

В один из дней Сиддхартха встретил девушку, которая предложила отшельнику еду и питьё. К этому времени Гаутама уже накопил огромный багаж знаний и том, что представляет собой реальная жизнь. Однако он был крайне истощён – сквозь кожу просвечивали рёбра, а сам он был близок к физической смерти. Он вступил в период экзистенциального кризиса.

Отведав обычную пищу и искупавшись в чистой воде, он почувствовал себя обновлённым. Его ученики не приняли перемену в учителе. Они сочли его отступником, предавшим своё предназначение быть отшельником-аскетом. Сиддхартха возразил: «Учиться – значит меняться, иначе учение не имеет смысла».

Шакьямуни опустил свою чашу в воду реки и сказал ученикам: «Если она поплывёт против течения, значит, я прав», — и чаша начала движение вверх по реке. Тем не менее ученики решили оставить своего учителя и товарища и двигаться дальше путём аскезы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: