Описание
Смирение может означать несколько вещей:
- Чувство не быть много, чтобы быть малы по сравнению с миром вокруг нас.
- Отношение , по которым мы не ставим себя выше вещей или других , и с помощью которых мы уважаем то , что мы были благословлены.
Согласно Словарю Французской академии , смирение — это « добродетель, которая дает нам чувство нашей слабости, которая подавляет в нас движения гордости» .
Смирение не обязательно связано с тем, как человек показывает себя другим, поэтому скромность может быть формой смирения, но также и «демонстрацией» смирения, которое человек без смирения (тогда говорят о «ложной скромности», на которую фигура риторики , курорты chleuasme ). Точно так же гордость не несовместима со смирением, человек может гордиться собой за то, чего он достиг, именно потому, что у него достаточно смирения, чтобы понять, что он много сделал для этого, то, что он есть. С другой стороны, часто из-за недостатка смирения человек обесценивает себя, недооценивая свои способности и, следовательно, считая свои достижения посредственными.
Как восстановить запас личной энергии: техника «путешествие»
В духовных практиках разных народов издавна используются «путешествия» в места силы. Этот метод позволяет восполнить запас личной энергии. Представьте место, где вам очень хорошо и спокойно. Это может быть что угодно – берег моря, скалистый выступ над плывущими мимо безмятежными облаками или просто уютное любимое кресло в укромном уголке дома.
Мысленно перенеситесь туда. Вбирайте в себя эту чистую энергию покоя и гармонии. Отдыхайте. Эта практика духовного развития поможет восстановить вашу жизненную энергию и силы. Запомните эти приятные ощущения в теле и душе. Возвращайтесь к ним тогда, когда нужно внутренне восстановиться.
Как сбросить лишнее напряжение: техника «чистки»
После трудового дня или каких-то эмоционально тяжёлых событий всегда хочется сбросить напряжение и как-то «почиститься». В этом деле важную роль играют стихии: они помогут восстановить душевное спокойствие и равновесие.
- Земля: прогуливаясь вечером по улице или возвращаясь с работы домой, найдите минутку, присядьте на корточки или на колени, коснитесь рукой земли. Не асфальта, а именно земли! Отдайте Матушке-земле то, что вас беспокоит, пусть всё ненужное станет прахом и все печальные мысли и события уберутся прочь.
- Воздух: очень здорово очищает ветер. Встаньте так, чтобы ветер дул прямо в лицо. Поднимите лицо к небу, закройте глаза, постойте так какое-то время. Откройтесь мысленно ветру, пусть он унесёт с собой все тревоги, сомнения и неприятности, очистит место для нового и хорошего, что должно прийти в жизнь.
-
Вода: полежите в ванне с тёплой водой или примите душ. Вслушайтесь в умиротворённость бегущей воды и в невозмутимость воды спокойной. Представляйте, что вода смывает с вас всё лишнее, усталость и суету дня, успокаивает.
- Огонь: зажгите свечу. Смотрите некоторое время на танец язычка пламени. Постарайтесь не моргать, вглядываясь в огненные сполохи. Представляйте, что огонь сжигает весь внутренний мусор, негативные эмоции, переживания, обиды, претензии. Отдайте ему всё ненужное, ни о чём не жалейте.
Эти практики помогут вам вновь обрести душевное спокойствие и равновесие: негативные эмоции оставят вас, к вам вернётся позитивный настрой и восстановятся жизненные силы.
Как избавиться от обиды: техника «Мост прощения»
К сожалению, довольно часто в жизни мы не можем кого-то понять или простить. И из-за этого обижаемся на человека, злимся на близких, сбрасывая напряжение. Техника «Мост прощения» может вам в этом помочь. Представьте, что вы встречаетесь с тем, кого внутренне хочется простить, на Мосту прощения. Выскажите этому человеку всё, что вам хочется, поплачьте, если надо. Постарайтесь понять и принять. То, что произошло, – уже произошло и осталось в прошлом.
Долго оставаться в ситуации «не прощения» – это значит убивать личную энергию. Отпустите человека с миром – возможно, в тот момент, на который вы злитесь, он просто не мог поступить иначе или что-то изменить. Все мы люди и все мы ошибаемся. Это нормально. Умение прощать – это неотъемлемая часть нашего духовного развития и самосовершенствования.
Не самоуничижение, а благодарность
Если взять аскетическую литературу, то практически в любом творении святых отцов мы найдем высказывание о подвиге смирения как о сознательном «самоумалении», внутреннем принижении себя перед ближними и перед Богом. Например, Исаак Сирин, сирийский подвижник VII века писал: «Умаляй себя во всем перед всеми людьми, и будешь возвышен над князьями века сего».
Подобные наставления мы видим и в творениях более близких нам по времени святых — святителя Игнатия Брянчанинова, Оптинских страцев… Опыт подвижников прошлого, как правило, не совсем понятен нам, людям 21 века, далёким от монашеской аскетической практики, и очень часто подобные наставления мы понимаем упрощенно или искаженно. Поэтому вполне закономерно может возникнуть вопрос – как сочетать в себе смирение и адекватную самооценку, столь необходимую для душевного здоровья человека?
Смирение, или «смиренномудрие» — это одна из главных христианских добродетелей. Но вовсе не потому, что она унижает человека, а скорее наоборот – позволяет ему увидеть и принять себя самого, со всеми достоинствами и недостатками, по возможности, пытаясь их преодолевать. Это качество подразумевает три вектора отношений: с Богом, с людьми и самим собой.
Смирение перед Богом – это, в первую очередь, понимание своих грехов и своей неправоты перед Ним. Величайший проповедник XX века, митрополит Антоний Сурожский в одной из своих бесед привёл интересный эпизод: «Как-то в России молодой офицер (…) поставил мне вопрос: «Хорошо, вы верите в Бога. А Бог-то – во что Он верит?» И я ему ответил: «Бог верит в человека». Суть смирения перед Творцом – стараться быть всегда достойным этого доверия, наблюдая за собой, пытаться довериться в ответ Богу, Его любви и Его благой воле, пытаясь понять, зачем и что именно я должен сделать в той или иной ситуации — а это довольно непросто.
Смирение в отношении с людьми рождается смирением перед Богом. Это не терпеливое молчание в ответ на оскорбления, как может показаться. Это умение отделять человека как образ Божий от его грехов, способность понимать, что его Бог любит не меньше, чем тебя самого, умение изгнать гнев из своей души. Ведь очень часто те, кто, как нам кажется, поступают несправедливо с нами, делают это не от злобы, а потому что им самим очень плохо.
А бывает и так, что нелицеприятная реакция других – это повод задуматься для нас, повод обратить внимание на собственные недостатки. В частном письме святитель Феофан Затворник пишет адресату: «Изумляюсь… Вы отправились на грязевые ванны лечить свой ревматизм, а когда на Вас льют помои, чтобы исцелить Вашу душу от ее недостатков, – Вы жалуетесь»
Смирение в отношении себя – это, по сути, не что иное, как правильная самооценка и пристальное внимание к собственным движениям души. Человек, имеющий смирение, не отрицает собственных достоинств, но и не вменяет их себе в заслугу
Он понимает, что это подарок, благодарит Творца за него и пытается использовать на благо другим в любых обстоятельствах. Понимая собственное несовершенство, он не станет осуждать и ближнего, не станет превозноситься над ним.
Философия
Декарт выделяет в страстях души , «добродетельное смирение» из «порочного смирения» (или «низость» ). Первый «состоит только в том, что мы размышляем о немощи нашей природы и о проступках, которые мы, возможно, ранее совершили или способны совершить, которые не меньше тех, которые могут быть совершены другими, потому что мы не совершаем предпочитаем себя кому-либо, и что мы думаем, что другие, имея такую же свободную волю, как и мы, могут ее использовать. « Второе » в основном состоит в том, что мы чувствуем себя слабыми или плохо решенными, и, как если бы мы не использовали всю его свободную волю, мы не можем перестать делать то, о чем мы знаем, что «потом покаемся; а также в том, что, по его мнению, можно существовать самостоятельно или обойтись без некоторых вещей, приобретение которых зависит от других. «
Спиноза рассматривает смирение как аффект , «печаль, порожденную тем, что человек считает своей беспомощностью или слабостью. »
Согласно Канту , смирение — это «осознание и ощущение своей моральной низости по сравнению с законом . »
По словам Андре Конт-Спонвилля , смирение «это не незнание того, кем мы являемся, а, скорее, знание или признание того, кем мы не являемся. Смирение — это ясная добродетель человека, который не знает, что он Бог. Быть смиренным — значит любить истину больше, чем себя. »
Самолюбивый попугай
Находится на подростковой стадии ложной силы. Не любит подчиняться, потому что повиновение ассоциирует с унизительным возвращением к стадии птенца. Имеет свое мнение по всем жизненным вопросам, которое использует для самоутверждения. Свою ложную силу позиционирует как истинную. Большую часть времени носит модные в сфере своего окружения маски, с которыми со временем срастается.
Часто становится циником презрительно насмехающимся над общественными устоями. Так происходит, когда попугай полагает, что стал настолько продвинутым, будто постиг и даже перерос саму жизнь, которая, как он считает, состоит из одних лишь инфантильных птенцовых ценностей, в которые он сам еще вчера свято верил. Иными словами циник, насмехаясь над жизнью, по сути, насмехается над собственной наивностью. А жизни он пока совсем не знает, о чем даже не догадывается.
Чтобы ощутить себя лучше и выше «серой массы», попугай склонен брезгливо рассуждать о том, как глупы и низки окружающие. Он уверен, что знает путь, а заходя в тупик, возмущается наглой глупости жизни, не разделяющей его «великого» знания.
Любит устраивать сатсанги щедро делиться своим мнением, как великим информационным даром. Склонен практиковать типичное свинство под маской гибкости и раскованности. Чужие идеи и мнения, не совпадающие с его «продвинутым» мировоззрением, воспринимает, как глупые иллюзии.
Способен упиваться собственной «уникальностью» всю жизнь. Но однажды, если «повезет», начинает замечать, что непрерывно ходит по замкнутому кругу, где всю жизнь работает за бесплатно на комплекс неполноценности. По этой теме на progressman.ru уже имеется ряд статей под тегом «самолюбие».
На переходном этапе ложная сила попугая уходит – и вместе с ней уходит вкус к той жизни, которой он до этого момента жил. После хорошей ломки, у попугая появляется возможность стать созерцательной совой.
Смирение это не слабость и не униженность
Смирение нельзя считать слабостью, малодушием или униженностью. Священник Валерий Духанин отмечает, что в малодушный человек хочет ответить злом на зло, но не находит для этого душевных и телесных сил. Смиренный же, напротив, имеет в себе силу не умножать зло и ответить любовью. Смиренномудрый человек – это сильная личность, которая не идёт на поводу у собственной гордыни. Религиозный философ Николай Бердяев в труде «Спасение и творчество» пишет, что смирение является отнюдь не уничтожением воли человека, а её просветлением, подчинением Истине. Это победа духа над слабостью.
Иисуса Христа после ареста привели на суд первосвященникам. Они искали повод для казни Спасителя и начали задавать вопросы о характере Его проповедей. Господь отвечал, что Он проповедовал открыто, в общественных местах, не совершая ничего тайного и противозаконного. Также Христос добавил, что это могут подтвердить все, кто был на Его проповедях. Один из служителей воспринял эти слова как дерзость и ударил Христа по щеке (Ин. 18:19-22). Господь произнёс:
Христос показал нам пример смирения, полного человеческого достоинства. Всемогущий Господь мог сделать с обидчиками всё, что угодно. Но Он не ответил на зло насилием. А спокойно обличил лицемерие и жестокость первосвященников, призвал их к правде и справедливости. Сила и истина были на стороне смиренного Христа, а не гордой толпы. Этот эпизод из Евангелия развенчивает миф о христианах, как о постоянно унижаемых людях. Смирение совсем не означает потерю человеческого достоинства. Это не подчинение злу, а заповеданный Господом способ противостояния ему.
Не обижайтесь
Именно это наблюдение, когда мы разберем его подробнее, скорее всего покажется вам самым привычным проявлением смирения. Мы не призываем вас прощать, поскольку это все равно мало достижимо. Посредством смирения мы призываем вас избегать опасности.
Правило «Просто бизнес!»
Во многих эпизодах карьеры вам приходит в голову, что иначе как смирением ваше поведение и назвать никак нельзя. Вы исходите из предположения, что люди вас не обманывают, просто у некоторых — плохая память. И «полотенца» чужие вы не трогаете. А идеями окружающих по мере сил восхищаетесь… Но вот нет-нет да и обидят вас — святого человека!
Несправедливо!?
Обижаться нельзя ни в коем случае! Нужно немедленно выкидывать обиду из памяти и жить дальше, как ни в чем не бывало. Бизнес, и ничего личного! Может, обидевший вас и правда не собирался этого делать. А может, это вы его как-нибудь спровоцировали, или он что-то очень хотел получить, а вы оказались у него на пути. Вы, вероятно, тоже иной раз наступаете кому-то на ногу, бросившись за чем-нибудь страстно желаемым.
Склонность обижаться — универсальный яд. Она и блокирует картину мира, и заряжает нас негативной энергией, и создает врагов. Тому, кто не может ею управлять с помощью правила «только бизнес» или других речевок, уготована участь самопожирания и самовозгорания.
У Карлоса Кастанеды есть эпизод, когда неподалеку от него заревел хищник, и сопровождавший его шаман прокомментировал, что воин не должен обижаться на льва, хотя тот может его съесть: против вас как личности хищник ничего не имеет. Вам, вероятно, тоже не слишком разумно обижаться на окружающих: им от вас всего лишь что-то нужно.
Обида вредна не только тем, что засоряет память и бередит нутро. Она может стать причиной очень больших неприятностей. Первая — возникновение спирали напряженности. Когда вы демонстрируете признаки обиды, обидчики начинают опасаться вашей мести и становятся вашими сознательными врагами. В нас заложено, что, увидев или просто предположив, что мы обидели кого-то, мы инстинктивно ожидаем ответного нападения. Так преступники ненавидят семьи людей, которых они же грабили или убивали. Обиженному подобное поведение обидчиков кажется большой несправедливостью: его обидели и на него же нападают, но ведь именно он стимулировал повторное нападение своим «надутым видом». Следовательно, разумнее не показывать обиду, а, наоборот, предотвращать усугубление ситуации.
Вторым опасным следствием обиды является выпадение из процессов, в которых участвуют обидчики: обиженные стараются с ними не соприкасаться. Вспомните, как началась Корейская война в 1950 г. Во время голосования в ООН по мерам преодоления конфликта на корейском полуострове советская делегация в знак протеста не присутствовала в зале
В терминах нашей книги, она «обиделась» и самоустранилась от важного решения. В итоге ООН проголосовала за резолюцию, которую советская делегация, присутствуй она в зале, непременно бы заблокировала
Эта резолюция предписывала ввод в Корею миротворческого контингента, состоящего из войск держав, враждебных СССР.
Так выглядит ситуация, от которой предостерегает поговорка: «На обиженных воду возят», — эмоциональная реакция даже на самые неблаговидные действия противника до добра не доведет.
Поэтому запомните правила: «Бизнес, и ничего личного» или «На обиженных воду возят».
Как научится быть смиренным
Теперь, когда ценность и важность этой благодетели понятна, следует разобраться как же это качество приобретать. Для начала следует иметь глубокие взаимоотношения с Богом, ведь сложно покоряться и доверять тому, кого совсем не знаешь
Поэтому следует постоянно читать Писания и труды отцов церкви, молиться, посещать богослужения, исповедоваться и причащаться. Необходимо свою жизнь подчинить Богу не только на словах, но и на делах.
Поскольку покорность — это победа над собственной гордостью, следует предпринять ряд шагов по ее уничижению:
- Всегда помнить, что человек — всего лишь пылинка в мире и он ничего не решает.
- Регулярно молиться и просить Господа помочь в борьбе с гордыней.
- Уметь сказать «извини» или «прости» в любой ситуации.
- Регулярно исповедоваться в храме, чтобы осознавать и принимать свою греховную натуру.
- Делать добрые дела анонимно.
- Принимать обличения с благодарностью.
Совет! Некоторые старцы советуют применять технику с наказанием: заметил за собой гордость — отказался от желанного чего-либо (десерта, похода в театр и пр.). Каждый сам избирает метод борьбы с гордостью, но сделать это без Божьей помощи невозможно.
Смирение — это благодетель, которую не каждый может постичь и которую Господь считает одной из самых важных и ценных: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). Быть кротким человеком означает быть настолько сильным, чтобы признать ближнего своего выше себя и полностью доверить свою жизнь Господу.
Что такое смирение? Ответ священника
Почему смирение – это хорошо?
Когда ямы встречаем кого-то, кто излучает смирение, наши плечи расслабляются, сердце бьется немного тише, и что-то внутри нас отпускает тяжесть.
Почему? Потому что мы понимаем, что были приняты и услышаны теми, кем являемся. Это драгоценный и редкий подарок, который позволяет нашим защитным барьерам опуститься.
По-настоящему смиренные люди могут предложить такой подарок нам, потому что они видят и принимают свои сильные стороны и границы возможностей без какого-либо самобичевания. Это позволяет им, по мнению исследователей, достичь поразительного спокойствия и соответствующего отношения к окружающим.
Такое «самопринятие» появляется из-за того, что человек воспринимает себя, как богатого внутренне индивидуума, не ограниченного уровнем годовой зарплаты, карьерным ростом или количеством друзей на «Facebook». Вместо этого, скромные люди ценят более значимые вещи, которые приносят пользу другим. То есть, они знают цену благородным качествам.
Они также воспринимают жизнь, как возможность для самообразования. Они признают, что хоть никто из нас не совершенен, мы можем без негативного влияния на нашу самооценку работать над своими недостатками и ограничениями, открывая новые идеи, принимая советы и критику.
Учитывая то, что ученые обнаружили в отношении смирения, очевидно, что культивирование этого качества — не для слабонервных. Его не достичь за одну ночь.
Эта способность, раскрывающая безграничную внутреннюю силу, нашла свое проявление в таком человеке, как Ганди. Его «Автобиография» — это путь к достижению смирения. Однажды, он сказал: «Я утверждаю, что являюсь простым человеком, который может ошибаться, как любой другой смертный. Но у меня достаточно смирения, чтобы признаться в моих ошибках и пересмотреть их».
Если Ганди является примером того, чего может достичь скромный лидер, тогда общество может воспользоваться этим. Подумайте о том, что исследователи называют «тихим эго», аналогом смирения. Они считают, что оно приходит, когда мы получаем контроль над нашим эго: мы менее предрасположены к агрессии, манипулированию другими, проявлению нечестности и уничтожению. Вместо этого, мы берем на себя ответственность и исправляем наши ошибки, слушаем идеи других и сохраняем наши способности с помощью смирения.
Кто не хотел бы получить такого руководителя страны и мира?
Но преимущества смирения не распространяются на наших лидеров. Недавние исследования показывают, что это прекрасное качество полезно для нас лично и для наших отношений. Например, скромные люди более эффективно справляются со стрессом и демонстрируют более высокий уровень физического и психического благополучия. Они также проявляют большую щедрость и благодарность. То есть все, что может только помочь нам сблизиться с другими.
А.С. Пушкин «Дубровский»
Гордость и смирение – одна из проблем, которые поднимаются А.С. Пушкиным в романе «Дубровский». С этой темой связаны все основные персонажи произведения.
Роман начинается с конфликта между Кирилой Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем Дубровским. Это давние друзья, которые раньше вместе служили, а теперь живут недалеко друг от друга.
Несмотря на свое довольно бедное положение, Андрей Гаврилович никогда не потакал Кириле Петровичу, окружающие люди удивлялись тому, что он высказывал свою точку зрения, даже если она не совпадала с мнением Троекурова. Это говорит о гордости Дубровского-старшего, что можно назвать его положительным качеством.
Однако в один день гордость Кирилы Петровича не позволила ему забыть случившийся скандал. Когда Троекуров показывает Дубровскому свою псарню, слуга Кирилы Петровича задел честь Андрея Гавриловича. Гордость Дубровского не позволила посещать дом Троекурова, холоп которого разрешает себе говорить дерзости дворянину.
Но Троекуров отказался идти со своим другом на мировую. Сделать это ему не позволяла гордыня. Он не хотел признавать свои ошибки и извиниться перед Дубровским, честь которого была оскорблена. В результате этого между Троекуровым и его бывшим другом начались судебные тяжбы, которые привели к тому, что Андрей Гаврилович потерял свое имение. Это говорит о том, что гордыня Троекурова оказалась сильнее, чем его крепкая дружба с Дубровским.
Проблема гордости и смирения тесно связана с еще одним образом в произведении – Владимиром Дубровским. Узнав о случившемся конфликте и похоронив своего отца, Владимир решает отомстить Троекурову. На это героя наталкивают гордость и задетая честь его рода. Однако вскоре Владимир Дубровский, который влюбляется в дочь Троекурова, выбирает путь смирения. Показывая, как Дубровский отказывается от своей мести, А.С. Пушкин демонстрирует внутренние изменения центрального персонажа, гордость которого сменяется смирением.
Смирением обладает и Маша Троекурова, дочь Кирилы Петровича. Она смиряется с тем, что ее выдали замуж за знакомого ее отца – князя Верейского. Имея возможность сбежать вместе с Дубровским, Маша отказывается, аргументируя это тем, что она дала клятву верности. Героиня смиряется с замужеством за нелюбимым человеком, тем самым смиряется со своей тяжелой и несчастной судьбой, которая ей была предназначена.
Как научиться смирению?
Что мешает смирению?
Смирение – это состояние души, которое позволяет человеку правильно оценить свое место в мире – по отношению к Богу и другим людям.
- Научиться смирению мешает гордыня – неумеренное превозношение себя над другими, иногда попытка возвысить себя до соперничества с Господом.
- Гордыня – это страсть, которая овладевает человеком, управляя всеми его действиями и помыслами. Смирение и гордыня – два полюса мироощущения человека, состояния его души.
Например, человек, обладающий определенным талантом, должен понимать, что его гениальность – дар Божий. Если человек смиренен, он благодарит Господа за этот дар и применяет его во благо. Если же человек подвержен гордыне, он воспринимает свой талант, как исключительно собственное достижение, превозносит себя над окружающими и ставит себя выше Господа. Так начинается греховный путь, поскольку гордыня требует постоянного подтверждения собственной значимости.
- Как только мы пытаемся встать на путь смирения, первое искушение, которые испытывает любой человек, – тщеславие. Это чувство, когда человек, совершая благое дело, начинает гордиться этим. Так опять проявляется наше эго – «я делаю добрые дела, значит я лучше других, я не такой, как все».
- Даже если никто не знает о ваших добрых делах, например, вы держите в тайне, что помогаете бедным, кормите бездомных животных, оказываете поддержку близким, — ваша внутренняя гордость своими поступками и есть проявление тщеславия.
Тщеславие — грех, мешающий смирению
Как смириться?
- Смиренный человек не говорит: «Я лучше знаю, не указывайте мне, что делать». Для духовного роста всегда полезно выслушать совет и опыт другого человека.
- Верующему человеку, стремящемуся учиться смирению, нельзя спорить, поддаваться гневу и злобе.
- Результат смирения – чувство нежелания похвалы и славы. Душа испытывает утомление от восхищения окружающих, суеты вокруг, не переносит собственное возвышение.
- Когда смирение входит в душу, человек начинает испытывать равнодушие к добру, которое совершает. Человек осознает, что все еще делает ничтожно мало по сравнению с бременем явных и неосознанных грехов собственной жизни, что нравственный идеал все равно бесконечно далек.
- Духовное совершенствование приводит к пониманию, что блага и радости, которые дарованы нам Господом, мы не заслуживаем. Если человек получает дарования от Бога и становится источником духовной радости, совета и помощи для окружающих, все же он осознает, что за все эти блага не отвечает Богу должным образом и недостоин их. Так разум ограждает себя от искушения тщеславием, самолюбием и самомнением.
- Смиренный человек не боится потерять материальные или духовные ценности, поскольку он знает, что ничем не обладает.
- Человек, который стремится достичь смирения, должен иметь душевные силы с радостью и покорностью принимать лишения, бесчестие и злобу людскую. В современном мире это звучит неприемлемо. Как можно принимать несправедливость?
- Проявление смирения – истребление в душе всякого гнева. Человек, принимающий трудности и горести этого мира с радостью, не проявляет злобу и гнев. К любому проявлению несправедливости он относится со спокойствием, потому что видит свой путь.
Смирение — принятие всех тягот жизни
Если ограничить жизнь этим миром и не испытывать веры в Царство Божие, тогда горести настоящего кажутся несправедливыми, а порой непосильными. Но если понимать, что наша цель в этой жизни – учиться праведности, избавлению от страстей, ожиданию встречи с Христом, живущем в нашем сердце, тогда все трудности воспринимаются как необходимые препятствия на пути очищения души.
Что важно научиться принимать
#1 Принять себя
Человеку сложно себя принять, когда он недоволен собой.
Принять Себя значит согласиться со всеми своими достоинствами и недостатками. Согласиться, что человек существо несовершенное.
Признать, что вы имеете право на ошибки, что вам не обязательно быть во всем идеальным.
И что вам не нужно соответствовать ожиданиям других относительно вас, не нужно угождать.
#2 Принять других людей
Принять других сложно, если вы не понимаете, что люди, причиняющие вам боль (с Вашей точки зрения), в действительности не являются источником боли.
Через таких людей обстоятельства вам показывают, на что в Себе нужно обратить внимание. Не сможете принять ситуацию с одним человеком, будете его обвинять, возникнет подобная ситуация с другими
Не сможете принять ситуацию с одним человеком, будете его обвинять, возникнет подобная ситуация с другими.
Потому что мир будет вам сигнализировать “обрати внимание на источник в Себе”, до тех пор, пока вы не осознаете суть самой проблемы. Когда вы принимаете окружающих людей, вы осознаете, что люди бывают несправедливыми по отношению к другим
Когда вы принимаете окружающих людей, вы осознаете, что люди бывают несправедливыми по отношению к другим.
При этом не даете оценки поступкам людей и не осуждаете их. Вы понимаете, что люди не могут соответствовать вашим ожиданиям.
Принятие другого человека можно сравнить с материнским принятием. Мать с легкостью принимает шалости и любые поступки маленького неразумного ребенка.
Принятие – это способность понять, что человек НИКОГДА не изменится.
Об этом очень хорошо говорит Светлана Добровольская:
#3 Принять ситуацию (обстоятельства)
Принять обстоятельства значит согласиться, что есть вещи в этой жизни, которые не соответствуют вашему видению и восприятию Мира. Что все имеет место быть.
Как то, что вами воспринимается позитивно, так и то, что воспринимается негативно.
Так как понятия “позитив” и “негатив” относительные. Так же как и понятия “хорошо и плохо”, “трудно и легко”, “приятный человек и неприятный”.
Или то, что неприятно для вас, вполне вероятно может вызвать восторг у окружающих. Потому что критерии оценивания и восприятия у каждого разные.
Например погода. Ведь бывают дни, когда она вам не приятна. Но вы принимаете этот факт и не пытаетесь изменить погоду.
И то что, к примеру, вы не любите дождь, не означает, что это природное явление не любят все остальные люди. Всегда найдутся люди, которым дождь очень нравится.
Почему важно научиться принятию
Не принимая, человек тем самым тратит много сил, энергии и времени сопротивляясь обстоятельствам.
Если человек не может принять обстоятельства, он постоянно прокручивает произошедшее в мыслях, и каждый раз переживает по этому поводу.
Поступая таким образом, человек себя только разрушает и эмоционально и физически.
Так же важно понимать, что в вашей жизни не станет меньше неприятных ситуаций и разочарований, но научившись принимать, вы тем самым начнете действовать не во вред себе. В первую очередь умение принимать нужно вам лично, а не участникам неприятных для вас событий
В первую очередь умение принимать нужно вам лично, а не участникам неприятных для вас событий.
Не важно какие события происходят во внешнем мире, важно, как вы на эти события реагируете. Непринятие можно сравнить с ядовитым напитком, который вы пьете сами, но ожидаете, что вред будет причинен “плохому” человеку
Непринятие можно сравнить с ядовитым напитком, который вы пьете сами, но ожидаете, что вред будет причинен “плохому” человеку.
То есть принять, это прежде всего позаботиться о Себе.
Научившись принятию, человек становиться более гармоничной личностью. Становится сильнее, спокойней, уравновешенней, свободным от догм и мнений.
Таким человеком сложно манипулировать.
Примеры смирения из Библии
Лучше всего учиться смирению на примерах. В Библии содержатся здравые образцы этого качества:
- Моисей прислушался к совету своего тестя Иофора, мадиамского священника: назначить помощников в управлении делами Израиля.
- После великой победы над врагами евреи хотели сделать Гедеона царём. Но тот отказался, сказав, что царь Израиля -Господь.
- Бог Израиля, многократно прощавший свой народ после его покаяния в грехах.
- Христос отдал жизнь в жертву за грешников, претерпев мучительную смерть. Кроме того, он никогда не хвастался своими знаниями, способностями и не унижал других.
(Мф. 20, 28)
Смирение в Православии
Смирение – это не проявление слабости, когда человек покорно принимает удары судьбы и ни к чему не стремится. Смиренный человек пребывает в Истине – он знает свое место в этом мире, стремится жить праведно. Он осознает свою ничтожность и обращается с благодарностью к Господу за все благодеяния, которые получает, несмотря на все свои слабости и прегрешения.
- Смирение означает понять правду, а не жить в том обмане, который создан вокруг нас.
Главная цель дьявола – поощрять человеческий эгоизм, который отдаляет людей друг от друга и от Бога, вызывает другие недостойные чувства – зависть, злость, неудовлетворенность жизнью. - Господь хочет, чтобы люди были смиренными и проявляли смирение в своей жизни. Это означает принимать трудности и потери с радостью и спокойствием. Скорби и лишения очищают наши души от прошлых и будущих грехов, излечивают от болезней.
- Первым обетом монахов при постриге является послушание – отсечение собственной воли для достижения духовного совершенства. Такое же послушание является основой брака. Если в браке человек не способен подавить свою волю, пожертвовать собой ради другого – он не сможет достичь внутреннего мира и спокойствия.
- Если человек поймет, какую огромную свободу дает отказ от собственных желаний и добровольное совершенствование ради ближнего, тогда он обретет настоящий покой и счастье.
Послушание и покорность — первые шаги на пути к смирению
Смирение в Православии
Смиренный – это тот, кто осознаёт свою греховность. Тот, кто стремится очистить свою душу и уповает на волю Бога. В покаянии человек духовно прозревает и видит, насколько его естество испорчено грехом. Любые испытания и скорби он переносит без ропота, воспринимая их как посланные Господом лекарства для излечения от страстей и пороков. Смиренная душа не осуждает других, не гневается и не раздражается. Причем даже когда для этого есть повод. Такой человек видит в других Божий образ и не хочет попирать его. Все вышеперечисленные признаки характеризуют подлинное христианское смирение.
Конечно, подобных духовных высот достигают только Божьи праведники. Но к этому идеалу должен стремиться каждый христианин:
Как обрести смирение? Протоиерей Андрей Ефанов указывает, что достижение смирения – это результат духовной работы над собой. Священник советует регулярно молиться, участвовать в церковных Таинствах и трезво оценивать состояние своей души. Подлинное смирение обретается только с Божьей помощью. Осознавая свою немощь и уповая на Господа, человек получает от Него восполнение этой немощи:
Таким образом душа преображается и становится вместилищем невыразимой духовной силы.
Очень странно то что вы транслируете про тела человека и тут же впариваете христианский эгрэгор