Боги солнца

Астрономия

Сурья означает Солнце в индийской литературе. Вверху: восход солнца в Уттаракханде , Индия.

Сурья в качестве важного небеснога появляется тела в различных индийских астрономических текстах на санскрите , например, 5 — го века Aryabhatiya по Aryabhata , 6 — го века Ромака по Latadeva и Панч Siddhantika по Варахамихиру, 7 — го века Khandakhadyaka по Брахмагуптам и 8 — го века Sisyadhivrddida по Лаллу. Эти тексты представляют Сурью и различные планеты и оценивают характеристики движения соответствующих планет

Другие тексты, такие как Сурья Сиддханта, датированные периодом между V и X веками, представляют свои главы на различных планетах с мифологией о божествах.

Рукописи этих текстов существуют в немного разных версиях, в которых представлены вычисления на основе Сурьи и планет, а также их относительное движение относительно Земли. Они различаются по своим данным, что позволяет предположить, что текст был открытым и исправлялся в течение их жизни. Например, индуистские ученые X века  до н.э. оценили звездную продолжительность года следующим образом на основе своих астрономических исследований с несколько другими результатами:

Санскритские тексты: сколько дней в году?
Индуистский текст Предполагаемая продолжительность сидерического года
Сурья Сиддханта 365 дней, 6 часов, 12 минут, 36,56 секунды
Паулика Сиддханта 365 дней, 6 часов, 12 минут, 36 секунд
Парачара Сиддханта 365 дней, 6 часов, 12 минут, 31,50 секунды
Арья Сиддханта 365 дней, 6 часов, 12 минут, 30,84 секунды
Лагху Арья Сиддханта 365 дней, 6 часов, 12 минут, 30 секунд
Сиддханта Широмани 365 дней, 6 часов, 12 минут, 9 секунд

Самой старой из них, вероятно, является Сурья Сиддханта , а наиболее точной — Сиддханта Широмани .

Заповеди Бога Сварога

Бог — Творец земли и всех живущих на ней, создал справедливые законы, по которым завещал жить. Его заповеди, проповедующие милосердие и любовь к людям, будут полезны человеку любого вероисповедания:

  • Уважительно относитесь к своим родителям, супругам, детям, окружающему ближнему кругу.
  • Муж не должен засматриваться на чужую жену, т. к. прелюбодеяние — смертный грех.
  • Чтить нужно Правду точно так же, как Отца Небесного — Рода.
  • Следует поститься 2 раза в неделю — в третий и седьмой день. Почитать праздники, во время которых нельзя работать, но можно восхвалять богов песнопением и благодарственными молитвами.
  • Нужно поститься сразу по окончанию Масленицы и до самого Великого Дня.
  • Следует соблюдать славянские традиции — красить к Пасхе яйца, символизирующие мироздание, и печь куличи.
  • Почитания заслуживает Страстная неделя от дня распятия Даждьбога до его чудесного спасения.
  • Почитайте дни Ивана Купалы.
  • Помните о свадьбе Перуна и чтите праздники его.
  • Матери земной Ладе и создателю вселенной Роду возносите хвалебные молитвы и чтите их память.
  • После окончания жатвы благодарите Волхва — сына Индры и Златогорку за щедрые урожаи.
  • Не забывайте поминать Матушку-Макошь в особые дни.
  • Помните о женитьбе Тахра Даждьбога и чествуйте его в праздники.
  • Все боги, произошедшие от великого Рода, достойны почтения.
  • Мудрости, оставленные в завет всем живущим славянскими богами, надобно постигать и молодым, и старым людям.
  • Следует жить в мире с соседними племенами и народами, общаться с ними и помогать друг другу.
  • Почитать веру славянскую, стоять за правду и защищать родную землю от недоброжелателей.
  • Не навязывать свою веру другим народам, уважать выбор каждого человека.
  • Отмечать праздник Пасхет и благодарить всех богов и жрецов за спасение от Великого потопа.
  • Беречь родную природу, как кормилицу свою.
  • Не приносить славянским богам в жертву ни людей, ни животных, ибо недопустимо проливать невинную кровь.
  • Защищая родную веру, заботиться о сохранности славянских святилищ, капищ.
  • Чтобы избежать болезней, славянам надлежит есть натуральную, растительную пищу — убийство животных превращает людей в диких зверей.
  • Негоже обрезать свои волосы — в них хранится вся мудрость богов.
  • Отцам надлежит воспитывать наследниковв уважении к труду и окружающим людям.
  • Нельзя обижать слабых и хвалиться перед ними своей силой, которую уместно показывать только в победе над врагами.
  • Не лжесвидетельствовать против ближних своих.
  • Не забывать о корнях своих божественных пращуров, славить Рода и дела его.
  • Относиться к людям так, как они относятся к вам: нужно мерять их поступки такой же мерой.
  • Отдавать десятину дохода богам, а сотую долю — на содержание дружины, защищающей родные рубежи.
  • Не нужно пугаться непонятных событий и отвергать их — с помощью богов можно постичь что-то новое, неизведанное.
  • Не брать подарков и подношений за добрые дела, сотворенные с божьей помощью.

Одна из заповедей, почитаемых и поныне, гласит, что жизнь, данную богом, никто не имеет права прерывать. Жестокость и беспощадность можно простить только в одном случае, когда родная вера, земля и отчий дом подвергаются опасности.

Популярное за 7 дней

Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
12.08.22 21:33

Можно ли есть яблоки до Преображения?
15.08.22 09:28

Гора Фавор – место Преображения Спасителя
16.08.22 14:21

В Иерусалимском Патриархате призвали всех Предстоятелей к переговорам о единстве Церкви
11.08.22 12:58

Митр. Антоний (Паканич): Возможно ли вести духовную жизнь в тяжелые времена?
10.08.22 09:22

Мученики Маккавеи – святые, превратившие смерть в свою собственность
12.08.22 16:10

12 августа — день памяти мученика Иоанна Воина
12.08.22 08:51

Митр. Антоний (Паканич): Каждому Господь уготовил свой спасительный крест
14.08.22 13:37

У Епифания нет канонической хиротонии, − Предстоятель Польской Церкви
11.08.22 15:45

Кто и почему считался кандидатом в святые от литературы и заступником за нас?
16.08.22 19:04

Об ошибке буквального прочтения

Тот, кто читает Священное Писание, сильно не вдумываясь в его суть, то есть пытаясь воспринимать его в буквальном смысле, может прийти в большое недоумение. Об этом писал еще Иоанн Златоуст. Об этом говорят и священнослужители сегодня.

Они предупреждают, что анализировать библейские тексты нужно с учетом того, что Библия не является учебником и не излагает научных истин. В ней присутствует религиозный взгляд, а также аллегорический аспект.

С учетом данных замечаний мы и постараемся рассмотреть 1 главу библейской книги «Бытие», в которой рассказано, за сколько Бог создал землю, небо, человека, растения и животных. Хотя по форме повествование довольно просто, его содержание не всегда является легким для понимания.

Сотворение из ничего

При прочтении древнего повествования, в первом приближении может показаться, что оно противоречит современным представлениям, относящимся к научным. Но, как уже было упомянуто, Библия – это не учебник по какой-либо естественно-научной дисциплине. И в ней нет описания того, как Бог создал землю с точки зрения физической, научной.

Но, как отмечают отцы христианской церкви, в ней есть одна из важных религиозных истин, гласящих, что мир сотворил именно Бог и сделал он это из ничего. Понять эту истину человеческому сознанию, исходящему из своего жизненного опыта, очень трудно, ведь творение находится за пределами нашего опыта.

Еще среди древних философов существовали мнения о том, что Творец и его творение – одно и то же, а мир – это эманация Бога. Он «излился» в этот мир, образуя при этом физическую действительность. Таким образом, Бог находится повсюду – это мнение пантеистов.

Другие философы – дуалисты — считали, что Бог и материя существовали параллельно, а Создатель сотворил мир из вечной материи. Атеистами же существование Бога отрицается в принципе, они утверждают, что есть только материя.

Мы же рассмотрим пояснение сторонников первой из указанных выше версий.

Солнечный бог Вивасват и его дети. Боги Васу и Дьяус — Бог неба.

Восьмым сыном Адити явился Вивасват. Он был рожден в виде шара, и старшие
братья отсекли ему все лишнее (из отрубленных кусков возник слон).

Саранью — дочь божественного мастера Тваштара стала женой Вивасвата и
родила ему двоих детей близнецов: мальчика Яму и девочку Ями. Позднее родился
еще один сын — Ману.

Яма был первым человеком на земле, который умер. Он превратился в Бога
загробного мира (Ями стала его женой). Ману же стал единственным из людей,
который спасся во время всемирного потопа, явившимся таким образом прародителем
человечества. 

Однако Вивасват в то время был смертен, и, Саранью, тяготясь неравным
браком, покинула супруга, приняв облик кобылицы.

Тогда Вивасват сам обернулся конем, последовав за беглянкой. В конском
облике они воссоединились, произведя на свет близнецов Ашвинов —
«Рожденных от коня». Ашвины теперь разъезжают на небесной колеснице,
появляясь в месте с Зарей — Ушас во время рассвета. Вивасват же обрел
бессмертие, став Сурьей — богом солнца.

Сурья. (А. Фанталов, акварель).

Из пупа Брахмы появились 8 богов Васу («Благодетельные»). Из них наиболее могущественными были:

– Сома, бог луны и одноименного ритуального напитка, вахана;

–Ваю, бог ветров, вахана олень;

–Агни, бог огня и жертвоприношения, оружие копье, вахана баран;

–Дьяус.

Дьяус некогда был блестящим владыкой небосвода. Но однажды его супруга
пожелала заполучить волшебной коровой Сурабхи (исполнявшей любые желания и
чудеса). Дьяус похитил Сурабхи, но хозяин коровы великий мудрец Васиштхи
проклял бога неба, и тот на долгие годы лишился бессмертия, став человеком.

Бог Ясного Неба, чье имя
почти во всех своих вариантах восходит к праиндоевропейскому deiuo- “дневное,
сияющее небо”  (греческий Зевс, индийский Дьяус, балтский Диевас, германский Тиу,
кельтский Тевтат, хеттский Тиват, этрусский Тин), вероятно, является наиболее
древним мужским персонажем пантеона. Во всяком случае, именно он был главой
пантеона индоевропейцев на заре их существования, был богом племенной общины,
обладал законодательной и военной функциями. Последняя есть то, что отличает
данный образ у пастушеских племен индоевропейцев от небесных богов в
предшествовавших им земледельческих культурах. Впоследствии, Бога Ясного Неба
“заслонили” другие образы, что вызвало даже появление специальных
объяснительных мифов, таких как миф о “падении Дьяуса” в Индии и
кельто-германский сюжет о потере богом неба руки и невозможности по этой
причине выполнять функции “царя богов”. Такая ситуация была характерна для
народов Варварской Европы (кельтов, германо-скандинавов, балтов, славян,
фракийцев) и индо-иранцев, однако в Средиземноморье развитие мифологии пошло
иным путем.  У греков, этрусков и италиков Зевс, Тин и Юпитер представляют
слияние образов богов Ясного Неба и Грома.

(Продолжение следует).

Алексей Фанталов.

Сотворение мира Богом из ничего.

Центральной идеей христианства является идея сотворения мира из ничего, или сreatio ex Nihilo. Согласно этой идее, Бог создал все сущее из небытия, переведя небытие в бытие. Бог одновременно является и творцом, и причиной сотворения мира.

Согласно Библии, до Сотворения мира не было ни первозданного хаоса, ни праматерии –не было ничего! Большинство христиан верят, что в процессе сотворения мира участвовали все три ипостаси Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.

Мир был сотворён Богом осмысленным, гармоничным и послушным человеку. Бог даровал этот мир человеку вместе со свободой, которую человек использовал во зло, о чем свидетельствует история грехопадения Адама и Евы. Сотворение мира по Библии – акт творчества и любви.

Славянский бог Сварог: тайна имени

Существует несколько версий происхождения имени бога. По одной из них слово «сварог» с древнего языка санскрит переводится буквально как «небо» или «свет». В созвучии с понятием «svaraj», означающим «владыка», «самодержец», имя божества приобретает новый смысл: «повелевающий небесами».

Согласно преданию Сварог сотворен всемогущим Родом из искры священного огня. С тех самых пор солнечное божество, повелевающее небесами, озаряет мир ярким светом и дарит людям тепло, исходящее от дневного светила.

По другой версии мнение исследователей сходится на том, что имя верховного владыки произошло от славянского слова «свара». В переводе с большинства славянских языков оно означает буквально: «ссора», «укор», «порицание» или «наказание».

Эта версия также имеет право на существование, т. к. Сварог – верховный правитель, создавший на земле жизнь, одновременно выступает и как справедливый судья. Это он устанавливает в мире Яви закон и порядки. И в его воле наказывать или миловать тех, кто ослушался его заповедей.

Роковой перевертыш

Церковь говорит, что не покаявшийся грешник спасения не наследует и идет в муку вечную

Тут очень важно понимать, что спасение – не подарок Деда Мороза, не путевка в привилегированный дом отдыха и не выигрыш в лотерею. Это – единение духа человеческого с Духом Божиим, взаимопроникновение Творца и сотворенного им человека, вселение Бога в наши сердца как следствие взаимной любви

Но сможет ли после смерти полюбить Бога тот, кто всю жизнь Его ненавидел?

Страдание — результат соприкосновения зла с добром. Но если сама душа стала злой, любое прикосновение добра будет для нее мучительным. В этом чудовищном перевертыше естества грешника — причина его страданий. После его смерти Бог, конечно же, не лишает его Своей любви. Но вся беда в том, что почерневшая, пропитанная злом душа воспринимает любовь Божию как мучение. Преподобный Исаак Сирин говорит об этом так: «Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение большее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания».

Чем можно помочь тому, для кого источником страдания является любовь Божия? Вот действительно неразрешимая загадка. Но противопоставлять любовь Бога и вечные мучения грешников, по меньшей мере, некорректно. Грешник может мучиться вечно, потому что Бог вечно будет любить его. И никакого противоречия здесь нет. Есть другой вопрос, более интересный и важный. Церковь учит, что Бог каждому человеку в его жизни попускает ровно столько страданий, сколько тот способен вынести. Иными словами, страдания используются Богом как горькое, но необходимое и строго дозированное лекарство. Но что же происходит со страдающими от любви Божией после смерти? Преподобный Исаак Сирин говорит: «Бог — не мститель за зло, но исправитель зла. Первое свойственно злым людям, второе свойственно отцу».

Библейское определение всемогущества

Я слышал, как христиане описывают всемогущество Бога, используя различные фразы:

  • «Бог может сделать всё, что угодно»
  • «Сила Бога безгранична»
  • «Всё возможно с Богом»
  • «Нет ничего, что Бог не мог бы сделать»

Хотя для каждой из них есть библейская основа, но без надлежащего контекста они абстрактны и, следовательно, неточны (последняя вообще является не библейской). Да, Бог всемогущ, но это не значит, что нет ничего, что Бог не смог бы сделать.

Чтобы правильно понимать всемогущество Бога, наше понимание должно соответствовать Библии. Священное Писание учит, что Бог всесилен, но оно также показывает нам, что Его могущество имеет предел — оно ограничено Его природой.

Бог может делать всё, что Он желает или задумывает, но только в соответствии с тем, кто Он есть, то есть, со Своей природой. Если что-то противоречит природе Бога, то Он не может этого сделать.

Для примера: холостяк — это тот, кто не женат. Невозможно быть холостяком и одновременно иметь супругу, потому что это противоречит природе холостой жизни. Поэтому было бы глупо и даже бессмысленно спрашивать холостяка, как давно он женат.

Ещё один пример — рыба. Рыба плавает в воде. Рыба дышит под водой. Рыба не может дышать вне воды и не может бегать по лесу, как олень. Делать всё это не соответствует природе рыб. Тем не менее, вполне согласуется с их природой делать рыбьи дела, такие как плавать и дышать под водой. Рыба может делать всё, что делают рыбы.

То же самое относится и к Богу. Есть вещи, которые Бог не может сделать, потому что эти вещи выходят за рамки или противоречат природе Бога (ниже я опишу семь из них). Однако Бог может делать всё, что согласуется с Его природой.

Это подводит нас к библейскому определению всемогущества: Бог может делать всё, что соответствует Его природе, и Он не может делать ничего, что противоречило бы Его природе.

Итак, теперь, когда мы лучше поняли суть всемогущества, давайте рассмотрим семь вещей, которые Бог не может делать.

История Сотворения мира – источники (документальная гипотеза)

Предание о Сотворении мира существовало в устной традиции древних израильтян задолго до того, как его записали библейские авторы. Многие библеисты говорят, что Пятикнижие Моисея, на самом деле, является составным трудом, сборником произведений многих авторов разных периодов (документальная теория). Считается, что эти источники были объединены воедино примерно в 538 г. до н. э. Вероятно, что персы после завоевания Вавилона согласились предоставить Иерусалиму значительную автономию в рамках империи, но требовали от местных властей принять единый кодекс, который был бы принят всем сообществом. Это привело к тому, что жрецам пришлось отбросить все амбиции и свести иногда противоречащие друг другу религиозные предания воедино. История сотворения мира пришла к нам из двух источников – жреческого кодекса и яхвиста. Именно поэтому мы находим в Книге Бытия 2 истории сотворения мира, описанные в первой и во второй главе. Первая глава дана по жреческому кодексу, а вторая – по яхвисту. Первая в большей степени повествует о сотворении мира, вторая – о сотворении человека.

Оба повествования имеют много общего и дополняют друг друга. Однако, мы видим явные различия в стилистике: Текст, поданный по Жреческому кодексу, четко структурирован. Повествование разделено на 7 дней, в тексте дни отделены фразами «и был вечер, и было утро: день …». В первые три дня творения четко просматривается акт разделения – в первый день Бог отделяет тьму от света, во второй – воду под твердью от воды над твердью, в третий – воду от суши. В следующие три дня Бог заполняет все, что создал.

Вторая глава (источник яхвист) имеет плавный повествовательный стиль.

Сравнительная мифология утверждает, что оба источника библейской истории Сотворения мира содержат заимствования из Месопотамской мифологии, адаптированные к вере в единого Бога.

Два пути

Но, может быть, Господь слишком уж развязал человеку руки? Может быть, некоторых «буратино», таких, как Гитлер или Чикатило, все же стоило бы прибить к полу и лишить возможности реализовывать свою свободу полюбившимися им способами? Увы, тогда пришлось бы каждого из нас заковывать в наручники еще в младенческом возрасте. Потому что нет и не было на земле человека, который хоть однажды не причинил бы боли другим людям. Но кто, кроме Бога, может определить меру зла, скажем так — «допустимую» для того, или иного человека? Мы возмущаемся жестокостью злодеев, представших перед судом. А сколько злодеев еще не пойманы, сколько вокруг нас людей, с виду вполне нормальных, но в душе которых тлеет тьма злых замыслов… Наконец, сколько в нас самих всякой мерзости, сколько мелких или больших гадостей мы совершили, или, что гораздо страшнее — можем совершить из-за того, что не любим Бога и ближнего…

Но Господь не спешит останавливать человека на его путанных житейских дорогах. Он ждет нашего покаяния, ждет, когда каждый из нас просто не сможет без отвращения смотреть на следы зла в своей душе. У Шекспира Гамлет «…повернул глаза зрачками в душу, а там, повсюду — пятна черноты». Увидав эту греховную черноту в своем сердце, человек, опять же, свободен в выборе своего отношения к увиденному. Он может ужаснуться и сказать: «Господи, неужели это — я? Какой кошмар! Но я не желаю быть таким, я хочу измениться. Боже, приди и помоги мне!»

Бог терпеливо ожидает этого приглашения от каждого из нас. Удивительное дело: всемогущий Бог смиренно просит разрешения войти в наше запятнанное грязью сердце, чтобы не нарушить нашей свободы: «Вот, стою у двери и стучу; если кто, услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). И если эта встреча человека с Богом состоялась, начинается их совместная работа по восстановлению всех разрушений, которые зло произвело в человеческом естестве. Это — путь покаяния.

Однако свобода выбора предполагает также и другой путь. Черные пятна видны только на светлом фоне, но если вся душа станет черной, пятна перестанут бросаться в глаза. Поэтому, увидав в себе зло, человек может полностью подчинится ему, утешая себя мыслью о том, будто это и не зло вовсе. И тогда окажется, что обиженные были сами виноваты, пострадавшие — заслужили свои страдания, а целые народы будут записаны в «недочеловеки», с которыми можно делать все, что только придет в больную голову. До такого почерневшего сердца уже не достучаться… Но что же после смерти происходит с душой, изуродованной злом до такой степени?

День 6: Создание животных, насекомых и человека

«И сказал Б-г: „Да извлечет земля существо живое по виду его: скот, и ползучее, и животное земное по виду его!“ И было так. И создал Б-г животное земное по виду его, и скот по виду его, и все ползучее (по) земле по виду его. И видел Б-г, что хорошо. И сказал Б-г: „Создадим человека в образе Нашем по подобию Нашему! И властвовать будут они над рыбой морской и над птицей небесной, и над скотом, и над всею землей, и над всем ползучим, что ползает по земле“. И сотворил Б-г человека в его образе, в образе Божьем сотворил Он его; мужчиной и женщиной сотворил Он их. И благословил их Б-г, и сказал им Б-г: „Плодитесь и умножайтесь, и наполняйте землю, и покоряйте ее, и властвуйте над рыбой морской и над птицей небесной, и над всяким животным, что ползает по земле!“ И всякому земному животному, и всякой птице небесной, и всему ползающему по земле, в чем существо живое, — вся зелень травная в пищу. И было так. И видел Б-г все, что Он создал, и вот хорошо очень. И был вечер и было утро: день шестой».

Человек, сотвори мир, как Бог

Нет иного пути у человечества, чтобы жить в гармонии со вселенной. А не верите, посмотрите в небо. Звёзды гаснут там постоянно. Но и рождаются новые. Сверхновые звезды, возможно, и зажигают во вселенной биологические существа, подобные людям. В идеале и мы должны дорасти до помощников Бога.

Видите, насколько не случайно такое парное сотворение мира и человека за семь дней. Человеку доверена великая миссия, засучив рукава, стать когда-то рядом с Создателем. Не просто так дано нам и религиозное учение о сотворении мира Богом. Вероятно, и в творении мира по Библии именно за семь дней скрыта важная подсказка для человечества.

Иван Иванович А.

Свт. Филарет (Дроздов)

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно

Дабы дать полноту повествованию о грехе и суде первых человеков, Моисей упоминает, наконец, каким образом произнесенное на них определение осуждения произведено в действо изгнанием их из рая. Сего изгнания он показывает причины и образ, или сопутствовавшие оному обстоятельства. Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло. Слова сии, очевидно, соответствуют обещанию искусителя: будете как боги, знающие добро и зло, и потому, без сомнения, имеют знаменование обличительное. Подобное сему обличение находим у пророка Исаии (Ис. 41:23-24) на язычников. Когда Бог говорит об Адаме: стал как один из Нас, нельзя думать, что сия речь обращена к Ангелам; ибо гордость сотворенного по образу Божию не могла состоять в желании уподобиться Ангелам. Итак, здесь представляется внутреннее, так сказать, собеседование Святой Троицы и новый торжественный совет о судьбе падшего человека, подобный первому совету о его сотворении. Поелику же величественность сего действия и величество глаголющего Бога не позволяет слова совета Его принять за простую уязвляющую укоризну, то под образом глумления должно искать истины чистой и бесстрастной, которая здесь, быть может, следующая: человек, вняв искусителю, не только внутренне возжелал быть Богом, но и самым делом исполнил сие желание столько, сколько мог; уже ничего не может он для себя сделать более; он сам решил свою судьбу: рай, место испытания, не нужен уже для того, который окончил свое испытание. И в сем заключается первая причина изгнания человека из рая. Вторая причина есть следствие первой: теперь, чтобы не простер он руки своей, и не взял плода с древа жизни, и не вкусил его, и не стал жить вовек. Теперь, когда человек, возжелав быть Богом, в себе самом возомнил найти независимое начало жизни, он не должен более пользоваться орудием и знамением бессмертной жизни, дабы мог познать свою ошибку. Древо жизни не может быть полезно тому, кто, быв отчужден от жизни Божией, носит в себе внутреннее начало смерти: в сем случае его бессмертие только продолжило и утвердило бы его смерть. Он должен удалиться от древа жизни не столько в наказание, сколько для сокращения его наказания, и для того, чтобы как грех отделил его от Бога, так смертность отделяла бы от диавола. Преткнувшись на пути жизни, он должен идти безопаснейшим путем внутреннего и внешнего умерщвления.

Толкование на Книгу Бытия.

Дым большой нелюбви

Андрей Макаревич в одной из своих песен нашел очень точное с православной точки зрения определение человеческой истории — «Эпоха большой нелюбви». Люди, в сердцах которых не было любви к своему Создателю, оказались неспособны любить и друг друга. Более того, они не смогли с любовью относиться и к прекрасному миру, который Бог дал им в удел. Всё зло мира, все страдания человечества на протяжении всей его истории — это лишь отражение нашей нелюбви к Богу, друг к другу, и к миру вокруг нас.

Обижать, обворовывать, мучить и убивать можно только тех, кого не любишь. В этом корень всех людских страданий и бед. Даже природные катаклизмы зачастую являются следствием нравственной деградации человека. Мы не можем с точностью отследить эту зависимость во всех случаях, но иногда она вполне очевидна.

Когда летом вся Москва бывает затянута едким дымом от горящих торфяников, нужно знать, что у этого стихийного бедствия есть конкретные авторы. В годы первых пятилеток советской власти правительством было принято решение осушить Каширские торфяные болота, чтобы создать огромный ресурс топлива для Каширской электростанции, работавшей тогда на торфе. Делалось это под девизом: «Мы не должны ждать милостей от природы, взять их у нее — вот наша задача!» Болота осушили, электростанция давно уже работает на угле и мазуте. А вот торф осушенных болот каждый год горит из-за небрежности туристов и местных жителей, посаженных на эту пороховую бочку борцами с природой, не желавшими ждать от нее милости. В результате — страдают все москвичи. Но не Бог виноват в этом, а человеческая нелюбовь к Богу и Его творению.

Творение: первые три дня

Первая глава «Бытия» начинается с того, что сначала Бог создал землю и небеса. И эта картина выглядела таким образом: Земля была пустой и безводной, над бездной была тьма, а над водой летал Дух Божий. Затем произошло следующее.

На 2-й день Бог повелел, чтобы посреди водного пространства образовалась твердь, и она отделила воду, которая над твердью, от той, которая находилась под ней. И твердь оказалась посреди воды, и была названа небом.

В повествовании о третьем дне творения сказано, как Бог создал землю. Вода, которая находилась под небесами, стеклась в одном месте, и появилась суша, которую Бог назвал землею. Тогда Создатель произнес повеление о том, чтобы земля произрастила всяческую зелень и траву, дающую семя по ее роду и подобию, а также плодовитые деревья. И все это случилось.

Космогония

Вивасват, тот, «кто проливает свой свет», которого индийские комментаторы идентифицировали с Солнцем, но которого Ригведа неявно представляет как смертного, женится на дочери Твадара , Сарани, «бегущей», древней Авроре. У них есть близнецы Яма и Ями. Но фальшивый сараньё создается либо богами, либо настоящим сараньё. Последний убегает в образе кобылы, и Вивасват соединяется с ними двумя. От сараньи, кобылы, рождаются Ашвины , боги, близкие к людям, от ложной сараньи, Ману , первого человека.

За пределами Твадара Вивасват представляет Дьяу , бога светящегося неба и отца богов. Легенда отражает древнюю космогонию, включающую появление богов, представленных двумя наиболее важными небесными телами, луной Ямой и солнцем Ями , чьи достижения Яма отвергал, поэтому их редко можно увидеть вместе в небе, а затем в небе. Ашвины , посредники между богами и людьми, один из близнецов смертный и, наконец, человек.

Сарани-Аврора отказывается от Вивасвата, потому что она тем временем осознала, что это только одна из множественных форм ее отца Твадара; Божественный огонь и древнее дневное небо.

Символы и обереги Сварога

Среди старославянских символов неугасающей популярностью пользуются обереги Сварога. Один из самых известных амулетов, известных с древних времен:

  • Звезда Сварога — этот символ иногда называют или Квадратом Сварога. Оберег, состоящий из сложного переплетения четырех лучей, олицетворяет очаг наковальни бога-кузнеца, из которого рвутся языки пламени. Центр амулета в виде ромба символизирует хлебное поле, отождествляемое с плодородием и матерью-землей. В этом сложном обереге собраны воедино все знаки, указывающие на основу жизни вселенной. Талисман-звезду носили мужчины, занимающиеся каким-либо ремеслом. Не отказывались от такого оберега и женщины, мечтавшие о продолжении рода и семейном благополучии.
  • Крест Сварога — символ бога, который расшифровывается шире, чем аналогичные талисманы. Этот амулет состоит из четырех лучей, каждый из которых поделен на 2 части. Крест символизирует 4 стороны света, которым покровительствует всемогущий бог. А двойные ответвления, исходящие от каждого луча, указывают на двухмерность вселенной. Это символ того, что солярному божеству подвластен не только мир Яви. Даже в Нави все события происходят под его присмотром.
  • Молот Сварога — это один из самых древних и сильных славянских амулетов. Люди считали, что атрибут бога-кузнеца высекает не простые искры из наковальни. Из них образовались звезды, которые освещают небосвод в ночное время. Из них же появились и боги-сварожичи.

Некоторые символы Сварога имеют иногда по несколько названий. Однако их смысл и назначение от этого не меняется. Любой из оберегов солнечного божества помогает верующим людям следовать заветам богов и жить достойно.

  • Амулет Алатырь (крест Сварога)
  • Крест Бога Сварга
  • Звезда Руси (Квадрат Сварога)
  • Молот Сварога
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: