Лайфхаки Варанаси
- Селитесь ближе к Гхатам.
- Вставайте рано до восхода и отправляйтесь на лодочную экскурсию. На восходе, вы увидите гораздо больше, чем вечером.
- Не оставляете без присмотра свои вещи, а также держите окна и двери в комнате всегда запертыми. Не оставляйте вещи на терассе или открытом пространстве. В городе орудуют стаи диких обезьян, которые запросто могут утащить даже тяжелый рюкзак.
- Употреблять стоит только воду в бутылках (применимо ко всей Азии)
- Как только вы выйдите из такси или рикши, вас окружат многие попрошайки и «помогаи». Игнорируйте всех, никого не слушайте.
- Проявляйте уважение к вере и традициям. Не стоит фотографировать погребальные костры на Маникарнике. Даже если местная шпана уведет вас в «безопасное» место, откуда можно сделать фотки, то лучше не делать этого.
- Не дайте себя вовлечь в сомнительные авантюры с незнакомыми людьми.
- В Варанаси два железнодорожных вокзала. Учитывайте это, если путешествуете поездами.
- Такси не сможет доставить вас до набережной. Вас высадят на дороге и дальше нужно идти пешком, так как улицы очень узкие.
- Не заигрывайте с уличной едой.
- Питаться лучше всего в заведениях, где будет много европейцев. Я больше всего доверяю Shiva Cafe / German Bakery.
Дешевые перелеты из Варанаси
Куда | Дата вылета | Найти билеты |
---|---|---|
Дели | 7 Февраля 2023 | Билеты от 4 325 |
Гоа | 14 Сентября 2022 | Билеты от 8 003 |
Хайдарабад | 28 Ноября 2022 | Билеты от 11 180 |
Джайпур | 20 Декабря 2022 | Билеты от 12 095 |
Мале | 13 Сентября 2022 | Билеты от 24 953 |
Форт Рамнагар
Это удивительная достопримечательность, а все потому, что находясь в священном городе, она не принадлежит ни к одной религии. Расположился форт на другой стороне реки, напротив города. Однако проблем с доступом нет, так как между ним и Варанаси проведен современный удобный мост. Основан форт был в середине 18 века, и использовался как резиденция одноименной династии. оформлен форт Рамнагар в монгольском стиле с ажурными окнами и многочисленными минаретами. Почему монгольский стиль? Связано это с тем, что долгое время этой территорией Индии владели моголы, которые исповедовали ислам. Благодаря ним, очень многое из города просто не дошло до настоящего времени. После захвата Варанаси мусульманами, большинство храмов были разрушены, а на их месте возвели мечети.
В настоящее время форт – не только известная достопримечательность необыкновенной красоты, но и интересный музей, где можно увидеть предметы обихода, одежду, обувь, украшения махараджей. Особого внимания заслуживает зал с оружием, в котором собраны великолепные образцы того времени, инкрустированные драгоценными металлами. Это место однозначно стоит того, чтобы его посетить.
Мысли. Трясу браслетами и думаю
Такая странная религия – с синими чудищами. Первобытное и дикое. Когда индусы вертят своими белками навыкат, кажется, что внутри них живет это синее чудище.
Что мы здесь делаем? За свои же деньги, тратя такое драгоценное время, после года ожидания отпуска. 15 мая. Сегодня на Таймыре, пурга, снег, актировка по 11 класс. Почему я здесь и чему это должно меня научить? Больше всего мне неудобно, что я притащила сюда Макса. Когда в автобусе я чуть не разревелась от обиды, он просто поцеловал меня, взял за руку и сидел рядом молча. В свои 15 лет он поражает философским отношением к любой неприятности и спокойствием. В Варанаси он сказал просто: «Я хочу вмиг раствориться из этой страны. По своей воле я сюда больше не поеду». Сейчас, на непальской границе, он спит после 4-х дней изнурительной дороги и скитания, а я думаю: «Зачем я притащила сюда 15-летнего пацана? У него в жизни еще столько всякого дерьма и без моей помощи будет. Чему его научит Индия?». Здесь, в Индии, мы уже две недели. И если сначала я могла выдавливать из себя позитив, то сейчас нет. Я начала понимать, что вокруг много лживых людей. Мне их жалко. Они действительно ужасно живут. Мне понятно, почему мы мечтаем продлить жизнь, а они мечтают остановить сансару. А погребальные костры будто гарантия полного уничтожения — что весь, до последней крупинки сгоришь, и больше не появишься на этом свете. Нам очень повезло родиться и жить не в этой стране, не в этой религии, не здесь.
Решение есть: нужно снести в Индии все трущобы, утилизировать весь мусор, индусов изъять из страны, отмыть, выучить и заселить обратно. А кто бросит в окно пластик – расстрел! Помидорами.
Варанаси, Индия
Все об Индии — почитать перед поездкой в Индию
Садху
Многие тысячи лет, Каши является мощным центром паломничества, притягивающим последователей разных духовных течений. Огромное количество садху вы можете встретить во время больших праздников, таких, как Маха Шиваратри. В этот момент в город издалека приходят тысячи отшельников. В любой обычный день возле гхатов всегда будут разные садху, с которыми можно запросто пообщаться. Есть несколько критериев, как отличить настоящего садху:
Садху в Варанаси
- он никогда не наряжается, как клоун
- он никогда не просит у вас деньги
- садху не фотографируется за деньги
- садху не пристает к туристам
Многие садху — шиваиты курят гашиш — это является частью религиозного ритуала. Легенда гласит, что Шива выпил целый океан яда, и его последователи повторяют этот подвиг, принимая различные интоксикации.
Я настоятельно не рекомендую ничего курить с садху и не принимать никаких веществ, которые они могут предлагать. В косяке или еде может быть что угодно и совсем не то, чего вы ожидаете.
Были случаи, когда садху угощали туристов семенами датуры (дурмана) и люди уходили в трип на трое суток, с последующей частичной амнезией. Все эти три дня человек может полностью не отдавать себе отчета о происходящем и в конце обнаружить себя в неизвестном месте при абсолютно рандомных обстоятельствах. В некоторых культах употребление датуры также является частью практики.
Ганга Пуджа
Бханг Ласси
Одной из секретных визитных карточек Варанаси является священный напиток Бханг ласси. Бханг — это одна из форм гашиша, вещество, которое используется в религиозных церемониях и не только у индуистов, но и у сикхов и даже у мусульман. Ласси — это народный индийский кисломолочный продукт (кстати, классная штука). Так вот Бханг ласси — это напиток, вызывающий опьянение, и иногда очень сильное. Я просто обязан предупредить вас об этом. Трип будет долгий и очень сильный. Убедитесь, что вы готовы к этому и вам вообще нужен этот опыт.
Бханг шоп в Варанаси
Бханг ласси продается свободно на улицах, его готовят те же ребята, которые готовят чай. В Варанаси есть несколько кофешопов, где подают лучший Бханг ласси в городе. А кроме того, есть специальные магазины, где продают бханг. Некоторые из них гордо называются Government Shop (государственный магазин).
Храм Аннапурна Бхавани
В число других важнейших храмов Варанаси входит Аннапурна Бхавани (Annapurna Bhavani Temple) — из многих храмов Варанаси, посвященных разным аспектам богини Анапурны, этот считается главным.
Храм Аннапурна Бхавани посвящен Шакти, божественной женской энергии. Воплощенная во многих формах, в том числе в образах ужасных Кали и Дурги с оружием и гирляндами черепов, здесь она представлена подающей пропитание и несет всего лишь горшок с едой. Во вспомогательном святилище, открытом только три дня в году, находится статуя Аннапурны из цельного куска золота.
Неподалеку стоит поразительное отделанное серебром изображение Шани, или Сатурна, расположенное на черном фоне. Все, на кого падет его тень, будет подвержен невезению — этой судьбы тщательно стараются избежать прихожане, которые приходят сюда молиться по субботам.
Жечь или не жечь?
В гхате Маникарника — сжигают умерших естественной смертью. Всего в километре отсюда, на Харишчандра Гхате, придаются огню убитые, самоубийцы, жертвы аварий. Рядом электрокрематорий, где сжигают совсем нищих, не собравших денег на дрова.
Большой электрокрематорий, построенный в Варанаси властями, призванный навести хоть какой-то порядок и упорядочить процесс кремации, не пользуется популярностью в народе. Традиции оказались сильнее. Огонь для кремации должен быть «Живой» и поэтому даже самые бедные семьи, несмотря на дороговизну дров, предпочитают кремацию на костре. Беднякам дров для полноценного сжигания покойного как правило не хватает, тело обжигают чисто символически и слегка обгоревшим выбрасывают в Ганг.
В местах, где в священной реке образуются запруды, даже существует профессия — сборщик трупов. Мужчины плавают на лодке и собирают тела.
Далеко не все тела разрешается сжигать. Запрещается кремировать Садху (отрекшиеся от мира и посвятившие жизнь духовным практикам, как правило в Индии-это монахи) ведь те отказались от работы, семьи, секса и цивилизации, посвятив жизнь медитациям. Не сжигают детей до 13 лет, ведь считается, что их тела, как цветы. Соответственно запрещено предавать огню и беременных женщин, ведь внутри — дети. Не получится кремировать больного лепрой. Все эти категории покойных привязывают к камню и топят в Ганге.
Запрещено кремировать убитых укусом кобры, что в Индии не редкость. Считается, что после укуса этой змеи наступает не смерть, а кома. Поэтому из бананового дерева мастерят лодку, куда кладут обернутое в пленку тело. К нему крепят табличку с именем и домашним адресом. И пускают в плавание по Гангу. Медитирующие на берегу садху такие тела стараются выловить и медитациями попытаться вернуть к жизни.
Гхаты — визитная карточка Варанаси
Гхаты – это набережная, ступенчатые спуски к реке. Гхаты Варанаси простираются на 5 километров вдоль выгнутого дугой западного берега Ганги: от Аси на юге до Радж Гхата на севере, у железнодорожного моста, пересекающего реку.
Главное предназначение Гхат – это место ритуального омовения усопших и последующая кремация. По индуистской традиции, обряд кремации должен быть произведён обязательно на берегах Ганга с обязательным использованием натуральных дров, весьма дорогих в Индии. После сжигания останки сбрасываются в реку. Бедных, не имеющих средств на кремацию, но пришедших в Варанаси умирать, а также некоторые категории людей — незамужних девушек, беременных, детей — не сжигают, а привязывают трупы к каменной плите и сбрасывают в реку.
Надо сказать, что индусы очень спокойно относятся к смерти, причем в хорошем смысле слова. Сожжение мертвых у них дело будничное и не особо эмоциональное. Присутствуют на нем в основном мужчины, главную роль в церемонии исполняет старший сын умершего. Женщины молятся в храме неподалеку, их к кострам не допускают. Это связано с тем, что раньше был обычай «Сати» (Сожжение вдов). Сожжение вдов запретили в 1929 году. Женщины как правило плачут, были случаи, что сами бросались в костер к мужу и поэтому женщин от греха подальше держат в сторонке.
Поскольку все участвующие в этой церемонии мужчины верят в перерождения, то никто не плачет и не рыдает, все спокойны и молитвенно сосредоточены.
Один из самых известных гхатов Варанаси— Маникарника. Это главный крематорий Варанаси под открытым небом на берегу Ганги. Череда ступеней и площадок Маникарники служит для того, чтобы ежедневно принимать до полутысячи умерших для кремации на костре с использованием натуральных дров.
Сюда приезжают со всех концов Индии, чтобы проводить в последний путь умершего близкого человека, кремировать его и развеять пепел в священных водах Ганга. Погребальные костры гхата Маникарника горят круглосуточно уже несколько веков, огонь здесь не гаснет ни на минуту.
Повсюду тела, тела и еще раз тела. Ждут своей очереди в костер, которых — десятки. Гарь, дым, треск дров, хор обеспокоенных голосов и бесконечно звенящая в воздухе фраза: «Рам нам сагагэ». Вот из костра высунулась рука, показалась нога, а теперь покатилась голова. Вспотевшие и щурящиеся от жара рабочие бамбуковыми палками переворачивают являющиеся из огня части тела. Ощущение такое, что попал на съемки какого-то «ужастика». Реальность уходит из-под ног.
Стоит заметить, что посторонним пялиться на это дело считается зазорным, и поэтому на туристов — особенно с фотоаппаратами — здесь смотрят довольно косо. Хотя за последние годы к ним уже попривыкли и даже научились делать бизнес. За относительно небольшую плату разрешают вести фото и видеосъемку.
Каста неприкасаемых
Работники гхатов, в частности гхата Маникарника, преимущественно люди из индийской касты «Дом». Это низшее сословие людей, так называемые «неприкасаемые». Их судьба — нечистые виды работ, к которым относится и сжигание трупов. В Индии существует целая группа каст неприкасаемых, которая возникла в глубокой древности из местных племен, не включенных в общество якобы завоевавших Индию ариев. Неприкасаемым предписывались такие занятия как уборка мусора, работа с кожей или глиной. Члены таких каст жили в отдельных кварталах или поселках на обочине поселений «чистых» каст, не имели своей земли и большей частью являлись зависимыми работниками в чужих хозяйствах.
В XX веке началась борьба неприкасаемых за равноправие. Борьбу с неприкасаемостью активно вёл Махатма Ганди. Он стал называть их хариджанами (людьми бога). Борьбу за права неприкасаемых в 1930—40-е годы возглавил Бхимрао Рамджи Амбедкар. Он назвал неприкасаемых далитами (угнетенными). Ему удалось добиться закрепления ещё в законах колониальной Индии, а затем и в конституции независимой Индии 1950 года системы, по которой за членами каст, занесенных в особый список («списочные касты»), закреплялись квоты вакансий на государственной службе, места в законодательных органах и в высших учебных заведениях. В наше время практика «неприкасаемости» по конституции запрещена, и дискриминация по кастовому принципу считается уголовным преступлением.
Каждый день эти люди чистят территорию, просеивают и промывают через сито золу, угли и прогоревший грунт. Задача — найти драгоценности. Родственники не имеют права снимать их с умершего. Напротив, сообщают ребятам касты «дом», что у покойного, скажем, золотая цепочка, кольцо с бриллиантом и три золотых зуба. Все это рабочие найдут и продадут.
К слову сказать, ряд этнографов, в частности Е.Друц и А.Гесслер, изучающие историю цыган, считают, что Цыгане – потомки индийской касты «Дом», покинувшие некогда свою родину.
Гхаты
Нельзя не заметить, что самым главным местом для паломничества считаются гхаты. Ко всему прочему, это одна из главных местных достопримечательностей, которую очень любят посещать туристы. Гхаты – это большие сооружения на берегу реки ступенчатого типа, которые используются для омовения и кремации мертвых. Самые старые гхаты находятся как раз таки в Варанаси и по возрасту составляют более шести тысяч лет. В городе насчитывается 84 гхатов, различающихся по структуре. Познакомимся с самыми главными из них.
Гхат Асси. Это один из важнейших гхатов Варанаси. Расположился он в южной части города. Упоминания о нем можно найти в древней индийской литературе во многих известных произведениях: Матсья-Пурана, Карма-Пурана и так далее. Существует легенда, по которой богиня Дурга убила своим мечом демона Шумбха-Нишумбха. Из того места, где когда-то произошла битва, берет свое начало река Асси. В месте слияния двух рек сегодня находится одноименный гхат.
Гхат Гхета Сингх. Это огромный гхат, поделенный на 4 части. В 18 веке на этом месте произошла кровопролитная битва между войском Уоррена и отрядом Сингха. В начале 20 века гхат вместе с британским фортом, находящимся по соседству, насильно присоединил махараджа Прабха. На территории гхата еще в 18 веке основаны три великолепных храма Шивы, которые вплоть до 20 века являлись главным культурным центром Варанаси. Именно здесь впервые стал проводиться фестиваль Булхва Мангал, который не забыт и по сей день. Омовения в этом гхате не делают из-за большого течения Ганга.
Гхат Дасасвамедх. Такое название он получил из-за того, что здесь Брахма принес в жертву (медх) 10 (дас) лошадей (асва). Гхат Дасасвамедх — одно из самых популярных и посещаемых туристами мест. А все потому, что тутвитает особая атмосфера, которая помогает почувствовать священный город изнутри.
Гхат Гай. Это самый духовный гхат в Азии. Также как и остальные он имеет лестничное расположение и спускается прямо к реке Ганг. Отсюда открывается великолепный вид на ритуальные действа и каждодневную жизнь обычных людей.
Гхат Хариш Гхандра. Назвали его так в честь известного мифического правителя. Гхат Хариш представляет собой одно из нескольких сооружений для кремирования, а также является самым старым гхатом среди своих собратьев. Крематорий с использованием электричества здесь открыли в конце 20 века. Однако стандартный способ кремирования в гхате используется до сих пор. Фотографировать или проводить съемку строго запрещено. Если вас увидят с камерой, то могут и вызвать полицию.
Немного статистики о кострах Варанаси
- За один день в Варанаси сжигают от 200 до 300 тел. А за один год от 73 000 до 109 500 человек находят покой на берегу Ганга.
- В Варанаси есть приют, в котором можно дожить последние дни и быть кремированным здесь же.
- Умершие тела везут со всей Индии, чтобы сжечь в костре. Кроме того, не редки случаи, когда тела везут и с других стран, так как последней волей усопшего была кремация в Варанаси.
- Для многих индийцев сожжение в Варанаси является целью жизни, они готовятся и собирают деньги, так как «удовольствие» не бесплатное.
- Чтобы сжечь 1 тело нужно от 100 до 200 кг. дров (со слов нашего экскурсовода), по другим источникам от 300 кг. до 400 кг.
- Тело горит 2 часа, после чего останки сбрасывают в воду реки.
- Вот уже 3 500 лет в Варанаси существует ритуал кремирования. С тех пор костёр, из которого поджигают тела, ни разу не затухал. 24 часа в сутки его контролируют и поддерживают, чтобы он не угас.
Как сказал нам экскурсовод, 1 кг. дров стоит 350 рупий, если дерево сандала, то 2 500 рупий. Сандал могут себе позволить лишь богатые индийцы, для остального населения такая кремация остаётся мечтой. Цены со слов нашего экскурсовода, насколько они правдивые, остается только догадываться. После экскурсии, которая платная, он начинает выпрашивать деньги на дрова для бедных индийцев. Таким образом мы якобы чистим свою карму.
Конечно же, деньги идут не на дрова, а гиду в карман. Поэтому вполне возможно, что он цены немного или очень много завысил. Съемка возле костров категорически запрещена, однако за пару сотен рупий индийцы могут закрыть глаза на пару кадров. А если много денег дать, то вообще можно фотосессию на весь день устроить.
А теперь самое интересное! Индийцы совершенно не брезгуют купаться в 50м. от места, где сжигают трупы и сбрасывают их в воду. А даже напротив, для них это священна вода, в которой они не только купаются, а и стирают, моют посуду и даже пьют её. Что самое удивительное, их организм не против. Даже страшно представить, какие инфекции содержит в себе эта священная вода.
Храм Дурга (Durga Temple)
Еще одним популярным храмом Варанаси является Храм Дурга (Durga Temple).
Храм Дурга является одним из самых популярных храмов в Варанаси.
Храм построен в честь богини Дурги, которая, по одному из мнений, выступает в роли супруги Шивы. В В отличие от храма Аннапурны, в храме Дурги в Варанаси поклоняются Богине-Матери в ее гневном образе воительницы.
Богиня Дурга приносит победы над преградами, болями и страданиями. Магическая сила приписывается каждой букве имени Дурги: Д — устраняет демонов; У — уничтожает препятствия; Р — отвращает болезни; Г — избавляет от грехов; А — приносит бесстрашие.
Специфической особенностью богослужения в честь Дурги являются кровавые жертвы: обычно это козёл или буйвол (существует табу на подношение Дурге самок этих животных); иногда в список возможных включаются птицы, черепахи, рыбы, олени, тигры и т. д., а также человеческие существа и кровь собственного тела.
Этот красностенный храм находится в живописном месте, к нему примыкает бассейн, который носит название Дурга Кунд. Красные стены храма создают особое впечатление. В народе этот храм часто называют Monkey Temple (Обезьяний Храм), из-за большого количества обезьян, собирающихся вокруг него, что очень привлекает туристов, которые не упускают возможность сделать замечательные фотографии.
Вообще, Варанаси является городом храмов, как крупных, так и совсем небольших. Храмы здесь расположены почти на каждом перекрестке. Множество маленьких храмов – это места ежедневных местных молитв и проведения различных ритуалов и церемоний. Храмы в Варанаси возводились и продолжают строиться на протяжении всей истории этого необычного священного города. Более подробное описание каждого из них заслуживает отдельных статей…
Храм Кедарешвар
Храм Кедарешвар расположен на берегу Ганги. Полосатые красно-белые стены храма выделяются из всех других береговых построек.
Кедарешвар — один из первых храмов, упоминаемых в старинных книгах о Каши. Здесь поклоняются Шиве, как повелителю Кедарнатху («кедара» значит «поле» и говорят, что небесный «кедар» — это там, «где растет урожай освобождения». Шива — повелитель (натх) этого поля, и поэтому его называют Кедарнатх).
Этот храм символически представляет храм Кедарнатх в Гималаях, важнейший из храмов Шивы и место нахождения еще одного джотьирлингама. К лингаму люди приносят цветы и поливают его водой, а по праздникам молоком или маслом. Если Шива Лингам не поливать водой, на страну обрушится засуха. Ну и вообще – вода начало всего живого, как и сам лингам.
Считается, что посещение этого храма приносит тот же результат, что и посещение святилищ Кедарнатха и Бадринатха. После Каши Вишванатха, Кедарешвар считается самым священным храмом Варанаси.
Фото храма Кедарнатх в Гималаях
Храм Дурги
Если после долгого путешествия вы не знаете куда пойти, то посетите храм, основанный в честь богини Дурги. Он имеет еще одно название – Обезьяний храм. Связано это с тем, что на его территории водится очень много обезьян. Наверное, только поэтому большинство туристов приезжают сюда. С обезьянками можно пообщаться, сфотографироваться. К слову сказать, что в самом городе и так много этих животных, порой они даже сильно надоедают местным жителям. Однако всячески издеваться над обезьянками запрещено законом. Играя с пушистым зверьком, будьте внимательны, не все они такие добрые. Многие особи отличаются агрессивностью и острыми клыками.
Сам храм Дурги являет собой очень любопытное место. Он построен индийскими мастерами полностью из редкого камня красного цвета, который по всей своей площади имеет изумительную гравировку. Прямо у входа в храм находится искусственный, но необыкновенно красивый пруд.
Также как и Шива, богиня Дурги уважаема среди индусов, ведь она является защитницей города и много раз спасала население от бед. Стоит храм в непосредственной близости от музея Бхарат. Так что, если вы решили посетить храм, то потом обязательно сходите в музей.
Вот некоторые достопримечательности Варанаси. На самом деле их гораздо больше, но описывать их придется очень долго. Стоит лично съездить в город и воочию увидеть всю ту красоту, сохранившуюся спустя многие тысячелетия.
Сарнатх
Это не достопримечательность Варанаси, а всего лишь его пригород. Однако это не умаляет его достоинств. Главным отличием этого храма от других будет религиозная направленность. В Сарнатх для поклонения приезжают буддисты. Существует легенда, что впервые Будда приехал именно в это место, чтобы зачитать свои проповеди. Расположение храма выбрано специально. По историческим данным, на месте древнего города когда-то было небольшое лесное поселение, куда со всего мира приезжали философы, писатели и другие ученые умы, дабы познать истину и узнать много нового. Так что можно поверить легенде, ведь Будда просто не мог посетить то место, где не было знаний.
Сегодня, большая часть пригорода Сарнатх разрушена и являет собой руины, которые были обнаружены только во время раскопок. Однако это не мешает туристам приезжать сюда и посещать помимо развалин исторический музей, где можно увидеть древние орудия труда и предметы, найденные во время раскопок. Также сюда приезжает немало паломников, которые мечтают отдать дань уважения этим священным местам.
Варанаси — город-ад
По легенде Варанаси создал Шива 5000 лет назад. По науке Варанаси стоит уже 3000 лет. 3000 лет! У кого в голове укладывается такой возраст? Город расположен в штате Уттар-Прадеш и входит в семёрку священных городов индуизма. Каждый индуист должен хоть раз побывать в таком городе, чтобы остановить колесо сансары. А лучше здесь умереть. Поэтому индуистских паломников сюда едут массы. Люди едут сюда не жить – они едут в Варанаси умирать. Здесь совершаются похоронные обряды и омовения в водах священного Ганга. В Варанаси расположено около двух тысяч храмов. Главный — храм Каши-Вишванатх, Золотой храм, в честь Шивы. Здесь кожей, кончиками волос и шестым чувством разведчика ощущаешь особую энергетику. И она не положительная. Тысячелетиями намоленное место. Тысячелетиями покрываемая пеплом истлевших тел земля. Тысячелетиями Ганг стирает молитвы и просьбы живых и пепел воспоминаний мертвых. Ганг здесь как большая братская могила, на протяжении 3000 лет принимающая останки плоти поколений.
Все просто. Из дров складывается лежанка, поджигается, на нее кладут тело в саване. Вокруг стоят несколько человек и смотрят на занимающуюся огнем плоть. Огонь разгорается все ярче и быстро превращается в большой костер. Вокруг еще несколько таких костров. Пахнет жженым мясом. На месте сгоревших костров делают новые – эта работа здесь идет постоянно, потому что бегом, под звон фанфар приносят все новые и новые тела. Пепел, оставшийся после кремации, собирают и развеивают над Гангом. Иногда тело сгорает не полностью, оставшиеся части тоже бросают в Ганг. Таких гхатов в Варанаси несколько, самый старый – Маникарника. Рядом индуисты совершают омовения, купаются с мылом, моют детей, стирают, чистят зубы. Самое большое количество людей приходят к гхатам утром на рассвете, чтобы совершить утренний обряд омовения. Это место как сама жизнь – броуновское движение, в котором смешались вечное и обыденное. И смущаться этому некогда, потому что жизнь продолжается.
Варанаси, Индия
В Варанаси рикша отвез нас в старый город, а полицейский показал нам дорогу к хостелу. Здесь стояла страшная жара – 47 градусов. Казалось, что уже из следующего вдоха не сможешь получить ни грамма кислорода и всё. Невыносимо. В Варанаси мы взяли номер в отеле с пафосным видом на Ганг и балконом. Но номер выходил на солнечную сторону и нагревался днем так, что на стенах можно было жарить яичницу. Комнату нам поменяли, правда окон в ней не было – зато был кондиционер.
По узким улицам древнего священного города Варанаси машины не ездят, по ним бродят коровы, в углах сидят бомжи-отшельники, тротуары почти сплошь покрыты человеческими фекалиями. Коровьи лепешки сушат и продают, чтобы использовать их в печи. Такого смрада и грязи я не видела еще ни где. Жара усугубляла ситуацию.
Утром мы арендовали лодку и поехали встречать рассвет на Ганге и смотреть на омовение с гхатов. Все правда – в одном месте люди молятся, стирают, моются, чистят зубы. Мимо проплывет пепел с погребальных костров и культяпки недогоревших тел. Обматывают себя тряпицами. Стринги придумали индусы!
По Варанаси ходит много всяких укурков, гашиш здесь можно купить свободно. Малахольные бродяги, мужики с подвешенным к члену грузом, бомжи в дредах, косящие под садху и обмазываеющие лицо и тело пеплом сгоревших тел – все это священный город Варанаси, веками накрываемый пеплом сожженных тел.
Вечером – Маникарника – ритуальная набережная, самый известный и закопченный гхат Варанаси. Агрессивно настроенные местные. Видела их в одной из серий «Хочу домой». Пытались взять с меня денег за то, что я с фотиком хожу, потом хотели отобрать у меня фотоаппарат, я убежала. Целые стаи прохиндеев пытаются что-нибудь урвать у туриста, они ведут себя то услужливо, то агрессивно в зависимости от ситуации. Может быть есть где-то святость и религиозность, но только не здесь.
В Варанаси было настолько гадко, что нервы сдали. Наступил пик кипения. Никуда не хотелось идти, ни на что не хотелось смотреть. Индия обрыдла, опротивела, все здесь надоело и вызывало отторжение.
Варанаси, Индия