Как реагировать на критику с достоинством?

В словаре Д.Н. Ушакова

КРИ́ТИКА, критики, ·жен. (от ·греч. kritike). 1. только ед. Обсуждение, рассмотрение, исследование чего-нибудь, проверка чего-нибудь с какой-нибудь целью. Подвергнуть что-нибудь критике. Отнестись к чему-нибудь без всякой критики. Критика чистого разума (сочинение ·нем. философа-идеалиста Канта, создателя ·т.н. критической философии). 2. только ед. Научная проверка подлинности, правильности чего-нибудь (филол.). Историческая критика (проверка правильности фактов, сообщаемых историческими документами). Критика текста (проверка подлинности текста какого-нибудь писателя). 3. Определение достоинств и недостатков, оценка, разбор. Произвести критику чего-нибудь. Строгая критика. Ниже всякой критики (не удовлетворяет самым низким требованиям). Не выдерживает критики (см. выдерживать» title=’что такое выдерживать, значение слова выдерживать в словаре Ушакова’>выдерживать). 4. только ед. Неблагоприятная оценка, указание недостатков, порицание, нападки. Критика действий администрации. 5. только ед. Анализ, истолкование и оценка художественных произведений. Белинский занимался критикой. | Особый литературный жанр, преимущественно журнальный, посвященный разбору текущей художественной литературы. Критика шестидесятых годов. История русской критики. 6. Статья, содержащая в себе критику художественного произведения (·устар. ). Писать критики.

Психология критики и ее виды

Перед тем как углубиться в тему, разберемся, что такое критика. В общем случае это анализ, оценочное суждение о том или ином явлении, предмете, качестве человека. Иногда это способ выражения и демонстрации знаний, навыков, умений. Она может быть направлена не только на обыденные вещи или предметы, на людей, но и на более масштабные объекты: кинофильмы, картины, другие произведения искусства.

Следует понимать, что само по себе понятие «критика» является куда более глубоким, чем мы привыкли думать. Ее задачи не сводятся только к принижению чьих-то заслуг или умалению качеств объекта, субъекта. Она нужна для:

  • выявления противоречий, ошибок, их разбора;
  • анализа, обсуждения субъекта или объекта с целью дать оценку (пример – литературная критика);
  • исследования, проверка достоверности фактов.

Как и любое другое явление, точнее суждение, критика может быть позитивной и негативной. В первом случае это суждение во благо, во втором же исключительно ради унижения достоинства, умаления качеств субъекта или объекта.

С какой критикой вы сталкиваетесь чаще всего?
С позитивной. Меня окружают доброжелательные люди, они объективны. 25.93%

С позитивной, но часто она не является объективной. 22.22%

С негативной. Меня часто критикуют, делают это по объективным причинам. 18.52%

С негативной, но критика не всегда объективна. 33.33%
Проголосовало: 27

Критик и писатель

Несложно догадаться, что между ними отношения складываются не слишком гладко. Между критиком и писателем существует неизбежный антагонизм. Этот антагонизм обостряется тогда, когда на создание художественных текстов и их рассмотрение влияют амбиции, стремление к первенству и прочие факторы. Критик — это человек с литературным образованием, анализирующий художественное произведение без учета политических и личных пристрастий.

Отечественной истории известно немало случаев, когда критика находилась на службе власти. Именно об этом рассказано во всемирно известном романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Писатель не раз сталкивался с недобросовестными критиками. В реальной жизни отомстить им никак не мог. Единственное, что ему оставалось, создать неприглядные образы Латунского и Лавровича — типичных критиков 20-х годов. На страницах своего романа Булгаков отомстил своим обидчикам. Но ситуацию это не изменило. Многие прозаики и поэты все так же продолжали «писать» в стол. Не потому, что их произведения были бесталанными, а потому, что не отвечали официальной идеологии.

В словаре Даля

ж. розыск и сужденье о достоинствах и недостатках какого-либо труда, особ. сочиненья; разбор, оценка. Историческая критика, разбор бытейский, розыск о событиях, очистка их от прикрас и искажений. Людской критики не избежать, пересудов, осуждений, охуждений. Крbтиковать что, делать разбор, розыск и заключенье по нем о достоинстве чего-либо; | охуждать, осуждать, порицать или хаять, опорочивать. -ся, быть критикуему, осуждаему; | опорочивать друг друга взаимно. Критик, кто критикует; разборщик, разбиратель; хулитель, порицатель. Критически, на критике, разборе основанный; способный к здравому, верному сужденью, к оценке; склонный к порицаниям, к отысканью недостатков; | затруднительный, опасный (см. кризис), ведущий к перелому, к перевороту. Критические исследования; верный, критический ум; критическое направленье, взгляд на что; критическое положенье: критический пот в болезни. Разобрать что критически, на основании здравой критики. Критерий, критериум м. оселок, верный признак для распознания истины. Логический критерий, основанный на самом образе мышленья.

Виды критики. Конструктивная и деструктивная критика

Итак, рассмотрим основные виды критики. Их всего два.

1. Конструктивная критика — это выражение своего мнения с целью оказания помощи. В данном случае критик дает оценку вашим действиям или вашей позиции, желая помочь вам, принести какую-то пользу. Конструктивная критика может быть выражена в форме объективного анализа или в форме неких советов, рекомендаций по улучшению.

Рассмотрим основные признаки, по которым можно определить, что это именно конструктивная критика:

  • Объективность. Выражая свое мнение, критик не претендует на абсолютную истину, он подчеркивает, что это лично его позиция, его мнение;
  • Конкретность. Критикующий указывает на конкретные детали или моменты, которые он подвергает сомнению, при этом не говорит, что плохо совершенно все;
  • Аргументированность. Человек, который критикует, приводит конкретные аргументы, обосновывает свою позицию, показывает, на чем основана его критика;
  • Примеры из жизни. Критикуя, человек приводит конкретные примеры из личной или чужой жизни, которые подтверждают ход его мыслей;
  • Знание дела. Критик сам хорошо разбирается в тех вопросах, которые критикует (например, имеет профильное образование, опыт, личные достижения);
  • Отсутствие перехода на личности. Человек критикует, проявляя уважение, не переходит на личности, критикует не самого оппонента, а его действия или убеждения;
  • Указание на положительные моменты. Критикующий указывает не только на недостатки, но и на преимущества вашей работы или вашей позиции.

2. Деструктивная критика — это выражение своего негативного мнения бесцельно, либо с корыстными целями. В этом случае критик нисколько не желает помочь тому, кого он критикует, он делает это с какими-то низкими целями или вообще без таковых.

Выделим основные причины деструктивной критики:

Манипулятивное воздействие. Критик таким образом воздействует на оппонента, с целью склонить его к каким-либо, выгодным ему, действиям.

Зависть

Человек может банально завидовать другому человеку, и от этого стараться искать в нем недостатки и открыто на них указывать.

Чувство собственной важности. Есть люди, которые критикуют ради самого процесса и получения от этого морального удовлетворения. Это тоже деструктивная критика в чистом виде

Это тоже деструктивная критика в чистом виде.

Нестандартные мысли, путь развития. Если человек выделяется из толпы, мыслит и делает не так, как большинство, то найдется немало желающих раскритиковать его только потому, что он не такой, как они. Такая критика тоже не является конструктивной.

Теперь рассмотрим основные признаки, указывающие на то, что это именно деструктивная критика. В основном это все то, что противоположно конструктивной:

  • Необъективность. Критик явно демонстрирует, что все, что он говорит — безусловная, 100%-я истина, которую даже нельзя подвергнуть сомнению;
  • Отсутствие конкретики. Критикуется просто все, используются общие, размытые формулировки: «все плохо», «все ужасно», «это неправильно», «это бесперспективно», «ну кто же так делает» и т.д.;
  • Голословность. Деструктивная критика никак не аргументируется, критик не приводит никаких примеров, просто критикует и все;
  • Цепляние к мелочам. Критик активно критикует самые несущественные аспекты, не оказывающие особого влияния на общий процесс или позицию;
  • Неуместность. Человек постоянно и активно навязывает свою критику, по собственной инициативе, когда его никто об этом не просит, и даже дает понять, что его мнение не интересно;
  • Переход на личности. Критикующий выражает свое мнение не о действиях и суждениях, а о самом человеке, причем, все это в неуважительной форме.

Теперь, когда вы знаете, что такое конструктивная и деструктивная критика, давайте рассмотрим, как реагировать на критику.

Как можно и как нельзя реагировать на критику в свой адрес

При восприятии критики лучше придерживаться золотой середины

Критика помогает нам развиваться. Если научиться прислушиваться к советам других людей, можно извлечь для себя много полезного.

Главное не воспринимать любую помощь и совет в штыки, но и не принимать безоговорочно на веру все, что говорится в ваш адрес.

Не стоит оправдываться. Лучше просто молча выслушать и поблагодарить.

Для разных возрастных категорий существуют свои установки, которым нужно следовать, чтобы правильно реагировать на критику.

Как реагировать, когда критикуют взрослые

То, как ребенок будет воспринимать критику, зависит от его родителей.

Они должны рассказать, что не стоит принимать критические замечания близко к сердцу. Объяснить, чем субъективное мнение отличается от объективной критики.

Например, если ученик при решении задачи допустил много ошибок, замечание учителя вполне уместно.

А если он нарисовал траву красной, а не зеленой – то это его творческий взгляд. Творчество – эта та сфера, которую критиковать бессмысленно.

Необходимо научить ребенка спокойно воспринимать критику, но уметь отвечать на нее.

Признавать ошибки, если он понимает, что не прав, или отстаивать свою точку зрения.

Взрослые тоже ошибаются, поэтому нужно учиться отстаивать свою точку зрению, если ты прав

Отвечать стоит вежливо, но твердо.

Взрослые чаще бывают опытнее детей и замечают больше ошибок, поэтому их критика может быть вполне уместна, это тоже стоит учитывать.

Но если взрослый явно не прав, нужно не бояться высказываться и приводить аргументы в свою пользу.

Если есть возможность, родители сами могут вступить в диалог с тем, кто критикует их ребенка, чтобы лучше понять ситуацию и разобраться в проблеме самостоятельно.

Чтобы ребенок на практике понял, как реагировать на критику, можно проиграть это с ним в ролевой игре. Игра помогает закрепить знания и является просто хорошим развлечением.

Как реагировать, когда критикуют сверстники

Нужно научить ребенка не бояться прислушиваться к мнению тех друзей, которые преуспевают в тех областях, где он отстает.

Но стоит помнить, что дети и подростки часто бывают агрессивны и могут задеть из зависти, лишь для того, чтобы повысить свою самооценку.

Родители должны научить ребенка уметь защищать себя и отстаивать свое мнение. Не отвечать агрессией на критику (за исключением случаев, когда сверстники сами проявляют агрессию).

Несмотря на то, какая критика была использована, из этого можно вынести урок. Критика помогает выстроить социальные взаимодействия, наладить контакты, понять чьи-то потребности и интересы, и, конечно же, развивает и делает сильнее.

Главное, уметь применять критику и правильно реагировать на нее.

В этом видео вы узнаете, что думают о критике психологи:

Что с этим теперь делать? 3 шага для трансформации

Вот мы и вытащили на белый свет максимально полный список ограничивающих убеждений. Что же с этим добром делать? Не могла ограничиться просто перечнем негативных установок, ведь самое главное, это последующая работа.

3 шага для трансформации

Всего лишь 3 шага, но они такие важные.

Шаг 1.  Понять, какие убеждения нас ограничивают.

За собой наблюдать – это тяжкий труд

Внимание смещается в сторону «более важных» вещей. Это как бежать за уходящим поездом, вроде бы вот он, а не догонишь, только из сил выбьешься

А что если впрыгнуть в другой поезд, который, тоже идет в том направлении?

Последите за другими людьми, в своей семье, за друзьями. Найдите в окружающих ограничивающие выражения. Иногда они так раздражают! Психологами замечено, что иногда, вызывают раздражение те черты, которые присущи нам, и мы бы хотели из них избавиться. Но, к сожалению, в себе не находим.

Как в поговорке: «В чужом глазу соринку видит, в своем бревно не замечает».

Поэтому, понаблюдайте за другими, отзеркальте: «А что если и Вы так же говорите?». Самые продвинутые, могут прислушаться к своей речи.

Шаг 2. Разобраться, что несут за собой.

По сути, любая внутренняя установка несет и плюс и минус. Задайте себе эти нехитрые вопросы. И возможно, ответы удивят Вас или натолкнут на размышления.

Плюс. Зачем? От чего ограждает и защищает?

Минус. Чем вредит?

Возьмем, к примеру,  ограничивающее убеждение:       «У меня это никогда не получиться».

От чего защищает? От возможных ошибок (которых, может и не быть, но все-равно страшно). Возможно, от чужих насмешек. (Есть целая статья про самооценку).

Чем вредит? Мешает развиваться, двигаться к цели. Получать новый опыт и знания. Быть уверенной в себе.

Получается, что часто защищает от надуманных возможных последствий, от страха движения вперед, от развития. Поэтому и называют эти негативные высказывания – ограничивающие.

Когда разложишь все так по полочкам, то легче переводить эти блокирующие стереотипы в ресурсные убеждения.

Шаг 3. Переформулировать в позитивное выражение.

Эти переформулированные предложения можно назвать  аффирмациями. Много примеров приведено в отдельной статье.   Можно взять любую из представленных, которые Вам подойдут. Или для примера приведу позитивную, ресурсную формулировку:

Правила применения критики

Критика только тогда будет полностью соответствовать приведенному нами в начале статьи понятию (анализ, оценка, суждение на принципах объективности), когда она является аргументированной и доброжелательной. Профессионалы придерживаются мнения, что сочетание доброжелательности и объективности – это «золотое правило» любого специалиста, ведущего деятельность в сфере критики. Да, они профи в деле поиска минусов, они видят недостатки и указывают на них, но понимают, что, задев кого-то или обидев, не получат результата и не станут востребованными.

Вот примеры того, как правильно и неправильно применять критику (в рамках разных ситуаций):

школа. Учитель и ученик. Последний не справился с задачей. Плохо говорить ему: «Из тебя не выйдет толкового человека». Хорошо так: «Тебе нужно больше стараться, ты сможешь решать задачи сложнее»;
производство. Начальник и подчиненный. Последний допускает выпуск брака. Плохо, если начальник говорит: «Такие работники нам не нужны, мы теряем деньги». Хорошо, когда он объективно оценивает ситуацию: «Это приведет к небольшим потерям, мы их не ощутим. Будь, пожалуйста, внимательнее, чтобы не допускать ошибок в будущем. Мы верим в твой профессионализм»;
общественный транспорт. Молодой человек и бабушка

Последняя по неосторожности пачкает обувь первому своей коляской. Плохо, если молодой человек скажет: «Слепая старуха, не видишь, куда катишь свое барахло?»

Хорошо, если он сделает мягкое замечание: «Бабуль, надо быть аккуратнее».

Это лишь примеры.

Самые главные принципы критики: объективность, взвешенность, логичность, доброжелательность, аргументированность. Без их соблюдения любое суждение превращается в поток ничем не обоснованного словесного гнева, даже если подача мягкая.

Выслушайте оппонента и определите вид критики

Во-первых, критику в любом случае нужно выслушать, внимательно и не перебивая. Ну а далее уже стоит определить вид критики, в соответствие с которым решить, как на неё реагировать.

По объективности критика может быть:

  1. Конструктивной. Это конкретная обоснованная критика, высказанная с уважением и приведением конкретных фактов и примеров, указывающих на причину такого мнения. Обычно нацелена на то, чтобы указать на ваши реальные ошибки и проблемные стороны.
  2. Диструктивной. Обычно это несправедливая критика, высказанная в грубой и навязчивой форме, ничем не подтверждённая и оформленная в довольно пространном виде, без конкретных формулировок и обоснований. Нацелена исключительно на то, чтобы вывести вас из себя или «слить» на вас свой негатив.

По востребованности критика делится на :

  1. Прошенную — если вы спрашивали мнения критикующего на тот или иной предмет относительно вас. Такую критику, конечно же, стоит выслушать и принять к сведению, определив для себя, с чем вы согласны и над чем стоит поработать, а с чем в корне не согласны (хотя и это отметать полностью не стоит, ведь вы можете чего-то не замечать, что видно со стороны, поэтому проанализируйте несколько раз).
  2. Непрошенную — человек навязывает вам своё мнение, когда его не спрашивают. Конечно, такую критику тоже стоит проанализировать, ведь она может быть конструктивной. Но ваше право никак не реагировать на неё, просто осадив говорящего. Исключением можно считать, например, критику по работе, когда руководитель указывает вам на ваши ошибки. Конечно, он может делать это без вашего на то позволения.

Позитивная критика — это как?

Оценивая человека или какой-либо объект, особое внимание стоит уделить тону, с которым мы это делаем. Извлечёт ли оппонент пользу из нашей критики в большей степени зависит от намерений критика, которые легко понять через используемые слова и стиль изложения оценки

Избегайте резких выражений, которые могут спровоцировать собеседника, постарайтесь как можно мягче указать на ошибки, и ваша критика будет позитивной и конструктивной.

Так мы сможем расположить оппонента, чтобы он извлёк максимальную пользу из нашего мнения. В противном случае мы рискуем оттолкнуть от себя критикуемого, и он просто станет невосприимчив к нашим доводам.

Если критикуя исходить из того, что объект недостаточно хорош и обладает недостатками, мы получим субъективную критику. В случае же если наша критика будет строиться на общепринятых стандартах и критериях, мы можем добиться объективной критики.

К примеру, если выстроить речь используя фразы «я полагаю», «как мне кажется», «моё мнение», то высока вероятность, что критикуемый останется глух к нашим замечаниям.

Для того, чтобы быть услышанными, нам следует строить свою речь используя слова «последние исследования показали», «мнение ведущих специалистов в этой области» и т. д. Другими словами, постарайтесь в своей речи обосновывать свои замечания и стандарты, используя объективные источники.

Критика будет позитивной, если коллеги делятся своими опытом и знаниями с нами, или наш руководитель выражает своё мнение по какому-то вопросу, так как критикуемый в этом случае способен извлечь определённую пользу, достигнув более высоких результатов.

Многие люди, прислушиваясь к такой критике, освобождаются от своих недостатков и становятся лучше. В образовании и воспитании такая критика иногда даже бывает необходима.

Несмотря на то, что наша критика нацелена на исправление недостатков, мы можем получить обратный эффект. Вместо исправления, ошибки могут, наоборот, ещё глубже укорениться.

Старайтесь избегать высказываний о том, кто прав, вместо этого сфокусируйте внимание на том, каким должен быть человек. Будет неправильно, если постоянно твердить оппоненту о его недостатках, это может привести к привыканию и укоренению этих недостатков. Смените тактику и вспомните про сильные стороны человека, а о недостатках, лишь вскользь упомяните

Особенно важно говорить о положительных качествах в общении с детьми. Если вы поручили ребёнку выполнение какого-либо задания, а он допустил ошибку, то следует вначале указать на проявленные положительные качества и лишь после этого говорить об ошибках

При таком подходе мы сумеем уберечь тёплые отношения и сохраним его уверенность в собственных силах.

Следует избегать критики в адрес своих сослуживцев, так как вы рискуете получить ответную критику. Кроме того, вы можете стать причиной распространения клеветы и недоброжелательных отношений в коллективе. В результате может сложиться атмосфера, где все начнут замечать только ошибки друг друга. В таком коллективе будут нарушены взаимоотношения и взаимопонимание, а отсутствие взаимовыручки и поддержки затруднит работу.

Необходимо понимать следующее: «Если вы всё критикуете и на всё возражаете, то вы работаете на разрушение. Вместо этого, если вам что-то не нравится, стоит подумать, как сделать лучше. В результате разрушающей критики, мы можем получить только развалины. Чтобы воздвигнуть город, необходимо созидание».

Как надо критиковать

Устали? Ничего, скоро уже конец. Мы с вами рассмотрели, как не надо критиковать, и почему

Теперь давайте перейдём к самому важному — как НАДО критиковать. Как оформить ваши замечания так, чтобы не ранить, не демотивировать, не оскорбить, а поддержать и стимулировать

Признаки хорошей критики:

она исходит из позиции «плечом к плечу с автором»;
она уважительна, то есть, принимает во внимание труд другого человека и/или результат этого труда;
она мотивирует на изменения;
она вызывает инсайты (озарения) о том, как можно что-то улучшить;
она не задевает самооценку. В идеале, вообще её не касается, потому что не может быть никакой нужды ранить чужое Эго, чтобы донести свою мысль.. Правильная критики поэтапно:

Правильная критики поэтапно:

Начните с чего-то положительного и качественно его похвалите

Важно сделать это искренне, то есть, действительно найти в предмете критики хорошее, и подробно написать, почему вам это кажется важным. Фальшивая похвала легко распознаётся;
Уберите все ваши негативные эмоции в сторону, чтобы не вызвать срабатывание защит

Не подавляйте чувства совсем — просто отложите на время, так как они вам будут мешать;
Если ваша критика устная — используйте тёплые подкрепления, позитивный язык тела, улыбку. Дайте почувствовать вашу доброжелательность. Если письменная — то же самое, в пределах возможностей печатного текста;
Когда приступаете собственно к пунктам замечаний, вместо указательных предложений используйте Я-сообщения: вместо «вы не правы» — «я не согласен». Так вы избегнете обвинительного тона;
Будьте как можно более точны и детальны в описании сути, того, что надо поменять и улучшить. Чем подробнее — тем лучше;
Делайте акцент на поведении/продукте/творении, а не на самом человеке. Так вы сохраните его от чувства «я какой-то неправильный, пойду лучше полежу в кустах»;
Постарайтесь войти в позицию критикуемого, искренне примерить шкуру того, кто уже хорошо потрудился — а не вещать, как всё плохо, из своей позиции. Иногда после этого становится понятно, что какие-то пункты вашей критики легче озвучить, чем сделать, если учесть всё, что уже учёл он. А некоторые нужно делать иначе, чем вам кажется;
Не говорите слишком много сразу. Ограничьтесь двумя-тремя пунктами, остальные можно добавить, если будет диалог;
Давайте готовые решения, т. е. советы по процессу, которые можно прямо сразу взять и использовать. Если готовых нет — придумайте хотя бы одно, пусть даже сырое. Это облегчит критикуемому задачу;
Обязательно закончите чем-то положительным, и снова — хвалите качественно и подробно. Чем лучше погладите в начале и в конце, тем лучше будет воспринято то, что в середине.

Вот и всё. Те, кто дочитал досюда — молодцы и герои! Хочу кое-что пожелать всем героям, напоследок.

Пожалуйста, помните: цель вашего вмешательства — помочь кому-то стать лучше, исправить проблему.

Вы не расслабляетесь с помощью критики, вы не отрабатываете свой стресс, вы не чешете свое Эго. Если всё-таки вы это делаете, остановитесь и подумайте — действительно ли у вас есть обоснованные замечания, или вам просто нужно с кем-то поговорить. Если же вы ПРАВДА хотите помочь — убедитесь, что ваш фидбек содержит именно этот посыл. Очень непросто бывает отделять главное от второстепенного, но наилучшая критика — как раз, самая осознанная и самая тщательно продуманная. Для критикуемого она ещё и самая удобная, потому что её можно немедленно взять в работу. С помощью такой критики проблемы и пути их решения видны очень чётко. При этом, критикуемый не получает «бесплатного бонуса» в виде расстройства, демотивации и ощущения собственной неправильности.

Берегите друг друга — и тех, кого критикуете (потому что на свете слишком мало людей, которые делают хоть что-то), и тех, кто критикует (потому что людей, которым действительно не всё равно — тоже, в общем, немного).

  • Зигмунд Фрейд о любви и страсти: 25 открыток
  • Как в Англии жён продавали: дикарские обычаи 19 века
  • Этот парень родился без пальцев рук, но посмотрите, как он играет на пианино!
  • 25 сайтов, которые стоит посетить, когда вам нереально скучно
  • Через 10 лет вы будете совершенно другим человеком

Как большинство людей реагируют на критику?

Совершенно естественная реакция на критику — негативная. Так наше сознание реагирует на негатив и пытается защитить самооценку. Но негатив негативу рознь, и если у одного после жесткого разбора полетов просто ухудшится настроение, то другой забьется в угол и будет плакать.

Причин, по которым человек слишком ярко реагирует на любые высказывая может быть несколько. Я назову их основные разновидности, а Вы покопайтесь в себе — если две-три причины подходят Вам, решить проблему с негативным восприятием психики Вы сможете и самостоятельно. Если же их больше, стоит обратиться за помощью к психотерапевту, который избавит Вас от этой проблемы.

  1. Внутренний критик или жесткое Супер-Эго. Личностям с такой проблемой свойственно негативное мышление: «У меня ничего не получится», «Все выйдет опять плохо!» Критика извне, в какой бы форме она ни была бы, подтверждает эти внутренние угрызения, дает им серьезный повод, чтобы нанести болезненный удар по самомнению.
  2. Психологическая травма. Ослабленная после столкновения с серьезным раздражителем психика просто не может найти силы на борьбу с очередным негативом. Сообщение, которое при этом может транслироваться: «Ну вот опять опасность!», «Все прямо как в тот раз!».
  3. Нарциссизм. В данном случае понимается не раздутое в искусстве самолюбование, а принятие и понимание себя через призму мнения окружающих. Любое негативное мнение воспринимается как свидетельство о наличии каких-либо дефектов, неполноценности личности. Любая критика означает, что Вы потерпели неудачу, а значит, Вы ничтожны и слабы. И вообще непонятно, как спокойно реагировать на критику в этом случае.
  4. Неустойчивая или низкая самооценка. При низкой или расшатанной самооценке любая критика опускает самомнение еще ниже. При этом личность, уставшая от своего положения, воспринимает такое давление как катастрофу. «Ну, все, теперь я еще хуже» — мысли, которые могут кружить в голове.
  5. Незащищенность или ранимость. Ранимость психики очень ослабляет, любая критика воспринимается остро. Чувства, будто с Вас содрали кожу, и вам нечем больше прикрывать своё чувствительное нутро. Остается только кричать: «Больно! Зачем Вы это делаете со мной?».
  6. Синдром самозванца. Все достижения и результаты воспринимаются, как подарки судьбы, а не заслуженные лавры. Синдрому самозванца постоянно сопутствуют тревога и страх – а вдруг все поймут, что я этого не заслужил? Любое высказывание со стороны выглядит как угроза. «Вот сейчас они все поймут!».
  7. Перфекционизм. У перфекционистов полностью отсутствует ощущение, что они достаточно хороши, вся их жизнь — погоня за идеалом. Критика отбрасывает личность назад, ломает карточный домик под названием «Идеал». «О боже! Я несовершенен!».
  8. Невозможность выносить чужой дискомфорт. Этих людей еще можно назвать удобными. Они отказываются от своих потребностей, чувств, желаний, лишь бы не доставлять никому проблем. Критика при этом становится тревожным сигналом или даже сиреной, которая трубит: «Караул! Не угодила! Кто-то мучается!».
  9. Паранойя.Такие люди могут похвастаться девизом: «Все неспроста!». Негатив со стороны сразу приобретает оттенок злонамеренности, критик автоматически возводится в ранг врагов.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: