Мать сыра земля

Праздники в честь Макоши у древних славян

К дням празднования, посвященным богини, относятся следующие.

  1. 9-10 мая (Вешнее Макошье) – именины Матери Сырой Земли. В Вешнее Макошье нельзя пахать, садить и тревожить любыми другими делами почву, так как она проснулась ото сна после глубокой зимней спячки и отдыхает.
  2. Летнее Макошье или Летние Мокриды (19 июля) отмечались перед днем Перуна (20 июля). Народные приметы сулят ненастную осень, если 19 июля идет дождь, или сухую, если погода в этот день стоит солнечная. Считалось, к тому же, что дождь в Летнее Макошье даст богатый урожай ржи на следующий год. В такой праздник Макоши поклонялись как богине водной стихии.
  3. Особо праздновали Осеннее Макошье или Осенние Мокриды (14 или 28 октября). С этого дня богиня, воплощенная в двух ликах, как покровительница земли и воды, погружалась в сон на зиму. Ей преподносили дары и умоляли простить за то, что досаждали в прошедшем году. В этот день гадали, спрашивая у Покровительницы судеб, что она уготовила в грядущем.
  4. Макошь покровительствует осени, а среди месяцев выделяет октябрь. Ее главные дни приходятся на Осенние Мокриды. В стародавние времена ее чтили в Макошино Полетье (бабье лето) с 1 по 7 сентября.
  5. 8 сентября почитается богиня как старшая рожаница в день семьи и домашнего благоденствия. В этот праздник прославляют всех предков и сородичей, а также самого Пращура Всевышнего Рода.
  6. 14 сентября – день свадьбы Велеса и Марены – «зимней» ипостаси Макоши. С этого момента природа увядает.
  7. С последней пятницы октября по первую пятницу ноября, с 9 по 10-ую пятницу праздновалась Макошина неделя. День 10-ый пятницы назывался – «Параскевой пятницей». Женщины наряжались в лучшие платья с символикой богини, накрывали на стол и устраивали пир.
  8. Темному лику Макоши, Марены, посвящены 1 или 10 ноября, когда зима наступает и укутывает снегом природу до прихода весны.

Иноземные аналоги Макоши

Макошь часто сравнивают с таким античными богинями, как Геката

(древнегреческая богиня луны, ночных видений и чародейств),Фрейя (скандинавская богиня любви и красоты) ,Афродита (древнегреческая богиня красоты и любви) [римский вариант —Венера , этрусский —Уни ]. Макошь существовала не только на территории древней Руси, но и в других странах. Например, у чехов Макошь — богиня дождя и сырости, к которой прибегали с молитвами и жертвоприношениями во время засухи.

Макошь связана с культом воды и дождя, она считается тесно связанной с почитанием земли и покровительствует плодородию. Она часто изображается в виде женского образа с рогами и относится и к лунному культу. Как известно, на Руси Луна всегда считалась «звездой» женщин и покровительствовала женщинам. Таким образом, Макошь — богиня луны, богиня дождя и земли, покровительница женщин, покровительница рукоделий, домоводства и старшая из прях — богиня судьбы.

Также есть мнение, что не только Луна является олицетворением Макоши, но и планета Венера

. Венера всегда считалась покровительствующей женщинам, и поэтому некоторые исследователи сближаютДенницу , Зорю (богиня Венеры) и Макошь .

Особое внимание исследователи этой богини отдают вышивке, где Макошь представлена довольно подробно. Здесь она всегда изображается центральной фигурой

Макошь с поднятыми руками означает богиню-подательницу дождя (моление о тепле, свете и дожде — весна и начало лета); богиня с опущенными руками — покровительницу земли и плодородия земли (моление о плодородии земли — лето и осень). Часто в вышивке её сопровождают две фигуры. Это те самые фигуры, о которых так много писал Борис Рыбаков в своих исследованиях: некогда владычицы мироздания — небесные лосихи или Рожаницы

— Лада и Леля.

Внешность Макоши и ее сферы влияния

Обычно ее описывают как крупную женщину с длинными руками и распущенными волосами, прядущую по ночам в светлой избе. Покровительствует она следующим сферам жизни.

  1. Макошь – пряха человеческих судеб. В этом запутанном деле ей помогают две дочери. Доля, сидящая по правую руку от своей матери, завязывает узелки на нити судьбы человека согласно его благим делам. Ее сестра, Недоля, пребывающая по левую руку, выполняет то же самое, но исходя из плохих поступков личности, оборачивающимися впоследствии бедами и печалью. Считается, что когда душа постигает все уроки судьбы и делает правильный выбор, богиня развязывает все преграды на нити жизни.
  2. Макошь – богиня, покровительствующая женскому рукоделию: ткачество, вязание, вышивание и другие ремесла, занимаясь которыми любая девушка наделяет созидательной энергией изготавливаемый предмет. Такой творческий труд приносит успокоение, гармонию и единодушие в отношениях с окружающими, а саму труженицу наделяет важными качествами, как терпение, смирение, усидчивость и внимательность.
  1. Вестниками Макоши являются пчелы, пауки и муравьи, поскольку она покровительствует всем, кто работает не покладая рук и вкладывает душу в свое дело. Происхождение имени Макоши («ма» — мать и «кош» — дом) подтверждает, что богиня охраняет домашний очаг и дарит семейное благосостояние. Она симпатизирует женщинам, хлопочущим по дому, создающим уют и тепло.
  2. Также ее ипостась проявляется в значении плодородия почвы. С аспекта покровительницы Матери Сырой Земли Макошь олицетворяется как кормилица, дающая богатый урожай и заботящаяся о своих детях.
  3. У западных славян она руководила дождем и сыростью. К ней взывали в тяжелое время засухи и неурожая, дабы она облагодетельствовала их земли долгожданной влагой. В своей ипостаси как Жива, Макошь олицетворяла живую воду. В темном лике как Марена, представала как богиня мертвой воды. Она считалась хозяйкой всех родников, озер, рек, морей, океанов и колодцев.
  4. Макошь – женское начало божественной сути. Она считается Пра-Матерью Вселенной, положившей начало всему живому, как мать, подарившая жизнь своему ребенку. Прародительница защищает и поддерживает существование этого мира.

Скульптуры и другие изображения богини плодородия

К сожалению, в настоящий момент практически нет подлинных изображений Деметры, созданных во времена Древней Греции. Сегодня скульптурные изображения этой богини древнегреческой мифологии достаточно часто являются подделкой или изображением совсем других божеств или представительниц знатных родов. Археологи идентифицируют части статуй Деметры по таким признакам, как наличие на голове венка из колосьев, а также по поросёнку и корзине, наполненной колосьями и плодами, в руках. Нередко скульптурные или фресочные древнегреческие боги и богини выдаются за Деметру только потому, что в их руках или на одеждах изображён цветок мака.

Как бы странно это ни прозвучало, но подлинные изображения богини плодородия из Древней Греции легче всего найти на старинных монетах, фресках в погибшем городе Помпее, а также в склепах близ города Керчь в Крыму.

Деметра для человечества

Ну а теперь посмотрим, что же сделала полезного Деметра для нас, для людей? Ведь она пользовалась у древних народов не только почитанием, но и любовью, что согласитесь, не одно и то же.

А ведь любить и, правда, было за что. Именно Деметра подарила старшему сыну Келея запряжённую крылатыми драконами колесницу и, дав ему в руки семена пшеницы, велела ими засеять всю землю. Таким образом, богиня обеспечила людям стабильность и независимость от охотничьей фортуны.

Но это не все. Ещё великая дочь Кроноса считается создателем первого календаря. Это она объяснила людям, когда следует землю пахать, когда на ней сеять, а когда и собирать урожай, при этом оставив время и на необходимый для людей и самой земли отдых. Она же и научила нас премудростям селекции и земледелия.

Казалось бы достаточно, да? Но нет. Ещё среди подарков Деметры числятся и организованные ею Элевсинские мистерии. Считалось что те, кто участвовал в этих обрядах, в загробном мире не пили из реки забвения, а значит, сохраняли память. Согласно же Платону все прошедшие посвящение после смерти вообще живут с богами. Если перевести на христианский язык, то Деметра со своими мистериями выполнила туже функцию что и Иисус Христос, то есть очистила людей от грехов и подарила им надежду на жизнь вечную. Кстати сказать, просуществовали эти таинства около двух тысяч лет и были запрещены только Феодосием Великим с целью популяризации христианства.

Но самое интересное заключается в том, что несмотря на всю свою популярность, мистерии окутаны тайной. О том, что на самом деле там происходило современникам неизвестно!

Прошедшие посвящение, а это ведь живые люди, между тем, все как один свято хранили их тайну. Считалось, что Диметра жестоко наказывает тех, кто не умеет держать язык за зубами.

Вот такая она, греческая богиня плодородия.

На этом мы прощаемся с вами. До свидания и до скорых встреч на страницах сайта «Женская магия».

Василий Молька

Символы и обереги

Важно! Оберегом Земли-Матушки считается Поле. Его образ передавали в изображении ромба, разбитого по центру косым крестом

Скрещенные линии символизируют межу.

Встречаются два варианта оберега: с точками внутри квадратов и без них. В первом случае знак символизирует засеянное поле, оплодотворенную землю, во втором ― наоборот. Такой оберег помогает:

  • девушкам стать прекраснее и встретить суженого;
  • женщинам родить здоровых детей;
  • мужчинам обрести достаток.

В общем оберег призван защитить носящего от легкомыслия, беспорядка в делах, уберечь от ошибок на жизненном пути. Также он облегчает взаимоотношения с окружающими: человеку, который носит его, становится проще общаться и проявлять активность, сходиться с людьми, при необходимости ― легче их отпускать.

Символ помогает:

  1. ощутить приземленность, спокойствие;
  2. обрести решительность, дипломатичность и предприимчивость;
  3. хорошо выглядеть;
  4. улучшить концентрацию;
  5. стать самодостаточной личностью.

Экранизации

Впервые Персефона появляется на экранах в 9-минутном мультфильме «Богиня весны» 1934 года выпуска. Мультфильм снят на студии Уолта Диснея и входит в серию «Silly Symphonies». Плутон, повелитель подземного царства, изображен здесь похожим на карикатурного сатану.

Кадр из мультфильма «Богиня весны»Сюжет классический: Персефона – богиня весны – разгуливает по лесу. Неожиданно появляется Плутон, хватает Персефону и уносит в подземное царство. Там злодей объявляет Персефону королевой, но богиня весны погружается в уныние и вся земля – вместе с нею. Плутон, которому надоело это депрессивное зрелище, отпускает Персефону, но через каждые полгода та должна возвращаться к нему под землю. После того, как богиня весны возвращается на землю, мир снова приходит в состояние гармонии.

Аниматор Гамильтон Ласке, создавший дизайн Персефоны, позже использовал тот при разработке ранних набросков к дизайну Белоснежки из мультфильма «Белоснежка и семь гномов».

В 2002 году российский режиссер-мультипликатор Сергей Олифиренко выпустил 13-минутный мультфильм «Персефона», который стал частью серии «Анимационные сказки мира».

Розарио Доусон в образе ПерсефоныВ 2010 году образ Персефоны впервые появляется в кино. В фильме «Перси Джексон и Похититель молний» роль Персефоны исполняет американская актриса Розарио Доусон. В этом фильме бог подземного мира Аид представлен главным злодеем. Аид добывает жезл Зевса, а Персефона отнимает у злодея это страшное оружие и ударяет того молнией. А после отдает жезл главному герою — Перси.

Внешность героини меняется в зависимости от того, где та находится. В подземном мире у Персефоны бледная кожа, а платье кажется сотканным из тумана. На земле платье героини расцветает цветами, а глаза становятся разного цвета.

В 2003 году вышли фильмы «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция», где богини Персефоны как таковой нет, но есть персонаж, носящий ее имя. Это жена Меровингена — воплощения старейшей программы в Матрице, которая регулирует поведение людей в системе. На момент действия фильма Меровинген давно не обновлялся, морально устарел и стал маргинальным боссом, который покровительствует другим подлежащим удалению устаревшим программам и торгует информацией.

Моника Беллуччи в фильме «Матрица»У Персефоны сложные отношения с мужем, и в обмен на поцелуй Нео назло Меровингену она помогает героям освободить некоего Мастера ключей, которого муж держит в плену. Роль Персефоны в обоих фильмах исполняет итальянская актриса Моника Беллуччи.

Славянская богиня земли Макошь

Макошь (Макошь, Мокошь, Мокоша, Мокуша) — славянская богиня. Занимает одно из самых важных и значимых мест в языческом пантеоне славян. Стоит сказать, что идол Макоши находился в числе других на киевском капище, которое поставил, а потом разрушил, князь Владимир. То, что Макошь была удостоена такой чести, как идол на главном княжеском капище, говорит о её необычайной значимости в верованиях и представлениях наших предков. Среди других идолов Макошь являлась единственным женским божеством.

Макошь — богиня земли и дождя, урожая, прядения, ткачества, покровительница ремёсел, покровительница женщин, богиня судьбы. Само имя «Мокошь» или «Макошь» связывают с несколькими версиями происхождения. Одной из версий, которую выдвинул М. Фасмер

, Мокошь происходит от слова «мокнуть», и в древности эта богиня напрямую была связана с дождём и урожаем. Другие исследователи —В. В. Иванов иВ. Н. Топоров , предположили, что Мокошь происходит от слова mokos, что можно перевести, как «прядение». То, что эта богиня была тесно связана с ткачеством и прядением, не подвергается сомнению. До сих пор сохранились поверия относительно того, что нельзя прясть и заниматься рукоделиями в пятницу, так как этот день посвящён Мокоши и за такой проступок богиня может наказать. По этой же причине, Мокошь часто изображали как «исколотую иглами и изверченную веретёнами», потому что нечестивые женщины не слушаются, шьют и прядут по пятницам. В качестве жертв Мокоши приносили пряжу, кудель, нитки, которые сбрасывали в колодец. Этот обряд носит название —мокриды . Удивительно, но в одном обряде подчёркиваются сразу две ипостаси этой богини — покровительницы рукодельниц и богини дождя и урожая. По мнению известного исследователяБориса Рыбакова , имя Макошь происходит от словосочетания «ма»- мать и «кош» — жребий. Такое словосочетание можно перевести как — Мать судьбы. В древности «кош» также обозначало и корзину для зерна, амбар, загон для скота, повозку для снопов и отсюда можно сделать вывод, что Макошь — мать урожая. Никакое из имён богини не является ошибочным, то есть можно называть её и Макошь и Мокошь, но далее в статье, чтобы не было разброда, будем называть её именно Макошью.

Макошь была, без сомнения, одной из центральных фигур языческих верований древних славян. Особой популярностью культ Макоши почитается у женщин, непосредственной покровительницей которых и является богиня. Макошь упоминается в летописях и поучениях против язычества: «Уклоняйся перед Богом невидимых: людей, молящихся Роду и рожаницам, Перуну, и Аполлону , и Мокоши, и Перегине , и ко всяким богам мерзким требам не приближайся» (XVI век, Поучение духовным детям), «Того ради не подобает хрстіаном игръ безовскых играти, иже ест плясаніе, гудба, песни мырскыя и жрътва идлъскаа, иже молятся огневи пре овином и вилам и Мокошіи и Симу и Ръглу и Перуну и Роду и Рожаници» (XVI век, Слово о мздоимании), «…тем же богам требу кладут и творять словенский язык: вилам и Макоши и Диве, Перуну. Хърсу…» (XV век, Слово об идолах) и многие другие.

Макошь присутствовала не только во многих летописях, писаниях, поучениях и на дворе князя Владимира в виде одного из идолов. Образ богини находят и на известном Збручском идоле. Среди других Богов, которые изображены на каждой из четырёх граней, Макошь представлена на лицевой грани с рогом (изобилия) в руке.

В наставлениях против язычества средневековые писари очень часто ставили Макошь рядом с берегинями и вилами. Макошь считается их наставительницей, их главной богиней. Вилы или Вилы-русалки, Берегини являются помощницами Макоши в сельскохозяйственных делах, а также в защите и помощи людям. Таким же помощником является и священный пёс Симаргл, который охраняет всходы и урожай.

Богиня — Мать в Египте

Египетская Мадонна (Богиня Исида вскармливает сына Хора)

Богини-матери присутствуют на самых ранних изображениях, обнаруженных среди археологических находок в Древнем Египте. Ассоциируется с древними богинями Египта с животными, которых считали хорошими матерями — львицей, коровой, гиппопотамом, белым грифом, коброй, скорпионом и кошкой, а также с животворящими первозданными водами, солнцем, ночным небом и самой землей.

Даже при переходе к парному пантеону мужских божеств, соответствующих или «женатых» на каждой богине, и во время пантеона, в котором доминировали мужские божества, возникшего намного позже, богини-матери сохранились в исторические времена (такие как Хатхор и Исида). Советы оракулов, связанных с этими богинями, направлялись правителями Египта. Две Дамы, Вадджет и Нехбет, оставались божествами-покровителями правителей Древнего Египта во всех династиях, включая династию Эхнатона (которого часто описывают как покинувшего всех, кроме одного солнечного божества), и все они носили свои изображения на своих коронах и включали в свои титулы особые имена, связанные с этими богинями.

Богиню Исиду часто изображали в образе матери с младенцем-Хором на руках. На голове богини лунный шар с коровьими рогами («напоминание» о функции Исиды как богини неба, небесной коровы). Исиду также почитали как богиню ветра (изображения в виде соколицы или крылатой женщины), покровительницу рожениц, богиню плодородия, владычицу морских, речных и небесных вод, покровительницу царской власти. Как супруга Осириса, она в ряде мифов «переняла» функции супруга — к примеру, научила людей жать; кроме того, наряду с мифом о разливе Нила из тела Осириса существует миф о разливе этой реки, переполненной слезами Исиды, которая оплакивала убитого мужа.

К образу Исиды с младенцем-Хором восходит христианский образ Богоматери с младенцем-Христом на руках. Образ Исиды, кормящей своего сына, почитался в шестом веке нашей эры и был воскрешен современными «культами» Матери-Земли. Эти образы, возможно, были заимствованы и ранними христианами.

Чудеса и Минерва

Богиню-воина часто воплощали в мраморе и дереве. От этого скульптурного произведения произошло название «палладий». По сути, это деревянное изображение божественной воительницы. Люди считали (да и нынче многие в это верят), что оно обладает чудодейственными свойствами. Такой образ защищал легендарную Трою. Все искренне верили легенде о божественном происхождении тамошнего палладия. Его якобы подарила городу сама Минерва. Богиня войны, к сожалению, не уберегла Трою от падения. Волшебный палладий был перевезен в Рим и помещен в храм Весты. С тех пор, как считается, он именно там и находится, защищая жителей Вечного города от всяческих бед.

Палеолитические Венеры

Венера из Виллендорфа. Великая Мать доисторической эпохи

Палеолитические фигурки славянской богини Макошь, слева направо: 1 – Макошь из Костёнок, Россия, 42-е тыс. до н.э.; 2 – Макошь из Елесеевичей, Россия, 35 – 25-е тыс. до н.э.; 3 – Макошь из Долни Вестонице, Чехия, 27 – 20-е тыс. до н.э.; 4 – Макошь из «Греции», Греция, 6 – 4,5-е тыс. до н.э.; 5 – Макошь из Самарры, Шумер (Ирак), 5 – 4,5-е тыс. до н.э.

Венеры палеолита — обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин, обладающих общими признаками (многие изображены тучными или беременными), датирующихся верхним палеолитом. Статуэтки встречаются, главным образом, в Европе, но ареал находок простирается далеко на восток вплоть до стоянки Мальта в Иркутской области, то есть на большую часть Евразии: от Пиренеев до озера Байкал.

Большинство западноевропейских находок относится к граветтской культуре, но есть и более ранние, относящиеся к ориньякской культуре, в том числе и «Венера из Холе-Фельс» (обнаружена в 2008 году и датируется, по крайней мере, 35 тыс. лет назад); и более поздние, принадлежащие уже мадленской культуре.

Эти фигурки вырезаны из костей, бивней и мягких пород камня (таких как стеатит, кальцит, мергель или известняк). Существуют также статуэтки, вылепленные из глины и подверженные обжигу, что является одним из древнейших примеров известной науке керамики. В целом, к началу XXI века было известно более ста «Венер», большинство из которых сравнительно небольшого размера — от 4 до 25 см в высоту.

Во время археологических раскопок верхнего палеолита было найдено несколько маленьких, пышных фигурок, возможно, самой известной из которых является Венера Виллендорфская. Некоторые археологи считают, что они предназначались для изображения богинь.

Некоторые фигурки выполнены в реалистической манере, какие-то ближе к абстракции; более древние скульптуры отличаются большею пышностью форм и объемов, более поздние иногда по-девичьи стройны, но носят в себе признаки материнства. Венерами все эти скульптурные изображения назвали из-за подчеркнуто округлых и зрелых женственных форм. Однако многие отечественные исследователи считают, что более правильно было бы называть их именем Макошь — великой славянской Богини.

Археологические раскопки, а также работы лингвистов, этнографов, палеоботаников, зоологов и генетиков дают все основания считать, что культ этот многие тысячелетия назад был распространен на значительных территориях, удаленных друг от друга на тысячи километров. Один из самых известных русских археологов и историков, академик Б. А. Рыбаков писал:

«Образ Великой Матери идет из палеолита, где он выражает идею плодовитости (…палеолитические «Венеры»), прежде всего человеческой… У земледельческих племен Великая Мать мыслилась, с одной стороны, космогонически как Прародительница Мира, мать богов и всего сущего, а с другой — как Мать-Земля, Мать-Сыра земля и в силу этого — покровительница урожая. На русской почве это выразилось в образе богини Макоши (иногда – Мокошь)».

До недавнего времени считалось, что древнейшее изображение Богини-матери датируется примерно 35-м тысячелетием до н.э. – именно так специалисты оценивают возраст скульптурного изображения из Холе-Фельс (Германия). Однако, найденная на территории древних Костенок (Воронежская область) Макошь из бивня мамонта имеет возраст еще более древний. Исследователи указывают нижнюю границу в районе 38 тысячелетий до н.э., а сегодня есть все основания считать, что реальный возраст этого скульптурного изображения – 42 тысячи лет до н.э., а возможно, и 48.

В науке считается общепринятой гипотеза о том, что Homo sapiens (Человек разумный) более 40 тысяч лет тому назад перекочевал из Африки сначала в Западную Европу, а затем — в Центральную. И уже оттуда началось его дальнейшее расселение. Все предыдущие находки более или менее вписывались в эту схему. Но впоследствии оказалось, что артефакты из Воронежа гораздо старше, что ставит под сомнение прежнюю гипотезу

Стоит обратить внимание на то, что создание подобных скульптурных изображений однозначно закреплено за человеком разумным, Homo sapiens. Антропологи и генетики пришли к такому же выводу

Таким образом, можно предположить, что 45-50 тысячелетий назад человек современного типа, европеоид, жил в самом центре Русской Равнины.

Библиография

  • Баркова А. Л. Женщина с воздетыми руками: мифологические аспекты семантики образа // Образ женщины в традиционной культуре. — МГУ, 2002
  • Голан А. Великая богиня // Миф и символ
  • Мифы народов мира / Под ред. С. А. Токарева, — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994, С. 178
  • Мень А. В. История религии. т. 2
  • Широкова Н. С. Культ богинь-Матерей у древних кельтов // Проблемы античной истории. Сборник научных статей к 70-летию со дня рождения проф. Э. Д. Фролова. / Под ред. д-ра ист. наук А. Ю. Дворниченко. — СПб., 2003. ISBN 5-288-03180-0
  • Никольский В. С. Основы религиоведения: Учебное пособие. — М.: H 64 МГИУ, 2005. — 356 с.
  • Королев К. М. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. — МИДГАРД, 2005. — 56 с.
  • Тюняев А. А. Древнейшая Русь. Сварог и сварожьи внуки // Исследования древнерусской мифологии. — М.: 2010.
  • Goldin, Paul R. (2002). «On the Meaning of the Name Xi wangmu, Spirit-Mother of the West.» Paul R. Goldin. Journal of the American Oriental Society, Vol. 122, No. 1/January–March 2002, pp. 83–85.
  • Knauer, Elfried R. (2006). «The Queen Mother of the West: A Study of the Influence of Western Prototypes on the Iconography of the Taoist Deity.» In: Contact and Exchange in the Ancient World. Ed. Victor H. Mair. University of Hawai’i Press. Pp. 62–115. ISBN ISBN 978-0-8248-2884-4; ISBN ISBN 0-8248-2884-4
  • Gavin White (2013). The Queen of Heaven, A New Interpretation of the Goddess in Ancient Near Eastern Art. Solaria. ISBN 978-0955903717.

Символ Деметры

Древнегреческая богиня Деметра изображалась прекрасной женщиной с мягкими чертами лица, с волосами цвета пшеницы и в свободно спадающей тунике. Голова богини окружена сияющим нимбом. Известен и другой облик Деметры скорбящей: зрелая изнеможденная женщина в черном одеянии с накинутым на голову капюшоном. Атрибуты и символы Матери-Земли:

  • корзина со спелыми колосьями, венок из них на голове – символ плодородия;
  • горящий факел, зажженный от вулкана Этна – символ поиска дочери;
  • свинья – животное, благодаря своей плодовитости посвященное богине;
  • мак — цветок Деметры, с помощью которого она вылечила сына Келея от затяжной бессонницы.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: