Слепые и слон

Современные методы лечения

История рассматривается как метафора во многих дисциплинах и используется как аналогия в областях, выходящих далеко за рамки традиционных. В физике это рассматривается как аналог дуальности волна-частица . В биологии то , как слепые держатся за разные части слона, рассматривается как хорошая аналогия с ответом поликлональных В-клеток .

«Слепые и слон», от Марты Аделаиды Холтон и Чарльза Мэдисона Карри, читателей Холтон-Карри , 1914.

Слепые и слон

Басня — одна из множества сказок, которые проливают свет на реакцию слушателей или читателей на сам рассказ. Идрис Шах прокомментировал этот элемент самореференции во многих интерпретациях истории и его функцию в качестве учебного рассказа :

Шах адаптировал сказку в своей книге «Зонд дермы» . Эта версия начинается с конференции ученых из разных областей знаний, представляющих свои противоречивые выводы о материале, на который сфокусирована камера. По мере того, как камера медленно приближается, постепенно становится ясно, что исследуемый материал представляет собой шкуру африканского слона. Затем на экране появляются слова «Части больше, чем целое». Этот пересказ стал сценарием короткометражного четырехминутного фильма аниматора Ричарда Уильямса . Фильм был признан выдающимся фильмом года и выставлялся на кинофестивалях в Лондоне и Нью-Йорке.

Русское предисловие к сборнику произведений Льюиса Кэрролла (включая такие книги, как «Запутанная история» ) включает этот рассказ в качестве аналогии с впечатлением, которое создается при чтении нескольких статей о Кэрролле, когда он рассматривается только как писатель и поэт. одними и посредственным математиком другими. Однако полная картина такова: «Кэрролл похож на Кэрролла только так, как слон похож на слона».

История пользуется неизменной привлекательностью, о чем свидетельствует количество иллюстрированных детских книг басни; один, например, Пол Галдоне, и другой, « Семь слепых мышей » Эда Янга (1992).

В заглавной карикатуре одной из своих книг карикатурист Сэм Гросс предположил, что один из слепых, столкнувшись с кучей слоновьих фекалий, пришел к выводу, что «слон мягкий и мягкий».

Слон шутка переворачивает историю следующим образом, с актом наблюдения сильно и фатально изменения предмета исследования:

Мораль:

Прикосновение к слону былдокументальным фильмом BBC Radio 4 1997 года,в котором четыре человека разного возраста, слепые от рождения, были доставлены в Лондонский зоопарк, чтобы прикоснуться к слону и описать свой ответ.

Притча

Самые ранние версии притчи о слепых и слонах встречаются в буддийских, индуистских и джайнских текстах, поскольку они обсуждают пределы восприятия и важность полного контекста. У притчи есть несколько индийских вариаций, но в целом она выглядит следующим образом:. Слепые и слон (настенный рельеф на северо-востоке Таиланда)

Слепые и слон (настенный рельеф на северо-востоке Таиланда)

В некоторых версиях слепые затем обнаруживают свои разногласия, подозревают, что другие говорят неправду, и вступают в драку. Истории также различаются в первую очередь тем, как описываются части тела слона, насколько жестоким становится конфликт и как (или если) разрешается конфликт между людьми и их точки зрения. В некоторых версиях они перестают говорить, начинают слушать и сотрудничают, чтобы «увидеть» полного слона. В другом случае зрячий человек входит в притчу и описывает слона целиком с разных точек зрения, а затем слепые узнают, что все они были частично правы, а частично неправы. Хотя субъективный опыт правдив, он может не быть правдой в целом.

Притча использовалась, чтобы проиллюстрировать ряд истин и заблуждений ; В широком смысле притча подразумевает, что субъективный опыт человека может быть правдой, но такой опыт по своей природе ограничен неспособностью объяснить другие истины или истину в целом. В разное время притча давала представление о релятивизме, непрозрачности или невыразимой природе истины, поведении экспертов в областях противоречащих друг другу теорий, необходимости более глубокого понимания и уважении к различным взглядам на один и тот же объект наблюдения.

Смешная притча о слонах

Существует и альтернативная юмористическая версия этой притчи.

Собралось однажды шесть слепых слонов в надежде выяснить совместными усилиями, что же такое человек.

О целом судить не берись никогда,
Узнав о предмете вслепую, на ощупь,
Лишь малую часть, не потратив труда
На поиски истин… В оливковой роще

Разбит был бивак и среди горожан,
Слепых от рождения, шли разговоры,
Что там поселились известный раджа
И слон, сразу ставший объектом их споров.

Старейшины, столько прожив, отродясь
Не ведали даже подобного зверя,
Но чтобы в ответах не вляпаться в грязь,
Чтоб каждый слепец им по-прежнему верил,

Отправились в лагерь раджи вчетвером.
И сразу услышали там, бедолаги,
Слона трубный глас, прогремевший как гром,
Потрясший округу – и рощу, и лагерь.

Один представитель из группы слепых,
Нащупав рукою морщинистый хобот,
Кричал на потеху зевак из толпы:
«Змея!» И второй был не менее робок –

Мизинцем коснулся слоновьей ноги,
Потом развернул к ней поверхность ладони,
«Колонна!» – привёл в изумленье других.
А третий, решив, что его кто-то гонит

Волной, что от уха слоновьего шла,
Случайно задетого пальцем слепого:
«Слон – бабочка! Чувствую взмахи крыла!» —
Сказал и услышал толпы громкий гогот.

Четвёртый эксперт, слыша мнения трёх
И помня о мощи слоновьего гласа,
Принюхался (возле хвоста) и изрёк:
«Вонючая, жидкая, скользкая масса!»

В итоге, все мнения вместе собрав,
Старейшины поняли – в целом картина
Не клеится. Каждый считал, что он прав,
А в том, что случилось, другие повинны.

Мерцает поверхность щербатой луны,
Слепцы всё кричат, даже сон их не валит –
Так сложно понять им, какие слоны,
Но истина в споре родится едва ли…

Картинка из Интернета.

Источник — http://pod-zodiakom.ru/slon-i-slepye-pritcha/

Рецензии

Слон и пятеро слепых
Владимир Шебзухов

Басня-притча

С верёвкой пятеро слепых,
С одной — на всех, на пятерых,
Шагали что-то бормоча,
Касаясь ближнего плеча…

Шагающих окликнул зрячий:
«Слон вас раздавит, не иначе!
Пред вами встал он на пути…
Гиганта-стоит обойти!»

Один слепой нащупал хобот,
Что у него вдруг вызвал хохот.
— Нас раздавить, КАНАТУ, сложно,
Что назван был «Гигантом» ложно!..

Нащупав хвост рукою ловкой,
Другой назвал слона — ВЕРЁВКОЙ…
Живот потрогав, третий — «Верно!
«Слон» — ПРЕОГРОМНАЯ ЦИСТЕРНА!»

Сказал четвёртый, гладя ноги,
Что «Слон»- КОЛОННЫ НА ДОРОГЕ!
А уши названы — «ДОБРОМ»
Коль оказался «Слон»- КОВРОМ!

Порою в том беда учёного —
Цвет чёрный, отличив от белого,
А белый, отличив от чёрного —
Не видит в Чёрно-белом — ЦЕЛОГО!

Эхо Руми
Владимир Шебзухов

Шесть слепых слонов.
Слепы, ну и что ж?
Рассуждать смогли –
На кого похож
Человек в миру.
Чтоб не тратить слов,
Первый был готов
Уж начать игру.

Стоило потрогать
Толстою ногой,
Данного субъекта,
Вскрикнувшего «Ой!»,
Сразу стало ясно
Первому слону –
Маленькое, плоское –
Человек в миру!

Каждый из пяти слонов,
В этом убедился.
Лишь потрогав… плоское,
С этим согласился!

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру — порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Спор слепых о слоне

Давно это было. Привели как-то в один город слона. Многие захотели увидеть его. Среди них были и известные на всю округу слепые мудрецы. Но как увидеть слона, если ты слеп?

— Я знаю, – сказал один мудрец, – мы ощупаем его.

— Хорошая идея, – согласились другие. – Так мы сможем узнать, какой он этот СЛОН.

Итак, шесть мудрецов пошли “смотреть” слона.

Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед и назад.

— Это веер! Слон похож на веер! – воскликнул он.

Второй мудрец стоял возле ноги слона и трогал ее. Она была круглой и могучей.

— М-м-м… это что-то круглое и толстое… Слон похож на дерево! – воскликнул он.

— Вы оба не правы. – сказал третий. – Да, он круглый, но не толстый и к тому же очень гибкий! Он похож на веревку! Этот мудрец нащупал хвост слона.

— Ну, нет! Слон похож на копье! Да — круглый, да — тонкий, но не гибкий! – воскликнул четвертый, который ощупывал бивни слона.

— Нет, нет, – закричал пятый, – слон, как высокая стена. Большая, широкая и шершавая. – говорил тот, ощупывая бок слона.

Шестой мудрец в руках держал хобот слона.

— Все вы не правы, – сказал он, – слон похож на змею.

— Нет, на веревку!

— Нет, змею!

— Стену!

— Вы ошибаетесь!

— Я прав!

Шестеро слепых мудрецов безудержно кричали друг на друга. Их спор продолжался целый день. Потом еще один, затем неделя, а к единому мнению они так и не пришли. Каждый мудрец представлял себе лишь то, что могли чувствовать его руки и верил он только себе.

В результате, каждый думал, что только он прав и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать то, что говорят ему другие.

суфизм

Персидский суфий поэт Санаи (1080-1131 / 1141 CE) из Газни ( в настоящее время Афганистан ) представил эту обучающую историю в своем обнесенный стеной сад Истины .

Руми , персидский поэт 13 века и учитель суфизма, включил его в свой Маснави . В его пересказе «Слон в темноте» некоторые индусы приносят слона, чтобы выставить его в темной комнате. Некоторые люди касаются слона и ощущают его в темноте, и, в зависимости от того, где они его касаются, они верят, что слон похож на струю воды (хобот), веер (ухо), столп (ногу) и трон ( назад). Руми использует эту историю как пример пределов индивидуального восприятия:

Руми не предлагает разрешения конфликта в своей версии, но заявляет:

Руми заканчивает свое стихотворение словами: «Если бы у каждого была свеча, и они вошли бы вместе, различия исчезли бы».

Внешние ссылки [ править ]

Викискладе есть медиафайлы по теме слепых и слона .
  • Джалал ад-Дин Мухаммад Руми . «Книга III»  . Маснави и Ма’нави . Перевод Эдварда Генри Уинфилда — через Wikisource .
  • История слепых и слона из www.spiritual-education.org
  • Все стихотворения Сакси, включая оригинальную печать «Слепого» и «Слона». Бесплатно для чтения и с полнотекстовым поиском.
  • Буддийская версия в джайнизме и буддизме. Удана в Принстонском университете
  • Версия Джалал ад-Дина Мухаммада Руми в переводе А.Дж. Арберри
  • Джайнистская версия, размещенная на Jainworld
  • Версия Джона Годфри Сакса, размещенная в Университете Райса

буддизм

Слепые монахи изучают слона, укиё-э распечатать Ханабуса Итчо (1652–1724).

Будда дважды использует сравнение слепых, сбившихся с пути. Самая ранняя известная версия встречается в тексте Удана 6.4.

в Чанки Сутта он описывает цепочку слепых, цепляющихся друг за друга, как пример тех, кто следует старому тексту, который передается из поколения в поколение. в Удана (68–69) он использует притчу о слоне, чтобы описать сектантские ссоры. Король приводит слепых столичных людей во дворец, куда приводят слона, и их просят описать его.

Мужчины утверждают, что слон либо похож на горшок (слепой, который нащупал голову слона), либо на веялка (ухо), а лемех (бивень), а пахать (ствол), а зернохранилище (тело), ​​а столб (фут), а ступка (назад), а пестик (хвост) или кисть (кончик хвоста).

Мужчины не могут согласиться друг с другом и расходятся по вопросу о том, на что это похоже, и их спор радует короля. В конце истории Будда сравнивает слепых с проповедниками и учеными, которые слепы и невежественны и придерживаются своих собственных взглядов: «Так же слепыми и невидящими являются эти проповедники и ученые, придерживающиеся различных взглядов … природа сварливая, спорящая и спорная, каждый из которых поддерживает реальность таким и таким образом «. Затем Будда произносит следующий стих:

Притча о слоне и слепых мудрецах в стихах

Английский поэт Джон Сакс изложил притчу в стихотворной форме, в результате чего эта аллегория и обрела большую известность в англоязычных странах. На русском языке стала популярной под названием «Учёный спор» в переводе Самуила Маршака.

Слепцы, числом их было пять, В Бомбей явились изучатьИндийского слона.

Исследовав слоновий бок, Один сказал, что слон высокИ прочен, как стена.

Другой по хоботу слонаПровел рукой своейИ заявил, что слон — однаИз безопасных змей.

Ощупал третий два клыка, И утверждает он: — На два отточенных штыкаПохож индийский слон!

Слепец четвертый, почесавКолено у слона, Установил, что слон шершав, Как старая сосна.

А пятый, подойдя к слонуСо стороны хвоста, Определил, что слон в длинуНе больше чем глиста.

Возникли распри у слепцовИ длились целый год. Потом слепцы в конце концовПустили руки в ход.

А так как пятый был силен, -Он всем зажал уста. И состоит отныне слонИз одного хвоста!

Ссылки [ править ]

  1. ^ Э. Брюс Гольдштейн (2010). Энциклопедия восприятия . Публикации SAGE. п. 492. ISBN. 978-1-4129-4081-8., Цитата: Древняя индуистская притча о шести слепых и слоне …. »
  2. ^ a b c C.R. Снайдер; Кэрол Э. Форд (2013). Как справиться с негативными жизненными событиями: клинические и социально-психологические перспективы . Springer Science. п. 12. ISBN 978-1-4757-9865-4.
  3. ^ «Уд 6: 4 Сектанты (1) (Титта Сутта)» . DhammaTalks.org . Перевод Тханиссаро Бхиккху . Дата обращения 19 мая 2020 . Этот сайт предлагает обширную коллекцию английских переводов сутт из Палийского канона, а также множество бесплатных загрузок Дхаммы из традиции буддизма Камманхана (или Тайского леса).
  4. ^ а б в г Джон Д. Ирландия (2007). Удана и Итивуттака: две классики из палийского канона . Буддийское издательское общество. С. 9, 81–84. ISBN 978-955-24-0164-0.
  5. ^ a b c Пол Дж. Гриффитс (2007). Апология апологетики: исследование логики межрелигиозного диалога . Wipf и Stock. С. 46–47. ISBN 978-1-55635-731-2.
  6. Мартин Гарднер (1 сентября 1995 г.). Знаменитые стихи давно минувших дней . Courier Dover Publications. п. 124. ISBN 978-0-486-28623-5. Проверено 25 августа 2012 .
  7. ^ a b c Э. Брюс Гольдштейн (2010). Энциклопедия восприятия . Публикации SAGE. п. 492. ISBN. 978-1-4129-4081-8.
  8. ^ Чад Мейстер (2016). Философия религии . Пэлгрейв Макмиллан. С. 11–12. ISBN 978-1-137-31475-8.; Джереми П. Шапиро; Роберт Д. Фридберг; Карен К. Барденштейн (2006). Детская и подростковая терапия: наука и искусство . Вайли. с. 269, 314. ISBN 978-0-471-38637-7.; Питер Б. Кларк; Питер Бейер (2009). Мировые религии: преемственность и преобразования . Тейлор и Фрэнсис. С. 470–471. ISBN 978-1-135-21100-4.
  9. Перейти ↑ Hans H Hock (2005). Эдвин Фрэнсис Брайант и Лори Л. Паттон (ред.). Индоарийская полемика: свидетельства и выводы в истории Индии . Рутледж. п. 282. ISBN. 978-0-7007-1463-6.
  10. ^ Mallisena, Syādvādamanjari , 14: 103-104. Дхрува, А.Б. (1933), стр. 9–10.
  11. ^ Mallisena, Syādvādamanjari , 19: 75-77. Дхрува, А.Б. (1933), стр. 23–25.
  12. Перейти ↑ Gomez, Luis O. (1976). «Прото-мадхьямика в палийском каноне». Философия Востока и Запада . Univ of Hawaii Press. 26 (2): 164, примечание 73; 137–165. DOI10.2307 / 1398186 . JSTOR 1398186 .
  13. ^ Accesstoinsight.org Архивировано 28 июня 2006 г. на Wayback Machine
  14. ^ Katinkahesselink.net
  15. ^ Ван, Рэнди. «Слепые и слон» . Архивировано из оригинала на 2006-08-25 . Проверено 29 августа 2006 .
  16. ^ Включено в Идрис Шах , Tales of the Dervishes ISBN 0-900860-47-2 Octagon Press 1993. 
  17. ^ а б Арберри, Эй Джей (2004-05-09). «71 — Слон в темноте, о примирении противоречий» . Руми — Байки из Маснави . Проверено 29 августа 2006 .
  18. Для адаптации стихотворения Руми см. Эту версию песни Дэвида Уилкокса здесь. Архивировано 9 октября 2010 года в Wayback Machine .
  19. ^ Сакс, Джон Годфри . «Слепые и слон»  . Стихи Джона Годфри Сакса . п. 260  — через Wikisource . 
  20. ^ «群 盲 象 を 評 す».日本 国語 大 辞典.小学 館 国語 辞典 編 集 部(на японском языке). 4 き か く ~ け ん う (2-е изд.). Токио: 小学 館. 2001-04-20. п. 1188. ISBN 4-09-521004-4.
  21. ^ Например, Квантовая теория Дэвида Бома, стр. 26. Проверено 3 марта 2010 г.
  22. ^ См., Например, «Лимфатический узел в патогенезе ВИЧ » Майкла М. Ледермана и Леонида Марголиса, « Семинары по иммунологии» , том 20, выпуск 3, июнь 2008 г., стр. 187–195.
  23. ^ Шах, Идрис. «История учения: наблюдения над фольклором нашей« современной »мысли» . Архивировано из оригинала на 2011-07-18 . Проверено 5 марта 2010 .
  24. ^ Octagon Нажмите страницу для дермы Probe Архивированного 26 июля 2011, в Wayback Machine , с предварительным просмотром истории
  25. ^ «касаясь слона» . Ракетный дом. Архивировано из оригинала 30 июля 2017 года . Проверено 21 августа 2017 года .
  26. ^ Гейзенберг, Вернер (1958). Физика и философия: революция в современной науке . Харпер. п. 58.
  27. ^ «BBC Radio 4 Extra — 90 на 90 Полный набор, 1998: Прикосновение к слону» . BBC Online . Проверено 21 августа 2017 года .
  28. ^ Elmes, Саймон (2009-11-10). А теперь на Radio 4: чествование лучшей радиостанции в мире . Случайный дом. п. 143. ISBN. 9781407005287. Проверено 21 августа 2017 года .
  29. Хэнкс, Роберт (3 января 1998 г.). «Радиообзор» . Независимый . Проверено 21 августа 2017 года .
  30. ^ Gaisford, Сью (19 апреля 1997). «Радио: Тони, Джон и Пэдди: отведи тебя в женский монастырь» . Независимый . Проверено 21 августа 2017 года .
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: