Лекции лучших российских ученых — популяризаторов науки

Свойства

Перцепция — что это в психологии, определение

У данного механизма выделяют ряд важных характеристик. С их помощью можно выделить особенности сознания. Например, уровень ясности отображает то, насколько индивид понимает увиденные объекты.

Активность

Когда человек отражает окружающую действительность, то он не является пассивным участником. Он активно взаимодействует с окружающей средой.

Есть еще одно свойство – это рефлексивность. Благодаря нему, индивид может обращать взгляд внутрь себя и заниматься самопознанием. Это дает ему возможность накапливать сведения о своих качествах, состояниях и анализировать, сравнивать все.

Интенциональность

Сознание всегда направлено на что-то или кого-то. Благодаря этому свойству, человек может определять субъект и объект внимания. В итоге он получает возможность выбирать приоритетные цели и достигать их.

«Перед своей нацией мы были непогрешимы»

В скором времени Blue Bird эволюционировала в проект Artichoke («Артишок»), а позже — в MK-Ultra. Первый проект был назван в честь любимого овоща директора ЦРУ.

В августе 1952 года американский самолёт с тремя сотрудниками ЦРУ на борту вылетел в Западную Германию. Незадолго до этого профессор Ричард Уэндт, руководитель факультета психологии одного из университетов Рочестера, доложил начальству, что ему удалось разработать «сыворотку правды», благодаря которой у человека можно было выпытать любые секретные данные. Её основными компонентами были транквилизатор (секонал) и психостимулятор амфетаминовой группы (декседрин).

Также по теме


Нашли совесть: учёные выяснили, как мозг принимает решения за нас

Исследователи из Великобритании выяснили, как мозг человека реагирует на принятие правильных и неправильных с моральной точки зрения…

Для опытов на территории Германии отделение ЦРУ во Франкфурте выделило два загородных конспиративных дома, которые круглосуточно охраняли американские военные.

Первым подопытным стал подозреваемый в шпионаже в пользу СССР. Эксперимент с применением сыворотки длился три дня, однако никаких результатов не дал. Затем американцы провели ещё несколько опытов, но они также оказались неудачными. После этого программу решили закрыть.

Однако перспектива контролировать умы была для американцев слишком заманчива. Следующую программу под руководством директора ЦРУ Аллена Даллеса MK-Ultra Monarch, по некоторым данным, разработал Ангел Смерти из Освенцима — нацистский врач Йозеф Менгеле.

  • Йозеф Менгеле

Своим названием проект обязан одноимённому виду бабочек. Как выяснилось, под действием электрошока перед глазами человека возникают световые пятна, по форме напоминающие бабочек. В этом насекомом американцы усмотрели и символический смысл: метаморфозы на всех этапах развития бабочки напоминают идею «преобразования личности» в рамках MK-Ultra Monarch.

В ходе проекта, длившегося с апреля 1953 года до конца 60-х годов, были разработаны и испытаны химические средства воздействия на психику человека.

В психиатрической клинике The Allan Memorial Institute в канадском Монреале психиатр Дональд Камерон продолжал эксперименты с наркотическими веществами

Особое внимание учёный уделил препаратам нервнопаралитического действия, всевозможным вариациям ЛСД, а также психотропным веществам. Камерон применял и электросудорожную терапию. 

  • globallookpress.com

Объектами экспериментов стали пациенты института с различными невротическими и тревожными расстройствами. При этом ни один из больных не был до конца проинформирован о сути и последствиях предлагаемого «лечения».

Медикаментозная терапия проводилась на протяжении нескольких месяцев. Подопытных вводили в коматозное состояние, при этом на магнитофоне воспроизводились повторяющиеся команды. Таким образом учёные рассчитывали выработать методику стирания памяти и полностью переформатировать личность.

Также по теме


«Мы перестанем быть людьми»: философ о плане Илона Маска подключить мозг к компьютеру

Миллиардер Илон Маск учредил компанию, разрабатывающую технологию соединения человеческого мозга с компьютером. Ранее он заявлял, что…

Однако после того, как один из пациентов The Allan Memorial Institute скончался, деятельностью клиники заинтересовался конгресс США. Но в 1973 году ЦРУ уничтожило основные отчёты MK-Ultra Monarch, из-за чего расследование зашло в тупик. В итоге программа была закрыта. Она считается последним проектом ЦРУ по контролю над сознанием.

В 1992 году психолог из университета Юты, известный своими исследованиями в области клинического гипноза, Коридон Хаммонд выступил с докладом «Гипноз при MPD (множественном расстройстве личности)». Учёный подчеркнул, что сотрудники ЦРУ, проводившие опыты в 1950-х—1960-х годах, фактически являются наследниками нацистов.

Однако эксперты отмечают, что, несмотря на официальное завершение подобных госпрограмм, США не отказались от попыток установить контроль над сознанием человека. Просто теперь для этого используются другие методы.

  • Gettyimages.ru

По словам психолога, в США до сих пор проводится огромное количество экспериментов на внушаемых людях. В результате этих опытов раскрывается множество способов по изменению поведения личности.

«Психология искусства»

Еще одна важная, этапная книга, которой прославился Выготский Лев, – «Психология искусства». В свет она вышла через много лет после смерти автора, но даже тогда произвела огромное впечатление на ученый мир. Ее влияние испытали на себе исследователи из разных областей: психологии, лингвистики, этнологии, искусствознания, социологии

Главная мысль Выготского состояла в том, что искусство является важной сферой развития многих психических функций, и его возникновение обусловлено естественным ходом эволюции человека. Искусство является важнейшим фактором выживания человеческой популяции, оно выполняет немало важных функций в социуме и жизни отдельных индивидуумов

Студенческие годы

Выготский знал несколько языков: древнееврейский, древнегреческий, латынь, английский и эсперанто. Учился в Московском университете, сначала на медицинском факультете, затем перевелся на юридический. Какое-то время он постигал науку параллельно на двух факультетах – юридическом и историко-философском, в университете им. Шанявского. Позже Выготский Лев Семенович решил, что юриспруденция его не интересует, и целиком сосредоточился на своем увлечении историей и философией. В 1916 году он написал двухсотстраничный труд, посвященный анализу драмы Шекспира – «Гамлет». Позже он использовал эту работу как дипломную. Этот труд был высоко оценен специалистами, так как Выготский применил новый, неожиданный метод анализа, позволяющий взглянуть на литературное произведение под другим углом. Льву Семеновичу на тот момент было всего 19 лет.


В бытность свою студентом Выготский очень много занимался именно литературным анализом, публиковал работы по произведениям Лермонтова и Белого.

«Женский мозг» Луэнн Бризендайн

Название книги говорит само за себя – в нем представлены последние исследования в области женского мозга. Когда вы прочтете эту книгу, в которой научные открытия объясняются очень понятным и простым языком, вы найдете ответы на многие вопросы, которые сбивали вас с толку:

  • Почему вам трудно смотреть в глаза мужчине, который вам нравится?
  • Почему так сложно общаться с сыном-подростком?
  • Почему взрослые мужчины одержимы иерархией?

Фактически «Женский мозг» начинается с провокационного утверждения о том, что каждый человек начинает свою жизнь с женским мозгом.

То есть самка – это изначальное состояние природы. Однако после 8-й недели беременности в зависимости от пола унисекс-мозг превращается в мужской, поскольку мужской гормон тестостерон доходит до центра коммуникации.

В этом процессе происходит увеличение ячеек агрессии и сексуальности. Если прилив тестостерона не происходит, женский мозг продолжает расти без изменений, а клетки концентрируются в центрах коммуникации и эмоционального развития.

Итак, на что влияет эта дифференциация?

Нейропсихиатр Луэнн Бризендайн перечисляет некоторые из этих последствий:

  • Женщины произносят по 20 тысяч слов в день, а мужчины – всего по 7 тысяч.
  • Если мысли о сексе посещают женщин почти каждый день, мужчины думают о близости постоянно.
  • Женщины никогда не забывают о ссорах и конфликтах, о которых никогда не помнят мужчины.
  • В то время как мужчина не может понять, что чувствует другой человек, если он не плачет или не выглядит очень грустным, женщина может расшифровать настроение другого с помощью одного жеста или взгляда.

Самонаблюдение или метод интроспекции

Испытуемый человек с помощью метода «самонаблюдения» или интроспекции и своего непосредственного опыта в лаборатории мог сам наблюдать за происходящим в своем психологическом состоянии, рассказывать о своих ощущениях психологу. Эдвард Брэдфорд Титчерен развил предложенный Вундтом основной метод и рассматривал такие задачи структурной психологии:

  • распад душевного состояния на части;
  • установление образа соединения этих частей;
  • постановка соответствия законов комбинаций и физиологической организации.

Данный метод был ориентирован на ощущения, на концентрацию на этих ощущениях.

Также параллельно с этим создалась теория актов Франца Брентaно (1828-1927). Главным предметом психологии он считал не содержание или структуру, а активность этого сознания. В 1874 году им была выпущена работа «Психология с эмпирической точки зрения».

Что такое сознание?

Изучением сознания занимается философия, психология и другие науки, предметом исследования которых является искусственный интеллект. В широком смысле сознание воспринимается как форма любого психологического отражения. В узком смысле сознание определяется как восприятие того, что поступает в мозг человека. Из этого понятия следует вывод, что сознание свойственно только людям.

Хотя ученые прилагают все силы на изучение этой психологической особенности человека, до конца ее форму и источник развития понять невозможно. Поэтому компьютерам и роботам не удается достичь сознательных действий. Исследователи могут узнать схему работы новейшего компьютера, однако между ним и работой человеческого мозга существует ряд отличий.

На практике сознание представляет собой совокупность чувственных и умственных образов, которые и являются предметом глубоких размышлений. Ученые считают, что подобные психологические процессы происходят в мозге некоторых развитых животных: лошадей, дельфинов, собак, обезьян и других. Однако наличие данного психологического процесса еще не указывает на осознанность и способность к восприятию. Механизм протекания процесса и результат переработки информации – это главное свойство, присущее только человеку. Учитывая индивидуальность и сложность формирования сознания, его начинают причислять к феномену, хранящего много тайн и непонятных человеку особенностей.

«Мозг на пенсии. Научный взгляд на преклонный возраст» Андре Алемана

Существует широко распространенное мнение: клетки нашего мозга со временем умирают. Однако недавние научные исследования показывают, что это не так. Время от времени у всех возникают сомнения относительно своей памяти и разума, особенно у людей старше 50 лет.

На самом же деле человеческий мозг начинает угасать задолго до этого. Но вам нечего бояться! Фактически мозг людей более старшего поколения более устойчив к стрессу, чем мозг молодежи, и ему легче справляться со сложными ситуациями.

В своей книге Андре Алеман подробно объясняет, что с возрастом происходит в нашем мозге. Конечно же, на основе научных данных

Он показывает, каких изменений стоит ждать по мере взросления и старения, рассказывает о симптомах болезни Альцгеймера и о том (что наиболее важно), что мы можем сделать, чтобы наш мозг оставался здоровым

Воздействие культуры : — Инструменты интеллектуальной адаптации

Как и Пиаже, Л. С. Выготский утверждал, что младенцы рождаются с основными материалами / способности для интеллектуального развития — Пиаже фокусируется на двигательные рефлексы и сенсорных способностей.

Л. С. Выготский ссылается на элементарных психических функций —

В конце концов, через взаимодействие в социально-культурную среду, они развились в более сложные и эффективные психических процессов / стратегий, которые он называет высших психических функций .

Например, память у детей младшего возраста этом ограничивается биологическими факторами. Тем не менее, культура определяет тип памяти, мы разрабатываем стратегию. Например, в нашей культуре мы узнаем, заметок, чтобы помочь памяти, но в предварительном общества грамотности другие стратегии должны быть разработаны, например, завязывание узлов в строке помнить, или ношение галька, или повторение имена предков до больших чисел повторяется.

Выготский относится к инструментам интеллектуальной адаптации — они позволяют детям использовать основные психические функции более эффективно / адаптивно, а это определяется культурой (например, памяти мнемоника, карты памяти).

Поэтому Выготский видит когнитивные функции, даже те, проводимого отдельно, как пострадавших от убеждений, ценностей и инструментов интеллектуальной адаптации культуры, в которой человек развивается и, следовательно, социально-культурно детерминирована. Инструменты интеллектуальной адаптации варьироваться от культуры к культуре — как в памяти пример.

Социального влияния на когнитивное развитие

Как и Пиаже , Л. С. Выготский считает, что маленькие дети любопытны и активно участвует в их собственное обучение и открытие и развитие нового понимания / схемы

Тем не менее, Выготский уделять большее внимание социальным вклад в процесс развития, в то время как Пиаже подчеркивал собственной инициативе открытия

По словам Л. С

Выготского (1978), много важной обучение на ребенка происходит через социальные взаимодействия с умелым наставником. Репетитор мая модель поведения и / или предоставлять устные инструкции для ребенка.Выготский называет это кооперативная или совместного диалога

Ребенок стремится понять действия или указаний наставника (часто родитель или учитель), то усваивает информацию, используя его, чтобы вести или регулировать свою производительность.

Шаффер (1996) приводит пример молодой девушке, которая дала ей первую головоломку. Одна, она работает плохо при попытке решить головоломку.Тогда отец сидит с ней и описывает или демонстрирует некоторые основные стратегии, такие как поиск всех встречному / EDGE частей и обеспечивает несколько частей для ребенка, чтобы собрать себя и дает надежду на то, когда она это делает. Когда ребенок становится более компетентным, отец позволяет ребенку работать более независимо. По словам Л. С. Выготского, этот тип социального взаимодействия с участием кооперативных или совместного диалога способствует когнитивного развития.

Для того, чтобы получить представление о теории Выготского на развитие когнитивных, надо понимать, двумя основными принципами работы Выготского: более знающими Другое (МКО) и зону ближайшего развития (ЗБР).

Другие более знающими

Более осведомлены другие (МКО) несколько пояснений, он относится к тому, кто имеет лучшее понимание или более высокого уровня, чем способности ученика, в отношении конкретной задачи, процесса или концепции.

Хотя подразумевается, что МКО является учителем или пожилого возраста, это не обязательно так. Много раз, сверстники ребенка или детей взрослых могут быть люди с более знаний или опыта. Например, кто, скорее всего, узнать больше о новейших подростковых музыкальных групп, как выиграть на последних PlayStation игры, или, как правильно выполнять новейшие танцы увлечение — ребенок или их родители?

В самом деле, МКО не нужно быть человеком вообще. Некоторые компании, для поддержки сотрудников в процесс обучения, в настоящее время с использованием электронных систем поддержки производительности.Электронные репетиторы были также использованы в учебных заведениях, чтобы облегчить и направлять студентов в процессе обучения. Ключ к MKOs том, что они должны быть (или быть запрограммирована) больше знаний по данной теме изучается, чем ученик делает.

Научные труды

Еще будучи студентом, Выготский начал публиковаться в журналах со статьями о литературе и еврейской культуре. Его много печатали в журналах «Новая жизнь», «Новый путь» и в горьковской «Летописи»

Психолог уделял большое внимание проблеме антисемитизма в русской литературе

После революции Выготский оставил юридическую карьеру. Он сотрудничал с гомельскими газетами и журналами, писал театральные рецензии. Лев Семенович преподавал в школах и техникумах логику, литературу, читал лекции по психологии. Опыт работы в учебных заведениях стал для ученого серьезным толчком. Который сподвиг его к решения развить психологические теории в педагогике.

Давний интерес к культуре подтолкнул к созданию одной из самых значительных работ. Речь идет о книге Выготского «Психология искусства». Она писалась в качестве диссертации и впервые была опубликована только в 1965 году.

Другая основополагающая работа называлась «Педагогическая психология». Автор анализировал собственный опыт преподавания и развивал на его основе свои научные теории. В более поздних трудах «Мышление и речь» и «Учения об эмоциях» эти идеи находят свое продолжение.

Среди наследия Л. С. Выготского — книги, монографии, научные статьи. Он успел опубликовать множество сочинений, которые начали попадать под запрет советской власти его при его жизни. После смерти ученого его труды изъяли из библиотек и объявили вне закона.

Теории Выготского обрели новую жизнь только в конце пятидесятых годов. А после публикаций книг за рубежом к ученому пришла мировая известность. До сих пор его научные концепции вызывают восхищение и споры среди коллег.

Где носкам место?

С другой стороны, иной резервный механизм, не настолько темный и недоступный, как бессознательное, у человеческого сознания тоже имеется. Этот механизм в психологии иногда ассоциируется с понятием «характер», а работает он так. Когда субъект сопоставляет входящую информацию со своей картиной мира, он первым делом хочет получить ответ на вопрос: «Что мне делать в текущей ситуации?» И если конкретного опыта сознанию не хватает, начинается поиск ответа на вопрос: «А что люди вообще делают в таких ситуациях?» Вопрос этот фактически адресуется в детство, к родительскому воспитанию. Мама с папой дают детям набор поведенческих шаблонов (паттернов) на тему «что такое хорошо и что такое плохо», но воспитание у всех разное, и паттерны для одного и того же случая у разных людей могут существенно отличаться. Например, паттерн мужа гласит, что носки можно бросить посреди комнаты, а паттерн жены — что грязное белье следует немедленно нести в стиральную машину. У этого конфликта возможны два исхода.

В одном случае жена обратится к мужу с просьбой не разбрасывать носки, и тот, возможно, согласится с супругой. При этом сознание двух людей оценит ситуацию «здесь и сейчас», и компромисс станет результатом быстрой адаптации. В другом случае, если муж «упрется», жена, скорее всего, примется гневно упрекать его словами вроде: «Это свинство! Так никто не делает!». «Никто не делает» или «делают все» — это и есть «запасной аэродром» сознания, его резервная система. Такая система играет важную адаптационную роль — она позволяет не передавать задачу внесознательному (там над ней контроля не будет совсем), а оставить ее в сознании. К сожалению, в этот момент до некоторой степени выключается наиболее выгодный адаптационный режим — анализ непосредственной реальности.

Вундт и его изучение сознания

Немецкий психолог считает, что главными элементами сознания человека являются его ощущения, чувства и представления. Также он отмечает, что основные процессы психики – это результат творческого синтезирования, который дает возможность сознанию открыть такие процессы, как апперцепция и перцепция.

Что же такое апперцепция? Это процесс, с которым сознание реализует свой потенциал к самоорганизации, он противостоит принципу ассоциации, приводя к осмыслению и расстановке в правильном порядке всех психологических элементов. Проводя разные исследования Вундт наблюдал за реакциями, за восприятием и временем, продолжительностью этого всего. Он предполагал, что измеряя часовые характеристики реакций, можно продемонстрировать три этапа реакций на раздражитель: восприятие его, апперцепцию и проявление вольных мышечных движений. Эти эксперименты и кропотливая работа заложила основы психологии и ориентировалась на экспериментальный общенаучный метод.

Много ученых трактовали психологию как науку об опыте и имели большое желание на этой основе исследовать сознание человека. Метод изучения психологии народов по Вундту стал одним из самых популярных и известных.

«Мозг рассказывает. Что делает нас людьми» Вилейанура Рамачандрана

В этом произведении Вилейанур Рамачандран, автор уже известной вам книги «Фантомы мозга», исследует, что на самом деле представляет собой человек. В этой книге он собрал все достижения и научные открытия в области науки о мозге за последние 15 лет.

Как мы воспринимаем мир? Что такое отношения между разумом и телом? Что определяет нашу сексуальную идентичность? Что такое сознание? Как можно объяснить искусство, язык, творчество, самосознание и религиозные чувства? Как мозгу обезьяны удалось достичь такого высокого уровня умственных способностей?

Подход Рамачандрана к этим вопросам формируется путем обследования пациентов с повреждениями разных частей мозга, а также людей, страдающих необычными генетическими заболеваниями, которые оказывают странное влияние на их поведение и разум.

Рассказы Рамачандрана могут напоминать истории Эдгара Аллана По или Филипа К. Дика, но их особенность в том, что все они – чистая правда. Детальное изучение этих людей не только помогает понять причины возникновения странных симптомов, но и разобраться с функциями нормального мозга.

Возможно, однажды мы сможем ответить на вопрос, как человеческий мозг создал сознание. Что или кто это «я» внутри каждого из нас? «Подобно путешествию Марко Поло по Шелковому пути, Рамачандран уводит нас в путешествие по тайнам нашего разума…».

«Инкогнито. Тайная жизнь мозга» Дэвида Иглмена

Кто нажимает на педаль тормоза, прежде чем вы осознаете опасность вашего положения? Почему мы не умеем хранить секреты? Почему некоторые люди кажутся нам более привлекательными? Если сознательный разум, который вместе с нами встает по утрам, – это лишь верхушка айсберга, то чем занимается его оставшаяся часть? 

Известный нейробиолог Дэвид Иглмен глубоко проникает в человеческий мозг со своей книгой «Инкогнито», которая была опубликована на 20 языках и уже стала классикой. С мрачной ясностью он показывает, что мы сами управляем большей частью того, что мы делаем, думаем или чувствуем, а не она управляет нами.

От анализа гена преданности до травм мозга, которые превращают нас в тех, кем мы не являемся; от рассмотрения оптических иллюзий до выяснения того, почему стриптизерши зарабатывают больше денег в определенное время месяца, – объединяя широкий спектр случаев и исследований, Иглмен предлагает нам отправиться в дорогу к открытиям в области функционирования и противоречий нашего мозга.

«Фантомы мозга» Вилейанура Рамачандрана и Сандры Блейксли

В своей книге всемирно известный невролог, психолог и доктор медицины рассказывает о том, кто мы такие, как нам удается узнавать лица, почему мы плачем, почему смеемся, почему видим сны, и о том, что заставляет нас быть ближе к искусству и музыке. Как и другие авторы из похожей области, он пытается ответить на «вечный» вопрос: «Что такое сознание?».

Повествование построено на реальных историях пациентов Рамачандрана, страдающих неврологическими нарушениями необычного характера.

В каждой части научного произведения эксперт рассказывает об образе тела и своих открытиях, об обманчивой природе личности. С каждой строчкой он продолжает удивлять читателя, освещая все больше и больше скрытых аспектов человеческой природы и разума через призму интересных историй.

Периоды развития сознания по А. Н. Леонтьеву

Согласно взглядам Леонтьева А. Н., развитие детской психики проходит через семь качественно различных периодов:

  • новорожденный, 0-2 месяца — формирование ощущений, простейшая ориентировка в окружающей среде, «реакция оживления» при приближении значимой фигуры, улыбка;
  • ранний младенческий возраст, 2-6 месяцев — первые хватательные акты руками, предметное восприятие, простые операции с игрушками;
  • поздний младенческий период, 6-12 месяцев — первые совместные действия со взрослыми, появление первых признаков речи и осмысленной реакции на чужую речь, подражание взрослым;
  • ранний дошкольный возраст, 1-3 года — появление основных мыслительных функций через действия (игру) с предметами, появление осознания себя как отдельного существа («Я сам»), формирование собственного отношения к окружающему миру;
  • дошкольный возраст, 1-7 лет — сюжетные ролевые игры, формирование воображения, закладывание черт будущего характера, активное усваивание социальных норм и правил;
  • школьный возраст, 7-12 лет — активное развитие всех познавательных функций, личности, коммуникативных функций через общение в коллективе, основная деятельность в этот период — учебная, более полное осознание своей половой принадлежности;
  • подростковый, ранний юношеский возраст, 13-18 лет — стремление к самореализации, постановка целей будущей жизни, закладывание полового поведения и психологического портрета личности.

По прошествии этого периода психика также не остается неизменной: идет активное становление и развитие деловых, коммуникативных и творческих навыков, постановка и достижение целей, самореализация — через труд, общение, обучение, творчество. Эти процессы могут продолжаться до глубокой старости, так долго, сколько человек готов жить активной и насыщенной жизнью.

Периодизация была выведена на основе долговременного наблюдения за детьми и взрослыми разного возраста. В частности, для оценки соответствия развития возрастному периоду в учебных и дошкольных заведениях сейчас используются психологические тесты различной направленности и другие диагностические методы.

Как важно наблюдать за собой?

Благодаря многочисленным трудам ученых психология вышла на высокий уровень развития и превратилась в практическую сферу деятельности. Благодаря различным методам, экспериментам и исследованиям сегодня можно узнать о сознании человека много интересного. Но человек самостоятельно может наблюдать за своим эмоциональным состоянием, познавая себя и регулируя свое сознание так, чтобы двигаться к успеху, достижению целей.

Для того чтобы наблюдать за собой, необходимо быть внимательным

Если же внимание снижено или развито плохо, то это можно исправить с помощью различных тренажеров и упражнений. Эффективные развивающие внимание тренажеры предлагает Викиум

Интересные задания научат замечать детали, делать акцент на наиболее важных и отсекать лишнее. Это поможет стать более внимательным во всех сферах, в том числе по отношению к себе и окружающим.

В направлении фундаментальной теории

Согласно GNW, сознание возникает из определенного типа обработки информации – знакомого с первых дней искусственного интеллекта, когда специализированные программы получили доступ к небольшим, разделенным репозиториям с информацией. Независимо от данных, записанных на этой «доске», стали доступны различные вспомогательные процессы: рабочая память, язык, модуль планирования и так далее. По GNW, сознание возникает, когда входящая сенсорная информация, записанная на такой доске, широко транслируется в разные когнитивные системы – которые обрабатывают эти данные для беседы, сохранения, воспоминания или осуществления действия.

Поскольку на этой доске не так много места, мы можем осознавать одновременно не так много информации. Сеть нейронов, передающих эти сообщения, как полагают, находится в лобной и теменной долях. После того, как разреженные данные транслируются сети и становятся доступными глобально, информация становится осознанной. То есть, субъект ее осознает. Хотя современные машины пока не достигли такого уровня когнитивной сложности, это лишь вопрос времени. GNW подразумевает, что компьютеры будущего будут сознательными.

Теория интегрированной информации (IIT), разработанная Тонони и его коллегами, включая меня, имеет совершенно другую отправную точку: опыт сам по себе. Любой опыт обладает определенными существенными свойствами. Он внутренний, существует только для субъекта как для «владельца», он структурирован (желтый автобус тормозит перед перебегающей дорогу собакой), он конкретен – его можно отличить от другого сознательного опыта, как отдельный кадр в фильме. Кроме того, он единый и определенный. Когда вы сидите на парковой скамье в теплый, пригожий денек, наблюдая за игрой детей, разные части этого опыта – бриз, поющий у вас в волосах, радость от смеха вашего младенца – нельзя разделить на части, не утратив полноты этого опыта.

Тонони постулирует, что любой сложный и взаимосвязанный механизм, структура которого кодирует множество причинно-следственных связей, будет обладать этими свойствами – и, следовательно, будет имеет некоторый уровень сознания. Если же, как мозжечку, этому механизму не хватает интеграции и комплексности, он ничего не осознает. По IIT, сознание это внутренняя причинно-следственная сила, которой обладают сложные механизмы вроде человеческого мозга.

IIT также предсказывает, что сложное моделирование человеческого мозга, работающего на цифровом компьютере, не может быть сознательным — даже если оно разговаривает так, что не отличить от реального человека. Подобно тому, как моделирование массивного гравитационного притяжения черной дыры не будет деформировать пространство-время вокруг компьютера, программирование сознания никогда не создаст сознательный компьютер.

Перед нами стоит две задачи. Одна из них состоит в том, чтобы использовать все более совершенные инструменты, наблюдать и исследовать нейроны, искать сознание в этих нейронах. Пройдут десятки лет, учитывая византийскую сложность центральной нервной системы. Другая задача в том, чтобы подтвердить или опровергнуть две доминирующие теории. Или создать лучшую на осколках этих двух и объяснить, как полуторакилограммовый орган дает нам полноту ощущений.

Главные характеристики сознания

Активно. Эта характеристика относится ко многим животным, однако отличительной чертой человека является способность психологически отражать действительность, воспринимать окружающий мир не пассивно и равнодушно, а по степени значимости. Такая дифференциация происходит осознанно, но без вмешательства человека в психологические процессы мозга.

Интенционально. Это свойство означает «стремление», «направленность». Характеристика сознания выражается в желании человека реализовать цель, появившуюся в результате осознанного мышления или же бессознательного намерения. В буквальном смысле «интенция» подразумевает влечение человека к осуществлению поставленной задачи без непосредственного вмешательства.

Наличие главных характеристик сознания вырабатывает такие свойства:

Психологическое отражение за счет использования чувств и познавательных процессов человека (память, мышление, ощущение, воображение, восприятие). При нарушении одного из процессов происходит и нарушение сознательных поступков. Самооценка и рефлексия. Человек способен наблюдать за самим собой, контролировать эмоции, мысли и поступки. Благодаря этому зарождаются идеалы и ценности человека. Хорошо отражает эту характеристику высказывание Гегеля. Он сказал, что, хотя человек – это животное, он это осознает, а значит уже не является животным. Способность давать здравую оценку. Это свойство ярко проявляется в нравственных чувствах и суждениях, моральных качествах и жизненных ценностях. Постановка цели. Человек способен на основе осознанной деятельности принимать решения, строить планы, мотивировать себя, вносить некоторые коррективы.

Примечательно, что вся поступаемая в мозг информация перерабатывается и осознается человеком. Поначалу человек прилагает активные действия на оценивание произошедшей ситуации, а затем происходит автоматизация процессов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: