Мозг создает реальность
Как пишет в своей книге «Кто мы? Наше тело, гены, общество» профессор Стэндфордского университета Роберт Сапольски, никто не понимает как работает мозг. И хотя за последние годы было сделано множество удивительных открытий, мозг по-прежнему остается для нас загадкой.
К счастью, ученым свойственны упорство и настойчивость, так что их работа в любом случае приносит свои плоды. Например, сегодня большинство исследователей предполагают, что мы – или, скорее, наш мозг – создает реальность за нас. И действительно, мозг быстро анализирует информацию, строит наилучшие предположения и, разумеется, ошибается.
Мы – это наш мозг. Все, что мы видим, знаем и чувствуем целиком и полностью его заслуга
На самом деле задача, которая стоит перед нейробиологами, связана с серьезными вопросами о том, что представляет собой разум и как мозг воспринимает реальный мир, например, цвет. Так, все предметы, что мы видим вокруг себя, отражают световые волны – именно их мозг воспринимает как цвет. Более того, недавно исследователи выяснили, что существуют уникальные паттерны мозговой активности для каждого отдельного цвета.
Старые добрые мультфильмы
До того как веб-художники начали радовать мир анимированными изображениями, созданными за счет специальных программ, обычные мастера кисти сидели в своих кабинетах и рисовали многочисленные изображения героев мультиков. Количество картинок доходило до миллиардов, и каждая из них являлась секундой в готовом фильме, с новым положением тел героев, мимикой и окружающей средой. Глядя на готовый мультфильм, мы расценивали те кадры, которые уже просмотрели, как прошлое, а те, которые предстоит увидеть, как будущее. То, что было на экране в данный момент, являлось единственно истинным настоящим. Но на практике картинки, которые для нас уже были в прошлом, никуда не делись — они остались на студии. Те же, что, по нашему мнению, еще не попали в кадр, уже существуют, находятся в резерве. Это значит, что и пространственно-временной континуум уже наполнен всеми прошедшими и предстоящими событиями, они не пропадают и не являются еще не созданными. Если мы сможем избавиться от уз часов, суток и годов, то поймем, что время — всего лишь иллюзия, которая показывает нам далеко не полную картину бытия.
Эффект дефицита
Вас не бесят лимитированные скидки: «50% только сегодня», «скидка действует до конца месяца»? Продавцы пытаются внушить чувство, что мы действуем недостаточно быстро и выгодная покупка вот-вот ускользнёт. На этом и работает эффект дефицита: люди с большей вероятностью покупают товар, если думают, что скоро он кончится или цена возрастёт.
В UX-дизайне тоже применяют эффект дефицита. Например, при разработке дизайна для мессенджера можно показывать пользователю, что собеседник онлайн и ждёт ответа. Или можно добавлять в имейл-рассылку слова, который торопят: «купить сейчас», «предложение ограничено и скоро станет недействительным». Если нужно подстегнуть пользователя сделать что-то, напомните ему, что доступ к продукту, функции или предложению ограничен.
Подробнее об эффекте дефицита можно прочитать в статье CXL: 18 Scarcity Examples that Can Boost Sales.
Мы все подвержены когнитивным искажениям. Знание об этом станет вашим оружием — анализируя своё мышление и замечая искажения, вы сможете принимать более осознанные решения.
Если заинтересовала эта тема, вот несколько статей и сайтов, которые помогут погрузиться глубже:
Движение
Когда ученые взялись за вопрос о восприятии движения, иллюзия времени приобрела еще более фундаментальное значение, причем не только в философии, но и в науке. Даже Эйнштейн доказал, что данное понятие является весьма субъективным, напрямую зависит от скорости перемещения в пространстве и при некоторых обстоятельствах может вообще исчезать. Самый простой пример — это движение со скоростью света. В этот момент время перестанет существовать для объекта, который «летит» сквозь пространство, все будет выглядеть статично. А вот посторонний наблюдатель будет его расценивать как нечто, что движется с нереальной скоростью, при этом течение данного процесса будет так же быстро идти вперед.
Иллюзия пространства-времени — это в некотором роде плен, в который попадает человек по собственной воле. Мы не замечаем, как ход часов замедляется в процессе нашего передвижения по плоскости в определенном направлении и ускоряется, когда сидим на одном месте. Мы можем знать это, понимать и даже пытаться принять, но увы, отбросить данный мираж нам не под силу. Это обусловлено тем, что восприятие находится именно в рамках человеческого тела, в противном случае мы попросту потерям связь с привычным для нас миром.
Виды
Существует разные виды иллюзий. Каждый тип отличается затрагиваемыми областями восприятия, ощущениями, общим воздействием на психику.
Физические
Самыми явными физическими иллюзиями являются оптические искажения. Они вызваны разными проявлениями психики, которые втесняются между человеком и воспринимаемым им объектом, предметом или явлением. Примеры:
- Луна высоко в небе кажется гораздо меньше, чем у горизонта.
- Если погрузить ровную палку наполовину в воду, погруженный конец будет казаться меньше.
- После длительного взгляда на что-то яркое, отпечаток этого объекта останется перед глазами на несколько секунд, но в реальности его не будет.
- Кажется, что горы находятся ближе в ясную погоду при низкой влажности воздуха, чем они есть на самом деле.
Когнитивные
Когнитивные искажения возникают, когда индивид взаимодействует не с самим окружающим миром, а с предположениями о нем. Это приводит к формированию бессознательных умозаключений, которые искажают реальность. Виды:
- Неоднозначные — Куб Неккера, ваза Рубина.
- Искажающие — геометрические оптические иллюзии. Характеризуются искажением длины, размеров, кривизны, расположения геометрических объектов.
- Парадокс искажения — представляются объектами, которые невозможны или парадоксальны.
Отдельны вид когнитивных иллюзий — вымыслы.
Физиологические
Возникают под воздействием усталости, напряжения, эмоциональных всплесков. Искажения физического, физиологического характера временные. Они исчезают самостоятельно через определенный промежуток времени.
Физиологические отклонения создаются на фоне расхождения между реальными объектами и ошибочными явлениями. К этой группе относится ложное восприятие уменьшенных визуально размеров крупного предмета.
Аффективные
Проявляются у здоровых людей физически и психологически. Они связаны с усталостью, психическим напряжением, сильными эмоциями. Аффективные иллюзии проявляются в незнакомых для человека местах, когда он ожидает плохого.
Если человек находится на территории незнакомого частного дома, а в детстве его испугала собака, он будет ожидать нападения животного. Он может слышать несуществующие звуки.
Патологические
Связаны с психическими отклонениями, психологическими заболеваниями. В данном состоянии человеку сложно отличить реальность от мнимой иллюзии. Искажения проходят самостоятельно, но без должного лечения возвращаются.
Вербальные
Искаженное восприятие звуковых раздражителей. Нейтральная речь другого человека воспринимается как угроза, а враждебные упреки, ругательства, оскорбления не доходят до человека. Если работает радио или телевизор, человек может ощущать, что разговоры дикторов обращены к нему.
Органические
Проявляются искаженным зрительным восприятием объектов, явлений, форм. Неправильно воспринимается сама форма, размеры, цвет, расположение в пространстве.
Осознаваемости
Проявляются возникновением навязчивого ощущения того, что рядом кто-то присутствует. Если не начать лечение, будут развиваться галлюцинации, бред.
Восприятия
Ложное восприятие действительности. При их проявлении человек испытывает чувственные впечатления, которые идут наперекор действительности. Иллюзии могут склонять человека к неверным суждениям, мнениям.
Парейдолические
Изменяется восприятие узоров. При их рассмотрении в сознании человека развиваются сложные образы, которые выстраиваются в фантастические картины.
Коротко о рефрейминге
Рефреймингом называются используемые в НЛП методы переосмысления и преобразования механизмов, на которых основано восприятие, мышление и поведение человека, для того, чтобы предотвратить возникновение определённых психических шаблонов.
Проще говоря, рефрейминг – это, если привести аналогию с картинами, помещение картины в новую рамку, т.е. придание ситуациям и явлениям нового контекста. Прекрасными примерами рефрейминга являются анекдоты, метафоры, сказки, в которых одно и то же может быть понято совершенно по-разному.
Основных видов рефрейминга всего два:
1 |
Контекстный рефрейминг. В этом методе рефрейминга используются сравнительные обобщения. Применительно к разным явлениям, например, одно и то же поведение может быть, как вредным, так и полезным. И если изменить контекст, в котором передаётся сообщение, то изменится и его восприятие. |
2 |
Содержательный рефрейминг. Данный вид рефрейминга направлен на то, что бы изменить, главным образом, восприятие объекта человеком и ценность самого сообщения, т.к. он имеет место в тех случаях, когда человеку не нравятся его реакции на события или явления, т.е. эти реакции воспринимаются как недостаток или неправильное поведение. |
Помимо основных видов, существуют также:
- Рефрейминг убеждений – используется для изменения у человека убеждений, которые его ограничивают.
- Шестиэтапный рефрейминг – НЛП-шаблон, основывающийся на том, что всякое поведение человека бессознательно, т.е. не контролируется сознательно. Этот вид рефрейминга особо эффективен в вопросах, касающихся негативных и вредных привычек, психологических блокировок, физических проявлениях психических нарушений и т.п., т.к. всё это может быть преобразовано посредством шестиэтапного рефрейминга, поиском положительного намерения и нового способа его удовлетворения.
Как уже было упомянуто, теме рефрейминга посвящён наш раздел с техниками НЛП, и для того, чтобы с ним ознакомиться, перейдите по .
Резюмируя всё вышеизложенное и подводя общий итог темам позиций восприятия и фрейминга, следует сказать, что оба эти уникальных процесса, если они тщательно изучаются и систематически применяются на практике, могут повысить эффективность вашего общения и способность к пониманию окружающих до такого уровня, который вы и представить себе не могли.
Использование позиций восприятия и фрейминга в повседневной жизни заметно улучшит многие качества вашей личности и свойства психики, а сами же вы станете человеком, которого можно будет с уверенностью назвать мастером общения.
Чтобы вам было легче освоить представленный материал, мы рекомендуем вам начать с самих себя: регулярно анализируйте свою жизнь и происходящее с вами, а также те состояния, которыми ваша действительность характеризуется в данный момент времени. Вспоминайте разные случаи из своей жизни и применяйте к ним разные рамки и позиции восприятия.
Смотря телепередачи или кинофильмы, обращайте внимание на то, как ведут себя их герои, какие позиции занимают, какие фреймы используют и чем всё это выделяется на фоне остального. И самое главное – старайтесь в каждый момент времени отслеживать особенности своего поведения, своих реакций и шаблонов
Это будет вашим главным инструментом в деле овладения навыками эффективного общения и воздействия на людей и самого себя.
как наслаждаться каждым моментом жизни?
Практика «Вкус присутствия»
Мы хотим предложить вам несложную, но очень увлекательную практику. Она в первую очередь рассчитана на женщин, но мужчины тоже могут её попробовать, чтобы начать лучше чувствовать мир, людей в нём и самого себя. И, кроме того, эта практика поможет вспомнить, каково это: наслаждаться моментом «здесь и сейчас», как в детстве.
Итак, разделите ближайшую неделю по органам восприятия.
И каждый день уделяйте внимание одному из органов чувств: обонянию, осязанию, зрению, слуху и вкусу. Обоняние
Обоняние
Например, сегодня вы целый день нюхаете всё, что попадает вам в руки, и особое внимание уделяете запахам. Запаху табачного дыма, запаху свежей газеты, запаху заварного крема на пирожном, запаху вещей, которые вы надеваете на себя
Принюхивайтесь так, как будто этот запах для вас незнаком. Ищите в каждом запахе нотки мочёного яблока, фиалки, ванили, земли или кожи.
Сделайте день наполненным через «Вкус Присутствия».
Осязание
Следующий день посвятите, например, кинестетическим ощущениям. Трогайте разные фактуры, прикасайтесь к разным предметам, дотрагивайтесь мягко и нежно через поглаживание или похлопывание.
Начните ощущать кончиками пальцев не просто фактуру, а энергетику тех вещей или предметов, а может быть и людей, которых вы касаетесь.
Слух
Ещё через день начните прислушиваться к разным звукам: к музыке в кафе, к уличному шуму, к монотонному «жужжанию» разговоров, к обрывкам случайных фраз, к стуку дождя, к плеску воды… А вечером выберите музыку и немного потанцуйте. Почувствуйте, какая музыка вам нужна сейчас: плавный и спокойный танец или буйство под бой шаманских барабанов. Лучший вариант, если в одной композиции ритмы будут сменять друг друга
. Так вы сможете прочувствовать разные звуки, темп и настроение. Включите музыку, постойте несколько секунд, позволяя музыке проникнуть в ваше тело. Теперь отключите мысли, просто позвольте своему телу двигаться так, как оно хочет. Позвольте танцу случиться – отдайтесь ему, насладитесь им и создайте его!
Вкус
В день, посвященный вкусу, пробуйте разные необычные или даже экзотические блюда, непривычные вам.
Может быть, это салат из зелёных водорослей, корейский суп или запечённые мидии. Или, наоборот, вы давно не ели самой обычной пищи: гречневой каши, свежего редиса, варёной картошки… Ищите вкус в каждом, даже самом простом продукте, исследуйте его и наслаждайтесь им.
Зрение
День визуального восприятия мира посвятите поискам прекрасного вокруг себя
По дороге на работу обращайте внимание на всё: на птиц, на яркие машины или разноцветные зонты, на лучи солнца или отражения деревьев в лужах. , на стильно одетых прохожих, на цветы или на ветви березы с первыми весенними почками
Если сможете найти немного времени в течение дня, сходите на выставку живописи или попробуйте создать картину сами, даже если считаете, что не умеете рисовать
, на стильно одетых прохожих, на цветы или на ветви березы с первыми весенними почками. Если сможете найти немного времени в течение дня, сходите на выставку живописи или попробуйте создать картину сами, даже если считаете, что не умеете рисовать.
Расширяйте чувственное восприятие мира – и ваша жизнь наполнится яркими моментами, сочными цветами, приятными сюрпризами, радостью и наслаждением!
Управляете вниманием – управляете жизнью!
Приглашаем вас на 2-часовую онлайн-встречу с Татьяной Самариной «Управление вниманием», которая пройдет 12 мая!
Вы осознаете, в каких моментах вы засыпаете и теряете способность действовать эффективно.
Получите световую информационную загрузку, которая позволит вам прочувствовать свое внимание – не на словах, а на клеточном уровне. Научитесь также управлять своим эмоциональным состоянием и мыслями
Научитесь также управлять своим эмоциональным состоянием и мыслями.
Узнаете, как быстро приобрести привычку переводить внимание на вашу цель и ускорять ее реализацию. Освоите техники Тафти и авторские техники, специально разработанные для этого вебинара, которые позволят вам легко и играючи управлять своим вниманием в течение дня!
Освоите техники Тафти и авторские техники, специально разработанные для этого вебинара, которые позволят вам легко и играючи управлять своим вниманием в течение дня!
Пробудитесь ото сна наяву и начнете сами создавать свою уникальную жизнь!
Узнайте больше о программе! >>>
Мы переоцениваем свое влияние на события
В 1975 году Эллен Лангер провела «лотерейный эксперимент», в ходе которого открыла необоснованную веру человека в возможность контролировать ход событий. Так, одной половине участников раздали лотерейные билеты, а другим позволили выбирать их самостоятельно. Затем обеим группам предложили обменять полученные билеты на возможность участвовать в лотерее с куда большими шансами на успех и лучшими призами. Но люди из второй группы отказались от обмена, боясь спугнуть удачу. Их поступок был нелогичным. Но они действительно считали, что могут повлиять на вероятность выигрыша, раз сами выбирали номер.
Искажённое восприятие реальности
Чем же так опасно искажённое восприятие реальности? Ещё один яркий пример человека с искажённым сознанием — алкоголик. Любому здравомыслящему человеку понятно, что алкоголь — это яд, который разрушает и тело, и сознание. И чтобы человек регулярно травился этим ядом, у него определённо должно быть искажено сознание. Почему же это происходит?
Человек, который употребляет алкоголь, может делать это только по одной причине — он в прошлом спаивал других или подсаживал на какой-то аналогичный наркотик. Или же просто каким-то способом способствовал этому, что самое интересное — возможно, даже неосознанно.
К примеру, есть традиция — давать милостыню нищим у церкви. И почему-то никто не задумывается, что 90 % стоящих там людей имеют признаки хронического алкоголизма в буквальном смысле, что называется, «налицо». И человек даёт деньги такому нищему, не задумываясь о том, что он проспонсировал самоотравление этого человека алкогольным ядом. Какие будут последствия для того, кто эти деньги пожертвовал? Несмотря на якобы благостный на первый взгляд поступок, последствия будут самыми что ни на есть печальными. В том, что этот человек рано или поздно «подсядет» на алкоголь или аналогичный наркотик, можно не сомневаться. И это яркий пример искажения реальности. Стольник, небрежно брошенный в шапку нищего, страдающего алкоголизмом, создал в уме такого «благодетеля» деформацию, которая начинает искажать его восприятие реальности таким образом, что он начинает вести себя неадекватно — употреблять алкоголь или что-нибудь в таком духе. Именно так и работает закон кармы — безжалостно, неумолимо и в высшей степени справедливо.
Иллюзии зрения
Несмотря на многочисленные исследования, до сих пор причины, которые вызывают иллюзии восприятия, недостаточно понятны. Все причины зрительных иллюзий делят на три группы:
- Создание особых условий наблюдения, например, одним глазом, через щель. При устранении причины иллюзия исчезает.
- Ложное суждение об объекте наблюдения. Осмысливание зрительного образа приводит к возникновению иллюзии зрения. Выполнение сравнительного измерения или устранение мешающих факторов способствует исчезновению иллюзии.
- Оптическое несовершенство глаза, свойства тех анализаторов, которые участвуют в зрительном процессе.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Замечание 1
Следует отметить, что различные оптические фокусы не относятся к зрительным иллюзиям. В данном случае обман создается за счет различных технических устройств или особого состояния среды, расположенной между глазом и объектом наблюдения. К иллюзиям восприятия не относятся обманы зрения, которые возникают у человека в темноте, либо в результате патологии зрительного аппарата.
Признаки восприятия
Восприятие – это в психологии когнитивный процесс, результатом которого является формирование субъективной картины мира через непосредственное воздействие предмета или явления на органы чувств человека.
Направленность личности — что это такое в психологии, ее виды
Законченный образ предмета в сознании человека формируется в результате совокупной работы различных анализаторов. Так, посредством зрения можно сделать вывод о цвете предмета, через тактильное ощупывание получить информацию о его текстуре. Если взять предмет в руки, можно почувствовать его вес, с помощью обоняния есть возможность ощутить его запах, посредством рецепторов на языке определить вкус. Получается, что в процессе знакомства с предметом воедино сливаются когниция и перцепция.
Важно! Восприятие всегда субъективно. Индивидуальные особенности работы анализаторов, жизненный опыт человека объясняют тот факт, что законченный образ предмета, воспринимаемого разными людьми, может отличаться
Процесс перцепции неразрывно связан с мышлением, вниманием, памятью, речью, эмоционально-волевой сферой
Реальность можно менять
Наша жизнь состоит из повседневных моментов, восприятие которых, можно менять. Даже простая смена настроения меняет восприятие окружающего мира. Восприятие также меняется под воздействием новых объяснений о том, как устроена реальность. Это также влияет на восприятие нашей реальности, однако, не всегда. Гёте однажды сказал «Всякий слышит лишь то, что понимает. А понимает в основном то, что пережил сам.» Верно на 100%. Как передаётся информация между людьми?
Путём указывания через символы — язык, слова, буквы, звуки — на образы внутри сознания человека. Как это делается в НЛП? Человеку говорят «возьми вот эту картинку сделай с ней то-то, уменьши её, уменьшил? Теперь ты ощущаешь то-то.» А когда один человек рассказывает о том, что он ощущал, но другие люди никогда не ощущали, то никаких ассоциаций, никаких образов у людей не возникает, они не видят это в себе. Поэтому, некоторые вещи нельзя передать человеку, в опыте которого нету исходных образов для объяснения этих вещей.
Отсюда вывод — не всегда можно передать свое восприятие другому человеку. Если один человек познал реальность, узнал что-то, что скрыто от глаз других, то он почти наверняка не сможет об этом рассказать, а если и расскажет, то другие не смогут его правильно понять, ведь рассказывать о своем опыте он будет словами, которые уже имеют образы и модели в сознании людей.
Соответственно, люди, которые постигли суть вещей, пытались объяснить это другим, но другие не понимая их, взяли внешнюю форму и так возникла религия, например, ведь религия не возникает на пустом месте. Всегда в основе лежат прозрения людей, но что они хотели донести? Даже сегодня ученые спорят о том, как возникла идея монотеизма? Вопросы серьезные, ответов до сих пор нет.
Чувственное восприятие
Сенсорное восприятие — это «непосредственное» восприятие, которое наши органы чувств передают нам, как прямую информацию. Термин « ощущение » иногда используется в более широком смысле (включая эмоции ); поэтому мы не можем оставить его для названия этой формы восприятия.
В когнитивной психологии восприятие определяется как реакция субъекта на внешнее раздражение, которое проявляется в химических, неврологических явлениях на уровне физиологических органов чувств и на уровне центральной нервной системы , а также посредством различных механизмов, которые имеют тенденцию сбивать с толку эту реакцию на свой объект такими процессами, как представление объекта, дифференциация этого объекта от других объектов.
Измерено
Явления восприятия не имеет непрерывную шкалу измерения. Это прежде всего временные явления, то есть их измерение не является постоянным для всех моментов (t). У людей слух и зрение — это два чувства, которые дают нам наиболее важную информацию о времени и пространстве; но неравенство между звуковым излучением и световым излучением для многих является причиной вопиющего неравенства между этими чувствами. Порог восприятия звука ухом находится на уровне 10 −16 Вт, тогда как порог восприятия точечного источника света (невооруженным глазом) находится на уровне 10 −18 Вт. Следовательно, зрение — это значение, зарезервированное для немедленный. Слух, передавая признаки другого порядка, говорит нам гораздо больше о том, что находится в области эмоций, чувств: например, помимо возможности нести больше информации, голос по телефону говорит нам больше о «психологическом» состояние собеседника, чем фото.
Мозг человека склонен доверять устной, а не письменной речи
Однажды ученые провели эксперимент. Они разделили людей на две группы, одной из которых дали послушать тексты на самые разные темы. А второй – прочесть то же самое в письменном виде. И оказалось, что те, кто воспринимал информацию на слух, отнеслись к ней с большим доверием, чем люди, получившие ее в письменном виде. Последние были настроены критически, многое оспаривали, высмеивали или просто отрицали. С чем связан подобный эффект? В диалоге с человеком немалую роль играет голос, интонация, мимика, авторитет, которому мы подсознательно добавляем плюсов. Тогда как в письменной речи этого нет, мозг может неправильно интерпретировать текст, выделить не те идеи, делая автора глупее, чем он есть в реальности.
Упражнения по работе с восприятием
Для того, чтобы открыть для себя больше граней окружающей реальности, можно тренировать все органы чувств. Порой достаточно просто остановиться и спросить себя:
- что ты видишь?
- что ты слышишь?
- что ты ощущаешь?
- удобно ли тебе?
- какой мир ты видишь сейчас?
Ответы на эти вопросы уже помогут воспринимать жизнь более осознанно. Можно сделать упражнения для улучшения восприятия.
Упражнение «Погружение в бытие»
Для этого:
Встать прямо.
Обратить внимание на ощущения под подошвами ног.
Медленно вдыхать и выдыхать, глядя по сторонам.
Стараться смотреть на все вокруг открытым, мягким взглядом.
Фото Kon Karampelas on Unsplash
Позволить своим мыслям отдохнуть и почувствовать тишину, которая медленно овладевает всем внутренним существом. Не нужно сосредотачиваться на конкретной цели и на что-то сознательно смотреть. Единственная цель этого упражнения – просто стоять, наблюдать за миром вокруг и «погрузиться в бытие».
Упражнение «Наслаждение»
На самом деле использовать можно все, что доставляет удовольствие. Но для примера пусть будет кофе, его вкус и запах. Предположим, раз в неделю удается действительно насладиться ритуалом – медленно приготовить и выпить чашечку кофе
Это чувственная церемония с ароматом, процессом заваривания и способом приготовления, и, наконец, что не менее важно, воспоминанием о прекрасной атмосфере, приносит удовольствие
Для упражнения нужно попробовать перенести этот сенсорный опыт в свою повседневную рабочую жизнь. То есть попробовать так же смаковать свой напиток, как во время того самого ритуала. Вспомнить вкус, ощущения, задержаться на минуту. Это развивает умение управлять своим восприятием.
Это можно попробовать повторить почти со всем. Например, включить «ту самую песню», с которой связаны приятные воспоминания. Достать духи, чей аромат пробуждает особые чувства. Упражнение можно делать несколько раз в день.
Умение наблюдать за миром вокруг поможет стать художником своего личного восприятия. Персональная картина реальности, вероятно, является самым важным и мощным произведением искусства, которое человек способен создать в своей жизни. Так что надо сделать так, чтобы оно получилось невероятно красивым.
Мы не готовы верить в несправедливость этого мира
Наша реальность полна драматических случайностей, которые нелегко принять. Но человек так устроен, что всему старается придать какой-то смысл, во всем ищет свою логику. Зачем? Нам хочется думать, что окружающий мир справедлив. Что мы сами привлекаем в свою жизнь беды и катастрофы. А поэтому все можем контролировать. Мы не хотим верить в хаос и необъективность, вот почему так активно ищем причину и следствие, ратуем за справедливость. Увы, справедливости нет, а ее поиск – самый обычный когнитивный баг, который существует, чтобы придать жизни смысл и немного стабильности. Вот такая печальная история.
Искажение реальности — это вполне нормальное явление, ведь все мы смотрим на происходящие события под определенным углом. Используйте информацию из этого поста, чтобы менять угол наклона в нужную сторону!
Текст: Flytothesky.ru
Закон Вебера-Фехнера
Пьер Бугер (1760 г.), а затем Эрнст Вебер (1831 г.) стремились определить наименьшее заметное физическое изменение стимула. Закон Вебера-Фехнера указано , что дифференциальный порог (порог различения между двумя значениями стимулов) линейно возрастает с величиной стандартного стимула. Врач Густав Фехнер (изобретатель термина « психофизический» ) модифицировал этот закон, чтобы он действовал при экстремальных значениях раздражителей: «ощущение меняется, как логарифм возбуждения». Такое дистанцирование от суммы причин и линейных и аффинных преобразований, обеспечивающих результат, следствие, стало возможным только после того, как примерно в 1860 году Фехнер ввел понятие порога восприятия и прояснил некоторые методы исследования и наблюдения, которые позволили им быть замеченным.
Интенсивный — обширный
Бергсон в своем «Очерке непосредственных данных сознания» осудил то, что он называет «иллюзией» смешения «интенсивного и экстенсивного». Интенсивные ценности — термин, который сегодня немного устарел, — это ценности, которые постепенно увеличиваются, но которые нельзя ни связать ни с числом, ни в какой-то степени; напротив, экстенсивное относится к степени. Согласно Бергсону, мы бессознательно связываем то, что мы чувствуем, с причиной нашего впечатления; мы чувствуем некоторую величину, определяемую контрастом, нюансом, и мы пытаемся несколько грубо определить ее величиной, объективируя данное, которое само по себе принадлежит субъективному сознанию. Итак, «ощущение — это психологический факт, ускользающий от всякой меры». Бергсон не отрицает измерения дифференциальных порогов Вебера, которые определяют возбуждение и, следовательно, причину. Но он критикует амальгаму Фехнера, которая приводит в действие причину. Поэтому он выступает за радикализацию мысли, которая делает больший упор на субъективные состояния. Он учит нас, что мы должны восстановить истину «непосредственных данных сознания». Как мы знаем сегодня, псевдозакон Вебера-Фехнера остается очень приблизительным: он более или менее точен только в области средних значений. Эти физикалистские теории на самом деле использовали слишком радикальное психофизическое понимание связи, объединяющей субъективный мир воспринимаемого и одну или несколько измеримых величин .
Как и почему меняется мозг
Сегодня известно, что мозг обладает замечательной способностью создавать новые связи и, в некоторых случаях, даже создавать новые нейроны. Эта нейропластичность также укрепляет связи по мере приобретения нового опыта: со временем некоторые связи укрепляются, а другие отпадают.
Мозг реагирует в равной степени на все, о чем вы думаете.
Интересно, что мозг продолжает создавать новые нейронные связи и изменять уже существующие. Это необходимо чтобы адаптироваться к новому опыту, усвоить новую информацию и создать новые воспоминания. Да-да, многие вещи, которые мы считаем реальными на деле ни что иное, как конструкция вашего мозга. Иллюзия.
Напомним, что из-за нейропластичности – доказанной научной истины о том, что мозг меняется в зависимости от получения информации – ваши повторяющиеся мысли, чувства и поведение фактически меняют мозг и его работу на физиологическом уровне. Мозг также перебирает в памяти прошлый опыт, выдвигая тысячи предположений одновременно и взвешивая вероятности.
Мозг – это и есть мы.
В большинстве случаев история, которую генерирует мозг, соответствует реальному, физическому миру. В конечном итоге мозг усердно работает чтобы изменить реальность в соответствии с предыдущим опытом, эмоциями и дискомфортом от неопределенности.
Нами управляют иллюзии?
Удивительно, но то же самое происходит с более сложными процессами, такими как размышления о политике, пандемии или реальности изменения климата. То, как мы воспринимаем мир, действительно влияет на все – от принятия решений до предубеждений и памяти.
Однако тот же самый нейронный механизм, который интерпретирует сигналы, поступающие от глаз, ушей и других органов чувств, также отвечает за сны, заблуждения и иллюзии. Таким образом, реальность и воображение имеют общий физический источник в мозге.
Наше воображение способно менять реальность.
Это означает, что на каком-то уровне все, что нас окружает – не более чем иллюзия, искусно сотканная мозгом. Сотни миллионов лет эволюции привели к тому, что наша способность мыслить ничем не отличается от нашей способности переваривать пищу.
Человеческий мозг состоит из ста миллиардов нейронов и если бы мы попробовали их сосчитать, это заняло бы более 3000 лет. Ну а по мнению философа-когнитивиста Дэна Деннета, клетки мозга – это своего рода молекулярные машины.
Нейронная пластичность — это способность мозга к восстановлению и реструктуризации.
Итак, если бы мозг не выполнял вычисления в качестве визуального процессора, все, что мы видим было бы хаотичным и беспорядочным
По этой причине зрительная память и внимание работают сообща, обеспечивая плавный переход от одного источника информации к другому. В сочетании все эти процессы позволяют мозгу создавать целостный и стабильный визуальный мир
О том, как и почему это происходит можно узнать здесь.