Мантра кали

Суть энергии Кали

Богиня Кали  — одна из ипостасей Деви, или Дурги (жены Шивы), олицетворение грозного аспекта его божественной энергии — шакти.

Этимология имени Богини Кали связана с понятиями «время» и «смерть».

Кали – госпожа времени, которая сплетает и расплетает его ткань. Без ее пульсирующей активности все существование недвижимо и подобно мертвецу, ибо Кали является как создательницей, так и хранительницей вечного цикличного порядка времени. Кали – это воплощение временной силы Вселенной, первопринцип эволюции.

Привязанность к материальной форме вызывает страх перед смертью. Страх же является основным препятствием на пути к духовному развитию, прогрессу. Кали – сама смерть, но и она же освобождает от страха смерти – основополагающей тревоги первой чакры, и открывает двери к познанию-постижению вечности.

У Кали две стороны: созидательная и разрушительная.

Под именем Бховани она несет в себе разрушительное начало. В воплощении Дурга она уничтожает зло.

Кали известна своей разрушительной силой, о чем говорят ее многочисленные имена. Шри Уграпрабха (Излучающая ярость), Шри Нарамандали (Одетая в гирлянду из черепов), Шри Кродхини (Космический гнев) — все эти имена свидетельствуют о ее гневе.

Но Кали называют и Шри Виласини (Океан радости), Шри Бхогавати (Верховный даритель радости в мире), Шри Манорама (Высочайшая Божественная милость и очарование) благодаря тому, что она символизирует защиту человечества от зла, материнскую любовь и заботу.

Кали пребывает в анахате. Она взаимодействует с физическим сердцем. В этой форме она называется Ракти-Кали (красная Кали), пульсация сердца.

Кали проявляет себя в качестве десяти великих форм знания (Даша Махавидья). В целом, Даша Махавидья — это отражение единой Жизни бытия во всей ее целостности и полноте, в которой все проявления единой Шакти — темные и светлые, материальные и чисто духовные, активные и бездеятельные, — все представлены как Единство в многообразии. В “Маханирвана-тантре” говорится, что Великая Богиня обладает высшей непостижимой природой, но ради своих преданных она соотносит себя с пракрити (материальной энергией), характеризующейся тремя гунами (качествами) — саттвой (ясностью, спокойствием и благостью), раджасом (активностью, энергичностью и страстью) и тамасом (инертностью, невежеством и тьмой). Все Махавидьи группируются в соответствии с тремя гунами и только первая Махавидья, сама Кали, как подательница прямого и немедленного Освобождения, стоит выше всех гун.

В “Деви Упанишад”, отвечая на вопрос всех богов: “Кто ты, о Великая Богиня?” сама Мать говорит о своей  сущности: “Я — сущностная форма Брахмана. От меня произошел весь мир, состоящий из пуруши и пракрити, из пустоты и непустоты. Я — и в блаженстве, и в неблаженстве. Я — и в постижении, и в непостижении. Я должна быть постигнута и в Брахме, и в Брахмани. Я — пять космических элементов и вне пяти элементов. Я — весь этот необъятный мир. Я — Веда и не-Веда. Я — Знание и незнание. Я — нерожденная и не нерожденная. Снизу и сверху и повсюду вокруг — везде я”.

Кали символизирует вечную жизнь, а вечная жизнь имеет цену. Только то, что является бессмертным, может быть бесконечным, поскольку ничто не может изменить его природы. Смертный и переходный процесс рано или поздно закончится. Чтобы извлечь пользу из вечности, которой является Кали, нужно принести в жертву нашу смертную природу. Поэтому Кали обычному глазу кажется пугающей и разрушительной.

На космическом уровне Кали наполняет собой вселенную, как энергия преобразования. Она действует быстро и не оставляет после себя никаких следов, вызывая радикальные перемены. Кали есть восприятие правды, отрицающей все иллюзии. Она воплощает в себе творение, сохранение и уничтожение, вызывает одновременно любовь и ужас.

Изображение Махакали

Богиня на рисунках обладает четырьмя руками. Они являются символом космического ритма, природного пульса в жизни и смерти. Ее руки находятся в постоянном движении и держат определенные атрибуты.

  1. Когда левые руки сжимают трезубец, то две правые руки находятся в абхая-мудре, что означает «не бойтесь», и в варада-мудре – «принесение в дар милости». Это творческая, созидательная энергия Кали.
  2. Если в двух левых руках находится меч весь в крови и отрубленная голова, то это разрушительная энергия богини.

У Кали на изображениях три глаза, что соответствует солнцу, луне и огню (прошлое, настоящее и будущее). Это все находится в ее власти, под ее контролем. Сама богиня существует независимо от времени, она выше этих понятий.

С помощью окровавленного меча и отрубленной показано отсечение собственного эго. При этом у меча есть глаз, что символизирует распознавание мудрости (дарование знаний и избавление от неведения). Кали является спасительницей от иллюзий, невежества, неоправданных надежд и лжи.

Окровавленная голова также означает страсть (Гуна Раджаса) — избавление от греховных пристрастий и обретение силы для их преодоления.

Практически на всех изображениях богини нарисован полуоткрытый рот с высунутым языком и белоснежными острыми зубами. Ее образ трудно перепутать с другими божествами. Язык Кали ярко-красного цвета символизирует страсть. В виде белых клыков изображена благость (гуна саттвы), с помощью которой одерживается победа и идет указание на природную духовность, состоящую из саттвы без ограничений, присутствующих в других гунах.

Нагая фигура богини говорит о ее нахождении за пределами общепринятых рамок и норм. Она выше влияния гун и времени, не подвластна иллюзиям Майи, в паутине которой находится весь существующий мир. Кали созвучна яркому свету Истины, его нельзя спрятать за какими-либо иллюзиями. С помощью Истины вся тьма невежества рассеивается.

Живет Кали в местах, где происходит кремация человеческих тел. Именно там эгоизм, дуальность этого мира, а также пять элементов панчи махабхуты становятся пеплом. Уходят концепции, устраняются привязанности, эмоциональные ограничения, догмы. Человек избавляется от всего, что ограничивало его в саморазвитии. Такой же огонь загорается в сердце практикующего йогу. Он совершает собственный огненный ритуал (ягью), являющийся огнем знания, принесенный в дар богиней Кали.

Отрубленные головы, висящие в форме гирлянды, – это вовсе не принесенные ей жертвы, а символы санскрита, в которых проявлены мокша-мантры (освобождение). В таком образе Кали предстает в виде Шабды Брахмана, означающего суть реальности и проявленного в звуке. Звуки-семя порождает всю Вселенную, а богиня является ее матерью.

На поясе Кали висят отсеченные руки, как взаимосвязь между действиями и их последствиями. Это символ освобождения от негативной и положительной кармы после совершения серии кармических воздаяний через практику и преданность богине.

Нередко у Маха Кали на рисунках присутствуют змеи. Объяснить такой символ очень сложно. Скорее всего, они оказывают устрашающее воздействие на человека, как и весь образ богини. Но в то же время у Кали, как и у Шивы и других аскетов, было принято находиться в абсолютной гармонии с ядовитыми и обычными змеями. В них сокрыта таинственная мудрость и невиданные богатства. Сбрасывание кожи считается символом перерождения.

Змея — «пороговое» существо, она способна проникнуть во все божественные пространства земли, подземного царства и всей Вселенной. Змеи легко передвигаются по земле и под землей, так же легко они могут перемещаться из одного космического плана в другой: из царства мертвых в царство живых. Богиня взаимодействует с ними, как они обладает преображающей силой.

Легенда о богине Кали

Богиня Кали впитала в себя все беды людей.

Божество Кали, по преданиям, – создательница и матерь всего, впитавшая все беды и страдания человечества. В переводе имя небожительницы означает «черная», ее часто изображают в яростном виде – с длинным языком, тремя темными глазами и четырьмя руками, в одной из которых меч, а в другой – отсеченная голова демона. Образ символизирует отречение от эго. Богиня наказывает тех, чья душа стремится к невежеству, и благословляет вставших на путь духовного развития. Она может как подарить, так и отнять божественную энергию.

Чтобы остановить ее, Шива перевоплотился в плачущее дитя. Теперь Матерь Времени и Перемен творит добро, стоя на человеческих останках.

По другой легенде Кали вышла из спящего тела Вишну, чтобы разбудить его. Представшая в образе богини Йога-Нидры, она осуществляла защиту мира от лукавых и коварных демонов – Кайтабхи и Мадху. Вишну удалось одолеть демонические силы лишь после того, как Кали использовала против злых духов свои чары, перевоплотившись для этого в Маха-Майи.

Иконография

Махакали чаще всего изображается в сине-черном цвете лица в популярном индийском искусстве.

Ее наиболее распространенное четырехрукое иконографическое изображение показывает, что каждая рука несет по-разному меч в форме полумесяца , тришул (трезубец), отрубленную голову демона и чашу или чашу из черепа ( капала ), в которой течет кровь отрубленной головы. Ее глаза описываются как красные от опьянения и в абсолютной ярости, ее волосы показаны растрепанными, изо рта иногда высовываются маленькие клыки, а язык свисает. Кровь демонов, которых она убивает, капает с ее языка, поглотившего его. Она украшена гирляндой, состоящей из голов убитых ею демонов, которые по-разному пронумерованы как (благоприятное число в индуизме и число счетных бусинок на джапа- мале , похожее на четки , для повторения мантр ) или 50. который представляет буквы санскритского алфавита, Деванагари , и носит юбку из рук демона.

Махакали Янтра

Ее образ с десятью головами (дашамукхи) известен как 10 Махавидий Махакали, и в этой форме она, как говорят, представляет десять Махавидий или «Великую Мудрость (Богиню)». Иногда ее изображают сидящей на пылающей могиле или гниющем трупе. Ее цвет лица описывается как цвет ночного неба, лишенного звезд. Она изображается в этой форме с десятью головами, тридцатью пылающими глазами, десятью руками и десятью ногами, но в остальном обычно соответствует четырехрукой иконе в других отношениях. В каждой из ее десяти рук находится орудие, которое в разных источниках различается, но каждая из них представляет силу одного из Дэвов или индуистских богов и часто является идентифицирующим оружием или ритуальным предметом данного Дэва. Подразумевается, что Махакали включает в себя силы, которыми обладают эти божества, и отвечает за них, и это соответствует интерпретации, согласно которой Махакали тождественен Брахману . Не показывая десяти голов, « экамухи » или изображение с одной головой может отображаться с десятью руками, что означает ту же концепцию: силы различных богов приходят только через ее милость .

На любом из этих изображений она изображена стоящей на наклонном неподвижном теле Шивы. Это интерпретируется по-разному, но наиболее распространенным является то, что Махакали представляет Шакти , силу чистого творения во вселенной, а Шива представляет чистое Сознание, которое инертно само по себе. Хотя это продвинутая концепция монистического шактизма, она также согласуется с философией недвойственной трики в Кашмире , широко известной как кашмирский шиваизм и наиболее известным образом связанной с Абхинавагуптой . Существует разговорная поговорка, что «Шива без Шакти — это Шава», что означает, что без силы действия (Шакти), которая есть Махакали (представленная коротким «i» в Деванагари), Шива (или само сознание) бездействует; Шава на санскрите означает труп, и игра слов состоит в том, что за всеми санскритскими согласными следует короткая буква «а», если не указано иное. Короткая буква «i» представляет женскую силу или Шакти, активирующую Творение. Это часто является объяснением того, почему она стоит на Шиве, который является ее мужем в шактизме , а также Верховным Богом в шиваизме . Другое понимание состоит в том, что дикая разрушительная Махакали может остановить свою ярость только в присутствии Шивы, Бога Сознания, чтобы равновесие жизни не было полностью нарушено дикой природой.

В кашмирском шиваизме высшей формой Кали является Каласанкаршини, который является ниргуной, бесформенным и часто проявляется в виде пламени над головой Гухья Кали, высшей грубой формы Кали. В непальском неварском искусстве форма и бесформенные атрибуты Кали часто рассматриваются в единой художественной форме, показывающей иерархию богинь в их традиции. В нем образ Гухьякали завершается пламенем с Каласанкаршини, высшим божеством в последовательности, которое поглощает время внутри себя и рассматривается исключительно как пламя, представляющее Пара Брахман . Она подобна божественной актрисе в ее собственной универсальной пьесе, которая принимает форму / роль Шристи Кали, Ракта Кали, Яма Кали, Самхара Кали, Мритью Кали, Рудра Кали, Махакаала Кали, Парамарака Кали, Калгнирудра Кали, Мартанда Кали, Стхитинаша Кали. и Махабхайравагхорачанда Кали, который есть не кто иной, как Каласанкаршини Кали

Мантры обращения к богине Кали

Божество созидания и разрушения способно на ярость и поддержку, уничтожение и сострадание, суровое наказание за связь и преклонение перед злыми духами и восстановление справедливости. Чтобы впитать энергию Темной Матери, дарующей мужество, силы, непоколебимость, читают специальные священные мантры, обращенные к ней.

Для борьбы со злыми силами призывают Кали.

Защита от злых сил

Борьба с низшими силами сложна, полна коварства, соблазнов и обмана. Чтобы выбраться из лап темного мира, покончить с пороками, стать на путь развития, призывают силу Кали.

Текст мантры звучит следующим образом: «Ом Крим Кали».

Для милости и снисхождения

Чтобы получить терпимость, снисходительность, помилование и благосклонность богини, читают мантру, означающую беспрекословное поклонение Кали:

Для милости и снисхождения читают мантру поклонения Кали.

Для очищения сознания

Мантра благоговения и почитания Великой Темной Матери очищает сознание от негатива, страхов, внутренних блоков, активизирует энергию для жизни:

Для духовного развития

Скорость духовного развития зависит от количества сил и энергии. Чтобы привести в движение механизм освобождения от негативных привязок, достичь гармонии и чистого сознания, читают следующий священный текст:

https://youtube.com/watch?v=QCbnQz2MJJw

Облики богини Кали

В разных религиях Кали имеет 8, 10, 12 и 21 манифестацию, а сама является одним из 9 аспектов Дурны. Так, форма Махакали – символ тьмы, из которой возникла Явь. В этом аспекте божество соединяет в себе все силы Мироздания, поддерживает вселенский порядок и следит за цикличностью бытия.

Кали соединяет в себе силы и поддерживает вселенский порядок.

Другие наиболее распространенные формы:

  • Адья-Кали – изначальная форма богини, созидающая сила;
  • Чандика-Кали – олицетворение мудрости, истины, просветления;
  • Ракша-Кали – дающая защиту от засух и эпидемий;
  • Самхара-Кали – дарующая свободу через уничтожение и смерть;
  • Гухья-Кали – воплощение мудрости и строгости;
  • Дакшина-Кали – защищающая от бед, дарующая заботу и благословение Матери;
  • Сиддхи-Кали – энергия душевного равновесия, блага и гармонии.

Темная Мать имеет несколько обличий:

  • воительница с иссохшим телом, символизирующим разрушительную силу, пламенем вместо волос, вооруженная топорами и трезубцами;
  • с десятью руками, десятью ликами и тремя глазами на каждой голове, при этом каждая рука держит сакральный атрибут, среди которых раковина, чаша с огнем, аркан, голова демона, лук и стрела и другое устрашающее оружие;
  • восседающая верхом на льве, с черным цветом лица, сияющая молодостью и красотой, и с четырьмя руками, удерживающими синие лотосы и оружие.

Темная Мать символизирует разрушительную силу.

Что означают атрибуты в образе богини:

  • демоническая голова – ложное эго, проявляющееся злостью, коварством, лестью, тщеславием;
  • пояс из рук – людские зависимости, привязанности, карма;
  • гирлянда из черепов – перерождение, воплощение Вселенной в дуальном мире;
  • высунутый красный язык – алый цветок гибискуса, вечное движение, активность, раджа-гуна;
  • три глаза – управление временем в трех циклах: рождение, смерть, перерождение; по другой версии – образы прошлого, настоящего и будущего;
  • меч – знание, отречение от духовной неграмотности и невежества.

Формы и их значение

Несмотря на гневный образ, Махакала обладает сочувствующей и сострадательной натурой. Его высшая цель – стремление к Пробуждению, а частная, помогающая всем практикам – преодоление препятствий на пути к нему, увеличение силы, накопление знаний, духовное развитие.

В Тибете его почтительно называют «Великий черный хранитель». Махакала может иметь самые разные формы: с разным количеством рук, разных цветов, и в каждом случае конкретное божество будет иметь особое значение. Называют 72 его эманации, но есть мнение, что их количество превышает тысячу.

Расскажем про самые главные его формы:

С 2 руками – Махакала Бернагчен, воплощение бодхисаттвы Ваджрапани. Буквально значит «черный плащ». Признан мощнейшим защитником. Особенно распространен в направлении Карма Кагью и служит Кармапе. 8-й Кармапа в свое время составил текст «Призыв Бернагчена», постоянное чтение которого поможет достичь храбрости и оградиться от зла. В монгольском направлении очень почитается подвид Бернагчена – Панджара Махакала, который, кроме всего прочего, считается покровителем домов.

Махакала Бернагчен

  • С 4 руками – Гонпо Чакжила, эманация Манджушри
  • С 6 руками – Джняна Махакала, воплощение Авалокитешвары, без труда побеждает врагов.

Шестирукий Махакала

Белый – Гонкар, помогает успокаивать и увеличивать активную энергию, дарует богатства, силу, ум, духовные качества. Во многом стал популярен из-за духовной деятельности Цонкапы, создавшего особые обряды Махакалы. Гонкар считается хранителем монгольского народа.

Белый Махакала

  • Золотой или желтый – усиливает энергию и удваивает усилия на пути Просветления.
  • Красный – дарит вдохновение.

Красный Махакала

Синий/черный – охраняет и устраняет преграды.

Черный Махакала

Цитаты о Боге

Я отшельник. Не заслуживаю восхваления, не боюсь замешательства. Ни враг, ни друг. Никто мне ни родной, ни чужой. Не забираю ничего из мира и не отдаю. Но когда тирания, развязанная под именем Дхармы (закона), становится основой неравенства (т. е. адхармой) я обязательно подавлю её!Махадев Шива

Бог благоволит всем. Он доволен тем, кто поклоняется Ему с чистым сердцем и размышляет о Нём. Будь то асур или дэв, животное или человек. Он не делает различий между ними.риши Кашьяпа

Всё находится во мне и связано со мной.Махадев Шива

Природа – это Его дом.Ревати

Махадев никогда не рождался, Он вечный и бесконечный. Он – сокровищница всего знания. Он – неразрушимый. Он Вишванатха (Господь Мира). Он не подвластен времени. Он Господь Пяти Основных Стихий. Он Бхутaнатх (Повелитель духов). Его дом — Кайлаш. Тем не менее, весь Мир является Его обителью. Он вездесущий. И Он первопричина всех причин. Он Величайший Йог. Он аскет и в тоже время семьянин. Эти два качества сочетаются в Нём потому что Он всегда находится в состоянии высшего блаженства. И это Его чувство высшего блаженства необходимо всему миру. Оно распространяется всюду благодаря единению Шивы и Шакти. Он лишён формы. Он безличный. Он Гангадхара (носит Гангу в своих волосах). Он также и Чандрашекхара (повелевает Луной). Он Трёхокий. И Он также Натараджа (царь танца). Он чистый и белый, как камфара. Он Нилакантха (тот, кто держит яд в горле для спасения мира). Змей обвит вокруг Его шеи подобно гирлянде. Множество рудракш украшают Его. Он держит трезубец, и пепел покрывает Его тело. В Его глазах высшее блаженство. А на Его лице отражается простодушие. Он выражение красоты. И Он обладает наивысшей привлекательностью. Он определяет существование. Он кажется совершенно нереальным. Он представляет весь мир. Он недостижимый. Он ужасающий Махакала (повелитель времени). Он присутствует каждое мгновение. Он бессмертный. И со смертью каждого Он тоже умирает. Он великая гора, а также маленькая травинка. Он земля и небо. Он – узы, а также освобождение. Он – время, загадка, яд и нектар бессмертия. Он – и знание, и невежество. Он – и свет, и тьма. Он – дилемма, а также её решение. Он не только покой, но также и полный разлад. Он и Брахма, и Нараяна. Он — Бог Богов, Махадев.Бог Вишну

Я тот, кого нет. Тот, кого нет — это я. Тот, кто вне личности — это я. Что видимо — то природа. А что вне природы — это я. Что слышимо — это слово, то, что вне слов — это я.Махадев Шива

Махадев всесильный. Вечный. Никто не может принудить Махадева к чему-либо. Он вне влияния законов, но Он никогда не нарушает никаких правил.Парашурама

У Шивы и Шакти нет начала и конца, Они — вечны. Когда ничего не существовало, были Они, и когда в будущем ничего не будет существовать, они всё так же будут продолжать существовать, присутствуя во всём в различных формах, не связанные временем и местом.Деви Бхайрави

в этот самый момент в этом мире Шива и Шакти находятся в бесчисленных формах, которые дополняя друг друга, выполняют обязанность поддержания поразительного баланса во всём мире.Деви Бхайрави

Чтобы понять Махадева, сначала необходимо понять Триаду Богов. Брахма, Вишну, Махеш (Махадев). Брахма — Творец Мира. Вишну — Тот, Кто поддерживает Мир. Махадев – Разрушитель Мира. Он разрушает, чтобы обеспечить равновесие в мире.Бог Вишну

Я не прихожу ниоткуда, и не ухожу никуда. Я прямо здесь и при этом я нигде. Когда в твоей голове нет мыслей, я один пребываю в твоём уме и больше никто.Махадев Шива

Не ищи меня. Узнай меня. Ты есть я. Я есть ты. Я – конец любого начала. Я – начало любого конца.Махадев Шива

Имея в виду

Происхождение Махакали содержится в различных пуранических и тантрических индуистских писаниях ( шастрах ). В них она по-разному изображается как Ади-Шакти — Богиня Дурга , Первозданная сила Вселенной, тождественная Абсолютной Реальности или Брахману . Она также известна как (женская) Пракрити, или Мир, в отличие от (мужского) Пуруши или Сознания, или как одно из трех проявлений Махадеви Дурги (Великой Богини), которые представляют три Гуны или атрибуты в философии санкхьи . В этой интерпретации Махакали представляет тамас или силу инерции. Распространенное понимание текста Дэви Махатмья («Величие Богини»), более поздней вставки в Маркандейя Пурану, считающегося основным текстом шактизма (ветви индуизма, которая считает Деви Дургу высшим аспектом Бога ), указывает на то, что другая форма Богини ( Махасарасватите , Махалакшй и Махакал) к каждому из трех эпизодов в нем. Здесь Махакали отводится к первому эпизоду. Она описывается как абстрактной энергии, yoganidra от Вишну . Брахма призывает ее, и она выходит из Вишну, и он просыпается. Она богиня времени.

Богиня Кали – многоликая, устрашающая мать всего сущего

Богиня Кали в индуизме понимается как Сила и Желание (Шакти) Бога. Благодаря ей разрушается все зло. Она – богиня-матерь, источник плодородия и жизни. Но, в то же время, она – темная сторона Пракрити (природы). В ее власти – созидание и разрушение.

В текстах она проявляется как богиня, побеждающая демонов в битве двух сил – божественных и тех, кто хочет занять место божеств. Согласно сказанию, асура Махиша, злобный демон, возжелал установить собственную власть над всем миром. Но боги нашли выход, создав существо-воительницу, которое соединило в себе всевозможные способности от разных божеств. Например, от Вишну она взяла непревзойденную мощь, от Шивы – могучее пламя, от Индры – несоизмеримую ни с чем другим силу.

Бросилась она в атаку с боевым кличем. Все, кто представал у нее на пути, мгновенно был уничтожен. Яростно, неистово она поражала всех противников. Хлещущая кровь превращалась в нескончаемые потоки, горы – в пыль, а небо даже почернело от того ужаса, что оно видело. Уничтожив всех демонов, Кали настигла Махишу и с жестокостью отсекла ему голову.

Но величественная богиня уже не могла унять свой пыл. Она сокрушала все, что было перед ней. Выполняя безумный танец, Кали наслаждалась триумфом победы, не желая останавливаться. Когда боги поняли, что, ликуя, она способна разрушить мир, Шива решил пойти на хитрость, чтобы остановить ее.

По одной версии, он обернулся плачущим младенцем, лежащим на поле боя среди убитых демонов. Кали, увидев его, не смогла унять свои материнские чувства, и взяла ребенка на руки. Принявшись его успокаивать, она позабыла о своем сумасшедшем танце. По другой версии, Шива попросту упал на землю перед мимо проходящей Богини, из-за чего она споткнулась.

Когда наступил вечер, Шива решил задобрить богиню, исполнив тандаву (танец творения). Кали не смогла сдержаться и тоже пустилась в пляс.

С момента великой битвы на нее возложено одно из ее основных предназначений – разрушение всего зла в мире.

Кали словно мать для своих детей. Она дает не только любовь, защиту и заботу, но также величайшие знания тем, кто преклоняется перед ней. Неспроста ее называют и богиней смерти. Печаль, смерть, разложение победить нельзя – их нужно принять как данность. Для всецелого осознания своего бытия человек должен принять тот факт, что бороться с этими проявлениями жизни (да, боль, горе и смерть – это тоже проявление жизни) бесполезно

Также она всячески отрицает стремление человека ставить свое эго в центр мироздания, пытаясь тем самым привлечь к себе внимание и изменить естественный ход жизни

Человек должен принять свою смертность. Только так он сумеет раскрепоститься, стать по-настоящему свободным

Здесь проявляется еще одно важно предназначение Кали – раскрыть перед людьми их смертную сущность, освободив их от пут рациональности и практичности

Богиня Кали – ужасная Разрушительница

Индуистский пантеон настолько обширен и многолик, что классифицировать его трудно: верования видоизменяются со временем, отличаются в разных географических областях, противоречат друг другу «на ровном месте». Тем не менее очень ярко среди всего божественного многообразия выделяется Кали – разрушительница невежества и великая освободительница, ответственная за мировой порядок. Один из ее символов – полумесяц. Она – темное воплощение Парвати, любящей жены Шивы. Именно в своей яростной форме богиня удовлетворяет чувственные интересы супруга.

Она носит несколько имен, среди которых:

  • Кали – «черная»;
  • Каларати – «черная ночь»;
  • Каликамата – «черная земная мать».

Богиня несет смерть, уничтожая отжившее и открывая путь новому. В человеческом восприятии Кали неизменно ассоциируется с черным цветом. Ее изображают в виде худой женщины с иссиня-черной кожей, темными растрепанными волосами и ярко-алым высунутым языком. Она обнажена и залита кровью, лишь изредка ее тело прикрыто шкурой пантеры.

Время богини – ночь. Тогда Кали выходит в мир, демонстрируя своими четырьмя руками символы, определяющие ее «род занятий»:

  1. Верхняя левая ладонь удерживает меч с окровавленным лезвием, при помощи которого Великая Мать уничтожает сомнения, двойственность, ложные знания.
  2. В нижней левой руке покоится голова демона, побежденного богиней, что обозначает отсечение эго.
  3. Верхняя правая ладонь складывается в жест защиты, избавляющий от страха.
  4. Нижняя правая рука дает благословение и исполняет желания тех, кто обращается к Матери.

Четыре руки богини определяют полный круг созидания и уничтожения, а ее три глаза связаны с прошлым (моментом творения), нынешним (сохранением созданного) и будущим (разрушением всего). На шее Кали покоится жуткое ожерелье, состоящее из пятидесяти человеческих голов: такая образность подчеркивает преходящесть физической жизни и неизбежные бесконечные перевоплощения души. Бедра богини украшает пояс из отрубленных рук – символ кармы, которую каждый человек в буквальном смысле создает собственными руками. Под ногами у Кали ее муж: Шива, отчаявшись остановить разгневанную супругу, бросился перед ней на землю, тем самым подчеркнув преимущество активного женского начала перед пассивным мужским.

К черной богине обращаются, чтобы:

  • вырваться из «объятий» кармы;
  • избавиться от страха смерти и перестать идентифицировать себя с телом;
  • познать вечность и развить незамутненное сознание;
  • обрести высшую мудрость;
  • отречься от иллюзий.

Согласно верованиям индуистов, Кали пребывает в сердце каждого, нося имя Красной Кали. Ее проявление – пульсация органа, перекачивающего кровь и поддерживающего жизнь. Великая Мать с момента зачатия и до самой смерти сопровождает человека, наполняя его энергией дыхания. Кали – это вечность, бессмертие, отсутствие формы. Активность богини связана с «перемалыванием» временного для того, чтобы закончить переходной процесс и прийти к высшему аспекту существования. Лучшая жертва, которую может принести Кали последователь, – его собственная смертная форма. Почитатели темной богини так и делали: в промежутке между 1740 и 1840 годами секта тугов уничтожила более миллиона человек во славу Черной Матери.

Легенда о богине Кали

Большинство людей, слыша имя богини Кали, сразу же вспоминают неуравновешенных ее почитателей, которые пели унылые песни и требовали жертвоприношения в фильме «Индиана Джонс и Храм Судьбы». Сам по себе художественный фильм очень интересный и захватывающий, однако, не с лучшей стороны преподнес богиню. В действительности, дело обстоит совершенно не так, как показал голливудский продукт. История о богине Кали имеет старинные корни. Сперва она олицетворяла мать, источник жизни и плодородие. В V-VI веке образ трансформировался в нечто более масштабное – великую богиню и воплощение могущества Космоса. На это повлияло появление направления индуизма – шактизма «Деви-махатмья», в котором богиня-мать представлялась единственной и абсолютной формой Бога, а также объединяла женский культ с пантеоном мужским. Кали появилась из богини-воительницы Дурги – защитницы богов от демонических сил и мирового порядка. Легенда гласит: лихой демон преисподней асура Махиша пришел к власти обманом, хитростью и насилием. Боги решили создать равного ему противника – богиню Кали. Она получила пламя от Шивы, мощь от Вишну, силу от Индры и способность воевать от других божеств.

Дикий крик пронзил воздух – это Кали бросилась на тысячу врагов. Ее дыхание сопровождалось появлением целых армий, которые сразу же атаковали демонов. Это была по-настоящему страшная битва: обрушивались горы, разливались кровавые реки, чернело небо. Победила богиня-воительница своего соперника Махиша: приковала его к земле и отсекла голову.

Затмил разум Кали успех. Она не смогла остановиться и продолжила разрушать все вокруг. Празднуя победу, богиня начала танцевать до упаду, продолжив сотрясать весь мир.

Из-за угрозы разрушения планеты, Шива решил прикинуться плачущим ребенком, который упал посреди трупов на поле боя. Согласно второй версии – кинулся ей в ноги. Кали настолько была увлечена танцем, что даже наступила на него. Однако после высунула язык от удивления и принялась успокаивать ребенка, даже кормить грудью. Для того, чтобы Кали не обиделась на обман Шивы, он вечером танцевал для нее «танадаву» — танец творения. Он настолько понравился Кали, что она со своими подопечными решила присоединиться к остальным богам.

Мужское, женское и творческое начало

Образ Шивы, лежащего под ногами Кали, символизирует не только превосходство духовного аспекта бытия над физическим, но и пассивный мужской потенциал творения. Кали, его супруга, является также и его «шакти» (это слово имеет множество значений, в т.ч. «мощь», «сила», божественная энергия и др.) — т.е. женским началом творения, заряжающим силу мужского божества.

Другое имя шакти Шивы — Дэви, от корня «див», что означает «блеск». Потому эту богиню именуют «сияющая». Шакти выражает животворящую силу Вселенной и отражается в самом имени Шивы: в отсутствии шакти Шива становится просто «шва», что в переводе с санскрита означает «труп». Таким образом, предполагается, что без своей шакти Шива бессилен, инертен или просто мертв.

Образ Кали наиболее подходит для отображения идеи мира как игры богов. Спонтанные, головокружительные творческие рефлексы переданы в ее диком внешнем виде. Поскольку Кали отождествляется с феноменальным миром, она представляет собой картину этого мира, который имеет эфемерный и непредсказуемый характер.

Ее бешеные пляски, растрепанные волосы и жуткий вой — это намек на наш мир, который с тряской и грохотом уносится в бесконечность, неподвластный контролю со стороны людей. Все сущее создается и уничтожается в диком танце Кали, а человек должен осознать, что он только приглашен принять временное посильное участие в этом бешеном танце жизни и смерти в исполнении вечной матери–природы.

С учетом всего сказанного понятно, что черная богиня считается источником вдохновения для всех творческих людей, и в первую очередь — поэтов, которых она считает своими любимцами и избранниками.

Внешний вид

Махакала часто изображается в иконографии, на тханках, в скульптурах, статуэтках, рисунках. Конкретный внешний вид зависит от формы божества, но в целом имеет ряд общих черт.

Чаще всего он предстает в синем или черном теле, с выпученным животом, со злобным выражением лица. Огромное значение имеют его атрибуты и украшения: набедренная повязка из шкуры тигра, гирлянда, на которую нанизаны головы людей, кости.

Тиара, которая увенчана 5 черепами, олицетворяет 5 омрачений, которые божество сумело превратить в 5 истинных мудростей. Животные и птицы из дикой природы являются символом решительности и готовности преодолевать препятствия. Две змеи сплели тело и сцепились ниже пояса – это указывает на то, что Махакала смог усмирить в себе злость, которую символизируют змеи.

В зависимости от количества рук Махакала держит определенные предметы: божество с двумя руками сжимает черепную чашу и меч или трезубец, с четырьмя – меч, кхатвангу, капалу, с шестью – еще и четки, барабан дамару, нож, с шестнадцатью – трезубец, слоновью лапу, колокол, ваджру, голову человека, ракушку, розги, дамару. Также последний имеет 8 лиц и 4 ноги.

Часто защитник дхармы, в особенности белая его форма, ногами удерживает божество Винаяка с головой слона – это демон, чинящий препятствия. Нередко его путают с Ганешей из пантеона индуизма, который, напротив, является воплощением мудрости и богатства.

Двурукий Бернагчен обычно изображается верхом на солнце, расположенном на троне из лотоса. Треть всего тела занимает голова, волосы похожи на пламя и вздыблены, а на лице можно различить 4 здоровых клыка и бородку рыжего цвета. Сам он охвачен пламенем мудрости.

У божества есть и женское воплощение – Махакали. Женой является богиня Шридэви, другой ипостасью которой считается гневная Палдэн Лхамо. Шридеви вместе с супругом нередко изображаются в союзе яб-юм.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: