Статьи для родителей

Проявления заболевания

Обсессивно-компульсивное расстройство развивается постепенно, его легко можно распознать на ранних стадиях. Признаки, характерные для этого психического нарушения, проявляются в виде резких перепадов настроения или нелогичного поведения, выходящего за рамки общепринятых норм и убеждений. Состояние больного можно охарактеризовать, как подавленное и тревожное, выполнение привычных ежедневных действий вызывает затруднения.

В зависимости от стадии психического расстройства, у человека могут наблюдаться следующие симптомы:

  • физические – боль, слабость, бессонница;
  • эмоциональные – тревога, страх, грусть;
  • когнитивные – нарушение памяти, ложные убеждения, проблемы с четкостью мышления;
  • поведенческие – агрессия либо, наоборот, апатия, проблемы с гигиеной и банальным самообслуживанием;
  • перцептивные – человек считает себя избранным, поскольку он слышит голоса и видит различные видения.

На практике заболевание может выражаться не только банальным частым мытьем рук (при упоминании ОКР это как раз то, что первое приходит в голову), но и другими проявлениями. К примеру, это может быть: использование салфеток для очистки поверхности кожи от несуществующей грязи, избегание контакта с любыми поверхностями вне дома. Больным движет страх загрязнения или заражения тяжелой, неизлечимой болезнью.

Стремление к симметрии – еще одно навязчивое состояние и оно вполне может быть проявлением обсессивно-компульсивного расстройства. Если желание расставить все вещи вокруг себя в симметричном порядке настолько непреодолимо, то помочь сможет только квалифицированный специалист.

Наличие хотя бы одного из вышеперечисленных симптомов – повод для проведения диагностики, а присутствие нескольких проявлений являются показателем для незамедлительного обращения в специализированное медицинское учреждение.

Развитие ОКР не привязано ни к возрастной категории, ни к половой принадлежности человека. Это расстройство может начать прогрессировать в любом возрасте, при этом с одинаковой вероятностью наблюдается как у мужчин, так и у женщин.

Зависимость от гаджетов у детей: основные опасности

Жизнь современного ребенка, а особенно подростка, сложно представить без гаджетов

Но важно не допускать развития у детей гаджетной зависимости. Она опасна как для физического, так и для психического здоровья ребенка

Опасность для здоровья

Гаджеты негативно воздействуют на организм, в частности, на мозг. Их частое использование приводит к рассредоточенности внимания. Ребенок не способен длительное время концентрироваться на чем-либо, он отвлекается и теряет интерес.

Память ухудшается, так как ее реже тренируют. Благодаря гаджетам у нас теряется необходимость удерживать информацию в голове. Зачем запоминать, если можно быстро найти ответ в интернете?

Использование гаджетов плохо влияет на качество сна и вызывает бессонницу. Практически все подростки спят с телефонами под подушкой. Мы проверяем телефон прямо перед сном и сразу же после пробуждения. При этом свет от телефона наш мозг воспринимает как продолжение светового дня, что плохо влияет на выработку мелатонина (гормона сна) и нарушает циркадные ритмы.

Смартфоны ухудшают зрение. Когда глаз фокусируется на каком-то объекте, сокращается количество морганий. Это приводит к сухости роговицы. Всматриваясь в экран смартфона, мы сильно утомляем наши глаза.

Еще одна непрямая опасность – низкая активность. Чем больше ребенок проводит времени с телефоном, тем реже он двигается. В сочетании с неправильным питанием низкая двигательная активность может спровоцировать ожирение.

Из-за неправильного положения тела при использовании смартфона, у ребенка могут возникать боли в шейном отделе позвоночника.

Психологические опасности

Психологи выделяют несколько социально-психологических опасностей гаджетов для ребенка:

  • Потеря интереса к окружающему миру: новостные ленты пестрят яркими картинками и видео, на фоне которых реальная жизнь выглядит скучной и пресной.
  • Снижение интереса к реальному общению со сверстниками.
  • Нежелательные контакты: родители не всегда могут проследить, какие именно сайты посещает ребенок и какой контент он видит.

Чтобы смартфон и интернет не представляли для ребенка угрозы, родители должны рассказать ему о правилах безопасности в сети, особенностях общения в соцсетях и на форумах. Так взрослые смогут оградить ребенка от кибербуллинга, опасных групп и агрессивного контента.

Польза гаджетов

Гаджет – как способ отвлечь малыша

Большинство детей ненавидят настойчивость и терпение, поэтому в некоторых ситуациях мобильный телефон или планшет могут быть хорошим отвлечением. Утомительное ожидание в детской поликлинике, дальнее путешествие или перелет на самолете без капризов и проделок ребенка будет комфортнее и родителям, и ребенку. Также может потребоваться отвлечение внимания дома, например, чтобы ответить на важный звонок.

Необязательно смотреть только мультики на телефоне или планшете, существует множество обучающих приложений для детей, помогающих ребенку в увлекательной игровой форме получать определенные знания, развивать логическое мышление, внимание и память. Так почему бы не провести время с пользой? Получение знаний станет легким и увлекательным занятием благодаря интересной графике, забавной анимации и простому управлению.

Электронная библиотека

Современное общество ориентировано на комфорт. Электронные книги могут легко заменить целую библиотеку. Огромный выбор книг в электронном формате поможет вашему ученику сэкономить время и здоровье, избавив от громоздких книг в уже перегруженных рюкзаках. Преимущества очевидны, не говоря уже о том, что электронная книга дешевле бумажной. Более того, он учит ребенка тому, что Интернет — это не только источник развлечений, но и сборник полезной информации.

Формирование и развитие информационных умений

Количество и скорость информации увеличивается день ото дня. Поэтому информационные навыки очень важны, чтобы в процессе обучения вы могли найти нужную информацию в сети среди горы ненужного мусора.

Учеба

Благодаря выходу в Интернет у ребенка всегда будут под рукой материалы, необходимые для правильной подготовки к уроку или реализации проекта. Всевозможные обучающие видеоролики помогут вашему ребенку справиться с любой задачей, например, с изучением иностранного языка. Приложение также должно позволять им держать под рукой расписание, проверять электронный журнал и научиться планировать свою повседневную деятельность.

Физическая культура и здоровый образ жизни

Существует множество приложений и видеоуроков для планшетов и смартфонов с учетом возраста и развития, соответствующих программам упражнений, которые делают упражнения менее утомительными. Конечно, они не являются полной заменой уроков физкультуры или занятий в спортивном клубе, но идеально подходят для утренней зарядки и разминки в течение дня.

Развитие творческого потенциала

С помощью специальных приложений дети могут научиться обрабатывать фотографии и музыку, редактировать видео (что полезно не только в повседневной жизни, но и в учебном процессе, например, при подготовке презентаций); Если ваш ребенок увлечен игрой на гитаре, приложения для смартфонов могут даже помочь вам правильно настроить инструмент.

Изучая пользу и вред новых гаджетов и высоких технологий, также необходимо учитывать тот факт, что с каждым годом сфера применения техники только расширяется, она стала постоянным спутником современной жизни. Так следует ли полностью отгородить ребенка от технического прогресса и не дать ему поспевать за будущим?

В настоящее время школьники могут сами ремонтировать свои компьютеры, если у них возникнут проблемы. Многие старшие дети знают, как установить антивирусное программное обеспечение, переустановить операционную систему и в целом позаботиться об обслуживании компьютера. Не исключено, что впоследствии увлечение компьютерами станет не только приятным времяпрепровождением, но превратится в профессию будущего.

Как правильно пользоваться гаджетами

Итак, ребёнок попросил купить ему смартфон. Прежде всего, стоит поинтересоваться, как именно он собирается его использовать

Важно, чтобы ребёнок понимал: смартфон — это не показатель статуса, не атрибут взрослого и не игрушка. Это сугубо утилитарная вещь, служащая для конкретных целей.  

Обсудите с ребёнком, какую пользу может принести смартфон, исходя из его увлечений, и покажите ему такие возможности. Например, приложения для творчества — с их помощью можно рисовать классные скетчи, научиться создавать электронную музыку и даже записать свой рэп-альбом. 

Объясните ребёнку, что он должен всегда чётко осознавать, для чего берёт в руки гаджет и расскажите о негативных последствиях, которые несёт пассивное потребление информации. 

Установите правила, например, не пользоваться смартфоном за едой и не «залипать» в экран на улице, и сами выполняйте их. Личный пример особенно важен: бесполезно требовать от ребёнка не злоупотреблять смартфоном, если сами не выпускаете его из рук. 

Делаем игру с малышом интересной для родителей

Иногда родители позволяют ребенку часто и подолгу играть на планшете или смотреть телевизор, потому что им скучно проводить время с ним или они переутомлены после рабочего дня. В таком случае имеет смысл обсудить это на встрече с семейным психологом. А пока давайте разберемся, как добиться того, чтобы играть с крохой было действительно увлекательно.

Для этого вам стоит обратить внимание на то, как много пользы в таком виде совместного досуга для ребенка.

  • Развитие уверенности в себе. Ребенок ощущает себя как личность, если мама или папа откладывает свои дела и внимательно отвечает на его вопросы или играет с ним «на равных». Когда вы делаете над собой усилие, чтобы подробно ответить на вопрос малыша, он становится увереннее, в нем растет доверие и любовь к миру и к себе. Так закладывается фундамент для того, чтобы быть счастливым и радостным человеком в будущем.
  • Передача опыта. Дети копируют поведение родителей и впитывают их установки. Когда мама с удовольствием и радостью занимается со своим малышом, он перенимает эту установку — включаться с интересом во все, чем бы ни занимался. Тогда и он будет с энтузиазмом знакомиться с миром.

Но как быть, если у родителя просто нет времени, чтобы делать с ребенком «его» дела (игры, гуляние, кормление), а потом еще и свои (уборка, готовка, походы в банк и проч.)? Попробуйте объявить все дела общими.

Посмотрим, как это работает. Вам нужно приготовить суп? Прекрасно, ведь вашему малышу тоже будет полезно и интересно смотреть на овощи, узнать их названия, погрызть морковку и спеть вместе с вами песенку. Может быть, он захочет даже стоять рядом и «помогать» — резать игрушечные овощи на своей детской доске. Эта ситуация кардинально отличается от картины, когда мама включает своему ребенку мультфильм, чтобы за время просмотра приготовить ужин.

Зависимость малыша от гаджетов начинается с родителей — и положить конец этой зависимости также могут только они. И начинать, как и в любом воспитательном процессе, нужно с себя: расставлять приоритеты, следить за режимом, искать замену «цифровым удовольствиям». А главное — налаживать теплый и полноценный контакт с малышом.

Приятного общения с ребенком!

Список использованной литературы

  1. Краснова С.В. Как справиться с компьютерной зависимостью. Москва: Издательство «Эксмо-Пресс», 2008.
  2. Янг К. С. Диагноз — интернет-зависимость. Москва: Издательство «Мир», 2000.
  3. Дени Мадлен. Интернет, телевизор, видеоигры. Верная дозировка и правила применения. Москва: Издательство «CLEVER», 2016.
  4. Дэниел Сиберг. Цифровая диета. Как победить зависимость от гаджетов и технологий. Москва: Издательство «Альпина Паблишер», 2015.
  5. Оранж Т., О’Флинн Л. Медиадиета для детей. Руководство для родителей: как преодолеть зависимость от телевизора. Москва: Издательство «Диля», 2007.

Лечение психических расстройств

Большинство психических расстройств поддаются лечению! В некоторых случаях удается полностью избавиться от заболевания или добиться стойкой ремиссии. В острой стадии требуется медикаментозная терапия, включающая прием:

  • нейролептиков;
  • транквилизаторов;
  • нормотимиков;
  • антидепрессантов;
  • ноотропов;
  • психостимуляторов.

Немедикаментозное лечение состоит из психотерапевтической помощи. Это важный этап лечения, позволяющий человеку осознать проблему. С помощью психотерапии удается разработать модель поведения и научить пациента ее придерживаться

Больному важно соблюдать режима отдыха и бодрствования, правильного питания, физической активности.

Расстройства органического происхождения требуют лечения основного заболевания, вызывающего изменение поведения и мышления. С этой целью проводится полная диагностика и назначается лечение в соответствии с поставленным диагнозом. При этом часто лечение основного заболевания также сопровождается психотерапевтической помощью и приемом препаратов ля улучшения психоэмоционального состояния.

Группа риска: кто подвержен

Провоцирующими факторами психических расстройств являются не только индивидуальные черты характера, неспособность управлять собственными мыслями, поведением. Провоцируют развитие психических отклонений также причины социального, экологического, политического характера, в том числе уровень социальной защищенности, экономическое благосостояние, поддержка родных.

Поэтому в группе риска находятся люди с тяжелыми условиями жизни, находящиеся за чертой бедности, перенесшие насилие в детстве или взрослой жизни, потерявшие близких или имеющие тяжелые системные заболевания в анамнезе.

Как детям пользоваться смартфоном

Выбирайте детский контент, который подходит по возрасту. Следите за ребёнком, что он смотрит, во что играет и что делает. При разумном подходе гаджеты принесут пользу. Включайте малышу интерактивные развлечения, развивающие игры и приложения. Сократите объем развлекательных видео и игр, исключите насилие и негативный контент. Не оставляйте надолго кроху наедине с гаджетами.

Пользуйтесь планшетом вместе с детьми – рисуйте, выполняйте задания, играйте. Не выбирайте приложения с часто сменяющимися изображениями и яркими, неестественными цветами. Это отрицательно влияет на психику и зрение. Малыш становится возбужденным, капризным и агрессивным. Глаза быстрее устают.

Чтобы не навредить зрению, уменьшите яркость экрана и держите гаджет на расстоянии минимум 40 сантиметров. Не давайте играть в темноте и делайте гимнастику для глаз, старайтесь использовать естественное освещение. Чередуйте занятия на планшете с физической активностью. Делайте зарядку или гимнастику, играйте в активные игры каждые 20-30 минут.

Не давайте гаджеты перед сном. Устанавливайте четкий лимит времени и контролируйте малыша. Не давайте телефон, если малыш устроил истерику, если нужно чем-то занять детей. В первом случае, это скоро превратиться в манипуляции родителями. А во-втором отдавайте предпочтение играм на улице, рисованию, лепке, активным и развивающим занятиям.

Не используйте гаджеты для компенсации нехватки родительского внимания. И сами реже пользуйтесь телефоном при малыше. Помните, что вы – главный пример для детей. Выполняйте эти несложные рекомендации, и сможете снизить вред смартфонов и другой техники.

Плюсы и минусы использования гаджетов

Степень влияния гаджетов на детей может быть разной. Всё зависит от того, когда ребёнка познакомили с гаджетами и сколько времени он проводил за ними, как много было у него других интересных занятий.

Чем младше ребёнок, тем проще он поддаётся негативному влиянию гаджетов и тем более пагубными могут быть последствия. Вот некоторые из них:

  • нарушения зрения;
  • замедленное развитие речи;
  • повышенная возбудимость, тревожные расстройства, неврозы и депрессивные состояния;
  • проблемы с социализацией и развитием эмоционального интеллекта;
  • сложности с учёбой, снижение внимания и ухудшение памяти;
  • остеохондроз, сколиоз, нарушение кровообращения в шейном отделе и головные боли;
  • проблемы со сном.

О пользе гаджетов для детей справедливо говорить только в старшем возрасте — когда ребёнок идёт в школу и осваивает технологии, учится работать с информацией и презентовать её другим.

Дафна Бавельер, профессор Рочестерского университета, пришла к выводам, что видеоигры развивают концентрацию внимания, пространственное воображение, быстроту реакции, способность быстро находить нужные предметы. Однако в её исследованиях речь идёт о старшеклассниках и взрослых людях.

Как и любой современный инструмент, технологии могут быть и полезны, и опасны для детей

Родителям важно чётко разграничивать случаи, в которых гаджеты помогут ребёнку развиваться и получать знания, а в которых — приведут к тяжело устранимой зависимости

Как улучшить состояние пациента?

Подбирая схему лечения пациента, важно предварительно установить причину развития когнитивного расстройства. Поэтому после оценки психического статуса проводится всестороннее обследование больного

Тактика лечения расстройств определяется на основании тяжести заболевания и причины, спровоцировавшей нарушение мозговых функций. В терапии легкой и умеренной деменции, вызванной болезнью Альцгеймера или сосудистыми патологиями, применяются ингибиторы ацетилхолинэстеразы либо Мемантин. Однако эффективность этих препаратов пока не доказана. Их назначают в основном с целью предупреждения дальнейшего прогрессирования патологического процесса и развития деменции.

В случае диагностирования сосудистых патологий, спровоцировавших сбой мозговой деятельности, применяются:

  • ингибиторы фосфодиэстеразы способствуют расширению сосудов, что приводит к нормализации кровообращения;
  • блокаторы а2-адренорецепторов подавляют действия симпатического отдела нервной системы, которые привели к сужению кровеносных сосудов.

Для восстановления нейрометаболических процессом применяет Актовегин. Препарат повышает пластичность нейронов головного мозга, что оказывает положительное влияние на функции познания.

Помимо указанных лекарств при наличии неврологических расстройств применяются различные терапевтические тактики, направленные на коррекцию поведения пациента. На выполнение этой задачи уходит немало времени, так как подобное лечение предполагает последовательную трансформацию психики человека.

Тактика ведения пациента с нарушением когнитивных функций:

Гаджеты в школах

В мировой практике дети давно пользуются гаджетами в процессе обучения. Они ищут информацию, работают с видео, смотрят презентации, обсуждают задания в чатах. Теорию можно изучить дома, а на уроке выполнять практические упражнения. В период болезни школьники не пропускают материал. Да и учиться детям с использованием смартфона гораздо интереснее.

По мнению многих экспертов, стандартное изучение материала в школе устарело. От школьников требуют навыки, которые не пригодятся из-за ускоренного технологического прогресса. В некоторых школах уже ввели электронные дневники, даже родители общаются и решают вопросы в общих чатах. Это делает процессы удобными, эффективными и быстрыми.

В то же время, собственные смартфоны и планшеты мешают детям заниматься. Они отвлекают – школьники не могут сосредоточиться на уроках. Поэтому многие учебные заведения вводят запреты на использование телефонов. Гаджеты, например, складывают перед уроком в специальную коробку. А после занятия телефон можно взять обратно.

Отметим, что российские школы и сами ученики не готовы полностью переходить на подобное обучение. Как показывает практика, дети используют гаджеты для развлечения, а не для обучения. Трудно проконтролировать, чем школьник занимается в смартфоне. Он может параллельно с просмотром обучающего видео переписываться или играть.

Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте

Профилактика и прогноз

Общий прогноз при когнитивных расстройствах нельзя составить. В каждом случае последствия носят индивидуальный характер. Но при условии своевременного обращения за помощью к специалисту и соблюдении всех врачебных предписаний удается приостановить развитие патологического процесса.

Важно отметить, что существует два типа когнитивных расстройств: обратимые и необратимые. Первая форма поддается коррекции, а вторая – нет

Профилактика включает в себя мероприятия, направленные на снижение стресса и повышение умственной и физической активности человека. Во избежание возникновения подобных нарушений рекомендуется уже с молодого возраста регулярно выполнять интеллектуальные задачи.

Помимо этого, в целях профилактики деменции следует своевременно проводить лечение сосудистых патологий, печеночных заболеваний, а также регулярно восполнять недостаток витаминов группы В.

Как отучить… или научить?

Прежде всего, бесполезно бороться с прогрессом. Скорее, лучше обернуть его себе на пользу. Ведь сами по себе технологии вреда не несут. Так же безвреден молоток — им можно забивать гвозди или случайно попасть себе по пальцу. Поэтому главное — не отучить детей от гаджетов, а научить их извлекать для себя пользу и знать меру.

Общение

Для начала нужно разобраться, почему ребёнок так много времени проводит за компьютером или со смартфоном

Может быть, у него там важное для него увлечение? Общение со значимыми близкими друзьями? И даже фильмы, сериалы и игры — это не только про развлечения, это возможность проживать всевозможные ситуации вместе с героями, развивать свой эмоциональный интеллект. А если фильм или сериал хороший, то почему бы не посмотреть его вместе и обсудить? 

Совместный поиск решения. Если вы заметили наличие проблемы, то это ещё не значит, что проблема существует для ребёнка. Поэтому нужно выйти на диалог и объяснить, что и, главное, почему вас беспокоит, какие реальные последствия могут быть.

И следующим шагом вам нужно именно совместными усилиями придумать, как с проблемой бороться. Если ребёнок примет в составлении плана непосредственное участие, он будет ощущать свою ответственность и собственный контроль над ситуацией вместо принуждения и беспомощности в случае жестких мер и наказаний.  

Польза

Покажите ребёнку светлую сторону интернета: приложения для самоорганизации и тайм-менеджмента, для изучения языков и правил ПДД, для спорта и здорового образа жизни, образовательные ресурсы с видеоуроками и тестами по школьной программе, интерактивные курсы. Все это может быть не только полезно, но и интересно. Тогда вы будете спокойнее, зная, что ребёнок не просто залипает в экран и тратит время впустую.

Альтернативы

Подскажите и предложите, чем ещё можно занять своё свободное время вместо гаджета. Может быть, самое время завести хобби? От рисования до танцев, от игры на гитаре до конной езды — все зависит от склонностей и возможностей. Совместное времяпрепровождение с семьей, родственниками и друзьями — тоже отличный вариант. Выбирайтесь в парки и усадьбы, в кино и кафе, в зоопарки и музеи. 

Эмпатия

Обратите внимание, какой пример подаёте вы сами и как вы проводите свой досуг. Если родители сами проводят вечера у экрана телевизора, то как можно ругать ребёнка за злоупотребление смартфоном? Возможно, вам всем вместе стоит пересмотреть свой отдых — например, поиграть в настолки. . Зависимость от гаджетов можно рассматривать как тревожную тенденцию времени или новую реальность, с которой нам предстоит иметь дело отныне и навсегда

Какие воспитательные методы выбирать — дело каждой семьи и зависит от характера родителей и детей. Но ограничения и скандалы, как правило, приведут к конфликтам и непониманию

Зависимость от гаджетов можно рассматривать как тревожную тенденцию времени или новую реальность, с которой нам предстоит иметь дело отныне и навсегда. Какие воспитательные методы выбирать — дело каждой семьи и зависит от характера родителей и детей. Но ограничения и скандалы, как правило, приведут к конфликтам и непониманию.

В любом случае, чтобы грамотно пользоваться преимуществами современных технологий, детям пригодится уверенная рука зрелых и понимающих взрослых людей.

Три стадии нарушений познания

Подобные нарушения принято классифицировать по степени тяжести последствий. Познавательные расстройства могут носить следующий характер:

  1. При легких нарушениях наблюдаются незначительные изменения, которые укладываются в пределах установленных норм для конкретной возрастной группы. Подобные расстройства не создают проблем для человека в повседневной жизни. При этом сами люди или окружающие могут замечать такие изменения.
  2. Для умеренных нарушений характерны изменения когнитивных функций, которые выходят за пределы существующих норм. Однако такие нарушения не сказываются на состоянии человека и не вызывают у него дезадаптации в повседневной жизни. Умеренные расстройства обычно проявляют себя в виде проблем, возникающих при выполнении сложных интеллектуальных задач.
  3. Наиболее опасным типом когнитивных расстройств личности является деменция, или слабоумие. Это состояние сопровождается существенными изменениями памяти и других функций головного мозга. Такие расстройства имеют ярко выраженный характер и оказывают непосредственное влияние на повседневную жизнь человека.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: