12 книг для духовного развития

буддизм

  • Авидья, наряду с желанием и ненавистью, является одним из Трех Ядов  ; однако он лежит в основе двух других. Таким образом, невежество — это страсть, но страсть, состоящая из иллюзий и вызывающая все желания;
  • Авидья — первое звено в условном совместном производстве , которое описывает обусловливание всех явлений. В этом цикле из двенадцати звеньев невежество не является причиной всех обусловленных явлений. Просто в условном совместном производстве неведение обусловливает волевую деятельность, самскару  ;
  • Авидья — это последняя из десяти оков , самйоджана, которые удерживают «существ» в плену перерождений в сансаре (самсаре). Когда практика ведет к ослаблению или даже разрушению этих связей, таких как гордость, невежество уступает место последним, потому что оно обусловливает все остальные.

Тхеравада

В буддизме Тхеравады авидья ( пали  : avijja ) является «первоисточником всех зол этого мира» . Синоним — моха (санскр. Et pa; деванагари: मोह; заблудший ). Это :

  • незнание четырех благородных истин  : игнорирование духкхи , а также ее происхождения, прекращения и лечения;
  • не только незнание страдания, связанного с любым обусловленным явлением, но также и других особенностей, которые вместе со страданием образуют три характеристики существования , а именно непостоянство и безличность;
  • незнание условного совместного производства  ;
  • незнание кармы , связанной с каким-либо намерением.

Таким образом, незнание заставляет жизнь казаться удовлетворительной, продолжительной и достоянием индивидуумов, тогда как есть только неудовлетворительные , эфемерные и бескорыстные явления .

Махаяна

В буддизме Махаяны авидья — это незнание пустоты . Явления пусты; их можно понять как иллюзорные, обманчивые, что соответствует первому учению о пустоте в буддизме Мадхьямика  ; но эти явления также можно понимать как чистое проявление сознания, что соответствует учению о пустоте в Читтаматре .

В Ати-йоге или Дзогчен авидья — это, в частности, непризнание своей изначальной природы, видьи или ригпа на тибетском языке.

Парамаханса Йогананда. Автобиография йога

«Даже пребывая в мире, йог, который добросовестно выполняет свои обязанности, не преследуя при этом личных выгод и целей, может двигаться по истинному пути просветления. Тот, кто встал на этот путь, ничего не теряет, и ни одно его усилие не пропадает зря. Даже незначительное продвижение по этому пути оградит человека от величайшей опасности».

Посмотреть на Ozon

Одна из самых сильных книг, которые мне доводилось читать. Может быть, даже самая сильная. Но лучше я не буду сравнивать, скажу лишь, что «Автобиографию йога» я рекомендую прочитать каждому, кто этого ещё не сделал. Хотя свой печатный экземпляр я подарил другому человеку, на телефоне у меня осталось довольно много фотографий особенно впечатливших меня страниц, которые я периодически перечитываю. Удивительно, как много мудрости и смысла может быть даже в одной странице книги. И каким нужно обладать талантом, чтобы так точно облачить эту мудрость в слова.

О чём эта книга? Это книга о человеке по имени Мукунда Лал Гхош из индийского города Горакхпур, о его духовном пути, о его учителях и других невероятных людях, которых он встречал, а также о том, как он воплощал своё предназначение — распространение учения и практики йоги в странах западного мира, в частности, в США. За свою жизнь Йогананда (это его духовное, монашеское имя) посвятил в йогу более ста тысяч человек, а в настоящее время основанная им организация Self-Realization Fellowship насчитывает более 500 храмов и медитационных кружков по всему миру.

Лично мне эта книга помогла утвердиться на духовном пути, очень ярко и наглядно продемонстрировала важность смотреть выше и дальше тех обычных бытовых интересов, которыми мы привыкли жить. Эта книга познакомила меня с такими выдающимися учителями как Шри Юктешвар, Лахири Махасайя и Махаватар Бабаджи, у которых в своё время учился Йогананда

Эта книга вдохновила меня теми невероятными возможностями, которые открываются перед человеком, который ищет истину, который практикует отречение, который искренне служит Богу через служение другим людям. Если такое вдохновение можно получить, прочитав книгу, написанную уже более 70 лет назад, то трудно даже представить, что испытывали те люди, которым повезло при жизни Йогананды встретиться с ним лично.

Вот, что говорит о книге Роберт Мюллер, бывший помощник Генерального секретаря и канцлер ООН: «С каждой страницы, из тех возвышенных мыслей и опыта, который Йогананда разделил с нами, каждый человек неизбежно приходит к заключению, что среди всех измерений жизни именно духовное измерение является наивысшим, наиглубочайшим, всеобъемлющим и всеобъединяющим измерением. Эта книга — настоящий посланник света, прославляющий вечные идеалы, которые всегда были нашим надёжным путеводителем по жизненному пути». Интересный факт — «Автобиография йога» была единственной книгой на личном iPad бывшего главы Apple Стива Джобса, а перед смертью он завещал раздавать коробки с этой книгой на выходе с поминальной службы. Ещё раз смело рекомендую каждому!

Лама Сопа Ринпоче. Так называемый Я

«Всё, что мы видим, создано умом. Всё, что мы слышим, создано умом. Всё, что мы нюхаем, создано умом. Всё, что мы пробуем на вкус, создано умом. Всё, что мы трогаем, создано умом».

Посмотреть на Ozon / Посмотреть на ЛитРес

Рассказывает Катя Постовар.

Про Ламу Сопу Ринпоче я случайно узнала от друзей из движения #Sunsurfers. Как оказалось, не зря: это человек, жизнью и делами которого вдохновляешься. Это тот, кто стремится сделать мир лучше всеми доступными методами, такими как проведение учений, благотворительность, издание книг, нравственное и культурное просвещение и не только. Кому-то повезло попасть на его месячный курс в монастыре Копан в Непале, кто-то был у него на учениях в Москве. Мне же пока достаются отрывочные знания из интернета и рассказов тех же ребят, но недавно знания стали приходить и из книг.

Книга «Так называемый Я» появилась благодаря первому визиту Ламы Сопы в Россию. В мае 2003 года он давал ретрит в Подмосковье. В ней все знания, которые услышали люди, которые были на мероприятии 15 лет назад, теперь заочно их можешь получить и ты. Главное, о чем пойдет речь — пустотность. Лама Сопа стремится простыми словами и примерами показать, что всё создано в нашем уме. И ничего не существует вне его.

Что дало мне прочтение этой книги?

  1. Осознание того, что всё существует в нашем уме.
    Взять к примеру шариковую ручку — если показать её человеку, для него это будет ручка. Если же показать собаке, то она увидит просто палку, которую можно грызть. То есть ум наклеил на предмет «ярлык» шариковой ручки. И так мы живем всю жизнь — с ярлыками, и всё берётся в нашем уме.
  2. Понятие «я» существует тоже в нашем уме.Тот же ум взял и придумал нам концепцию «я». Кто такой «я»? Можешь ли ты это «я» найти? Я вот — тоже нет. Чем раньше мы осознаем, что «я» вымышлено нашим умом, тем быстрее избавимся от «омрачений» ума и начнём видеть мир таким, какой он есть. О таких сложных вещах Лама Сопа говорит очень простыми словами, которые сложно повторить в этой статье, надо читать. И лучше несколько раз — так ты начинаешь понимать, отслеживать причинно-следственные связи. Идти вместе с его разговорами по цепочке логики, доходя до мысли, что…
  3. Работая со своим умом, мы можем перестать страдать и достичь счастья.Наш ум — это и есть ключ к счастью. Какие действия на уровне тела, речи и ума нужно выполнять, что быть «счастливым»? Что это вообще такое — счастье? И на эти вопросы ты найдешь ответы, главное подойти к информации с«открытым умом», без внутренних предубеждений. После прочтения будет о чём подумать. Возможно, придут новые осмысления, немного перестроится видение реальности.

Кому будет интересно прочитать? Кто уже знаком с буддийской философией и тем, кто хочет с ней познакомиться. Кого интересуют вопросы кармы, привязанностей, пустотности, ценности человеческого рождения. Кто хочет прикоснуться к простым знаниям, делающим человека счастливым. Я рекомендую её также всем, кто хочет разобраться в строении мира, в функционировании ума, в вопросе «объярлычивания» умом всего вокруг.

Сергей Есенин — красивые стихи о жизни, душе и любви

Поэзия великого русского поэта Сергея Есенина никого не оставляет равнодушным. Стихи Есенина о смысле жизни, беспокойной, ищущей опоры душе или любви к женщине  трогают своей пронзительностью поклонников поэта и любителей поэзии.

Думы

Думы печальные, думы глубокие, Горькие думы, думы тяжелые, Думы, от счастия вечно далекие, Спутники жизни моей невеселые!

Думы — родители звуков мучения, Думы несчастные, думы холодные, Думы — источники слез огорчения, Вольные думы, думы свободные!

Что вы терзаете грудь истомлённую, Что заграждаете путь вы мне мой?.. Что возбуждаете силу сломлённую Вновь на борьбу с непроглядною тьмой?

Не поддержать вам костра догоревшего, Искры потухшие… Поздно, бесплодные. Не исцелить сердца вам наболевшего, Думы больные, без жизни, холодные!

***

Дай, Джим, на счастье лапу мне, Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду. Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись. Пойми со мной хоть самое простое. Ведь ты не знаешь, что такое жизнь, Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит, И у него гостей бывает в доме много, И каждый, улыбаясь, норовит Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив, С такою милою доверчивой приятцей. И, никого ни капли не спросив, Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей Так много всяких и невсяких было. Но та, что всех безмолвней и грустней, Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку. И без меня, в ее уставясь взгляд, Ты за меня лизни ей нежно руку За все, в чем был и не был виноват.

Звезды

Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды, таящие мысли глубокие, Силой какою вы душу пленяете?

Частые звездочки, звездочки тесные! Что в вас прекрасного, что в вас могучего? Чем увлекаете, звезды небесные, Силу великую знания жгучего?

И почему так, когда вы сияете, Маните в небо, в объятья широкие? Смотрите нежно так, сердце ласкаете, Звезды небесные, звезды далекие!

Ты ушла и ко мне не вернешься…

Ты ушла и ко мне не вернешься, Позабыла ты мой уголок И теперь ты другому смеешься, Укрываясь в белый платок.

Мне тоскливо, и скучно, и жалко, Неуютно камин мой горит, Но измятая в книжке фиалка Все о счастье былом говорит.

Поделиться статьей с друзьями!

24
Поделились

Душевные стихи о любви, трогательные до слез

***

Друг друга быстро обгоняя, Бегут слезинки по щеке… Не плачь, любимая, родная, Прижавшись тихо в уголке.

Клянусь тебе, что не обижу Ни взглядом и ни словом я! Поверь, родная, вот увидишь, Не плачь, любимая моя…

Всегда беречь, лелеять буду Тебя, мне данную судьбой, Нигде в разлуке не забуду Любимый, нежный образ твой!

Давай, я вытру слёзы эти, Прижму тебя к своей груди… Разлуку эту не заметишь, Ты вот увидишь, только жди…

Розалия Мартысь

***

На свиданье дeвушка cпешила В туфляx на выcоких каблукаx, И в толпе cлучайнo зацeпила Шедшегo навcтречу cтарика.

Обepнулаcь: “Дeдушка, пpoститe!” Oн пoднял уcтавшиe глаза: “Mилая, куда ж вы так спeшитe?” “Ждут мeня, oпаздывать нельзя”.

“Xoрошо, кoгда вас где-то ждут, И вcтpечают c pадостью на лицах, А мoя любовь нашла пpиют Там, куда мoгу не тoрoпиться.”

Девушка взглянула на букет, И в глазаx застыло coжаленье … Он пpодолжил : “Bот уже ceмь лeт Ей нoшу ромашки в день poждeнья.

Их oна oсoбеннo любила, B вoлоcы вплeтала и в вeнок. Даже в день знакoмcтва, помню, былo Платьишко на нeй в такой цвeтoк.

Mнoгo лет мы были с ней жeнаты, Но не гаc любви волшебнoй пыл. С пeрвoй встpeчи до поcлeдней даты, Я всю жизнь eё бoготворил.”

Улыбнулcя, крeпче cжал букет, И пoшёл тихoнькo к ocтанoвке… A она смoтрела ему вcлед, Cлoвнo вниз летeла бeз cтpаxовки…

… Он там ждёт за cтoликoм в кафe, Злитcя, вeдь у них вcегo лишь вeчep … Галoчкoй помeченный в графe Meжду тренингом и важнoй встрeчей.

Да, он изначальнo не cкрывал, Kтo такой, какoй машиной “pулит”. Пoсле вcтpеч такcи eй вызывал, А она надeялась, чтo любит …

Ухмыльнувшиcь, сбрocила звонoк, Нoмеp удалила в неизвeстноcть. Знала вcё, чтo он отвeтить мoг, Толькo бoльшe eй неинтepесно.

Нужен тoт, кто будeт пoнимать, И любить, и чувcтвом дорожить. Нужен дoм, в котоpoм будут ждать … И букет ромашек …oт души.

Марина Яныкина

***

Последняя любовь — как наважденье, Как колдовство, как порча, как дурман, Последний шанс на страсть и обновленье, Прощальный утешительный обман…

В какие годы сердце горше плачет? Увы, конечно, на исходе дней… Любовь — загадка, как она дурачит — Не хватит жизни разобраться в ней…

Последняя любовь — нежданный случай, Судьба шальная нас с тобой свела. Всю жизнь я был какой-то невезучий.. А ты меня ждала, ждала, ждала..

Жизнь куролесит наворот событий, Сжимает сердце, голова пьяна, И множество незнаемых открытий Мне дарит обретенная страна…

Последняя любовь — как завещанье, Прозрение, прощенье и прощанье…

Эльдар Рязанов

***

Всё в жизни происходит не с проста. Одних бросают. Без других не могут. И создаётся в жизни суета: К гадалке кто идёт… Кто в церковь, к Богу…

Здесь не известно, прав кто, виноват. Расстались если — смысл догоняться? Да, тяжело… Глаза от слёз болят… И хочется по полной расквитаться…

Какой абсурд! Назад не возвратить. И местью ничего тут не исправить. Сумейте выжить, чтобы дальше жить- Судьба сама всё по местам расставит…

Не надо вслед проклятья посылать- Зачем до унижений опускаться? Честнее будет счастья пожелать, И по людски, по взрослому расстаться…

Но дать понять, что больше никогда Не примите назад, коль не сложилось. Бывает, не уходят никуда- У многих не расстаться получилось!

Всё в жизни происходит не с проста… И многое в сравненьи познаётся. Чтоб не коснулась жизни суета С судьбою не играйте — воздаётся!

Галина Нижник

Послание о взаимозависимости

Может ли человек мыслить себя самодостаточным и независимым от окружающего мира? Может ли он в жизни полагаться только на самого себя и принимать решения, исходя только из собственных интересов? Ответ на этот вопрос зависит от понимания взаимосвязей, в которые изначально человек вовлечен.

Взаимозависимость у Платона

В нескольких своих диалогах Платон возвращается к обвинениям Сократа, процессу над ним и его отказу покинуть Афины. Сократ выбирает смерть, хотя имеет право покинуть город и жить в другом месте. Свое решение он объясняет тем, что не может мыслить себя в отрыве от своего города, людей в нем и существующих законов.

Философия Платона — политическая; он рассматривает каждого человека как неотъемлемую часть общества. Поэтому и о взаимозависимости он говорит именно в политическом ключе: каждый человек рожден в обществе и именно поэтому не может и не должен чувствовать себя от этого общества отдельным. Более того, существование в обществе и принятие этого общества накладывает на человека определенные нравственные обязательства. В своем диалоге «Критон» Сократ ведет следующий воображаемый разговор с законами отечества:

 

Сократ на смертном одре

Учение о Пустоте в буддизме

Шуньята («пустота») — наиболее трудное понятие буддизма, не поддающееся простому описанию и определению. Постижение «пустоты» — важная цель буддийских медитаций, по-разному рекомендуемых разными школами. Ещё в палийском каноне встречается это понятие: В Сутта-нипате приведены слова Будды Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни:

Иногда этот принцип формулируется следующим образом: мир пуст от независимого существования. Все, что в этом мире существует, связано с чем-то еще и взаимообусловлено.

Символ Шуньяты, пустоты

Это не так просто принять, но буддисты хорошие логики, и они легко доказывают это положение своего учения. Если мы возьмем любой существующий в этом мире предмет (например, автомобиль), то буддист легко обнаружит три основные типа присущих ему зависимостей или взаимосвязей:

  • Автомобиль зависит от огромного количества условий, благодаря которым он появился в этом мире.
  • Автомобиль зависит от всех материалов, из которых он изготовлен.
  • Автомобиль зависит от нашего знания о нем (это сложнее понять, но это так: мы называем автомобиль автомобилем и связываем с этим определенные чувственные восприятия и воспоминания).

Итак, для буддиста одной из двух основополагающих истин является взаимообусловленность. Никто и ничто не существует отдельно от других, все взаимосвязано, мое эго если и существует, то только как результат существования эго других живых существ.

Сопоставление

Платон и Будда говорят о невозможности самодостаточного существования. В этом мире не существует ничего абсолютно независимого. Учение о взаимозависимости, будучи понятым и примененным, способно совершить не настоящую революцию в умах людей. Человек — не центр мира. Его эго условно. Его благо, его будущее, его счастье не может существовать в отрыве от других людей. Все люди объединены узами духовного родства, являются экипажем одного корабля, участниками одной игры. Никто не лучше и не хуже. Мы просто вместе.

Послание об устройстве человека. Три начала

Один из самых важных для любой философской концепции вопросов — природа и устройство человека. Кто такой человек? Ограничен ли он только физическим телом? Смертен или бессмертен? Как устроен его внутренний мир, и в состоянии ли он управлять им? На эти и им подобные вопросы сложно ответить, не приняв за основу какую-либо модель, объясняющую устройство человека.

Три начала души у Платона

В своих диалогах «Федр» и «Государство» Платон говорит о трех началах человеческой души:

  • разумное начало
  • яростный дух
  • вожделеющее начало

Согласно Платону, человек от природы не является совершенным, но может приблизиться к совершенству, если каждое из начал его души станет действовать подобающим для него образом, то есть станет следовать свойственной ему добродетели.

 

Три клеши в буддизме

Согласно буддизму, человек несовершенен и страдает вследствие омраченности своего сознания. Сознание омрачено тремя основными клешами, мешающими видеть реальность и адекватно ее переживать. Клеша — это омраченное восприятие реальности. Это негативное содержание психики, проявляющееся в ложном познании и неадекватных эмоциональных и инстинктивных реакциях и состояниях, препятствующих постижению истины и освобождению. Клеши — одно из фундаментальных понятий в буддийской теории сознания, означающее те основные склонности, пристрастия и предрасположенности, характеризующие эго человека, которые заставляют самого человека совершать неблаговидные поступки, говорить грубо и лживо, испытывать зависть, ненависть, думать только о себе и т. д.

В разных школах буддизма можно найти разных перечень основных клеш, но базовых всегда три:

  • неведение
  • гнев
  • алчность

Символически в буддийской иконописи они изображаются как свинья, петух и змея в центре Колеса Сансары.

 

Свинья, петух и змея — символическое изображение трех базовых омрачений в центре Колеса Сансары

Сопоставление

Интересно, что и Платон, и Будда выделяют три основных фактора, определяющих «поврежденность» внутреннего мира человека. Кардинальные изменения по этим трем направлениям приведут человека к освобождению и счастью.

 

Любопытно, что Платон, говоря о добродетелях человеческой души, фактически приводит лекарства от буддийских омрачений.

Шантидева. Путь бодхисаттвы (Бодхичарья-аватара)

«Всякое блаженство, какое только есть в этом мире, проистекает из стремления принести счастье другим. Всякое страдание, какое только есть в этом мире, проистекает из стремления к собственному счастью».

Посмотреть на Ozon / Посмотреть на OUM.ru

Кто такой бодхисаттва? Этот тот, кто полностью посвящает свою жизнь служению во благо всех живых существ. Тот, чьё единственное желание — освободить всех живых существ от любых страданий, кто «дарует счастье даже тем, кто ему причиняет зло». Тот, кто берёт на себя обязательство не уходить в нирвану, пока не поможет избавиться от страданий всем бесчисленным живым существам

Бодхисаттва — это высший идеал для всего человечества, который заключается в отказе от любых личных эгоистичных целей и выборе в пользу принесения счастья и освобождения всем чувствующим существам, неважно, люди это, животные или насекомые

Именно такой идеал, а также путь человека, зародившего в себе этот идеал описывает в своём труде «Бодхичарья-аватара» Шантидева, выдающийся мыслитель и буддийский монах, живший в VIII веке. Эту книгу называют настольной книгой для всех буддистов. «Если я хоть в какой-то мере постиг, что такое сострадание и путь бодхисаттвы, своим пониманием я целиком и полностью обязан этому тексту» — рассказывает Далай-лама XIV. Однако, чтение «Бодхичарья-аватары» будет полезно не только людям, имеющим отношение к буддизму. «Даже если вы человек неверующий и вам чужда идея реинкарнации, размышление с опорой на труд Шантидевы принесет огромную пользу» — говорит Далай-лама.

Шантидева знакомит с самой сутью бодхичитты (стремлением освободить всех существ от страданий), подробно раскрывает, почему это стремление так важно и так ценно, рассказывает о том, как его в себе зародить, а также описывает наиболее важные составляющие пути бодхисаттвы — самоконтроль, бдительность, терпение, усердие, медитация и мудрость. Скорее всего, некоторые аспекты книги могут вызвать трудности в понимании, поэтому я очень рекомендую читать издание, которое представлено на фотографии выше — в нём есть множество ценных сносок и комментариев, которые помогут глубже понять текст

И, безусловно, такой уникальный труд, вобравший в себя вековую мудрость, стоит читать не один раз, одного раза точно не будет достаточно.

«Бодхичарья-аватара», благодаря невероятному красноречию Шантидевы, может помочь взглянуть на жизнь и привычные вещи под совершенно иным углом, может помочь сделать серьёзный сдвиг в сознании, задуматься о ценности человеческой жизни, но в то же время её хрупкости и мимолётности и вдохновить на то, чтобы создавать больше ценности и пользы для этого мира и других людей.

Йонге Мингьюр Ринпоче. Будда, мозг и нейрофизиология счастья

«Всё, что мы думаем, говорим и делаем, возвращается к нам в виде нашего собственного переживания. Если вы причините кому-то боль, то испытаете боль в десять раз сильнее. Если вы принесете другим счастье и благополучие, то испытаете в десять раз больше счастья. Если ваш ум спокоен, то окружающие вас люди будут испытывать такое же спокойствие».

Посмотреть на Ozon / Посмотреть на ЛитРес

Есть два типа монахов. По крайней мере, такая картина сложилась у меня за время, что я изучаю различные духовные традиции. Первые монахи живут в полном затворничестве вдалеке от современной цивилизации и всю жизнь, 100% своего времени посвящают практике. Вторые монахи тоже проводят много времени за личной практикой, однако не 100%, а меньше — освободившееся время они используют для того, чтобы путешествовать по миру, встречаться с людьми, делиться своим опытом и знаниями, писать книги и так далее — активно вдохновляют других людей на более нравственный и духовный образ жизни. Мингьюр Ринпоче, автор книги, которую я хочу представить, относится ко второму типу.

В 13 лет Мингьюр Ринпоче по своей личной(!) просьбе ушёл в глубокий трёхгодичный ретрит, в ходе которого ему удалось преодолеть свой серьёзный недуг — паническое расстройство. И уже в 17 лет он сам стал учителем, наставляя других в практике медитации, став самым молодым руководителем ретритов в тибетском буддизме. В настоящее время, будучи в возрасте 42 лет, Мингьюр Ринпоче проводит учения по всему миру, пишет книги, а также активно интересуется наукой, участвуя в многочисленных исследованиях пользы медитативных практик. Кстати, польза медитации уже была неоднократно доказана ведущими учёными мира, например, Ричардом Дэвидсоном.

Книга «Будда, мозг и нейрофизиология счастья» неспроста называется практическим руководством, потому что она по факту именно таковым и является. Кто-то может подумать, что читать монаха — слишком скучно, что там будут слишком «заумные вещи», но в данном случае это точно не так. Мингьюр Ринпоче рассказывает очень простым, интересным и понятным языком и разъясняет множество различных техник медитации, которые можно пробовать параллельно с чтением книги. Он также даёт много ценных практических советов относительно позы для медитации, о том, как привить себе привычку регулярно медитировать и так далее. Плюс не раз обращается к современным научным исследованиям работы мозга, в которых неоднократно участвовал сам.

Для меня эта книга на момент прочтения стала открытием того, насколько обширно понятие «медитация» и как много различных техник оно в себя включает. Это примерно как говорить «автомобиль» — вроде бы и понятно, о чём идёт речь, но сами автомобили могут очень сильно отличаться и служить самым разным нуждам. Точно так же дело обстоит и с медитацией. Если вдруг по каким-то причинам тебе не подходит одна техника, ты можешь переключиться на другую. Также я открыл для себя много лайфхаков о том, как сделать свою практику более эффективной, которые применяю и по сей день. Если тебе интересна медитация и ты хочешь побольше о ней узнать из по-настоящему авторитетного источника — я рекомендую тебе не откладывать прочтение книги Мингьюра Ринпоче.

Принципы буддизма

Слово принцип означает, что что-то работает, так или иначе. К примеру, двигатель машины работает по принципу внутреннего сгорания, нужен бензин, и нужно завести машину, чтобы она поехала.

А в чем же заключены основные принципы буддизма или истины? А главная истина буддизма основана на непостоянстве и страдании этого мира.

И для того, чтобы превзойти или избавиться от непостоянства и страдания, нужен правильный взгляд на мир и правильное размышление, а также соответствующие поступки телом и мыслями, правильная фиксация и самадхи.

Реинкарнация или перевоплощение

Одним из принципов буддизма является и тот факт, что существуют перевоплощения существ или как ее еще называют реинкарнация.

Учение о реинкарнации существовало и в раннем христианстве. С безначального прошлого мы вращаемся в круге перевоплощений. Слово сансара означает еще и круг перевоплощений или колесо.

Будда Шакьямуни говорит о том, что мы перевоплощались так много раз, что все существа когда-то были нашими матерями. Если сложить все кости от наших воплощений, то они сложили бы гору, которая стала бы выше всех гор мира.

А своим ученикам Будда говорил, что если собрать все слезы, которые вы выплакали в результате страданий прошлых жизней, то они по объему превзойдут все моря и океаны вместе взятые.

Иногда, чтобы дать характеристику учения буддизма его символически обозначают колесом, это колесо поворачивает нашу реинкарнацию или воплощения в обратную сторону, в сторону свободы и счастья.

Карма или принцип причины и следствия

Карма означает, что все, что мы совершили, станет причиной, и принесет свой результат.

Все, что мы сделали — к нам и возвращается. И мы рождаемся с разными причинами и условиями. Если бы не существовала карма, то, как тогда объяснить, что одни рождаются в бедной семье, а другие в богатой. Или кто-то изо-всех сил пытается что-то получить, а у него не получается, а другому все дается без усилий.

Практика буддизма, соблюдение его принципов, страдания и праведная жизнь очищает нашу карму, и по мере ее уменьшения будут исчезать и страдания, ведь все наши страдания от накопленной нами кармы в прошлом. А уже наши нынешние поступки тела, речи и мыслей будут определять наше будущее, насколько она будет счастливой или наоборот несчастной.

Процесс просветления – это процесс уменьшения нашей кармы, кармы из-за которой нам приходится страдать и перевоплощаться в этом мире.

А нирвана, которой достиг Будда – означает полная остановка желаний и страданий с ними связанных. Будда Шакьямуни говорил: «Моя жизнь уже закончилась. С корнем вырваны страдания и желания этого мира. И я знаю, что больше не перевоплощусь в этом мире».

Грег Мортенсон. Три чашки чая

«Я не военный специалист и цифры могут быть неточными. Но по моим подсчетам мы выпустили в Афганистане 114 крылатых ракет Томагавк. А теперь давайте умножим эту цифру на стоимость одной ракеты, оборудованной современной системой наведения. Полагаю, она стоит около 840 тысяч долларов. За эти деньги мы могли построить десятки школ, в которых учились бы десятки тысяч детей».

Посмотреть на Ozon / Посмотреть на ЛитРес

Как много может сделать один человек? Какой вклад в развитие этого мира, в развитие жизни на этой планете может сделать один человек? Например, построить более 140 школ в удалённых деревнях Пакистана и Афганистана, где до этого дети учились, сидя на холодной земле и рисуя палочками буквы на песке. Десятки тысяч детей благодаря этим самоотверженным усилиям смогли получить образование и полноценно существовать в мире. Является ли это значительным вкладом? Конечно, он не один всё это реализовал, ему помогали тысячи других людей, однако инициатива и невероятные усилия автора книги «Три чашки чая» сделали всё это возможным.

«Когда ты впервые пьёшь чай с балти, ты — чужак. Когда пьешь чай во второй раз, ты — почётный гость. В третий раз ты становишься родственником, а ради родственника мы готовы сделать всё что угодно, даже умереть». Грег Мортенсон оказался в пакистанской деревне Корфе, где проживает народ балти, после неудачного восхождения на вторую по высоте гору мира K2. Люди в той деревне помогли ему выздороветь, а увиденное там настолько впечатлило его, что побудило начать большую международную благотворительную кампанию по поддержке образования в отдалённых областях Пакистана и Афганистана. Грег посвятил этому делу всю свою жизнь, пережил множество трудностей, в том числе, например, похищение контрабандистами, попадание в перестрелку между наркоторговцами, а также обвинения во лжи и похищении денежных средств. Но ничто из этого не смогло сломить его решимость продолжать начатое дело.

«Три чашки чая», фактически, является автобиографией Грега Мортенсона, начиная с того самого восхождения на K2 и заканчивая реализацией проекта по строительству школ. Книга заставляет задуматься о том, какой невероятный потенциал и какая огромная сила заложена в каждом человеке. Книга наглядно показывает, что каждый из нас может сделать очень и очень многое для изменения жизни людей к лучшему. Книга подталкивает пересмотреть свои жизненные ориентиры, очень вдохновляет и мотивирует на то, чтобы самому заняться помощью другим. Определённо, миру нужно больше таких людей, как Грег Мортенсон. Кто знает, может подобный, ещё нераскрытый потенциал прямо сейчас сидит в тебе? Я очень рекомендую тебе прочесть эту книгу, чтобы узнать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: