Бог ветра в славянской мифологии

Свод здравы Стрибога — славянские упражнения

Свод здравы Стрибога – является частью большого комплекса славянских упражнений. Это совсем не одно и то же, что и древние славянские практики – про них почти ничего не известно на сегодняшний день. Но свод здравы основан именно на славянских практиках. Систему разработали авторы В. Мешалкин и Е. Баранцевич.

Данный комплекс состоит из особенных гимнастических упражнений, очень напоминающий йоговские асаны. Как утверждают создатели системы, упражнения способствуют повышению энергетики, даруют телу жизненную силу, плюс защищают от любой негативной энергии за счёт естественного энергетического оберега.

Известны разные своды здрав, каждая из которых посвящается конкретному божеству

Причём во внимание берутся исключительно самые почитаемые и популярные боги. Соответственно, упражнения каждой из здрав заметно различаются

К примеру, цель свода Лады – помочь человеку достичь гармоничных отношений со Вселенной. Здравы же Стрибога призваны обучить человека контролю над своим телом, способствуют лучшему осваиванию окружающего пространства, его рациональному заполнению, приводят к полноценному функционированию всех систем и органов тела.

По заверениям авторов славянских здрав, ранее подобными упражнениями пользовались волхвы и мистики

Сегодня они доступны всем желающим, кто занимается духовным совершенствованием, но не забывает и о важности заботы о теле

Вий — бог чего?

Древние арии большую часть времени пребывали в мире и согласии, вели спокойную размеренную жизнь, отождествляя с темными богами только изредка разбушевавшуюся стихию или общинные, личные беды. Поэтому и темных богов у них было немного.

Вия называли богом урагана, разрушения. Своей темной энергией он мог стереть с лица Земли деревни, села и целые города.

В то же время Вий, как повелитель черных сил, служил законам мироздания, верховному божеству Роду. Находясь в Пекле, он справедливо выполнял свои функции по очищению людских душ от мирских привязанностей. Каждого грешника ждал страшный суд и главным судьей был сам Вий. В этом смысле его сложно назвать монстром, а скорее служителем правосудия.

Энлиль

Как и в египетской мифологии, у шумеров бог ветра един, рожденный от Отца – Неба (Ана) и Матери – Земли (Ки). Имея неспокойный нрав и слабости, он постоянно попадал в различные неприятные ситуации. Применяя хитрость, изворотливость, Энлиль выходит победителем даже в самых непростых ситуациях. Даже в таких, в которых Верховный Бог уже сказал свое веское слово и ничего не остается, как подчиниться.

Речь идет о мифе сотворения Луны. Однажды кривая судьбы завела Энлиля в преисподнюю. Там его привлекла одна юная особа приятной наружности, которую он соблазнил. Его недостойное поведение возмутило богов. Они изгнали Энлиля. Ему ничего не оставалось делать, как подчиниться. Но Энлиль не собирался сдаваться. Тем более когда узнал, что его первенец – лунное светило. Его место — в ночном небе, а не во мраке преисподней.

Изменив облик, бог ветра вновь проникает в Подземное царство, чтобы зачать новых детей и совершить подмену, выведя своего сына на поверхность.

Посвящение помогло ему обрести силу отца и тем самым возвыситься над другими богами. Стать тем, «чье слово свято».

Возвышение не ударило богу ветра в голову. Он не стал самовлюбленным и напыщенным. Судя по другому мифу «о создании мотыги», он учит людей ремеслам, дает им законы — «ме». При этом беспощаден в гневе, если они нарушаются.

Образ Стрибога и его родословная.

В представлении древних славян бог Стрибог был стариком с посеребрёнными полосами, но не утратившим ни силу, ни широту плеч. По преданию Стрибог носил одежду исключительно светло-голубого оттенка, что подчёркивало его принадлежность к воздушному пространству. Оружием этому божеству служили лук и стрелы, изготовленные из чистого золота. Жил Стрибог на самом краю мира Прави, мало общаясь с остальными богами. Он появлялся лишь тогда, когда это было крайне необходимо. Так, например, Стрибог помог Сварогу и другим Ясуням одолеть Чернобога в изначальной битве между силами добра и зла. Он бился вместе с богом Перуном, против ужасного Спикера-Змея. Так же, Стрибог помог богу Хорсу, когда тот сражался с Месяцем. Мы видим, что с одной стороны это божество довольно нелюдимо, но в тоже время, он является верным соратником для своих собратьев.

Теперь давайте поговорим и о родословной Стрибога, и о его семье в целом. Своё начало это божество, как и большинство


старших Ясуней берёт из искр, что были высечены из камня Алатыря, ударами божественного молота Сварога Праотца. Согласно другой теории, Стрибог был рождён из дыхания самого Великого Рода. Согласно первой версии, Стрибог приходился братом Даждьбогу и Семарглу, но так как, основа имени этого бога переводится, как “дядя”, или “брат отца”, то можно предположить, что вторая версия является более правдивой, и Стрибог приходился Сварогу братом.

Супругой бога Стрибога называют Немизу – богиню ветров (по некоторым источникам, Немиза являлась одной из личин богини Мары, которая повелевала зимними ветрами), её ещё называли Немигой, или Варма-авой. У этой четы богов было несколько детей: Погода – тёплый и ласковый ветер, божество хорошей погоды; Подага – жаркий и иссушающий ветер, обитающий в пустыне; Посвист – самый сильный ветер, имеющий власть над бурями; Сиверко – ветер с северным и холодным нравом, не ведающий пощады; Южный ветер – игривый ветер; Восточный ветер – коварный и внезапный ветер; Западный ветер – сухой и суровый, но всё же наделённый добрым нравом; Полуденик и Полуночник – легкие ветерки, что резвятся соответственно, днём и ночью.

Бог Ваю

От admin

Дата 03.08.2013
Категория Божества

Ваю (санскр — ветер, воздух) — бог ветра, страж северо-западной стороны света.

Ваю приносит благо, предоставляет убежище и может рассеять врагов. По одной из легенд Ваю появился из дыхания Пуруши и является олицетворением мирового дыхания — праны. Ваю — отец Ханумана, могучего героя Бхимасены «Махабхараты», а также могучего царя обезьян «Рамаяны».
Ваю имеет тысячу глаз, а также две или четыре руки. В правой руке он держит флаг (белый), в левой — жезл. В четырехрукой версии изображения ваю правые руки находятся в патака-хаста, и также держит стрекало, иногда несет чакру. Его вахана (ездовое животное) — олень.

Вайю обычно с шумом носится по небу на сияющей колеснице, запряженной парой красных или багряных коней. Иногда число коней Ваю может равняться 45 или даже достигать тысячи во время циклонов.

Как бог ветра Ваю обиделся на всесильных богов

Бог ветра Ваю — любимец всех богов и людей. Он быстр, легок, тысячеглаз и всегда доволен своей судьбой. Ваю — дитя Земли и Неба, их баловень. Все смотрят с улыбкой на его шалости, понимая, что не со зла — от своего веселого характера взметнет бог Ваю покрывало у красавицы, покроет рябью гладь вод, растреплет волосы у мудреца отшельника.

Но может Ваю быть суровым и даже страшным — ведь сила его огромна. Во время великой войны богов с ужасным змееподобным демоном-убийцей Вритрой именно быстрого и смелого Ваю послали боги перед сражением в разведку.

Но однажды Ваю обиделся на богов, и от этого чуть было не погиб весь мир. У бога Ваю и прекрасной Анджаны из рода божественных обезьян родился сын — веселый, озорной и непоседливый. Целыми днями он носился по небу, играя со всеми.

Даже беспощадное Солнце умилилось, глядя на беспечного и беззаботного сына Ваю, и не сожгло его своими лучами, когда он подлетел близко-близко. А демон Раху, охотившийся за Солнцем, испугался малыша и пожаловался на него всемогущим богам.

Индра запустил в шалуна своей ваджрой. Рухнул малыш с неба на землю и сломал при падении себе челюсть. Услышал бог Ваю плач сына, поднял его на руки и отнес в пещеру. Обиделся Ваю и решил отомстить всем богам, навечно замкнувшись с сыном в пещере. И стих ветер, нечем стало дышать богам и людям, завяли листья на деревьях, и пожухли травы. Остановилось все дыхание во всех трех мирах — подземном, земном и небесном.

Пошли боги на поклон к Ваю, и простил их бог ветра. Вышел он из пещеры, и снова расцвел мир, ибо вернулась в него жизнь.

А малышу дали имя Хануман, что означает «имеющий разбитую челюсть». Он вырос и мудрыми советами помогал царю божественных обезьян, стал для людей наставником в науках и покровителем мирной деревенской жизни.

_______

На нашем сайте есть возможность получить посвящение в космические энергии разных сил и божеств. Список настроек к ним находится на странице: «Космические частоты (инициации)». Передача энергий происходит по технологии «Универсальной космоэнергетики».

Сила оберега Стрибога

В качестве амулетов, наделенных силой Стрибога, могут использоваться следующие символы:

  • лук со стрелами (как указывалось выше, это один из самых распространенных атрибутов рассматриваемого божества). Амулет в виде лука и стрел считается надежной защитой от всякого зла. Можно сказать, что это универсальный оберег;
  • Вихрь (Стрибожич). Данный оберег подойдет людям, часто сталкивающимся с конфликтными ситуациями, а также тем, кто в силу профессиональных обязанностей связан со стихией пожарные, высотники, моряки, пилоты и т.д.). Стрибожич также называют символом перемен, поэтому он может подойти в качестве амулета тем, что хочет глобальных изменений в своей жизни;
  • руна ветра. Подходит творческим личностям, помогает в процессе самосовершенствования и развития, дает вдохновение.

Таким образом, Стрибог представляет собой весьма популярный в славянской мифологии персонаж, он один из главных славянских богов. Часто упоминается в различных источниках вплоть до летописных. Стрибог наделен функциями регуляции погодных условий за счет управления ветром. В связи с тем, что он олицетворяет стихию воздуха, одно из качеств, которое приписывают Стрыю, — изменчивость.

Следующая
БогиПерун: Бог грома и молнии у славян, происхождение, мифология и легенды, обереги и символы Громовержца

Руны и прочие символы Стрибога

Символами Стрибога являются:

  • лук и стрелы (изображение Стрыя практически всегда сопровождается этими атрибутами, поэтому и сами по себе они ассоциируются с данным божеством);
  • символ Стрибог (Стрибожич) – оберег, напоминающий правостороннюю свастику. Отличие его от обычного солярного символа в большей загнутости лучей по направлению к центру. Иногда Стрибожич изображают в виде лопастей мельницы;
  • руна ветра (некоторые исследователи считают, что она также относится и к Велесу). Данный символ похож на устремленную вверх стрелу с толстым древком из 2 линий либо на дом без фундамента.

Сфера влияния и помощники Стрибога

Стрибог властвует над всей воздушной стихией и всеми летающими объектами. Он наделялся способностью вызывать и укрощать бури, насылать ветры и управлять молниями. Кроме того, Стрибог разносил вести по миру и помогал другим богам (в частности, Перуну) в военных сражениях.

Как уже упоминалось выше, Стрый может превращаться в птицу Стратим с целью повышения мобильности (кстати, способность к превращению в животных и птиц весьма характерна для практически всех богов славянского пантеона).

Стратим называют не только одним из воплощений, но и помощницей Стрибога. Она изображается как огромная птица с женским лицом. Считается, что она – самая крупная и древняя из всех мифологических птиц у славян. Место ее обитания – остров посередине моря. Функция Стратим сходна с таковыми у Стрибога – это управление бурями (в случае Стратим – конкретно в море).

Кроме Стратим, птицей-помощницей Стрибога называют Алконост, которая, кроме лица, обладает еще и женскими руками и грудью. Некоторые авторы считают ее также воплощением Хорса. Ее функционал примерно тот же, что и у Стратим (управление погодными условиями).

Атрибуты

Фудзин — хорошо изображенный они , которого также иногда считают ками (тип бога или духа в религии синто). Его чудовищное лицо с зеленой кожей и растрепанными ветром красно-белыми волосами похоже на лицо голодного людоеда с широко распахнутыми и пугающими глазами.

Он носит шкуру леопарда, а вокруг его плеч находится большой воздушный мешок. Он использует мешок, чтобы перемещаться по миру, что, в свою очередь, создает ветры и бури. Фуджин едет на облаке, которое попеременно изображается в виде серого грозового облака или пушистых кучевых облаков. На каждой его руке по четыре пальца, по одному на каждую сторону света.

Как бог ветра, Фудзин всегда находится в движении и, кажется, вездесущ, но, как говорят, он в первую очередь виден во время штормов, особенно мощных тайфунов, когда ветры могут валить деревья и разрушать дома. Хотя Фудзин рассматривается в основном как разрушительная сила, он также может ассоциироваться с менее интенсивными ветрами, мягкими и освежающими. Поэтому, по сравнению со своим братом Райджином, Фуджин несколько менее интенсивен и более апатичен.

Происхождение имени Стрибога

Считается, что имя рассматриваемого божества произошло от значения «отец-небо» (в индоевропейской семье языков – «dievas-pater»), в котором затем часть про небо была заменена на «бог». Слово «отец», в свою очередь, было изменено на «стрый» («дядя» в славянских языках).

Некоторые исследователи также усматривают в имени «Стрибог» часть древнеславянского слова «стерти», то есть «простирать, распространять», что и связывает данное божество с ветром (по этой теории получается, что имя Стрибога должно означать «простирающий бог» в смысле как подвижности воздуха и ветра, так и распространенности влияния).

Западная Евразия

албанский

  • Шурди , бог погоды, вызывающий ливни с градом, гром и молнии.
  • Вербти , бог погоды, который вызывает ливни и управляет водой и северным ветром.

Балто-славянский

Славянский

  • Догода — богиня западного ветра, любви и нежности.
  • Стрибог — имя славянского бога ветров, неба и воздуха. Он считается прародителем (дедушкой) ветров восьми направлений.
  • Варпулис — спутник бога грома Перуна, известного в Центральной Европе и Литве.

кельтский

  • Сиды или Aos Sí были пантеон дохристианской Ирландии . Сидхе обычно называют «сказочным народом», но это также древнеирландское слово для обозначения ветра или порыва.
  • Боррум , кельтский бог ветров

Норвежско-германский

  • Кари, сын Форнджота и брат Эгира и Логи , бога ветра, очевидно, как его олицетворение, так же, как его братья олицетворяют море и огонь.
  • Ньорд , бог ветра, особенно это касается моряков
  • Один , которого некоторые ученые считают богом воздуха / дыхания

Греко-римский

  • Эол , хранитель ветров; более поздние писатели сделали его полноценным богом
  • Анемы (по- гречески Ἄνεμοι — «ветры») были греческими богами ветра.
    • Борей , бог северного ветра и зимы
    • Еврус , бог восточного или юго-восточного ветра
    • , бог южного ветра
    • Зефир , бог западного ветра
    • Aparctias, другое название северного ветра (не отождествляемого с Boreas)
    • Афелиот, бог восточного ветра (когда Евр считается юго-восточным)
    • Аргестес, другое название западного или северо-западного ветра
    • Кайсиас, бог северо-восточного ветра
    • Цирциос или Фраскиас, бог северо-северо-западного ветра
    • Евронот, бог юго-восточного ветра
    • Губы, бог юго-западного ветра
    • Скеирон, бог северо-западного ветра
  • Аура , олицетворение бриза
  • Аураи , нимфы ветра
  • Кардея , римская богиня здоровья, пороги, дверные петли и ручки; связанный с ветром
  • Venti, (лат. «Ветры») божества, эквивалентные греческому Anemoi

Западная Азия

Индуистско-ведический

  • Маруты , служители Индры, иногда такие же, как нижеследующая группа богов.
  • Рудра , бог ветра или шторма
  • Рудры , последователи Рудры
  • Ваю , бог ветра

Персидский зороастарианец

Ваю-Вата , два бога часто объединялись в пары; первый был богом ветра, а второй был богом атмосферы / воздуха.

Уральский

венгерский язык

  • Селатья , венгерский бог ветра
  • Селанья , венгерская богиня ветра и дочь изначального бога Кайры.
  • Зада, хранительница драгоценного камня Яда Таши

Символика бога Стрибога.

Символом Стрибога считались и лук, и стрелы. Это не удивительно, ведь согласно преданиям, именно лук со стрелами являлся главным орудием бога Стрибога, да и в “Слове о полку Игореве”, ветра Стрибога, были сравнены со стрелами.

В славянском руническом ряду есть руна Ветер. Существует утверждение, то это руна напрямую связана с богом Стрибогом. Визуально она напоминает стрелу, устремлённое в небо. Собой она олицетворяет Дух, его восхождение к просветлению и мудрости. Руна Ветер – это знак воли и одухотворения. В магической трактовке, эта руна обозначает творческие порывы.

Также, существует оберег, который называется Стрибожичем. Визуально этот оберег очень напоминает свастику, но имеет более плавные очертания. С другой стороны, Стрибожич, очень похож на крылья ветряной мельницы. Этот оберег являлся стихийным, то есть он был призван защищать как самих людей от буйства природы, так и всё их хозяйство.

Карачун

Еще один бог зимы и ветров в древней языческой мифологии. Его считали воплощением бога Смерти, на службе которого состояли различные опасные хищники. В русском фольклоре до сих пор «корочун» и «гибель» неотделимы друг от друга. Его днем принято считать 23 декабря. Владыка холода и Смерти не просто делает этот ночь самой длиной. Он открывает миры, чтобы предки могли раз в году посетить мир Яви и лицезреть дела потомков. Это необходимо для сохранения баланса и понимания своей личной ответственности перед Родом, пращурами и Богами.

Наши предки не боялись его, как и всех остальных «злых» небожителей. Добро и Зло всегда ходит рядом и это необходимо для равновесия. Язычество никогда не было и не станет религией, ведь для этого необходимо верить. Предки-язычники просто знали, «ведали» законы Вселенной – они для всех одни. И благодаря этим знаниям – «ведам» строили свою жизнь.

Стрибог- бог славян.


Упоминание о Стрибоге можно встретить в “Повести временных лет”, согласно которой, кумир Стрибога был воздвигнут князем Владимиром в городе Киеве, вместе с кумирами других богов. Данное действие датируется 980 годом. Это уже указывает, на то, что Стрибог был весьма почитаемым божеством для древних славян, вот чем именно он занимался – это уже другой вопрос.

В другом историческом трактате (“Слово о полку Игореве”) можно наткнуться на описание Стрибога, согласно которому ветра его внуки и они с моря, подобно стрелам били по отважным и храбрым полкам Игоря. Здесь упоминание ветров и Стрибога не случайны, по утверждению большинства исследователей, это славянское божество управляло ветрами. Стоит более подробно рассмотреть эту теорию. Ветра в этом источнике упоминаются, как внуки Стрибога. Если вдуматься, то внуки – это лишь малая часть, всей семьи, то есть третье поколение от родоначальника. Предположительно есть ещё и дети. Тут можно судить о том, что ветра – это не единственная сила, которая подчиняется Стрибогу, ему подвластно всё воздушное пространство. Теоретически можно предположить, что Стрибог, как представитель старшего поколения Ясуней, мог повелевать атмосферными процессами в целом. Это и ветер, и дождь, и град, и гроза с молниями, то есть погода. По поверьям так же, под командованием Стрибога находилось всё воздушное воинство. Ему подчинялись все птицы и все эфирные духи.

Суровый нрав Стрибога

Стрибог следит за гармонией в природе. Его физическое воплощение силы – это ветры, которые существуют в мире Яви, нашем мире. Вместе с Перуном он способен управлять громом и молниями. Я не сомневаюсь, что вам не раз приходилось видеть перед грозой, каким сильным становится ветер, “посланник” Стрибога.

Но далеко не всегда Стрибог демонстрирует лишь свою светлую сторону. В старину мореплаватели, купцы, что вынуждены были преодолевать большие расстояния по морю, особенно почитали Стрибога, ведь знали о его разрушительных способностях. Этот бог мог вызывать штормы, поднимать волны в океане, создавать снежные бури, гнуть и ломать деревья, разносить огонь, создавая пожары.

Андрей Шишкин «Перун Громовержец», 2014 год

Праздники, посвященные богу Вию

Древние славяне специальных праздников богам Нави не посвящали. Чествовать Вия могли только когда провожали в загробный мир усопшего родственника, в этом случае просили владыку Нави принять душу, очистить от всего дурного, отпустить потом обратно в Род.

Однако был на Руси плохой, демонический день раз в три года, 29 февраля. Этот редкий день славяне не любили, считали опасным, бедственным. Старались не выходить из дома, не выпускали скот и птицу из сарая.

Славянский бог Вий – судья и пастух человеческих душ в темном мире Нави. Он – неотъемлемая часть мироздания в понимании древних славян, всезнающий и справедливый.

Он всегда требовал к себе почтенного отношения, и древние славяне относились к нему с должным уважением, испрашивая прощения не только для себя, но и для тех, кто уже ушел из мира Яви.

Предыдущая запись Что означают прыщи на голове и шее?
Следующая запись Славянский бог Авсень (Овсень)

Кто это у славян и за что отвечает?

Стрибог — славянский Бог Ветра. Стрый, Стриба или Ветрила — также его имена. По теории советского, грузинского лингвиста Тамаза Гамкрелидзе, имя Стрибога происходит от индоевропейского «Dievas Pater», что дословно переводится, как «небо — отец» или «небесный отец».

Разделял данное суждение и его коллега Вячеслав Иванов. Согласно данному мнению, с течением времени «Dievas» и «Pater» поменялись местами. Дальнейшие перемены повлекли тесные контакты славян со скифской культурой, вследствие чего «Dievas» сменилось на «Baga» (православный аналог слова «богъ»), а «Pater» обратилось в славянское «стрый», что вероятнее всего означает «дядя» или «брат отца».

Источники описывают внешний вид божества совершенно по-разному. Чаще всего, это крепкий седовласый старец с черными глазами и густыми бровями, ходит в лазурных одеждах и золотым луком в руках, где-то встречается, что вместо лука он держит хлыст или рог, а за плечами имеет прекрасные белые крылья. Живет на краю света посреди моря-окиана или в глухом лесу. Чтобы наблюдать за происходящим в Яви, он может обращаться в птицу Стратим-буревестницу.Справка! Стратим-буревестница — земной облик Стрибога, прародительница всех птиц.

Храмы Стрибога и упоминания в летописных источниках

Считается, что храмы (капища) в честь Стрибога традиционно ставились вблизи крупных рек или у моря (в местах прохождения торговых путей, поскольку особенно почитали это божество купцы). Наиболее известный храм был расположен на о. Березань в устье Днепра. Упоминание Стрибога встречается в нескольких летописных источниках:

  • «Новгородская первая летопись младшего извода» (конец XI века), в которой говорилось, что князь Владимир в начале своего правления установил в Киеве идолы языческих богов, в том числе и Стрибога. Затем, когда Владимир принялся искоренять язычество, идолы были уничтожены;
  • «Слово о полку Игореве» (предположительно конец XII века), где говорится о ветрах как «стрибожьих внуках»;
  • там же, в части «Плач Ярославны» упоминается обращение за помощью к Стрибогу (Ветру).

Кому покровительствует?

Могущественный бог подземного царства не всегда приносил смерть. Не был он и убийцей, а лишь справедливо выполнял свои функции – очищал и судил души людей. А люди могли умереть не от испепеляющего взгляда бога Вия, а от собственного страха, как гоголевский персонаж Хома Брут. Поэтому честные и смелые духом люди его не только не боялись, а просили помощи, защиты.

Колдуны, маги, волхвы могли просить покровительства Вия, когда требовалась мощь черной энергии для обуздания сил природы. Если человек жил по совести, творил дела во благо, то Вий мог испытывать его на прочность, а потом отпустить из подземного царства.

Могли просить покровительства царя Преисподней в исключительных случаях воеводы, обращаясь к ведающим посредникам, к жрецам. Когда на земли родные шло войско иноземное, когда не хватало своих сил богатырских, только мощь Вия могла стереть надвигающуюся тьму, испепеляя территории, деревни, города на пути. Сгорало все, что оказывалось перед его взором. Но и за ним шла его нечисть и наводя ужас.

Если же просили покровительства владыки Преисподней, то обязаны были почитать его, воздавать дань, соблюдать законы жизни. Оказывал благосклонность злопамятный бог не просто так.

Индуистские тексты и философия

Скульптура ваю

в Ригведа Ваю ассоциируется с ветрами, а Маруты описываются как рожденные из живота Ваю. Ваю также является первым богом, получившим сома в ритуале, а затем они с Индрой выпивают свой первый напиток.

В гимнах Ваю описывается как обладающий «исключительной красотой» и шумно движущийся в своей сияющей карете, ведомый двумя, сорок девятью или тысячей белых и пурпурных лошадей. Белое знамя — его главный атрибут ». Как и другие атмосферные божества, он «боец и разрушитель», «могущественный и героический».

в Упанишады, есть множество утверждений и иллюстраций величия Ваю. В Брихадараньяка Упанишада говорит, что боги, контролирующие функции тела, однажды участвовали в состязании, чтобы определить, кто из них самый великий. Когда такое божество, как видение, покидало тело человека, этот человек продолжал жить, хотя и как слепой, и восстановив утраченные способности, как только заблудшее божество вернется на свой пост. Одно за другим все божества по очереди покидали тело, но человек продолжал жить, хотя последовательно и в различных формах. Наконец, когда Мукхья Прана начал покидать тело, все остальные божества начали неумолимо срывать со своих столбов силой, «подобно тому, как могучая лошадь срывает колышки в земле, к которым он привязан». Это заставило другие божества понять, что они могут действовать только тогда, когда наделены властью Ваю, и могут быть легко побеждены им. В другом эпизоде ​​говорится, что Ваю — единственное божество, которое не поражалось демонами греха, которые напали на него. В Чхандогья Упанишада говорит, что нельзя знать Брахман кроме как зная, что Ваю Удгита (мантрический слог ом ).

  • Первый аватар Вайю считается Хануман. Его подвиги раскрыты в Рамаяна.
  • Второй аватар Ваю — Бхима, один из Пандавы появляясь в эпосе Махабхарата.
  • В соответствии с Мадхва брамины, третий аватар идентифицируется с Мадхвачарья, индийский философ 13 века.

Коннотации

Слово для воздуха (вайю) или ветер (павана) один из . В санскрит слово Вата буквально означает ‘взорван ‘; Вайю, ‘воздуходувка ‘ и Прана, ‘дыхание ‘(то есть дыхание жизни, ср. *ан— в оживлять ). Следовательно, основным референтом этого слова является «божество жизни», которое иногда для ясности называют Мукхья-Вайу (главный вайю) или Мукхья-прана (глава жизни).[нужна цитата ]

Иногда слово вайю, который обычно используется в смысле физического воздуха или ветра, используется как синоним слова прана. Вата, дополнительное имя божества Ваю, является корнем ватаваранам, термин на санскрите и хинди, обозначающий «атмосферу».

Павана сыграла важную роль в Анджана зародила Ханумана как своего ребенка, поэтому Ханумана также называют Паванапутрой, «сыном Паваны» и Вайупутры. Сегодня Паван — довольно распространенный Индуистский имя.

в Махабхарата, Бхима был духовным сыном Ваю и сыграл важную роль в Курукшетра война. Он использовал свою огромную силу и умение обращаться с булавой для поддержки Дхармы.

О влиянии зимы на мифологические представления наших предков

Из–за природных условий климата наши предки обрели одну важную особенность, которая генетически передается из поколения в поколение. Речь идет о способности мобилизовать все свои внутренние ресурсы в наиболее трудные моменты жизни. Это связано с наличием зимы.

Лето – это была пора, когда необходимо было ударно потрудиться, для того чтобы потом, уже имея запасы, не умереть с голоду, когда придут холода. Такая расслабленность, а потом неимоверное напряжение сил для достижения целей удивляют иностранцев, не привыкших к лютым холодам. Зима с ее холодными ветрами одновременно пугала и завораживала славян. Ее не воспринимали как богиню Смерти, скорее как красавицу-проказницу. Чего не скажешь о зимних ветрах. К ним отношение было разное.

Место в пантеоне славянских богов

Кумир Стрибога изготавливался из дерева. Помимо капищ ставили на берегах рек да в портах.

Занимал место в славянском пантеоне главных богов:

  • Перун;

  • Сварог;

  • Род;

  • Даждьбог;

  • Коляда;

  • Велес (его идол ставился отдельно от основного капища в низине);

  • Лель;

  • Семаргл;

Существовали отдельные храмы посвященные богу ветра в портах, где моряки приносили дары повелителю воздушной стихии перед отправлением в дальнее плавоние и по прибытию. Именно Стрыя моряки просили о покровительстве в море.

Наибольшей популярностью среди купцов мореходов пользовался храм на острове Березань что расположился в устье реки Днепр. Приносили они в дар богатства разные чтобы ветер попутным был.

Молитва Стрибогу на удачный поход морской.

Индуистские тексты и философия

Скульптура ваю

в Ригведа Ваю ассоциируется с ветрами, а Маруты описываются как рожденные из живота Ваю. Ваю также является первым богом, получившим сома в ритуале, а затем они с Индрой выпивают свой первый напиток.

В гимнах Ваю описывается как обладающий «исключительной красотой» и шумно движущийся в своей сияющей карете, ведомый двумя, сорок девятью или тысячей белых и пурпурных лошадей. Белое знамя — его главный атрибут ». Как и другие атмосферные божества, он «боец и разрушитель», «могущественный и героический».

в Упанишады, есть множество утверждений и иллюстраций величия Ваю. В Брихадараньяка Упанишада говорит, что боги, контролирующие функции тела, однажды участвовали в состязании, чтобы определить, кто из них самый великий. Когда такое божество, как видение, покидало тело человека, этот человек продолжал жить, хотя и как слепой, и восстановив утраченные способности, как только заблудшее божество вернется на свой пост. Одно за другим все божества по очереди покидали тело, но человек продолжал жить, хотя последовательно и в различных формах. Наконец, когда Мукхья Прана начал покидать тело, все остальные божества начали неумолимо срывать со своих столбов силой, «подобно тому, как могучая лошадь срывает колышки в земле, к которым он привязан». Это заставило другие божества понять, что они могут действовать только тогда, когда наделены властью Ваю, и могут быть легко побеждены им. В другом эпизоде ​​говорится, что Ваю — единственное божество, которое не поражалось демонами греха, которые напали на него. В Чхандогья Упанишада говорит, что нельзя знать Брахман кроме как зная, что Ваю Удгита (мантрический слог ом ).

  • Первый аватар Вайю считается Хануман. Его подвиги раскрыты в Рамаяна.
  • Второй аватар Ваю — Бхима, один из Пандавы появляясь в эпосе Махабхарата.
  • В соответствии с Мадхва брамины, третий аватар идентифицируется с Мадхвачарья, индийский философ 13 века.

Символы, знаки и руны


Символами олицетворяющими Бога Ветров являются лук и стрелы. Ведь недаром этого крепкого старика часто изображают с данным оружием, а его детей и внуков сравнивают со стрелами. Знаком, используемым в качестве оберега, который дает защиту Стрыя, именуют Стрибожичем. На картинках можно увидеть, что он напоминает правостороннюю свастику. Отличие в том, что концы свастики напоминают букву «Г», в то время как концы Стрибожича похожи на крылья мельницы.

Очень важным является и расцветка символа. Он должен быть красным, этот цвет характеризует движение, активность. Внутренний квадрат белый — олицетворение истока энергии. Внешний — фиолетовый (высшая степень духовного становления).

В славянских рунах имеется так называемая руна Ветра, которую также часто приписывают Велесу. В просторах интернета попадается немало фотографий с тату в виде данной руны. Она выглядит, как дом без фундамента (крыша стоит на 2-х колонах) или стрела стремящаяся к небу.

Египетская мифология

Одни из самых интересных представлений о боге ветра дает богатая египетская мифология. В Египте его уважительно называли «Шу» и помнили, что только благодаря его красноречию, обиженная богиня влаги Тефнут вернулась из Нубии, возвратив жизнь всему живому. Дальше самое интересное: от любви Тефнут и Шу родились Геб (бог земли) и Нут (богиня неба). Они поссорились, чем разгневали Владыку всего сущего Ра. Он постановил: разъединить землю и небо, которые до этого были вместе. Выполнение приказа поручили богу ветра Шу, который благополучно его исполнил.

Он не только разъединил эту парочку, но и запустил в движение мир.

Значение имени бога

Но что же значит имя этого бога? Согласитесь, расшифровать его не так сложно. Славянский корень “стри” говорит о быстроте, стремительности, устремлённости к чему-либо.

Кроме того, если заглянуть в словарь Даля, увидим интересное значение сходного слова, “стрый”. Так в старину называли дядю по отцу, а значит. Стрибог вполне мог соотноситься с предком божеств, быть верховным божеством наравне со Сварогом.

Виктор Корольков «Стрибог»

Подобную трактовку приводят и сторонники версии древнеиранского происхождения имени. В переводе с этого наречия “стрибайа” значит “верховное божество”.

Не исключено, что Стрибог действительно правил миром богов и людей наравне со своим могущественным отцом Сварогом. Без сомнения, повелителя ветров почитали в самых разных регионах Руси.

Андрей Шишкин «Стрибог – хозяин ветров», 2014 год

Также я хотела бы упомянуть о ещё одном старославянском слове, что может быть связано со Стрибогом. Это – “стърга”, и именно так в старину называли бесконечность, бескрайний простор. Стоит ли говорить, что именно Стрибог властвует в бесконечных воздушных пространствах, что простираются всюду, не имея конца и начала?

Нельзя исключить и того факта, что в имени Стрибога “зашифровано” число три, и именно так наши предки хотели отметить, что власть божества распространяется на все три мира, о которых рассказывается в легендах – Правь, Явь, Навь.

Андрей Шишкин «Сварог», 2015 год

Стрибог

Наши предки почитали это божество наравне с Дажьбогом, считая, что он путешествует по земле в образе крепкого седовласого старика, с которым лучше не шутить. Он легко может укротить бурю. Его прихода ждали люди, не забывая о том, что он является отцом и дедом других различных ветров, таких как бога южного ветра Подага или Подсвиста – отца бури. Зимнюю бурю учиняет Буревик. Но он это делает не из праздности. Его основная задача — наказать за грехи, заставить задуматься о своем злом поступке.

Авторитет Стрибога настолько велик, что его образ величественно возвышался в Киеве. Об этом мы узнаем из «Повести временных лет», когда князь Владимир, еще до крещения Руси пытался объединить народ, собрав всех более–менее почитаемых идолов в одном месте.

Дети и внуки бога ветров

О семье Стрибога известно немного. В «Слове о полку Игореве» все ветры называются внуками этого божества. Конечно, у Стрибога были и сыновья. В некоторых преданиях говорится о Вихре-Просвисте-Хладовее, старшем из сыновей покровителя ветров.

Этот сын был самым суровым среди потомков Стрибога, олицетворял северный и северо-восточный ветры. Его брат, Погода-Догода-Тепловей, отличался иным нравом. Это – южный и юго-восточный ветер, что приносит тепло и хорошую погоду, именно у него люди просили доброго урожая.

Игорь Ожиганов «Стрибог»

У Стрибога было множество внуков-ветров, что могли веять из разных направлений. Например, летом народ мог ощутить дыхание Полуденника (прохладный ветерок в разгар дня) или Суховея (иссушающий ветер с пустынных земель).

В зимнюю пору холода и снега приносил Сиверко, на морях безумствовал Ангара, а ледяные дожди и неистовства стоило ждать от ветра Сарма. Сильные морозы предвещал Джут, а вот сильные холода следовало ожидать, когда появлялся ветер Рекостав.

В «Повести временных лет» рассказывается, что Стрибогу, как оному из верховных богов, в 980 году был поставлен идол в Киеве. Изваяние Стрибога высилось рядом с великими божествами – Перуном, Даждьбогом, Макошью. Один только этот факт говорит о том, насколько сильно чтили “ветреного” бога наши предки, насколько ясно они осознавали, как сильно мы зависим от его непостоянной стихии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: