Понятие о боге в христианской теологии

Бог — личность.

Древние не знали понятия «личность» в нашем современном понимании этого слова; оно создано и осмыслено, в сущности, только христианами.

В наше время мы называем личностью единую и неделимую нематериальную сущность человека, и каждый из нас может если не понять, то хотя бы почувствовать, что такое личность на собственном примере, потому что каждый человек — личность, и в этом он подобен Богу. Личность — это тот, кто обладает сознанием и волей, разумом и творческой способностью, и многое другое, то есть владелец этих качеств. Я — это я, как сказал однажды Моисею Сам Бог

Для современного человека важно помнить, что личность не ограничена одной только рациональностью; не зря древние часто называли ее душой или сердцем. Личность, кроме того, не привязана «намертво» к конкретному материальному носителю (например, мозгу) и не субстанциональна, то есть ни из чего не состоит

Личностность Бога мы мыслим по подобию нашей личностности, понимая, что на самом деле Бог есть единая Личность, существующая в трех ипостасях, каждая из которых имеет личный характер.

Не упоминай имя Господа напрасно

Как гласит Библия, на горе Синай пророку Моисею самим Господом были даны 10 заповедей на пятидесятый день исхода сынов Израиля из Египта. Библия не жалеет красок, описывая это знаменательное событие: гром гремел, блистали молнии, земля дрожала… Но шум разбушевавшейся стихии покрывал голос Господа, провозглашавшего эти Заповеди. Затем Бог начертал их на «Скрижалях свидетельства» и передал Моисею.

История фразы

Помимо широко известных положений: Я — Бог твой, не сотвори кумира, помни день субботний, не убий, почитай отца твоего и мать твою, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, не желай дома и жены ближнего твоего, есть и такое — не беспокой Господа своего зря. Оно третья по счету.

Не упоминай имя Господа всуе — значение этой фразы не всегда понимают правильно. Чуть ниже мы разберем ее толкование, а для первого представления достаточно формулы «не произноси имени господа Бога твоего напрасно»

Это очень важное утверждение, в его осмыслении содержится ключ для проникновения в сакральный смысл всех авраамистических верований, восходящих к патриарху семитских племен Аврааму (у мусульман Ибрахим)

В некоторых священных книгах обращение к Всевышнему вообще не используется. Первосвященник называл его лишь раз в год во время пасхального богослужения.

Канонический образ Авраама (Ибрахима) и требование трепетно почитать Творца отображены как в Новом и Ветхом Заветах, так и в священном Коране. Это положение закреплено во многих мусульманских хадисах и православных притчах.

Благочестивый человек, вспоминая имя Божие, говорит:

Толкование заповеди

Господа Бога нельзя не только ругать, но и вспоминать его в пустых разговорах и шутках. Святые писания требуют относиться к Нему с почтением и благоговением. Это имя обладает величайшей силой, в Новом Завете приведены многочисленные примеры, когда с его помощью Иисус Христос творил настоящие чудеса.

Именем Бога не разрешено также приносить клятвы и приносить обеты, разве лишь в исключительных случаях. Такое поведение людей обесценивает значение Бога в их жизни, приземляет его. Не следует обращаться к Господу мимоходом, не имея серьезного настроя для интимного общения с Всевышним.

Однако более точный перевод третьей заповеди «не произноси имени Господа напрасно», по мнению специалистов, будет немного другой, он гласит так: «не носи имя Господне лживо». И в него они вкладывают более глубокий смысл, чем просто запрет на случайное произношение.

Ортодоксальный раввин Джозеф Телушкин указывает:

Что значит упоминать имя Господа всуе?

Примеры : Когда я говорю — дай Бог тебе здоровья !

Смотрю на закат — Господи, красота то какая !

Или говорю знакомому — не дай Бог, чтобы ты попал в аварию.

Получается Бога нужно упоминать только в молитвах ?

Стэлс

«Упоминать имя Господа всуе» тоже самое что «в суете». В суете дел мирских не надобно, просто так вставлять в речь свою имя Создателя. В свободных разговорах и тем более с нецензурными выражениями.

Имя Господня должно произносится осмысленно, «говорить» дОлжно сердцем, а не мимолетно. Для этого и существует молитва, в которой мы проникновенно возносим хвалу нашему Создателю.

Если упоминать Его имя в пустословии, то как можно будет отличить наше обращение к Нему, от обычного словоблудия?! Нужно несколько разделять «разговор с Богом» и речи мирские. Для этого и говорится «..не поминай имя Господа в суе»

Alekssandra

Что значит слово «не мамкай» — знаете — это когда по делу и нет ребенок постоянно говорит «мам» — это настолько выматывает. А у Господа нас сколько…Если на каждое «Господи» он будет оборачиваться….Давайте будем беречь Отца нашего.

Kristishka

Упоминать имя Господа в суе — значит говорить о Нем в наших повседневных делах, суете земной.. Например — Господи, как я устала.. пойду чай пить))

Это проявление неуважения к Богу, и расценивается как грех.

Говорить о Боге нужно только в соответственных темах разговора, в молитве и т.п.

bolshoyvopros.ru>

Кто есть Бог?

Я оплакивал род человеческий, так как ища необычайных доказательств, люди приводят человеческие понятия и слова, и думают, что изображают Божественное естество, то естество, которого никто ни из ангелов, ни из людей, не мог ни увидеть, ни наименовать.
преп. Симеон Новый Богослов

На протяжении столетий религиозная мысль человечества, особенно христианская мысль, искала ответ на вопрос о том, что, а вернее, Кто есть Бог; нередко казалось, что на него вообще невозможно ответить. Любые попытки позитивных определений оказывались ущербными, так что многие мыслители вообще считали только возможным говорить не о том, что есть Бог, а о том, чем Он не является. Подобная неопределенность с таким, казалось бы, основополагающим понятием, тем не менее, довольно естественна. Нам мешает говорить о Боге и приблизительность человеческого языка (любого), и несоотносимость Бога и нашего опыта, и многие малопригодные модели, сохранившиеся в качестве культурного наследия.

Культурные стереотипы, бытующие в современной России, подразумевают, что церковное вероучение должно ясно и четко ответить на вопрос о том, что есть Бог. На самом деле, как это часто бывает со стереотипами, это недоразумение. Учение Церкви, в частности, догматическое учение, выковывалось в тяжких и долгих спорах не для того, чтобы дать позитивное определение Бога, а для того, чтобы обезопасить верующих от явно ошибочных направлений богомыслия (мышления о Боге)

Это важно, потому что знание Церкви, на самом деле, является не столько знанием о Боге, сколько знанием Его Самого, опытом отношений с Ним. И вот что в этом опыте отношений Церкви с Богом поддается позитивной (катафатической) формулировке:

Бог — Спаситель.

Реальная история мира и жизнь каждого человека неизбежно отравлена смертью, небытием, принять которое для человека невозможно. Бог сотворил нас для жизни, и мы противимся смерти, хотя сами в ней и виноваты (в широком смысле). Бог же — Тот, кто возвращает нас к жизни; на Кресте Он разделил с нами наше страдание и смерть, чтобы уничтожить их. На вопрос «Кто есть Бог» с точки зрения христиан достаточно сказать, что Бог — это Тот, Кто ради нас победил нашу смерть и дает нам участие в Его жизни, вечной и неподвластной смерти. Бог отдает нам Свою жизнь не потому, что мы этого заслужили — «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). Ничто, кроме любви к нам, не «вынуждает» Его так поступить. И перед лицом этой жертвенной любви Христа на первый план выходит не то, Кто есть Бог, а то, сможем ли мы ответить на Его любовь подобной же жертвой.

Не упоминай имя Бога в суе. Кто как понимает это местописание?

Віктор вітковський

Всуе — в суете:»Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь? » и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе. «Притчи 30:7-9

Лидия…

Не приемли имене Господа Бога твоего всуе (Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно) .

Третьей заповедью запрещается произносить имя Божие, напрасно, без должного благоговения. Приемлется имя Божие напрасно, когда произносится в пустых разговорах, шутках и играх. Запрещая вообще, легкомысленное и неблагоговейное отношение к имени Божию, эта заповедь запрещает грехи, которые происходят от легкомысленного и неблагоговейного отношения к Богу.

Бог — это тоже имя Господа, пишется с большой буквы как имя собственное.

Strydial

В суе значит «попусту» . В словаре древнееврейского языка Келера и Баумгартнера о древнееврейском выражении лаш·ша́в’, переведенном словом «попусту» , сказано следующее: «называть имя без причины.. . злоупотреблять именем» . Таким образом, эта заповедь не запрещает употребление имени Бога, но запрещает его злоупотребление, например, ложно клясться Его именем.

Что такое Божья мудрость?

Во-первых, Божья мудрость непостижима и неисследима. И вмещает в себя все творения, события, времена и цели. Премудрость Бога бесконечна, как бесконечен Божественный разум.

Божья мудрость многоразлична, потому что не имеет границ в своем выражении в жизнях людей.

Во-вторых, Божественная мудрость – это способность ставить перед собой совершенные цели и достигать этих целей с помощью самых совершенных средств и стратегий.

Давайте, подумаем и устремимся к главной цели и причине этой вселенной. Если мы в тишине своего сердца обратимся к Богу, то в безмолвии обретем средоточие и глубину всего творения.

Именно Бог является началом и конечной целью всего сущего. Его Слава является высшим благом для нас, потому что только Господь может утолить жажду наших душ. Бог всегда знал, что Он для нас Высшее Благо, и вне Его нет для нас ни радости, ни счастья.

Какие же средства использует Бог, чтобы мы достигли этой цели в наших жизнях? Бог сотворил эту вселенную в Своей мудрости. Он видел грехопадение с самого начала. И запланировал для человечества искупление во Христе Иисусе. И Господь приготовил путь, чтобы в начале установить Царство Божье в глубине человеческого духа. А затем привести людей в Небесное Царство, где Он будет Все и во всем.

Мудрость Бога в грехопадении

Вы, может быть, сейчас задаете вопрос: “Как в грехопадении Адама проявилась Божья мудрость?”. Многие люди, даже христиане, считают, что падение человека привело к полному расстройству Божьего плана.

Но вы никогда не задумывались, что на самом деле, в вечности существовал только один Божий план. У Господа не было запасного пути и выхода. Человек должен был согрешить, чтобы познать Божью любовь и благодать.

Но не подумайте, что Бог подтолкнул Адама и Еву съесть плод, к которому Он Сам запретил прикасаться. Выбор человека не был бы свободен, если бы не совершался им добровольно.

Мудрость Бога раскрывается в грехе первых людей, потому что человек никогда не смог бы иначе познать великую любовь Бога и прощение. Все познается в сравнении или контрасте.

Однажды Симон, один из фарисеев, пригласил к себе в дом Иисуса Христа вкусить с ним пищи. Он, войдя в дом возлег. И вот одна грешная женщина узнала, что он возлежит в доме фарисея и принесла алавастровый сосуд.

Она встала у ног Христа: плакала, обливала ноги своими слезами и отирала  волосами головы. Целовала ноги Иисуса и мазала миром. Драгоценное масло стоило – примерно годового заработка.

Фарисей, пригласивший Иисуса, сказал сам в себе: “если бы Он был пророк, то знал бы, какая грешница прикасается к Нему”. Все в том городе знали, что эта женщина является блудницей.

Христос, понимая мысли Симона, обратился к нему. И рассказал притчу о двух должниках, которым заимодавец простил долги. Одному было прощено 500 динариев, а другому только 50. И Иисус задал легкий вопрос фарисею: Кто из них больше возлюбит заимодавца?

Ответ просто вертится на языке, и мы вместе с Симоном можем сказать: “конечно, тот, кому больше прощено”.

И Христос разоружил фарисея, сказав ему честно и прямо, что тот не омыл Его ног, а женщина омыла ноги слезами. Симон не подал Ему целования по обычаям того времени, а женщина не переставала целовать ноги Иисуса. Фарисей не помазал маслом Его головы, а женщина помазала ноги дорогим миром.

Мудрость Божья была явлена в наших грехах и падениях. Грехи дали нам осознать наше полное банкротство и неспособность. Мы понимали, что не можем сами изменить свое сердце и жизнь. Мы делали добрые дела, но были в них непостоянны и они никак не могли загладить нашей вины из-за зла, которое мы продолжаем совершать.

Беззакония склонили нас перед Богом, и мы постигли радость покаяния, в котором обрели прощение наших грехов.  Прощение взрастило в нас большую любовь к Богу, потому что нам было много прощено.

Как еще мы смогли бы в полноте познать характер Бога, если бы не узнали свое испорченное сердце? Как еще бы мы  открыли глубину Божьей любви и прощения, если бы не познали глубину своего падения?

Новые материалы

Книги

Разум и сердце: пролегомен к критике страстного разума / Пер. с англ. Г.В. Вдовиной; науч. ред. А.М. Гагинского. М.: Академический проект, 2021. (Философские технологии: религиоведение)

Книги

«Бог» Докинза. От «Эгоистичного гена» к «Богу как иллюзии» / Пер. с англ. К. А. Черноризова; под науч. ред. А. В. Храмова. — М. : Никея, 2022. — 272 с.

Книги

Теоэстетика. 7 лекций о красоте. — М.: «Никея», 2022. — 272 с. (Богословие культуры).

Книги

Вера и доверие. Дар и прощение / перев. с ит. И. Волковой; под ред У. Рахновской. М.: Никея, 2021.

Книги

Взгляд. Заметить Христа в творении. Эссе и размышления. М.: «Никея», 2022. 320 с. (Богословие культуры).

Книги

Раскол русской Церкви в середине XVII века. Причины, начало и последствия. СПб: Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, 2021.

Книги

Логос — мир — человек. Космология святого Максима Исповедника. М., Издательство Сретенского монастыря, 2020. 152 с.

Книги

Очерки по истории Русской Православной Церкви XX века. Церковь в гонении. Церковь в пленении. М.: Практика, 2021. 528 с.

Книги

Эндрю Лаут, прот. «Современные православные мыслители. От “Добротолюбия” до нашего времени». Паломник, 2020 г. 620 с.

Книги

Вениамин (Федченков), митр. «Небо на земле: О Божественной литургии по творениям святого праведного отца Иоанна Кронштадтского». М.: Отчий дом, 2018 г. 176 с.

Книги

Гарднер И. А. Море житейское. Воспоминания. Том I. Скитания: 1920–1921 годы. / Составление, вступительная статья, научная редакция, комментарии и примечания протоиерея Бориса Даниленко. М.: «Архив славянской письменности и печати», 2021.

Книги

Хрестоматия по гомилетике / Сост.: Константин Аристов, иерей, Симеон (Томачинский), архимандрит. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, издательский дом «Познание», 2020. 256 с.

Происхождение слова «всемогущество»

Всемогущий — это богословский термин, который означает «всесильный», «могущий всё».

На латыни этот термин звучит как «omnipotentem». Что представляет собой сочетание двух других латинских слов, «omnis» — означает «всё», и «potens» (в частности, его родительная форма «potentis») — означает «могущественный». Таким образом, латинский термин, который обычно выражал один из атрибутов Бога, означал «всесильный» или «всемогущий».

То есть, когда люди говорят о всемогуществе или о том, что Бог всемогущ, они имеют в виду, что Бог всесилен.

Но что это значит? И что ещё более важно, как это согласуется с Писанием?

Император Фридрих II: штрихи к психологическому портрету

Человек неординарного ума, чьи характерные черты часто вызывали споры и необъективные оценки. Во многом на появление негативных суждений о его личности сыграла церковная пропаганда, которая расцвела в период борьбы императора с папской властью. С точки зрения внешних качеств — он был совершенно непримечательным, но одна деталь делала образ императора крайне запоминающейся. Современники отмечали его «змеиные глаза» — сверкающий взгляд, который пронизывал насквозь.


Скульптура императора Фридриха II. (Pinterest)

Фридрих был человеком неизбалованным и выносливым: детские годы он провёл в строгом послушании и скромности. Не всегда ему удавалось поесть, учителя и воспитатели могли довольно прохладно относиться к его нуждам и внутренним проблемам. При этом он моментально схватывал всё на лету и был очень внимательным. Его окружало многообразие культур и наук: император общался с духовными лицами разных религий, увлекался соколиной охотой, изучал медицину и питал любовь к поэзии. Знаменитый немецкий поэт Вальтер фон дер Фогельвейде не раз восхвалял таланты Фридриха II. Часто государь проводил эксперименты и пытался подробно разобраться в анатомии человека: Фридрих интересовался системой пищеварения.

Эстетический вкус монарха отразился на архитектуре его сицилийской резиденции — следует обратить внимание на Кастель дель Монте. В какой-то степени государь предвосхищал ренессансные процессы

Да и его представления об имперской власти были чересчур амбициозными: император Священной Римской империи — это земной образ бога, властелин стихий, наследник Карла Великого, новый Константин.

Кастель дель Монте. (Pinterest)

Фридрих был настоящим антикваром и коллекционером: его очень привлекали богато украшенные предметы с историей. Несмотря на свою внешнюю невзрачность, монарх пользовался популярностью у противоположного пола: помимо четырёх официальных жён, император имел много связей на стороне с другими женщинами. Император имел более 20 детей, включая неофициальных.


Фридрих II и Изабелла Английская. (Wikimedia Commons)

Второе человечество (Бытие. Глава 2)

На седьмой день Элохим (Боги) отдыхают. А на восьмой день начинает трудиться помощник Божий – Господь Бог, или как его называют свидетели Иеговы – Иегова, т.е. помощник начинает трудиться: «И создал Господь Бог (Иегова в Торе) человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» . Т.е. Господь Бог создал только Душу, и поместил её в Эдеме на востоке от Земли, т.е. на планете Эдем (или рай) восточнее нашей Земли.

Затем разделил Душу пополам, отделил мужское начало от женского, и создал им телесную оболочку: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» . То есть, у этих (серые) только два элемента: Тело и Душа.

И заметьте ещё — генетические формы тоже разные: в свастичной системе генофонд передаётся по линии отца, а в форме из двух элементов (из двух треугольников) генофонд передаётся по линии матери: «И нарек Адам имя жене своей: Ева (евр. Хава), ибо она стала матерью всех живущих» , т.е. через неё начал передаваться генофонд.

Вот, пожалуйста, два различных человечества — у наших Богов и Предков свастичная система (4 элемента: Тело, Душа, Дух, Совесть), у них дуальная (Тело и Душа); у нас генофонд (наследство Рода) передаётся по отцу, у них по матери. Т.е. различные системы.

Бог Сын

Земное воплощение Бога, то есть Христос. В отличие от Отца, Христос рождён. Ему было предписано явиться на землю, чтобы спасти человечество от множества согрешений. Это воплощение, с одной стороны, Божественной сути человека, с другой – Бога, который явился, чтобы принять на себя грехи всего человечества и дать надежду на спасение поколений, как того времени, так и тех, кто потом появится на свет до скончания века.

Бог Сын, в отличие от Отца, рождён от Девы Марии. Это земное воплощение Бога. Однако даже Он повинуется Отцу. В молитве «Чаша сия да минует меня», Христос прекрасно знал о своей крестной смерти и о всех страданиях, которые Ему придётся пережить. Но, тем не менее, не смог ослушаться Отца. Однако во всех мучениях был определённый смысл – Христов приоткрыл завесу в жизнь вечную, дав заповеди любви для того, чтобы спастись и оказаться в Царствии Божьем каждому из нас.

Анализ стихотворения Блока «Как тяжело ходить среди людей…»

Стихотворение «Как тяжело ходить среди людей…», написанное в 1910 году, включено в один из важнейших циклов Блока под названием «Страшный мир». Произведение сопровождается эпиграфом. Он представляет собой последнюю строку фетовского стихотворения « «: «Там человек сгорел». Слова эти отсылают читателей к трагедии, произошедшей в жизни Афанасия Афанасиевича. Речь идет о ранней смерти его возлюбленной — Марии Лазич. Девушка скончалась от многочисленных ожогов после того, как загорелось ее платье. Влияние творчества Фета на лирику Блока давно стало объектом пристального изучения литературоведов. Оно считается одним из наиболее ярких примеров связи Серебряного века с традицией девятнадцатого столетия.

Читая стихотворение Афанасия Афанасиевича «Не тем, Господь, могуч, непостижим…», Александр Александрович подчеркнул следующую фразу: «…И мертвецу с пылающим лицом…». Впоследствии она нашла отражение сразу в двух произведениях Блока: «Как тяжело ходить среди людей…» и «Как тяжко мертвецу среди людей…». В обоих встречается образ человека-мертвеца. У Фета лирический герой, считающий себя добычей суеты, «игралищем ее непостоянства», носит в груди «огонь сильней и ярче всей вселенной». Соответственно, стихи гения девятнадцатого века проникнуты жизнеутверждающим пафосом. Чего нельзя сказать о вышеупомянутых произведениях Блока. У него с образом мертвеца тесно связано ощущение предельной усталости от жизни, тотального разочарования от мира и людей, пресыщенности. В стихотворении «Как тяжело ходить среди людей…» есть еще один важный мотив — внутренний долг лирического героя заставляет его найти выражение своей душевной тяжести в создании произведения искусства, что проговаривается в завершающих двух строках.

У Фета читатель видит метафорическое использование образа пожара — как огня сердечного и внезапной зари в ночи. Кроме того, присутствует сопоставление с несчастьем, произошедшим с Марией Лазич. У Блока реальная сторона образа пожара отсутствует. Вместо нее употреблены две метафоры — «зарево искусства» и «жизни гибельной пожар». В итоге процитированная в эпиграфе строка служит не только отсылкой к стихотворению Фета, но и воздействует посредством двойственности своего смысла. С ее помощью Блок провозглашает равноценность смерти душевной и физической.

Не тем, Господь, могуч, непостижимТы пред моим мятущимся сознаньем,Что в звёздный день твой светлый серафимГромадный шар зажег над мирозданьем

И мертвецу с пылающим лицом

Нет, ты могуч и мне непостижимТем, что я сам, бессильный и мгновенный,Ношу в груди, как оный серафим,Огонь сильней и ярче всей вселенной.

Меж тем как я — добыча суеты,Игралище ее непостоянства,-Во мне он вечен, вездесущ, как ты,Ни времени не знает, ни пространства.

Свой­ства ума Божия

Все­ве­де­ние

Это свой­ство выра­жа­ется в том, что Бог по есте­ству обла­дает все­со­вер­шен­ным зна­нием: знает Себя, Свою сущ­ность, Свои свой­ства и дей­ствия; знает всё воз­мож­ное и дей­стви­тельно суще­ству­ю­щее; знает при­чины и цели созда­ния каж­дого тво­ре­ния; знает их сущ­но­сти и осо­бен­но­сти; знает всё про­шлое, насто­я­щее, гря­ду­щее; знает наме­ре­ния каж­дого чело­века, каж­дого ангела; знает о всех грехах и о всех добрых делах; знает, что для какого тво­ре­ния полезно, а что вредно или губи­тельно. В отли­чие от чело­ве­че­ского веде­ния, пред­став­ля­ю­щего собой сумму раз­но­сто­рон­них накоп­лен­ных знаний, Боже­ствен­ное все­ве­де­ние пред­став­ляет про­стое, вне­вре­мен­ное созер­ца­ние всего суще­ству­ю­щего и условно воз­мож­ного разом, во всей пол­ноте. Все­ве­де­ние Божье отно­си­тельно буду­щих собы­тий миро­вой исто­рии име­ну­ется пред­ве­де­нием.

Высо­чай­шая Пре­муд­рость

Под пре­муд­ро­стью Божьей (Рим.14:26) под­ра­зу­ме­ва­ется та сто­рона Боже­ствен­ного все­ве­де­ния, кото­рая отно­сится к Боже­ствен­ным дей­ствиям. Пре­муд­рость Божия про­яв­ля­ется в том, что Богу известны и лучшие пути к дости­же­нию Своих целей, и лучшие сред­ства. Опти­мально исполь­зуя эти сред­ства для осу­ществ­ле­ния Своего замысла, Он всегда и везде дей­ствует без­упречно, наи­луч­шим обра­зом.

Почему нужно реже вспоминать Бога

Откровенно говоря, не только имя Бога нехорошо упоминать впустую, но и ничье другое. А люди грешны, они любят перемывать косточки своим ближним. Вспомним хотя бы пресловутых старушек — «божьих одуванчиков» — на скамеечках возле подъездов. Уж они-то успели обсудить всех: и правительство, и депутатов, и Зойку-торговку с третьего этажа. А послушать их, так все они очень набожны, с их уст то ли дело срываются словечки вроде: «Христа ради», «не приведи Господи», «Бог накажет», «Бог простит»…

Вот это и означает упоминание о Всевышнем всуе!

Из-за частого и неумелого использования слова, как и вещи, имеют обыкновение изнашиваться и портиться. Если речь идет об одежде, обуви, машине, то здесь ничего страшного нет. Разбитое потрепанное «Ауди» можно заменить новеньким блестящим «Мерседесом». А чем заместить имя Господа? Нечем. Он един и вечен.

Бог у каждого верующего должно быть запечатлен в его сердце, и если его и следует поминать, то только в горячих и искренних молитвах. Ибо, как сказал Господь наш, Христос: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» Мф. 15:11

Свой­ства воли Божьей

Высо­чай­шая сво­бода

Сво­бода Боже­ствен­ной воли усмат­ри­ва­ется в том, что Бог не зави­сит ни от кого и ни от чего в при­ня­тии Своих реше­ний и опре­де­ле­ний, не нуж­да­ется в посто­рон­них сове­тах, дей­ствует, руко­вод­ству­ясь исклю­чи­тельно соб­ствен­ным разу­мом. Никто и ничто не может влиять на чистоту и само­сто­я­тель­ность Боже­ствен­ных реше­ний. Кроме того, это свой­ство про­яв­ля­ется в том, что воля Божья сво­бодна от каких-либо внут­рен­них коле­ба­ний и про­ти­во­ре­чий.

Все­мо­гу­ще­ствоВсе­мо­гу­ще­ство при­пи­сы­ва­ется Богу в том смысле, что Он обла­дает неогра­ни­чен­ною силою все про­из­во­дить и над всем вла­ды­че­ство­вать, – от чего назы­ва­ется без­раз­лично и все­мо­гу­щим или все­силь­ным, и Все­дер­жи­те­лем. архи­епи­скоп Мака­рий (Дог­ма­ти­че­ское Бого­сло­вие)

Бог един, но не оди­но­кий, потому что Бог един по Cвоему суще­ству, но тро­и­чен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой, – един­ство Трех, бес­ко­нечно любя­щих друг друга лиц: Бог есть любовь (1Ин. 4:16).

Свя­тость

Свя­тость Божья (Ис.6:3) выра­жа­ется в том, что Бог абсо­лютно чужд какого-либо зла, неиз­менно пре­бы­вает в нрав­ствен­ной чистоте, дей­ствует на осно­ва­нии совер­шен­ных побуж­де­ний к Добру, одоб­ряет в разум­ных созда­ниях то, что соот­вет­ствует Его запо­ве­дям и закону и осуж­дает то, что про­ти­во­ре­чит Добру.

Бла­гость

Бла­гость Божья (Пс.144:9) есть такое суще­ствен­ное свой­ство, согласно кото­рому Бог Сам в Себе — бес­пре­дель­ное Добро, желает и подаёт всем Своим тво­ре­ниям столько добра, сколько каждое может вос­при­нять в соот­вет­ствии с есте­ствен­ными и инди­ви­ду­аль­ными спо­соб­но­стями. При­ме­ни­тельно к разным слу­чаям и обсто­я­тель­ствам бла­гость Божия обо­зна­ча­ется осо­быми наиме­но­ва­ни­ями: щед­рость, милость, про­ще­ние, освя­ще­ние и т. д.

Пра­вед­ность

Пра­вед­ность Божья (Втор.32:4) состоит в том, что Бог и Сам всегда дей­ствует в рамках Добра, и тре­бует от разум­ных созда­ний испол­не­ния нрав­ствен­ного закона; не лице­при­ятно оце­ни­вает их мысли, наме­ре­ния и поступки, воз­даёт каж­дому по делам.

Бог есть любовь.

И ничего в Нем нет, кроме любви. А какая это любовь? Любовь ведь бывает разной: платоническая, телесная, к колбасе, к Родине и так далее. И какова же любовь Бога? Эта любовь — жертвенная. Готовность отдать себя за других. Готовность пожертвовать собой, отдать жизнь за други своя. Вот человек бросается под пули, чтобы защитить других. Александр Матросов так возлюбил своих, что бросился на дот и закрыл собой пулеметное гнездо. Бог так возлюбил мир, что для его спасения взошел на крест. За меня и за тебя. Нас ради человек и нашего ради спасения. Таков характер Божественной любви.

Если Бог есть природа всех вещей, и эта природа есть любовь, то в гносеологическом плане это означает, что понять природу вещей и отношений можно только на основе любви, на основе единения с объектом (или субъектом) познания. Так как процесс единения двусторонний, то истинное познание влияет на объект познания (наличие наблюдателя изменяет протекающий процесс).

Бог есть и называется природой всех вещей.

Это означает, что Бог является онтологической основой мира (Космоса, Вселенной). При этом, мир не сделан из Бога. Мир, в том числе и мир Ангелов, имеет в своей основе некую единую материальную субстанцию. Бог же есть Дух и нематериален. В основе Бога и мира нет некой единой природы, из которой сделаны и Бог и мир или которая присуща и Богу и мир. Напротив, Бог есть виновник мира, и Своими действиями и их способом (по-гречески энергиями), а не Своей сущностью, един с миром. Итак, мир един с Богом в энергийном смысле, но различен с Ним по существу. Природой, основой, характером существования и самой возможностью мира является Бог. И какова же эта природа, каков же Бог?

II. Триединство Бога

Троица – это один Бог в трех Ипостасях (Лицах): Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой.

Триединство Бога является непостижимой тайной и может быть понято только принятием Его откровений о Себе, выраженных в Священном Писании.

С самого начала человеческой истории Бог открыл Свое три¬единство. В Ветхом Завете есть учение о Троице, когда Бог говорит от пер¬вого лица во множественном числе: «И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня» (Ис. 6:8; см. также Быт. 1:26; 11:6, 7).

В Новом За¬вете мы находим достаточно доказательств существования Троицы. Это повеление крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19), а также слова апостольского бла¬гословения: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор. 13:13). Ярким свидетельством триединства Бога является сошествие Духа Святого на Иисуса Христа при водном крещении, где одновременно участвуют три ипостаси Бога: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божья, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:16, 17).

Существует определенный порядок во взаимоотношениях между Ипостасями Троицы.

Отец – первый, Сын – второй: Он рожден от Отца и послан Им, Дух Святой – третий: Он посылается Отцом и Сыном. «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26); «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26).

Суть этого порядка выражается в добровольном подчинении Сына и Святого Духа Отцу, хотя Они в Своей божественной сущности равны между собой. Вся верховная власть принадлежит Богу-Отцу, делегирована им Богу-Сыну и осуществляется через работу Святого Духа. То, что Святой Дух происходит от Отца и Сына, не умаляет Его Божественности, а лишь подчеркивает единство трех Ипостасей в одной природе (сущности).

Порядок во взаимоотношени¬ях не означает, что Отец, Сын и Дух Святой не обладают истин¬ной и равной Божественностью. Их истинная и равная Божественность неоспорима.

Отец – Бог: «но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор. 8:6).Сын – Бог: «Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! … Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:28, 31).

Дух Святой – Бог: «Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5:3, 4).

Троица – это тайна, превосходящая наше понимание, которую нужно просто принять верой.

Мы не можем постичь те Божьи тайны, которые Он не захотел нам открыть. Даже небесные ангелы не мо¬гут постичь глубину Его бытия, но через Писание нам дано в та¬кой мере понять участие Троицы в творении, искуплении и освящении, что мы можем получить спасение и вечную славу.

Православная Жизнь

Притча Христова 13-й Недели по Пятидесятнице – самая страшная из всех притч, так как говорит о неблагодарности и жестокости людей, о том наказании, которое постигнет их за злодеяния.

Она сказана Христом после Его торжественного входа в Иерусалим.

Почему иногда некоторые люди даже в Церкви бывают злыми? Потому, что Божие создание, Божию собственность хотят захватить, присвоить себе и жить без Бога, по своим законам, убивая не только Сына Божия, но и преследуя, изгоняя настоящих служителей Божиих.

Виноградник до пришествия Христа – Ветхозаветная Церковь, сейчас – Новозаветная. Башня – храм ветхозаветный. Стена – ветхозаветные заповеди, новозаветное учение, церковные догматы и каноны. Точило – храмовые жертвоприношения, Священное Писание, пророчества о Христе, Таинства Церкви. Виноградари – первосвященники и члены Синедриона. Слуги Хозяина – пророки, которых избивали и убивали. Единственный Сын и Наследник – Иисус Христос, убитый за стенами Иерусалима.

В притче Христос указывает, что Сын Божий хоть и будет убит злыми виноградарями – иудеями и их руководителями, но не будет уничтожен, а станет Краеугольным Камнем. Камень – тот необходимый материал, без которого не обойтись при любом строительстве.

Притча предупреждает всех богоборцев: их дело не будет иметь конечного успеха, – Церковь не уничтожить. Те, кто хотят присвоить себе Божие, грабят чужое, убивают человеческие души, вместо того чтобы спасать их, ведут себя как разбойники, будут строго наказаны.

Притча говорит о том, Кто Хозяин, Глава Церкви, символом которой является виноградник: только Бог и Его Единственный Сын и Наследник.Все мы только служители и соработники. Нам не принадлежит Церковь. Мы должны будем дать отчет Богу за наши дела и отдать Ему плоды того, что Он насадил.

Так же и мир, в котором мы живем, – Божия собственность. И нам нужно в этом винограднике жить по заповедям Божиим, из которых самая первая, данная сразу после творения человека: «Хранить и возделывать рай!». Если мы устанавливаем свои правила, как те злые виноградари, захватываем Божие в свои нечесные руки, то такому миру наступает конец.

Чтобы восстановить Церковь и спасти мир, Бог посылает Своего Единородного Сына со словами: «Постыдятся Сына Моего». Но у виноградарей нет спасительного стыда перед Богом, который является спасительным тормозом на пути греха.

В завершение притчи Христос указывает на два вида людей. Оба не веруют в Него и этим сами себя наказывают.

Для одних, не верующих в Божьего Сына и не видящих Его Церкви, Христос – Камень преткновения, соблазна. Они, как слепые, претыкаются о Камень Божества и падают, разбивают лицо. Но существует возможность при помощи покаяния их исцелить.

Вторые же сознательно восстают против Бога, хотят уничтожить Вечное и Неуничтожимое, завалить Камень, на Котором построено Его Царство на земле – Святую Церковь. Но на них упадет сей Камень и раздавит их. Это окончательное уничтожение, как в случае с предателем Иудой.

Божиим виноградником в каждом человеке является и его душа. К сожалению, сегодня многие, особенно молодежь, считают, что душа – их собственность и с ней можно делать все, что захочется. И они алкоголем, наркотиками, блудом разрушают дивный уголок Божией красоты в человеке.

Будем помнить, что Христос в Евангелии предупредил всё человечество, всех нас: кто воюет против Бога, непослушен Богу, уничтожает образ Божий в человеке – тот, прежде всего, враг – самому себе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: