Дух, душа, тело: кто умер в день грехопадения Адама и Евы?
Прежде, чем мы приступим к вопросу о духе, души и тела, нам
следует обратиться к первой книге Библии – Бытию. Там говорится, что после того,
как Бог сотворил человека, Он наложил на него ограничение, ясно обозначив
наказание на случай, если данное ограничение будет нарушено. Прочтем:
Бытие 2:16-17
«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты
будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо
в день, в который ты вкусишь от него, смертью
умрешь.»
Итак, ограничение, наложенное Господом, состояло в том, что
Адам не должен был есть от дерева познания добра и зла
Наказание, которое ожидало Адама в случае преступления этого ограничения, было
сформулировано так: «в день (обратите внимание: в тот
самый день), в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». В тексте наказания
необходимо отметить две очень важные вещи
Первая: в случае, если Адам поест с
дерева, смерть наступит немедленно,
в тот же самый день. Вторая: это произойдет
обязательно. Фраза «смертью умрешь» произнесена, чтобы как раз акцентировать тот
факт, что смерть придет стопроцентно, всенепременно, в тот же день.
Теперь проследуем к главе 3 книги Бытия, чтобы посмотреть,
выполнили ли Адам и Ева то, что наказывал им Бог:
Бытие 3:1-6
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И
сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И
сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое
среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не
умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который
вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и ЗЛО.
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и
вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу
своему, И ОН ЕЛ.»
В этом отрывке описывается, как змей (это другое имя дьявола)
обманул Еву. В первом выпуске нашего журнала мы узнали, что сатана преуспел в
своем замысле потому, что Ева не знала точно Слово Божье. Точное знание Слова
Божьего – причина жуткой головной боли дьявола. Итак, в конце концов, Адам и Ева
поели с дерева познания добра и зла. Сделав это, согласно сказанному Господом,
они должны были в тот же момент умереть. Но проблема в том, что Бытие 5:5-6
говорит:
Бытие 5:4-5
«Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и
дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.»
Таким образом, согласно Библии, Адам продолжал жить в своем
теле еще много-много лет после того, как поел с дерева познания добра и зла. Но,
с другой стороны, Бог сказал, что он обязательно умрет в тот же день, если
вкусит с этого дерева. На первый взгляд, тут возникает противоречие в том, что
же в конце концов случилось в тот самый день, когда Адам и Ева поели с дерева?
Умерли они, как сказал Бог, или все-таки нет? Кто может распутать это
«противоречие»? Идеи, теории, религии и традиции людей? Нет! Только одно может
дать нам верный ответ, и это не что иное, как Слово Божье. И если вы хотите,
чтобы Библия ответила вам, вы должны дать ей свободу говорить самой за себя
(самотолкование).
В нашем случае, исходя из того, что Бог не может лгать (Числа
23:19), Адам и Ева действительно умерли в тот день, когда поели с дерева. На
самом деле, это дьявол (а не Бог) сказал, обманывая Еву: «нет, не умрете».
Значит, если они не умерли в тот день, как сказал Бог, тогда дьявол оказался
прав, а Господь – неправ, что просто-напросто невозможно. Однако, именно этому
сейчас многие учат, утверждая: «На самом деле, когда Бог сказал, что они смертью
умрут, Он имел в виду, что только семена смерти будут посажены». Слово Божье не
нуждается в такой защите. Фактически, оно ни в какой защите не нуждается, потому
что оно – правда, а правда может сама за себя постоять. Слову нужно, чтобы его
правильно разделяли и открыто провозглашали. Возвращаясь к нашей теме: ТАК КАК
ГОСПОДЬ СКАЗАЛ, ЧТО ОНИ СМЕРТЬЮ УМРУТ В ТОТ САМЫЙ ДЕНЬ, ОНИ НА САМОМ ДЕЛЕ УМЕРЛИ
В ТОТ ДЕНЬ. Однако, поскольку они продолжили жить в своих телах даже после того,
как поели с дерева познания добра и зла, очевидно, что в них должна была
присутствовать иная форма жизни, кроме жизни их тел, и которая была утрачена в
тот день, когда они поели, и поэтому это и была смерть (отсутствие формы жизни).
Итак, нам надо поискать в Библии, как был сотворен человек, и из каких частей
состояла его сущность. Знание того, что составляло жизнь первого человека, даст
нам возможность понять, что он утратил в тот день.
Силы души
«Силы души, — пишет св. Иоанн Дамаскин, — разделяются на разумную силу и неразумную. Сила неразумная имеет две части: …жизненную силу и часть, подразделяющуюся на раздражительную и вожделевательную». Но так как деятельность силы жизненной — растительно-животное питание тела — проявляется только чувственно и совершенно бессознательно, а поэтому не входит в учение о душе, то остается в учении о душе нашей рассматривать следующие силы ее: словесно-разумную, раздражительную и вожделевательную. На эти три силы и указывают св. отцы Церкви и эти именно силы признают главными в душе нашей. «В душе нашей, — утверждает св. Григорий Нисский, — усматриваются по первоначальному разделению три силы: сила ума, сила вожделения и сила раздражения» . Такое учение о трех силах души нашей мы находим в творениях св. отцов Церкви почти всех веков.
Эти три силы должны быть обращены к Богу. Именно таково их естественное состояние. По словам аввы Дорофея, который соглашается здесь с Евагрием, «разумная душа тогда действует по естеству, когда вожделевательная часть ее желает добродетели, раздражительная подвизается о ней, а разумная предается созерцанию сотворенного» (Авва Дорофей. С.200). А преподобный фалассий пишет, что «отличительною чертою разумной части души должно служить упражнение в познании Бога, а желательной – любовь и воздержание» (Добр. Т.3. С.299). Николай Кавасила, затрагивая тот же вопрос, соглашается с упомянутыми отцами и говорит, что человеческое естество создано для нового человека. Мы получили «мышление (λογισμό), чтобы познавать Христа, а желание – чтобы стремиться к Нему, и приобрели память, чтобы нести Его в ней», ибо Христос является первообразом людей.
Похоть и гнев составляют так называемую страстную часть души, разум же – разумную. В разумной части души падшего человека господствует гордость, в вожделевательной – главным образом плотские прегрешения, а в раздражительной – страсти ненависти, гнева, памятозлобия.
Разумная
Человеческий ум находится в постоянном движении. Разные мысли приходят в него или рождаются в нем. Ум не может оставаться вполне праздным или замкнутым в себе. Он требует себе внешних раздражителей или впечатлений. Человеку хочется получать информацию об окружающем мipe. Это потребность разумной части души, притом самая простая. Более высокая потребность нашего разума — тяга к размышлению и анализу, свойственная кому-то в большей, а кому-то в меньшей мере.
Раздражительная
Выражается в тяге к самопроявлению. Впервые просыпается она еще у ребенка вместе с первыми словами: «я сам» (в смысле: сам сделаю то или другое). В общем, это естественная потребность человека — не быть чьим-то чужим орудием или автоматом, а принимать решения самостоятельные. Наши желания, будучи поражены грехом, требуют наибольшей воспитательной работы, чтобы быть направленными на добро, а не на зло.
Вожделевательная
Чувствительная (эмоциональная) сторона души требует и для себя свойственных ей впечатлений. Это, в первую очередь, эстетические запросы: созерцать, слушать что-нибудь красивое в природе или в человеческом творчестве. У некоторых же художественно-одаренных натур возникает потребность и к творчеству в мipe прекрасного: неодолимая тяга рисовать, лепить или петь. Более высокое проявление чувствительной стороны души — сопереживание радости и горя других людей. Есть и иные сердечные движения.
Происхождение души
Происхождение души каждого отдельного человека не раскрыто вполне в слове Божием, как «тайна, ведомая одному Богу» (св. Кирилл Александрийский), и Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Она решительно отвергла только взгляд Оригена, унаследованный из философии Платона, о предсуществовании душ, согласно коему души приходят на землю из горного мира. Это учение Оригена и оригенистов осуждено Пятым вселенским собором.
Однако данное соборное определение не устанавливает: творится ли душа от душ родителей человека, и в этом только общем смысле составляет новое творение Божие, или же каждая душа непосредственно отдельно творится Богом, соединяясь затем в определенный момент с образующимся или образовавшимся телом? По взгляду одних Отцов Церкви (Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феодорит), каждая душа отдельно творится Богом, причем некоторые приурочивают соединение ее с телом к сороковому дню образования тела. (К точке зрения отдельного творения каждой души решительно склонилось римо-католическое богословие; она догматически проводится и в некоторых папских буллах; папа Александр 7 связал с этим взглядом учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии). — По взгляду других учителей и Отцов Церкви (Тертуллиана, Григория Богослова, Григория Нисского, преп. Макария, Анастасия Пресвитера), о субстанции, душа и тело, одновременно получают свое начало и совершенствуются: душа творится от душ родителей, как тело от тел родителей. Таким образом, «творение здесь понимается в широком смысле, как участие творческой силы Божией, присущей и необходимой всюду для всякой жизни. Основанием для этого взгляда служит то, что в лице праотца Адама Бог сотворил род человеческий: «от одной крови Он произвел весь род человеческий» (Деян. 17:26). Отсюда следует, что в Адаме потенциально даны душа и тело каждого человека. Но Божие определение осуществляется так, что и тело и душа творятся, созидаются Богом, ибо Бог все содержит в своей руке, «Сам дая всю жизнь и дыхание, и все» (Деян. 17:25). Бог, создав, созидает.
Св. Григорий Богослов говорит: «Как тело, первоначально сотворенное в нас из персти, сделалось впоследствии потомком человеческих тел и от первозданного корня не прекращается, в одном человеке заключая других: так и душа, вдохнутая Богом, с сего времени сопривходит в образуемый состав человека, рождаясь вновь, из первоначального семени (очевидно, по мысли Григория Богослова, семени духовного) уделяемая многим, и в смертных членах всегда сохраняя постоянный образ… Как дыхание в музыкальной трубе в зависимости от толщины трубы производит звуки, так и душа, оказывающаяся бессильной в немощном составе, появляется в составе укрепившимся и обнаруживает тогда весь свой ум» (Григорий Богослов, слово 7, О душе). Таков же взгляд и Григория Нисского.
О. Иоанн Кронштадтский в своем Дневнике рассуждает так: «Что такое души человеческие? Это одна и та же душа или одно и то же дыхание Божие, которое Бог вдохнул в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди, поэтому все равно, что один человек или одно древо человечества. Отсюда заповедь самая естественная, основанная на единстве нашей природы: «Возлюби Господа Бога твоего (Первообраз твой, Отца твоего) всем сердцем твоим и всею душою твоей, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего (ибо кто ближе ко мне подобного мне, единокровного мне человека), как самого себя«. Естественная необходимость исполнять эти заповеди» (Моя жизнь во Христе).
Из книги протопресвитера Михаила Помазанского
В чем же разница?
Уяснив для себя эти понятия, можно сделать несколько выводов:
- душа и дух — совершенно разные понятия;
- душа есть у любого живого существа, а дух присущ только человеку;
- душа часто испытывает на себе воздействие окружающих;
- душа вселяется в человека при рождении, а дух появляется лишь в минуты покаяния и принятия Бога;
- когда душа покидает тело, человек умирает, а если дух уходит из тела, то человек продолжает жить, совершая грехи;
- лишь дух может познать слово Божие, душа может лишь почувствовать его.
Нельзя четко провести грань между этими двумя определениями. В каждом религиозном учении свои трактовки этих двух сущностей. Для православного человека ответ следует искать в Библии. Ведь только это писание способно помочь в определении, что такое душа и дух, в чем разница.
https://youtube.com/watch?v=l16kaE6QCtI
Что происходит с душой после смерти
Традиционно в православном богословии считается, что сразу после смерти душа отправляется к Богу для частного суда. Однако ад, как и небесный рай, вопреки распространённому мнению, не являются местами окончательного пребывания душ. Вечная участь каждого человека определяется во время Страшного Суда.
Это имеет огромное значение для утешения христиан, скорбящих из-за потери близких. Одно из кардинальных отличий православного учения от протестантского заключается во взгляде на посмертную участь человека.
Многие протестанты утверждают, что основополагающим для вечной участи человека является то, каким он был на момент смерти. И если он не успел покаяться и принять Христа, то изменить уже ничего невозможно.
В православном учении издревле существует совсем иная оценка посмертной участи грешников. Основана она на нескольких моментах.
Во-первых, богословы восточной церкви глубоко размышляли над следующим сообщением Писания:
«… Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды»(1Петр.3:18-20).
Иконография: Воскресение Христово — Сошествие во ад Датировки: XV в. Третья четверть XV в.Иконописная школа или художественный центр: Новгородская школа Происхождение: Из церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 89,5 см, ширина 59,5 см Из праздничного чина. В центре композиции изображен Христос в трехчетвертном повороте, попирающий сломанные врата ада, с большим крестом в левой руке. По сторонам от него коленопреклоненные Адам и Ева. НГОМЗ 2179. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник Литература: Иконы Великого Новгорода XI-начала XVI веков. Авторы проекта Л.В.Нерсесян и С.В.Обух. М. Северный паломник. 2008. №37.
Духами, которым проповедовал Иисус, православные мыслители, в отличие от католических, считали всех умерших, что пребывали в аду в том момент, когда туда сошёл Христос, а не только праведников Ветхого Завета.
Но какое значение это имеет для современных верующих? В книге архиепископа Илариона (Алфеева) «Христос — победитель ада» делается воодушевляющее предположение:
Учитывая это, православные христиане придерживаются иной точки зрения, нежели протестанты, и уверены в том, что посмертную участь души можно изменить. Поэтому они возносят за усопших молитвы Богу и совершают дела милосердия и любви, чтобы Господь помог душе возрасти духовно и нравственно даже в аду и после этого забрал её в рай. Это согласуется с мнением Максима Исповедника, который считал, что муки в аду имеют воспитательный и исправительный характер.
Что будет с душой после Суда Христова? Во-первых, нужно отметить, что перед Судом предстанет весь человек, а не его отдельная часть. То есть, по православному учению, душа воссоединится с телом во время воскресения из мёртвых. Дальше же произойдёт то, о чём сказал Иисус:
Что же произойдёт с нечестивыми? Книга Откровение поясняет слова Христа:
Означают ли слова Христа, что нечестивые будут мучимы буквальными пытками, наподобие тех, что использовались в застенках инквизиции и за колючей проволокой концлагерей? Многие уверены, что это очевидная истина. Однако святые думали иначе.
К примеру, прп. Исаак Сирин писал:
В трудах Отцов Восточной Церкви подчёркивается, что Божий Суд будет основан на его любви и истине, а не на земных юридических нормах.
Стоит ли воспринимать всерьёз популярный рассказ о мытарствах души, которые можно встретить в сочинениях о житие Василия Нового и других источниках? Среди богословов нет единого мнения по этому вопросу.
Заслуживает внимания то, что упомянутый источник является апокрифическим сочинением и не может стоять в одном ряду с книгами Библии. В самом же Писании нет сообщений о мытарствах.
Библия нигде не говорит, что Бог после смерти испытывает праведников, будто не доверяет им. Как раз наоборот, Христос говорит:
А апостол Павел так говорить о своем посмертном уповании:
В таких сложных вопросах, как посмертная участь праведников и грешников, последнее слово должно оставаться за Священным Писанием.
Про призраков
Дух – Двойник
Такие духи, как правило, предпочитают проецироваться одновременно в нескольких разных местах, потому они и выглядят один в один.
Более того, они умеют имитировать внешность любого человека, который находится в полнейшем здравии. Поэтому часто бывает так, что человек клянется, будто видел минуту назад своего товарища, хотя тот в действительности находится в другом конце города.
Дух – Лемур
Это очень злые призраки, которые все время скитаются. Они напрямую связаны со смертью, несчастьем и тьмой.
Но почему же они такие злые? Оказывается, что дело в том, что у них очень резко оборвалась земная жизнь или же их захоронили ненадлежащим образом. Также причина может быть еще и в том, что у них не было близких людей, которые бы оплакивали их.
Дух – Искусственный призрак
Это самый редко встречающийся вид духов. Если несколько человек собираются вместе, дают духу имя и пытаются вызвать искусственного призрака, то духовная энергия такого «существа» вполне может дать о себе знать.
Вам нравится изучать информацию по этой теме? Открыли что-то новое для себя?
Святой Феофан Затворник — автор разъяснения разницы между душой и духом
Святитель Феофан жил в XIX веке. Он закончил Санкт-Петербургскую духовную академию, был ее ректором, затем совершал служение в ряде регионов. Он был добрым пастырем, добродетельным человеком и заботливым начальником. Ближе к концу жизни по примеру многих древних святых отцов Церкви святитель Феофан затворился в келье. Отметим, что для России XIX века это был совершенно беспрецедентный случай. В то время широкие круги общества относились к Православию как религии для бедных людей ограниченного кругозора. Просияли в это время лишь старцы Оптиной пустыни, святитель Игнатий (Брянчанинов) — и то сама официальная Церковь удивлялась их подвигам.
Святитель Феофан же продолжил традицию подвига безмолвия и затворничества, идущую из древних монастырей и продолжившуюся как раз в Киево-Печерской лазер, воспитанником которой он был.
Святитель закрылся в келейном корпусе, в отдельном помещении из трех небольших комнат: кабинета, молельни, спальни — и выходил только на галерею, чтобы подышать воздухом. Он устроил крохотную домовую церковь, где в одиночестве каждый день совершал Литургию. Здесь святитель почти никого не принимал, особенно праздных гостей, молился, писал богословские и духовные труды, письма-наставления духовным детям, а также играл на музыкальных инструментах и пел духовные песнопения. Святитель также трудился физически, справедливо говоря, что тело — храм Божий и нужно его утруждать, чтобы поддерживать в форме и заставлять служить Богу и людям. Владыка Феофан резал по дереву, писал иконы, шил сам себе одежду, одеваясь более чем скромно.
Так святитель прожил более 28 лет и отошёл ко Господу 6 (19) января — в праздник Крещения Господня, Богоявления (важно, что само имя Феофан с греческого переводился как Богоявление!)Святитель Феофан Затворник оставил поистине великие труды. Они касаются и богословских тем, и духовных; он сделал доступным для всех православных наследие святых Отцов Церкви и показал простоту духовной жизни
Очень известна книга «Мысли на каждый день» Феофана Затворника. Для каждого дня им написала краткая заметка-размышление, в основном, на тему читаемого в этот день по церковному Уставу места в Новом или Ветхом Завете. Сегодня книга не только издается, но и распространяется в мобильных приложениях вместе с календарями.
Другими работами святителя являются книги «Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться?», «Как начинается в нас христианская жизнь?», духовные письма, толкования на Апостольские послания, поучения. Важным трудом святителя стало «Добротолюбие избранное для мирян» — поучения древних святых, переведенные на русский язык (удивительно — слова святых перевел современный святой). Этим трудом пользуются по сей день ученики духовных учебных заведений и все православные христиане.
Очень забавные отношения с духом очага Цзяо-ван сложилось у китайцев — он похож на чиновника
Цзяо-ван следит за всем, что творится в доме, даже подслушивает разговоры. В конце года он отправлялся к Нефритовому государю с подробным докладом обо всех делах, происшедших в семье. В новогодние праздники китайскому духу очага нужно поднести особые угощения: пельмени, маньтоу и обязательно кунжутный рулет и рисовую водку. Смысл в этом такой — придет Цзяо-ван во дворец пьяный, со слипшимися от рулета зубами и не сможет рассказать ничего плохого Нефритовому государю, будет только молчать и улыбаться. В современном Китае уже мало кто поклоняется духу очага, но традиция готовить пельмени и кунжутные рулеты на новогодние праздники сохранилась.
Есть в Китае еще один любопытный мифический персонаж — умеющий предсказывать будущее дух-хранитель отхожих мест Цзы-гу. Ну а что — это тоже, скажем так, обжитое пространство. В Азии вообще принято верить в духов сортиров, но Цзы-гу интересна тем, что у нее есть реально существовавший прообраз.
По преданию, в конце VIII века девушка по имени Цзы-гу работала служанкой у богатого чиновника, который на нее очень запал и захотел сделать своей наложницей. Его жена из ревности в канун праздника фонарей убила несчастную прислугу, проткнув мечом. Тело девушки она скинула в выгребную яму.
Цзы-гу
Нефритовый Владыка посчитал, что Цзы-гу не заслужила такой участи и решил оставить ее при дворце, назначив какой-нибудь богиней. Но вот незадача — к тому моменту из-за его доброты развелось столько богов-покровителей, что все места были заняты — начиная с гор и морей, заканчивая сараями. Вот он и определил в подчинение Цзы-гу туалеты. А чтобы ей не было обидно — дал дар предсказаний, и именно этот дар сделал Цзы-гу очень почитаемым духом у знатных дам в эпоху Сун. 15-го числа первого месяца года даже проводились специальные обряды в ее честь с гаданиями.
Расплывчатая разница
Итак, дух и душа — в чем разница этих понятий? Как видно из этой статьи, каждая религия по-своему трактует значение этих слов. Но в основных идеях о душе и духе как религии, так и философские учения сходятся. Разница между духом и душой заключается в том, что душа неразрывно связана с телом, а дух, наоборот, стремится только к Богу, отвергая все физическое и мирское
Очень важно найти тонкую грань между своим духом и душой. Тогда их можно будет держать в гармонии, ведь в основном дух тянется к высоким идеалам, а душа слишком подвержена негативному влиянию окружающего мира
Когда человек сам для себя осознает, в чем разница между духом и душой, он сможет спокойно жить и радоваться каждому мгновению. Конечно, это задача не из легких. Но тот, кто имеет терпение и выдержку, сможет обрести себя и наладить гармоничную связь между душой и духом.
Как изгнать нечистую силу из дома?
А теперь приступим к самому важному, а именно, рассмотрим способы изгнания нечистой силы из дома. Стоит отметить, что уничтожить подобных существ под силу далеко не каждому, поэтому такие варианты отметаются сразу
Разумеется, если речь идет не о потомственном маге, обладающем недюжинной силой. А вот попросить неприглядных соседей покинуть стены дома – можно вполне.
Совершать любые обряды, которые касаются очистки дома и изгнания из него нечистой силы, должен старший в роду
Это правило особенно важно, даже самый сильный обряд не сработает, если оно будет нарушено. Итак:
— Особенно часто странности в доме появляются после смерти человека в том случае, если свидетелем ухода души стало зеркало. В такой ситуации следует разбить этот предмет, отнеся подальше от дома и уложив отражающей поверхностью вниз. Уходить следует, не оглядываясь.
Однако в любой ситуации очищение дома нужно начинать именно с зеркал, ведь именно они являются проводниками в потусторонний мир. Для проведения обряда нужно омыть зеркало насыщенным отваром полыни или раствором каменной соли, представляя, что вода создаёт невидимую, но прочную защиту, которая не позволит таким существам потревожить ваш покой. Вытирать стекло не нужно. После этого на некотором расстоянии от зеркала поставить свечу, которая должна полностью прогореть. Огонь и вода защитят ваш дом от низших сущностей.
— Очищение дымом. Изгнать нечисть помогут растения, обладающие колдовской силой, а именно – зверобой, полынь и шалфей. Для очищения дома нужно зажечь букетик, составленный из упомянутых выше трав и окурить дымом всё помещение. Начинать следует от входной двери, постепенно продвигаясь по часовой стрелке. Завершать круг нужно также возле дверей. Если букет ещё чадит, следует потушить его в заранее приготовленной чаше с подсоленной водой.
— Свеча. Самый сильный способ – очищение дома восковой свечой. Воск представляет собой субстанцию, которая впитывает, поглощает негатив, притягивает злые силы. Именно поэтому при проведении обряда следует установить свечку таким образом, чтобы капли стекающего воска не попали на пол или вашу руку. Можно, например, поставить её в чашку, наполненную крупой.
Важно использовать обычную восковую свечу, церковную брать не стоит, и тому есть масса причин, которые заслуживают отдельного разговора. Перед началом обряда нужно нанести на свечу любой знак, который придёт вам в голову
Главное, чтобы этот символ ассоциировался с добром, защитой и очищением. Дальше нужно зажечь свечу спичкой, после чего обойти весь дом по часовой стрелке, начиная от входных дверей, и оставить огарок догорать в любой из комнат. В том случае, если свеча вдруг начнёт чадить или трещать, нужно оставаться на месте до тех пор, пока пламя не станет ровным и ярким.
— Причиной негатива в доме может стать человек с плохой энергетикой, которая буквально притягивает существ низшего мира. Если вы вынуждены делить кров с такой личностью, стоит создать оберег, который будет впитывать негатив, оставляя чистым пространство вокруг себя. В качестве оберега лучше выбрать дерево, которое поглощает тёмную энергетику – тополь, осину, липу. Небольшая ветвь или брусок помогут избавиться от опасности, которую представляет человек с тёмной душой. Но раз в месяц оберёг следует менять, обязательно сжигая старый.
— Если в доме неприятно находиться, нужно разложить по всем углам зубчики чеснока. Пусть это растение полежит несколько дней и впитает в себя всю чернь, которая находится в жилье. В особенно тяжёлых случаях чеснок покрывается плесенью или чернеет. В таких ситуациях следует повторить обряд несколько раз до тех пор, пока зубчики не станут сохранять прежний вид. После завершения чистки чеснок вынести как можно дальше от дома, закопать или сжечь.
Все предметы, которые были использованы во время обрядов, необходимо вынести как можно дальше от дома, оставить под кустом, деревом или слегка прикопать землёй. Желательно делать это в том месте, где не ходят люди.
Разумеется, есть свои духи в монастырях и на кладбищах
С XV века распространилось множество историй о монастырских увальнях, живущих в винных погребах при монастырях. Эти существа, считающиеся демонами, всячески совращают погрязших в роскоши и распутстве монахов, приобщая их к пьянству, обжорству и разврату. Очень удобно, когда это не ты согрешил, а бес попутал. Похожий дух живет в трактирах, а точнее — в их кладовых. Особенно такой «домовой» любит заведения с плохой репутацией, где хозяева и персонал грубы и не чисты на руку.
Грим
Свои духи есть и у непосредственно церквей. Самый известный — грим. В средние века в Великобритании и Скандинавии служители церквей не дожидались, пока грим появится сам, и создавали его, заживо закапывая черную собака на северной стороне церкви. Считалось, что этот попахивающий сатанизмом ритуал создаст духа, который будет следить за безопасностью и благосостоянием церкви.
Но вообще гримы бывают разные. Например, шведский грим предстает не в виде черной собаки, а как ягненок — потому, что в Швеции в дни раннего христианства было принято зарывать ягненка под алтарным камнем. А в Дании все тем же живодерским способом в жертву приносилась кладбищенская свинья. Грим любит слушать колокольный звон, а иногда и сам в полночь звонил в колокол — это предвестие смерти.
Дух в исламе
Дух и душа — в чем разница? В исламе с давних пор задавались этим вопросом. В отличие от православия, здесь понятия духа и души трактуются несколько по-другому. Считается, что дух наделен бесконечным количеством качеств и умений. Он может различать с помощью сознания, осознавать умом, быть в единстве с совестью, прислушиваться к мечте, любить сердцем. Некоторые способности духа проявляются через материальные человеческие органы, другие — ограничены ими. В исламе говорится, что дух — закон Аллаха, который управляет телесной оболочкой. Традиционно в исламской религии тело человека обозначается клеткой, а дух олицетворяется в образе птицы. Такая аллегория дает множество поводов для размышлений. К примеру, тело живет и служит духу, но дух ничем не обязан телу. Увеличивая в размере клетку, птицу не сделать больше. Подобным образом можно сказать и о физической и духовной красоте. Украсив клетку, нельзя сделать красивее саму птицу. Также физическое здоровье человека не указывает на его духовное развитие. В исламе говорится, что дух после смерти тела обретает свободу и освобождается от оков оболочки. Далее он сам по себе ожидает Судный День. Новую физическую форму дух обретает уже в загробном мире.
Дух, виды
Дух – Эктоплазма
Эти духи показывают себя в 2-3 метрах от земли. Они часто приходят в виде тумана, который клубится. «Туман» может быть черным, белым или серым.
Эктоплазмы были замечены в исторически значимых местах, они любят бывать на полях сражений, на кладбище, да и просто «прогуливаться» по улицам.
Дух – Одержимый
Часто случается так, что в живом человеке поселяется злой дух. Когда это происходит, дух начинает контролировать всю сознательную силу человека. По причине того, что этот дух живет в живом теле, сила его значительно больше, чем у остальных.
Одержимый умеет двигать предметы, вредить или даже убивать людей. Он в силах делать все, что ему хочется. Этот дух не менее опасен демона.