Загадки фестского диска

Что изображено на фестском диске

На лицевой стороне фестского диска изображено 123 знака. а на обратной — 119. Всего в надписи участвуют 45 изображений, которые повторяются и чередуются между собой. 

Среди символов — фигурки людей, животных, изображения предметов и даже действий. Например, часто встречаются изображения кошачьей головы, , головы с перьями, а также изображение щита. 

Источник kripto.blog.hu

Значение некоторых изображений ученые не смогли понять. Так, фигура женщины по мнению некоторых ученых на самом деле не имеет к женщине никакого отношения. И на самом деле изображает какую-то разновидность  древнеегипетской богини Таурт, которую изображали с головой гиппопотама.

Краткий обзор знаков Фестского диска

При исследовании письменности Фестского диска общеприняты следующие обозначения:
а) знаки нумеруются по системе, предложенной Эвансом, от 01 до 45;
б) иногда номера полей, разделённых вертикальными чёрточками, обозначаются римскими цифрами.

При этом сторона A (условно «лицевая») содержит 123 или 124 знака в 31-м поле (A1-A31),
а сторона B (условно «обратная») — 119 знаков в 30 полях (B1-B30).
Таким образом, общее число знаков 242 или 243, из которых 45 различны.
С увеличением объёма текста прирост новых знаков быстро убывает, и общий объём силлабария, вероятно, составляет 50—70 знаков.

В  среднем каждый знак повторяется по 5—6 раз.
Согласно Ипсену и Порцигу, такое большое число повторений говорит о том,
что знаки не могут обозначать слова, а само письмо не может быть логографическим.
С другой стороны, для алфавитного типа письма сообщение содержит слишком много различных знаков.
Поэтому можно утверждать, что письменность Фестского диска слоговая (силлабическая)
и каждый символ обозначает слог открытого типа (как у некоторых хорошо изученных эгейских письменностях,
а также, возможно, в эламском линейном письме).
В таком случае поля представляют собой слова, и для письменности характерно использование словоразделителей
(как в некоторых письменностях Малой Азии, а также в ряде этрусских текстов).

Перечень знаков в нумерации Эванса и их количество на обоих сторонах диска:

  • 01
    ПЕШЕХОД [ПЕШ]: фигура идущего человека — 11 знаков. Может быть с чертой.
  • 02
    ГОЛОВА С ПЕРЬЯМИ [ИРОкез]: голова человека, украшенная перьями — 19;
    самый частый символ, всегда в начале (или в конце, в зависимости от выбора направления чтения) слова.
  • 03
    ТАТУИРОВАННАЯ ГОЛОВА [ЛЫС, ТАТ]: бритая голова с татуировкой или клеймом на щеке — 2.
  • 04
    ПЛЕННИК [ПЛЕ]: стоящий человек со связанными за спиной руками — 1.
  • 05
    РЕБЁНОК [РЕБ]: фигура ребёнка — 1. Может быть с чертой.
  • 06
    ЖЕНЩИНА [ЖЕН]: женщина, богиня Тоэрис (?) — 4.
  • 07
    ШЛЕМ [ШЛЕ]: изображение шлема (?) — 18. Может быть с чертой.
  • 08
    РУКАВИЦА: перчатка, кулак с цестусом (?) — 5. Может быть с чертой.
  • 09
    ТИАРА: головной убор жрецов (?) — 2.
  • 10
    СТРЕЛА: стрела, какой-то инструмент (?) — 4 (только на стороне A).
  • 11
    ЛУК: лук — 1.
  • 12
    ЩИТ: круглый щит — 17; 12 раз встречается в группе 02-12.
  • 13
    КИПАРИС: изображение кипариса — 6.
  • 14
    КОЛОДКИ: кандалы, коромысло (?) — 2.
  • 15
    СЕКИРА: секира, мотыга (?) — 1.
  • 16
    ОТВЕС: отвес, режущий инструмент (?) — 2.
  • 17
    РАЗДЕЛОЧНЫЙ НОЖ: инструмент для раскраивания кожи (?) — 1.
  • 18
    УГОЛ; плотницкий угольник (?) — 12. Может быть с чертой.
  • 19
    ПЛОТНИЦКИЙ ТРАФАРЕТ: Y-образная рогатина (?) — 3 (только на стороне A).
  • 20
    КУВШИН: кувшин с ручкой — 2.
  • 21
    ГРЕБЕНЬ: план дворца (?) — 2.
  • 22
    КОРЕНЬ: корень растения, флейта, праща (?) — 5 (только на стороне B).
  • 23
    КОЛОННА: рукоятка с набалдашником (?) — 11.
  • 24
    ДОМ: жилище, улей (?) — 6.
  • 25
    КОРАБЛЬ: ладья (?) — 7.
  • 26
    РОГ: бычий рог — 6. Может быть с чертой.
  • 27
    ШКУРА: шкура животного, возможно бычья — 15.
  • 28
    КОПЫТО; нога быка (?) — 2.
  • 29
    КОШКА: голова животного семейства кошачьих — 11.
  • 30
    БАРАН: голова барана — 1.
  • 31
    СОКОЛ: летящая птица; возможно сокол — 5 (только на стороне A).
  • 32
    ГОЛУБЬ: сидящий голубь — 3.
  • 33
    ТУНЕЦ: рыба (макрель или тунец, Thunnus thynnus) — 6.
  • 34
    ПЧЕЛА: насекомое, возможно пчела — 3.
  • 35
    ВЕТВЬ: дерево (Platanus orientalis), ветвь — 11. Может быть с чертой.
  • 36
    ЛОЗА; ветка оливы — 4 (только на стороне B).
  • 37
    ПАПИРУС: растение с вееро-образным цветком; возможно папирус — 4.
  • 38
    РОЗЕТКА: цветок с восемью лепестками (возможно маргаритка или анемон) — 4. Может быть с чертой.
  • 39
    КРОКУС: цветок крокуса, Ψ-образной формы — 4.
  • 40
    СУМКА: сумка (?) — 6.
  • 41
    ФЛЕЙТА: кость, костяная флейта — 2.
  • 42
    ГУСЕНИЦА: гусеница, пила (?) — 1.
  • 43
    СИТО: треугольник с мелкими отверстиями (?) — 1. Может быть с чертой.
  • 44
    ТОПОРИК: осколок (?) — 1.
  • 45
    ВОЛНА: волнообразный узор — 6.
  • (Без номера) Косая черта (какой-то разделитель или фонетик типа вирама) — 18;
    бывает только рядом с последним знаком слова, если читать справа налево,
    или рядом с первым, если читать слева направо.

Не поддается расшифровке

При попытке расшифровать значение этой странной записи исследователи обращали внимание на то, что общее количество различных символов слишком мало, чтобы представлять чисто пиктографическую систему письма, в которой одно изображение представляет собой одно слово. Однако их слишком много, чтобы являться алфавитной системой

Скорее всего каждый отдельный символ представляет собой отдельный слог. И каждая из групп символов – это какое-то слово. Однако если это так, следует ожидать, что распределение символов по тексту является равномерным. А на самом деле между ними на диске имеется сильный дисбаланс. А учитывая то, что символы сгруппированы в основном в группы от 3 до 7, кажется странным, что язык может обладать настолько тяжелым слогом.

Фестский диск.

Что касается назначения диска, то теории значительно различаются. Кто-то утверждает, что это молитва, гимн или религиозное песнопение. Кто-то – что это магическая надпись, заклинание или проклятие. Или вообще запись какого-то ритуала, игры, погребальная запись, альманах, список судов, политический договор, геометрическая теорема, список вечерней поверки или даже детские стишки или музыкальные ноты.

Как видите – идей о том, что такое Фестский диск, довольно много. Однако ясно, что нет ни одной реальной подсказки, что же на нем написано.

Фестский диск

В июле 1908 года итальянский археолог по имени Луиджи Пернье проводил раскопки в одном старом дворце древнего минойского города Фест. Этот загадочный археологический памятник эпохи бронзового века датируется 1900–1700 годами до нашей эры. Располагался он на южном побережье греческого острова Крит. И там, в сырой темноте древнего подвала дворца, ученый обнаружил небольшой глиняный диск, который пролежал в темноте в течение неисчислимых веков. Пернье поднял и осмотрел находку. Тогда он не понимал, что обнаружил одну из самых загадочных и горячо обсуждаемых археологических находок, когда-либо найденных в Греции.

Фестский диск имеет размеры от 15,8 до 16,5 см в диаметре и от 1,6 до 2,1 см в толщину. По всей видимости – это ручная работа из позже обожженной глины. Диск имеет выгравированные по обеим сторонам узоры из нарисованных от руки прямоугольных полос. А внутри этих полос имеется в общей сложности 45 разных странных символов. Всего их 242. Кое-где видно, что символы стирались и перепечатывались. Эти символы в основном имеют пиктографический характер и включают в себя человеческие фигуры, животных, таких как рыба, дельфинов и крупный рогатый скот. Также здесь есть лодки, растения и деревья. А также менее различимые загадочные символы. В дополнение к этим символам есть то, что кажется нарисованными от руки: штрихи, косые черты и пунктирные полосы.

Фестский Диск амулет.

Фе?стский диск — уникальный памятник письма, предположительно минойской культуры эпохи средней или поздней бронзы. Его точное назначение, а также место и время изготовления достоверно неизвестны.Исследованию Фестского диска посвящено множество работ, как специалистов, так и энтузиастов, причём последние неоднократно делали заявления о дешифровке надписи на его поверхности. Однако ни одно из предложенных прочтений не было признано в научном сообществе. Работа по изучению Фестского диска продвигается медленно, что связано, в первую очередь, с краткостью сообщения и изолированностью применённой в нём системы письма. По мнению большинства специалистов, реальная перспектива дешифровки Фестского диска может появиться только после обнаружения других памятников этой же письменности. Также существует ряд гипотез о нелингвистическом характере изображений Фестского диска.В настоящее время Фестский диск выставлен в Археологическом музее Ираклиона (о. Крит, Греция).Внешний видПамятник представляет собой диск из терракоты, изготовленный без помощи гончарного круга. Его диаметр колеблется в пределах 158—165 мм, толщина составляет 16—21 мм. На обеих сторонах нанесены борозды в виде спирали, разворачивающейся из центра и содержащей 4—5 витка. Обе стороны покрыты рисунками-иероглифами, которые расположены внутри полосы спирали, разделяясь поперечными линиями на группы (поля). Каждое такое поле содержит от 2 до 7 знаков. Иероглифы-знаки вдавлены с помощью деревянных или каменных печатей в мягкую глину до обжига диска, и, таким образом, представляют собой оттиски, а сам Фестский диск является древнейшим известным науке печатным текстом.

Попытки расшифровки фестского диска

Узнать значение надписей, нанесенных на диск, пытались с момента его обнаружения. Диск расшифровывали ученые, такие, как Эдуард Майер, Артур Эванс, Альберт Бекштрем и другие. Пытались разгадать тайну и любители. Однако на настоящий момент есть только более или менее подтвержденные версии, и ни одного точного ответа.

В каком направлении читать?

Перед учеными, которые пытались расшифровать диск, вставало немало вопросов. Например — в каком порядке следует читать иероглифы?  Большинство исследователей считают, что по направлению от края к центру. В пользу этой версии говорит тот факт, что у края иероглоифы больше удалены друг от друга, а к центру начинают «тесниться». 

Также в пользу этой версии говорит и ориентация фигур людей и животных — они все повернуты вправо. 

Тип письма

Также большинство ученых сходятся во мнении, что письмо на диске является слоговым. Так как количество символов и их периодичность говорят не в пользу логографического или алфавитного письма.  

Ученым даже удалось понять отдельные слова, но в целом смысл текста расшифровать так и не удалось. 

Наиболее распространенные версии

Среди наиболее распространенных версий можно назвать, например, исследование Г. Ипсена и В. Порцига. Они предположили, что некоторые рисунки, такие, как топор, женщина и другие в сочетании с рисунком голова с перьями могут указывать на определение социального статуса или рода деятельности упомянутого человека. 

Источник guruturizma.ru

С ними согласен и А. Молчанов, который предположил, что Фестский диск — ни что иное, как перечисление имен царей Крита, а также указание городов, которые находились в их владении. По мнению ученого, эту версию объясняет способ печати — очевидно, собирались создать много экземпляров таких дисков, для того, чтобы царь Кносса смог выдавать такие диски правителям остальных городов в качестве грамоты на царствование. 

Есть также версии, согласно которым диск — вовсе не послание, а просто календарь. Или астрологическая карта

Подделка?

Но если это подделка, то главным фальсификатором является Луиджи Пернье. Возможно он сделал это, чтобы обеспечить себе имя. И выйти из тени других более известных археологов, также работавших на Крите в то время

Ведь в конце концов, что может быть лучше для привлечения внимание людей, чем таинственный диск с надписями на каком-то непостижимом древнем языке, которого никто раньше не видел?

В течение многих лет раздавалось куча заявлений о том, что Фестский диск расшифрован. Однако ни одно из этих сообщений не было подтверждено. И по сей день этот артефакт остается одной из неразрешимых загадок древности.

Версии происхождения

После публикации Пернье его находкой заинтересовались многие ученые. Они предлагали различные версии происхождения и назначения Фестского диска.

Откуда родом

Большинство ученых полагают, что диск был завезен на Крит чужеземцами. Это подтверждается нетипичной для Крита глиной, из которой сделан диск. А также иероглифами, которые никогда не использовались в Критской культуре. 

 Источник ВКонтакте

Однако единого мнения — откуда именно был привезен диск, до сих пор нет. Кто-то думает, что это путешественники  из Юго-Западной Анатолии или из Северной Африки. Другие считают, что диск был привезен фимилистянами.  

 Возраст диска

В отношении возраста диска тоже нет определенности.Одни ученые относят его к периоду XXI — XVII вв до нашей эры. Другие считают, что диск намного моложе. Они предлагают считать периодом его возникновения XVI-XII век. 

Так что, когда говорят о возрасте артефакта, обычно берут среднее арифметическое значение — XVII  в до нашей эры. 

Линейное письмо А. Критское линейное письмо A (крито-минойское [этеокритское])

Критская линейная письменность класса А (КЛП-А), названная так Артуром Эвансом , производившим археологические раскопки на Крите в начале 20 века, возникла в 19–18 веках до н. э. и относится к древнейшим словесно-слоговым письменностям, включающих щумерскую , египетскую , хеттскую системы, а также критское линейное письмо класса В , дешифрованное М. Bентрисом и представляет собой фонетические знаки из комбинаций линий и знаки-рисунки простых объектов.

Памятники критского письма за период 15-3 века до н.э до нас не дошли, вероятно, по причине того, что выполнялись на недолговечных материалах, прежде всего, коже (косвенным свидетельством является форма знаков Линейного письма А и Б, приспособленная скорее для письма чернилами, чем по камню или глине; имеются надписи чернилами на сосудах). Однако в этеокритской надписи греческим алфавитом из Психро III (?) в. до н.э. слово emthi продублировано критскими знаками Линейного письма А как i-pi-ti.

На Крите также найдено несколько надписей особым письмом, не похожим ни на одну из вышеперечисленных — Фестский диск и секира из Аркалохори .

Критское линейное письмо А произошло из рисуночных форм критского письма (видимо, из иероглифического B), хотятолько треть знаковсовпадает с иероглификой. Оно носит в основном слоговой характер. Направление письма почти всегда правостороннее (→). Слова нередко отделяются точками или вертикальными линиями. Язык этих текстов не известен (единственное переведенное достоверно слово: kuro – «итого»). Образцы этого письма найдены не только на Крите, но и на других близлежащих островах (Фера, Мелос, Родос, Кеос, Кифера), входивших в состав Критской морской державы. Отдельные памятники линейного А нашли в Микенах, Малой Азии и Угарите.

Неизвестная история

Фестский диск – очень странная находка, которая никак не вписывается в ту историю, что мы знаем. И поэтому некоторые ученые заподозрили, что на самом деле диск – не настоящий. И что это самая что ни на есть современная подделка и наглый обман. Какое-то время эта мысль была предметом дебатов, которые были подогреты тем фактом, что министерство культуры Греции отказалось позволить кому-либо проверить Фестский диск на предмет подлинности. Мотивировало оно это тем, что считают предмет национальным достоянием. Которое может быть повреждено, если его начнут анализировать с пристрастием.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: