Срединный путь

Срединный путь

буддийская притча

Царь Шраван жил в роскошном дворце. Он любил роскошь и красивые вещи. Свою столицу он постоянно перестраивал и постепенно превратил ее в один из самых красивых городов.Однако ему все наскучило и, прослышав, что в город пришел Будда, он отправился к нему и был так очарован, что немедленно попросил посвятить его в ученики. Будда колебался и неохотно посвятил его.

Все королевство было поражено. Люди не могли поверить в это, никто не мог себе этого даже вообразить, потому что Шраван был чрезвычайно мирским человеком, потакавшим любым своим желаниям, даже самым крайним. Его обычными занятиями были вино и женщины.

Те, кто пришел с ним, ничего не поняли. Это было так неожиданно. И они спросили Будду:

— Что случилось? Это чудо! Шраван не тот тип человека и, к тому же, он жил так роскошно. До сих пор мы не могли себе даже вообразить, что Шраван может быть саньясином. Так что же случилось? Ты сделал что-нибудь?

Будда сказал:

— Я ничего не делал. Ум может легко перемещаться из одной крайности в другую. Это обычный путь ума. Так что Шраван не делает ничего нового. Этого можно было ожидать. Бы так поражены, потому что не знаете законов, управляющих действиями ума. Человек, который сходил с ума, желая богатства, теперь сходит с ума, отказываясь от богатства, но сумасшествие остается — и в этом весь ум.

Шраван стал нищенствующим монахом и вскоре другие ученики Будды стали наблюдать, что он движется к другой крайности. Будда никогда не просил ходить учеников обнаженными, а Шраван перестал одеваться. Он был единственным учеником, который ходил голым и занимался самоистязанием. Будда позволял

саньясинам один прием пищи в день, но Шраван ел один раз через день. Он стал совершенно истощенным. В то время, как другие ученики медитировали под деревьями в тени, он оставался под палящим солнцем. Раньше он был красивым человеком, у него было прекрасное тело, но уже через шесть месяцев его никто не мог узнать.

Однажды вечером Будда подошел к нему и сказал:

— Шраван, я слышал, что когда ты был принцем, еще до посвящения, ты любил играть на вине и на ситаре и был хорошим музыкантом. Поэтому я пришел задать тебе один вопрос. Что случится, если струны вины ослабить?

Шраван ответил:

— Если струны ослабить, то никакой музыки не получится.

Тогда Будда спросил:

— А если струны сильно натянуть, что произойдет? Шраван ответил:

— Тогда тоже невозможно извлечь музыку. Натяжение струн должно быть средним — не ослабленным, и не перетянутым, а в точности посередине. На вине играть легко, но только мастер может правильно настроить струны, нужна золотая середина.

И Будда сказал:

— Именно это я и хотел сказать после наблюдения за тобой в течение шести месяцев. В жизни музыка звучит только тогда, когда струны не ослаблены и Не перетянуты, а как раз посередине. Итак, Шраван, будь Мастером и знай, что чрезмерное напряжение сипы переходит в излишек, а чрезмерное расслабление в слабость. Приведи же свою силу в равновесие и старайся привести в равновесие свои духовные возможности, и да будет это твоей целью!

Cледующая притча

Вам так же могут понравиться эти притчи:

Пристально всматривайтесь в себя

Когда жители деревни ушли, Будда обратился к своим ученикам:

Святая истина

После этого Будда идет в Бенарес и начинает учить Святой истине о срединном пути и о страде (страдании): «Есть две крайности, избегать которых обязан тот, кто ведет духовный образ жизни. Какие же это…

Каждому свое

Будда остановился в одной деревне и толпа привела к нему слепого. Один человек из толпы обратился к Будде:

Холодное предложение

Не так много ончейн-информации. Активное предложение биткойна за год продолжает снижаться, и это именно то, чего можно было бы ожидать во время медвежьего рынка.

Годовое активное предложение

Да, киты накапливают монеты в диапазоне от $37 тыс. до $40 тыс., но мы уже видели это и раньше. Без сомнения, это делается для того, чтобы продать на следующем пампе выше $45 тыс.

Дивергенция

Единственная группа адресов, которая остаётся действительно активной, — это мелкие инвесторы, извлекающие максимум пользы из этого медвежьего рынка, накапливая монеты в ожидании лучших дней.

Тренды ходлинга

Так что, по сути, ончейн-данные становятся холодными. Прямо сейчас действие происходит не здесь.

Если мы не увидим какой-то слабости структуры, исходящей от мелких инвесторов, массово продающих монеты, или какой-то бычьей модели, когда все категории адресов начинают накапливать, лучшее, что мы можем сказать, это то, что данные неубедительны.

Но такое положение дел заставило меня кое о чём задуматься.

Это правда, что сокращение активного предложения является просто следствием медвежьего рынка? Возможно, люди потеряли интерес, они “забыли” о своих монетах, и это продлится до тех пор, пока биткойн снова не станет горячим.

Но есть и другое объяснение того, почему активное предложение невелико и может фактически остаться в этой зоне.

Что означает интеграция биткойна в мировую финансовую систему?

По большей части это означает, что институционалы получают контроль над частью физического предложения BTC. Они либо блокируют предложение в качестве резервного актива для себя, либо упаковывают его и продают бумажные активы с этими монетами.

В любом случае, эти монеты, заблокированные институционалами, с меньшей долей вероятности будут перемещаться и, таким образом, станут частью активного предложения.

Это действительно то, что происходит прямо сейчас? Можем ли мы определить разницу между институционализацией биткойна и старой доброй HODL-волной? Виновата ли институционализация биткойна в высокой корреляции между BTC и фондовым рынком?

На данный момент я не знаю. Но последствия этого достаточно серьёзны, поэтому мы воспользуемся медвежьим рынком, чтобы попытаться ответить на эти вопросы.

Оставайтесь с нами.

Корреляции

БитНовости отказываются от ответственности за любые инвестиционные рекомендации, которые могут содержаться в данной статье. Все высказанные суждения выражают исключительно личное мнения автора и респондентов. Любые действия, связанные с инвестициями и торговлей на крипторынках, сопряжены с риском потери инвестируемых средств. На основании предоставленных данных, вы принимаете инвестиционные решения взвешенно, ответственно и на свой страх и риск.

Суть понятия

Следовать «срединному пути» — значит держать золотую середину между аскетизмом и наслаждениями, не впадая в крайности. В начальный период духовных поисков Будда следовал аскетической практике в её крайней форме, но затем признал ошибочность данного подхода, указав на необходимость поддержания здоровья тела с помощью регулярного принятия пищи и воды.

Тем не менее Будда не полностью отвергал аскетические практики, указывая, что решение о том, допускается ли применять подобные практики или нет, должно приниматься в зависимости от того, каким образом они воздействуют на сознание человека. Если омрачения частично исчезают, а состояние сознания становится более благоприятным (например, менее сонливым и более бодрым), то подобные практики «должны применяться», отмечал Будда. Это связано с тем, что главной задачей срединного пути является уничтожение омрачений. Поэтому срединный путь также не является указанием на «умеренность в желаниях» в виде поиска баланса между религиозной и обычной жизнью. В учении Будды подобные желания также связаны с омрачениями.

Проявлением срединного пути также могут служить безответные вопросы, на которые Будда отказывался отвечать, и теория взаимозависимого возникновения в контексте перерождений. В последнем случае указывалось, что нет какой-либо неизменной души с одной стороны, но также ошибочна точка зрения и о том, что не существует какого-либо бытия после смерти с другой. Существовали и другие взгляды (диттхи), на ошибочность которых указывал Будда с помощью срединного пути.

Срединный путь не является предопределённым и догматическим, а поиск срединного пути не является лёгким и происходит у последователя со значительными усилиями. Часто внешние условия могут меняться, поэтому буддисту необходимо искать новый центр тяжести в каждой новой ситуации. Буддолог В. Г. Лысенко сравнивает подобный поиск с напряжённой попыткой пересечь минное поле, где предыдущий шаг не гарантирует правильность последующего.

В махаяне

В махаяне срединный путь трактуется в целом как середина между любыми двумя крайностями, полярными мнениями и как середина между каждыми парами «да» и «нет». В учении школы Нагарджуны это понимается как ошибочность противоположных утверждений «нечто есть» и «ничего нет». Это понимание является следствием осознания взаимозависимого возникновения, пустоты и отсутствия собственной природы у всех вещей. В качестве получившего известность «срединного пути восьми „не“» Нагарджуна подразумевал следующие отрицания: «Нет смерти, нет рождения, нет разрушения, нет постоянства, нет единственности, нет множественности, нет ухода и нет прихода». Буддолог Д. Т. Судзуки видел явное сходство между данными восьми «не» и таковостью, также описываемой Ашвагхошей через ряд отрицаний. Также с помощью срединного пути в школе Нагарджуны указывалось на тождественность сансары и нирваны, которые формируют весь окружающий мир, содержащий в себе природу Будды.

В Махапаринирвана-сутре срединный путь описывается следующим образом:

В китайской школе Тяньтай срединный путь трактовался не как середина между двумя крайностями, а как их единство.

Шестой чаньский патриарх Хуэйнэн рассматривал процесс нахождения срединного пути с помощью снятия 36 пар оппозиций между различными противоположностями (например, «Если вас спросят о „профане“, то скажите что-нибудь о „святом“ и наоборот»). Так как многие оппозиции можно рассматривать и как производные оппозиции, основатель чаньской школы Линьцзи Линьцзи Исюань выражал процесс снятия всех оппозиций более коротко и решительно с помощью снятия одной корневой оппозиции: «Бей их обоих — и Будду и Мару». Подобная рекомендация была также связана с «весьма радикальными и эффективными методами перестройки нормальных психических структур» в чаньской школе.

Учение о Сансаре в других религиях

Мы здесь подробно рассмотрели буддийское учение о сансаре и связанных с ней кармой и перерождением (реинкарнация). Как же объясняется этот механизм в других религиях?

Даосизм (религия Китая) также утверждает, что и жизнь, и смерть отсутствуют, есть только бесконечная цепь перерождений человека.

В еврейской религии, Каббале, прописано, что смерть приходит за человеком до тех пор, пока он не откажется от себялюбия и не взрастит в себе высшие качества.

Другие древние религии и учения (религии майя, ацтеков, зороастризм и т.д.) также признавали механизм реинкарнации.

Если в раннем христианстве учение о реинкарнации существовало, то позднее оно было оттуда извлечено и запрещено. Сегодняшнее христианство не признает существования ни Закона Кармы, ни реинкарнации.

По признанию некоторых специалистов, хотя в некоторых сурах Корана имеются намеки на перерождение, ислам также не признает учения о сансаре.

Мудрое предначертание срединного пути

По словам Гаутама Будды, Срединный путь вовсе не является некоей золотой серединой между всеми возможными крайностями (каким стало это определение на Западе, склонном все утрировать и упрощать в угоду более приземленного восприятия). Хотя крайности тоже упоминаются, и рекомендуется не впадать ни в чрезмерную отрешенность, ни в чрезмерную привязанность к земному.

Впервые понятие срединного пути звучит в буддийской «Сутре запуска колеса дхармы». В Буддизме существует четыре основных постулата:

  • есть страдание
  • у него — определенная причина
  • страдание можно прекратить
  • для этого есть определенный метод

С этого начинается путь истинного осознания себя, лежащий за гранью страданий и привычной видимости вещей. За гранью иллюзии рождения и смерти. Когда мы познаем сложное в простоте его составляющих — мы познаем самих себя. Срединный путь имеет еще одно название — Восьмеричный путь. Это всеобъемлющее «упражнение духа» для того, кто хочет достигнуть конечной цели просветления. В нем восемь составляющих.

Правильное воззрение. Знание четырех основных истин.

Правильное намерение. Непривязанность к мирским вещам, отказ от насилия и причинения вреда в любых его формах.

Правильная речь. Отказ от грубых и пустых слов, лести, сплетен и прочей грязи.

Правильные действия. Попытка вести себя в соответствии с высшими представлениями о морали, избегая низких и подлых поступков.

Правильный образ жизни. Отказ от деятельности, способной навредить хотя бы одному живому существу.

  • Отказ от производства орудий убийства.
  • Отказ от рабовладения и торговли живыми существами.
  • Отказ поддерживать индустрию веществ, вызывающих привыкание и одурманивание сознания.
  • Отказ от изготовления и продажи ядовитых веществ, которые предназначены для убийства.
  • Отказ от любых дел, связанных с производством мяса.

Правильное усилие. В нем четыре постулата.

  • Усилие к тому, чтобы уничтожить зло, зародившееся в уме.
  • Усилие к тому, чтобы не свершилось зло еще не содеянное.
  • Усилие к возникновению блага, которое пока есть лишь в намерении.
  • Усилие к тому, чтобы процветало благо уже созданное.

Правильная внимательность. Непрерывное самопознание и самонаблюдение.

Правильное сосредоточение. Медитативные практики, направленные на отказ от представления о разделении, где «есть я и есть весь остальной мир». Цель — прийти к освобождению от дуальности.

Идея срединного пути и всех его составляющих лежит НАД крайностями, а не между ними. И главная мысль здесь в том, что «плохое» и «хорошее», как и все прочие дуальные противоположности — это лишь концепции, построенные человеком. По словам Будды, цель данного пути — приведение осознания каждого к истинной природе вещей.

Таким образом, существует еще два важных постулата Восьмеричного пути, обозначенные как «факторы плода». Это способность развитого сознания пройти все этапы трансформации и прийти к истинному видению вещей — такими, какими они являются на самом деле, а не в проекции наблюдателя (Правильное знание).

Правильное освобождение — это логический итог истинного видения и конечная цель практики Срединного или Благородного восьмеричного пути.

Алена Потоцкая

История Буддизма

Естественно его оберегали от таких факторов, чтобы он случайно не увидел больных, старых или тем более смерть. Но как можно было скрыть такие вещи от принца, это было практически невозможно. И конечно в один «прекрасный» день, когда он уже стал взрослым юношей, ему случайно довелось увидеть и больного человека и старого и как провожают в последний путь умершего человека.

И вот, увидев непостоянную природу всего, и столкнувшись со страданиями этого мира, в возрасте 29 лет принц Гаутама тайно покинул королевство Шакьев.

В течение 6 лет он занимался аскетической практикой, медитацией и сосредоточенным созерцанием. И затем под деревом Бодхи в Бодхгае он достиг окончательной Мудрости и Просветления.

Кстати эту информацию вы также можете узнать и из видео на нашем канале в озвучке хороших дикторов с профессиональным видео монтажем, так что выбирайте, что вам проще читать или смотреть и поехали дальше…

Иконография колеса сансары

Одновременно с символическим изображением сансары в виде круга с восемью спицами, есть и ее каноническое изображение на ткани (танка). Это изображение состоит из нескольких вложенных друг в друга кругов.

В центральном круге нарисованы символы ядов (свинья, петух и змея), которые и затягивают людей в сансару.

Второй круг, Бардо, поделен на 6 — число состояний, которые проходит душа между рождениями. Это: Бардо процесса умирания, Бардо Дхарматы, Бардо рождения, Бардо жизни (между рождением и смертью), Бардо сна, Бардо медитативной концентрации.

Третий круг в изображении сансары, круг миров, также поделен на 6 частей по числу типов миров. Сначала идут низшие сферы: адские миры, миры голодных духов, мир животных. Далее начинаются высшие сферы: мир людей, мир асуров (полубогов), мир богов (девов).

Исходя из логики перечисления миров ясно, что эволюционно они идут друг за другом. Но может случиться и так, что, провинившийся человек может переродиться и в низших мирах.

Отметим, что буддизм называет жизнь человека «драгоценным человеческим рождением», подчеркивая этим важность и выигрышность мира людей. Почему? Потому что, в отличие от страданий мрачных существ и полузабытья богов, человек может осознать Закон Кармы и освободиться от колеса сансары

Именно рождаясь в мире людей, душа получает этот шанс

Почему? Потому что, в отличие от страданий мрачных существ и полузабытья богов, человек может осознать Закон Кармы и освободиться от колеса сансары. Именно рождаясь в мире людей, душа получает этот шанс.

Четвертый круг или внешний ободок изображения показывает Закон Кармы в действии по часовой стрелке, начиная сверху. Этот круг поделен на 12 частей с символическими сюжетами из жизни.

Интересно, что обычно колесо сансары изображается в руках свирепого божества загробного мира Ямы. Считается, что, будучи неподкупным и суровым, он олицетворяет Закон Кармы.

Исходя из иконографии колеса сансары, фраза «колесо сансары дало оборот» применительно к человеку означает, что за все 8 жизней (которые обозначены 8 спицами) он отработал положенную ему карму.

Такова жизнь человека в проявленном мире. Но, если помните, проявленный мир, как и жизнь, и смерть в нем – это иллюзия, сон. Эта истина символично показана через изображение Просветленного Будды вне круга сансары. А, согласно буддизму, потенциал Будды есть в каждом человеке. То есть, каждый человек может, как и Будда, вырваться из этого круга.

Как выйти из колеса Сансары самостоятельно

Как утверждает буддийское учение о сансаре, каждый человек имеет возможность разорвать круг перерождений и выйти из колеса сансары. Каким образом – ответ находится в самом учении: через работу над собой и использование различных методов. Так, буддизм говорит о двух путях освобождения:

1) постепенный путь – через осознание, накопление благих действий, через Восьмеричный путь.

2) внезапный путь – во время переживания сильного горя (когда у человека не осталось ничего или никого – то есть, нет зацепок и привязанностей) или с помощью просветленного мастера.

Так как со вторым путем все понятно, нас будет интересовать первый путь. Постепенный путь предполагает:

  • осознание непостоянства, неизбежности смерти и рождения – тогда и привязанности и зацепки у человека (за людей или вещей) постепенно уходят;
  • осознавание проявлений у себя трех ядов. Наблюдение за связью своего ощущения и реакции позволяет перестать автоматически реагировать на происходящее. Как советует Шантидева, при появлении гнева или других негативных эмоций, нужно застыть на время, как дерево. В это время можно поймать себя на этой эмоции («сейчас я злюсь») и проанализировать, почему она появилась, и какова от нее польза;
  • накопление 10 благих действий (см. выше);
  • выполнение специальных упражнений. Так, дыхательные упражнения-пранаямы очищают тонкие тела. Асаны помогают проработать блоки и энергетические загрязнения на физическом и эмоциональном уровне. Соблюдение этических предписаний очищает негативную карму и нарабатывает благую карму.

Для примера приведем одно энергетическое упражнение, которое имеет очищающее действие:

  1. нужно сесть удобно, закрыть глаза и погрузиться в себя на некоторое время;
  2. на ментальном экране (темный экран, который мы видим мысленно после того, как закрываем глаза) нужно представить ситуацию или событие, которая очень сильно беспокоит Вас в данный момент;
  3. мысленно представьте эту ситуацию как энергетический комок;
  4. затем начинаем сжигать эту ситуацию: можно визуализировать горящую свечу, а можно зажечь свечу и представить, как ее огонь сжигает весь негатив. Продолжаем сжигать, пока внутри, на душе не появится легкость;
  5. в завершение наполняем себя светом и энергией любви.

Итак, выход всегда есть, даже если это – заколдованный круг сансары. Остается только идти в верном направлении (которое мы подробно рассмотрели).

Желаю Вам любви, осознанности и силы воли!

Лада

Cмысл каждого пункта Восьмиричного Благородного Пути

I. А что такое правильное воззрение? Знание о страдании, знание о происхождении страдания, знание о прекращении страдания. Знание о пути практики, ведущем к прекращению страдания : вот что называется правильным воззрением

< … >

II. А что такое правильное намерение? Решимость, направленная на отречение, на свободу от зла, на непричинение вреда: вот что называется правильным намерением.

< … >

III. А что такое совершенная речь? Воздержание от лжи, от вызывающей рознь, от оскорбляющей речи, и от пустой болтовни: вот что называется совершенной речью.

< … >

IV. А что такое правильное поведение? Воздержание от лишения жизни, от воровства, и от половых сношений: вот что называется правильное поведение.

< … >

V. А что такое совершенный образ жизни? При этом благородный приверженец, оставив нечестный образ жизни, ведет свою жизнь в соответствии с правильным образом жизни: вот что называется совершенным образом жизни.

< … >

VI. А что такое правильное усилие? При этом монах вызывает у себя желание (чханда), прилагает все силы, вырабатывает настойчивость (вирья), поддерживает и проявляет свое намерение (читта) ради предотвращения еще не возникших неумелых способов поведения (акусала-дхамма) … ради устранения уже возникших неумелых способов поведения … ради развития еще не возникших умелых способов поведения (кусала-дхамма) … ради подержания, сохранения, увеличения, обилия, развития и совершенства уже возникших умелых способов поведения.

< … >

VII. А что такое правильное памятование? При этом монах живет, отслеживая тело само по себе, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе; он живет, отслеживая ощущения сами по себе, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе; он живет, отслеживая ум в уме, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе; он живет, отслеживая качества ума (дхамма) в качествах ума, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе: вот что называется правильным памятованием

< … >

IIX. А что такое правильное сосредоточение? При этом монах, – совершенно непривязанный к чувственности (кама), непривязанный к неискусным качествам (акусала-дхамма), – входит и остается в первой джхане: восторг (пити) и удовольствие (сукха), рожденные непривязанностью, сопровождаемые рассуждением (витакка) и изучением (вичара). С остановкой рассуждения и изучения, он входит и остается во второй джхане: восторг и удовольствие, рожденные сосредоточением (самадхи-джам), объединение сознания (четасо экодибхавам), свободным от рассуждения и изучения, внутренняя уверенность (аджджхаттам-сампасаданам). С угасанием восторга (пити), он пребывает в безмятежном наблюдении (упекха), с памятованием (сати) и осознанностью (сампаджання); и испытывает физическое удовольствие (сукха). Он входит и остается в третьей джхане, и о нем благородные говорят: «В удовольствии живет тот, кто безмятежно наблюдает и распознает». С отбрасыванием удовольствия и страдания, – так же, как перед этим исчезли радость и горе, – он входит и остается в четвертой джхане: памятовании, очищенном безмятежным наблюдением (упекха-сати-париcуддхи), ни удовольствии, ни страдании (адуккхам-асукха): вот что называется правильным сосредоточением.

Первый поворот колеса Дхармы (Колесо Закона Будды)

В 35 лет достигнув Наивысшего Просветления и познав Абсолютное Счастье, Будда Шакьямуни, конечно же, очень хотел поделиться знанием абсолютной истины со всеми людьми. Так в истории и учении буддизма начинается повествование о первом повороте колеса Дхармы (Закона), о котором говорится в Сутре о Начале Вращения Колеса Закона.

В этой сутре говорится о том, что Будда Шакьямуни начал свою первую лекцию о Законе или Дхарме в Оленьем парке около города Варанаси, что на севере Индии.

Эта первая лекция была всего для 5 монахов, в последствии его первых учеников. C этими монахами он в свое время практиковал совершенный аскетизм, но, не увидев результата, Будда Шакьямуни ушел от них, чтобы практиковать свой путь, чтобы достичь Просветления. И вот спустя 5 лет он вернулся Просветленным и именно эти 5 монахов ведущих безрезультатную аскетическую практику и стали его первыми учениками.

Первая проповедь Будды

Итак, первая проповедь Будды Шакьямуни была именно для монахов, в которой он обращается к ним, суть этой проповеди сводиться к тому что:

«Монахи, есть две крайности, которых не следует придерживаться тому, кто покинул мирскую жизнь. Какие две крайности? Это предаваться страстям, привязываться к объектам чувственных наслаждений, что присуще низменному, заурядному человеку, что не является благородным и не приносит пользы.

А также это предаваться самоистязанию, что есть страдания, а главное не является благородным и не приносит особой пользы.

Монахи, свободен от этих двух крайностей Срединный Путь, открытый Татхагатой, достигшим Высшего Совершенного Пробуждения, — раскрывая глаза, раскрывая понимание, он ведет к спокойствию, к высшим мудростям, к Совершенному Пробуждению, к достижению Нирваны».

Одухотворение реальности

Если рассматривать человека как мост между мирами физическим и духовным, даже притом что граница между ними только в нашем уме, то уже с этого ракурса видения есть понимание необходимости гармоничного совмещения в человеке принципов плотного и тонких миров. Иными словами, осознанный человек в материальном теле, по сути, и есть лаборатория для проведения опыта следования Срединным путём. Только в каждом дне наших будней мы не называем это подобными эзотерическими определениями. Мы просто живем свою жизнь, но в каждом дне в разных ситуациях выбора, при условии включенной осознанности, совмещаем и гармонизируем в себе эти принципы плотного материального и высоких миров, одухотворяя этим ту реальность, в которой пребываем. Ибо осознанная цель воплощенной души на Земле – низвести и заякорить частоты высоких планов в самых плотных и трудноизменяемых пластах материи.

Выход из лабиринта страданий

Первая благородная истина о страдании: жизнь есть страдание, которое не отпускает человека от рождения до смерти; это и есть страдания рождения, страдания старости, страдания болезни и страдания смерти.

Вторая благородная истина о причине страданий: чтобы избегнуть страдания, избегай причины страданий. Главная причина страданий есть ненасытность желаний, стремясь удовлетворить которые человек вовлекает себя в постоянно возникающие новые желания, тем самым создавая карму, которая, в свою очередь, вовлекает ум в различение «хорошего» и «плохого», что есть предпосылкой зарождения новой кармы; так человек и вовлекается в круговорот Сансары.

Третья благородная истина о прекращении страданий: чтобы прекратить страдания, которые держат в колесе Сансары, человек должен победить или возвысить себя над желаниями, над вечным поиском их удовлетворения, над страстями и вожделениями, чего бы они ни касались.

Четвертая благородная истина: Срединный путь (или Совершенный/Благородный/ Восьмеричный путь). То есть, чтобы прекратить страдания и нейтрализовать причину их возникновения, следуй Срединным путём.

Пожалуй, слова древнего источника скажут о Восьмеричном пути наиболее ясно и полно: «Есть средний путь…далекий от тех двух крайностей, возвещенный Совершенным — путь, отверзающий очи, просветляющий разум и ведет тот путь к душевному миру, к возвышенной Мудрости, к совершенству пробуждения, к Нирване.

И вот…благородная истина о пути, ведущем к утолению всякой скорби. Истинно! — то благородный Восьмеричный Путь — истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь, истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усердие, истинное размышление, истинное сосредоточение. Такова…благородная истина о пути, ведущем к утолению всякой скорби».

Что, в первую очередь, предполагает полную осознанность, так как определение к каждому пункту Серединного (Восьмеричного) пути – есть слово «истинное». А всё истинное может произрасти только на почве осознанности. Осознанность же только там, где есть знание себя как Реального Я.

Идя путем суровой аскезы, Сиддхартха добился того, что его ум отделил себя от потребностей тела. Но случайно услышанные им слова мастера-музыканта перевернули его сознание: «Если вы натянете струну слишком сильно, она порвется. Если натяжение окажется слабым, струна не будет звучать…» И он постиг истину, что путь знания это Благородный путь золотой середины, который проходит узко, как по лезвию бритвы, по границе между крайностями. И нужно иметь совершенно отточенное чутье, чтобы прочувствовать и выбрать именно его.

Учение о Четырех Благородных Истинах Буддизма

Здесь же в Оленьем парке Будда Шакьямуни проповедует монахам одно из важнейших своих учений – это Учение о Четырех Благородных Истинах.

Первая Благородная Истина – Истина о Страдании

«Вот монахи, Благородная Истина о Страдании: рождение есть страдание, старость есть страдание, болезнь есть страдание, смерть есть страдание. Горе, скорбь, физическая и душевная боль, а также отчаяние – все это есть страдание. Быть с не любимым страдание, разлука с любимым страдание, не получать желаемого — страдание. Говоря кратко, Пять Накоплений Захваченностей есть страдание».

Мир основан на непостоянстве

И в чем же здесь заключена истина или святая «Дхарма» Будды? А суть учения Будды здесь в том, что этот мир основан на непостоянстве.

Непостоянство означает, что все, что было создано обязательно разрушится. Родившись, например, человек должен непременно умереть. Или же нам приходится расставаться с тем, кого мы любим из-за смерти или по другим условиям. Или же нам приходится жить с теми, кого мы ненавидим.

Например, вы кого-то полюбили и вышли замуж, но вам приходится жить с родителями мужа. Бывает, что свекровь или свекр с вами плохо обращаются, но вам жалко своего мужа, вы его любите или же не хотите уходить из этой семьи из-за ребенка.

Другими словами получается, что избежать страдания невозможно. И сам Будда говорит, что весь мир есть страдание.

Что такое Пять Накоплений Захваченностей?

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Наш опыт — это то, что мы знаем о чем-то, но ведь вещи могут и не соответствовать нашему опыту и тому, что мы желаем испытать исходя из опыта.

Ну а различение – это наши глубокие данные или знания о чем-то, когда мы всегда все делим на то, что нравиться и не нравится.

Рождение в мире людей мы ошибочно считаем радостью, конечно если выхватывать отдельные моменты может это и так, но все же сущностью этих радостей изначально является страдание и попытки его избежать.

Наше молодое тело меняется, те, кого мы любим, тоже меняются. Так же нам приходится испытывать физическую боль или же неприятные чувства от того, что кто-то нас изругал или несправедливо обвинил. Поэтому и говорится, что основа этого мира есть непостоянство и страдание.

Выпадает росой,

И подобно росе исчезает,

Жизнь моя,

Еще один сон среди сна.

( Известное стихотворение Тайко Хидэси)

Вторая Благородная Истина – Истина о Причине Страдания

Далее Будда сказал: «Монахи, вот Благородная Истина о Причине Страдания: это есть Жажда, ведущая к перерождению, которая сопровождается удовольствием и привязанностью, направленная на получение наслаждений то здесь, то там. Это жажда чувственных удовольствий, существования и не существования».

И здесь Будда Шакьямуни указывает на то, что корень наших страданий – это привязанность к удовольствиям, из-за которых мы не видим страданий. И если бы желания и удовольствия носили постоянный характер, тогда и страданий не существовало бы. Однако все меняется да еще и постоянно в конце концов разрушается.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: