Актуальность экологической проблемы

Основные причины экологических проблем

К основным причинам экологических проблем относят:

  1. Бесконтрольное потребление в течение многих лет природных ресурсов, которое не всегда оправдано. К этому относят чрезмерную вырубку лесных массивов, добычу полезных ископаемых.
  2. Промышленная революция. Создание новых заводов, промышленных производств обуславливает загрязнение окружающей среды.
  3. Перенаселение планеты. Оно ведет к увеличению потребностей людей.

В развитых промышленно странах проблемы экологии связаны с индустриализацией, а в странах развивающихся они связаны с чрезмерным использованием природных ресурсов (к ним относится лес, почва, вода, полезные ископаемые).

Вопрос – Ответ (FAQ)

Что в переводе с греческого означает «экология»?

Что такое экология?

Какова основная причина экологических проблем?

Какие экологические проблемы относятся к основным?

Какова главная причина загрязнения вод Мирового океана?

Какова причина сокращения площади лесов планеты?

Какие леса называют легкими нашей планеты?

Почему загрязняется воздух?

Почему исчезают животные и растения?

Что такое WWF?

Какое животное изображено на эмблеме Всемирного фонда дикой природы (WWF)?

Что отмечают 4 октября?

Когда отмечается День Земли?

Как переводиться название «Гринпис»?

Мне нравится3Не нравится

Всеобщие проблемы

Глобальные экологические проблемы имеют крупный масштаб негативных последствий.

Всемирное потепление

Парниковые испарения – это результат деятельности человека, которая влияет на глобальное потепление. Земля теряет снежный покров, а арктическая флора и фауна находятся на грани исчезновения. Увеличение температуры Мирового океана и поверхности Земли вызывает таяние полярных ледяных образований и повышение уровня морей. Происходят неестественные формы осадков (чрезмерные снег, дождь), в связи с этим учащаются наводнения и затопления материковой части земли.

Изменение озонового слоя

Жизнь зародилась на Земле после возникновения озонового слоя. Озоновая оболочка вокруг Земли истощается по объему (в сравнении с 1980 годом), образуются озоновые дыры. Они есть над Антарктидой и Воронежем. Причина изменения – активные запуски ракет, самолетов и спутников.

Изменение озонового слоя является угрозой для людей, а также для животных. Озоновый слой защищает нас от ультрафиолетовых лучей солнца. Без озонового слоя все люди будут восприимчивые к ряду кожных заболеваний, включая рак кожи.

Большое количество выхлопных газов выделяется транспортными средствами и различными отраслями промышленности. Загазованность выходит за пределы уровня допустимой нормы. Когда газы: диоксид углерода, оксид азота и диоксид серы, взаимодействуют с водой, получается соответствующая кислота. Если это происходит в атмосфере, то имеем кислотный дождь.

Кислотный дождь

Вторая причина кислотных дождей – работа электростанций. Эта проблема приводит к загрязнению водоемов и почв соединениями кобальта и алюминия, азотной и серной кислотой.

Если идти по текущему пути, может наступить ухудшение экологической обстановки, тогда люди будут бояться выйти на улицу под дождь, чтобы не повредить кожу.

Кислотные дожди способствуют гибели сельскохозяйственных культур и лесов. Из-за них нарушаются целые экосистемы.

Например, в Великобритании, Чехословакии и Греции более 65% лесов уничтожено такими дождями. Чтобы бороться с этим, человечество высаживает деревья.

Изменение климата на планете

Потепление происходит в результате сжигания топлива ТЭЦ и выброса вредных газов промышленностью. Изменение климата оказывает вредное воздействие на природу. Вместе с таянием полярного льда появились сезонные изменения, новые заболевания, частые природные катаклизмы, изменение общих погодных условий.

Зачем нужны экологические знания?

Вопрос, можно сказать, злободневный, ведь сегодня мы все чаще наблюдаем наплевательское отношение населения планеты к природе. Это касается не только крупных корпораций, занимающихся непосредственным использованием в личных или общественных целях природных ресурсов в пугающих масштабах, но и каждого человека в отдельности. Ведь, посудите сами: мы устраиваем пикники, выезжая на природу, и после себя оставляем горы синтетического мусора; срываем, гуляя по лесу или лугу, цветы, собираем травы, часто вырывая их прямо с корнями, совершенно не задумываясь о том, что таким образом лишаем растения способности воспроизводства; убиваем зайцев, лис, диких уток не ради желания утолить голод, а ради забавы…

Примеров потребительского, бездумного отношения к окружающей среде человека можно привести бесчисленное множество. И происходит это не только по причине отсутствия у граждан совести, но и вследствие недостаточно высокого уровня экологической образованности и культуры. Овладев же в должной мере экологическими знаниями, индивидуум в силах совершать целенаправленные изменения окружающей среды с одновременным сохранением единства природы и человечества.

Праздник 15 апреля День экологических знаний – событие поистине масштабное. Давайте будем беречь Мать-Землю! Мы сердечно поздравляем всех с этим чудесным праздником!

Экология – это наука, которая изучает законы природы, взаимодействие живых организмов с окружающей средой, основы которой заложил Эрнст Геккель в 1866 году. Однако люди интересовались секретами природы еще с древности, имели бережное отношение к ней. Понятий термина «экология» существуют сотни, в разные времена ученые давали свои определения экологии. Само слово состоит из двух частиц, с греческого «ойкос» переводится как дом, а «логос» — как учение.

С развитием технического прогресса состояние окружающей среды стало ухудшаться, что привлекло внимание мирового сообщества. Люди заметили, что воздух стал загрязненным, исчезают виды животных и растений, ухудшается вода в реках

Этим и многим другим явлениям дали название – .

Роль экологии в жизни человека

Экология в жизни человека имеет большую роль, она затрагивает все сферы жизни: питание, здоровье, жизнедеятельность, настроение. Необходимо понимать, что с ухудшением состояния среды понижается и качество жизни.

Положительное влияние экологии

Места на планете, где экологическая обстановка не подвержена пагубному влиянию промышленности, старательно оберегаются. Там организовывают природоохранные зоны, заповедники, возводят здравницы и обустраивают курорты. Воздушные ванны и ходьба полезны людям с заболеваниями дыхательных путей, а употребление чистой воды способствует профилактике заболеваний внутренних органов.

Многолетние наблюдения показывают, что продолжительность жизни в экологически чистых районах превышает показатель в городах и вблизи промышленных предприятий. Исходя из этого можно понять, насколько взаимосвязаны экология и человек.

Типы экологии

Тип № 1: Молекулярная экология

На молекулярном уровне изучение экологии фокусируется на производстве белков, как эти белки влияют на организм и окружающую среду, и как окружающая среда, в свою очередь, влияет на производство различных белков. Во всех известных организмах ДНК дает начало различным белкам, которые взаимодействуют друг с другом и окружающей средой для репликации ДНК. Эти взаимодействия приводят к некоторым очень сложным организмам. Молекулярный эколог изучает, как создаются эти белки, как они влияют на организм и окружающую среду, и как среда в свою очередь влияет на них.

Тип № 2: Органическая экология

Сделав шаг назад, изучение экологии организмов касается отдельных организмов и их взаимодействия с другими организмами и окружающей средой. Хотя биология организма является разделением экологии, она все еще остается огромным полем. Каждый организм испытывает огромное разнообразие взаимодействий в своей жизни, и изучить их все невозможно. Многие ученые, изучающие экологию организма, фокусируются на одном аспекте организма, таком как его поведение или то, как он обрабатывает питательные вещества окружающей среды.

Область этологии, или изучение поведения, также может быть изучена как экология. Вместо того, чтобы просто анализировать определенные виды поведения у животных, поведенческие экологи изучают, как эти виды поведения влияют на организм эволюционно и как окружающая среда оказывает давление на определенные виды поведения. Например, поведенческий эколог может изучить способ, которым орел охотится за добычей, отмечая, какое поведение ведет к успеху, а какое – к провалу. Таким образом, ученый может выдвинуть гипотезу о силах, которые заставляют орлов вести себя так, как они. Эта информация может быть очень важна при разработке планов сохранения для защиты животных в дикой природе.

Тип № 3: Экология населения

Следующим уровнем организации организма, популяциями, являются группы организмов одного и того же вида. Из-за большого разнообразия жизни на Земле разные виды разработали много разных стратегий для борьбы со своими конспецифами или организмами одного и того же вида. Некоторые виды напрямую конкурируют с конспецифическими, в то время как другие организмы образуют тесные социальные связи и совместно работают над обеспечением ресурсов. Отделение экологии, социальной экологии, изучает организмы, такие как пчелы и волки, которые работают вместе, чтобы обеспечить колонию или стаю. Сложные взаимодействия между этими организмами и окружающей средой приводят к различным избирательным силам, чем у животных, которые конкурируют с конспецифическими. На самом деле, ученые выдвигают гипотезу о том, что возросший успех, достигнутый в человеческом обществе, мог привести людей к общению. Население эколог изучает популяции организма и их сложные взаимодействия с окружающей средой и другими популяциями.

Различные группы населения, живущие в одной среде, создают сообщества организмов. Эти сообщества создают ниши, или различные пространства, для организмов, чтобы занять. Например, на пшеничном поле можно найти несколько ниш. Пшеница существует на солнечных лучах и питательных веществах в почвах. Различные насекомые живут за счет питательных веществ, собранных пшеницей. Определенный бактерии занимать ниша в корнях, где они превращают азот для растение, сообщество эколог изучает эти сложные взаимодействия и избирательное давление, которое они создают. Иногда организмы в сообществах начинают испытывать коэволюция где или более видов оба развиваются в ответ друг на друга. Это можно увидеть у многих видов, от пчел и цветов, которые они опыляют, до хищников и добычу, которую они едят.

Экосистема Экология

Самый большой масштаб организационной организации – это экосистема, Экосистема – это сеть взаимосвязанных биологических сообществ. Крупнейшая экосистема, биосфера, охватывает все экосистемы внутри нее. Экосистемный эколог изучает сложные модели, создаваемые взаимодействующими экосистемами и абиотические факторы окружающей среды. Они могут изучать воду, питательные вещества или другие химические вещества, которые циркулируют в экосистеме. Экосистема – это очень сложная и масштабная наука, которая включает в себя множество дисциплин.

Кто такой эколог и чем он занимается?

Изучением экологии занимается учёный-эколог.

Для того чтобы понять, чем занимаются экологи, надо подробно рассмотреть, какие разделы включает в себя экология как наука.

Современная наука экология разделяется на 3 основных научных направления:

  • Аутэкология (от др.-греч. аутос – сам и логия – наука) – это раздел науки экологии, изучающий взаимодействие отдельного организма или отдельно взятого вида с окружающей средой. Аутоэкологией занимаются учёные аутоэкологи.
  • Демэкология ( от др.- греч. демос – народ и логия – наука) – это раздел науки экологии, изучающий взаимодействие особей одного вида внутри своего сообщества (популяции), а также с окружающей средой. Демэкологией занимаются учёные демэкологи.
  • Синэкология (от др.-греч. син – совместный и экология) – это раздел науки экологии, изучающий сообщества организмов и их взаимодействие с окружающей средой. Синэкологией занимаются учёные синэкологии.

В науке экологии также выделяют отдельные (специальные) направления (разделы). К ним относятся:

  • Геоэкология (от др.-греч. гео – земля и логия – наука) – научное направление в экологии, в котором изучается состав, строение, свойства Земли как среды обитания растений, животных и самого человека;
  • Гидроэкология (от др.-греч. гидро – вода и логия – наука) – научное направление в экологии, в котором изучается состав, строение, свойства водной системы Земли как среды обитания растений и животных;
  • Биоэкология (от др.-греч. биос – жизнь и логия – наука) – научное направление в экологии, в котором изучаются взаимные связи живых организмов со средой их обитания;
  • Ландшафтная экология (от нем. land – земля и schaft – образ) – научное направление в экологии, которое тесно связано с наукой географией и изучающее различные ландшафты (группы деревьев, поля, реки, озёра, города) и влияние их расположения на индивидуумов в окружающей среде;
  • Этноэкология (от др.-греч. этнос – народ и логия – наука) – научное направление в экологии, изучающее отдельные народы и их взаимную связь с окружающей средой;
  • Социальная экология (от лат. socialis – общественный и др.-греч. логия – наука) – научное направление в экологии, изучающее взаимную связь и взаимное влияние человеческого общества и природы;
  • Антропоэкология (от др.-греч. антропос – человек и экология) – экология человека, научное направление в экологии, изучающее взаимодействие человека с окружающей средой и вопросы сохранения здоровья человека;
  • Химическая экология – научное направление в экологии, изучающее воздействие на окружающую среду химических веществ, а также последствия такого воздействия;
  • Радиоэкология (от лат. radius – луч и др.-греч. логия – наука) – научное направление в экологии, изучающее действие всех видов радиоизлучений на живые организмы и их сообщества, а также особенности существования живых организмов и их сообществ в условиях наличия в окружающей среде радиоактивных накоплений;
  • Антэкология (от др.-греч. antos – цветок и экология) – научное направление в экологии, изучающее взаимосвязи цветущего растения с окружающей средой.
  • Информационная экология – научное направление в экологии, изучающая влияние информации на человека, его интеллект, психическое и физическое здоровье.

Таким образом, учёный-эколог может специализироваться во многих областях науки экологии: геоэкологии, гидроэкологии, биоэкологии, ландшафтной экологии.

Эколог может заниматься вопросами взаимосвязи человека и окружающей среды (этноэкология, социальная экология, антропоэкология).

Учёный-экологи изучают также воздействие химических веществ (химическая экология) и радиации (радиоэкология) на живую и неживую природу.

Интересной представляется работа учёного-антэколога, изучающего мир цветущих растений.

Новым современным направлением в экологии является информационная экология. Это направление возникло вследствие достижений научно-технического прогресса, позволивших людям развить глобальные (общемировые) информационные системы.

Основные экологические проблемы и способы их решения

В современном мире часто понятие экологии связывают с защитой окружающей среды. И это не случайно, потому что основной целью экологии как науки является сохранение природы.

Перед современными экологами встаёт множество проблем, связанных с необходимостью защиты окружающего мира, основными из которых являются:

  • защита атмосферы Земли от ядовитых выбросов промышленности;
  • зашита земель от загрязнения токсичными (ядовитыми) отходами;
  • защита лесов от вырубки и загрязнения;
  • зашита водных ресурсов планеты от вредного воздействия человека;
  • защита растительного мира;
  • защита животного мира;
  • защита самого человека от результатов его вредного воздействия на окружающую среду.

Для решения этих вопросов государства создают специальные законы по противодействию нанесению ущерба природе. Также создаются межгосударственные союзы для решения задач сохранения окружающего мира.

Существуют всемирные экологические организации, такие как Всемирный фонд дикой природы (WWF) и Гринпис (Greenpeace), которые направляют своих сотрудников экологов в самые “горячие” точки нашей планеты для оценки обстановки и принятия мер по защите и сохранению природы.

Особенности экологии человека, как особого научного направления

Экология в отношении человечества является междисциплинарной наукой, которая изучает взаимодействие людей с окружающим миром, динамическими условиями существования в нем и экологическое разнообразие современного человека. Адаптивный тип – это норма реакции, независимо возникающая в сходных условиях среды обитания в популяциях, которые могут быть не связаны между собой генетически. Главным образом изучается характер процессов, возникающих в результате воздействия среды обитания на человечество.

Одна из основных задач этой науки – помогать обществу оптимизировать условия окружающей среды путем донесения необходимой информации до законодательных органов и руководителей разных уровней.

В исследованиях учитывается множество параметров:

  • результаты социологических опросов населения;
  • данные медицинской и демографической статистики;
  • результаты наблюдений за изменением среды обитания;
  • результаты обработки экономических и статистических данных.

Также используются показатели, характеризующие человеческое общество:

  • уровень рождаемости, смертности, заболеваемости, инвалидности населения;
  • возрастная и половая структура;
  • уровень физического развития населения и т.д.

Экология по отношению к человеку, как наука, играет важную роль. Она способствует формированию уровня ответственности за решения, структурирует и доносит до властей информацию о возможных последствиях деятельности производств и стимулирует постоянную работу по модернизации технологий, защищающих среду обитания.

Современный взгляд

Сейчас экология трактуется как наука, изучающая взаимодействие живых организмов друг с другом, а также с окружающей средой.

Любой организм, живущий на планете, поддаётся влиянию множества факторов: благоприятных и неблагоприятных. Все эти факторы условно можно разделить на две группы: биотические и абиотические. К биотическим можно отнести те, которые исходят от живой природы; к абиотическим — те, что несёт неживая природа. Например, орхидея, растущая на коре дерева, — это пример симбиоза, то есть биотического фактора, а вот направление ветра и погодные условия, влияющие на эти два организма, — это уже абиотический фактор. Всё это создаёт условия для естественной эволюции живых организмов планеты.

2 стр., 929 слов

Сочинения | . «Следовать за мыслями великого человека — …

… жизни. Евгений в столкновении с природой не выдерживает, тогда как Петр, встречаясь один на один со стихией, побеждает ее, потому что мысли Великого человека … свое детище. Нам нравится следовать за мыслями Великого человека, ведь он не … человеку за причиненное ей насилие. Пушкин противопоставляет в «Медном всаднике» двух людей: Евгения и Петра, создавая тем самым острый конфликт. Между «Великим» …

Но тут появляется ещё один немаловажный аспект, значительно влияющий на состояние окружающей среды — это антропогенный фактор, или человеческий фактор. Вырубка лесов, поворот рек в другое русло, добыча и разработка полезных ископаемых, выброс различных токсинов и других отходов — всё это влияет на ту среду, где такие воздействия производятся. В результате биотические и абиотические факторы на этой территории подвергаются изменениям, а некоторые из них и вовсе исчезают.

Для того чтобы регулировать изменения окружающей среды, учёные вывели основные задачи, которые должна решать экология, а именно: разработка законов разумного использования природных ресурсов, опираясь на общие принципы организации жизни, а также своевременное решение экологических проблем.

Для этого ученые–экологи выделили четыре основных закона:

  1. всё связано со всем;
  2. ничто не исчезает в никуда;
  3. природа лучше знает;
  4. ничто не даётся просто так.

Казалось бы, соблюдение всех этих правил должно было бы привести к разумному и гармоничному использованию природных даров, но, к сожалению, мы наблюдаем иную тенденцию развития этой сферы.

Почему так происходит? Почему роль экологии в жизни многих людей всё ещё остаётся на втором плане? Любая внешняя проблема — это лишь отражение человеческого сознания. Большинство даже не подозревает о том, что скрывается за результатом их ежедневной жизнедеятельности.

Современная экологическая обстановка

С каждым годом состояние среды обитания ухудшается. Это вызвано непрерывным ростом промышленности, урбанизацией и увеличением количества автомобилей. Через трубы заводов и машин в атмосферу попадают фенол, оксид углерода, диоксид серы и другие ядовитые вещества. Современная экология выделяет несколько главных проблем окружающим людям, вызванных активным развитием промышленности:

  • загрязнение человеческой среды обитания отходами промышленных предприятий;
  • глобальное потепление и повышение уровня воды в Мировом океане;
  • мутации штаммов вирусов, эпидемии, онкологические заболевания;
  • вымирание видов животных, вырубка лесов;
  • разрушение озонового слоя атмосферы;
  • истощение запасов полезных ископаемых.

Польза химии

Вещества, полученные химическим путем, используют в медицине. Они помогают сохранить больным людям жизнь, поддерживают здоровье.

16 стр., 7802 слов

Роль науки в современном обществе

Одно из достижений – способность улучшать вкусовые качества: сахар, ванилин – тому наглядный пример.

В доме химические вещества убивают микробов, поддерживают комфортный микроклимат в квартире, дают тепло.

Сельским жителям и сельскохозяйственным предприятиям помогают обезопасить поле, сад, огород, приусадебное хозяйство, птицефабрику, повысить урожайность или надои. Это дает возможность обеспечивать едой жителей планеты.

Экология — что это за наука, современное определение

Определение

Экология – это наука о взаимодействии живых организмов друг с другом и окружающей их средой обитания.

Экология является одним из направлений биологии, посвященных исследованию функций и принципов организации разнообразных биосистем: экосистем, сообществ, популяций.

Развитие экологии как науки началось во второй половине XX века. В это же время она была выделена в самостоятельную дисциплину. А широкое распространение и общественную известность получила в 60-х годах, когда беспокойство за состояние природной среды стало популярным среди представителей разных стран.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

При этом основные идеи направления были сформулированы еще во времена Аристотеля. В своем труде «История животных» мыслитель составил экологическую классификацию животных, привел примеры сезонной активности живых организмов, типах их движения, средах обитания.

Последователем Аристотеля в этом плане стал Теофраст, изучавший растения и сформировавший основы геоботаники.

Примечание

Описания взаимодействия животных с природной средой можно обнаружить в индийских трактатах I века до нашей эры, в «Естественной истории» Плиния Старшего, где описан экономический характер экологических представлений.

Объектом изучения современной экологии является неживая и живая природа. Предметом – законы природы, тенденции ее развития, влияние природных закономерностей на человека, а также воздействие человека на окружающую среду.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: