Практика медитации Випассана
Если вы собрались практиковать Випассана, нужно поставить цель. Не выбирайте цель вроде: иметь больше власти или купить машину побольше – это неправильная цель.
Правильная цель – это достичь совершенства всех благородных качеств, скрытых в нашем подсознании. Эта цель состоит из пяти элементов: очищение ума, преодоление печали и страданий, преодоление боли и горя, стремление к правильному пути, ведущему к достижению вечного мира и счастья. Теперь можно переходить к технике Випассана.
- Сядьте в удобную для вас позу для медитации, и постарайтесь не менять ее на протяжении всей практики, даже если почувствуете дискомфорт.
- Закройте глаза, дышите медленно и спокойно. Сосредоточьтесь на своей цели. Не думайте ни о прошлом, ни о будущем, есть только настоящий момент.
- Чтобы мысли не лезли в голову, сосредоточьтесь на своем дыхании. Почувствуйте, как воздух медленно входит в ваши ноздри, и также медленно выходит.
- Погрузитесь в медитационное состояние на комфортное для вас время, после чего мысленно пошлите чувство любви и доброты родным, близким и всем окружающим. Продолжайте спокойно дышать, концентрируясь на своем дыхании, не обращайте внимания на приходящие мысли.
В начале практики, можно заметить, что вдохи и выдохи короткие, это происходит потому, что тело и ум на данный момент не расслаблены. Когда вы продолжаете наблюдать за своим дыханием, ваше тело и ум постепенно расслабляются, а вдохи и выдохи становятся более длинными. При полном расслаблении, не забывайте думать о своей цели и следить за дыханием, не позволяйте мыслям увести себя и не погружайтесь в сонное состояние.
Если медитация дается вам нелегко и сложно усидеть 15-20 минут, тогда измените стратегию и медитируйте 1 минуту в день. Так уже гораздо проще, да? Как только вы поборите свое внутреннее сопротивление и согласитесь на не продолжительную медитацию, вы заметите, что можете медитировать и дольше. Главное начать, и не забывать регулярно медитировать, тогда Випассана подарит вам поистине яркие и удивительные результаты.
Сначала выполнять технику Випассана будет не просто, мысли будут метаться в голове, как пчелы, не давая вам полностью погрузиться в практику. Это нормальное явление. Необходимо понимать, что практика Випассана должна выполняться регулярно, только тогда можно достичь в ней успеха.
Как практикуется Випассана?
Реализовывается это не очень приятным способом, хотя и очень простым. Первые три дня подготавливают к випассане: 1 день наблюдаешь за дыханием в медитации, 2 за ощущениями в месте дыхания, 3 фокусируешься на ощущениях в области выше верхней губы, под носом. Позу можно менять периодически. Вполне терпимо, но в первый день все равно все очень болит, непривычно и периодически становится скучно.
С 4 дня начинаются страсти. Раскрывают технику випассану и вводятся на каждый день по 3 часовые медитации твердой решимости — без возможности смены поз. В этот день все это кажется настолько ужасным, что едва не впадаешь в депрессию, такое отторжение от всего этого. даже 20-30 минут высидеть тяжело, а впереди еще 6 дней.. сидеть и наблюдать боль во всем теле, в основном ногах и спине. Но продолжая все становится привычнее и легче, даже удивительно и это очень мотивирует продолжать практику.
Суть техники в том, чтобы наблюдать ощущения в своем теле — боль и приятные, сохраняя равновесие ума, не реагируя и не избегая. Плавно сканируя все участки своего тела (под конец уже и внутренние органы). Так вырабатывается привычка мозга не реагировать на внешние раздражители — отвращением, а приятные ощущения — влечением.
Вся суть раскрывается уже потом во взаимодействиях в жизни, т.к. чувствительность и острость ума повышаются. Ты еще не изменился, но уже замечаешь в несколько раз больше за собой + тело и разум становятся свободнее и легче.
Каждая реакция — отражается в теле, на мышечном уровне в виде зажимов, и смысл в том, чтобы избавиться от них всех тогда не будут формироваться и новые, но это вроде утопичной конечной цели, нирваны, просветления, а результаты начинают проявляться уже и после 10-дневного курса.
Распорядок дня во время курса Випассаны
- 4:00 Подъем
- 4:30 – 6:30 Медитация в зале или в своей комнате
- 6:30 – 8:00 Завтрак и отдых
- 8:00 – 9:00 Общая медитация в зале
- 9:00 – 11:00 Медитация в зале или в комнате (по усмотрению учителя)
- 11:00 – 12:00 Обед
- 12:00 – 13:00 Отдых и личные встречи с учителем
- 13:00 – 14:30 Медитация в зале или в своей комнате
- 14:30 – 15:30 Общая медитация в зале
- 15:30 – 17:00 Медитация в зале или в комнате (по усмотрению учителя)
- 17:00 – 18:00 Перерыв на чай
- 18:00 – 19:00 Общая медитация в зале
- 19:00 – 20:15 Лекция
- 20:15 – 21:00 Общая медитация в зале
- 21:00 – 21:30 Время для вопросов учителю в зале
- 22:00 Отход ко сну в своей комнате. На территории центра выключается свет
Для того чтобы придерживаться графика, не обязательно иметь часы – о каждом следующем этапе жизни студентов оповещают гонгом, главное запомнить последовательность событий.
Таким образом, в общей сложности, согласно распорядку дня, на медитацию отводилось практически 11 часов в сутки, но самыми сложными были три часа: с 8 до 9, с 14:30 до 15:30 и с 18 до 19. Эти три медитации – особенно строгие, во время них нельзя двигаться и менять позу, ну и естественно открывать глаза и прекращать медитацию раньше времени.
Разумеется «нельзя» – это рекомендация, то к чему следует стремиться, тем более, что поначалу, высидеть целый час без движения практически нереально, ведь затекают руки, ноги, перенапряжена спина и т.д. В любом случае, учитель при инструктировании, каждый раз рекомендовал не подчинять разум боли, а просто созерцать ощущения, созерцать боль, поскольку ничто не постоянно, и также боль обязательно пройдет, а если же действительно тяжело высидеть, то предлагал сократить количество движений до возможного минимума.
Собственно практика
Лично я практикую подход, который применялся в обоих монастырях, где я обучалась:
- час медитации сидя
- час медитации на ходьбу
и так далее.
То есть вы просто чередуете медитацию сидя и медитацию на ходьбу таким образом, чтобы тело не страдало и возникал баланс между энергией и концентрацией.
Как разновидность медитации на ходьбу можно сделать медитацию стоя.
Когда накрывает – делаем метту. Метту можно делать сидя на стуле, например, или даже в кресле. Но старайтесь не засыпать. Сонливость – одно из 5 стандартных препятствий в практике и для достижения прогресса его стоит попробовать преодолеть.
Лекции
Каждый день, согласно расписанию, в 19:00 у нас была лекция – в зале, на большом экране показывали записи выступления Гоенки. Записи транслируются на английском языке, с тайскими субтитрами. Гоенковский индоинглиш (индийский английский), да еще и со специфической терминологией, понимать было сложно, поэтому мы во второй день, не сговариваясь попросили лекции на русском. Нас посадили в отдельные комнаты и выдали mp3-плееры с русским записями. Как правило, во всех гоенковских центрах есть возможность слушать такие лекции на родном языке.
Лекции построены таким образом, что в них, фактически, немного говорится о том, что будет завтра, но в большей степени – о том, что было сегодня. Причём часто бывало так, что возникает какая-то мысль или вопрос, а вечером об этом как раз в лекции Гоенка и рассказывает. Как-то так поразительно одинаково люди устроены и думают как-то синхронно Вообще, лекции Гоенки слушать довольно интересно, рассказывает он бодро, не нудно, с шутками и притчами.
Частично, инструкции по технике давались в течение дня, перед медитациями, так что совсем без английского проходить курс довольно проблематично, минимальный уровень, всё-таки, нужен.
Инструкции тайского учителя для европейцев дублировались переводом на английский, делал это один из волонтёров-серверов, он же помогал при групповом и личном обращении к учителю
Каждый день, в составе небольшой группы (6 человек), мы общались с учителем, он задавал вопросы относительно наших медитаций и ощущений, давал советы на что обратить внимание при выполнении техники
Также была возможность обратиться с вопросом к учителю наедине, для этого нужно было записаться заранее и в четко указанное время явиться в медитациионый холл. С личными вопросами обращались немногие, поэтому отведенного часа на общение, хватало всем желающим, с одним учитель мог проговорить и полчаса, а другому было достаточно и пяти минут.
Полезные рекомендации
Если вы примите во внимание предложенные рекомендации, вы добьетесь нужного результата:
- На любую технику выделять минимум один час в сутки.
- Выполнять технику каждый день без пропусков. Только систематичность гарантирует результат.
- Не желательно практиковать Випассану за час перед сном и через час после еды.
- Выбрать удобное тихое место, чтобы можно было уединиться.
- Подобрать удобную позу, в которой комфортно было бы сконцентрироваться и расслабиться. Глаза закрыть, спину держать прямо.
- Хорошо, когда есть специальная скамеечка для медитации или подушки. Они помогают полностью раствориться во время практики.
Желаемый результат не приходит сразу, нужны длительные часы медитации. Но если систематически практиковать упражнения, перестав лениться, то несколько дней занятий Випассаны покажет, что в вашей жизни стало меньше проблем. Постепенно вы почувствуете больше свободы. Заниматься можно дома, но курсы под наблюдением специалиста принесут больше эффективности, особенно на начальном этапе. Занятия проходят в течение 10 дней.
10 дней занятий подарят гармонию в жизни и облегчат страдания. Подобные тренинги часто проводят в тюрьмах – результаты поражают.
Курсы Випассаны
Курсы Випассаны постоянно проводятся в специально созданных для этого центрах или других арендованных местах.
В дополнение к регулярным десятидневным курсам опытным практикующим иногда предлагаются также и более длительные ретриты 20, 30, 45 и 60 дней.
Все ретриты по всему миру проводятся бесплатно. Плата не взимается: ретриты полностью финансируются за счет пожертвований от студентов, окончивших предыдущий курс, и желающих поделиться той пользой, которую они сами получили, предоставив пожертвование для студентов, которые приходят после них.
Согласно этикету Випассаны, эта практика должна преподаваться свободно для всех желающих, без каких-либо финансовых ограничений.
Випассана по системе Гоенки: что это такое и в чем разница
Считается, что техника випассаны была утеряна и в более-менее приближенном к оригиналу виде сохранилась в Бирме. Сатья Нараян Гоенка родом как раз оттуда. Он смог максимально точно восстановить практику випассаны и сделал это так, чтобы ее философия была понятна и восточному, и западному человеку. Сейчас центры медитации Гоенки работают по всему миру в Индии, США, Австралии, Новой Зеландии, Франции, Великобритании, Японии, Таиланде, Бирме, Непале, на Шри-Ланке и других странах.
Знакомые советовали мне как раз випассану по системе Гоенки и рекомендовали пройти ее именно на Бали. Все, кто прошли ее, напирали на то, что это классическая техника, которую преподавал еще Будда. Товарищ описывал ее так: эта випассана по Гоенки — как Мерседес, оригинальная, а многие другие — как отечественные автомобили на которые крепят значок Мерседеса. Забегая вперед, я с ним согласился.
Курс в оригинале был на английском. Был и перевод на русском, но оригинал почти всегда был лучше.
Платить за эту випассану не нужно, но можно оставить пожертвование. Причем сделать это могут только те, кто уже прошел этот опыт. Мы жили на деньги тех людей, кто эту випассану уже прошел, а новые студенты будут жить на средства, что оставили мы.
Как мне кажется, это правильно. Духовность нельзя смешивать с деньгами. Я видел, что некоторые випассаны стоят несколько тысяч долларов, но мне не близка эта коммерциализация.
Випассана Гоенки отличается от випассан, практикуемых в других традициях буддизма. Вот три главных отличия: структура, запись курс на электронные носители и адаптация практики под мышление западного человека (используются пояснения и фразеологизмы языка (в моем случае английского)).
По системе Гоенки медитация проходит исключительно в положении сидя, где за основу взято наблюдение за ощущениями в собственном теле.
Высидеть в позе по-турецки 12 часов в сутки не самое простое занятие. В отличие от других методик, практика не чередуется с ходьбой
Это и формирует однонаправленное внимание, уравновешенность, а потом прекращение страданий.
Чистота знания о продвижении по Пути (patipadā-ñāṅadassana-visuddhi).
На этой стадии практик доводит до совершенства полученное ранее знание возникновения и исчезновения дхамм (udayabbaya-ñāṇa) и обретает оставшиеся восемь видов знания випассаны (vipassanā-ñāṇa).
Достигнув чистоты знания Пути и не Пути (maggāmagga-ñāṇadassana-visuddhi), практик продолжает совершенствовать знание возникновения и исчезновения обусловленных дхамм (udayabbaya-ñāṇa), доводя его до совершенства.
В определенный момент йогин перестает рассматривать возникновение и пребывание дхамм, удерживая внимание на одном лишь распаде. Удержание внимания на разрушении дхамм, знание признака их распада называется bhaṅga-ñāṇa
Непрестанное созерцание распада дхамм рождает страх. Знать, что обусловленные дхаммы ужасны – bhaya-ñāṅa.
Ужаснувшись, йогин понимает, что обусловленные дхаммы неудовлетворительны, порочны по сути – ādinava-ñāṅa.
На основе предыдущего знания возникает отвращение в отношении обусловленных дхамм. Познание этого отвращения называют nibbidā-ñāṅa.
На основе отвращения возникает стремление к побегу из плена обусловленных дхамм. Познание этого стремления называют muñcitukamyatā-ñāṇa.
Полученный йогином опыт на данном этапе пути является тяжким бременем. Ум практика на этом уровне, очевидно, непрестанно и лихорадочно пытается сбежать из тюрьмы бытия. На этом этапе йогин может отвернуться от созерцания и попытаться найти спасение в исполнении ритуала, браке или мирских мыслях. В действительности же ему следует вернуться к рассмотрению преходящности (anicca) дхамм и другим двум признакам, повторно рассмотреть их. Если ему это удается, то он понимает, что к освобождению ведет лишь знание трех сущностных свойств обусловленных дхамм (anicca,dukkha, anattā). Это понимание называют paṭisankhā-ñāṇa.
Повторно исследуя дхаммы, зная что практика ведет к освобождению, йогин преодолевает отвращение в отношении обусловленного. Преодолев отвращение, он обретает бесстрастие. Знание о том, что бесстрастие обретено называют saṅkhārupekkhā-ñāṅa.
Обретенное бесстрастие поддерживают, сосредотачиваясь на одном из трех свойств обусловленных дхамм. На этой стадии ум уже стремиться узреть освобождение (ниббану), но, не обнаруживая ее, непрестанно возвращается созерцанию свойств обусловленных дхамм. Это длится до тех пор пока не возникнет адаптирующее к познанию ниббаны (anuloma) сознание. Возникновение адаптирующего (anuloma) сознания знаменует достижение чистоты знания о продвижении по Пути (patipadā-ñāṅadassana-visuddhi).
История Випассаны
Випассана – это один из самых древних видов медитации. Ее вновь открыл для большого количества людей 2500 лет назад Гаутама Будда. Будда обнаружил, что причину страдания можно фактически стереть, узнав свою истинную природу. Это радикальное понимание. Это означает, что наше счастье не зависит от внешнего мира. Медитация Випассана – это суть того, что практиковал и преподавал Будда во время своего 45-летнего служения. Во времена Будды большое количество людей на севере Индии освободились от уз страдания, практикуя Випассану. Со временем техника, благодаря простоте и эффективности, распространилась на соседние страны: Мьянма, Шри-Ланка, Таиланд.
В течение следующих 500 лет Випассана постепенно исчезла в Индии. Чистое учение Випассаны было потеряно и в других странах. Однако в Мьянме практика Випассаны сохранилась цепью преданных учителей. Из поколения в поколение, в течение двух с половиной тысяч лет, эта посвященная линия передала технику в первозданной чистоте до наших дней.
Сегодня медитация Випассана вновь популярна в Индии и больше чем в 80 странах благодаря С. Н. Гоенке. Он был уполномочен преподавать Випассану известным бирманским учителем Саяджи У Ба Кхином. До своей смерти в 1971 году Саяджи смог увидеть воплощение своей мечты. Он хотел, чтобы Випассана вновь вернулась в Индию, в страну происхождения этой практики, чтобы помочь индийскому народу выбраться из многочисленных проблем.
С.Н. Гоенка начал проводить курсы Випассаны в Индии в 1969 году. Через десять лет он начал преподавать медитацию и в других странах. За 35 лет преподавания Гоенка провел большое количество десятидневных курсов Випассаны и обучил больше 800 преподавателей во всем мире. Также во всем мире созданы центры для проведения ретритов и курсов. Бесценный алмаз Випассаны, который долго время хранился в маленькой стране Мьянме, теперь можно найти во многих местах по всей Земле. Сегодня все большое количество людей имеют возможность изучить это искусство жизни, которое приносит несокрушимый покой и счастье.
Випассана – особенности практики и ее виды
Випассана – это древнейшая духовная практика, признанная в буддизме как методика развития личности. С санскрита слово «випассана» (випашьяна) переводится как «медитация прозрения» и «видение как есть». Именно в этом переводе кроется основное значение и понимание сути методики.
Нацеленная на очищение ума от всего лишнего, мешающего познанию себя, практика заключается в погружении в особое медитативное состояние. С ее помощью человек учится познавать свое «Я», отбрасывать все лишнее, что мешает ощутить внутреннюю гармонию. Осваивая практику випассаны, человек становится ближе к просветлению.
Считается, что зародилась випассана в Индии – там, где духовному всегда отводилась первоочередная роль. Якобы 2500 лет назад сам Будда Гаутама освоил эту практику и обучил ей своих учеников. Шакьямуни признал випассану путем обретения гармонии и здоровья, называя ее «искусством жизни». Она помогает исцелить многие телесные и душевные болезни, ставшие результатом физических и психологических страданий, возникающих в результате получения жизненного опыта.
Существуют разные направления випассаны в тибетском буддизме. Но, главные преобразования были осуществлены в XIX веке. Сегодня эта медитативная практика в основном ассоциируется с учениями Сатья Гоенка и Махаси Саядо.
Випассана по Сатье Гоенке – это десятидневная методика, направленная на:
- Отрешенное наблюдение за собственным телом, его ощущениями.
- Постижение практики нравственности.
- Наблюдение за дыханием в районе ноздрей и верхней губы.
- Развитие доброжелательности.
Данная методика – это курсы, включающие ежедневные медитации, продолжающиеся 10 часов, и вечерние лекции, на которых раскрываются все важные моменты випассаны и даются ответы на возникающие вопросы. Результатом этих курсов должно стать постепенное освобождение самскары (бессознательных впечатлений), раскрытие энергичности и доброты, развитие щедрости и честности, побуждения нравственности и самоотречения.
Благодаря тому, что освобождается память от острых эмоциональных реакций, человек получает такой результат. Все, кто желает не ограничиваться десятидневными курсами, могут пройти дополнительные курсы, которые могут длиться 3 или даже 60 дней.
Випассана, интерпретированная Махаси Саядо, получила наибольшее распространение на острове Шри-Ланка и в Таиланде. Главная особенность практики – проведение медитации не только в положении сидя, но и в процессе ходьбы.
Несмотря на то, что випассана выполняется почти круглые сутки, особого утомления человек не испытывает. Это благодаря тому, что происходит чередование статичности (неподвижного положения) и динамичности (движения). Во время медитации необходимо испытать «випассана-няна» (шестнадцать осознаний). Только так можно считать, что должный результат был достигнут.
Происхождение
Согласно Таниссаро Бхиккху , в сутта-питаке термин «випассана» почти не упоминается, хотя они часто упоминают джхану как медитативную практику, которую необходимо предпринять. Когда упоминается випассана , она всегда идет в тандеме с саматхой как парой развивающихся качеств ума. По Thanissaro Бхикха, « саматх , джхан и випассан был частью одного пути.» Норман отмечает, что «путь Будды к освобождению был посредством медитативных практик». Согласно Веттеру и Бронкхорсту, дхьяна составляла изначальную «практику освобождения». Веттер далее утверждает, что восьмеричный путь представляет собой совокупность практик, которые подготавливают человека и приводят к практике дхьяны . Веттер и Бронкхорст далее отмечают, что дхьяна не ограничивается однонаправленной концентрацией, которая, кажется, описана в первой джхане , но развивается в невозмутимость и внимательность, «рожденные из самадхи», но больше не поглощенные концентрацией, осознанное осознавание объектов. будучи безразличным к нему, «направляя состояния медитативного погружения к внимательному осознаванию объектов».
Хотя оба термина встречаются в Сутта Питаке , Гомбрих и Брукс утверждают, что различие как двух отдельных путей происходит от самых ранних интерпретаций Сутта Питаки, а не от самих сутт. Хенепола Гунаратана отмечает, что «классическим источником различия между двумя проводниками безмятежности и прозрения является Висуддхимагга». Согласно Ричарду Гомбриху , в раннем буддизме произошло развитие, которое привело к изменению доктрины, которая рассматривала праджню как альтернативу пробуждению наряду с практикой дхьяны . Сутты содержат следы древних споров между школами Махаяны и Тхеравады по поводу толкования учений и развития проницательности. В результате этих дебатов возникла идея о том, что для достижения освобождения достаточно простого постижения посредством различения трех признаков (качеств) (человеческого) существования ( тилакхана ), а именно дуккха (страдание), анатта (не-я) и аничча (непостоянство).
Согласно исследователю буддизма и Азии Роберту Басвеллу-младшему , к 10 веку випассана больше не практиковалась в традиции Тхеравады из-за веры в то, что буддизм выродился, и что освобождение было недостижимо до прихода будущего Будды. Майтрейя . Он был повторно представлен в Мьянме (Бирма) в 18 веке Медави (1728–1816), что привело к подъему движения Випассана в 20 веке, заново изобретая медитацию випассаны и развивая упрощенные техники медитации, основанные на Сатипаттхане. сутта , Висуддхимагга и другие тексты, подчеркивающие сатипаттхану и чистое озарение. В конечном счете, эти техники нацелены на вход в поток , с идеей, что этот первый этап пути к пробуждению гарантирует будущее развитие человека к полному пробуждению, несмотря на дегенеративную эпоху, в которой мы живем.
Подготовка к випассане. Пошаговая инструкция
- За некоторое время до ретрита рекомендуем придерживаться умеренного рациона питания с исключением сахара, мяса, рыбы, яиц, алкоголя, кофе и чая.
- Регулярная практика физических упражнений. По возможности 2-3 раза в неделю. Хорошо, если это йога, но необязательно.
- Рекомендуем исключить просмотр телевизора, художественных фильмов и прослушивание музыки.
- Ознакомьтесь с жизнеописаниями йогов и йогинь, которые регулярно устраивали себе затворы и интенсивно практиковали медитации: Миларепа, Марпа, Еше Цогель, царь Гесар, Будда Шакьямуни, Падмасамбхава и другие. Кроме того, ознакомьтесь с информацией по апанасати-пранаяме.
- Для опытных практиков могут быть интересны дополнительные материалы: Лотосовая сутра, Вималакирти-Нирдеша сутра, Сутра Обетов Боддхисаттвы Кшитигарбхи, Джатаки.
- Посмотрите лекции преподавателей клуба OUM.RU на тему медитации для начинающих и ретритов на видеопортале клуба (Раздел — Йога для начинающих, Медитация).
Если идея саморазвития находит отклик в вашем внутреннем мире и вы чувствуете усталость от привычного быта, то допустите мысль, что эта усталость накапливалась многие жизни, чтобы созреть и сейчас вдохновить вас на поиски. Возможно, именно ретрит станет первым шагом или очередным вдохновением, чтобы вспомнить истину. Присоединяйтесь!
Все дни были похожи друг на друга
Каждый день в 4:00 звучал гонг, означающий начало дня. В 4:30 нам нужно было собраться в зале для медитаций. В 6:30 мы завтракали и до 8 часов имели свободное время. Медитации были групповые и индивидуальные, в комнате. Перед каждой медитацией нам включали аудиозапись. Только в последний день можно было разговаривать и общаться.
Расписание было примерно таким:
- 8:00–9:00 групповая медитация.
- 9:00–11:00 индивидуальная медитация в комнате.
- 11:00–12:00 обед.
- 12:00–13:00 возможность задать вопросы гуру.
- 13:00–14:00 свободное время.
- 14:00–15:00 групповая медитация.
- 15:00–17:00 медитация в комнате.
- 17:00–18:00 чай, новым студентам можно было кушать фрукты (бананы, например) и молоко, другим студентам просто вода с лимоном.
- 18:00–19:00 групповая медитация.
- 19:00–20:15 дискурс и лекции.
- 20:15–21:00 групповая медитация.
И так почти каждый день.
Опасности домашней випассаны
Випассана – довольная мощная чистка для нашего сознания и подсознания. Да и для физического тела тоже. Поэтому как и при любом детоксе, во время випассаны мы можем ощущать весь спектр нежелательных состояний как физических, так и ментальных. На физическом уровне мы можем столкнуться с тошнотой, головными болями и ломотой в теле. На эмоционально-ментальном уровне мы можем испытывать в разы увеличившиеся нежелательные эмоции: гнев, страхи, отчаяние, тяжесть и прочие варианты “невыносимых” состояний.
На самом деле dukkha – страдание в дословном переводе с языка пали означает “то, с чем невыносимо быть”. И именно освобождение от такой дукхи и есть цель випассаны и медитации в целом. В конечном итоге, очищая свое сознание, мы перестаем создавать те состояния, с которыми нам невыносимо быть. Но в процессе движения к этой вдохновляющей цели мы можем сталкиваться с тем, что есть. И это не всегда просто.
Например, даже после однодневной випассаны, которую мы устраивали весной и в которой приняло участие почти 1000 человек, было много писем о том, что было трудно и возникшие тяжелые состояния не уходили несколько дней. Кстати, вот тут я давала рекомендации, что делать в таком случае.
Если вы проходите випассану под присмотром Учителя, то вы всегда можете обратиться к нему за помощью в такие моменты. Если вы проходите практику дома, то такой возможности у вас может не быть. Поэтому мы должны быть максимально внимательны и осторожны с тем, чтобы наша практика не привела к печальным последствиям. А такое тоже возможно. В данном случае мы берем ответственность на себя и должны осознавать серьезность той практики, к которой приступаем.
Что можно сделать, чтобы минимизировать риски:
- Пройти онлайн випассану с каким-то Учителем. Например, у Аджана Хуберта есть курс, который вы можете пройти как вместе с потоком, так и самостоятельно.
- Двигаться постепенно, прислушиваясь к своему состоянию и делая небольшие остановки и перерывы, если становится трудно.
- Заниматься йогой, спортом, принимать ванны с солью (либо обтирать тело солью в душе).
- Посвящать как минимум 1 час практике метты (любящей доброты) ежедневно.
Каждый вечер я надеялся, что станет легче
10 дней при помощи медитации мы развивали три навыка: осознанность, уравновешенность и понимание, что все проходит.
В буддийской философии есть две санкхары, Будда называл их еще Отравы. Влечение — нечто хочешь и страдаешь оттого, что этого нет, и отвращение — тебе что-то не нравится и ты страдаешь оттого, что это есть в твоей жизни. Они сопровождают человека на протяжении всей жизни и приводят к неведению, основе страданий. Победить ее можно, только осознав свое «Я», что невозможно сделать просто за счет эрудиции или интеллекта. Медитации в випассане как раз создают условия, чтобы с ними (санкхарами) встретиться и достичь просветления. Согласно Будде, тут нет религии и философии, только практика, ведущая к очищению.
Во время медитации ты испытываешь чувство влечения, от приятных ощущений в теле, но не реагируешь и не создаешь новых санкар влечения. Также и не создаешь санкар отвращения. Постоянно болит спина, ведь долго сидеть и не шевелиться очень тяжело. Но ты сидишь и терпишь, наблюдаешь ощущения в теле, и как они проходят. Считается, что когда новые санкары не создаются старые санкхары уходят.
Я сразу решил, что дойду до конца, но знал, что многим тяжело оставаться наедине с собой, люди не выдерживают и уходят. К концу первого дня начали появляться мысли о том, что же я тут делаю. Ведь я счастливый человек, у меня все хорошо, зачем мне это нужно? Зачем мне сидеть и наблюдать за своими мыслями?
Изо дня в день я наблюдал, как мысли приходят и уходят, появляются картинки из детства, приятные и грустные воспоминания… Возникает понимание, какими мыслями наполнена твоя жизнь. Причем, какая мысль придет следующей решает подсознание, ты стараешься концентрироваться на ощущениях. Я начал учиться пропускать мысли мимо себя и отпускать их. Пусть чешется нос или слезятся глаза, но ты пропускаешь все эти ощущения, принимаешь их, и скоро они проходят. Ты знаешь, что они точно пройдут.
Тяжело мне было все эти 10 дней. Каждый вечер я приходил в комнату и надеялся, что может быть завтра мне станет легче. Но легче не становилось. Оставаться наедине со своими мыслями было сложно. Я, как и все люди, привык убегать от своих мыслей. Мысль пришла — залез в социальные сети, позвонил другу, занялся спортом, пошел поработать… На випассане было нечем себя отвлечь. Убежать от себя на випассане невозможно.
Самым приятным моментом, пожалуй, было питание. Каждый день нас радовали вкуснейшими вегетарианскими блюдами — рататуй, тофу, карри… Возможно, мне было так вкусно, потому что других радостей у нас не было. А может, повар попался действительно замечательный.
Еду прям сейчас на випассану в Воскресенск. Благодарю за статью, развернуто, искренне и интересно😉