Ваджраяна в системе трех колесниц

Содержание

Сутра рассказывает историю принца Аджаташатру, который под злым влиянием своего друга Девадатты заключил своего отца-царя в тюрьму до наступления смерти. Узнав, что его мать по имени Вайдехи передает ему еду, охваченный гневом, принц пригрозил убить ее, но после вмешательства двух советников передумал и просто приказал запереть ее в комнате.

Вайдехи в отчаянии умолял Будду облегчить его горе, позволив ему увидеть Моггаллану и Ананду . Будда, послушавший царицу, исполнил ее желание и даже лично явился в комнату. Поклонившись, королева оплакивала скудный фонд своего сына и умоляла узнать, как достичь Чистой Земли Запада у Будды Амитабхи (Сукхавати), лишенного плохой кармы .

Будда впервые открыл три набора действий, синонимичных чистой карме для созерцания и перерождения в Чистой Земле: забота о своих родителях и старших и выполнение десяти добрых дел; найдите убежище в Трех Драгоценностях  ; стремитесь к просветлению , уважая и распространяя учение сутр махаяны и веря в закон причинности.

Затем Будда объявил, что научит Вайдехи и все живые существа визуализировать Чистую Землю Запада, практикуя тринадцать созерцаний.

  1. Созерцание заката на западе
  2. Созерцание воды, затем ее превращение в лед и драгоценности, залитые светом
  3. Созерцание земли и павильонов Чистой Земли с четкой визуализацией деталей второго созерцания.
  4. Созерцание деревьев драгоценных камней, рассеивающих разный свет
  5. Созерцая пруды и ручьи Чистой Земли
  6. Созерцание музыкальных инструментов дэвов, звук которых позволяет воспринимать в целом землю, деревья и пруды с драгоценностями.
  7. Созерцание лотосного трона. До описания этого созерцания Будда Амитабха явился в ослепляющем свете с Бодхисаттвами Авалокитешварой и Махастхамапраптой .
  8. Созерцание образа Амитабхи, бодхисаттв Авалокитешвары и Махастхамапрапты, их света, а также слушание Дхармы
  9. Созерцание самого Амитабхи и его характеристик
  10. Созерцание Авалокитешвары
  11. Созерцание Махастхамапрапты
  12. Созерцание самих искателей в Чистой Земле Запада
  13. Созерцание Амитабхи и двух бодхисаттв (Триада Амитабхи)

Затем Будда описал девять степеней существ, рожденных в Западной Чистой Земле в соответствии с их пониманием Дхармы , разделенных на три класса и, следовательно, по три уровня на класс (высокий, средний, низкий). Для каждого уровня были указаны условия членства и гостеприимства в Чистой Земле.

  1. Наивысший уровень высшего класса для тех, кто полон решимости родиться в Чистой Земле и ведет свою жизнь в этом смысле.
  2. Средний уровень высшего класса для тех, кто понимает закон кармы, а также учение Будды и стремится переродиться в чистой земле.
  3. Низший уровень высшего класса для тех, кто принимает закон кармы и стремится переродиться в чистой земле. Представители высшего класса увидят Амитабху и его помощников в момент смерти, и эти три уровня считаются четырнадцатым созерцанием.
  4. Самый высокий уровень среднего класса для тех, кто соблюдает Пять заповедей , соблюдает восемь воздержавшихся и не совершает пяти самых серьезных преступлений.
  5. Средний уровень среднего класса для тех, кто хотя бы один день практиковал восемь воздержаний и некоторые другие принципы.
  6. Самый низкий уровень среднего класса для тех, кто щедр и заботится в своей жизни о своих родителях и других людях. Стремящиеся к двум высшим уровням этого класса увидят Амитабху в момент своей смерти, а те, кто находится на низшем уровне, увидят учителя, а затем Авалокитешвару и Махастхамапрапту через семь дней после своего перерождения.
  7. Самый высокий уровень низшего класса для тех, кто совершил негативные поступки, но сможет в момент смерти стереть свою плохую карму, слушая мастера и громко призывая имя Будды Амитабхи ( Нианфо ).
  8. Средний уровень низшего класса для тех, кто нарушил Пять заповедей или другие заповеди, обрекающие их на преступный мир. Слушание мастера во время смерти может стереть плохую карму.
  9. Самый низкий уровень низшего класса для тех, кто накопил много плохой кармы в результате всех видов безнравственности и проступков. Когда они умирают, даже учения мастера будет недостаточно, чтобы они узнали о Будде, но они могут цепляться за повторение имени Будды Амитабха. Эти уровни образуют шестнадцатое и последнее созерцание.

В конце концов Будда раскрыл название сутры, которую он только что описал, и рекомендовал помнить имя Будды Амитабхи. Ананда, ученик Будды, передал это учение собранию людей.

Произношение

Мантру Великого Учителя можно произносить каждый день, сделав из этого своего рода ритуал. Можно уделять хотя бы по 10-15 минут в день, чтобы, уединившись в спокойной обстановке, настроиться на медитацию и стать ближе Будде Шакьямуни и его состоянию.

При произношении следует уделять внимание каждому слогу. Повторять молитву можно про себя, но лучше – вслух, тихим спокойным голосом или шепотом

Нужный темп, высота, громкость придет с опытом, по мере практики.

Количество повторений тоже может быть любым – если времени очень мало, можно напеть мантру хотя бы три или семь раз. Но рекомендуется повторять ее 21, а лучше – 108 раз, возможно даже по несколько кругов. Чтобы не сбиться со счета, можно воспользоваться специальными четками.

Идеальным вариантом практики было бы услышать правильный напев мантры от Учителя, Гуру, которому вы доверяете, ведь тогда сохранится сила первоисточника. Но если нет такой возможности, можно послушать аудиозапись или посмотреть видео, где общепризнанные учителя буддизма исполняют ее.

Для вас мы подготовили видео, в котором вы сможете послушать эту мантру:

Запрещенные действия во время произношения мантры

Во время чтения мантры происходит глубокая работа с подсознанием, что требует максимальной концентрации и позитивного настроя.

Поэтому во время практики запрещено:

  • развивать негативные мысли и эмоции;
  • использовать нецензурную речь;
  • употреблять мясные изделия, чеснок, острые специи;
  • следовать плохим привычкам: курить, принимать алкогольные напитки и пр.

Если деструктивные мысли и чувства возникают помимо воли человека, не стоит беспокоиться об этом. Следует продолжать практику, не пытаясь вступать в борьбу с негативными проявлениями ума, что породит большее беспокойство и не позволит сконцентрироваться. Постепенно мысли исчезнут.

Во время мантропения нельзя менять высоту звука, частота должна быть стабильной. Также не следует перебирать четки левой рукой и касаться бусин указательным пальцем.

Жизнь

Кассапа родился в Оленьем парке Исипатана. Это место находится в Варанаси , городе в современном штате Уттар-Прадеш на севере Индии . Его родителями были Брахмадатта и Дханавати из Кашьяп Готры.

Согласно легенде, его тело было двадцать локтей в высоту, и он прожил две тысячи лет в трех разных дворцах. Это Хамса, Яса и Сиринанда. (BuA.217 называет первые два дворца Хамсавой и Ясавой). Его главной женой была Сунанда, которая родила ему сына по имени Виджитасена.

Кассапа отказался от мирской жизни, путешествуя по своему дворцу. Он практиковал аскезу всего семь дней. Незадолго до достижения просветления он принял пищу из риса с молоком от своей жены и травы для своего сиденья от явапалаки по имени Сома. Его дерево Бодхи (дерево, под которым он достиг просветления) было баньяном , и он проповедовал свою первую проповедь в Исипатане собранию монахов, которые вместе с ним отреклись от мира.

Кассапа совершил Двойное у подножия дерева асан возле Сундар Нагара . Он провел только одно собрание своих учеников; Среди его самых известных преобразований в том , что из Nāradeva, в Якша . Его главными учениками среди монахов были Тисса и Бхарадваджа, а среди монахинь были Анула и Урувела, а его помощником был Саббамитта. Среди его покровителей самыми выдающимися были Сумангала и Гхаттикара, Виджитасена и Бхадда.

Кассапа умер в возрасте шестнадцати тысяч лет в городе Каши в Королевстве Каши (ныне известном как Варанаси, в современном индийском штате Уттар-Прадеш). Над его мощами возвышалась ступа высотой в одну лигу , каждый кирпичик которой стоил один крор (десять миллионов) рупий .

Мотивация

В то время как принятие Прибежища отличает буддистов от небуддистов, мотивация позволяет отделить Хинаяну от Махаяны. В Хинаяне человек ищет освобождения для самого себя, а в Махаяне – для окончательного блага всех существ. Ваджраяна разделяет эту мотивацию Махаяны, хотя здесь подход к понятию блага всех рассматривается с несколько иных позиций. Дело в том, что Ваджраяна полагает, что все существа уже просветлены, хотя и не сознают своей просветленности. Что же тогда считать настоящим объектом для сочувствия? В данном случае это неведение. Мы понимаем, что существа страдают из-за того, что не видят истинного состояния вещей и своей просветленности, и желаем им удалить эту завесу.

Хинаяна

Малую колесницу (Хинаяну) можно кратко представить двумя великими принципами:

• соблюдение дисциплины, позволяющей избегать всего, что вредит другим;

• понимание пустотности субъекта, называемое «отсутствием самости личности».

Таким образом, все мешающие эмоции – желание, неприязнь, ревность, гордость и так далее – прекращаются, и ум полностью поглощен пустотой.

Результатом здесь является состояние архата, «победителя врагов». Термин «враги» подразумевает мешающие эмоции. До определенной степени это можно считать Освобождением, но не окончательным пробуждением.

Хотя в таком состоянии можно покоиться чрезвычайно долго – до нескольких кальп, – все же состоянием архата путь не исчерпывается. Наступает день, когда тело Будды испускает луч света, который касается архата и пробуждает в нем мотивацию практиковать учение Великой колесницы, и с этой минуты архат встает на путь, ведущий к полному Просветлению.

Малая колесница сводится к этим двум принципам. Она не рассматривает возможность стать Буддой благодаря доброте Будды Шакьямуни и не предполагает существование Чистых стран; эти поучения относятся уже к Великой колеснице.

Детство и юность

Считается, что отцом Будды был раджа Шуддходана, тогда как его матерью являлась царица Махамайя – принцесса из царства колиев. В ряде источников говорится, что мать будущего учителя скончалась спустя неделю после родов.

В результате, воспитанием Гаутамы занялась его родная тетя по материнской линии Маха Праджапати. Любопытно, что Маха также являлась женой Шуддходаны.

Будда не имел родных братьев и сестер. Однако у него был сводный брат Нанда, сын Праджапати и Шуддходаны. Существует версия, что у него также была сводная сестра по имени Сундара-Нанда.

Отец Будды хотел, чтобы его сын стал великим правителем. Для этого, он решил оградить мальчика от всяких религиозных учений и знаний о страданиях, которые постигают людей. Мужчина построил для сына 3 дворца, где тот мог пользоваться любыми благами.

Еще в детстве у Гаутамы начали проявляться разные способности, вследствие чего он значительно опережал своих ровесников в изучении наук и спорте. Одновременно с этим он уделял много времени для размышлений.

Когда юноше было 16 лет, отец дал ему в жены принцессу Яшодхару, которая приходилась ему двоюродной сестрой. Позже у супругов родился мальчик Рахул. Первые 29 лет свой биографии Будда прожил в статусе принца Капилавасту.

Несмотря на то, что Сиддхартха жил в полном достатке он понимал, что материальные блага не являются главным смыслом в жизни. Как-то раз, парню удалось покинуть пределы дворца и воочию увидеть жизнь простых людей.

Будда увидел «4 зрелища», которые навсегда изменили его жизнь и отношение к ней:

  • нищего старика;
  • больного человека;
  • разлагающийся труп;
  • отшельника.

Именно тогда Сиддхартха Гаутама осознал суровую реальность жизни. Для него стало ясно, что богатство не в силах избавить человека от болезней, старения и смерти. Тогда же он понял, что путь самопознания является единственным способом для постижения причин страданий.

После этого Будда оставил дворец, семью и все нажитое имущество, отправившись на поиски пути для освобождения от страданий.

Ступа Кассапы Будды

Изначально существовала большая разница во мнениях о том, какого размера должна быть ступа и из какого материала она должна быть построена. Строительство ступы было начато после того, как эти вопросы были окончательно решены. Но потом граждане обнаружили, что у них недостаточно средств для завершения строительства ступы. Anāgāmi преданного по имени Sorata путешествовал по Джамбудвипам , запрашивая деньги от людей для завершения ступы. Он отправил деньги, как только получил их, и, узнав, что работа завершена, решил пойти поклониться ступе. Однако он был схвачен грабителями и убит в лесу, который позже стал известен как Андхавана.

Упавана в предыдущем рождении стал божеством-хранителем ступы, отсюда его великое величие в последней жизни (DA.ii.580; другую историю строительства святыни см. DhA.iii.29).

Среди тридцати семи богинь, замеченных Гуттилой, когда он посетил небеса, была одна, которая поднесла к ступе ароматный спрей из пяти духов (J.ii.256). Алата поднесла цветы āneja и обрела счастливое перерождение (J.vi.227).

Причиной золотого цвета лица Махакашьяпы был подарок золотого кирпича зданию святилища Кассапы (AA.i.116).

В той же ступе Ануруддха, который тогда был домохозяином в Варанаси, предлагал масло и патоку в медных чашах, которые ставили вокруг ступы без промежутков (AA.i.105).

Подобающее отношение

Выделенные нами различия между колесницами не означают, что некоторые из путей важны, а другими можно пренебречь. Снова скажем: у каждой из них есть свое место, поскольку они отвечают множеству ситуаций, устремлений и способностей. Хотя все лекарства имеют целью вылечить болезни, не всем пациентам подходит одно и то же лечение. Подобным образом полезны все поучения Будды, но в каждом конкретном случае предпочтительно бывает давать одни поучения и не давать других. Те люди, которым подходит «лечение» Хинаяной, должны «принимать» именно Хинаяну. Другим полезной будет Махаяна, а третьим – Ваджраяна.

О распространении учения

С момента постижения Сиддхартхой просветления люди начали узнавать, кто такой Будда. Он занялся распространением знания. Первыми учениками стали торговцы – Бхаллика и Тапусса. Гаутама дал им по несколько волос со своей головы, которые, если верить приданиям, хранятся в 98-метровой позолоченной ступе в Янгоне (пагода Шведагон).

Затем история Будды складывается таким образом, что он отправляется в Варанаси (город, для индусов значащий то же, что и Ватикан для католиков). Сиддхартха хотел рассказать своим бывшим учителям о своих достижениях, но оказалось, что они уже умерли.

Тогда он направился в пригород Сарнатх, где и провел первую проповедь, в которой своим товарищам по аскезе он поведал о Восьмеричном пути и Четырех истинах. Каждый, кто его выслушал, вскоре стал архатом.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Обо всем этом прознал его отец, Шуддходана. Царь направил целых 10 делегаций за сыном, чтобы они привели его обратно в Капилавасту. Но это в обычной жизни Будда был принцем. Все давно стало прошлым. Делегации пришли к Сиддхартхе, и в итоге 9 из 10 присоединились к его сангхе, став архатами. Десятую Будда принял и согласился отправиться в Капилавасту. Он пошел туда пешком, на пути проповедуя Дхарму.

Вернувшись в Капилавасту, Гаутама узнал о предстоящей смерти своего отца. Он пришел к нему и рассказал о Дхарме. Прямо перед смертью Шуддходана стал архатом.

После этого он вернулся в Раджагаху. Воспитавшая его Маха Праджапати просила принять ее в сангху, но Гаутама отказал. Однако женщина не приняла этого, и отправилась за ним вместе с несколькими благородными девушками рода Колия и Шакья. В итоге Будда благородно принял их, увидев, что их способность к просветлению находится наравне с мужской.

Правила произношения

Русская транскрипция мантры Будды Шакьямуни имеет 2 вариации:

или

Чтение должно проходить в тихой приятной обстановке. Сидеть следует с прямой спиной в направлении востока. На протяжении медитации необходимо сохранять равномерное дыхание. Во время практики происходит остановка внутреннего диалога и погружение в состояние абсолютной тишины.

Проговаривая текст, необходимо уделять внимание каждому слову и звуку. Первую половину лучше читать на вдох, а вторую — на выдох

Делать это можно как про себя, так и вслух спокойным голосом, в размеренном темпе. Нельзя менять части формулы местами. Акцент необходимо делать на последний слог.

Верное произношение стимулирует участки головного мозга, помогая человеку расслабиться. Это позволяет глубже погрузиться в состояние медитации и избавиться от посторонних мыслей.

Звуки во время пения мантры только на треть уходят в пространство. Большинство из них направлены во внутренние органы человека. Образуемая при этом вибрация в разных частях тела способствует снятию энергетических блоков.

Перед практикой следует изучить технику исполнение мантры. Часто духовный наставник передает ее своим ученикам, осуществляя вместе с тем энергетическое подключение. Можно послушать пение в группах или воспользоваться аудиозаписью.

Большое значение имеет визуализация. Представляя Будду, возрастает вера в него, возникает стремление постигнуть высшие знания, а ум получает освобождение от плохих мыслей и обретает покой.

После практики необходимо некоторое время провести в спокойном состоянии и прочувствовать внутренние изменения.

Перед чтением мантр проведите сеанс медитации.

Количество раз

Чтение мантры — индивидуальный процесс. Необходимо открыть сердце и душу. Человек, ориентируясь на свои внутренние ощущения, чаще всего сам определяет количество повторений текста. Главным показателем является чувство умиротворения, которое практикующий испытывает в процессе медитации.

Для достижения максимального результата рекомендуется читать мантру 108 раз. Однако количество повторений заклинания может быть любым. Главное, чтобы оно делилось на 3. Например, 3, 6, 9, 18.

Начинать практику рекомендуется с минимальными повторами, постепенно увеличивая их. Многократное проговаривание текста способствует проникновению энергии в ум человека, раскрытию его силы и помогает достичь божественной гармонии. Работать с молитвой рекомендуется 21 день. Для того чтобы сохранить ритм и сконцентрироваться на счете, можно использовать четки.

Когда нужно повторять

Текст следует читать ежедневно, уделяя этому хотя бы 10-15 минут.

Особенно часто к Будде Шакьямуни обращаются в сложные моменты жизни, т.к. он приносит человеку уверенность и новые идеи для разрешения проблемы. Поэтому рекомендуется произносить молитву перед каждым начинанием, чтобы привлечь успех.

В сложные моменты вашей жизни читайте мантры.

Ваджраяна

Ваджраяна, Алмазная колесница, сохраняет основы Малой и Великой колесниц – обязательства не вредить другим и помогать им, а также понимание пустотности субъекта и объекта. Она применяет особенно эффективные методы постижения – две фазы медитации, развитие и завершение. Фаза развития, применяющая искусные средства, сравнивается с луком, а фаза завершения, применяющая мудрость, – со стрелой. Тетива лука придает стреле ускорение, с которым та летит к цели. Пробуждения можно достичь за одну жизнь.

Используя другое сравнение, скажем так: желая пересечь страну от одного конца до другого, можно пойти пешком, и это будет долгое путешествие; можно ехать на машине и добраться быстрее; а можно лететь самолетом, и это займет считанные часы. Пеший переход соответствует Малой колеснице, автомобильная поездка – Великой колеснице, а полет – Алмазной.

Ваджраяна полагает, что все изначально чисто. Состояние обычного существа – это только отсутствие постижения этой чистоты. Поэтому все шесть миров сансары, когда их изначальная чистота полностью постигается и осуществляется, проявляются как шесть Чистых стран Будд.

Когда ум не сознает своей чистоты, все проявления воспринимаются как сансара. Когда чистота распознается, все является нирваной. Цель методов Ваджраяны – преобразовать восприятие из нечистого в чистое.

Предназначение

Любая мантра – это особая формула, постоянное повторение которой способно наградить хорошей энергетикой. Понятие «мантра» этимологией уходит в санскрит и состоит из 2 корней:

  • мана – сознание;
  • тра – освобождать, управлять.

Несложно понять, что мантры помогают освободить сознание.

Одной из самых главных «молитв» буддизма считается мантра Будды Шакьямуни. Именно благодаря ему больше двух с половиной тысяч лет назад появилась буддийская философия.

Это был не Бог, не Творец, а обычный человек по имени Сиддхартха Гаутама, который родился в семье правителя рода Шакьев. Но Сиддхартха выбрал нелегкий путь – отказавшись от трона и оставив семью, он отправился на поиски истины.

Долгие годы он искал ее, и наконец ему удалось – Сиддхартха достиг Просветления под деревом бодхи, стал Буддой, а затем начал проповедовать учение, которое спустя столетия распространились по всему миру.

Будда Шакьямуни стал первым Просветленным и Великим Учителем дхармы. Его мантра неотделима от Учителя и символизирует его просветленную природу. Природа Шакьямуни: речь, ум, тело – настоящая драгоценность, и тот, кто нашептывает мантру Будды, может преобразовать собственную природу в природу Будды.

Она помогает молящемуся установить духовный контакт с Буддой, преодолеть препятствия, страдания, страхи, злость, гордость, алчность. Мантра дарит одухотворение, милосердие, мудрость, подгоняет на тропе Будды, благословляет. Она приближает к состоянию Будды.

О Майтрейе в Учении Агни Йога

Н.К. Рерих. Матерь Мира. 1925 г. Серия «Знемёна Востока»

Если первые сокровенные знания были обнародованы через Е.П. Блаватскую, ученицу Махатм Шамбалы, и Теософское общество, то позднее это Учение было развито и опубликовано в книгах Агни Йоги (Живой Этики) через Е.И. Рерих. «Великий Владыка М.» дал миру Учение Огня как Новый Завет Земле на пороге перехода к Эпохе Огня.

В книгах Агни Йоги сказано:

«Майтрейя приходит и горит всеми огнями. И горит сердце Его состраданием ко всему обнищавшему человечеству; пылает сердце Его утверждением новых начал» (Иерархия, п. 3).

«Шамбалы Владыка являет человечеству три начертания: Учение Майтрейи зовёт дух человеческий в Наш творческий мир. Учение Майтрейи указывает на Беспредельность в Космосе, в жизни, в достижениях духа! Учение Майтрейи держит знание космического огня как открытие сердца, вмещающего явления Вселенной.

 Старое предание, утверждающее, что явление Майтрейи явит воскрешение духа, правильно. Мы добавим: воскрешение духа может предшествовать явлению Прихода как принятие сознательное Учения Владыки Майтрейи. Истинно воскрешение!» (Иерархия, п. 7).

Эпоха Майтрейи также названа в Учении Живой Этики Эпохой Матери Мира.

«Эпоха Майтрейи утверждает женщину. Ведь явление Майтрейи связано с утверждением Матери Мира в прошлом, в настоящем и в будущем» (Иерархия, п. 13).

«Спросят: «Почему век называется Веком Матери Мира?» Истинно, так должен он именоваться. Женщина принесёт великую помощь, не только внося просветление, но и утверждая равновесие. Среди смятения магнит равновесия нарушается, и нужна свободная воля, чтобы соединить распадающиеся части. Майтрейя-Сострадание нуждается в сотрудничестве. Кто жертвует собою в честь великого Века, тот пожнёт обильную жатву.

Мыслитель говорил: «Умейте трудиться для всего человечества» (Надземное, п. 772).

Так среди признаков Века Майтрейи было обозначено равновесие Начал: мужского и женского.

Другим признаком Новой Эпохи будет сотрудничество. «Сотрудничество во всём», – добавит век Майтрейи. Не по приказу, не по гармонии, но молнией мысли соединяются сотрудники» (Знаки Агни Йоги, п. 101).

Майтрейя пришёл научить действовать, причём внося свет в каждое своё действие. «Все прежние Йоги, данные из высших источников, принимали за основание определённое качество жизни, теперь же, при наступлении века Майтрейи, нужна Йога в сущности всей жизни. Всё вмещая и ничего не избегая, именно как библейская легенда о несгораемых отроках, мужественно предоставивших себя огню и тем получивших мощь. …где огонь, там признак совершенствования» (Знаки Агни Йоги, п. 158-159).

Автор статьи Елена Ильина

Литература:1. Агни Йога. В 2-х т. – М.: Эксмо, 2010.2. Блаватская Е.П. Теософский словарь, изд. 2-е, испр. / Е. П. Блаватская. – М.: Сфера, 1994. – 576 с.3. Кхенчен Палден Шераб, Кхенпо Цеванг Донгьял. Свет Трёх Драгоценностей / Пер. с англ. П. Гьяцо. – М.: Дхарма Самудра, 1999. – 128 с.4. Разоблачённая Изида: Ключ к тайнам древней и соврем. науки и теософии / Е.П. Блаватская.  / Пер. с англ. К.Ю. Леонова. – М.: Рос. теософ. о-во, 1992. – Т. 2. «Теософия». – 534 с.5. Рерих Ю.Н. Майтрейя – Будда Грядущего // Тибетская живопись / Пер. с англ. А.Л. Барковой. – М.: МЦР; Мастер-Банк. – 2001.6. Рокотова Н. Основы буддизма. – Новосибирск: СибРО, 1990. – 69 с.7. Слово Мудрости. Послания Владык. В 3-х т. / Т.Н. Микушина. – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2011.8. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии Е.П. Блаватской. – Новосибирск: Дет. лит-ра, 1991. – Т. 2 «Антропогенезис». – 1009 с.

Дхарма Будды

Его мать Маха Майя и его жена Яшодхара, последовали за монашеской общиной, и затем Будда решил принять их в свою общину. Сын Рахула также стал его учеником.

Людей, которые следуют учению Будды стали звать буддистами, хотя сам он называл это учением истины.

Родословная Учения Будды Шакьямуни

Своим ученикам Будда говорил, что его родословная берет свое начало не в этой жизни. Он говорил, что практикует уже не одну жизнь, а сотни тысяч кальп. А одна кальпа это где-то 20 или 40 миллиардов лет.

Вот сколько раз он перерождался в различных мирах, прежде чем стал Буддой. Так, много кальп тому назад, когда еще только начал свой длинный путь, он встретил Будду Дипанкару, и когда тот шел по дороге, то он расстелил свои длинные волосы с намерением стать Буддой и избавить от страданий других существ.

Вывод

Жизнь Будды – яркий пример того, что в каждом человеке находиться неизменное и подлинное счастье, свободное от непостоянства и страданий. И каждый из нас может пройти этим путем – путем, который уже освещен и озарен светом великого мастера и огромным количеством десятков и даже сотен миллионов его, только современных последователей во всем мире.

Поэтому в следующих статьях мы еще продолжим говорить о мудрости, философии и сути классического Буддизма, а также других интересных его направлениях как тибетский Буддизм и даже Дзен и Тантрическое направление учения Будды называемое Тантра.

Отношение к Прибежищу

Буддисты отличаются от небуддистов тем, что принимают Прибежище в Трех драгоценностях. Эти три аспекта Прибежища – Будда, Дхарма и Сангха – одинаковы в Хинаяне и Махаяне, но отношение к ним несколько отличается.

В Хинаяне человек принимает Прибежище ради самого себя, с целью освободиться от страданий сансары. Взгляд Махаяны намного обширнее. Здесь мы принимаем Прибежище ради того, чтобы освободить из сансары всех существ; часто мы при этом думаем, что все они тоже принимают Прибежище вместе с нами и тем самым защищают себя от страданий. Кроме того, в Хинаяне практикующий принимает Прибежище лишь до смерти, а в Махаяне – на все оставшиеся жизни, вплоть до Просветления.

Что же касается Ваджраяны, то она предлагает уникальный подход. Здесь Прибежище принимается не только в Трех драгоценностях, но и в Трех корнях. Во-первых, это ламы – то есть коренной Учитель и все ламы линии преемственности как корень благословения; во-вторых, Йидамы – корень свершений; и, в-третьих, Защитники Дхармы и Дакини – корень активности, удаляющей помехи на пути.

Ваджраяна также вводит различия между внешним, внутренним и тайным уровнями принятия Прибежища. Внешнее Прибежище принимается в Трех драгоценностях и Трех корнях в их обычном понимании. Внутренний уровень означает, что практикующий считает своего коренного Ламу единством всех аспектов Прибежища. В этом случае тело Ламы представляет Сангху, речь – Дхарму, а ум – Будду.

Другой способ смотреть на это подразумевает, что тело Учителя – это все ламы линии преемственности, речь – все Защитники и Дакини, а ум – все Йидамы. На тайном уровне мы принимаем Прибежище в нашем собственном уме. Это значит, что мы переживаем пустотность нашего ума как абсолютное тело,

Состояние истины (Дхармакайя); его ясность – как тело совершенного опыта, Состояние радости (Самбхогакайя); а союз пустоты и ясности как тело воплощения, или Состояние излучения (Нирманакайя).

Изображения Майтрейи

Прошли века, и буддисты всех школ ждут прихода Грядущего. Об этом свидетельствуют многочисленные статуи Майтрейи в храмах в виде Бодхисаттвы или Будды, а также его огромные скульптуры, высеченные в скалах вблизи селений, которые воздвигались уже за 350 лет до н. э.

Статуя Будды Майтрейи близ Лэшаня. Китай IX век.

Так, одной из самых высоких статуй Будды Майтрейи на Земле (71 м) и – на протяжении более тысячелетия – самым высоким скульптурным произведением в мире является статуя в Китае. Она высечена в толще скалы при стечении трёх рек китайской провинции Сычуань близ города Лэшань. Голова Будды Майтрейи высится вровень с горой, а его стопы упираются в реку. Работы по созданию статуи проходили во время правления династии Тан, начиная с 713 г., и продолжались девяносто лет.

Согласно древней традиции, Майтрейю часто изображали сидящим со скрещенными ногами и совершающим знак наставления. Бодхисаттва зачастую одет в монашеское одеяние Будды. В школе Гандхары (древнего царства, находившегося на территории современного Пакистана) Бодхисаттва предстаёт увенчанным короной, облачённым в царские одеяния и держащим сосуд с амритой – напитком бессмертия. В другой форме Майтрейю изображали стоящим, облачённым в одежды Бодхисаттвы, его голова увенчана короной с маленькой ступой в ней. Согласно легендам, когда Майтрейя медитировал на образе Учителя, ученики увидели ступу Просветления на его макушке. Поэтому Майтрейя часто изображается со ступой на голове. Более поздняя традиция изображает Майтрейю сидящим уже не по-восточному, а по-западному – со спущенными с трона ногами, готовым к пришествию.

В буддийском искусстве Китая, Кореи и Японии VI-XIX вв. Майтрейю изображают полуобнажённым, поскольку открытая грудь является символом силы, увенчанным короной, на лотосовом троне как символе небесной чистоты. Сострадательный жест правой руки, касающейся щеки, означает нежность к людям, а движение ноги, спускающейся с трона, выражает готовность прийти на помощь страждущим и слабым.

Многочисленны изображения Майтрейи на буддистских танка. Танка – это вид буддистской портретной живописи, выполненной особым образом. Нередко Майтрейю изображают находящимся на Небесах Тушита, в сопровождении Атиши и Цонкапы (двух выдающихся мыслителей и проповедников буддизма).

Н.К. Рерих. «Майтрейя Победитель». 1925 год. Из серии картин «Майтрейя»

Среди современных картин, посвящённых Майтрейе, наиболее широко известен цикл полотен, принадлежащий кисти выдающегося русского художника Н.К. Рериха. На картине «Майтрейя Победитель» художник запечатлел величественную горную панораму с гигантским изображением Майтрейи. «Две руки к небу, как зов дальних миров. Две руки вниз, как благословение Земле. Знают – Майтрейя идёт», – так описывает Н.К. Рерих высеченный в скале древний рельеф Майтрейи близ Маулбека.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: