Ниям
Вторая ступень также имеет свои подступени.
Шауча — чистота
Это первейшее предписание ниямы, об отношении к самому себе. Заключается оно в придерживании чистоты внешне и внутри.
Чтобы мысли были в порядке, без одоления навязчивых эмоций, нужно жить в гармонии с окружающей средой и держать тело в чистоте.
Практикуя медитацию, тренируется разум, который из состояния хаотичности переходит в структурированную форму. На умственные способности эффективно влияет тщательность в физическом направлении.
Придерживаясь шаучи, человек избавляется от лишних предметов, от нездорового зацикливания на чем-либо, содержит все в чистоте, выбирает жизнь проще
Но не нужно зацикливаться на чистоте, делая все в идеале
Патанджили сосредотачивает внимание на природу тела.. Научившись не сравнивать себя с телом, йогин имеет доступ к сердцевине своей сущности (нестареющая и не распадающаяся часть тела).
Научившись не сравнивать себя с телом, йогин имеет доступ к сердцевине своей сущности (нестареющая и не распадающаяся часть тела).
Осознавая свою истинную природу, человек не стремится к физической безупречности и начинает наслаждаться жизнью.
Сантоша – удовлетворенность
Это ощущение счастья, огромной радости. Его невозможно разрушить невзгодами. Сравнивают сантошу с глубокой релаксацией в Шавасане (поза Мертвеца). За удовлетворенностью не нужно гоняться, она должна снизойти на вас. Но необходимо высвободить место для этого. Когда человек перестает думать о том, что он хочет, приходит спокойствие, жизнь начинает меняться в лучшую сторону.
Если на душе тяжело, как же радоваться? Лучший совет — начинайте улыбаться, сразу же изменится настроение.
Тапас – необходимое усилие
В переводе с санскрита «тапас» -это самодисциплина, усилие, внутренний огонь.
В Йоге сутра говорится, что когда действия пронизаны тапасом, генерируется жар, сжигающий грязь внутри и зажигаются искры Божества.
Желание совершать свои дела и есть Тапас. Но без самодисциплины, энтузиазма, обучения, невозможно добиться успеха.
Все свои действия, можно пронизать Тапасом. В йоге тапас – это приверженность практике.
Когда вы определитесь со своими целями, нужно запланировать действия (дела) и проделывать их систематически. Вначале это займет 10 мин., но выделенное время постепенно приобретает свою особенность (священность). Нужно запастись решительностью, намерением и волей.
Проявляется тапас, когда человек определенное время находится в асане. Вы прилагаете усилия, дабы не закончить позу раньше. Так, человек примиряется с достаточно сильными чувствами и задается вопросом: когда будет грань моим возможностям? Развивается наблюдательная способность, что является одним из важнейших навыков в йоге. Ученик, прилагая усилия, отказывается от нездоровых привычек, развивая новые, положительные.
Свадхьяйя – самоизучение
Каждый человек стремится к счастью. Но счастье находится внутри себя, а не снаружи. Для ощущения безграничного потока счастья, применяется свадхьяйе — обращение внутрь себя. Это мастерство изучения самого себя для ответа на вопрос: кто я?
В Йоге сутра, изучение собственного Я ведет к наивысшей цели — единству с Господом. Практиковать свадхьяйю рекомендуется каждый день.
Достаточно эффективная практика – наблюдение за своим Я. К примеру, ответьте на следующие вопросы:
- Придерживаюсь ли я порядка?
- Ценю ли я время?
- Аккуратен ли я?
- Всегда ли я задерживаюсь?
- Что меня раздражает?
- Что меня радует?
Старайтесь отвечать на поставленные вопросы без осуждения себя, и без расхваливания.
Свами Крипалу (основатель Крипалу-йоги) отмечал, что наибольшим достижением в духовной практике — научиться созерцать за самим собой и не оценивая это. Когда человек присматривается к собственным действиям, своей реакции на происходящее, получается обучение эмпатии к себе, обретается внутренняя устойчивость
Это важно для распространения эмпатии на других.
Изучая священные тексты (Йога-сутра, Бхагавад-гиту, Библию и др.), человек осознает универсальность жизненного опыта к себе и окружающим.
Ишвар Пранидхана – посвящение высшему
Данная нияма является вершиной духовной практики Ниям. В Йоге сутре толкуется, о свободе, как наивысшем счастье. Свобода ведет к любви к Господу, единения с Ним, отдавая себя в его милость.
В каждом жизненном моменте можно видеть ишвар. Любая ситуация наделена высшим смыслом. Предположите, что внутри живет мудрый человечек и задайте ему вопрос: « Если я отрекусь от своих желаний, пристрастий, стремлений к комфорту, куда бы ты направил меня?»
Восемь ступеней йога сутры
Йога — древнее учение. В наши дни популярность ее растет высокими темпами. Практика великолепно помогает людям справляться с негативными ситуациями, сохранять здоровье организма, ясный ум, стремиться к Просветлению.
Йога сутра является основой йогической практики. Основал ее великий Патанджили.
Слово «йога» обозначает взаимосвязь, объединение. Это древняя система саморазвития личности, включающая работу тела и сознания. Занимаясь йогой, люди получают обучение и практику, учатся сдерживать мыслеформы на поверхности разума. Ум способен рассмотреть отблеск высшего «Я», как на глади озера.
Для практикующего важна сила воли, концентрация внимания, сдерживание потока мыслей. Отношение к собственному «Я», как к частице Вселенной, является основой йоги сутра.
Благодаря занятиям йогой, сознание находится в высокой активности. Человек разумно создает свою каждодневную деятельность без протекания в реальности. Постепенно моделируются процессы сложнее.
Автор Йоги сутры Патанджили основал йогическую школу с названием Аштанга. Слова «ашта» имеет значение восемь, «анга» — ступень. Патанджили называют основоположником классической йоги. В своем труде «Йога-Сутра» он выразил многовековую мудрость. Это, своего рода, путеводитель жизни, направляющий личность к состоянию полного удовлетворения.
Поначалу, Йога-сутра воспринимается как что-то непонятное, замысловатое. Но, когда вникаешь в смысл, понимаешь, что это наставления на каждый день. Она создана для того, чтобы люди почувствовали счастье в полной мере. С ней происходит трансформация души.
Патанджили представил йогу из восьми ступеней (Аштанга-йога), как поиск души. Он так и назвал ее «восьмиступенная» или «восьмичастная» йога Патанджили. Каждая ступень имеет свое название:
- Ям – придерживание этических предписаний.
- Ниям – соблюдение предписаний относительно образа жизни.
- Асаны- специальные упражнения.
- Пранаяма- умение контролировать дыхание.
- Пратьяхара – отвлеченность от чувств, объектов.
- Дхрана – сосредоточение, концентрация внимания.
- Дхьяна – практика медитации.
- Самадхи- высшая форма, соединение с Господом.
На первых двух ступенях человек учится контролировать свое поведение, во избежания каких-либо заблуждений, а также жадности, ревности, зависти, ненависти.
Далее будут описаны все восемь ступеней Йога сутры.
Самадхи
Последняя восьмая ступень – есть состояние блаженства. Патанджили говорит, что Самадхи смывает все границы. Человек побеждает грань собственного «Я». К нему приходит осмысление глубинной связи с Божеством, он понимает связь всего живого.
На стадии Самадхи приходит мир, превышающий любой ум. Медитируя, человек находится в истинном блаженстве и единстве с миром.
Многие думаю, что это сказка и ничего близкого с реальностью. Но каждый желает свободы, радости, самореализации и.т.д.
Результатом восьмиэтапного пути Патанджили есть просветление, которое невозможно отобрать, купить. Для достижения Просветления, нужно быть преданным практике.
Йога-сутры. Глава 3. Шлока 50. 6 дош ума.
Комментарий института Кайвальядхама, Лонавла, автор — доктор Карамбелкар, профессор и опытный йога-садхака.
1) Доши — это не «аюрведический гороскоп», а повреждение нашей природы. ЛЮБОЙ человек, рожденный в теле, имеет определенную конституцию дош даже на физическом уровне, что предрасполагает к определенным заболеваниям. То же самое реализуется на уровне сознания. Кому знакомы христианские концепции — можно вспомнить про «первородное повреждение» (которое не совсем верно, по западным «стандартам» стали называть «первородным грехом», что неточно передает смысл). Это та же самая идея: тленность, смертность и страстность (подверженность страстям, т.е
страданию) человека вследствие «грехопадения», в общем, соединения Души с материальным миром…
2) Стоит обратить внимание на их проявления в сознании. Любая «внешняя» практика без внимания к этим 6-ти дошам ума может не только не продвигать человека вперед, но и больше опутывать сетями
Сетями страсти. Гневливости. Гордыни. И т.д. — см. ниже.
Итак.
III:50. tad-vairagyaad-api dosa-bija-ksaye kaivalyam
Перевод: Посредством вайрагьи (непривязанности и отречения) по отношению даже к ним (сверх-способностям всемогущества и всезнания, описанным в предыдущей шлоке) устраняются даже семена дефектов (дош), результатом чего является Кайвалья.
Комментарий: Все вибхути (сверх-способности, возникающие вследствие практики самъямы — 3х высших ступеней йоги, соединенных в единый процесс дхарана-дхьяна-самадхи) для обычного человека выглядят как чудеса и тот, кто использует их для мирских целей, становится очень могущественным. Поэтому часто отмечается, что существует большая опасность для йогина привязаться к этим способностям и начать использовать их для реализации собственных материальных желаний. Наибольшая вероятность этого, несоменно, связана со сверх-способностями всемогущества и всезнания, которые упоминаются в предыдущей (III:49) шлоке. Йогин, поддавшийся этому, становится пракрити-лайиком или видехой, «малым богом» (см. I:19), поскольку он достигает различения между Пурушей и Пракрити, но оказывается все еще неспособным достичь окончательного освобождения — Кайвальи. Это произойдет, если в нем по-прежнему будут проявлены «шесть врагов» человека, хорошо известные «шесть дош ума», 6 слабостей или поврежденностей человеческой природы, а также их первопричина — клеши, главной из которых является а-видья (неведение).
6 ДОШ УМА таковы:
1) Kama — желания, страсть;
2) Krodha — гнев;
3) Lobha — жадность;
4) Moha — заблуждение;
5) Mada — тщеславие и эгоизм;
6) Matsara — зависть и ревность.
Чем более проявлены в сознании человека эти доши (поврежденности) ума, тем более выраженными будут мирские привязанности. Если практикующий развил в себе высокую степень вайрагьи, тогда эти 6 дош, т.е. 6 негативных и деструктивных тенденций, а также клеши будут проявлены в нем предельно слабо. Однако для полного их устранения должна быть устранена авидья. Когда уйдет это семя, порождающее дефекты («dosa-bija»), только тогда будут устранены все препятствия к достижению окончательного освобождения — Кайвальи, именно это утверждается в данной шлоке. Но этот корень всех проблем человека, это семя, порождающее дефекты (доши), т.е. авидью, устранить крайне сложно (в шлоке II:25 прямо утверждается, что с исчезновением авидьи достигается Кайвалья). Но йогин только тогда будет готов к этому, если он сумел развить в себе очень высокую степень вайрагьи, близкую к предельной, описанной в шлоке I:16 (состояние полной непривязанности к трем гунам и осознания благодаря этому природы Пуруши). Лишь в этом случае он сможет не поддаться привязанности к сверх-способностям всемогущества и всезнания, описанным шлокой ранее, и полностью отречься от них. Это продемонстрирует, что даже тончайший след авидьи устранен, поскольку если уровень вайрагьи будет недостаточным, отречься от способностей, делающих йогина всемогущим полу-Богом будет невозможно. Итак, исчезновение семени, которое порождает дефекты-доши (т.е. авидью), приводит к Кайвалье.
Эта шлока демонстрирует роль сверх-способностей («вибхути») в практике йоги. Хотя йогин в идеале и не использует их для своих целей, он должен от них отречься, а для этого он как минимум в начале должен в себе их развить! (это своего рода «тест на пригодность» к Кайвалье). Только после этого будет достигнут необходимый уровень вайрагьи, т.е будет реализовано состояние Кайвальи — окончательного освобождения.
2019-04-29T14:54:40+03:0023.10.14|Рубрики: Йога Сутры, Философия и психология йоги||
Что такое Дживамукти-йога
Дживамукти-йога (в перев. «джива» — душа и «мукти» — освобождение) – это авторская духовная практика, сочетающая развитие тела и духа человека.
Разработали эту новую методику американцы Шэрон Гэннон и Дэвид Лайф, которые в конце прошлого века долго жили и учились в Индии у великих гуру.
Дживамукти-йога была создана на основе «Аштанга-Виньясы» знаменитого мастера йоги Шри Паттабхи Джойса.
«Аштанга-Виньяса» — это двигательная практика, где последовательные асаны связаны между собой виньясами с одновременным выполнением пранаямы (дыхательное упражнение), бхандхи (энергетический замок) и дришти (концентрация внимания на точках тела)ргетичекий замокниенением пранаямы, ДЖивамукти0 стресса. она вляется адаптированной .). При этом, во время этой тяжелой практики человек должен находиться в медитативном состоянии сознания (дхяна).
«Виньяса» означает дыхательно-двигательную систему упражнений. Во время синхронизации движения с определенным дыханием в теле человека возникает сильный внутренний жар, который вызывает сильное потение. Это очищает и омолаживает внутренние органы и мускулы, выводит токсины из организма, даря легкость и силу телу.
Выполнение Виньясы помогает уравновесить дыхание и обеспечить хорошую циркуляцию крови в теле, а также укрепляет тело и успокаивает ум.
Дживамукти-йога руководствуется пятью основными принципами:
- ахимса – действия с минимальным вредом живым существам;
- бхаккти: цель йоги – это познание Творца;
- нада – развитие умения слышать голос Вселенной;
- концентрация: медитации и развитие своего потенциала;
- шастра: священные тексты – это первоначальный источник знаний.
Отсюда, кроме фундамента в виде «Виньясы», Дживамукти-йога включает в себя пять составляющих:
Изучение Священных писаний – древних санскритских текстов:
- «Йога сутра» Патанджали (о преодолении ментальных препятствий),
- «Хатха-йога-прадипика» (руководство по хатха-йоге),
- «Бхагават-Гита» (Кришна о трех путях йоги: преданности, служении и познании),
- «Упанишады» (фундаментальные тексты о концепции недвойственной природы Бога).
- Реализация преданности (Бхакти-йога) Богу: поддерживание нужного настроя созданием алтарей, использованием икон и религиозных картин, киртана (религиозные песнопения) и джапы (повторение имени Бога).
- Отказ от насилия (ахимса) – основной нравственный принцип Йоги. Это реализуется через нравственное вегетарианство и защиту животных, а также социальная активность и деятельность по охране окружающей среды.
- Слушание музыки (Нада-йога): прослушивание духовной музыки во время выполнения Джимукти-йоги для утончения слуха.
- Выполнение медитаций и произнесение мантр: без медитации бессмысленны асаны и невозможны достижения йоги.
Самадхи пада
Первая часть учения осуществляет ввод читателя в мир йоги. Для людей, который избрали для себя путь йогического просветления, эта глава поможет убедиться в верности своих помыслов, получить вдохновение для дальнейшего пути. Для тех, кто только начал интересоваться высокими познаниями, эта глава выступит маяком в царстве невежества, который поможет осознать свою суть.
Самадхи – высшее состояние бытия, в котором духовный и материальный мир сливаются воедино, в котором нет границ между предметами и явлениями. К такому положению вещей стремится каждый йог, поскольку это путь является ступенью к познанию Создателя.
Асаны и пранаямы
В теории, этот раздел Йога Сутры включает в себя позиции, применяемые Хатха йогой, но сам Патанджали описывает лишь сидячие позы. Он рассматривает их как путь к равновесию между нервными импульсами, которые отвечают за такие чувства, как удовольствие, боль, восприятие холодного и горячего и т.д. Они также поддерживают тонус тела. Утро – идеальное время для их выполнения.
Пранаяма помогает концентрировать внутренние силы вместе. Правильные методики дыхания учат контролировать ум и делать его однонаправленным.
Последние четыре ступени Йога Сутры помогают научиться усмирять склонности разума, приходить к осознанной жизни и исследованию способностей собственного ума. Человек становится способным отсекать чувственный опыт, сосредотачивать ум и исключать из него всякую двойственность. Пройти все восемь ступеней может только продвинутый йогин, уже разрешивший свои внутренние конфликты и проблемы. Новички должны перед этим пройти основательную подготовку.
Для начинающих подходят бхакти йога или хатха йога, а также многие медитативные техники. При их выполнении, сознание вовлечено больше, чем при попытках полного сосредоточения. Когда они будут усвоены достаточно, должен прийти гуру, способный обучать йоге и контролю за всеми четырьмя аспектами личности человека:
- эмоциональными;
- деятельными;
- интуитивными;
- волевыми.
Патанджали отметил в писании, что не все люди в равной мере наделены четырьмя аспектами. У некоторых, преобладает эмоциональный аспект, у других – волевой и т.д. В соответствии с этим, они должны подбирать для себя подходящую разновидность йоги.
Эмоциональным людям подойдет бхакти йога, людям с развитой интуицией – джняна йога, волевым – Патанджали йога или раджа, активным – карма йога. Любая из техник приведет к успеху и в раджа йоге, когда удастся стереть ограничивающие функции разума.
Человечество давно обеспокоено проблемой отсутствия счастья. Патанджали предлагает решить ее, устранив эгоизм, страхи, неприязненное отношение, привязанности и напряженное состояние разума, одновременно превращая не ведающего человека в осознанного. Йога Сутры помогут в этом. Оригинальный рассказ поможет легко понять суть писания.
Польза йоги Патанджали для последователей
Для последователей Патанджали не существует возрастных ограничений. Все упражнения йоги рекомендуются наставником с учетом возможностей ученика, никто не требует изначально выполнять сверхсложные асаны. Йога Патанджали оказывает плодотворное влияние, как на физическое состояние, так и на духовное прояснение.
Во время выполнения асан и мудр, позвоночник занимает правильное положение, благодаря чему корректируется осанка, улучшается фигура. Устранение заболеваний позвоночника положительно сказывается на работе всех систем и органов в организме. Также благодаря йогической практике, нормализуются процессы, которые связаны с обменом энергии в организме, что позволяет излечить множество недугов.
Систематическое выполнение поз йоги дает возможность развить гибкость во всем теле, улучшить координацию. Многие отмечают, что через месяц занятий их врачи были удивлены отсутствием хронических заболеваний. Йог, который осознал свое тело, как оболочку, на которую накладывается отпечаток всех его помыслов, может самостоятельно избавиться от «неизлечимых» заболеваний, вылечить врожденные недуги, удалить дефекты тела.
С точки зрения духовного развития, следование принципам йоги Патанджали помогает избавиться от внутренних конфликтов человека, осознать себя как целостную личность. Йог практикуясь, налаживает связь между своим телом и душой, что позволяет ему контролировать не только свои поступки, но и оказывать влияние на карму.
Путь йога ведет к Всевышнему, что позволит получить прояснение и Благословение своих деяний и помыслов. Это поможет добить успехов в карьере, личной жизни и финансовой сфере.
Йога Патанджали до сегодняшнего дня сохранила свои традиции и учения такими, как они были тысячи лет назад. Такое положение вещей поможет на занятии окунуться в Древний мир знания, откроет для последователей новые неизведанные сферы мудрости.
Общие положения йоги Патанджали
Это течение йоги полностью основывается на учение Патанджали, беря за основу сутры, которые в нем изложены. Принципиальное отличие этого направления состоит в том, что оно не содержит конкретных указаний и руководств к активным действиям для практикующих.
На основании йоги Патанджали были созданы большинство учений и течений в йоге, афоризмы, которые упомянуты в книге, приравниваются к законам мироздания. Патанджали обучает правильному и осознанному выполнению мудр и асан, концентрации во время медитации. Сутры, путем определения ступеней развития, помогают практикующим понять свою суть, основные принципы процессов, которые протекают в мире. Также на основании йога сутр Патанджали и Аюрведы разработаны рекомендации по питанию йогов, методы исцеления от недугов.
Основное отличие йоги Патанджали от других течений состоит в том, что она до сих пор существует в классическом варианте. Учения не допускает поверхностного и быстрого обучения, не стремится экстерном передать знания практику. В отличие от многих течений сутры не приравниваются к занятиям спортом, только для развития физической оболочки человека.
Йога Патанджали требует от практикующего осознания своих действий, их внутренней оценки. Каждая асана выполняется только тогда, когда ее выполнение необходимо. Это значит, что не допускается только выполнение упражнений, но обязательна духовная практика. Каждый последующий урок дается только после надлежащего изучения предыдущего. Новые знания ученик получает только когда, по мнению учителя, он готов к ним.
Патанджали требует от учеников полной отдачи и не может использоваться как развлечение или отдых от тяжелого рабочего дня. Это скорее стиль жизни и полная готовность отрешения от мирских благ. Перед началом обучения, ученик проходит посвящение, после которого обязан выполнять все требования своего наставника.