Этимология и толкование
Первоначальное значение этого слова неизвестно, и по этому поводу высказывались предположения, по крайней мере, со времен Буддхагхоши , который дает восемь интерпретаций этого слова, каждое из которых имеет разную этимологическую поддержку, в своем комментарии к Дигха Никае , Сумангалавиласини :
- Тот, кто пришел таким образом, т.е. кто проделал свой путь вверх к совершенству для блага мира таким же образом, как и все предыдущие Будды.
- Тот, кто ходил таким образом, т.е. (а) тот, кто при рождении сделал семь равных шагов таким же образом, как и все предыдущие будды, или (б) тот, кто так же, как и все предыдущие будды, прошел свой путь к состоянию будды через четыре Джханы и пути.
- Тот, кто путем познания достиг истинной сути вещей.
- Тот, кто победил Истину.
- Тот, кто увидел Истину.
- Тот, кто провозглашает Истину.
- Тот, чьи слова и дела согласны.
- Великий врач, чье лекарство всесильно.
Современные ученые считают, что грамматика санскрита предлагает по крайней мере две возможности для разделения составного слова: либо татха и агата (через правило сандхи ā + ā → ā), либо татха и гата. Татха означает «так» на санскрите и пали, и буддийская мысль использует это слово для обозначения того, что называется «реальность как она есть» ( ятхабхута ). Эта реальность также упоминается как «таковость» или «таковость» ( татхата ), просто указывая на то, что она (реальность) и есть то, чем она является.
Татхагата определяется как тот, кто «знает и видит реальность такой, какая она есть» ( ятха бхута нана дассана ). Гата «ушел» — это прошедшее пассивное причастие от глагольного корня gam «идти, путешествовать». Āgata «приходить» — это пассивное причастие прошедшего времени глагола, означающее «приходить, приходить». В этой интерпретации Татхагата буквально означает либо «тот, кто дошел до таковости», либо «тот, кто достиг таковости».
Другая интерпретация, предложенная ученым Ричардом Гомбрихом, основана на том факте, что при использовании в качестве суффикса в составных словах -gata часто теряет свое буквальное значение и вместо этого означает «бытие». Таким образом, Татхагата означает «такой», без движения в любом направлении.
По словам Федора Щербацкого , этот термин имеет небуддийское происхождение и лучше всего понимается по сравнению с его использованием в небуддийских произведениях, таких как Махабхарата . Щербатской приводит следующий пример из Махабхараты ( Шантипарва , 181.22): «Как нельзя увидеть следы птиц (летящих) в небе и рыб (плавающих) в воде, Так ( татха ) идет ( гати ) тех, кто осознали Истину ».
Французский писатель Рене Генон в эссе, проводящем различие между пратьека-буддами и бодхисаттвами , пишет, что первые кажутся внешне выше последних просто потому, что им позволено оставаться непроходимыми, тогда как вторые должны в некотором смысле заново открывать «путь». »Или, по крайней мере, повторить это, чтобы другие тоже могли« пойти этим путем », отсюда татха-гата .
Пять Татхагат [ править ]
В буддизме Ваджраяны пять татхагат ( панкататхагата ) или пять татхагат мудрости ( китайский :: 智 如 来; пиньинь : Wǔzhì Rúlái ), пять великих будд и пять джинов ( санскрит для «победителя» или «победителя») являются эманациями. пяти качеств Ади-Будды или «первого Будды» Вайрочаны или Ваджрадхары , который связан с Дхармакайей .
Пять Будд Мудрости являются развитием буддийских тантр и позже стали ассоциироваться с трикайской или теорией «трех тел» состояния будды . В то время как в Таттвасанграха-тантре есть только четыре семейства будд , полная мандала Алмазного царства с пятью Буддами впервые появляется в Ваджрашекхара-сутре . В Ваджрасекхара также упоминается шестой Будда, Ваджрадхара , «Будда (или принцип), рассматриваемый как источник, в некотором смысле, пяти Будд».
Пять будд являются аспектами дхармакаи «тела дхармы», которое воплощает в себе принцип просветления в буддизме .
Когда эти будды представлены в мандалах, они не всегда могут иметь одинаковый цвет или быть связаны с одними и теми же направлениями. В частности, можно поменять местами Акшобхья и Вайрочана. Будды, представленные в мандале Вайрочана, расположены следующим образом:
Амогхасиддхи (север) | ||
Амитабха (Запад) | Вайрочана ( главное божество / медитатор) | Акшобхья (восток) |
Ратнасамбхава (юг) |
Библиография
Перевод «Nyorai» (по-английски: «Так пришел один»; по-французски: «Так-пришел» или «Татхагата»)
- Сутра Лотоса , в переводе с Kumarajiva китайцев по Burton Watson (Columbia University Press, 1993)
- Письма и трактаты Ничирена Дайшонина , ACEP, 7 томов
- Лотосовая сутра , французская версия английского перевода Кумарадживы с китайского Бертона Уотсона (Les Indes savantes, 2007)
- Сутра Лотоса, Вслед за книгу несравненной Senses и книги Созерцание по Sage-Universel , в переводе с китайцами Kumarajiva на Жан-Ноэль Роберт (Париж, Arthème Fayard, 1997)
- Le Lotus de la Bonne Loi , перевод с санскрита Эжена Бюрнуфа (Париж, Imprimerie Nationale, 1852. Переиздание: Париж, Адриен Мезоннёв, 1973)
- Гастон Ренондо, Доктрина Ничирена , , PUF
- Словарь буддизма , , Editions du Rocher
* * *
1 Последователи его до сих пор существуют в Индии; их называют джайнами, а учение джайнизмом. В современной Индии насчитывается около миллиона джайнов.
2 Обычный перевод: «Все сущее — страдание» — не совсем точен.
3 Очень интересна буддийская концепция элементарных частиц (или дхарм) как мгновенных вспышек чего-то сущего и в то же время не-сущего (мы бы сейчас сказали: физического поля), подступы к понятиям бесконечно малого и нуля. Буддийская мысль подвела к открытию нуля, а возможно, и совершила это открытие. Один из древнейших индийских терминов, обозначающих нуль — «шунья» (пустота, нуль, ничто), — центральная категория буддийской мысли около начала нашей эры. Исключительного расцвета достигло также буддийское искусство. Вчувствование в «благородное молчание» вдохновило на создание поразительных икон, статуй, на строительство храмов, на литературу джатак (см. ниже).
4 «Милинда-паньха», ок. начала нашей эры.
5 Некоторые древнегреческие мыслители придерживались этого учения.
6 Бодисатва (или бодхисаттва) – просветленный, останавливающийся на пороге нирваны, чтобы помогать другим существам.
М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2005. – Серия «Humanitas»
Ссылки [ править ]
- ^ a b Чалмерс, Роберт. Журнал Королевского азиатского общества, 1898. С. 103-115.
- ^ Ангуттара Никая 4:23, пер. Ньянапоника Тхера и Бхиккху Бодхи [ требуется полная ссылка ]
- ^ a b Бхиккху Бодхи, Словами Будды. Публикации мудрости, 2005 г.
- ^ Jayarava (27 февраля 2009). «Филологические разногласия I» , jayarava.blogspot.com,. Проверено 3 октября 2012 г.
- ^ Флорин Giripescu Sutton (1991), Существование и Просвещение в Ланкаватаре-сутре: Исследование в Онтологии и эпистемологии йогачары школы буддизма Махаяны , с.104
- ^ Генон, Рене (2001). «32 восходящей и нисходящей реализации». В Форе, Сэмюэл Д. (ред.). Посвящение и духовное осознание . Перевод Фора, Генри Д. Гент, Нью-Йорк: София Переннис. С. 172–173.
- ^ a b c d e Питер Харви, Бескорыстный разум. Curzon Press 1995
- ^ Ямака Сутта, .
- ^ a b c Тайсон Андерсон, Калупахана о Нирване . Философия Востока и Запада , апрель 1990, 40 (2)
- ^ a b c Александр Винн, Происхождение буддийской медитации. Рутледж 2007
- ↑ Эдвард Конзе, Совершенство мудрости в 8000 строках , Публикации Шри Сатгуру, Дели, 1994, стр. xix
- ^ Уильямс, Винн, Племя; Буддийская мысль: полное введение в индийскую традицию, стр. 210.
- ^ Джон Маршалл, Руководство по Санчи, 1918 p.46ff (Public Domain текст)
Семь будд древности
«Семь Будд» в Санчи (1 век до н.э. / н.э.). Шесть Будд прошлого представлены вместе с нынешним Буддой, Гаутамой Буддой , с его Древом Бодхи (в крайнем правом углу). В центральной части расположены три ступы, чередующиеся с четырьмя деревьями с тронами перед ними, которым поклоняются как человеческие, так и божественные фигуры. Они представляют шесть будд прошлого (а именно: Випасси Будду , Сикхи Будду , Вессабху Будду , Какусандху Будду , Конагаману Будду и Кассапу Будду ). Три символизируются ступами, а четыре — деревьями, под которыми каждый соответственно достиг просветления. Дерево в крайнем правом углу — это пипал Гаутамы Будды, а рядом с ним — баньяновое дерево Будды Кассапы. Идентификация остальных менее определена.
Сумедха , юноша, который после многих перевоплощений стал Гаутамой Буддой , получивший свою ниятха виварану (предсказание будущего состояния Будды ) от Дипанкары Будды.
В самых ранних слоях палийских буддийских текстов , особенно в первых четырех никаях , прямо упоминаются и называются только следующие семь будд, Семь будд античности ( Саптататхагата , или «Семь Татхагат»):
- Випасси
- Сикхи
- Вессабху
- Какусандха
- Конагамана
- Кашьяпа
- Гаутама
Одна сутта под названием Чаккаватти-Сиханада сутта из раннего буддийского текста под названием Дигха Никая также упоминает, что после семи будд древности предсказано, что в мире возникнет будда по имени Майтрейя .
Однако, согласно тексту буддийской традиции Тхеравады из более поздних слоев (между 1 и 2 веками до н.э.), называемого Буддхавамса , к списку семи имен в ранних текстах был добавлен еще 21 Будда . Традиция тхеравады утверждает, что может быть до пяти будд в кальпу, или мировую эпоху, и что в нынешней кальпе было четыре будды, при этом нынешний Будда, Готама, был четвертым, а будущий Будда Меттейя был пятым и последним Буддой в мире. калпа . Это сделало бы текущий эон бхадракальпой ( эоном удачи ). Однако в некоторых санскритских и северных буддийских традициях в бхадракальпе насчитывается до 1000 будд, причем будды Готама и Меттейя также являются четвертым и пятым буддами кальпы соответственно.
Согласно традиции Тхеравады, из семи будд, названных в ранних буддийских текстах, четыре происходят из нынешней кальпы, а три — из прошлых.
- Випасси (жил девяносто одну калпу назад)
- Сикхи (жили тридцать одну калпу назад)
- Vessabhū (жил тридцать один кальп назад в том же кальпы как Сикхи)
- Какусандха (первый будда нынешней бхадракальпы )
- Конагамана (второй будда нынешней бхадракальпы )
- Кассапа (третий будда нынешней бхадракальпы )
- Гаутама (четвертый и нынешний Будда нынешней бхадракальпы
Слово о молчании
В состоянии полной душевной ясности, духовного равновесия, «безветрия души», как говорят буддийские памятники, родилось само собой все то, что так напряженно искал Гаутама раньше. Когда Гаутама стал иным, ответы на мучительнейшие вопросы пришли, как слово «вечность», которое так внезапно складывается само собой у «оттаявшего» Кая в андерсеновской сказке.
Несколько недель Гаутама оставался один, созерцая и размышляя. Ему казалось, что люди не поймут его. Но потом он все-таки пошел к пяти аскетам, недавно смеявшимся над ним, с проповедью «срединного пути»: «О, братья! В две крайности не должны впадать вступившие на путь. В какие же две?
Одна из них в страстях, соединена с наслаждением, влечением, низкая, грубая, свойственная человеку непросвещенному.
Другая соединена с самоистязанием, скорбная, несвятая, связанная с тщетой.
Татхагата, обойдя обе эти крайности, нашел срединный путь, дающий прозрение, знание, ведущий к успокоению, высшему пониманию, нирване…».
В нынешнем своем составе эта первая (Бенаресская) проповедь продолжается учением о «четырех благородных истинах»:
1. Все сущее болезненно, несовершенно (2).
2. У этой болезненности есть причина.
3. Причина может быть устранена.
4. Есть путь к устранению этой причины.
Мы скажем немного позже о том, что считает Будда причиной страдания, причиной несовершенства мира и что такое буддийская нирвана — блаженство, к которому ведет срединный путь
Сейчас же обратим внимание на сам язык Бенаресской проповеди. Учение Татхагаты изложено не как миф, не как ряд загадочных притч (хотя Будда иногда и пользовался языком притч), а как стройная, логически организованная теория, начатки которой доступны всякому ясно мыслящему человеку
Будда стихийно исходил из принципа описания мира, сформулированного в «Логико-философском трактате» Л. Витгенштейна (М., 1958): «То, что вообще может быть высказано, должно быть сказано ясно. А о том, что нельзя сказать ясно, надо молчать». Он отвечал «благородным молчанием» на вопросы: «Существуют ли боги? Или они не существуют? Вечен ли просветленный, погрузившийся в Нирвану? Или и он не вечен? Вечен ли мир во времени? Бесконечен ли мир в пространстве?» и т. п.
Разгадка широты и гибкости буддизма именно в этом — не в том, что Будда сказал, не в том даже, как он это сказал, а в том, что самое важное он не договаривал. Эта недосказанность будила воображение, волновала, оставляла место рядом с рассудочной однозначностью и для поэтической многозначности
Будда показывал своим ученикам горсть листьев и спрашивал: «Много ли это?» — «Немного», — отвечали ученики. «А сколько листьев в лесу?» — «Неизмеримо больше», — отвечали ученики. «Так и то, что я сообщил вам, подобно горсти листьев, сравнительно с бесконечным числом листьев в лесу…». В другом (правда, более позднем) предании Будда, собрав учеников, молча улыбаясь, показывал им цветок. Это и была вся проповедь.
Будда не говорил, что не знает тайны жизни. Но он показывал, что не стоит говорить с человеком о том, что тот не пережил, что главное — подвести к переживанию целостности бытия. И каждое поколение, каждое течение разгадывало «благородное молчание» на свой лад.
Из проповеди основателя джайнизма, Махавиры, уверенного, что вселенная состоит из ясно обозримых частей и что он все их может описать, вышло учение, до сих пор сохранившее свои четко проведенные границы; но влияние этого учения на философию, науку, искусство не идет ни в какое сравнение с буддийским. Из проповеди Будды вышло множество «буддизмов», временами очень далеких от того, что хотелось бы увидеть Будде. Но зато разработка вопросов, поставленных Буддой, привела к возникновению нескольких замечательных философских систем, оставивших глубокий след в истории человеческой мысли
В рамках буддизма сложились психологические и логические теории, до сих пор сохраняющие свою важность для науки (3)
Буддийский срединный путь был серединой не только между аскезой и распущенностью, но и еще в одном: между интеллектом и поэтическим чувством. Рассудочные натуры могли усваивать и развивать принципы буддизма в строго логической форме, а поэтически настроенные — отбрасывать философию и брать из «благородного молчания» то, что им подсказывало сердце и воображение. Именно поэтому буддизм стал не сектой или группой сект (как джайнизм), а религией для всех слоев общества, и для верхов, и для низов. Именно поэтому буддизм легко перешагнул границы Индии, стал мировой религией, системой культуры, объединяющей десятки народов Азии.