Нада йога и Горакхнат
Большой Гуру Горакхнат, ученик йога Матсиендраната, дает описание Нада Йоги. Он пишет: » О садху! Сделайте джапа Сохам. Эта джапа не должна быть сделана через ум. Она должна быть сделана через сознание, так, чтобы, даже когда вы были заняты в ваших ежедневных делах, вы должны знать о 21,6000 ритмах вашего дыхания в течение 24 часов суток, по 15 или 19 раундов в минуту (что означает 900 и больше дыханий в час). Анахад нада появится и проявится самостоятельно.» Он говорит далее: «Будет свет в спинном мозге. Солнечная система сурья нади будет пробуждена. Вы будете чувствовать неописуемый вибрирующий звук из каждой поры вашего тела, и он будет походить на Ом или Сохам.»
Пара нада
Пара — означает, ‘вне’ или ‘другая сторона’. Это — вне досягаемости индрий, или органов чувств, ума и других средств познания. Следовательно, пара нада — трансцендентальный звук. Это происходит из утверждения, что есть сфера суперсознания, где звук слышится в различных измерениях. Студенты, изучающие классическую музыку, знают о том, что каждая нота отличается различной частотой колебаний в секунду. Чостота изменяется по длине, скорости и подаче. В индийской музыке эти колебания называют андолана. В одну секунду звук может производить много тысяч колебаний. Выше некоторого уровня высокой частоты звук становится неслышимым и может быть воспринят только субъективно. Уши не могут слышать такие звуки, которые вибрируют на очень высокой частоте. Поэтому, мы не знаем обо всех звуках, которые присутствуют в космосе. Звуки, имеющие самую высокую частоту, преобразованы в тишину. За определенным пределом уши не имеют способности слышать. Никто не может слышать или понимать звук, выходящий за эти пределы, даже если он присутствует. Пара или трансцендентальный звук имеет самую высокую частоту вибрации. Эта интенсивная вибрация делает пара неслышимым. Различные тексты упоминают, что звук пара не имеет никакой вибрации. Это — звук, который не имеет никакого движения и поэтому никакой частоты. Это — все еще звук, но мы не можем постигать звук, который не имеет никакой вибрации, никакого движения. Когда звук идет в его максимальной подаче, он достигает внезапной неподвижности, и это — пара нада. В Упанишадах говорится, что звук Ом является проявлением пара. Слышимое повторение Ом, которое мы производим — не пара, потому что он является физическим, доступным нашему слуху, пониманию и логике. Поэтому слышимый Ом нельзя назвать трансцендентальным Ом. Пара — космический и трансцендентальный звук, лишенный любого движения. Он является еще и бесконечным. Он также имеет форму и свет. Его природа — джоти(свет). Он отличается от всех звуков, обычно слышимых или ощущаемых. Упанишады ясно заявляют, » Это — Ом, это звук — Ом. » Пашьянти Второй вид звука, который имеет меньшую частоту и является более грубым, чем пара, это пашьянти. Это звук, который нельзя слышать, но он может быть воспринят. Пашьянти на санскрите означает ‘тот, который может быть замечен или визуализирован’. Древние священные писания указывают, что звук также может быть и воспринят зрением. Как можно увидеть звук? Хорошо, тогда скажите, вы когда-либо слышали музыку во сне? Именно это специфическое измерение звука, поскольку он находится во сне, называют пашьянти. Его можно назвать умственным звуком, который ни сознательный звук, ни полусознательный звук. Это — подсознательный звук, имеющий отношение к качеству ума и не принадлежащий качеству органов чувств, подобно языку или ушам. Когда я говорю вслух «Рама, Рама, Рама, Рама» это будут называть вайкхари, но когда я закрываю глаза и рот и повторяю мысленно звук Рама, визуализируя его цвет и форму внутренним взглядом, это известно, как пашьянти. Когда слово или звук слышится в сфере, где слушающий не осознает внешнюю среду, он называется пашьянти. Когда все внешние звуки угасают, и вы слышите новый звук в целом в отличие от природы слышимых звуков, это известно как особый звук, или нада пашьянти.
Нада в кошах
Эти звуки, которые слышатся, правильные. Они — символы содержания ума и сознания. Ум опирается на эти символы, и идет быстрее с их помощью. Эти звуки — опыты более глубоких слоев сознания, принадлежащего аннамая коша, пранамая коша и маномая коша. Эти звуки не воображаемы. Они могут быть поняты как колебания различных сфер существования. Физический, пранический, умственный, супраментальный и полное блаженство или атмик — пять сфер существования. В различных сферах существования слышат различные звуки. Сначала слышатся физические звуки, но когда сознание становится прекрасным и превышает физический план, оно входит в контакт с тонкими звуками движения пранического сознания в физическом теле Полный диапазон человеческого сознания разделен на три, или подразделен на пять частей. Сознательное состояние состоит из аннамая и пранамая каша, и эти два тела составлены из пищи и праны. Вторая сфера индивидуальности состоит из маномая и виджнанамая коша и главным образом содержит умственную и астральную материю. Третье измерение сознания — царство анандамая коша, которая является полным счастьем. В практике Нада Йоги проявление нада имеет место в соответствии с отношением, установленным между умом и другими сферами сознания. Например, если ум или сознание внедрены в физическом теле, то, закрывая уши, вы будете слышать звуки или колебания, произведенные движениями сердца, легких, мозга, обращения крови, процесса метаболизма и катаболизма, которые продолжаются в теле. Если сознание проникло через пранамая коша, вы будете слышать еще много звуков. И если ум ушел еще глубже, в анандамая коша, то все другие звуки исчезнут, и на его месте останется эффект Нада Йоги. Трудно сказать, какой специфический нада принадлежит какой специфической сфере. В Индии иллюстрации даются в форме символических историй. Индивидуальное сознание, которое продолжает взлетать высоко и обнаруживать трансцендентные звуки, символизируется в индийской мифологии как Риши Нарада. Не отрицая исторического существования Риши Нарада, должно быть понято тайное значение слова Нарада. Нарада, как предполагается, является Риши, который держит вину (инструмент) в своих руках. В Нада Йоге звук вины, как полагают, является музыкой очень высокой сферы. Согласно всем традиционным культам Нада Йоги, нада флейты и вины принадлежат той сфере сознания, где двайта бхава, или дуальность сознания, прекращает существовать.
Основные положения о Бхригу Бинду:
Дом, где находится Бхригу Бинду, это место активации судьбы в соответствии с кармой этого дома
Знак зодиака в котором расположилась ББ также даст информацию о судьбе натива.
Накшатра связанная с ББ особенно божество Накшатры раскроет глубинные пра- пра- мотивы судьбы в этой жизни и подсознание натива. Это очень важный показатель.
ББ рассчитывается даже если Луна и Раху в одном доме (от Раху по направлению движения до Луны и будет находится посредине между ними, но не обязательно в том же доме)
ББ активируется от аспекта или прохождения планет и узлов.
Эффект проявится и продлится на время одной навамши (3 градуса 20 минут) до и одной навамши после ББ. Максимально ярко проявится при прохождении через ББ.
Точку ББ можно найти в программе Jagannatha Hora (последняя 8-я версия) среди планет и других важных точек в разделе базовой информации.
ББ активна в периоды — махадаша управителя знаки и накшатры, даша Раху и Луны или хоз накшатр Раху и Луны
Транзиты различных планет и узлов по ББ.
Важно проверить, являются ли вовлеченные планеты вредителями или благодетелями для человека. Результат активации этого бинду будет положительным или отрицательным в зависимости от индивидуального гороскопа и каракатв планет
Анализ ББ может дать ключевые судьбоносные события в течение жизни натива. ББ указывает на задачу, которая обязательно должна выполняться нативом, определяет будущее событие, которое должно произойти во время транзита планет или узлов по ней и соответственно дает трамплин или яркую активацию проявления кармы, накопленной в прошлом, чтобы исполнить судьбу души. Можно сказать, что она означает миссию, работу, которую человек должен выполнить в своей жизни. Бхригу Бинду показывает, кто вы есть на самом деле и как вы можете исполнить свою судьбу.
В выборе профессии , миссии ББ играет большую роль. Когда вы сознательно даже без активации начинаете следовать этой сфере жизни на которую указывает ББ то неожиданно для себя обнаружите смысл жизни.
Чем больше планет одновременно влияет на ББ тем сильнее события происходят благоприятные или неблагоприятные в зависимости от влияющих планет в каждой конкретной карте.
Результаты активации ББ
САТУРНОМ: эта медленно движущаяся вредная планета может вызвать длительную болезнь или хроническую депрессию и угнетение натива; несогласие с супругом (супругой); ее болезнь или разлука; внезапная потеря богатства; смерть близких родственников; вред самому себе возможно попытки самоубийства если карта в целом дает такие предпосылки и т.п. РАХУ и КЕТУ: Тут могут быть внезапные неблагоприятные результаты, в очень большом масштабе и из неожиданных источников, такие как укусы змей или ядовитых насекомых, умственные страдания или помешательство, опьянение или наркоз, навязчивые идеи, ссора с вышестоящими, травля и преследования или изгнание со стороны правительства, немилость вышестоящих или руководителей, воровство ценностей, преследование; ухудшение и прекращение обслуживания или потеря работы, семейные разногласия, ссоры с супругом (супругой) и т.д.
ЮПИТЕРОМ: Эта медленно движущаяся благотворная планета проходя через ББ может дать благоприятные результаты, такие как прогресс в учебе научной деятельности и исследованиях; рождение брата или детей; помагает получить лучшую работу или повышение по службе; дает брак или помолвку; рождение ребенка; продвижение в сервисе; прибыль в бизнесе; расширение промышленности; паломничество или повышение интереса к духовной жизни возможно посещение храмов и участие в благотворительных проектах; выздоровление от давней болезни или улучшение хронических; исполнение сокровенных желаний и т. д.
СОЛНЦЕМ И МАРСОМ: Эти быстро движущиеся вредоносные планеты могут вызвать легкую незначительную болезнь или травму, раны; временное отделение от близких родственников; потеря денег; ссоры или недоразумения и т. д.
МЕРКУРИЕМ или ВЕНЕРОЙ: Эти быстро движущиеся благодетельные планеты могут дать благоприятные результаты, такие как установление отношений после долгого времени разногласий; приятные встречи и поездки, небольшой прирост богатства; короткие паломничества; прибыль, праздники и хорошее настроение,вечеринки, торжества и радости с близкими и т. д.ЛУНОЙ: Транзит быстрой Луны по ББ даст яркие эмоционально наполненные эпизодические короткие события. Окрас зависит от качества Луны в конкретной карте и взаимоотношений с хозяином знака и накшатры ББ.
Краткое описание
Теджа-бинду-упанишада (tejabindūpaniṣad IAST — Упанишада сияющей точки) – одна из 108-ми упанишад канона «Муктика» — №37. Принадалежит к группе санньяса-упанишад. Принадлежность её к к конкретной из вед несколько проблематична – так, согласно предисловию к ней её переводчика, Мартыновой Б.В., упанишада принадлежит к Атхарва-веде; однако на сайте Sanskrit Documents, в списке 108-ми упанишад, указывается, что эта упанишада принадлежит к Кришна Яджур-веде. Вероятнее всего, что переводчик пользовалась иной, отличной от доступной на сайте Sanskrit Documents, редакцией этой упанишады. Кроме того, отличаются и объёмы версий, предлагаемых переводчиком и сайтом Sanskrit Documents — в русском переводе упанишада насчитывает 13 стихов; текст на сайте — 14 стихов. Так же существует две сильно отличающиеся версии упанишады:
- а. краткая версия (которую и переводила Мартынова Б.В. – 13 или 14 стихов);
- б. пространная версия, состоящая из 6-ти глав и 464-х стихов – при этом краткая редакция включена в 1-ю главу (с 1-го по 13-й или 14-й стихи).
Как указывает в предисловии к тексту переводчик, в пространную версию включено подробное изложение йогических практик.
Теджа-бинду-упанишада входит в группу из 5-х так называемых Бинду-упанишад – Упанишад Точки. Все они посвящены определённой группе йогических практик, связанных с созерцанием. Упанишада предписывает практикующему созерцать Атман как светящуюся (teja – блеск, свечение) точку в сердце практикующего и даёт каткое описание последовательности практики созерцания:
- грубое – на материальных предметах;
- тонкое – на мысленных образах;
- высшее – на безличностном:
- tejabinduH paraM dhyaanaM vishvaatmaM hR^idi sa.nsthitam.h .
-
aaNavaM shaaMbavaM shaaktaM sthuulaM suukshmaM paraM cha yat.h .. 1..
- Сверкающая точка, в сердце находящаяся, высшее созерцание, все превосходящее, которое — от людей, от Силы (Шакти), от Шамбху (Шивы), грубым, тонким и высшим .
При этом основной упор делается не на технических приёмах или методиках созерцания, а на самом достигаемом состоянии и его описании посредством положительных и отрицательных характеристик. Завершающий стих упанишады указывает на то, что возможность достижения Освобождения – Мокши – не зависит от рождения в той или иной варне или касте или от количества прочитанной религиозно-философской литературы, а только от личной практики. Этот момент сближает Теджа-бинду-упанишаду с тантрическим мировоззрением.
При переводе на русский язык переводчик использовала комментарии Свами Мадхавананды из Миссии Рамакришны.
Нада Йога в Бхагавата
Нада Йога иллюстрирована в большой книге, названной Бхагавата (отличная от Бхагават Гиты). Символическое и аллегорическое описание нада дается в форме истории Кришны. Она повествует так: «Бог Кришна оставил свое место в полночь и вошел в джунгли. Это была полная лунная ночь первого месяца зимы. Он начал играть на флейте. Эхо распространяло звуки флейты в спокойной и безмятежной атмосфере. Музыку услышали гопи (деревенские пастушки). Когда они услышали звук флейты, они немедленно оставили свои дома и своих мужей, забыв про все на свете. Они бежали, не раздумывая, к тому месту, откуда исходили нада флейты. Они начали танцевать вокруг играющего на флейте Кришны. После некоторого времени, случилось так, что каждая танцевала индивидуально с Кришной.» История кажется фантастической, но фактически она не понята должным образом людьми мира. Она понятна только нада йогам. Они полагают, что Кришна представляет ту более высокую сферу сознания, где нада этой сферы выделяется во время самого глубокого состояния нада садханы. Когда испускание музыки флейты имеет место, чувства, индрии, или чувства-сознание, оставляют их соответствующие объекты, и отходят от их соответствующих центров удовольствия и восприятия. Они отступают и возвращаются к тому месту, где выделяются звук флейты или нада. Там чувства танцуют вокруг нада. В этом состоянии чувства полностью отходят от внешних объектов. Другими словами, йог может сказать, что дхарана имеет место, и дхиана собирается рассветать. На санскрите слово Кришна означает, ‘ тот, который привлекает’ или ‘это, который притягивает, пленяет, покоряет’. Оно получено из слова корня karshan. Так слово Кришна означает ‘зазывала’, или ‘покоритель’. Это также обозначает ‘фермера’, а слово гопи означает ‘корову’. На санскрите, «го» означает ‘чувства’, ‘корова ‘, «бедный ‘, ‘скромный’ и ‘целая воспинимаемая вселенная’. Обычно, слово гопи означает ‘дочь пастуха’. Символически гопи означает ‘чувства’. И кто является мужьями чувств (гопи)? Может быть, говорится, что для глаз форма является мужем, а для ушей звуком. Когда слышится музыка флейты, слух уезжает или забирает себя от внешних слышимых звуков и сливает себя во внутреннем нада. Этот процесс называют пратьяхара.
Примечания
- 108 upaniShad list (muktika upaniShad list) (additional upanishads, categories, unpublished)
- Вполне возможно, что переводчик по каким-либо причинам объединила некоторые стихи или произвела переразбивку стихов в соответствии с современной русской грамматикой.
- Амрита-бинду, Теджа-бинду, Брахма-бинду, Нада-бинду, Дхьяна-бинду – за исключением Теджа-бинду-уп. и Брахма-бинду-уп., все они относятся к йога-упанишадам.
- отрицательных не в смысле плохих, а в смысле того, чем это состояние не является
- 13-й или 14-й – в зависимости от редакции
- в пространной версии на этот факт указывается ещё несколько раз
- Мангалам приводится из Атхарваведы, согласно предисловию переводчика
- …от людей, от Силы, от Шивы… – перечислены три способа посвящения, упоминаемые в Писаниях: от людей (anava IAST) – обычное, когда гуру дает ученику мантру и наставляет в ее применении; от Силы (śakta IAST) – позволяющее собственными силами достичь духовного сознания без внешних форм почитания; от Шивы (śambhava IAST) — дарованное милостью Высочайшего Учителя.
- Без чувства «я» — nirahaṇkāra IAST
- Без надежды и без владения — niraśiraparigrahaḥ IAST — т.е., без планов на будущее (ср. Бхагавад-гита 6.9)
- Три подхода — mukhāni-triṇi IAST. Традиция объясняет, что это отрешённость (vairagya IAST), усердие (utsāha IAST) и почитание гуру (gurubhakti IAST).
- Три пристанища – состояние бодрствования, сна со снами, сна без снов.
- Лебедь – haṇsa IAST, обычный образ дживы.
- …безопорное Благо (brahma nirāśrayam IAST) в форме пространства… – выраженная парадоксом мысль, что Брахман не имеет качеств, как пространство – формы.
- Местопребывание – pada IAST, также «отпечаток стопы». В индуизме почитается след Вишну.
- Триокий – tryambaka IAST. Одно из имен Шивы. Воз можно также значение «имеющий трех матерей». Три ока сопоставляются с тремя мирами или тремя Ведами.
- Из трех составляющих – tridhatu IAST. Здесь: трех миров (см. вступительную статью).
- Безусловное — nirādhāra IAST, т.е. не зависящее ни от каких условий. Безопорное, но само являющееся опорой всего.
- Осуществлением своей сущности — svabhāva-bhavana IAST.
- …мыслеверти… – citta-vitti IAST.
- Благо – brahman IAST.
- Наисамое – adhyatman IAST.
- Мысль немыслимая – acitta-cittam IAST.
- …пустоту превосходит… – здесь, возможно, полемика с буддистами, приверженцами школы «щуньявада».
- Приобщенным к сути – tattva-yuktam IAST.
- Скверна — kilbiṣam IAST, может также означать болезнь.
- Т. е. возможность Освобождения не определяется рождением или количеством прочитанных о Нем книг.
- Перевод этой шлоки у Мартынова отсутствует.
Практика нада в Бхакти Йоге
В методы, предназначенные для Бхакти Йоги также включены и методы Нада Йоги. Когда бхакти йог исполняет мантра джапу, в первой стадии он должен изо всех сил поддерживать осознавание звука, произведенного мантрой. Развив более глубокое понимание звука мантры, он прекращает производить слышимую звуковую вибрацию, и во второй стадии пробует усиливать его осознавание на основе мантры, повторяемой тонами, которыми шепчут. Когда эта задача достигнута удовлетворительно, он прекращает шептать и повторяет ту же самую мантру мысленно. Он пробует слышать умственные и тонкие звуки, которые, хотя и неслышимые, могут визуализироваться через более глубокую форму сознания. Иногда в этой стадии возможно фактически испытать слышание той же самой молитвы внутренне. Бхакти йог будет чувствовать, как будто он действительно поет молитву слышимым тоном. Когда осознавание умственного пения мантры поглощает сознание, и ум полностью погружен в глубоком царстве сознания, мантра или нада преобразовываются в постоянное неслышимое повторение, которое будет казаться кандидату на плане сознания слышимым; но это будет незаметно и неслышимо другим. Это — способ испытать нада в практике Мантра Йоги бхакти йогами. Несколько крий, объединенные с бандхами и мантрами, также должны быть включены, чтобы стимулировать бездействующие психические области. Кандидат должен начать задачу обнаружения первого звука или нада, включая уши и слушая внутренние звуки. Когда практика правильно продвинута, уши уже не должны быть включены, чтобы общаться с различными измерениями звука. Вместо этого нужно пробовать общаться с внутренним звуком в течение неподвижности ночи, не закрывая уши. Легко почувствовать внутренние звуки в полночь или рано утром.
Откуда появилось название — йога?
Слово «Йога» произошло от санскритского «йодж» или «йудж». За свою 9000-летнюю историю это слово обросло множеством значений: упряжка, упражнение, обуздание, преданность, напряжение, сопряжение, сложение, соединение, единение, связь, гармония, союз, служение, сочетание и т.д. Но суть наиболее полно отражают следующие значения: единение, гармония, союз. Можно сказать, что йога — это путь к гармонии.
Чисто технически йога — это методика медитации. Именно поэтому в йога-сутрах и говорится, что йога — это ЧВН («Прекращение мыслительной активности»).
Но каким образом прийти к этому ЧВН? Этих способов было много. И постоянно появлялись всё новые и новые. Древние практики изобретали их регулярно. И потому путей к этому состоянию как и способностей каждого оказалось очень много. Может поэтому образовалось так много течений и разновидностей, которые для каких-то конкретных практиков могли привести к состоянию «молчание ума», но для большинства — они могли и не быть методами достижения этой этой цели. И, зачастую, приносили совершенно противоположный эффект.
Но так или иначе Йога — есть непременный компонент всех духовных традиций Индии. За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь с хатха-йогой и асанами — физическими упражнениями, что не отражает духовного и душевного аспектов йоги.
Того, кто изучает и практикует йогу, именуют йогом или йогином.
Для лучшего понимания мы разбили условно древнюю йогу на два вида: дотантрическая йога и тантрическая йога:
Дотантрическая йога была относительно проста, в основном ею занимались аскеты и применяли ряд немногочисленных техник (без всяких примесей).
Когда же начало развиваться такое направление индийской культура как Тантра, она начала вбирать в себя всевозможные техники из различных культур в том числе и из йоги.
Предосторожности
Немного предосторожностей нужно помнить, потому что йогическая нада садхана может вызвать проявление любого звука. Иногда, если практик имеет слабое состояние ума (нездоров), в течение дня может возникнуть гудение в ушах
Иногда он может слышать звон или другие звуки. Проявление этих различных звуков нарушает мир практикующего. Если звук продолжает волновать ум, нада йога садхана должна быть прекращена. Можно быть уверенным, что при правильной практике Нада Йоги внутренние звуки развиваются стадиями. Их не слышат ни в какое другое время в течение бодрствующего периода. Нада йог способен к слушанию голоса в бодрствующем состоянии, если он нахождится на очень продвинутой стадии. Кажется, как будто кто-то шепчет в его уши. Это — своего рода сиддхи; возможность слышать звук от неизвестного.
Музыка и Нада Йога
Музыка — это также Нада Йога, где музыка предоставлена абсолютно научной и классической, чтобы испытать нада. Развитие музыкальных систем в прошлом происходило строго в соответствии с представлениями нада йога садханы. Известный и самый древний гимн Сама Веда всегда поется с научной точностью и в соответствии с нада йога садханой. В различных стадиях сознательного понимания ум легко привлекаем различными волнами нада. Некоторые колебания надав определенное время кажутся приятными, в то время как другие неприятны в определенное время дня. Некоторые комбинации нада приятны одним людям и неприятны другим. В музыке нада колебания известны как рага, или музыкальные звуи. Раги, имеющие короткие колебания, некоторыми не одобряется. Утренняя музыка Индии, подобно Бхайрава или Бхайрави раге, обращается к немногим, но не ко всем. Я люблю музыку полуночи Индии, Малкос, Дурга или Джогья рага. Вечерняя рага, подобно Бхимпаласи, также обычно нравится. Вообще, девочки и мальчики чуткого возраста предпочитают Бхайрави. Это показывает, что ум реагирует по-разному на разные звуковые волны в разное время. Музыка может быть поднята как духовная садхана, как предварительная практика, или также, как приятная, интересная и вдохновляющая садхана Нада Йоги, через которую ум может быть настроен на самые тонкие колебания перед попыткой обнаружить последний трансцендентальный звук нада.
Зачем заниматься Хатха Йогой
ГИМАЛАЙСКИЕ ЙОГИ
Хатха Йога — это работа с телом, энергией и сознанием. Все это делает ее важнейшим элементом духовного пути. Тело человека это продолжение сознания. Даже современная психология и медицина подтверждает то, что сознание и тело взаимосвязаны. Способ вашего мышления формирует ваше здоровье, а также обстоятельства жизни и судьбу.
Было бы слишком узко сказать, что Хатха Йога это только физические упражнения, которые могут укрепить здоровье, на самом деле это техники которые также влияют на работу сознания. Именно поэтому практики Хатха Йоги древнейших времен были основой для практики медитации. Подготовив свое тело можно приступать к внутренним практикам медитации. Тело должно быть глубоко расслабленно, только тогда возможно войти в глубокие медитативные состояния. Польза Хатха Йоги широко обсуждаемая тема. Практикуя Асаны, физические позы и дыхательную гимнастику, вы укрепляете позвоночник, внутренние органы, повышаете работоспособность и выносливость организма.
Концентрация на Бинду чакры , Выработка Амрита — нектара бессмертия
Концентрируясь на этой чакре можно научиться контролировать голод, жажду, а также преодолеть нездоровые привычки
Также, тем, кто страдает от нервозности, депрессий, чувства тревоги следует обратить внимание на Бинду. Легкое надавливание ногтем на чакру приводит к спонтанному ощущению счастья, которым наполняется и сердце
Например, когда маленький ребенок чем-то встревожен и не может уснуть, родитель может легкими круговыми движениями помассировать область, где расположена Бинду чакра, и ребенок успокоится и вскоре уснет.
Самым выдающимся эффектом чакры Бинду чакра считается выработка Амрита — нектара бессмертия. Мантра Мира начинается так:
Asato Ma Sat Gamaya
Tamaso Ma Jyotir Gamaya
Mrityor Ma Amritam Gamaya
Это переводится, как:
Веди нас от нереального к реальному
Веди нас от тьмы к свету
Веди нас от смерти к бессмертию.
Активизация Бинду чакры и шишковидной железы
На физическом уровне это означает, что с пробуждением Бинду, активизируется шишковидная железа, которая подключена к этому центру. Эта железа выделяет гормон, который влияет на тело и ум подобно “эликсиру молодости”. Именно поэтому Риши дал ему имя “Амрита”, нектар бессмертия. Чем сильнее становится чакра Бинду, тем обильнее течет священный нектар. В древних писаниях говорится, что порой одной сконцентрированной капли Амриты достаточно для того, чтобы вернуть жизнь на засохшей земле и даже возвратить мертвого к жизни.
В Аюрведе эта живородящая жидкость известна как Сандживини Бхути. Есть йогины, которые не едят никакой пищи и питаются исключительно нектаром Бинду чакры. Если бы мы были в состоянии использовать этот ресурс, мы бы не только смогли продлить собственную жизнь, мы бы оставались молодыми и здоровыми на протяжении гораздо больших лет. Но, к сожалению, у большинства людей этот нектар капает в Манипуру, где он сжигается ее всепоглощающим огнем. Через определенные практики мы можем задерживать эти капли в Вишуддха чакре и делать так, чтобы она разносила энергию по всему телу.
В Гхеранда-Самхите (28-30) сказано: “Солнце находится в пупке, а Луна в голове. Нектар, исходящий от Луны, потребляется Солнцем, и в этом случае жизненная сила постепенно иссякает”. В этом контексте Луна выступает в роли Бинду чакры, а Солнце — это Манипура. Поскольку нектар Бинду чакры постоянно стекает в Манипуру, он сжигается огнем и понемногу разрушает наше тело. Атма бессмертна. В этом мире она обременена смертным телом. Вряд ли это можно считать чем-то негативным, поскольку лишь имея тело, Атма может достичь Мокши, освобождения. Вот почему йогины так стараются сохранить свои тела здоровыми и продлить жизнь для того, чтобы завершить свое духовное становление в течении текущей жизни.
Это объясняет почему Риши искали всевозможные методы сохранения божественного нектара Бинду чакры в теле. Со временем они обнаружили, что они могут контролировать поток жидкости с помощью Вишуддха чакры и языка. Язык человека также имеет многочисленные тонкие центры, каждый из которых отвечает за определенный участок тела. Удана Прана, одна из основных жизненных энергий, работает в Вишуддхе и активизирует процессы проглатывания пищи. Удана Прана также направляет энергию к голове. Когда нектар удерживается в горловой чакре, эта Прана может направить его вверх.