Язык чжангжун [ править ]
Горстка текстов шангжунга и двуязычных тибетских документов XI века свидетельствует о том, что язык шангжунг был родственником киннаури . Бонпо утверждает , что система письма Тибетской является производным от алфавита шангшунга, в то время как современные ученые признают ясный вывод тибетского сценария из индийского сценария Севера, который согласуется с счетами не-Bon тибетского. На современном языке киннаури, называемом тем же именем (произносится здесь как Джангшунг ), говорят 2000 человек в долине Сатледж в штате Химачал-Прадеш, которые утверждают, что являются потомками чжангжунгов.
Институт Шанг Шунг
Международный Институт
Тибетских Исследований Шанг Шунг (Shang Shung Institute) был основан в 1989 году Чогьялом Намкаем Норбу
и торжественно открыт в 1990 в Меригаре Его Святейшеством XIV Далай-ламой.
Институт является некоммерческой культурной организацией, не преследующей
политических целей. Институт носит имя легендарного царства Шанг-Шунг,
возникшего в Тибете более 4000 лет назад, — именно в Шанг-Шунге берёт своё
начало тибетская история и культура. Задача Института — сохранять тибетскую
культуру во всей её чистоте и полноте.
Уникальная тибетская
культура остаётся живой тысячи лет, чистая и незагрязнённая, передаваемая из
поколение в поколение и представляющая собой одно из сокровищ нашей планеты.
Поскольку сейчас существует реальная опасность потери этого уникального
сокровища, Институт Шанг Шунг способствует развитию знания о тибетской культуре
в её различных аспектах: религиозном, философском, художественном,
историческом, социальном, — внося таким образом свой вклад в дело их сохранения
и защиты.
Институт организовывает
курсы, учебные семинары, конференции, выставки; издаёт многочисленные книги;
может похвастаться современным цифровым архивом; предлагает учебные стипендии
молодым достойным тибетцам. Одним из основных видов деятельности Института
является перевод аутентичных тибетских текстов на основные западные языки.
Местонахождение
центрального Института Шанг Шунг — Западный Меригар, другие отделения находятся
в Австрии и США, развивается отделение в России. На протяжении многих лет
Институт сотрудничает с различными университетами, фондами и музеями, развивая
и взращивая интерес к тибетской культуре во всем мире. Деятельность института
осуществляется в четырёх основных направлениях: архивы и мультимедиа; культура
и мероприятия; традиционная тибетская медицина; преподавание и исследование
тибетского языка.
История ранних веков
Возникновение Королевства Пуранг-Гуге повысило позиции западного Тибета в Центральной Азии. Он был основан в регионе Пуранг к югу от гор Кайлаш ( Wylie : gangs rin po che ) потомками центральной тибетской монархии, Kyide Nyimagon , и отпрысками других благородных семей, таких как клан ‘Bro. Предшественником Пуранг-Гуге был Чжанчжун . Из некоторых надписей, все еще видимых в монастыре Табо, следует, что нетибетские имена, отмеченные первоначально в период до X века, похоже, были заменены тибетскими именами, когда регион попал под тибетское религиозное влияние. Некоторые из деревянных храмов в регионе и храм Дурга (сильно поврежденный) свидетельствуют о культистских тантрических практиках, преобладавших в этом районе в более ранние периоды, но не наблюдаемых в памятниках во время правления Пуранг-Гуге.
После правления Кийде Ньимагона, Еше-О , король и монах, правил всем Западным Гималайским регионом, включая верхние районы Ладакха, вместе со своим братом. Он был стабильным, пока не был разделен около 1100 года. Еше-О не только основал храмы, но и побуждал дворянство Тибета строить храмы на его территории. Он также отодвинул на задний план эзотерические формы тантрических практик (в основном неорганизованных групп), которые были тогда распространены в Тибете и помогли укрепить тибетскую буддийскую веру. Большое количество художественных произведений из бронзы приписывается коллекциям Нагараджи (одного из двух сыновей Еше-Ö). Однако вклад Ринчена Зангпо (958-1055 гг. Н.э.) в перевод санскритских произведений и в строительство храмов в этот период, который стал частью тибетского буддийского канона , является монументальным.
В другой версии истории говорится, что Лангдарму мучили внешние неприятности. Уйгурский каганат к северу разрушилась под давлением со стороны кыргызского народа в 840, и многие перемещенные лица бежали в Тибет.
Были серьезные беспорядки и в Ю-Цанге . Из-за соперничества и беспорядков, последовавших за смертью Лангдармы, между соперничающими группами, претендующими на власть, возникли серьезные конфликты, что привело к краху Тибетской империи. Этот период традиционно был известен как Эра фрагментации , когда доминировали восстания против остатков имперского Тибета, и за этим последовал рост региональных военачальников.
Поскольку королевские претенденты были несовершеннолетними, проблемы не обострялись, и статус-кво сохранялся до тех пор, пока в 866 году не разразилась гражданская война. В некоторых источниках говорится, что Цапаранг был сделан столицей Гуге Намде Осунгом ( Wylie : gnam lde ‘od srung ), один из сыновей Лангдармы. В некоторых других источниках упоминается, что два внука Лангдармы бежали в Западный Тибет около 919 года. Самый старший, Кийде Ньимагон ( Wylie : skyid lde nyi ma mgon ), обосновался в Пуранге и завоевал большую территорию, включая Марьюл (Ладакх) и части Долина Спити . После его смерти его королевство было разделено между тремя его сыновьями на королевства Марьюл, Гуге-Пуранг и Занскар.
Однако в Центральном Тибете потомки королевской семьи стали местными вождями, каждый из которых контролировал меньшие территории.
Сноски [ править ]
- ^ Aldenderfer, Марк (2007). «Определение этнической принадлежности Чжан Шунг: археологическая перспектива из далекого западного Тибета». В Эми Хеллер и Джакомелла Орофино (ред.). Открытия в Западном Тибете и Западных Гималаях: Очерки истории, литературы, археологии и искусства . Тибетские исследования, Труды десятого семинара Международной ассоциации тибетских исследований, Оксфорд, 2003. Лейден: Brill. С. 1–22. ISBN 978-90-04-15520-6.
- ^ a b «ОТЧЕТ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ KM-III: разведывательная миссия по обнаружению храма Шри Аштапад» . Архивировано из оригинала на 2010-05-28 . Проверено 14 апреля 2010 года .
- ^ Karmey, Самтен Г. (1979). Общее введение в историю и доктрины Бон , стр. 180. Тойо Бунко, Токио.
- Перейти ↑ Stein, RA (1972). Тибетская цивилизация . Издательство Стэнфордского университета, Стэнфорд, Калифорния. ISBN 0-8047-0806-1 (ткань); ISBN 0-8047-0901-7 .
- ^ Аллен, Чарльз . (1999). Поиски Шангри-Ла: Путешествие в тибетскую историю . Abacus Edition, Лондон. (2000), стр. 266-267; 273-274. ISBN 0-349-11142-1 .
- ^ a b Тибетская цивилизация , Р. А. Штейн, Фабер и Фабер
- ^ Karmey, Самтен Г. (1975). «Общее введение в историю и доктрины Бон», стр. 180. Мемуары исследовательского отдела Тойо Бунко , № 33. Токио.
- Перейти ↑ Lee, Don Y. (1981). История ранних отношений между Китаем и Тибетом: из документального обзора «Цзю тан-шу» , стр. 7–9. Eastern Press, Блумингтон, Индиана.
- ^ Пеллиот, Поль. (1961). Histoire ancienne du Tibet , стр. 3–4. Librairie d’Amérique et d’orient, Париж.
- ^ Норбу, Намкай. (1981). Ожерелье Гзи, Культурная история Тибета , стр. 30. Информационное бюро Его Святейшества Далай-ламы, Дхарамсала, HP, Индия.
- Перейти ↑ Beckwith, Christopher I. (1987). Тибетская империя в Центральной Азии , с. 20. Princeton University Press, Princeton, NJ. Четвертый тираж с новым послесловием и 1-я версия в мягкой обложке. ISBN 0-691-02469-3 .
- ^ Аллен, Чарльз . В поисках Шангри-Ла: Путешествие в историю Тибета , стр. 127–128. (1999). Перепечатка: (2000). Abacus, Лондон. ISBN 0-349-11142-1 .
- Перейти ↑ Stein, RA (1972). Тибетская цивилизация , стр. 59. Stanford University Press, Стэнфорд, Калифорния. ISBN 0-8047-0806-1 (ткань); ISBN 0-8047-0901-7 .
- ^ Беквит, Кристофер I. Тибетская империя в Центральной Азии. История борьбы за великую державу среди тибетцев, турок, арабов и китайцев в раннем средневековье, 1987, Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-02469-3 , стр. 43.
- ^ Отчет Ethnologue 14 для языкового кода: JNA
- ^ http://www.ligmincha.org/bon/founder.html
Источники править
- Аллен, Чарльз . (1999) Поиски Шангри-Ла: Путешествие в тибетскую историю . Литтл, Браун и компания. Перепечатка: 2000 Abacus Books, Лондон. ISBN 0-349-11142-1 .
- Беллецца, Джон Винсент: Чжан Шунг. Основы цивилизации в Тибете. Историческое и этноархеологическое исследование памятников, наскальных изображений, текстов и устных традиций древнего Тибетского нагорья. Denkschriften der phil.-hist. Класс 368. Beitraege zur Kultur- und Geistesgeschichte Asiens 61, Verlag der Oesterreichischen Akademie der Wissenschaften, Вена, 2008.
- Хуммель, Зигберт . (2000). О Чжан-Шунге . Отредактировал и перевел Гвидо Вольотти. Библиотека тибетских трудов и архивов. Дхарамсала, HP, Индия. ISBN 81-86470-24-7 .
- Кармей, Самтен Г. (1975). Общее введение в историю и доктрины Бон . Воспоминания исследовательского отдела Тойо Бунко, № 33, стр. 171–218. Токио.
- Стейн, Р.А. (1961). Les tribus anciennes des marches Sino-Tibétaines: легенды, классификации и история . Прессы Universitaires de France, Париж. (На французском)
- Цейслер, Беттина. (2010). «Острие Луны и к западу от Солнца? Приближается к земле с множеством имен, к северу от Древней Индии и к югу от Хотана». В: Тибетский журнал , специальный выпуск. Осень 2009 г., том XXXIV, н. 3-лето 2010, том XXXV, н. 2. «Записки Земного Быка», под редакцией Роберто Витали, стр. 371–463.
Королевство Гуге
Вид на монастырь Толинг, построенный во времена королевства Гуге.
Королевство Гуге было основано Чогьялом Еше-О в 967 году нашей эры со столицей в Толинге. Во время его правления Толинг стал важным центром посещения индийскими учеными и распространения буддийской религии и культуры. До этого, по инициативе короля, специально выбрали партию из 21 молодых и ярких студентов из монастыря были отправлены в Индию и Кашмир , чтобы пройти обучение в буддизме и переводить санскритские тексты на религию и языке , тибетского и обучение в Викрамашиле , специализированное учреждение по тантре . К сожалению, 19 из них не смогли пережить климат, укусы змей и болезни, и только два монаха, Ринчен Зангпо и Лекпай Шерап, выжили.
Во время правления второго и третьего королей индийские буддийские религиозные, художественные, архитектурные, библейские и философские традиции пронизывали Тибет через Гуге; это известно как «Второе достижение».
Во время правления Еше-О упор делался на религиозное образование, религиозную архитектуру и религиозную реформу. Он вырастил молодой отряд монахов. Он оделся как монах и жил в монастыре Толинг. В 1042 году третий царь пригласил в Гуге индийского мастера Атишу . Позже в 11 веке буддийская конференция была организована в Гьятса Джакханге (также известном как храм Еше-О), оригинальном храме 10 века, ныне лежащем в руинах. Индийский монах Атиша провел три года в Толинге и стал известным мастером в Тибете. Во время своего пребывания в Толинге он написал знаменитый буддийский труд «Светильник на пути к просветлению». Он вместе с первым настоятелем Толинга Бин-ченом Бзангпо был ответственен за введение южноазиатского искусства в Тибет, в частности, фрески, изображающие слияние индийского, непальского и кашмирского стилей. Знаменитые фрески — «16 танцоров ваджары» и «Рождение Шакьямуни», основателя буддизма. Монастыри были построены в Цапаранге и Толинге из сырцовых кирпичей вместе с другими храмами и монастырями. Влияние Королевства Гуге, особенно монастырского центра Толинг, ощущалось также от Кашмира до Ассама в Индии.
Столица Гуге была перенесена в Цапаранг к 15 веку. История также свидетельствует о том, что с 1624 по 1635 год миссия, возглавляемая португальским иезуитом Антониу де Андраде , предприняла попытку обратить Гуге в католицизм, а некоторые местные жители стали католиками, а также была построена церковь. Однако в результате возмущения местных жителей по поводу преследования монахов буддизма правителем Гуге они обратились к королевству Ладакх с просьбой вмешаться. Ладакхцы, которые много лет стремились включить Гуге в свои владения, вторглись в королевство, изгнав большинство христиан и разрушив церковь.
В 1679–80 годах Цапаранг и королевство Гуге были завоеваны базирующимся в Лхасе королевством под предводительством Далай-ламы 5-го , причинив значительный ущерб. Во время Культурной революции последовало дальнейшее разрушение статуй и фресок в обеих часовнях красногвардейцами . Несмотря на это разрушение, сохранилось множество великолепных фресок.
Могущественное королевство Гуге
С середины X до начала XVII века королевство Гуге управляло западным Тибетом, распространяя буддизм и сопротивляясь внешним атакам. Guge Kingdom сыграло важную роль в тибетской истории.
В IX веке некогда процветающее королевство Тубо постепенно уменьшалось. Последний Zamprogna Langdama (Тибетский король) реализовал политику искоренения буддизма. В результате были усилены противоречия между группой монахов и светской группой синей крови среди правителей, и разразились войны.
Лэнгдама умер в войне в 823 году. Его сыновья и внуки сражались за престолы. Jide Nimagun был побеждён в боях и убежал в отдалённый район Ngari. Позже он создал мощное королевство. В последние годы, чтобы избежать трагедии битвы между братьями, он разделил Гуге на три части и отдал их соответственно своим трём сыновьям.
В середине XVII века в царстве Гуге произошли гражданские беспорядки. Брат короля попросил Ладакское королевство (нынешний Кашмир) направить войска для нападения на королевство Гуге. Впоследствии чего царство было разрушено и аннексировано. Позже тибетское правительство во главе с Далай-ламой взяло на себя управление регионом.
История Zhangzhung [ править ]
Культура железного века Чанг Тан — Чжан Шунг? редактировать
Недавние археологические работы на плато Чанг Тан находят свидетельства существования культуры железного века, которую некоторые предварительно идентифицировали как Чжангжун.
Завоевание Чжангжунга править
Карта, показывающая Чжангжунг и его столицу Кюнглунг под властью Тибетской империи
Существует некоторая путаница относительно того, был ли Центральный Тибет завоеван Чжангжунгом во время правления Сонгцен Гампо (605 или 617–649) или во время правления Трисонг Децена ( Wylie : Khri-srong-lde-btsan ) ( годы правления с 755 по 797 год или во время правления Трисонга Децена ). 804). Записи Танских анналов , однако, похоже, ясно помещают эти события в правление Сонгцен Гампо, поскольку они говорят, что в 634 году Янтун (Чжан Шунг) и различные племена Цян «полностью подчинились ему». После этого он объединился со страной Янтун, чтобы победить Ажа или Туюхун., а затем завоевал еще два племени Цян, прежде чем угрожал Сунчжоу армией численностью более 200000 человек. Затем он отправил посланника с подарками в виде золота и шелка к китайскому императору, чтобы попросить китайскую принцессу выйти замуж, и, получив отказ, напал на Сунчжоу . Он, по-видимому, наконец отступил и извинился, а позже император удовлетворил его просьбу.
Ранние тибетские источники говорят, что тибетский царь и царь Чжангжунга женились на сестрах друг друга в рамках политического союза. Однако тибетская жена царя Чжангжунга жаловалась на плохое обращение со стороны главной жены царя. Война последовало, и через предательство тибетской принцессы, «Король Ligmikya из шангшунг, в то время как на его пути к Sum-ба ( Амдо провинции) попал в засаду и убили солдаты короля Srongtsen Гампо. Как следствие, королевство шангшунг была присоединена к Бод (Центральный Тибет). После этого новое царство, рожденное объединением Шангжунга и Бода, было известно как Бод рГьял-хаб ». Р.А. Штейн относит завоевание Чжангжунга к 645 году.
Восстание Чжан Шунга в 677 г. править
Чжан Шунг восстал вскоре после смерти короля Мангсонга Мангтсена или Триманга Лёнцана ( Wylie : Khri-mang-slon-rtsan , r. 650–677), сына Сонгцен Гампо , но был возвращен под контроль Тибета «твердым правлением». великих лидеров клана Мгар ».
Таинственное исчезновение царства Гуге
Самая загадочная вещь в царстве Гуге – то, как королевство с такой богатой и хорошо развитой культурой исчезло внезапно и полностью.
В XVII веке миссионеры с запада пришли в Королевство. В то время король находился в противоречии с братом и религиозным лидером. Чтобы подтвердить свою силу, король попытался ослабить силу буддизма с помощью западных миссионеров. В 1633 году монахи устроили восстание. Брат короля тайно связался с Ладакским королевством и попросил армию напасть на столицу Гуге в попытке свергнуть владыку Царства и занять место короля.
Началась жестокая война. Тем не менее, замок, построенный на вершине холма, имел самую сильную защиту в то время. Единственный путь к вершине – был искусственный туннель. Поскольку на всех склонах были скалы, невозможно было напасть на дворец. Тогда люди Гуге были вынуждены построить каменное здание рядом с горой. Армия Ладакха не смогли одолеть постройку, которая достигала всего 10 метров.
Пещерный город Цапаранг
Цапаранг, бывшая столица царства Гуге, находится в 20-ти километрах ниже Занды на той же южной стороне Сатледжа. Пыльная дорога идет то по широкой береговой террасе, то по каким-то полочкам над обрывами. Имеется табличка и въездной шлагбаум, за ним небольшая деревенька.
Домики тибетцев | |
---|---|
Первый взгляд на Цапаранг |
От деревни и стоянки нужно по тропке подняться на террасу, и примерно в километре к югу мы видим крутой мыс над слиянием двух каньонов, сплошь занятый остатками построек и пещерками. По аналогии с крымским Мангупом это можно назвать пещерным городом, причем очень большим.
Цапаранг вблизи. Сосчитайте этажи! | |
---|---|
Пещеры нижнего уровня |
Поселение имело как минимум три больших уровня, соответствующих разным сословиям жителей: нижний вокруг холма, средний непосредственно по склонам и верхний на плоской вершине скалы. Имеется вход с кассой и бетонированная туристическая дорожка-серпантин, уставленная запретительными табличками.
Вход в один из нижних храмов |
---|
На нижнем уровне, кроме пещер и остатков стен, имеется несколько храмов, не вполне разрушенных, но и не действующих. Внутри, как и в Толинге, пустынно.
Средний уровень весь занят стенами и пещерами. Поскольку наш китайский гид давно уже устал пресекать наши самостоятельные прогулки, можно было сойти с дорожки и пробраться дальше вдоль холма. Там то же самое: коробчатые остатки многоэтажных построек, пещеры, перелазы, пыль веков… Город был большой, пожалуй, с три Эски-Кермена, поставленных один на другой. Но все-таки в Турпанском оазисе будет не меньше.
Экскурсионная тропа через средний уровень | |
---|---|
Пещера хозяйственного назначения | |
Стены, пещеры и еще стены |
Обойдя этажи среднего уровня между стенами, туристическая дорожка приводит к началу тоннеля. Неглубоко внутри скалы вырублено несколько лестничных переходов, выводящих в конце концов на плоскую верхнюю часть мыса. Здесь имеется, как и на других ярусах, несколько храмов, закрытых на замки. На центральном сохранились забавные деревянные фигуры.
Голубь, украшающий один из верхних храмов |
---|
Кое-что из росписей удалось все-таки сфотографировать через дырки; стиль имеет мало общего с тем, что можно увидеть, например, в Лхасе.
Есть также развалины небольшого монастыря, очень похожего на виденные в Синцзяне на Джяо Хе : несколько вложенных прямоугольных кирпичных коробок, в самой внутренней — остатки статуи Будды, снаружи рядом — большая кирпичная ступа.
Росписи верхних храмов Цапаранга | |
---|---|
Монастырь на верхнем уровне | |
Он же внутри |
Весь верхний ярус опоясан невысокой стеной, вдоль которой можно приятно прогуливаться, только осторожно на потрескавшихся участках — не свалиться вместе с куском глиняной «скалы» с 50-метрового обрыва. Вдаль открываются потрясающие виды сверху на долину Сатледжа и глиняные горы вокруг, в изысканной желто-розовой цветовой гамме
Вдаль открываются потрясающие виды сверху на долину Сатледжа и глиняные горы вокруг, в изысканной желто-розовой цветовой гамме.
Глинобитный парапет | |
---|---|
Вид сверху на нижние пещерные уровни; вдали — деревня и долина Сатледжа; сухое русло-приток — то же, что и на предыдущем снимке | |
Неподалеку от выхода лестницы-тоннеля, ведущей снизу, имеется еще одна, идущая с верхнего уровня в так называемый «зимний дворец» — систему из нескольких довольно больших пещерных залов. Один ряд помещений вырублен параллельно западному обрыву и имеет открывающиеся в него окна, второй ряд идет параллельно первому в глубине массива.
В подземных залах пыльно, но не очень. Можно сидеть в потемках под выровненной «в сетку» стеной и чувствовать себя в , в Сирии, в Крыму или еще в каком-нибудь месте, где есть пещерные монастыри…
«Зимний дворец»-жилые пещерные помещения под верхним уровнем | |
---|---|
Еще пара дорожных видов напоследок |
Ссылки:
- GPS-координаты
- Lonely Planet Tibet, 2005, p. 214; перевод на сайте команды RATT; карта Западного Тибета — Нгари (.gif, 700KB)
- ВикиМапия: , , , , ,
, - Cергей Волков: Восхождение на Тибет (Кашгар — Али — Занда — Мэнси — Кьюнглунг Нулкар) часть 1, часть 2. Последняя тайна Тибета (Кьюнглунг Нулкар — фотоотчет)
- Фотоотчет японских путешественников по Западному Тибету
- Предыдущие отчеты: Турпан-2007 , Дуньхуан-2007, Вокруг горы Кайлас — часть 1, часть 2
- , к Содержанию
Правители
Список правителей Гуге и связанных с ним Ярце царство было основано тибетологами Лучано Петек и Роберто Витали
А. Царские предки династии Тубо.
- ‘Od srungs (в Центральном Тибете 842–905) сын Гланга Дармы
- dPal ‘Хор бцан (в Центральном Тибете 905–910) сын
- sKyid lde Nyi ma mgon (в Нгари Корсум, ок. 912–?) сын
- dPal gyi mgon (получил Ладакх, 10 век) сын
- lDe gtsug mgon (получил Занскар, 10 век) брат
Б. Короли Гуге и Пуранг.
- bKra shis mgon (получил Гуге и Пуранг, эт.947) брат
- Srong nge Ye shes ‘Od (? –988 или 959–1036) сын
- Нагараджа (религиозный лидер, ум. 1023) сын
- Девараджа (религиозный лидер, ум. 1026) брат
- Хор ре (988–996) дядя
- Lha lde (996–1024) сын
- ‘Od lde btsan (1024–1037) сын
- Бьянг Чуб Од (1037–1057) брат
- Чжи ба Од (религиозный деятель, ум. 1111) брат
- Чен тша рЦе льде (1057–1088) сын Бьянг Чуб ‘од
С. Короли Ярце.
- Naga lde (начало 12 века)
- bTsan phyug lde (середина 12 века)
- bKra shis lde (12 век)
- Grags btsan lde (12 век) брат бЦан пхюг льде)
- Grags pa lde (Kradhicalla) (эт. 1225)
- Сог льде (Ашокачалла) (fl. 1255–1278) сын
- ‘Ji dar sMal (Джитарималла) (fl. 1287–1293) сын
- A nan sMal (Анандамалла) (конец 13 века) брат
- Ri’u sMal (Рипумалла) (fl. 1312–1214) сын
- San gha sMal (Санграмалла) (начало 14 века) сын
- Аджитамалла (1321–1328) сын Джитарималлы
- Кальянамалла (14 век)
- Пратапамалла (14 век)
- Пу ни сМал (Пуньямалла) (fl. 1336–1339) королевской семьи Пуранг
- СПРИТИ СМАЛ (Притхивималла) (fl. 1354–1358) сын
Д. Короли Гуге.
Руины Цапаранга.
- Бар lde (дБанг lde) (1088 — ок. 1095) племянник Чечен тша рЦельде
- bSod nams rtse (ок. 1095 — начало 12 века) сын
- bKra shis rtse (до 1137 г.) сын
- Джобо рГьял по (регент, середина XII века) брат
- рЦе ‘бар бцан (12 век) сын бКра шис рце
- sPyi lde btsan (12 век) сын
- rNam lde btsan (12-13 века) сын
- Nyi ma lde (12-13 века) сын
- dGe ‘бомж (13 век) вероятно посторонний
- Ла га (умер около 1260 г.) иностранного происхождения
- Chos rgyal Grags pa (ок. 1260–1265)
- Grags pa lde (ок. 1265–1277) принц из Лхо-Стод
- неизвестные правители
- rNam rgyal lde (ок. 1396 — 1424) сын правителя Гуге
- Нам макхаи дбанг по пхун тшогс лде (1424–1449) сын
- rNam ri Sang rgyas lde (1449–?) Сын
- bLo bzang Rab brtan (умер ок. 1485) сын
- sTod tsha ‘Phags pa lha (ок. 1485 — после 1499) сын
- Шакья од (начало 16 века) сын
- Джиг-ртен dBang phyug Pad kar lde (fl. 1537–1555) сын?
- Ngag gi dBang phyug (16 век) сын
- Нам макха дбанг пхьюг (16 век) сын
- Кхри Ньи Ма Дбанг Пхьюг (конец 16 века) сын
- Кхри Грагс паи дбанг пхьюг (ок. 1600) сын
- Кхри Нам Ргьял Грагс па лде (эт. 1618) сын
- Khri bKra shis Grags pa lde (до 1622–1630) сын
- Королевство, завоеванное Ладакхом (1630 г.)
- Королевство, позднее завоеванное Тибетом при Пятом Далай-ламе (1679–1680)