Как провести самоанализ без самообмана, или почему мы все время ищем виноватых

Вичара в комментариях Б.К.С. Айенгара к «Йога-сутрам» Патанджали

В системе Патанджали приводится классификация самадхи (степеней сосредоточения) из восьми состояний, причем они радикально разделены на две стадии: сабиджа (с опорой) и нирбиджа (без опоры), где первая предполагает возвращение к обычному существованию, а вторая его исключает. Самадхи подготовительной стадии включает в себя четыре состояния: витарка, вичара, ананда, асмита, причем первые два подразделяются на «са-» (савитарка, савичара) и «нир-» (нирвитарка, нирвичара), то есть сопровождаюися осмыслением или нет. Очевидно, что вичара относится к «слабой концентрации» сознания, поэтому два состояния самадхи «без семени», ведущие к окончательному освобождению, нас сейчас не интересуют

Заметим только, что при сосредоточении на внешнем объекте, подверженном изменениям, концентрация в принципе не может быть чистой, и практикующий вынужден переходить к сосредоточению на внутреннем объекте, а затем и устранять его полностью, смещать внимание от периферии к источнику осознания

Пока достаточно определить, что вичара следует за витаркой, иными словами, анализ предшествует синтезу. В переводе и интерпретации Айенгара получается, что витарка есть разумный самоанализ, или аналитическое мышление, а вичара — целостное созерцание (прозрение), совершенный интеллект, в котором всякая логика приходит к завершению, или синтетическое мышление (можно было бы добавить «а приори»). Вичара принадлежит к области разума, хотя и занята в удержании тонких элементов, или «чистых форм», а не грубых элементов, или «чувственных представлений». Но наш главный вопрос — как это истолковывается в контексте практики хатха-йоги, направленной на развитие осознаного владения телом, а значит, особого рода самосознания, коль скоро человек отождествляет себя с телом? Согласно Айенгару, посредством практики и самоотречения все части человеческого существа — кожа, клетки, дыхание, движение мысли, разум — становятся едины с Самостью.

Находя, что сам Патанджали адресует практикующего к работе на всех уровнях, Айенгар считает более чем уместным рассматривать состояния самадхи в процессе практики асан. В самадхи «с семенем» сознание распространяется внутри и вокруг тела, становясь незамутненным, подобно чистой глади озера. Достигается чистота созерцания объектов, но сохраняется различие между наблюдателем и наблюдаемым. Когда начинающий приступает к практике асан, он действует методом проб и ошибок, то есть выполняет самим телом аналитическую деятельность — и это витарка. Постепенно он становится в состоянии применять накопленный опыт, чтобы выстраивать тело в целом, соединяя его тем самым в процессе различения верных и неверных действий — и это вичара. По мере совершенствования практики, сознание начинает свободно управлять всеми телами от поверхности кожи до сущности бытия, но это уже выхожит за пределы состояния вичары, взятого в данном конкретном смысле.

Что такое самоанализ

Анализ человеком своих же суждений, эмоций потребностей, поступков называют самоанализом. Этот процесс носит произвольный и целенаправленный характер. Самоанализ тесно связан с рефлексией — процессом самонаблюдения и размышлений над своими переживаниями, мыслями. Ведь, чтобы иметь возможность анализировать, необходимо научиться видеть моменты, которые позже станут предметом анализа.

Взгляд на то, что такое самоанализ и его цели, отличается в разных направлениях психологии. Например:

  • клиент-центрированная психотерапия направлена на выявление и дифференцирование чувств с целью научить человека свободно их выражать, а также взаимоотношений с окружающими людьми для построения гармоничного взаимодействия;
  • патогенетическая психотерапия предполагает осознание человеком собственных мотивов, потребностей, ставших причиной нарушения отношений, невротических срывов;
  • клиент транзактного аналитика учится самостоятельно анализировать различные ситуации с позиции эго-состояний Ребенка, Родителя, Взрослого, а также прогнозировать последствия ошибочных действий;
  • в рамках групповой психотерапии самоанализ становится двойным зеркальным отражением участниками группы друг друга. Отзеркаливание дает представление о своем и внутреннем мире партнера.

Самоанализ — важная часть психотерапевтического процесса и основа для позитивных изменений.

Самоанализ урока. Виды

В педагогике принято выделять несколько видов самоанализа урока. Образцы для их написания имеют похожую основную структуру, разница заключается только в описании главной составляющей части всего урока.

Итак, какие они — основные виды самоанализа:

Краткий. Педагог дает уроку обобщенную оценку, описывая цели, задачи и результаты выполнения.

Поэтапный. Здесь нужно анализировать каждый элемент урока и их взаимосвязь с другими этапами проведения занятия.

Структурно-временной. Учитель анализирует количество времени, потраченное на конкретный этап занятия, и рационализирует использование отведенного времени. Он пытается понять, не была ли затянутой проверка домашнего задания или не мало ли было отведено внимания на практическое применение полученных знаний.

Комбинированный. Педагог должен дать оценку дидактическим целям урока и его структурным элементам.

Дидактический. В этом подходе самоанализа урока рассматриваются методы и приемы, использованные для достижения дидактической цели.

Аспектный. Проводится подробный анализ каждого аспекта урока. То есть использование обучающих материалов, проверка ЗУН (знаний, умений, навыков) и т. д.

Полный самоанализ. Педагогу нужно провести дидактический, аспектный анализ, проверить ЗУН учеников и оценить результативность занятия.

Психологический

Проводится оценка того, насколько учащимся уделяется внимание и как проходит индивидуальная работа. Комплексный

Состоит из всех перечисленных видов самоанализа урока.

Комплексный. Состоит из всех перечисленных видов самоанализа урока.

Вопросы для самоанализа руководителя образовательного учреждения

  1. Каковы основные характеристики Вашей школы?
  • проблемы набора и сохранения состава персонала;
  • мобильность учащихся;
  • важные события в истории школы.

Кратко сформулируйте особые цели и опишите отличительные черты Вашей школы, например:

планируете ли перевод школы в более высокий статус (лицей, гимназия); если Ваша школа уже является таковой – опишите основные изменения, произошедшие вследствие этого;

существуют ли какие – либо особые группы, дополнительные услуги или расширенные сферы деятельности;

имеется ли важное сотрудничество с другими учреждениями или организациями (например, совместные мероприятия в рамках учебного плана, федеральные и региональные мероприятия). Что, по Вашему мнению, является ключевыми приоритетами развития Вашего образовательного учреждения? Каким образом они отражены в программе развития Вашего образовательного учреждения?

Что, по Вашему мнению, является ключевыми приоритетами развития Вашего образовательного учреждения? Каким образом они отражены в программе развития Вашего образовательного учреждения?

Определите факторы, положительно и отрицательно влияющие на сохранение и укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни в Вашем образовательном учреждении?

Как организуется работа по сохранению и укреплению здоровья школьников и формированию здорового образа жизни?

Ваша роль в развитии и внедрении здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий?

Какова тенденция изменения уровня воспитанности учащихся за последние 3 года?

Какова эффективность созданной в школе системы воспитательной работы?

Каково влияние системы самоуправления на уровень воспитательной работы?

Соответствуют ли достигнутые успехи в образовательном процессе поставленным целям?

Каково влияние методической работы на достижение конечных результатов образовательных учреждений?

Оцените уровень морально-психологической атмосферы в Вашем коллективе.

Обеспечила ли система внутришкольного управления достижение запланированных результатов?

Какова степень выполнения целей и задач, поставленных школой?

Создана ли в школе целостная система информационно-аналитического обеспечения управления?

Какое значение она имеет для оперативного стратегического управления?

Какую роль играет сложившаяся система стимулирования участников образовательного процесса в достижении оптимальных конечных результатов?

Ваша роль в создании диагностики и мониторинга учебного процесса?

Сложилась ли система организационно-педагогической деятельности, сочетающая работу администрации и коллективных органов управления?

Степень участия органов управления во внутришкольном контроле?

Раскройте сущность и содержание экономической мобильности образовательных учреждений.

Когда необходимо использовать самоанализ

К самоанализу обращаются в ситуациях психологической нестабильности, когда человек не видит логику, причинно-следственную связь в том, что происходит в его жизни. Например, человек обращается к самосознанию, когда:

  • неожиданно для самого себя срывается на кого-то из близких;
  • из раза в раз получает отказ при трудоустройстве, ему кажется, что он ходит по кругу;
  • не может разорвать болезные отношения, хотя понимает, что они вредны для него;
  • без очевидной причины тревожится;
  • отказывается от принятия важных решений из-за необоснованного страха и т.д.

Это список вероятных причин, чтобы начать анализ самого себя.

В общем, самоанализ нужно проводить тогда, когда вы испытываете любой душевный дискомфорт, входите в конфликт с самим собой. Всегда, когда чувствуете, что теряете связь с собой и миром, обращайтесь к самоанализу.

Виды самоанализа

Можно выделить систематический и несистематический самоанализ. Первый предназначен для решения сложных проблем, которые мешают человеку жить, и ситуаций, повторяющихся снова и снова. Например, когда мужчина борется со страхом знакомства с противоположным полом, выполняет упражнения, ведет дневник и отслеживает динамику.

Несистематический самоанализ применяется тогда, когда человек хочет объяснить себе что-то разовое. Например, он не понял, почему друг на него обиделся и теперь не разговаривает с ним. Кроме попыток поговорить с другом, субъект еще обращается внутрь себя, анализирует свои слова и действия.

Кроме видов самоанализа принято выделять еще типы, а точнее техники. Например, можно использовать такие приемы и способы, методы самоанализа:

  • Письмо самому себе на разных листах. Возьмите 5 листов: белый, коричневый, зеленый, желтый и синий. Или можно взять обычные белые листы и использовать карандаши разных цветов. На первом листе объективно опишите проблему: что и когда произошло (по типу сводки новостей). На втором листе опишите все свои негативные эмоции и чувства, связанные с этой ситуацией. На третьем листе распишите положительные эмоции и чувства, которые вызывает у вас эта ситуация. На четвертом листе творчески опишите проблему. Например, зарисуйте ее. На последнем листе проведите анализ, сделайте выводы и напишите себе пару рекомендаций. Таким образом, на последнем листе должно появиться решение проблемы. Остальные листы предназначены для того, чтобы помочь вам увидеть проблему под разным углом, с разных точек зрения.
  • Анализ сновидений. Сновидения – это отражение нашего подсознания, переживаний, мыслей и чувств. Если регулярно разбирать сны, то можно найти решение актуальной проблемы. Анализ снов можно проводить в формате дневника. Если не хватает знаний, то обратитесь к трудам Фрейда (он много писал про сны и их значение).
  • Личный дневник. Задача – ежедневно делать что-то для формирования новых, полезных привычек и изменения деструктивного мышления. То есть вы определяете проблему и разрабатываете план работы над ней. В дневнике вы описываете ситуации, в которых проблема проявляет себя, свои чувства, мысли и реакции. Там же вы фиксируете, чем следовало бы заменить эти элементы. То есть вы отмечаете, что хотели бы чувствовать и думать, как хотели бы реагировать. А если реакции вас устраивают, то вы отмечаете прогресс и просто закрепляете поведение.

Обратите внимание! Дневники могут быть разной направленности: целей, благодарностей, личностного развития, работы над ошибками прошлого и т.д. Для самоанализа можно использовать любые изолированные методики

Например, любые тесты на определение уровня тревожности, самооценки, стрессоустойчивости, способностей, темперамента, типа личности и т.д. С помощью изолированных способов диагностики можно проводить узконаправленный самоанализ. К примеру, самоанализ опыта и навыков, способностей, достоинств и недостатков, образа жизни, себя как личности

Для самоанализа можно использовать любые изолированные методики. Например, любые тесты на определение уровня тревожности, самооценки, стрессоустойчивости, способностей, темперамента, типа личности и т.д. С помощью изолированных способов диагностики можно проводить узконаправленный самоанализ. К примеру, самоанализ опыта и навыков, способностей, достоинств и недостатков, образа жизни, себя как личности.

Отдельно стоит разобрать критический самоанализ. В этом случае человек оценивает свои действия, мысли и желания с точки зрения морали, норм общества. Во время такого анализа личность решает дилемму «Быть или казаться». К такому самоанализу люди обращаются в ситуациях сложного выбора.

Изучение трудовой деятельности

Человек всегда стремится заниматься именно тем, что ему нравится. В идеале его увлечение превращается в высокооплачиваемую трудовую деятельность.

Через самоанализ работы индивид подогревает интерес к своему роду деятельности, воодушевляет других

После осмысления важности своего призвания получает порцию вдохновения и необходимую каждому гармонию, вырабатывает стимул продолжать развиваться

В интернете существует огромный набор подобных статей, где учителя, доктора и прочие представители профессий повествуют о своих мыслях насчет своей работы. При желании можете почитать или написать свою собственную.

Польза

Самоанализ урока помогает учителю посмотреть на работу со стороны, оценить плюсы и минусы своей педагогической деятельности. Это своего рода рефлексия, которая помогает выделить неучтенные резервы, выработать свой педагогический стиль и сформировать профессиональное кредо.

Здесь все происходит точно так же, как и в психологии. Только теперь учителю нужно спрашивать не «Кто я?», а «Какова цель моих действий?» Определившись с ней, можно найти эффективные пути к ее достижению. Самоанализ нужен каждому человеку, чтобы становиться лучше. Только осознав свои способности, он перестанет переделывать других под свои представления и станет по-настоящему свободным, успешным и счастливым, что, собственно, отразится и на его профессиональной деятельности.

Как провести самоанализ себя

Постепенно вы научитесь проводить самоанализ в любое время и в любом месте, быстро абстрагируясь от внешних условий. Однако в начале пути по освоению этого навыка рекомендую придерживаться следующего плана.

Как провести самоанализ себя:

  • Выделите удобное время и место. Выделите на это час или пару часов. Отключите телефон, выключите компьютер и телевизор. Никто и ничто не должны отвлекать вас.
  • Приготовьте ручку и тетрадь. Фиксировать свои мысли, зарисовывать схемы полезно на любом этапе освоения самоанализа.
  • Определите, что конкретно вас тревожит, и составьте список вопросов.

Мы еще поговорим о вопросах чуть позже. Пока кратко обозначим план составления обращений к себе. Начните с вопроса «Что я чувствую?». Затем на каждый ответ задавайте вопрос «Почему?» и постепенно распутывайте это как клубок ниток.

Виды


Многие считают, что состояние самадхи только одно. Для его достижения необходимы годы практик, соблюдение аскез и других особенностей учения йогов. По этой причине мало кто занимается даже теоретическим изучением этого состояния.

Отсюда и ошибочные предположения и неосведомленность. Стоит ознакомиться с учениями гуру и погрузиться в вопрос, чтобы развеять эти заблуждения. Согласно учениям, существует несколько уровней. Первый этап – савикальпа самадхи.

Это самый начальный уровень, то состояние, когда сознание только соприкоснулось, приоткрыло дверь к тому, в чем ему предстоит полностью раствориться. Состояние савикальпа самадхи может быть достигнуто в процессе медитации на объект или образ. Этот этап может длиться от нескольких мгновений до нескольких дней и повторяться несколько раз в процессе практик.

Затем наступает следующий уровень – нирвикальпа самадхи, на котором сознание полностью сливается с Высшим. Все границы физического и сознательного стираются, остается только Абсолют. Исчезают все потоки мыслей, наблюдается полное их отсутствие и единение с Божественным. Человек, достигший нирвикальпа самадхи, испытывает бесконечное блаженство и познает бесконечную силу.


Редкие практики могут достичь этого высшего уровня. Обычно человек, который достигает нирвикальпа самадхи, не хочет возвращаться в физический мир. Существует мнение, что если практик находится в этом состоянии от 18 до 21 дня, то его душа может покинуть тело навечно.

В учениях есть описания случаев, когда Учитель достиг нирвикальпа самадхи и не захотел возвращаться к мирским делам. Третья и высшая степень – это сахаджа нирвикальпа самадхи.

Она достигается единожды и остается с йогом на всю жизнь. На этом уровне человек, находясь в физической реальности, сохраняет состояние высшего просветления. Даже выполняя рутинные дела, практик не утрачивает этого единения с Абсолютом. Он преисполнен этой божественной силы. Каждое действие, совершаемое в физическом мире, он делает в любви и стремлении нести это благо всем людям.

Очень мало учителей достигли этого состояния. Считается, что сахаджа самадхи – это бесконечная милость Всевышнего, не каждый практик ее достоин. Для того чтобы прийти к этому, может потребоваться не одно воплощение.В некоторых учениях выделяют также четвертую ступень – махасамадхи. К ней могут прийти самые мудрые гуру. Махасамадхи – это сознательный уход из физического тела, остановка всех физиологических процессов в организме. Некоторые могут сравнить это состояние со смертью, однако это осознанный процесс, к которому йог приходит в нужное время и останавливает биение собственного сердца. Известно несколько случаев махасамадхи в истории.

Так, например, 7 марта 1957 года великий гуру и наставник Парамаханса Йогананда вошел в состояние махасамадхи и покинул этот мир.

При достижении самадхи на глубоких уровнях может происходить спонтанная задержка дыхания – кумбхака. Когда практик находится в состоянии глубокого самадхи, необходимости дышать нет. Но когда сознание переходит обратно к физическому миру, тело практикующего делает глубокий и спонтанный вдох. Есть случаи, когда состояние самадхи и остановка дыхания длились несколько часов и даже дней.

Профессор

Самоанализ – это то, что большинство людей воспринимают как депрессивное самокопание. Хотя на деле это процесс, что позволяет осмыслить, кем человек является на самом деле

Важно ли это? Очень, потому что о себе нам практически ничего не известно

Однажды один профессор читал лекции студентам и, войдя в аудиторию, сразу же задал вопрос: «Кто я?» Студенты не знали, что ответить. Самые смелые из присутствующих начали выдвигать предположения: «профессор», «ученый», «мужчина», «человек» и т. д. Кто-то из особенно смекалистых нагло заявил, что профессор – никто. Когда варианты закончились, профессор объяснил, что это не более чем роли, которые он играет в обществе.

У каждого человека есть множество ролей: быть родителем, директором, мужчиной (женщиной) и т. д. Но это не сам человек. Если начать отсеивать эти роли, которые приходится играть ежедневно, то вполне вероятно, что под ними человек окажется никем. Чтобы не оказаться в итоге пустым местом с определенным ролевым набором, нужно научиться задавать себе вопросы и находить ответы. В простом вопросе «Кто я?», над которым редко кто задумывается, заключается суть самоанализа. Это процесс, помогающий понять человеку, кем он в действительности является.

Причины и необходимость самоанализа

Причин к этому роду занятия достаточно, но основная — предостережение самого себя от боли, а также:

  1. Через анализирование человек устанавливает причинно-следственную связь и выносит опыт из тех или иных жизненных ситуаций.
  2. Делает выводы и предпринимает все возможное, чтобы неприятные ситуации похожего типа не повторились вновь.
  3. Через такую аналитику можно открыть в себе таланты и новые способности.
  4. Человек, опираясь на свои представления и анализируя свое поведение, делает выводы и приближается к идеальной версии себя.
  5. Через самоанализ индивид понимает, когда ему стоит остановиться в той или иной ситуации, чтобы не причинить вред себе или окружающим.
  6. Развивается способность оценивать обстановку и укрощать свой пыл во избежание конфликтов и излишних перепалок.
  7. Оберегание себя от эмоциональных разрушений.

Вопросы для самоанализа

  1. Что бы Вы сделали по-другому в своей жизни, если бы знали, что никто Вас за это не осудит?

  2. Как Вы бы описали себя в трех словах? Запишите их.
  3. Как часто Ваши наибольшие опасения сбываются?
  4. Какие уроки Вы вынесли из жизни?
  5. Какие моменты заставляют Вас любить свою жизнь?
  6. С кем Вы, как правило, сравниваете себя?
  7. Есть ли у Вас личные долгосрочные и краткосрочные цели? Если есть, запишите их.
  8. Кто те люди, которыми Вы себя окружили?
  9. Довольны ли Вы тем, кто Вы сейчас?
  10. Как бы Вы определили свои главные ценности? Запишите их.
  11. За какие поступки Вы чувствуете гордость в последнее время?
  12. К чьим советам Вы прислушиваетесь в последнее время?
  13. Разумно ли Вы тратите свои деньги?
  14. Довольны ли Вы своей работой?
  15. Если бы у Вас были неограниченные ресурсы, как бы Вы изменили свою жизнь и жизнь окружающих? Запишите.
  16. Празднуете Вы свои небольшие достижения?
  17. Считаете ли Вы себя достойным восхищения?
  18. Вы делаете жизнь других лучше? Кого именно? Запишите.
  19. В чем разница между жизнью и существованием, по Вашему мнению?
  20. Сколько лет Вы дали бы себе, если бы не знали эту цифру на самом деле?
  21. Какая Ваша самая большая мечта и самый большой страх? Запишите их рядом с сегодняшней датой.
  22. Что бы Вы сделали по-другому в жизни 5 лет назад?
  23. Существует ли человек / вещь / явление, которое делает Вас счастливым каждый день?
  24. Как Вы определяете успех?
  25. О чем Вы жалеете больше: о провале или о том, что так никогда и не попытались?
  26. Если бы Вы могли стать другим человеком на некоторое время, кем бы Вы хотели стать?
  27. Каким был худший день в Вашей жизни и почему?
  28. Есть ли что-то, что Вы делали по-другому, чем большинство людей привыкли?
  29. Что вдохновляет Вас больше всего?
  30. О чем Вы больше всего жалеете?
  31. Когда в последний раз Вы узнавали что-то новое, что Вас удивило? Что это было?
  32. Боитесь ли Вы выражать свое мнение на публике?
  33. Как часто Вас останавливают собственные страхи?
  34. Какой след Вы хотели бы оставить в этом мире? Запишите одним предложением.
  35. Может ли существовать счастье без печали?
  36. Приходится Вам оправдываться за свои поступки перед другими, или перед собой?
  37. Какой будет Ваша жизнь через 10 лет? В 2026 году?
  38. Говорите Вы «нет» на просьбы? Если нет, то почему?
  39. Зациклены ли Вы на каких-либо ошибках прошлого?
  40. Опишите самую большую проблему, с которой Вы столкнулись в настоящее время?
  41. Сколько людей Вы сейчас действительно любите и что Вы делаете для них?
  42. Если бы Вы могли попросить выполнение только одного желания, что бы это было?
  43. Вы внимательно слушаете людей, когда они говорят с Вами?
  44. Опишите одну черту характера, с помощью которой Вы хотели бы запоминаться людям?
  45. От каких плохих привычек Вы хотите избавиться?
  46. ??Как часто Вы общаетесь с людьми, которых любите?
  47. Какие лучшие 3 комплимента Вы получили от других о себе? Запишите их.
  48. Как бы Вы описали свое будущее в двух словах?
  49. Какое Ваше любимое место на Земле?
  50. В чем Вы эксперт?

Рекомендовано отвечать на эти вопросы письменно время от времени. Это поможет не только следить за своим развитием, но и открывать новые моменты, которые необходимо изменить, чтобы продолжить путешествие к познанию собственного я.

Вы можете использовать их как вопросы для самоанализа воспитателя ДОУ, педагога, менеджера. Они помогут любой творческой личности получить более четкое представление о себе и о возможных путях развития.

Профессор

Самоанализ – это то, что большинство людей воспринимают как депрессивное самокопание. Хотя на деле это процесс, что позволяет осмыслить, кем человек является на самом деле

Важно ли это? Очень, потому что о себе нам практически ничего не известно

Однажды один профессор читал лекции студентам и, войдя в аудиторию, сразу же задал вопрос: «Кто я?» Студенты не знали, что ответить. Самые смелые из присутствующих начали выдвигать предположения: «профессор», «ученый», «мужчина», «человек» и т. д. Кто-то из особенно смекалистых нагло заявил, что профессор – никто. Когда варианты закончились, профессор объяснил, что это не более чем роли, которые он играет в обществе.

У каждого человека есть множество ролей: быть родителем, директором, мужчиной (женщиной) и т. д. Но это не сам человек. Если начать отсеивать эти роли, которые приходится играть ежедневно, то вполне вероятно, что под ними человек окажется никем. Чтобы не оказаться в итоге пустым местом с определенным ролевым набором, нужно научиться задавать себе вопросы и находить ответы. В простом вопросе «Кто я?», над которым редко кто задумывается, заключается суть самоанализа. Это процесс, помогающий понять человеку, кем он в действительности является.

Мудра Важрапрадама — уверенность в себе

Мудра Важрапрадама Хотя перевод этой мудры непоколебимая уверенность в себе, она заключает в себе гораздо больше смысла. По крайней мере, не то, что мы обычно понимаем под уверенностью в себе. Первые слова, которые приходят на ум, когда мы смотрим на этот жест Будды, звучат так: «Я пришёл с миром, потому что я и есть мир».

Он излучает мерцающую реку самой прекрасной золотой энергии — мягкой, доброй, лучистой, вечной, глубоко исцеляющей. Наверно, правильней было бы назвать этот жест жестом веры в себя, настоящего себя, единого с божественной энергией.

Когда есть вера, начинает говорить сердце. Вот что выражает эта мудра — сила и уверенность в мудрости своего сердца.

Лучше всего поместить этот жест в центре дома, гостиной или у главного входа.

Структура сознания

Какова же структура психики человека, структура его сознания? На этот счёт существует очень большое количество теорий. Наиболее популярная теория – это теория психоанализа, основоположником которой считается Зигмунт Фрейд. С точки зрения этой теории, психику (личность) человека можно разделить на 3 части:

  • сознательное;
  • бессознательное;
  • Сверх-Я.

Сознательное – это часть, осознающая саму себя. Это Я-реальное.

Бессознательное – это область психики, которая выражается в снах, различных страхах, нервозах, то есть в том, что не осознаётся. Это Я-Оно. Это та часть психики, которая управляет во-многом всей жизнью, психическим и физическим здоровьем, но при этом тем, что невозможно знать и осознавать. Бессознательное не мыслит словесно, как сознательная часть, а мыслит специфическими образами. Слова переводятся в образы.

Сверх-Я (или Супер-Эго) – это совокупность культурных запретов и норм, которые делает человека культурным, цивилизованным общественным существом. Именно это позволило Зигмунду Фрейду говорить о том, что культура – это совокупность запретов, которая имеет репрессивную функцию по отношению к обществу. Иначе говоря, культура вступает в конфликт с бессознательным. Если бессознательное можно определить в качестве совокупности биологических инстинктов и влечений, то сверх-Я – как совокупность культурных запретов и норм. Это то, что приходит в столкновение с естественными желаниями человека.

В науке также распространена структура самосознания, представляющая собой единство трёх составляющих:

  • когнитивной;
  • аффективной;
  • поведенческой.

Когнитивной составляющей самосознания является знание личности о самой себе. Сначала эти знания случайные, хаотические, отражают только поведение человека в конкретных условиях общения и деятельности. Затем эти единичные ситуативные сведения о себе интегрируются в целостное и адекватное понимание собственного «Я» как субъекта, отличного от других субъектов.

Аффективное, или эмоционально-оценочная составляющая самосознания включает эмоциональное отношение (переживания различных эмоций), сопровождающий самопознание, в результате чего формируется самоотношение. Сочетание знаний о себе с отношением к себе образует самооценку личности.

Поведенческая составляющая самосознания (самоуправления) показывает, как проявляется самосознание через поступки и действия, которые осуществляет человек в соответствии с представлением о себе. К ним следует отнести действенно-волевой и результативный компоненты самосознания, результатом которых является саморегуляция и самоконтроль.

Изучение трудовой деятельности

Человек всегда стремится заниматься именно тем, что ему нравится. В идеале его увлечение превращается в высокооплачиваемую трудовую деятельность.

Через самоанализ работы индивид подогревает интерес к своему роду деятельности, воодушевляет других

После осмысления важности своего призвания получает порцию вдохновения и необходимую каждому гармонию, вырабатывает стимул продолжать развиваться

В интернете существует огромный набор подобных статей, где учителя, доктора и прочие представители профессий повествуют о своих мыслях насчет своей работы. При желании можете почитать или написать свою собственную.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: