Притчи народов мира. персидская сказка «правда и ложь»

Что есть неправда или ложь?

Из этих  историй видно, что ложь – это необязательно должен быть какой-то серьезный обман. Иногда мы можем обманывать по мелочам, сами того не замечая. Или же поступаем как иезуиты, говорим только ту часть правды, которая выгодна нам самим, утаивая все остальное.

Правду всегда говорить непросто. Нужно приложить немало сил для того, что бы сказать все как есть. Сегодня много кто из нас говорит правду лишь тогда, когда уверен, что ничем не рискует. Не рискует потерять квартиру, машину, работу, уважение…

Горькая правда всегда меняла и будет менять и самого человека, отношение других к нему. Причем кардинально.

 И иногда мы обманываем, называя это «ложью во благо» (добродетельный обман). Выражает интересы того, кому лгут. К примеру, подруга, которая целый час выбирала, что ей надеть, спрашивает у вас: «Как я выгляжу?». Естественно вы ответите: «Хорошо». Даже если это не так. Но вы скажете это, что не обидеть ее или не расстроить, ведь она так старалась, так долго наряжалась. А, возможно, вам просто все равно, как она выглядит, вы своим ответом отмазались и все. Либо другой пример, ложью во благо можно назвать ту ситуацию, когда тяжело больному человеку сказать, что он мелкими шагами, но идет на поправку. Это делается для того, чтобы уберечь людей от нервных срывов или больших всплесков эмоций.

А есть та категория людей, которые любят придумывать или приукрашивать всякие истории, и сами искренне верят в то, что это правда.

В любом случае, как бы люди ни оправдывали свою ложь, Писание говорит, что это грех. Прит.19:9 «Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет».

Правда – верный выход из любой ситуации!!

Предварительный просмотр:

Божья коровка

(Притча для детей)

Посреди прекрасного, яркого Божьего мира жила маленькая серенькая букашка. Все другие насекомые очень гордились своими яркими цветами и не обращали на неё никакого внимания, а колорадский жук даже насмехался над ней.

Маленькая букашечка очень горевала. Но однажды утром её погладил по спинке солнечный лучик. Малышка обрадовалась, что её кто-то любит, и подумала с благодарностью: «Я могу сделать доброе дело! Очищу-ка листики от тлей», — и листик за листиком, веточка за веточкой за день очистила целое дерево. И каждый листочек на дереве зашептал ей:

«Спасибо, ты спасла нас!» Серенькая букашечка была так рада и смущена, что покраснела. Это было так красиво!

С тех пор она всегда сияла и излучала такую радость, что все полюбили её и стали называть «божьей коровкой». И теперь, когда люди просят её полететь на небо и исполнить их желание, она с радостью это делает, ведь она — «Божья», и она точно знает, что каждый может стать счастливым, нужно просто делать добро другим!

Ложь во спасение. Библия о лжи

Есть и другие места Священного Писания, где явно видна ложь. Например, Раав блудница скрыла соглядатаев — евреев в Иерехоне, а затем стала сама еврейкой и вошла в родословную Иисуса Христа. Также женщина-израильтянка укрыла в колодце людей Давида от преследования Авессалома и сказала, что они ушли в другую строну. Или Давил притоврялся умолишенным. Или вспомните историю, когда Бог послал пророка Самуила памазать на царство Давида, при этом Господь советовал исказить цель визита, чтоб не пострадать от Саула, сказав, что пришел для жертвоприношения. Или вспомните волхвов, которые скрыли от Ирода место рождения Мессии Иисуса. Или посмотрите на эту Библейскую историю:

«15 Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, 16 и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет.

17 Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых. 18 Царь Египетский . сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых? 19 сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним . бабка, они уже рождают.

20 За сие Бог делал добро повивальным бабкам

В этих случаях описана явная ложь «Божьих» людей. Причем с одобрения Господа. И это не смотря на то, что есть прямая Божья заповедь:

«Не лгите и не обманывайте друг друга» (Лев. 19:11)

С первого взгляда, мы видим противоречие. Однако, если вчитаться в заповедь и вдуматься, то видно, что заповедь говорит о другом. Нужно понять, зачем была дана Богом та или иная заповедь, чтобы ее правильно применять в своей жизни.

В этой заповеди Бог дает наказ не лгать и не обманывать «друг друга». То есть нельзя врать в повседневной жизни окружающим тебя людям. Об этом же говорил апостол Павел:

«Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (Еф. 4:25).

Нужно понять, что все заповеди даны Господом для нашего же блага.

Ложь не может являться частью жизни и элементом характера истинно верующего человека. В этих случаях сам человек не может по сути возрастать в Боге и совершенствовать свой характер, этого просто не даст присущая ему ложь. Кроме этого, плохо всем людям, которые живут рядом с человеком — вруном. Отсюда и заповедь, запрещающая ложь!

Другое дело, когда человек разово сказал неправду, спасая кого-то. В этом случае он не лжет, нарушая заповедь, ведь речь идет не о лжи в общении с его друзьями и близкими. Здесь человек скрывает правду, которую не нужно знать другому человеку, в том числе потенциальному противнику (врагу). Ведь эта информация могла послужить серьезному вреду людей, а возможно даже стоить им жизни.

В начале статьи рассмотрены как раз такие примеры. Давил притворился дурачком, то есть обманул царя Анхуса, будучи в здравом уме, чтобы спасти себе жизнь (см. 1 Цар.21:13). Во 2-й главе Иисуса Наввина Раав говорила неправду слугам царя Иерехонского, скрывая соглядатаев (разведчиков) Израильтян. В 17 главе 2-й Царств женщина спасла друзей Давида, сказав неправду о том, куда они пошли.

Более того, в Библии описаны случаи, когда Сам Бог призывает говорить неправду, а точнее скрывать правду. Вспомним упомянутый в вопросе случай с Моисеем. Именно Бог сказал ему, чтобы тот сказал фараону неправду, а точнее минимальную часть правды, которая по сути скрывала правду, то есть вводила фараона в заблуждение. Бог через Моисея передал фараону, чтобы тот отпустил Его народ в пустыню для служения (жертвоприношения) Ему (см. Исх.8:1,20; 9:1,13). Но разве такова была цель выхода из Египта? Конечно нет! Целью был побег из рабства. То есть цель была скрыта от фараона, а вместо нее представлен безопасный предлог. Подобный пример мы видим в истории с помазанием Давида. Бог дал наказ пророку Самуилу сказать царю Саулу, что тот пришел для жертвоприношения и даже взять для правдивости телицу (см. 1 Цар.16:1-5). Если бы Самуил сказал правду, что послан помазать на царство Давида, то Саул убил бы его. Поэтому Сам Бог подсказал Самуилу такой план введения слуг Саула в заблуждение.

Притча №2

Покупателю приглянулся дом, выставленный на продажу. Он спросил о цене.

– Один доллар, – ответил управляющий.

– А почему так дешево? – поразился покупатель.

 – Видите ли, в чем дело, – сказал продавец. – Покойная хозяйка приказала продать дом по минимальной цене, при условии, если покупатель, во – первых, пожертвует на содержание ее кошки один миллион долларов, а во – вторых, сохранит в тайне условия сделки. Таково завещание.

Человек купил дом за одни доллар, пожертвовал кошке покойной хозяйки один миллион. Когда знакомые спрашивали его, за какую сумму приобретен такой красивый дом, он отвечал:

– За один доллар.

– К чему говорить ложь? Этого не может быть – упрекали нового хозяина все знакомые.

– Нет. Это правда! – настаивал тот, но ему никто не верил, и все утвердились во мнении, что он чудовищный лжец.

«И дивился неверию их…» (от Марка 6:6).

Притча про Честность & Вранье.

Встретились как-то Честность и Враньё.

— Я знаю, как жить Счастливо, — сказало Враньё, — надо всё время врать!

Честность возмутилась до глубины души, и сказала:

— Счастливо жить можно, только если Всегда говорить Правду!

Вранье было невозмутимо, оно сказало:

— Если врёшь, то у тебя гораздо меньше проблем. Жить и врать всем вокруг гораздо легче, а от того лучше.

— Легче не значит лучше!

— Но легче же значит Счастливее. всё на самом деле просто!

Честность топала ногами и злилась:

— Не в легком Счастье дело! Над Счастьем надо работать, оно не приходит само по себе. — она не могла так просто поверить словам Вранья.

Она смотрела на Вранье, оно улыбалось. Честность злилась то ли на Враньё, то ли на само себя. Она говорила только правду, и эта правда была очень злой по отношению к Вранью.

Но Вранье продолжало улыбаться и утверждать, что в нём сила.

Оно привело пример:

— Если бы Вранье не сказало Честности, что врать это хорошо, то Честность бы так не злилась сейчас, она бы жила своей жизнью и думала, что вокруг нее только Правда. Правда, это не то, что есть на самом деле, объяснило Вранье. Правда, это то, что ты хочешь услышать, потому что изначально нельзя никому Верить до конца. Верить можно только настолько, насколько ты хочешь поверить. Вот и вся Честность. А не верить можно лишь настолько, насколько ты сомневаешься. Вот и всё Вранье.

Честность запуталась и заплакала. Честность чувствовала, что что-то несправедливо. Честность больше не знала где Правда, а где Вранье. Честность просто перестала Верить во всё и сразу на всякий случай. Но Честности от этого легче не стало. Честность начала чувствовать себя обманутой.

— Нет, самому себе можно — зачем-то соврало Враньё само себе.

Честность думала, что теперь она будет верить только сама себе. Честность одиноко побрела сама с собой. Но уйдя, ей отчего-то стало грустно без сладкого Вранья. Но больше Честность никогда себе в этом не признавалась.От этого она всегда помнила о Вранье, и ей было легче.

Потом, вдруг встрепенулось, и криво улыбнулось:

— А всё таки я счастливее — соврало оно само себе.

Android

Choisir la langue Version actuelle v.211.4

Притча о правде и лжи

Нежная Правда в красивых одеждах ходила,

Принарядившись для сирых, блаженных, калек, —

Грубая Ложь эту Правду к себе заманила:

Мол, оставайся-ка ты у меня на ночлег.

И легковерная Правда спокойно уснула,

Слюни пустила и разулыбалась во сне, —

Грубая Ложь на себя одеяло стянула,

В Правду впилась — и осталась довольна вполне.

И поднялась, и скроила ей рожу бульдожью:

Баба как баба, и что ее ради радеть?! —

Разницы нет никакой между Правдой и Ложью, —

Если, конечно, и ту и другую раздеть.

Выплела ловко из кос золотистые ленты

И прихватила одежды, примерив на глаз;

Деньги взяла, и часы, и еще документы, —

Сплюнула, грязно ругнулась — и вон подалась.

Только к утру обнаружила Правда пропажу —

И подивилась, себя оглядев делово:

Кто-то уже, раздобыв где-то черную сажу,

Вымазал чистую Правду, а так — ничего.

Правда смеялась, когда в нее камни бросали:

«Ложь это все, и на Лжи одеянье мое…»

Двое блаженных калек протокол составляли

И обзывали дурными словами ее.

Стервой ругали ее, и похуже, чем стервой,

Мазали глиной, спустили дворового пса…

«Духу чтоб не было, — на километр сто первый

Выселить, выслать за двадцать четыре часа!»

Тот протокол заключался обидной тирадой

(Кстати, навесили Правде чужие дела):

Дескать, какая-то мразь называется Правдой,

Ну а сама — пропилась, проспалась догола.

Чистая Правда божилась, клялась и рыдала,

Долго скиталась, болела, нуждалась в деньгах, —

Грязная Ложь чистокровную лошадь украла —

И ускакала на длинных и тонких ногах.

Некий чудак и поныне за Правду воюет, —

Правда, в речах его правды — на ломаный грош:

«Чистая Правда со временем восторжествует. »

Если проделает то же, что явная Ложь!

Часто, разлив по сто семьдесят граммов на брата,

Даже не знаешь, куда на ночлег попадешь.

Могут раздеть, — это чистая правда, ребята, —

Глядь — а штаны твои носит коварная Ложь.

Глядь — на часы твои смотрит коварная Ложь.

Глядь — а конем твоим правит коварная Ложь.

Как люди лгут?

Есть такая книга, которая не потеряла и наверняка не потеряет своей актуальности — труд преподобного Дорофея Палестинского «Душеполезные поучения и послания». Девятое слово в ней так и называется: «Поучение о том, что не нужно лгать». В нём преподобный замечает, что люди лгут тремя способами: словами, мыслями и самой своей жизнью.

Ложь словами — это наиболее частое проявление лжи, когда человек оправдывает себя, скрывает свои поступки или пытается добиться желаемой цели любым путём. Стоит ли говорить, что она способна разрушить и нормальные человеческие отношения, и дружбу, и семью? Поэтому совет: прежде чем солгать, нужно мысленно положить на чашу весов то, что вы хотите получить, и то, что вы имеете, но можете потерять вследствие лжи. Думаю, это может отрезвить и помочь принять правильное решение. Как показывает жизненный опыт, неприятная и горькая правда, требующая от человека огромной внутренней работы, лучше, чем лёгкая и на первый взгляд многообещающая ложь. Однако хочу сразу сказать, что это не универсальное правило и не готовое решение для всех проблем.

Ложь в мыслях — это когда мы делаем вывод о людях, исходя из своих догадок. Например, я увидел человека, в голове создал его образ — чаще всего через призму собственных страстей — и выдал этот желаемый образ за действительный. Казалось бы — мелочь, что страшного? Подумал — и ладно. Но мы ведь относимся к человеку исходя из той картинки, которая возникает у нас в голове, следовательно, скорее всего это будет предвзятое отношение. Поэтому авва Дорофей говорит: «…никогда не верь своим догадкам, ибо кривое правило и прямое делает кривым. Мнения человеческие ложны и вредят тому, кто предается им».

Ложь своей жизнью происходит тогда, когда наше внутреннее содержание не отвечает нашим внешним поступкам. Преподобный Дорофей приводит такие примеры: когда сознательный блудник говорит о воздержании или человек жадный рассуждает о том, как хорошо творить милостыню и делиться с неимущим. В нашей жизни такая ложь нередко наблюдается в соцсетях, когда люди постят яркие красивые фотографии при скучной жизни или публикуют умные мысли, чаще всего чужие, в отсутствие собственных соображений. Тем самым человек пытается выглядеть умнее, остроумнее или счастливее, чем есть на самом деле. Может быть, он таким образом ищет одобрения окружающих, но не думаю, что такая двойственность способна сделать его жизнь более осмысленной или содержательной.

Ложь во благо

Это очень сложный вопрос, потому что, размышляя над ним, можно впасть в казуистику и разделить ложь на хорошую и плохую, а ведь ложь всегда остаётся ложью, как и правда — правдой. Однако, поскольку наш мир не чёрно-белый, но гораздо сложнее, то бывают ситуации, когда правда может просто-напросто сломать человека. Пример: в семье случилась трагедия — измена. Человек осознал, что был неправ, покаялся перед Богом. Стоит ли ему вываливать правду на голову своей второй половины? Ведь она может и семью разрушить, и его самого раздавить. Хотелось бы подчеркнуть, что я сейчас не даю советы, я ставлю вопрос — в том числе и самому себе. Как этому человеку поступить? Думаю, ему нужно проявить серьёзную житейскую мудрость, чтобы принять верное решение.

Ложь во благо, оставаясь ложью, напоминает о трагическом несовершенстве нашего мира и человечества. Она побуждает человека исправляться и исправлять трагическую ситуацию, которая возникла в его жизни.

Каким образом искоренять ложь, которая объяла все сферы нашего существования? Эту задачу очень хорошо и ёмко сформулировал писатель Александр Солженицын: «…самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня!»

Популярное за 7 дней

Молитва через силу
08.08.22 15:52

Грешно ли православным танцевать?
08.08.22 11:54

Правда ли, что Мария Магдалина была блудницей, а впоследствии чуть ли не возлюбленной Иисуса Христа?
03.08.22 20:01

Как молиться о детях?
04.08.22 20:01

5 августа — память Почаевской иконы Божией Матери
05.08.22 07:24

Как себя вести, когда заходишь в храм?
05.08.22 09:31

Отошел ко Господу один из первых насельников Киево-Печерской Лавры
04.08.22 11:02

9 августа — день памяти великомученика и целителя Пантелеимона
09.08.22 08:35

Митр. Антоний (Паканич): Бога возможно услышать исключительно в тишине
08.08.22 09:16

4 августа — день памяти равноапостольной Марии Магдалины
04.08.22 08:32

Притча о правде и лжи

Ниже будут представлены примеры нескольких вариантов притч, которые смогут вразумить человека и убедить, что с ложью стоит бороться. Ее нельзя допускать в жизни. Ее последствия всегда будут губительно сказываться на Вас же самих и людях, которым вы солгали.

Притча №1

«Услышал человек, что есть на свете правда. Пошел ее искать.

Идет себе, видит – Ложь идет. – «Куда, человек, идешь?» – Спрашивает. – «Иду Правду искать!» – «Вот, хорошо! – Говорит Ложь. – Я тоже хочу Ее раз увидеть, а то никогда не встречала!» Пошли они вместе.

Пришли в один край, спрашивают: «Правда здесь есть?» – «Была, ушла только что! Куда – не знаем!» Пошли человек и ложь дальше правду искать.

Пришли в другой край, опять спрашивают: «Была здесь Правда?» – «Была! – Отвечают. – Где-то неподалеку ходит. А кто это с тобой? А кто это с тобой?» – Спрашивают люди у человека. – «Это – Ложь!» – Отвечает. А люди ему говорят: «Да кто же Правду может вместе с Ложью найти? Ты прогони Ложь!» – Советуют…

«И то правда!» – Изумился человек и прогнал от себя Ложь.

Только прогнал, глядь – Правда заходит! – «Здравствуйте, – говорит, – добрые люди!» Вот чудеса-то!».

Почему сила в правде?

Возможно, кто-то скажет, что иногда правда может причинить боль человеку. Безусловно! Правда ударит прямо в сердце. И от человека зависит, выдержит он ее или так и будет продолжать верить лжесвидетельствам. Существует такой тип людей, которые не могут принять правду. Они верят в что, что им удобно. Многие под грузом тяжелой и жестокой жизни хотят увидеть чудо и сказку. Поэтому так и ведут себя.

Первых христиан гнали именно за правду. Иисуса Христа распяли тоже за нее. Но все же они знали, что впереди их ждет жизнь вечная вместе с их Господом. Прит.11:4 «Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти». Людей, которые обманом нажили себе богатство, постигнет печальная участь в день Божьего суда. А праведные уста будут спасены от смерти.

Прит.10:2 «Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти».

Прит.13:6 «Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника».

Ложь во спа­се­ние

Хри­стос одно­значно харак­те­ри­зует дья­вола как родо­на­чаль­ника лжи: когда гово­рит он ложь, гово­рит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин.8:44).

«Ложъ во спа­се­ние» — иска­жён­ная цитата из 32 псалма: Ложъ конь во спа­се­ние, во мно­же­стве же силы своея не спа­сется (Пс.32:16–17), по-русски: Нена­дё­жен конь для спа­се­ния. (Ложъ — цер­ков­но­сла­вян­ское при­ла­га­тель­ное муж­ского рода, пере­ве­дён­ное в Сино­даль­ном пере­воде как «нена­дё­жен»). Другой пример упо­треб­ле­ния того же слова: Аз же рех во изступ­ле­нии моем: всяк чело­век ложъ (Пс. 115:2), то есть опять-таки «нена­дё­жен».

Ложь про­ти­во­есте­ственна и про­тивна спа­се­нию «Ложь заклю­чает двери к молитве. Ложь изго­няет веру из сердца чело­века. Гос­подь уда­ля­ется от чело­века, тво­ря­щего ложь» (свт. Феофан Затвор­ник). Что же каса­ется так назы­ва­е­мой уте­ши­тель­ной лжи, она часто бывает обу­слов­лена неуме­нием или него­тов­но­стью чело­века пред­ста­вить своему собе­сед­нику правду в той мере и в той форме, в кото­рой он спо­со­бен её при­нять. Иногда для этого не достаёт муд­ро­сти или муже­ства. Отсюда и оправ­да­тель­ный анту­раж для слу­чив­шейся лжи: ложь во спа­се­ние, ложь ради спо­кой­ствия или мило­сер­дия и т. д.

Иногда при­хо­дится слы­шать рас­суж­де­ния о том, что ложь бывает необ­хо­дима. Напри­мер, чтобы скрыть кого-либо от врагов или дать чело­веку спо­койно уме­реть. Это лукав­ство.

Лишь чело­веку с огра­ни­чен­ным лек­си­ко­ном неве­домо, что вовсе не обя­за­тельно всегда давать исклю­чи­тельно утвер­ди­тель­ный или отри­ца­тель­ный ответ. Послу­шайте выступ­ле­ния поли­ти­ков: часто их спра­ши­вают об одном, а они отве­чают совер­шенно о другом. Иногда дети задают наивно-бес­це­ре­мон­ные вопросы, но нам ни разу не при­хо­ди­лось слы­шать на них прямой ответ. В любой ситу­а­ции воз­можно укло­ниться от ответа, можно и про­мол­чать или заявить, что вы отка­зы­ва­е­тесь отве­чать. Несо­мненно, лгать проще, но это не реше­ние для хри­сти­а­нина.

Более страшно, когда люди лгут уми­ра­ю­щему, боясь “рас­кон­сер­ви­ро­вать” его душу и совесть на смерт­ном одре. Пусть чело­век погиб­нет для веч­но­сти, лишь бы не нерв­ни­чал и не пере­жи­вал, наде­ясь, что у него ещё есть время…

“Нет ничего сред­него между Исти­ной и ложью, но как нахо­дя­щийся вне света, по необ­хо­ди­мо­сти, будет во мраке, так и немного отсту­пив­ший от Истины, предо­став­лен под­ле­жать лжи, если будем гово­рить правду; и хотя воз­можно ска­зать, что между светом и тьмой есть сере­дина — назы­ва­е­мая вечер­ними и утрен­ними сумер­ками, однако, между Исти­ной и ложью, как бы кто ни ста­рался, не выду­мает нечто сред­нее” — свя­ти­тель Марк Эфес­ский.

Если же нам не хва­тило веры, или мы обрекли себя в ситу­а­цию, когда оста­ётся лишь выбор между боль­шим и мень­шим грехом, то после­дуем совету Аввы Доро­фея: «когда слу­чится такая вели­кая необ­хо­ди­мость укло­ниться от слова правды, то и тогда чело­век не должен оста­ваться бес­пе­чаль­ным, а должен каяться и пла­кать перед Богом и счи­тать такой случай вре­ме­нем иску­ше­ния».

Ложь во спасение?

Девятая заповедь звучит как: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Что это значит? Не говорить неправды о ближнем своем, не предавать его, не клеветать на него и не распространять о нём худой молвы, но защищать его, говорить о нём только хорошее и стараться всё обратить к лучшему.

Но нет заповеди «Не солги», запрещающей ложь во всех её проявлениях. Должно ли это служить индульгенцией грешнику?

Архимандрит Амвросий Юрасов: «Ложь – она и есть ложь, ложью и останется. Отец лжи дьявол, не будьте его детьми. В критические моменты, когда надо спасти человека – можно что-то сказать, а потом покаяться».

Дьякон Андрей Кураев: «Знаете, православие – это особая культура, здесь разрешается врать. Культура комплимента, культура лести – это часть православной культуры. То есть заповедь “не лжесвидетельствуй” – это не клевещи, не говори, чего не было, о человеке. А вот сказать девушке, что она самая красивая в мире на день ее рождения, – можно, сказать начальнику, что он самый галеристый раб на галерах наш, – тоже можно, или архиерею, что вы, Владыка, просто ангел нашей церкви, без вас тут картошка бы не росла, без ваших молитв».

Иоанн Охлобыстин, священник. актёр: «Мне кажется, говоря о лжи, надо четко разграничивать два понятия — «ложь» и «утаивание». Ложь во спасение невозможна, а вот утаивание — да, в некоторых случаях оно, действительно, спасительно. Предположим, человек смертельно болен — это форс-мажорная ситуация, в которой сокрытие страшной правды — иногда единственный способ не дать ему пасть духом».

Священник Александр Рябков: «Если я скрываю местоположение человека от людей, которые хотят подвергнуть его насилию, будет ли это ложью? Нет, потому что в основе есть желание послужить правде. Разве служили лжи герои-подпольщики, не выдавая своих товарищей? А будем ли мы служить лжи, если будем беречь своих детей от разлагающей информации? Конечно, нет. Но если мы в процессе их воспитания не будем исправлять свои недостатки, а просто всеми средствами скрывать их, — это будет ложью. Будем ли мы служить лжи, сберегая человека, ставшего на путь исправления, от прежних развращающих его связей? Нет, мы, например, вправе сказать старым дружкам, что того, за кого мы боремся, нет дома или он уехал».

Но Христос не лгал, комплиментов
не говорил, притворства был лишён. Посему объяснения, в каких случаях можно лгать,
мы оставляем на совести этих пастырей.

Не давая чёткого указания по поводу лжи, Бог оставил нам свободу выбора.
Но выбор в этом случае, как и во многих других, влияет на спасение души.

Святитель Василий Великий: «Надобно ли лгать, имея в виду что-нибудь полезное? Сего не дозволяет сказанное Господом, который решительно говорит, что ложь от диавола, не  показывая никакого различия во лжи».

Откуда же взялось выражение «ложь во спасение»? Все воспринимают его как библейское и берут на вооружение. Но, оказывается, смысл евангельской фразы был искажён. Звучит она так: 

В современной формулировке: «Ненадёжен конь для спасения». Ложъ — в данном случае славянское краткое прилагательное мужского рода – в переводе:  ложен, ненадёжен. Но когда-то кто-то решил, что ложь сравнивается здесь с конём, который вывезет в любой ситуации.

В критической ситуации вместо
лжи лучше промолчать или сформулировать правдивый ответ так мудро, что недоброжелатель
попадёт впросак.

Ложь

В посланиях Апостола Павла Святой Дух говорит об отступление. Речь идёт об отступлении людей в церкви Господней от истины:

Слово «отступление» это перевод греческого слова apostasia, которое состоит из префикса apo («от; из», указывает на удаление) и основы глагола histemi «стоять; ставить; устанавливать». Таким образом, apostasia буквально означает, что кто-либо уходит и устраивается в другом месте. Павел довольно подробно говорил о будущих отступничествах:

Слово «действие» это перевод греческого слова energeian (начальная форма – energeia). Слово energeia состоит из предлога en «в»; «с» и основы ergo «дело; работа; труд» и означает «деятельность; работа; действие». От этого слова происходит слово «энергия».

Слово «заблуждение» это перевод слова planes (начальная форма – plane), что означает «обман; заблуждение; ошибка».

Слово «пошлёт» это перевод греческого слова pempei (начальная форма – pempo). Одно из значений этого слова – «допускать; позволять». Очевидно, что именно в таком значении это слово употреблено в Евангелии от Марка 5:12, где бесы просили Иисуса: «… пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них». В следующем стихе сказано, что Иисус «позволил» им это сделать. Бесы хотели войти в свиней, и Иисус позволил им это сделать.

Во 2 Послании к Фессалоникийцам 2:10 Павел сказал, что действие заблуждения будет послано людям, которые «не приняли любви истины для своего спасения». Бог желает, чтобы все люди спаслись . Но люди должны возлюбить истину, чтобы спастись. И судя по всему, люди, которых описывает Павел, не любили истину, не верили в неё и возлюбили неправду.

Когда люди не любят истину, не верят в неё и находят удовольствие в неправде, Бог посылает им действие заблуждения. Каким же образом это происходит, давайте посмотрим на примере книги Исход. Там сказано, что Бог ожесточил сердце фараона:

В следующей же главе уже говориться, что фараон сам ожесточил своё сердце и Бог был тут не причём:

Из приведённого выше примера можно увидеть, что Бог потребовал от фараона совершения определенных действий, тем самым ожесточив его сердце. Египетский царь небыл «заколдован» Богом, он сам принял решение ожесточить своё сердце, отказавшись подчиниться требованиям Господа.

Так как Бог не хочет, чтобы кто-либо из людей погиб духовно , несомненно то, что Павел говоря о посылаемом заблуждении , имеет в виду следующее: Бог посылает действие заблуждения (даёт людям самостоятельный выбор) тем, кто не любит истину и не исполняет Его требований относительно этой истины, которая есть Евангелие. В этом смысле Бог посылает «действие заблуждения».

Итак, Бог допускает заблуждаться людям, даёт им выбор распорядиться своей жизнью так, как они посчитают нужным. Это происходит в отношении всех тех людей, которые не любят истину, не верят в неё и, напротив, наслаждаются неправдой.

Как найти золотую середину между правдорубством и неискренностью?

Правда бывает разная, и не к каждой правде человек может быть готов. Рубить правду всегда и всюду не имеет смысла, это никому не нужно. Наверное, тут надо проявлять мудрость — хорошо, если она есть

Важно тонко чувствовать, нужна человеку правда или нет, как он на неё отреагирует, и главное — поможет ли она ему. Не надо вываливать правду, лучше очень тонко направить ближнего к правильным размышлениям, выстроить общение так, чтобы он сам пришёл к тому, что вы хотите донести

Ваша задача — дать правильный вектор, обозначить верное русло.

Как бы вы ни были искренни и честны, помните, что воспитанность никто не отменял. Нужно понимать, что говорить всем правду не всегда уместно. Это не значит, что нужно лгать, просто принцип «я всегда говорю только правду, я такой» у некоторых людей доходит до абсурда. Подчеркну: правда должна послужить человеку. Если она его не меняет, не преображает, не возвышает — то для чего она? Чтобы успокоить себя в том, что вы — правильный? Но какая в том польза? Правда нужна ради человека, а не сама по себе.

Говорите правду, чтобы ваш ближний мог работать над собой. Если же он этого не хочет или боится этой работы — не спешите, человек может быть просто к ней не готов. Возможно, для искреннего разговора с ним нужно подготовить почву, подумать, насколько вы близки, чтобы открывать ему на что-то глаза

В таких ситуациях полезно не вмешиваться в чужую жизнь, а обратить внимание на себя и разобраться с тем, насколько честна ваша собственная жизнь

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: