Притча про слона и четырёх мудрецов. слон и слепые мудрецы

Притча о слоне и слепых мудрецах в стихах

Английский поэт Джон Сакс изложил притчу в стихотворной форме, в результате чего эта аллегория и обрела большую известность в англоязычных странах. На русском языке стала популярной под названием «Учёный спор» в переводе Самуила Маршака.

Слепцы, числом их было пять, В Бомбей явились изучатьИндийского слона.

Исследовав слоновий бок, Один сказал, что слон высокИ прочен, как стена.

Другой по хоботу слонаПровел рукой своейИ заявил, что слон — однаИз безопасных змей.

Ощупал третий два клыка, И утверждает он: — На два отточенных штыкаПохож индийский слон!

Слепец четвертый, почесавКолено у слона, Установил, что слон шершав, Как старая сосна.

А пятый, подойдя к слонуСо стороны хвоста, Определил, что слон в длинуНе больше чем глиста.

Возникли распри у слепцовИ длились целый год. Потом слепцы в конце концовПустили руки в ход.

индуизм

В Ригведа, датированный периодом между 1500 и 1200 гг. до н.э., гласит: «Реальность едина, хотя мудрые люди говорят о ней по-разному». Согласно Полу Дж. Гриффитсу, эта предпосылка лежит в основе универсалистской точки зрения, стоящей за притчей о слепых и слоне. В гимне утверждается, что одна и та же реальность может интерпретироваться и описываться мудрецами по-разному. В самой старой версии четверо слепых идут в лес, где встречаются со слоном. В этой версии они не дерутся друг с другом, но приходят к выводу, что каждый из них должен был воспринимать разных зверьков, хотя и испытал одного и того же слона. Расширенная версия притчи встречается в различных древних и индуистских текстах. Многие ученые называют это индуистской притчей.

Притча или ссылки появляются в бхашья (комментарии, вторичная литература) в индуистских традициях. Например, Ади Шанкара упоминает это в своем бхашья на стих 5.18.1 Чхандогья Упанишада следующее:

Притча

Самые ранние версии притчи о слепых и слонах можно найти в буддийских, индуистских и джайнских текстах, поскольку они обсуждают пределы восприятия и важность полного контекста. У притчи есть несколько индийских вариаций, но в целом она выглядит следующим образом:. Слепые и слон (настенный рельеф на северо-востоке Таиланда)

Слепые и слон (настенный рельеф на северо-востоке Таиланда)

В некоторых версиях слепые затем обнаруживают свои разногласия, подозревают, что другие говорят неправду, и вступают в драку. Истории также различаются в первую очередь тем, как описываются части тела слона, насколько жестоким становится конфликт и как (или если) разрешается конфликт между людьми и их точки зрения. В некоторых версиях они перестают говорить, начинают слушать и сотрудничают, чтобы «увидеть» полного слона. В другом случае зрячий человек входит в притчу и описывает всего слона с разных точек зрения, а затем слепые узнают, что все они были частично правы, а частично неправы. Хотя субъективный опыт правдив, он может не быть истиной в целом.

Притча использовалась, чтобы проиллюстрировать ряд истин и заблуждения; В широком смысле притча подразумевает, что субъективный опыт человека может быть правдой, но что такой опыт по своей природе ограничен своей неспособностью объяснить другие истины или истину в целом. В разное время притча давала представление о релятивизме, непрозрачности или невыразимой природе истины, поведении экспертов в областях противоречащих теорий, необходимости более глубокого понимания и уважении к различным взглядам на один и тот же объект наблюдения.

Джайнизм

Семь слепых и притча о слоне в джайнском храме

В джайнских текстах средневековой эпохи объясняются концепции анекантавада (или «многогранность») и («условные точки зрения») с притча слепых и слона (Andhgajanyāyah), который обращается к многообразной природе истины. Например, эта притча находится в Таттвартхаслокаватика из Видьянанди (9 век) и Syādvādamanjari Ачарьи Маллисены (13 век). Маллисена использует притчу, чтобы доказать, что незрелые люди отрицают различные аспекты истины; введены в заблуждение аспектами, которые они делать понимают, они отрицают аспекты, не понимать. «Из-за крайнего заблуждения, вызванного частичной точкой зрения, незрелые отрицают один аспект и пытаются установить другой. Это изречение слепых (людей) и слона»

Маллисена также цитирует притчу, отмечая важность рассмотрения всех точек зрения для получения полной картины реальности. «Невозможно правильно понять сущность, состоящую из бесконечных свойств, без метода модального описания, состоящего из всех точек зрения, поскольку в противном случае это приведет к ситуации захвата простых ростков (т.е

поверхностного, неадекватного познания), исходя из принципа слепые (люди) и слон «.

Современные методы лечения

История рассматривается как метафора во многих дисциплинах, будучи вынужденным служить в качестве аналогия в областях, выходящих далеко за рамки традиционных. В физика, это рассматривалось как аналогия дуальность волна-частица. В биология, то, как слепые держатся за разные части слона, рассматривается как хорошая аналогия Ответ поликлональных В-клеток.

«Слепые и слон», от Марты Аделаиды Холтон и Чарльза Мэдисона Карри, Читатели Холтона-Карри, 1914.

Слепые и слон

Басня — одна из множества сказок, которые проливают свет на реакцию слушателей или читателей на сам рассказ. Идрис Шах прокомментировал этот элемент ссылка на себя во многих интерпретациях истории, и ее функция как обучающая история:

Шах адаптировал сказку в своей книге Зонд дермы. Эта версия начинается с конференции ученых из разных областей знаний, представляющих свои противоречивые выводы о материале, на который сфокусирована камера. По мере того, как камера медленно приближается, постепенно становится ясно, что исследуемый материал представляет собой шкуру африканского слона. На экране появятся слова «Части больше, чем целое». Этот пересказ стал сценарием короткометражного четырехминутного фильма аниматора. Ричард Уильямс. Фильм был признан выдающимся фильмом года и выставлялся на кинофестивалях в Лондоне и Нью-Йорке.

История пользуется неизменной привлекательностью, о чем свидетельствует количество иллюстрированных детских книг басни; есть, например, Пол Галдоне и другой, Семь слепых мышей, к Эд Янг (1992).

В заглавной карикатуре одной из своих книг карикатурист Сэм Гросс предположил, что один из слепых, столкнувшись с кучей экскрементов слона, пришел к выводу, что «слон мягкий и мягкий».

An шутка про слона переворачивает историю следующим образом, при этом акт наблюдения серьезно и фатально изменяет предмет исследования:

Мораль:

Касаясь слона был 1997 BBC Radio 4 документальный фильм, в котором четыре человека разного возраста, слепые от рождения, были доставлены в Лондонский зоопарк потрогать слона и описать их реакцию.

индуизм

Ригведа , датирована, была написана между 1500 и 1200 г. до н.э., гласит : «Реальность одна, хотя мудрецы говорят о ней по- разному.» Согласно Полу Дж. Гриффитсу, эта предпосылка лежит в основе универсалистской точки зрения, стоящей за притчей о слепых и слоне. В гимне утверждается, что одна и та же реальность может интерпретироваться и описываться мудрецами по-разному. В самой старой версии четверо слепых идут в лес, где встречают слона. В этой версии они не дерутся друг с другом, но приходят к выводу, что каждый из них, должно быть, воспринимал другого зверя, хотя испытал одного и того же слона. Расширенная версия притчи встречается в различных древних и индуистских текстах. Многие ученые называют это индуистской притчей.

Притча или ссылки появляются в бхашье (комментариях, вторичной литературе) индуистских традиций. Например, Ади Шанкара упоминает его в своем бхашье на стихи 5.18.1 из Чхандогья Упанишаде следующим образом :

Притча о слоне и слепых мудрецах в стихах

Английский поэт Джон Сакс изложил притчу в стихотворной форме, в результате чего эта аллегория и обрела большую известность в англоязычных странах. На русском языке стала популярной под названием «Учёный спор» в переводе Самуила Маршака.

Слепцы, числом их было пять, В Бомбей явились изучатьИндийского слона.

Исследовав слоновий бок, Один сказал, что слон высокИ прочен, как стена.

Другой по хоботу слонаПровел рукой своейИ заявил, что слон — однаИз безопасных змей.

Ощупал третий два клыка, И утверждает он: — На два отточенных штыкаПохож индийский слон!

Слепец четвертый, почесавКолено у слона, Установил, что слон шершав, Как старая сосна.

А пятый, подойдя к слонуСо стороны хвоста, Определил, что слон в длинуНе больше чем глиста.

Возникли распри у слепцовИ длились целый год. Потом слепцы в конце концовПустили руки в ход.

А так как пятый был силен, -Он всем зажал уста. И состоит отныне слонИз одного хвоста!

Джайнизм [ править ]

Семь слепых и притча о слоне в джайнском храме

В джайнских текстах средневековой эпохи концепции анекантавады (или « многосторонности ») и сйадвады («обусловленные точки зрения») объясняются притчей о слепых и слоне ( Андхгаджаньяйах ), которая обращается к многообразной природе истины. Например, эта притча встречается в Tattvarthaslokavatika из Vidyanandi (9 век) и Syādvādamanjari ачарьи Mallisena (13 век). Маллисена использует притчу, чтобы доказать, что незрелые люди отрицают различные аспекты истины; введенные в заблуждение аспектами, которые они действительно понимают, они отрицают аспекты, которых не понимают.понимать. «Из-за крайнего заблуждения, вызванного частичной точкой зрения, незрелые отрицают один аспект и пытаются установить другой. Это изречение слепых (людей) и слона»

Маллисена также цитирует притчу, отмечая важность рассмотрения всех точек зрения для получения полной картины реальности. «Невозможно правильно понять сущность, состоящую из бесконечных свойств, без метода модального описания, состоящего из всех точек зрения, поскольку в противном случае это приведет к ситуации захвата простых ростков (то есть к поверхностному, неадекватному познанию) в соответствии с принципом слепые (люди) и слон »

Притча [ править ]

Самые ранние версии притчи о слепых и слонах встречаются в буддийских, индуистских и джайнских текстах, поскольку они обсуждают пределы восприятия и важность полного контекста. У притчи есть несколько индийских вариаций, но в целом она выглядит следующим образом:. Слепые и слон (настенный рельеф на северо-востоке Таиланда)

Слепые и слон (настенный рельеф на северо-востоке Таиланда)

В некоторых версиях слепые затем обнаруживают свои разногласия, подозревают, что другие говорят неправду, и вступают в драку. Истории также различаются в первую очередь тем, как описываются части тела слона, насколько жестоким становится конфликт и как (или если) разрешается конфликт между людьми и их точки зрения. В некоторых версиях они перестают говорить, начинают слушать и сотрудничают, чтобы «увидеть» полного слона. В другом случае зрячий человек входит в притчу и описывает слона целиком с разных точек зрения, а затем слепые узнают, что все они были частично правы, а частично неправы. Хотя субъективный опыт правдив, он может не быть правдой в целом.

Притча использовалась, чтобы проиллюстрировать ряд истин и заблуждений ; В широком смысле притча подразумевает, что субъективный опыт человека может быть правдой, но такой опыт по своей природе ограничен неспособностью объяснить другие истины или истину в целом. В разное время притча давала представление о релятивизме, непрозрачности или невыразимой природе истины, о поведении экспертов в областях противоречащих теорий, о необходимости более глубокого понимания и уважении к различным взглядам на один и тот же объект наблюдения.

буддизм

Слепые монахи изучают слона, укиё-э распечатать Ханабуса Итчо (1652–1724).

Будда дважды использует сравнение слепых, сбившихся с пути. Самая ранняя известная версия встречается в тексте Удана 6.4.

в Чанки Сутта он описывает цепочку слепых, цепляющихся друг за друга, как пример тех, кто следует старому тексту, который передается из поколения в поколение. в Удана (68–69) он использует притчу о слоне, чтобы описать сектантские ссоры. Король приводит слепых столичных людей во дворец, куда приводят слона, и их просят описать его.

Мужчины утверждают, что слон либо похож на горшок (слепой, который нащупал голову слона), либо на веялка (ухо), а лемех (бивень), а пахать (ствол), а зернохранилище (тело), ​​а столб (фут), а ступка (назад), а пестик (хвост) или кисть (кончик хвоста).

Мужчины не могут согласиться друг с другом и расходятся по вопросу о том, на что это похоже, и их спор радует короля. В конце истории Будда сравнивает слепых с проповедниками и учеными, которые слепы и невежественны и придерживаются своих собственных взглядов: «Так же слепыми и невидящими являются эти проповедники и ученые, придерживающиеся различных взглядов … природа сварливая, спорящая и спорная, каждый из которых поддерживает реальность таким и таким образом «. Затем Будда произносит следующий стих:

Буддизм [ править ]

Слепые монахи осматривает слон , в укиё-э печать по Ханабусу Иего (1652-1724).

Будда дважды использует сравнение слепых, сбившихся с пути. Самая ранняя известная версия встречается в тексте Удана 6.4 .

В « Чанки-сутте» он описывает цепочку слепых, цепляющихся друг за друга, как пример тех, кто следует старому тексту, который передается из поколения в поколение. В Удане (68–69) он использует притчу о слоне для описания межрелигиозных ссор. Король приводит слепых столичных людей во дворец, куда приводят слона, и их просят описать его.

Мужчины утверждают, что слон похож на горшок (слепой, который нащупал голову слона), веялку (ухо), лемех (бивень), плуг (хобот), зернохранилище (тело), столб (ногу). ), ступку (спинка), пестик (хвостик) или кисть (кончик хвоста).

Мужчины не могут согласиться друг с другом и расходятся по вопросу о том, на что это похоже, и их спор радует короля. В конце истории Будда сравнивает слепых с проповедниками и учеными, которые слепы и невежественны и придерживаются своих собственных взглядов: «Так же слепыми и невидящими являются эти проповедники и ученые, придерживающиеся различных взглядов … природа сварливая, спорящая и спорная, каждый из которых поддерживает реальность таким и таким образом «. Затем Будда произносит следующий стих:

буддизм

Слепые монахи осматривает слон , в укиё-э печать по Ханабусу Иего (1652-1724).

Будда дважды использует сравнение слепых, сбившихся с пути. Самая ранняя известная версия встречается в тексте Удана 6.4 .

В « Чанки-сутте» он описывает цепочку слепых, цепляющихся друг за друга, как пример тех, кто следует старому тексту, который передается из поколения в поколение. В « Удане» (68–69) он использует притчу о слоне для описания межрелигиозных ссор. Король приводит слепых столичных людей во дворец, куда приводят слона и просят их описать его.

Мужчины утверждают, что слон похож на горшок (слепой, который нащупал голову слона), веялку (ухо), лемех (бивень), плуг (хобот), зернохранилище (тело), столб (ногу). ), ступку (спинка), пестик (хвостик) или кисть (кончик хвоста).

Мужчины не могут согласиться друг с другом и расходятся по вопросу о том, на что это похоже, и их спор радует короля. В конце истории Будда сравнивает слепых с проповедниками и учеными, которые слепы и невежественны и придерживаются своих собственных взглядов: «Так же слепы и незрячие проповедники и ученые, придерживающиеся различных взглядов … природа сварливая, спорящая и спорная, каждый из которых поддерживает реальность таким и таким образом «. Затем Будда произносит следующий стих:

суфизм

В Персидский Суфий поэт Санаи из Газни (В данный момент, Афганистан ) представил это обучающая история в его Обнесенный стеной сад истины.

Руми, персидский поэт и учитель суфизма XIII века, включил его в свой Маснави. В его пересказе «Слон в темноте» некоторые индусы приносят слона, чтобы выставить его в темной комнате. Некоторые люди касаются слона в темноте и ощущают его, и, в зависимости от того, где они к нему прикасаются, они верят, что слон похож на струю воды (хобот), веер (ухо), столб (ногу) и трон ( назад). Руми использует эту историю как пример пределов индивидуального восприятия:

Руми не предлагает разрешения конфликта в своей версии, но заявляет:

Руми заканчивает свое стихотворение заявлением: «Если бы у каждого была свеча, и они вошли бы вместе, различия исчезли бы».

Смешная притча о слонах

Существует и альтернативная юмористическая версия этой притчи.

Собралось однажды шесть слепых слонов в надежде выяснить совместными усилиями, что же такое человек.

Помните притчу о четырёх слепых мудрецах и слоне?

Напомню с Вашего позволения(в моей творческой до- и пре-работке…)… :

Собрались как-то четыре слепых мудреца, чтобы решить, что же такое слон?
Один подошёл к хоботу, пощупал слона за хобот и говорит: «Несомненно слон — это что-то длинное и извивающееся как змея, имеет привычку дышать и выпускать струи воды…»
Второй подошёл к нему чтобы убедиться в услышанном, но слон уже повернулся к ним боком,
и второй мудрец нащупал его огромную ногу…»Нет, — говорит второй мудрец- слон — это такое толстое шершавое бревно, что и не обхватить…»
Третий решил их рассудить и тоже подошёл к ним.
А слон-непоседа опять повернулся… теперь своим хвостом к ним…
Третий мудрец схатил слона за хвост и пожурил своих друзей, что они его разыгрывают… или ошибаются.
«Слон — это верёвка, всё толще и толще к верху, не исклучено что эта веревка до самого неба, сколько рукой я не тянулся — всё верёвка и веревка…» — молвил третий мудрец.
Четвёртому мудрецу стало очень интересно кто же из них прав и так как он был самый опытный и мудрый среди них, то решил всех рассудить и подошёл к товарищам по поиску истины.
Слону явно всё это надоело и напугал его третий мудрец когда стал палкой тыкать в основание хвоста…
Ну и как Вы думаете? что произошло?
Да именно это и произошло — У СЛОНА ОТКРЫЛСЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ПОНОС!
И всё это «Внутренне богатство» вылилось на четвертого мудреца…. ….
Четвертый мудрец ни секунду не сомневался что такое слон…
Он объяснил своим неопытным друзьям, что слон это такое что-то жидкое и дурно пахнущщее вещество в большом количестве на квадратный метр…
И что Вы думаете?
Все отсальные мудрецы… согласились с ним, так как он был авторитет и они ему поверили…
А слону так всё это надоело, что слон взял и растоптал всех мудрецов…
И только, погибая под тяжёлыми и огромными ногами слона, они хором призали, что все они ошибались…
Они все как один прокричали, что слон это… смерть…
Что самое печальное — на этот раз они… тоже ошиблись…

Рецензии

Слон и пятеро слепых
Басня Владимира Шебзухова

С верёвкой пятеро слепых —
С одной на всех на пятерых —
Шагали что-то бормоча,
Касаясь ближнего плеча…

Шагающих окликнул зрячий:
«Слон вас раздавит, не иначе!
Пред вами встал он на пути…
Гиганта стоит обойти!»

Один слепой нащупал хобот,
Что у него вдруг вызвал хохот.
«Нас раздавить канату сложно,
Что назван был гигантом ложно!»

Нащупав хвост рукою ловкой,
Другой назвал слона верёвкой.
Живот потрогав, третий: «Верно,
Слон — преогромная цистерна!»

Сказал четвёртый, гладя ноги,
Что слон — колонны на дороге.
А уши названы добром,
Коль оказался слон ковром!
Порою в том беда учёного —
Цвет чёрный, отличив от белого,
А белый, отличив от чёрного,
Не видит в чёрно-белом целого!

Ежедневная аудитория портала Проза.ру — порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

«Слон – это колонна», – сказал первый слепой, потрогавший слоновью ногу. «Слон – это веревка», – сказал второй, схвативший его за хвост. «Да нет же! Это толстый сук дерева», – сказал третий, рука которого провела по хоботу. «Он похож на большое опахало», – сказал четвёртый слепой, который взял животное за ухо. «Слон – это большая бочка», – сказал пятый слепой, пощупав живот.

«Он больше похож на курительную трубку», – заключил слепой, проведя по бивню.
Они начали горячо спорить и каждый настаивал на своем. Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы причиной их жаркого спора не заинтересовался проходивший мимо мудрый человек. На вопрос: «В чем же дело?» слепые ответили: «Мы не можем разобраться в том, на что похож слон». И каждый из них сказал то, что думал о слоне.

Тогда мудрый человек спокойно объяснил им: «Правы вы все. Причина того, почему вы судите по-разному, заключена в том, что каждый из вас трогал разные части слона. На самом деле слон имеет все то, о чем вы говорите». Все сразу почувствовали радость, потому, что каждый оказался прав.

Мораль заключена в том, что в суждениях разных людей об одной и той же вещи чаще всего только доля истины. Иногда мы можем видеть часть истины другого, а иногда – нет, поскольку смотрим на предмет под разными углами зрения, которые совпадают редко.

Поэтому, нам не стоит спорить до посинения, разумней сказать: «Да, я понимаю, у тебя могут быть определенные основания так считать».Слон и слепые мудрецы

Современные методы лечения [ править ]

История рассматривается как метафора во многих дисциплинах и используется как аналогия в областях, выходящих далеко за рамки традиционных. В физике это рассматривается как аналог дуальности волна-частица . В биологии то , как слепые держатся за разные части слона, рассматривается как хорошая аналогия для ответа поликлональных В-клеток .

«Слепые и слон», от Марты Аделаиды Холтон и Чарльза Мэдисона Карри, читателей Холтон-Карри , 1914.

Слепые люди и слон

Басня — одна из множества сказок, которые проливают свет на реакцию слушателей или читателей на сам рассказ. Идрис Шах прокомментировал этот элемент самореференции во многих интерпретациях истории и его функцию в качестве учебного рассказа :

Шах адаптировал сказку в своей книге «Зонд дермы» . Эта версия начинается с конференции ученых из разных областей знаний, представляющих свои противоречивые выводы о материале, на который сфокусирована камера. По мере того, как камера медленно приближается, постепенно становится ясно, что исследуемый материал представляет собой шкуру африканского слона. Затем на экране появляются слова «Части больше, чем целое». Этот пересказ стал сценарием короткометражного четырехминутного фильма аниматора Ричарда Уильямса . Фильм был признан выдающимся фильмом года и выставлялся на кинофестивалях в Лондоне и Нью-Йорке.

История пользуется неизменной привлекательностью, о чем свидетельствует количество иллюстрированных детских книг басни; один, например, Пол Галдоне, и другой, « Семь слепых мышей » Эда Янга (1992).

В заглавной карикатуре одной из своих книг карикатурист Сэм Гросс предположил, что один из слепых, столкнувшись с кучей слоновьих фекалий, пришел к выводу, что «слон мягкий и мягкий».

Слон шутка переворачивает историю следующим образом, с актом наблюдения сильно и фатально изменения предмета исследования:

Мораль:

Прикосновение к слону былдокументальным фильмом BBC Radio 4 1997 года,в котором четыре человека разного возраста, слепые от рождения, были доставлены в Лондонский зоопарк, чтобы прикоснуться к слону и описать свой ответ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: