Смирение

Свет-государыня, матушка!

Через гордость и непослушание первые люди Адам и Ева отпали от Бога. Путем смирения и послушания всем нам предстоит вернуться к Своему Создателю. На послушании держится все человеческое общество, семья. Послушание – средство воспитания воли. Не хочется делать – а нужно: что будет, если солдаты в армии перестанут слушать командиров? А матросы – капитана корабля? Издревле русские семьи были сильны послушанием: детей – родителям, жен – мужьям, мужей – Господу Богу.

Беседа преподобного Серафима с Мотовиловым

В замечательном памятнике древнерусской письменности «Поучение сыновьям» Владимира Мономаха, внука Ярослава Мудрого, великий князь назидает молодежь «соблюдать слово Господне» и поясняет: «При старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь…глаза держать книзу, а душу ввысь».

По правилам того времени, после смерти отца старшинство в семье передавалось матери, и дети, даже взрослые, не должны были выходить из-под ее опеки: «А вы, дети мои, слушайте свое матери во всем, из ее воли не выступайтеся ни в чем, – писал в завещании святой Димитрий Донской. – А который сын мой не имеет слушати матери, а не будет в ее воли, на том не будет моего благословения».

Дети участвовали вместе с отцами в крестьянском хозяйстве: им находилось посильное, но настоящее дело. Малолетних князей в восемь лет «сажали на коня» и брали на битву. В традициях воспитания было не просто послушание, но активность и трудолюбие. Дети должны были все делать для себя сами и не затруднять других.

Единственный Целитель

Вернемся к началу. Наше зрение слабо, мы неверно оцениваем себя и других, посему полностью доверять себе – гордость, тягчайший грех.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Наш современник архимандрит Кирилл (Павлов) уподобляет гордого человека слепорожденному из Евангелия – получив исцеление от Спасителя, он исцелился и духовно и уверовал в Него. Напротив, люди, не желавшие принять благодать Христа, фарисеи, обвиняли Его в совершении чудес бесовской силой. Это проявление уже не простой, а сатанинской гордости.

Действительно, сознательное отвержение Христа – Бога – итог гордости, фактическая цель ее. Так что самое надежное средство в борьбе с этим недугом – взирать на Того, Кто может его исцелить. «Во всем нам нужно стремиться подражать тому, как поступал Господь, как учит нас тому Евангелие».

Признаки греха гордыни

Гордыня мать всех грехов, потому, что гордец считает себя выше всех и вправе делать что пожелает. Естественно, то в этом случае грехопадение человека может случиться быстрее, чем в том случае, когда бы он был скромен.

Гордецы оскорбляют и принижают других людей.

Кроме того, он высокомерны, властолюбивы, злопамятны. Практически все пороки свойственны гордецу, а вот добродетели обычно он себе приписывает.

Для того чтобы вовремя остановиться в несправедливости и спасти себя, человеку необходимо знать, что существуют следующие признаки гордыни:

  • желание превозносить себя и свои достижения;
  • чрезмерное себялюбие, высокомерие, а также желание хвастаться своими достижениями;
  • обидчивость, злопамятность, желание быть всегда первым;
  • властолюбие, желание повелевать;
  • наслаждение от унижения других людей, презрение к ним.

Гордецы не понимают, что Бог может навлечь на них те пороки, которые они видят в других людях. Человек не в состоянии полноценно и справедливо оценить людей, его окружающих.

Нельзя прочесть мысли не только своего врага, но и даже друга. Кроме того, покаяние обычно не видно, а видны лишь страсти.

Господь Наш Иисус Христос никого не обвинял и не обличал людей, даже впавших в страшный грех. В Евангелии от Иоанна сказано:

(гл. 8, ст. 7)

Эти слова были обращены к книжникам и фарисеям, гордившимся своей ученостью. Спаситель всегда говорил о том, что пока жизненный путь человека не окончен, у него всегда есть возможность пойти по истинному пути и всё исправить.

Только Высший суд после смерти подводит черту под земной жизнью.

Об этом необходимо помнить, рассуждая о том, почему гордыня самый страшный грех.

Унижение или смирение?

Еще более распространенный спор, чем дискуссия о природе гордости – где граница между смирением и унижением? Правда ли, что христианину должно быть присуще исключительно «чувство собственного недостоинства»?

Нет, неправда. И граница очень проста: унижают человека против его воли, а смиряется он сам. Смирение – активное состояние. Митрополит Антоний Сурожский говорит о нем:

Преподобный Иоанн Лествичник

Преподобный Иоанн Лествичник рекомендует смирение как средство борьбы с гордостью:

Понятное дело, что самостоятельно лечить гордость нищетой или послушанием — и жить в нищей семье или в унизительном рабстве – вещи разные. Во втором случае смирение тоже может быть полезно (или вредно – с какой стороны посмотреть), но к искоренению гордости это никакого отношения не имеет.

В борьбе с гордыней необходимо уповать на Бога

Православный должен всегда помнить о том, что без Божьей помощи он не может справиться с грехами. Так все совет по борьбе с гордыней будут пустыми, если не обратиться за помощью в храм.

Только здесь покаявшись и помолившись, можно обрести Божье заступничество. Никакие самоупражнения и самовнушения не помогут получить Божью благодать и оружие против Диавола.

Видео: Как избавиться от гордыни? (протоирей Владимир Головин).

Необходимо отметить, что прилежные прихожане обычно не подвержены данному греху. Дело в том, что они постоянно общаются со священником, который может помочь им в случае затруднения.

Кроме того, общаясь с набожными людьми, можно научиться у них скромности. Скромность и смирение же – главные орудия борьбы против греха гордыни.

Богатыри духа

Но смирение – добродетель, необходимая не только девочкам и женщинам. Это – качество настоящего мужчины, воина. Что-то отнять – нужна сила, а уступить – смирение, и это может быть настоящим подвигом, проявлением мудрости и милосердия.

Подвигом смирения стало решение главнокомандующего русской армией Михаила Илларионовича Кутузова в дни Отечественной войны 1812 года оставить Москву французам. Вопреки мнению большинства военачальников на совете в Филях Кутузов приказал отступить без боя – дабы сохранить армию. И уже через месяц французы бежали, преследуемые русскими воинами, голодом и крепкими морозами. К Рождеству Христову 1812 года (25 декабря по старому стилю) последние наполеоновские солдаты покинули пределы России. Война закончилась почти полным уничтожением наполеоновской армии.

В ознаменование Дня Победы в Отечественной войне 1812 года по указу императора Александра I был воздвигнут храм Христа Спасителя в Москве. На стенах собора начертаны имена офицеров русской армии, павших в войне 1812 года.

Великий князь Владимир Мономах

О них Михаил Юрьевич. Лермонтов написал в стихотворении «Бородино»:

«Да, были люди в наше время
Могучее, лихое племя;
Богатыри – не вы:
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!»

Божественная благодать

Божественная благодать – это Божественная сила, которая наполняет нас радостью, любовью и добром. О ней воочию поведал преподобный Серафим Саровский своему другу и помощнику Николаю Александровичу Мотовилову. С 12 лет того мучил вопрос – какова же цель христианской жизни. И вот во время духовной беседы преподобный Серафим отвечает: цель жизни состоит в стяжании благодати Святого Духа; добрые дела, послушание, милостыня, пост, молитва, – только средства для очищения души, для стяжания благодати.

Николай Александрович – в смущении от столь странного ответа. Тогда батюшка Серафим крепко берет Мотовилова за плечи, и лицо его сияет неземным светом. В теле, в душе Мотовилова разливается неизъяснимая радость, мир, покой и теплота, сердце его тает от блаженства.

«Господь сказал: царствие Божие внутрь вас есть. Под царствием же Божиим Господь разумел благодать Духа Святого. Вот это царствие Божие теперь внутрь вас и находится, а благодать Духа Святого и освящает и согревает нас, наполняя благоуханием воздух, услаждая наши чувства, питая сердце радостью неизъяснимой», – говорит преподобный Серафим, открывая тайну стяжания благодати.

Притча о смирении и благодати

В давние времена жил один человек. Святость его была так велика, что ей удивлялись даже Ангелы и нарочно сходили с неба, чтобы посмотреть: как живя, на земле, можно так уподобиться Богу?

И сказали однажды Ангелы Богу:

– Господи, даруй этому человеку дар чудотворения!

– Я согласен, – отвечал Господь, – спросите у него, хочет ли он.

И спросили Ангелы святого:
– Хочешь ли ты одним прикосновением рук подавать здоровье?

– Нет, – ответил святой. – Пусть лучше Сам Господь творит это.

– Не желаешь ли ты иметь такой дар слова, силой которого ты бы обращал грешников к покаянию?

– Нет, это дело Ангелов, а не слабого человека. Я молюсь об обращении грешников, но не обращаю.

– Может, ты хочешь привлекать к себе сиянием добродетели и тем прославить Бога?

– Нет, привлекая к себе, я буду отвлекать людей от Бога.

– Чего же ты хочешь? – спросили Ангелы.

– Чего мне еще хотеть? Да не лишит меня Господь милости Своей! А с ней у меня все будет.
Но Ангелы продолжали настаивать.

– Хорошо, отвечал святой. – Я хочу так творить добро, чтобы самому об этом не ведать.

А Ангелы решили, что тень этого человека, которую он не видит, тоже может исцелять больных, облегчать на земле скорби и печали. Так и повелось с тех пор: где бы ни появлялся этот святой, тень его покрывала зеленью вытоптанные дороги, возвращала воду высохшим ручьям, под ней распускались цветы и высыхали слезы людские.

Методы борьбы с опасной страстью

Гордыня – смертный грех, от которого необходимо избавиться. Если человек осознает, что оказался во власти порока и пожелает победить его, то придется пройти долгий путь и смиренно принимать испытания, ниспосланные Творцом.

Осознайте проблему

Это первый и самый важный шаг на пути к исцелению. Его трудно сделать, но без осознания проблемы невозможно найти решение. Придется научиться анализировать свои поступки, мысли и прорабатывать самооценку.

Осознание – первый шаг к исцелению от греха

Рассмотрите горизонты

В мире существует много людей, которые занимают высшую ступеньку в обществе. Если вы смотрите на других сверху вниз, то и другие могут относиться также пренебрежительно к вашим достижениям.

Общайтесь с более успешными людьми

Полезным опытом будет общение с людьми, которые достигли значительных высот не только в карьере, но и в личной жизни. Нужно наблюдать, как они выстраивают общение с деловыми партнерами, коллегами, друзьями и родственниками. Если оценка достижений других оставляет неприятный осадок в душе, то стоит задаться вопросом, почему этот человек успешен, а вы еще не перешагнули на новую ступень развития.

Постоянно меняйте хобби

Постоянное стремление к саморазвитию и познанию нового откроет глаза на то, что есть еще много чему учиться и к чему стремиться. Достигнув вершины в одном, ищите новое хобби и постарайтесь стать профессионалом в нем.

Работайте с собственными недостатками

Горделивый человек не видит собственных недостатков и не умеет с ними работать. Поэтому пригодится чистый лист бумаги, на котором следует выписать все свои недостатки. Если их трудно определить самостоятельно, то стоит вспомнить слова окружающих людей. Составленный список должен находиться перед глазами, чтобы появилось осознание количества недостатков.

Достичь гармонии с собой и взаимопонимания с окружающими поможет кропотливая работа по устранению каждого из недостатков. При необходимости можно обратиться за помощью к специалисту или духовному наставнику.

Совет автора

Критикуйте сами себя

Самокритичность – очень важное и полезное качество, которое поможет останавливать горделивые позывы вовремя. Замечания могут быть в голове, записаны на бумаге или диктофоне, а также проговорены вслух

Главное, не бояться и не давать себе поблажек.

Самокритичность позволяет останавливать горделивые позывы вовремя

Попросите критику у близкого человека

Грех гордыни затуманивает трезвость мышления и не позволяет критически оценить свои поступки. Обратитесь к людям, которым действительно доверяете, с просьбой назвать три главных недостатка вашей личности. Услышанное необходимо обдумать, а когда придет осознание правоты собеседника, то можно приниматься за работу.

Человек – очень эмоциональное создание, но он может достигнуть всего, чего захочет, если приложит должное усилие и будет уповать на милость Творца. Однако, достигнув вершины, многие предаются гордыне, забывая, что она разрушит все достижения и не позволит открыть для себя новые горизонты.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Что такое гордыня

Гордыня стала тем грехом, который поразил Люцифера, после чего он возжелал занять место Бога. Упиваясь своей силой и могуществом, он собрал войско и восстал против создателя. Однако был повержен архангелом Михаилом и сброшен в ад – место, заключенное во тьме и лишенное Божьей благодати.

Одно из определений смертного греха

Поэтому гордыня считается смертных грехом, а людям, подвластным ее влиянию, суждено отправиться в преисподнюю. Ослепленный непомерной любовью к себе и своим достижениям человек начинает переходить границы дозволенного, оскорблять и принижать достоинство других людей. Все достижения он считает исключительно своей заслугой, а помощь со стороны воспринимает как должное.

Признаки

Изменения в личности происходят постепенно и не сразу ассоциируются с греховным падением, так как принимаются за одну из особенностей характера. Чем дольше человек остается слеп, тем хуже становится ситуация. Чтобы спасти душу, нужно понять, в чем именно выражается порочное поведение:

  • неумеренная гордость;
  • отказ принимать мнение и недостатки другого человека;
  • пренебрежение божьими заповедями;
  • злоба и ненависть;
  • эгоцентричность;
  • ощущение своего превосходства над другими людьми;
  • неумение контролировать свои эмоции и поступки;
  • чрезмерная раздражительность;
  • присутствие приказного тона в обычной беседе.

Основные признаки и проявления гордыни

Виды

Гордыня не знает границ, она может проявиться в абсолютно разных ситуациях и поразить тех, кто, казалось, никогда не вознесет свое «я» выше других людей. В современном обществе существует несколько разновидностей гордыни:

  1. Возрастная. Часто проявляется обоюдное неуважение. Взрослые считают, что дети не могут давать дельных советов из-за неопытности, а молодежь критикует устаревшие взгляды на жизнь.
  2. Научная. Нередко проявляется в учебных заведениях, когда более умных преподносят (в том числе учителя), а менее способных гнобят.
  3. На основе внешности. Гордыня, захватывающая женские души. Именно представительницы прекрасной половины человечества смотрят друг на друга с высокомерием и осуждением.
  4. Национальная. Распространено мнение, что определенная нация стоит выше, чем другая. Ярким примером является ненависть немцев к евреям в период Второй мировой войны.

Причины

Выделяют следующие факторы, дающие человеку чувство возвышенности над другими:

  1. Талант. Наличие одной или нескольких ярких способностей, которые помогают преуспеть в жизни, нередко заставляет человека смотреть на других свысока.
  2. Аристократичность. Пренебрежительное отношение к окружающим часто развивается у детей очень влиятельных и обеспеченных родителей, так как им с детства доступны определенные блага. При этом отсутствует понимание, что это не их заслуга и не стоит воспринимать все как данность.
  3. Низкая самооценка. Нереализованность часто приводит к развитию комплексов. Чтобы скрыть неуверенность в своих силах, человек начинает хвастаться надуманными заслугами, тем самым поддаваясь гордыне.

Зарождение гордыни часто происходит в детские годы, когда родители прививают неправильные жизненные ценности.

Пренебрежение мнением другого человека

Высокомерие

Низкая самооценка

Интересно[ | ]

• Хотя эта история называется притчей, однако никаких аналогий здесь нет. Это, скорее, описание различных характеров и высказываний тех, кто гордо оправдывает себя, и тех, кто смиренно осуждает себя, а также их различных положений перед Богом. Это факты из повседневной жизни. Толкование Мэтью Генри

Молящийся мытарь

• Целью притчи, несомненно, было несколько понизить сознание собственного достоинства среди учеников Христа («избранные» — стих 7) и научить их смирению. К фарисеям же Христос не мог обратиться с притчей, в которой прямо выводится фарисей. Притом фарисей, выведенный в притче, вовсе не показался бы фарисеям заслужившим осуждение от Бога: его молитва должна была им казаться совершенно правильной. Толковая Библия Лопухина

• Два человека вошли в храм помолиться… Это не был час общей молитвы; они пришли в храм для личного поклонения Богу, как обычно поступали благочестивые люди в то время, когда храм был не только местом, но и средством совершения богослужения. Бог обещал в ответ на просьбу Соломона, что всякая молитва, совершенная в храме, или в сторону храма, будет скорее услышана. Христос — наш храм, обращаясь к Богу, мы должны взирать на Него. Толкование Мэтью Генри

• Фарисей, при всей своей гордости, не мог ставить себя выше молитвы, и мытарь, при всем своем смирении, не мог смотреть на себя как на лишенного права прибегать к молитве. Толкование Мэтью Генри

Молящийся фарисей

• Приметь и то, что фарисей не сказал в единственном числе: я не грабитель, не прелюбодей, как прочие. Он не позволил даже просто на словах приложить поносное имя единственно к своему лицу, но употребил сии названия во множественном числе, о прочих. Толкование Блаженного Феофилакта Болгарского

• Его поведение было типичным для самых худших в фарисействе. Вот сохранившаяся запись молитвы одного равви: «Я благодарю Тебя, Господи, Боже мой, что Ты позволил мне принадлежать к тем, кто восседает в Академии, а не к тем, кто сидит на перекрестках улиц; ибо я встаю рано, и они встают рано: я встаю ради слов закона, а они — ради суетных дел; я тружусь, и они трудятся: я тружусь и получаю награду, а они трудятся и не получают ее; я бегу, и они бегут: я бегу к жизни мира грядущего, а они — в преисподнюю». Имеется письменное доказательство, что равви Джакая сказал как-то: «Если в мире только два праведных человека, то они я и мой сын, если же в мире всео только один праведный, то это — я!» Комментарии Баркли

Мытарь и фарисей

• После такой молитвы мытарь «пошел» (точнее «сошел», ср. стих 10) домой «оправданным», т.е. Бог признал его праведным и дал ему это почувствовать особой радостью сердца, особым чувством умиления и успокоения (Тренч, с. 423), потому что оправдание не есть только акт, совершающийся в Боге, но и переходит на оправданного человека. Мысль об этом оправдании, как совмещающем в себе и признание человека праведным, и усвоение человеком праведности Божией, раскрыта была еще до написания Евангелия от Луки апостолом Павлом в его Посланиях, и, без сомнения, евангелист Лука, употребляя выражение «оправданный», понимал его так, как его учитель, апостол Павел. Толковая Библия Лопухина

• Из этой притчи мы, несомненно, узнаем многое о молитве:

  1. Гордый человек неспособен молиться. Врата небесные столь низки, что войти в них можно только на коленях;
  2. Человек, презирающий своих братьев, не может молиться;
  3. Молитва сравнивает нашу жизнь с жизнью Бога.

Комментарии Баркли

Богослужебное употребление[ | ]

Основная статья: Молитва мытаря

Слова евангельского мытаря стали покаянной христианской молитвой, получившей название «Молитва мытаря

». Сюжет притчи о мытаре и фарисее. Мытарь. Роспись стены в притворе храма. Валаамский монастырь, Карелия. В богослужении Православной Церкви эта притча читается во время литургии в воскресный день, называемый «Неделей о мытаре и фарисее». Он наступает за три недели (седмицы) до начала Великого поста. С утрени (одной из частей богослужения этих суток, обычно совершаемой в предшествующий субботний вечер) начинается использование Постной Триоди — сборника богослужебных текстов, предназначенных для употребления в течение Великого поста.

В знак того, что жизнь христиан должна иметь в своей основе смирение, образцом которого является смирение Христа, а не гордость, примером которой является мнение о себе фарисея из притчи, Устав Церкви отменяет пост в среду и пятницу той седмицы, которая начинается Неделей о мытаре и фарисее. Это установление символизирует отказ христианина от мнимой праведности фарисея («… пощусь два раза в неделю…»

).

Мотивы притчи в песнопенях Постной Триоди:

Не помолимся фарисейски, братие: ибо возносяй себе смирится. Смирим себе пред Богом, мытарски пощением зовуще: очисти ны Боже, грешныя.

Фарисей тщеславием побеждаемь, и мытарь покаянием приклоняемь, приступиста к Тебе единому Владыце: но ов убо похвалився, лишися благих: ов же ничтоже вещав, сподобися дарований. В сих воздыханиих утверди мя Христе Боже, яко Человеколюбец.

Вседержителю Господи, вем, колико могут слезы: Езекию бо от врат смертных возведоша, грешную от многолетных согрешений избавиша, мытаря же паче фарисеа оправдаша: и молюся, с ними причтав, помилуй мя.

Мытаря и фарисеа различие разумевши душе моя, онаго убо возненавиждь гордынный глас, оваго же ревнуй благоумиленной молитве, и возопий: Боже очисти мя грешнаго, и помилуй мя.

Гордыня резко порицается в Библии

Гордыня в Библии упоминается неоднократно. Все упоминания о ней резко отрицательные и носят негативную характеристику. Так в Ветхом Завете, в Книге Премудрости Иисуса сына Сирахова, сказано:

(Сир. 10:15 рс)

Именно из этого утверждения православные выводят тот постулат, что гордость — мать всех грехов.

В Библии при этом также говориться, что Бог ненавидит гордыню:

(Притчи 8:13)

Кроме того, Он наказывает гордецов, противится им, а смиренным даёт благодать:

(Иакова 4:6)

Разрушение Вавилонской башни

В Писании имеется множество примеров, когда Господь наказывал гордецов. Самый яркий из них — разрушение Вавилонской башни. Кстати, такое наказание предусмотрено не только для неверующих, но и для верующих.

Самым же страшным последствием гордыни может стать то, что человек отвергнет от себя Божью истину. Дело в том, что гордость не даёт возможности человеку признать себя грешным.

Самое страшное последствие гордыни — отвержение Божьей истины.

Это, в свою очередь, не позволит человеку раскается в своих греха. Нераскаявшийся человек не обратится к Творцу за прощением. Таким образом, ослепляя разум, гордыня приводит человека к вечной погибели.

Смирение — путь спасения от гордыни

Для того чтобы победить такой грех, как гордыня, необходимо стяжать противоположную ему добродетель. Такой добродетелью является смирение.

Она заключается в том, чтобы смирять себя перед ближними. Если вы одержимы гордыней, вам нужно своего брата почитать разумнее себя и превосходнее во всём. Авва Дорофей определил это так:

Авва Дорофей

святой

Подобным образом можно увидеть в других много хороших, добрых качеств, которые скрыты в других. Смиряясь, принижая себя, можно также увидеть в себе те недостатки, которые не даёт нам разглядеть наше самолюбие.

Оно же преувеличивает наши достоинства, что может не соответствовать действительности.

Смирению должно способствовать самоукорение.

То есть необходимо во всех бедах обвинять не окружающих, а самого себя. Человек должен всё время помнить о своих грехах и сопоставлять их со своими достижениями. Это позволит вовремя отрезветь и не впасть в гордыню.

В связи с этим стоит привести в пример поступок Господа Нашего Иисуса Христа, когда он умыл ноги своим ученикам на Тайной вечери. В иудейской традиции обмывать ноги перед трапезой должны были слуги.


Тайная вечеря. Монументальная роспись работы Леонардо да Винчи

Таким образом, омыв ноги апостолу Петру, Христос дал понять, что он пришёл в мир служить людям, а не для того, чтобы они служили ему. Это яркий пример смирения и следовать ему должен каждый православный христианин.

При этом необходимо давать отпор всем модным веяниям, которые есть происки Диавола. Так в последнее время широко распространились разные курсы и тренинги, на которых утверждается, что гордость нужно воспитывать.

Естественно, что человек должен жить в согласии с собой. Однако же воспитывать в себе превосходство над другими — это явно грех гордыни.

Действующие лица

Прежде всего, нам нужно понять, кто такой мытарь и кто такой фарисей.

Мытарь, если искать ему соответствий в нашем времени, более всего похож на нынешнего коллектора: это был человек, скупавший у государства долги и налоговые обязательства населения и потом собиравший с населения эти долги с процентами, пользуясь бандитскими методами.

А фарисей – это примерно нынешний активный прихожанин: человек, регулярно посещающий храм, молящийся по уставу, убежденный, что вера – центр человеческой жизни и жить должно по законам и регламенту, определенному священным писанием.

Полагаю, что если мы это вспомним, притча уже покажется нам гораздо более неоднозначной, чем при том прочтении замыленными глазами, когда мы помним не исходный смысл слов, а лишь и именно те значения, которые развились у слов уже на основании этой притчи.

Говорят, эта притча о гордости и об уничижении гордящегося. Возможно, она говорит и об этом тоже – но не только об этом. И, возможно, она говорит об этом не так (и не то), как мы думаем.

А что потом?

Пришло тщеславие к мудрому человеку и говорит:-Давай дружить! Я для тебя все, что хочешь, тогда сделаю!— И что же ты для меня сделаешь? — не торопясь с ответом, спросил мудрый человек.— Помогу стать кандидатом наук!— А потом?— Потом — доктором!— Допустим. А потом?— Потом ты станешь профессором, академиком! Все будут превозносить тебя, называть великим…— А потом?— Как что — состаришься!-А потом? Ну, проживет моя слава после меня лет десять. Но через сто уже и имя мое вряд ли кто вспомнит! А через тысячу лет? Через миллион? Так что же ты можешь дать мне?Посмотрело тщеславие на мудрого человека, вздохнуло… и пошло искать того, кто бы с ним, не задумываясь об этом, подружился!

Толкование в контексте

Но не будем заблуждаться – любая (даже самая правильная и хорошо оформленная) определенность сковывает человека гробницей – о чем и говорит Иисус, сравнивая фарисеев в другом месте с гробами окрашенными, красивыми, внутри которых лишь кости и прах (Мф. 23, 27).

Заметим – так удаленные части Евангелия открывают истинное значение друг друга.

Но еще больше помогают открыть значение друг друга близкие друг другу евангельские эпизоды – на первый взгляд, разрозненные и даже вызывающие в нас недовольство прерывистостью сюжетного хода. Полагаю, в ряде случаев, плавность сюжетного хода приносилась в жертву именно смысловым стяжениям и соответствиям. Как в случае с притчей о мытаре и фарисее. Ибо сразу за этой притчей у Луки следует эпизод о приносимых к Иисусу младенцах – и слова о том, что только приняв Царствие Божие, как дети, мы можем войти в него (Лк. 18, 17).

Пусть дети идут ко Мне. Карл Блох. Дата неизвестна

Не стесняйся плакать

Отцы Церкви часто говорят о пользе слез, и у современного человека это вызывает непонимание. В чем польза сентиментальных рыданий – даже покаянных?

Святые не сентиментальны. Они умеют жестко обличать грех, проповеди их зачастую грозны. Слезы нужны совсем не для умильных переживаний и не для сокрушения о своей тяжелой жизни и несправедливости. Слезы – это признание своего несовершенства.

Святитель Николай Сербский уподобил гордость растению, выросшему на иссохшей земле. Сокрушенное сердце поднимает влажные (слезами увлажненные) пласты земли ради того, чтобы душа принесла новый плод. Плач сочувствия и покаяния – вот ключ к исцелению сухой и черствой гордости.

Наука о гордыне

С точки зрения психологии, гордыня — это непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм и зазнайство. В самом высшем своем проявлении гордыня считается духовным отклонением, которое сопровождается следующими симптомами:

— обидчивость, непереносимость критики, нежелание исправлять свои недостатки;

— постоянные обвинения других в своих жизненных проблемах;

— бесконтрольная раздражительность и неуважение к другим людям;

— человека регулярно посещают мысли о собственном величии и уникальности, он превозносит себя над другими и требует, чтобы они им восхищались;

— неумение просить прощения;

— желание постоянно спорить, доказывать свою правоту.

Каждый из нас хоть раз в жизни испытывал одно из перечисленных чувств. Это объясняется тем, что гордыня есть у всех людей, однако у многих она проявляется в разумных пределах.

Например, гордиться победой в спортивном чемпионате или получением высшего балла на олимпиаде, по мнению психологов, нормально (в этом-то и разница между гордыней и гордостью). Порой гордость и чувство собственного достоинства являются важнейшими составляющими счастливой и успешной жизни.

Испанский биолог и автор книги «Ген и семь смертных грехов» Джон Медина считает, что в основе всех человеческих пороков лежат химические реакции, происходящие у каждого из нас в организме.

Доктор Медина уверен, что проявление гордыни в той или иной степени «зависит от нашей способности к обучению и принятию всего нового». За появление этого чувства отвечает ген CaMKII. Именно он возбуждает наши амбиции, высокомерие и надменность.

Фрагмент “Гордыня” из произведения Иеронима Босха “Семь смертных грехов и четыре последние вещи”

Гордыня — грех Люцифера и Адама, поэтому он самый страшный

Православие под гордыней понимает гордость, заносчивость, эгоизм, высокомерие и зазнайство. Гордыня — это смертный грех. Он идёт в списке смертных грехов восьмым, но по времени своего появления он первый.

В Писании сказано, что после того, как Господь создал ангелов, самый любимый из них Люцифер (Денница), отказался стать на колени перед Ним. Это было первое проявление гордыни на свете.

Падение мятежных ангелов. Лука Джордано. 1666 год. Люцифер, обуянный гордыней, поднял мятеж против Бога

Люцифер получил от Бога наибольшее могущество среди всех остальных ангело. Это стало причиной его гордости. Считая себя равным Богу, он решил пойти против него и забрать трон Всемогущего Господа себе.

Архангел Михаил, победивший гордеца Люцифера

Для этого он собрал среди ангелов войско, и на Небесах началась битва. Колоссальное сражение окончилось поражение Денницы. Армия ангелов, оставшихся верных Богу под предводительством архангела Михаила победила.

Люцифер и все падшие ангелы были сброшены в преисподнюю. Отныне они обитают там, лишённые сияния и Божьей благодати.

Второй пример опасности гордыни — грех Адама, который возгордившись попробовал запретный плод.

Когда человек возгордился, ему не мешает вспоминать о своих прародителей Адаме и Еве. Проживая в Эдеме и будучи обеспечены всем необходимым, они, искушаемые Змием, нарушили Божий запрет.

Возгордившись, Адам, уступая уговорам Евы, попробовал запретный плод. Результатом этого стало изгнание их из Рая.

Адам и Ева. Питер Пауль Рубенс. 1628 год. Грехопадение Адама и Евы — яркий пример греха гордыни

Два этих примера свидетельствуют о том, что гордыня — это, прежде всего восстание против Бога. Горделивое существо доходит до того, что считает себя равным Творцу.

При этом оно не только утверждает о таком равенстве, но и стремиться занять его место. На небе так поступал Люцифер, на земле же ему подражают различные властители и революционеры.

Жизнь Христа — пример борьбы с гордыней.

Господь наш Иисус Христос, в своей земной жизни многократно показывал нам пример смирения, начиная от омовения ног на Тайной вечере и заканчивая мученической кончиной на кресте.

При этом он был наделён качествами, которыми никогда не будет наделён ни один из смертных. Его жизнь — пример смирения и борьбы с гордыней для нас.

Притча о начале мудрости

Пришел один человек к мудрецу и спрашивает:— Как мне стать мудрым? Мудрец ответил:— Выйди за дверь и постой с обратной стороны.Удивился человек, но сделал, как ему было сказано: вышел из дома и встал снаружи.А на улице как раз шел проливной дождь. Такой сильный, что бедняга вымок насквозь. Через полчаса он не выдержал и вернулся.— Я постоял снаружи, и что с того? — спрашивает он мудреца. — Разве от этого что-нибудь изменилось?— Когда ты стоял под проливным дождем, не открылось ли тебе чего? — спросил старец.— Что мне могло открыться? — возмутился человек

— Я вымок под дождем до нитки и чувствовал себя последним глупцом!— Ты сделал важное открытие, — сказал мудрец. — Если человек признает, что он глупец, значит, начало положено

Это и есть начало мудрости.

Гордеца прельщает Диавол

Говоря о гордыне необходимо помнить, о таком понятии, как духовная прелесть. Прельщение – это деятельность Врага рода человеческого принявшего вид ангела или даже самого Христа. Человек, пленённый им, может совершать необычные вещи.

Так гордец, например, может считать, что он достиг многого в науке благодаря тому, что он «особенный», гений. Однако в основе такого заявления лежит желание славы. Здесь и речи не идёт о смирении.

Если же говорить о тех гордецах, которые находятся в церковной ограде, то многие еретики впали в грех гордыни. Отсюда объявление себя пророками и святыми или же утверждения о даре пророчества.

Об опасности духовного прельщения для православного писали такие видные подвижники, как старцы Иосиф Исихаст, Паисий Святогорец и Даниил Катунакский.

Смотри также статью Почему умирают дети

Наказание за грех

Святитель Феофан Затворник, которого сложно обвинить в экзальтированности и нетрезвости, дает совсем радикальный совет – наказывать себя за гордость, в том числе и физически. Собственно, изначально это совет против гнева:

Святитель Феофан Затворник

Мы все-таки живем не в монастыре в XIX веке, а в миру полтора столетия спустя. Если мы предложим ближнему пороть нас за проявления гордости, в лучшем случае это вызовет у него недоумение. А вот наказывать себя самостоятельно и без членовредительства не помешает.

Выполнил задание начальника и задрал нос – откажись от футбольного матча. Поглядела свысока на неряшливо одетую коллегу: «То ли дело мой безупречный вкус!» – никакого десерта…

Ручей с каменистым дном

Мальчик лет пяти—шести, гуляя с родителями по лесу, увидел чистый ручей. Он напился свежей воды, а потом — ради забавы — взял в руки веточку и принялся мутить воду в ручье. Дно ручья было землянистым, и потому на поверхность тотчас поднялся песок, опавшие листья и разный мусор. Некогда прозрачная вода стала непригодна для питья. Малышу быстро разонравилось смотреться в грязную воду ручейка. Он кинул туда веточку и побежал к маме.А где-то высоко в горах другой мальчик так же забавлялся с горным ручейком. Он тоже хотел помутить воду веточкой. Но дно ручейка было каменистым, и он сломал веточку и побежал дальше, ничего не добившись. Поток был чист как и прежде.Подобно этому некоторые люди внешне кажутся добрыми и отзывчивыми, как чистый ручей. Но попробуй хоть нечаянно обидеть такого человека и увидишь, как со дна души всплывут самомнение, мелочность и гордыня и старые обиды, подобно тине и мусору в ручье лесном. Когда же человек постоянно поучается в Слове Божьем и о горнем помышляет, то постепенно пример смирения Христова закаляет добродетельного человека смирением и крепким терпением, о которые, как тростинки о камень, ломаются всякая человеческая злоба и неприязнь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: