Слон и слепые мудрецы

Мудрость жизни. Притча

23 Январь 2012

Два брата жили вместе, не весть в какой стране, но смысл не в этом. Остались без родителей в 15 лет. Их возраст был примерно одинаков: родились с разницей в минуту. Но повелось так: один назвался старшим, младшим был другой.

— Отец наш, уходя, печален был, что мудрость жизни нам не передал. Как будем жить теперь? — спросил один из братьев.

— Ты много думаешь, ты любишь размышлять, — ответил младший брат. – А я могу жить просто, мне и так приятно. Поэтому, все сделаю, как скажешь ты. Трудиться буду я,  ты мудрость жизни познавай.

— Согласен я с тобой, — ответил старший. – Но нет здесь мудрости, и в этих стенах и в доме этом. Я в дальние края пойду искать и стану мудрецом, познаю всё, открою тайны бытия и принесу тебе.

— Возьми с собой, что может пригодиться в пути далеком, а я себе тут наживу добро…

Прощанья час настал, и полетели лета. Брат старший всё ученья познавал: и Запада, и Юга, и Востока. Шел из храма в храм, от мудреца к учителям, свое создал ученье.

Стал почитаемым, и слава впереди бежала о мудреце великом, ученики внимали речи, и мысль поймать великую пытались.

И вот пришел час возвратиться в края родные, где не был он лет шестьдесят. И с радостью брат младший встретил, радушно принял, как самого родного и дорогого гостя.

В простой избе сидел мудрец великий и гордо говорил:

— Как обещал, познал я мудрость, много учеников есть у меня. Учить других – теперь удел мой. Не надолго я задержусь в стенах твоих, но мудрость передам.

Окно открылось, и увидел старец два кедра.

—  Я посадил их, когда ушел ты, — младший отвечал, — для одного своей лопатой лунку выкопал, а для другого – твоей, играл которой в детстве.

Мудрец задумался, затем сказал:

— И третья истина – любовь

Не каждому дана она и мало кто умеет в ней счастье познавать.

— Ой, я не познакомил с женой своей тебя, ответил младший брат. В дверях веселая старушка появилась, и пироги на стол поставила смеясь.

Взор потупил мудрец, но детский крик вдруг перебил раздумье.

Два мальчика и девочка вбежали в дом и замерли.

— Два дедушки у нас, как разобрать? – тут младший из детей не удержался.

— Все просто, — девочка сказала, — вот этот наш, а тот – не наш – все ж ясно! И к младшему из братьев побежала.

— Рассуди нас, — она просила, — я танцевать хочу, а он играть, а младший – рисовать. Но я же первая должна быть!

Пока мудрец искал ответ, нахмурив брови, брат младший,  его тревожить не желая, сказал:

— Все просто: ты – танцуй, я подыграю, твой брат поможет. А младший — нарисует звуки музыки и танца настроенье.

Когда окончилось веселье, встал мудрец. Раздумья облако над ним висело тяжелой тучей.

— Дай зубило мне и молоток, — сказал он брату. – И главный мой урок я понял. Не жди меня, сейчас уйду, и может, не вернусь.

Еще три дня старик-мудрец провел в родных местах, потом покинул. А на камне, что у дороги был, откуда путь свой начинал, куда звала даль неизведанная, осталась надпись:

Добрый самаритянин: ироничный герой или эталон

На первый взгляд, творить добрые дела несложно. Но обычно это легко лишь до тех пор, пока для этого не нужно чем-то жертвовать. В адрес же человека, чей добрый поступок сопровождался ущемлением собственных интересов, нередко слышна ироничная фраза: «добрый самаритянин».

В эпоху, когда главными ценностями становятся высокое положение в обществе и величина банковского счёта, вышеназванное высказывание утратило свой первоначальный смысл. Употребляя его, многие забывают, что пришло оно из Библии. И за этой фразой скрывается одна из главных мыслей учения Иисуса Христа.


Добрый самаритянин (католическая фреска)

Постараемся же разобраться, кто такой самаритянин и почему он добрый.

Добрый самаритянин: толкование притчи

Как и все притчи Христа, рассказ о добром самаритянине глубоко символичен. Святые Отцы, которые смогли проникнуть в глубину Евангельских слов, видят следующие образы в притче о милосердном самарянине.

Человек, попавший в руки разбойников — это Адам, а вместе с ним и все падшее человечество. Преступив Божие повеление и вкусив запретный плод, Адам вынужден был покинуть Рай (в притче — Иерусалим) и отправиться в изгнание. То есть выйти в путь в Иерихон, где его ждёт скорбь и страдание.

На выбранном человеком пути удаления от Бога и святости его постоянно встречают разбойники-бесы. Они ранят душу греховными страстями и привычками, лишают Божественной благодати, крадут возможность спасения.

Священник и левит, не оказавшие помощь раненому, это ветхозаветная Церковь. Даже полное исполнение иудейского Закона не могло полностью исцелить человеческую душу от вечной гибели.

А добрый самаритянин — это никто иной, как Сам Иисус Христос. Он сравнивает Себя в притче с язычником-самарянином, тем самым отождествляя Себя со всем грешным человечеством.

Христос пришёл на землю, чтобы понести грехи мира и открыть людям вход в Царство Небесное. Он показывает пример высочайшего милосердия, когда милость оказана тому, кто кажется врагом. Христос переворачивает сознание людей, показывая образ настоящей Любви.

Гостиница, в которую добрый самаритянин отвез израненного человека — это Церковь Христова, наша лечебница от греховных ран и страстей. В ней Христос, заботясь о нас, оставил хозяину гостиницы — пастырям и священникам — два динария. Эти монеты символизируют Тело и Кровь Христовы в Таинстве Причастия.

Милосердие

Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе (Притч. 3:27-28).

«Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою» (Притч. 11:17).

«Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся» (Притч. 14:31).

«Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Притч. 12:10).

«Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч. 19:17).

«Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий» (Притч. 28:27).

Однако некоторые поучения вполне в духе «Домостроя»: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13:24).

Популярное за 7 дней

Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
12.08.22 21:33

Можно ли есть яблоки до Преображения?
15.08.22 09:28

Гора Фавор – место Преображения Спасителя
16.08.22 14:21

В Иерусалимском Патриархате призвали всех Предстоятелей к переговорам о единстве Церкви
11.08.22 12:58

Митр. Антоний (Паканич): Возможно ли вести духовную жизнь в тяжелые времена?
10.08.22 09:22

Мученики Маккавеи – святые, превратившие смерть в свою собственность
12.08.22 16:10

12 августа — день памяти мученика Иоанна Воина
12.08.22 08:51

Митр. Антоний (Паканич): Каждому Господь уготовил свой спасительный крест
14.08.22 13:37

У Епифания нет канонической хиротонии, − Предстоятель Польской Церкви
11.08.22 15:45

Кто и почему считался кандидатом в святые от литературы и заступником за нас?
16.08.22 19:04

Правдивость

Мудрый царь Соломон не просто напоминает заповедь не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Он даёт руководство, как избежать лживого человека. Это настоящий трактат по психологии. Здесь в подробностях приводятся жесты, которые помогут распознать неправдивого собеседника:

«Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит — без исцеления».

Автор Притчей почти не проводит грани между грехами лжи и убийства — они оказываются тесно связаны:

«Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями» (Притч. 6:12-19).

Древняя поэзия

Притчи Соломоновы — это стихи. Они составлены по законам древнего стихосложения, с параллелизмами и особым ритмом. Многие перекликаются с псалмами:

«Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых»(Притч. 4:14) — «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных» (Пс. 1:1).

«Праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней; а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее» (Притч. 2:21-22) — «Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» (Пс. 1:6).

«Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет; потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления» (Притч. 3:25-26); «Не приключится праведнику никакого зла» (Притч. 12:21) — Ср. Пс. 90.

«Праведник во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле» (Притч. 10:30). — «Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде. Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник» (Пс. 111:5-6).

«Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен» (Притч. 12:3), «Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть» (Притч. 11:28). — «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Не так — нечестивые; но они — как прах, возметаемый ветром» (Пс. 1:3-4); «Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего» (Пс. 91:13-14).

Стихотворная форма помогала древнему читателю легче запомнить поучения, чтобы затем применять их в своей жизни. В переводах поэтические особенности этой книги утрачены: она воспринимается как проза.

По структуре эта книга — сборник сочинений разных эпох. Непосредственно притчи царя Соломона начинаются только с 10 главы. Она имеет такое надписание. В книге также собраны притчи загадочных царя Лемуила и мудреца Агура, сына Иакеева (30 и 31 главы). Никто не знает, кто это такие. Некоторые видят в первом имени псевдоним царя Соломона («Лемуил» значит «преданный Богу») или царя Езекии, при котором, как считают, произошло собирание разрозненных свитков притч в один сборник.

Отношение к богатству

Настоящее богатство, по мысли автора книги Притчей, достигается трудолюбием:

«Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает» (Притч. 10:4).

«Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью» (Притч. 12:24).

«Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно» (Притч. 12:27).

«Нерадивый в работе своей — брат расточителю» (Притч. 18:9).

«К неправедным приобретениям он относится с презрением:

«Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет» (Притч. 22:16).

«Лучше любого богатства автор ставит мудрость и добродетель:

«Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (Притч. 22:1).

«Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат» (Притч. 28:6).

Мудрец призывает не осуждать бедных — ведь каждый, кто живёт сегодня в достатке, может в один прекрасный момент оказаться на их месте:

«Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным» (Притч. 17:5).

«Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и — его уже нет» (Притч. 23:4-5).

Отношение к богатству и бедности раскрывается в молитве Агура, которая приводится в конце книги Притчей:

«Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч. 30:7-9).

Пять мудрецов

Пять мудрецов заблудились в лесу.

   Первый сказал:

   — Я пойду влево — так подсказывает моя интуиция.

   Второй сказал:

   — Я пойду вправо — недаром считается, что «право» от слова «прав».

   Третий сказал:

   — Я пойду назад — мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из лесу.

   Четвёртый сказал:

   — Я пойду вперёд — надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое.

   Пятый сказал:

   — Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.

   Он нашёл самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очерёдности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал всё правильно. А другие — нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом!

   Но он ошибался.

   Все поступили правильно. Тот, кто пошёл влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и сражаться с дикими зверями. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.

   Тот, кто пошёл вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него всё и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чём они забыли — человечность и сострадание. Раскаяние некоторых из них было столь сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.

   Тот, кто пошёл назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.

   Тот, кто пошёл вперёд, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.

   Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведёт к развитию. Так все пятеро мудрецов выполнили своё предназначение.

Вот так бывает — сделаешь что –нибудь, а потом жалеешь. Но при этом мы забываем о том, что когда принимаем решение, мы исходим из тех условий, в которых находимся.

Сожалеть можно о многом — например о выборе профессии. Мне понадобилось получить два образования, по которым я почти не работал, чтобы наконец понять, чем я хочу заниматься, и получить еще один диплом. Или можно после разрушенного брака сожалеть о том, что мы выбрали неправильного для себя человека. И такое тоже у меня было.

Но ирония жизни в том, что когда мы принимаем решения, мы действуем в тот момент наилучшим образом. Мы принимаем лучшее решение, которое могли бы принять тогда. А ошибкой мы это называем тогда, когда получили результат. Но мы же о нем не знали, когда решались на что –то.

И профессию я выбирал именно потому, что мне тогда нравилась юриспруденция. И женился я потому, что именно тогда любил именно ту женщину.

Но весь этот опыт позволил нам стать теми людьми, которыми являемся на сегодня. Не хорошими и не плохими, а просто людьми, со своими достоинствами и недостатками.

Всем добра)

Толкование митрополита Иллариона (Алфеева)

Толкований этой притчи священнослужителями много. Хочется немного остановиться на статье митрополита Иллариона «Кто мой ближний?» (Православие и мир). Это настоящая проповедь о милосердном самарянине. Поражает простота и доступность объяснения притчи, её основная цель.

Митрополит Илларион считает, что не зря вопрос задаёт книжник, который хорошо знаком с Законом. Зная его содержание, ему самому не всё понятно в нём. Мало того, что знаешь Закон, нужно ещё его и соблюдать. Хорошо знать заповеди Бога, но нужно их и воплощать в жизнь. Поэтому книжник, не понимающий значение, спрашивает: «А кто ближний?»

Господь не зря приводит в пример самарянина, зная, что иудеи гнушаются этих людей, презирают, не прикасаются и не разговаривают с ними. Иисусу противно такое отношение к людям другого народа, другой веры. Заложенный Христом смысл притчи – милосердный самарянин намного ближе ограбленному и избитому иудею. Господь преодолевает такого рода барьеры, созданные людьми, стараясь показать, что все равны

Он хотел обратить внимание каждого человека на то, что люди другой национальности или религии соблюдают Закон, а его служители не всегда его исполняют

Кто такие самаритяне

Чтобы лучше понять смысл рассматриваемой притчи, необходимо знать, кто такой самаритянин. Почему представитель именно данного народа стал главным героем слов Христа?

В речи иудеев слово «самаритянин» имело негативный смысл и практически приравнивалось к ругательству. Правоверные иудеи, боясь оскверниться, даже не разговаривали с самаритянами, поскольку они были наполовину язычниками.

После смерти царя Соломона в начале X века до Рождества Христова в еврейском народе произошло большое разделение. Лишь два колена остались верными Единому Богу, которому молились в Иерусалимском храме. Они образовали своё Иудейское царство.

Оставшиеся десять племен, признавая истинного Бога, поклонялись также и идолам, то есть впали в язычество. Это царство со столицей в городе Самарии стало называться Израильским.

Несмотря на все милости, которые Господь оказывал царям Израильского царства, они продолжали упорствовать в идолопоклонстве. Тогда Господь допустил ассирийскому царю завоевать некогда процветающую Самарию, а всех людей забрать в плен. На Израильские земли пришли переселенцы-язычники из разных стран. Однако из пустыни стали приходить львы и нападать на людей. Так Господь выразил свой гнев на происходящее здесь беззаконное поклонение языческим богам и истуканам. Тогда ассирийский царь приказал прислать одного из уведённых в рабство священников, чтобы тот научил живущие здесь племена поклоняться Истинному Богу. Так из язычников, смешанных впоследствии с вернувшимися на эти земли остатками евреев, образовался Самарийский народ.

Они верили в Единого Бога Израиля, признавали священным Пятикнижие Моисея и ожидали прихода Мессии. Но наряду с этим продолжали чтить и своих идолов. Из-за этого, признавая их нечистыми, евреи ненавидели самаритян.

Конфликт между ними обострился после того, как народ Самарии построил себе храм на горе Гаризим. Оскорбленные иудеи не могли простить этого самаритянам. Согласно иудейскому учению, молиться Единому Богу можно лишь в Иерусалимском храме и нигде больше.

Притча о добром самарянине

2000 лет назад к Иисусу Христу с вопросом обратился законник — человек, глубоко знающий и изучающий иудейское Священное Писание. Его интересовало, что нужно делать, чтобы наследовать вечную жизнь. В ответ Христос сослался на тот самый Закон, которому беспрекословно и педантично следовали ортодоксальные иудеи. В нем сказано:

Законник, привыкший тщательно исследовать мельчайшие детали Закона Моисеева, спросил, кого же считать этим ближним? В сознании евреев лишь они были богоизбранным народом и могли быть удостоены милосердия.

Для разъяснения Христос рассказал следующую притчу о добром самарянине, ставшую одной из самых известных в новозаветной проповеди.

Один человек на пути из Иерусалима в Иерихон был жестоко избит разбойниками и еле живой лежал у обочины. По дороге шёл священник, который, увидев его, прошёл мимо. Также тем местом шёл левит — служитель Иерусалимского храма. Но и он, подойдя к израненному человеку, пошёл дальше.

После этого по дороге ехал самарянин. Увидев несчастного, он перевязал его раны, возлил на них елей и вино, посадил на своего осла и привёз в гостиницу. На следующий день, уезжая, самарянин дал хозяину гостиницы два динария, чтобы тот позаботился о раненом постояльце. В случае больших затрат, он обещал вернуть недостающую сумму в следующий свой приезд (Лк.10:30-35).

Закончив притчу, Христос спросил законника, кто же из троих является ближним попавшему в руки разбойников человеку. Ответ был очевиден: тот, кто оказал ему милость, то есть самаритянин. На это Христос сказал слова, ключевые для понимания христианства: «иди, и ты поступай так же» (Лк.10:37).

Уточнения

События, описанные в этой притче, проходили более двух тысяч лет назад. Чтобы их понять, необходимы некоторые уточнения. Прежде всего, священник и левит – это служители в иудейском храме. Существует традиция (Закон), которая предписывает всех иудеев считать близкими людьми, обязанными помогать друг другу. Священник и левит – это люди, занимающие определённые должности в иудейском храме, досконально знающие закон и традиции, но они не помогают пострадавшему еврею.

Самаряне – это для иудеев еретики, которых они считали врагами. Не случайно в притче приведён милосердный самарянин, помогающий пострадавшему иудею, так как и они для самарян были врагами. Но для Иисуса все люди – это создания божьи, которые равны между собой. Хотя своего особого отношения к иудеям он не скрывал.

Что такое притча

Чтобы точнее понять смысл притчи, необходимо иметь представление, что же это такое. Обратившись к словарю, видим, что притча – это небольшой рассказ об обыденном событии, приведённом в иносказательной форме и содержащем нравственное наставление (поучение). В. Даль сформулировал это коротко: «Поучение в примере» (например, рассказ о милосердном самарянине). В притче он увидел действующий принцип параболы, заострённой на главной мысли. К этому жанру обращались великие писатели-мыслители: Лев Толстой, Ф. Кафка, А. Камю, Б. Брехт.

Василий Великий говорил, что притча указывает путь, по которому нужно идти, руководит человеком, указывая дорогу для благоприятного течения по жизни. Иисус на жизненные вопросы последователей отвечал притчами. Их не много. Он говорил притчу, но не давал пояснений. Это не просто так, так как далее человек должен идти самостоятельно.

Трудолюбие

«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» (Притч. 6:6-11).

«Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный» (Притч. 10:5).

«Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен» (Притч. 12:11).

«Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных — гладкий» (Притч. 15:20).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: