Применение в повседневности
Самая важная и эффективная – первая ступень Анапанасати. Выполняя ее ежедневно (желательно даже дважды – в утреннее и вечернее время), можно значительно улучшить качество своей жизни и решить ряд психологических проблем:
- Бессонница, нарушения сна. Медитация перед сном по указанной выше схеме первой стадии ускорит засыпание, сделает сон крепким и глубоким, обеспечит полноценный отдых. Такой результат достигается за счет избавления от назойливых мыслей, успокоения разума и расслабления тела. Заниматься нужно ежедневно, поскольку техника имеет накопительный характер.
- Легкое беспокойство, злость, раздражение. При появлении в течение дня таких негативных эмоций хорошо помогает короткая медитация Анапанасати. Надо сесть, расслабиться, прикрыть веки, улыбнуться, а затем подышать очень глубоко и медленно, сконцентрировавшись на этом процессе. Когда не получается уединиться, глаза можно не закрывать.
- Чрезмерное нервное напряжение, стрессовая ситуация. При столь выраженных негативных эмоциях потребуется полноценная медитация. Ее продолжительность не имеет значения, главное – максимальная концентрация. При полной сосредоточенности даже за несколько дыхательных циклов можно восстановить свое эмоционально-психическое состояние, избавиться от негативных переживаний и улучшить настроение.
- Депрессия. Чтобы выйти из депрессивного состояния, потребуются более длительные медитации, поскольку при таком заболевании очень сложно достигается максимальная концентрация. Обычно надо медитировать в течение 5–6 часов в зависимости от своих индивидуальных ощущений.
Анапанасати – отличный инструмент для нормализации психического здоровья, но она не является панацеей. Для хорошего самочувствия требуется полноценный сон, правильное питание, физическая активность, а также положительные эмоции и общение с позитивными людьми. Все это делает жизнь радостной и счастливой, а медитация способствует скорейшему появлению таких состояний.
Монах
Будда дал бы им сразу после их посвящения титул глав учеников (аггасавака). Другим монахам, которые не одобряли такое продвижение новичков, Гаутама объяснил, что они заслужили это за то, что в прошлой жизни поклялись занять это положение и практиковали добродетели для этой цели в течение многих жизней. Шарипутта был особенно известен своей интуицией и мудростью. Будда также провозгласил его самым мудрым из своих учеников (etadaggam mahāpaññānam) во время собрания и часто позволял ему проповедовать на темы, которые он ему давал, или на темы по своему выбору. Монахи и миряне приходили к нему по вопросам учения или практики. Sutta Питак содержит много дискурсов приписываемых ему, и традиция делает его привилегированное хранилище в Абхидхарме , первый проповедовал Буддой своей матери Майи и другие полубог неба Tāvatimsa, согласно некоторым источникам. Через определенные промежутки времени Гаутама должен был покидать это небо, оставляя двойника (нимитта будду), чтобы он продолжал проповедовать, возвращался на землю в Анотатте, чтобы искупаться в озере и отдохнуть. Затем Сарипутта присоединялся к нему и заставлял его повторять учение, которое он передавал своим ученикам.
Он преуспел в дебатах и имел возможность продемонстрировать свои таланты во время развития Джетаваны, поместья, предложенного буддистам богатым Анатхапиндика, пожертвование, которое встретило большое сопротивление.
Преобразование
Их мастер Санджая, по его собственному признанию, передал им все свои знания, Сарипутта и Могаллана были убеждены присоединиться к общине Шакьямуни Ассаджи (ск Асваджит), одним из первых пяти спутников Будды до его просветления. Могаллана первым принял бы решение; Сарипутта, вечно уважающий своих хозяев, сначала не хотел оставлять Санджайю и пытался убедить его следовать за ними. Столкнувшись с его упорным отказом, он смирился с уходом. Поэтому два последователя аскетизма представились Гаутаме с 250 или 500 учениками париббаджак, которые следовали бы за ними. Последние стали архатами сразу после того, как услышали первую проповедь Будды, но Могаллана достиг этой стадии лишь через неделю, а Сарипутта — двумя неделями позже, что традиционно интерпретируется как знак их более высокого потенциала, требующего больше времени для созревания.
Отношения в сангхе
Как первые ученики, Сарипутта и Могаллана также были «исполнителями высоких дел». Таким образом, им было поручено, среди прочего, вернуть раскольников, последовавших за Девадаттой, и отлучить от церкви непокорных монахов Китагири. Эта дисциплинарная функция принесла Сарипутре некоторую вражду и две доказанные жалобы, отвергнутые Буддой. Говорят, что Сарипутта был очень ответственен за поддержание имиджа сообщества. Когда молодые монахи выходили просить милостыню, хотя он, как декан, мог посвятить себя медитации или отдыху, он часто смиренно предпочитал немного поработать по дому, говоря: «Если еретики пройдут мимо, он не пройдет. Они не должны уходить. с плохим впечатлением ».
Шарипутра и Могаллана, друзья детства согласно легенде, имели привилегированные отношения, проиллюстрированные многочисленными анекдотами, в которых интуиция первого сравнивается со сверхъестественными способностями второго. Саччавибханга сутта сравнивает Шарипутту с естественной матерью учеников, которая приводит их к обращению, а Моггаллану — с приемной матерью, которая обучает их сверхъестественным силам иддхи. Он также был в очень хороших отношениях с Анандой , помощником Будды, а также с его сыном Рахулой , которого он посвятил и одним из наставников был.
Он очень уважал тех, кто был его учителем, и, хотя и был первым помощником Гаутамы, продолжал спать каждую ночь, поворачивая голову в том направлении, в котором, как он думал, был Ассаджи, согласно обычаю браминов. Его главными учениками были: Косия, Кандхадинна, Кулласари, Ванавасика Тисса и Санкичча Сарабху.
Сарипутта и буддийский канон
Среди множества приписываемых ему речей самыми известными являются сутты Дасуттара и Сангити , а также Речь со следом слона . Традиция приписывает ему порядок текстов семи книг Абхидхармы , хотя они, вероятно, написаны после времен Будды. Анупада Sutta длинный панегирик , что Гаутам бы обратился к нему.
Сарипутта появляется в некоторых Махаяны сутр , в частности Вималакирти Сутры и Лотосовой Сутры , с менее возвышенной изображения , чем в Pali канон. Его выдающееся место в изначальном буддийском сообществе принесло ему воплощение ученика Хинаяны низшего понимания, как это видели воины Великой Колесницы.
Происхождение
Аскет Каладевала встречает Бодхисатту, затем ищет среди своей семьи, кто достоин получить учение. Он убеждает своего племянника Налаку покинуть дом и стать аскетом в Гималаях. Wellcome Library , XIX — го века.
Он родился в штате Магадха , недалеко от Раджагаха брамина Тишьи и его жены Шари, в тот же день, что и Моггаллана, в дружной семье одной касты. Он получил бы как личное имя Упатисса, но наиболее известен, как это часто бывало, по имени своей матери (Сарипутта: сын Сари). Некоторые комментаторы утверждают, что Упатисса было названием его родного города, но в других источниках упоминается Налака или Налагамака. У него было три брата (Чунда, Упасена, Ревата) и три сестры (Кала, Упачала, Шишупачала), которые все стали буддийскими монахами и монахинями. Прежде чем стать монахинями, ее сестры впервые вышли замуж и родили трех сыновей, которые также исполняли приказы; дядя Бонзе также упоминается в источниках. Несмотря на очевидный энтузиазм семьи по отношению к доктрине мудреца Шакья , мать Сарипутты была яростно враждебна ему и не передумала до смерти своего сына, который вернулся с намерением обратить ее до своей смерти.
Суть и польза практики
Анапанасати медитация описывается Буддой в разных сутрах, а первоисточником считается Анапанасати Сутта №118, написанная 2000 лет назад. Согласно учению Будды, чтобы медитировать, нужно сесть в лесу под деревом и наблюдать за дыхательным процессом, просто отмечая, длинный он или короткий. На сегодняшний день существуют другие интерпретации этой техники, предполагающие некоторое разнообразие действий:
- сосредоточенность или точечную концентрированность;
- созерцание движений диафрагмы в дыхательном ритме;
- отслеживание телесных ощущений при дыхании и др.
В традиционной медитации Анапанасати есть 16 ступеней, которые надо поочередно пройти, каждый раз начиная с первой и постепенно включая все больше последующих, вплоть до достижения Нирваны. Но только первые 6 из них используются повсеместно, а остальные 10 доступны только просветленным мастерам.
Первая ступень настолько распространилась, что ее нередко выполняют как самостоятельную медитацию, даже не соотнося с Анапанасати. Она заключается в глубоком дыхании и наблюдении за ним, поэтому на первый взгляд кажется очень простой. В действительности во время медитативного сеанса нужно настолько сосредоточиться на дыхательном процессе, чтобы все мысли ушли из головы. Сделать это весьма непросто и надо долго тренироваться. Даже буддийские монахи тратят на прохождение первой ступени несколько лет.
Но это не означает, что Анапанасати–практика недоступна для новичков. Ее 6 ступеней можно смело практиковать и если делать все правильно, то по завершении четвертой должно появиться легкое подобие Нирваны, на пятой – радость, а на шестой – счастье.
Польза такой техники заключается в том, что уже после нескольких сессий наблюдается ряд положительных результатов:
- появляется спокойствие, повышается стрессоустойчивость;
- восстанавливается контроль над своими эмоциями;
- улучшается настроение, укрепляется здоровье.
Для достижения успеха медитировать надо ежедневно как минимум по 10 минут.
Те, кто смогут дойти до четвертой ступени Анапанасати, достигают величайшего спокойствия, позволяющего ощущать счастье здесь и сейчас. Такое состояние называется Джана и очень напоминает Нирвану, но отличается своей временностью и подверженностью изменениям. Многие практики, достигшие Джаны, на этом останавливаются, поскольку очень довольны полученным результатом и не видят смысла в переходе на следующие ступени.
Рекомендации
- Сильви Серван-Шрайбер и Марк Альбер ( перевод с китайского), Le Sûtra du Lotus 妙法 蓮華 経, Париж, Les Indes savantes,2007 г., 323 с. ( ISBN 978-2-84654-180-0 ), Французская версия англо-китайского перевода Кумарадживы Бертона Уотсона.
- Ганс Вольфганг Шуман, Исторический Будда (1982), пер., Салли, 2011, стр. 116-118, 290, 306. Jâtaka № 95.
- (in) Принстонский словарь буддизма Роберта Э. Басвелла-младшего и Дональда С. Лопеса-младшего, опубликованный Princeton University Press , ( ISBN ) , страницы 777 и 778
- Жак Пимпано , Китай. Популярная литература. Певцы, сказочники, жонглеры , Филипп Пикье, 1991, стр. 83-84.
- , том V, номер 4001-6040, с. 163–164
Bianwen
Самый старый из буддийских бианвэн (жанр китайской устной литературы, в котором рассказ чередуется с прозой и стихами), датируемый примерно 750 годом, относится к легенде о Сарипутре , ученике Шакьямуни, и его магической битве с магом, представляющим местных жителей. религии, по случаю основания монастыря Джетавана ( фр. ) . На лицевой стороне сохранившейся части представлены пять сцен, разделенных деревом. Слева направо (но представление свитка публике должно было происходить справа налево, первая сцена слева была последней сценой): два демона, созданные магом, покорены небесным царем-хранителем, призванным Шарипутра; дракон, созданный магом, побежден птицей гарудой, созданной Шарипутрой; озеро, созданное магом, осушено белым слоном, созданным Шарипутрой; буйвол, созданный магом, побежден львом, созданным Шарипутрой; гора, созданная магом, разрушается ваджрой, созданной Шарипутрой.
Иллюстрированный свиток, изображающий магическую битву между Шарипутрой и Раудракшей. 27,5 x 571,3 см. Рукопись китайского Пеллио 4524, датируемая примерно 750 годом, Национальная библиотека Франции.
Краткие инструкции
Медитировать по Анапанасати нужно, сидя в комфортной позе. Процесс заключается в полном сосредоточении на дыхании: ни о чем не думать, кроме вдоха и выдоха.
1 ступень
Медитация основывается на длинном дыхании. Все действия сводятся к следующему:
- вдыхать и выдыхать максимально глубоко и медленно;
- вдыхая, до предела расширять грудь и втягивать живот;
- выдыхая, выпячивать живот и сужать грудь;
- каждую часть цикла производить на счет от 1 до 10 и больше.
Такой ритм дыхания характерен для состояния спокойствия и расслабленности.
2 ступень
Теперь основу медитации составляет короткое дыхание по такому принципу:
- вдыхать и выдыхать неглубоко и часто;
- грудная клетка не двигается, работает живот.
Эта стадия предназначена для того, чтобы сравнить свое состояние при коротком и длинном дыхании и понять разницу. Короткое дыхание появляется у человека при волнении, болезни, страхе, боли.
3 ступень
На этом этапе Анапанасати отслеживается движение воздуха
Необходимо обращать внимание на такие процессы:
- почувствовать, как воздух проходит от ноздрей до легких, а затем возвращается и выдыхается;
- ощутить его теплоту или прохладу;
- отметить скорость прохождения по дыхательным органам;
- услышать издаваемые при этом звуки.
4 ступень
Теперь в процессе медитации дышать нужно едва ощутимо, практически незаметно. Такой дыхательный процесс характерен для просветленных мастеров.
5–6 ступени
Эти две стадии несколько отличаются техникой выполнения. Теперь не требуется наблюдать за дыхательным процессом, а надо созерцать два определенных чувства:
- на пятой – внутреннюю радость;
- на шестой – счастье.
Если радость или счастье не ощущается, надо вызвать такое чувство самостоятельно. Каждое из них присутствует в человеке, необходимо только сосредоточиться на нем.
Смерть
Сарипутта (и Моггаллана) умер бы за несколько месяцев до Будды. в то время как последний только что вернулся в Саваттхи после своего ежегодного ретрита в Белувагаме. Сарипутта, чувствуя, что через неделю он умрет, пришел, чтобы попрощаться с ним и сделать свое последнее исповедание веры перед ним. Затем он отправился в свою родную деревню, потому что был полон решимости в последний раз попытаться обратить свою мать, воодушевленный Буддой, который подтвердил ему, что она духовно готова. Он отправился в большом эскорте. Его племянник Упаревата ждал его у входа в деревню, но мать не хотела его видеть. Он поселился в комнате, где родился, и вскоре заболел, за ним ухаживал его брат Чунда Самануддеша. Только когда она увидела четырех царей-хранителей Востока и Маха Брахму лично, присоединившихся к бдению, она поняла, что буддийский монах не был синонимом деградации. Она пришла послушать последнюю проповедь сына, была тронута и стала сотапанной .
Сарипутта умер один день Упосатху от полнолуния месяца kattika (октябрь-ноябрь); Моггаллана должен был умереть две недели спустя, во время упосатхи новолуния . Чунда принес свои реликвии, чашу и одежды Ананде, который передал их Будде. Последний заставил его воздвигнуть ступу .