Кто такой духовный учитель и как его найти?

Об играх в духовную жизнь

— Нет ли тут такой опасности: человек, привыкнув обо всем спрашивать духовника, потеряет способность самостоятельно принимать решения и, главное, брать на себя ответственность за них? Раз духовник благословил, он за все и отвечает…

— На моей практике я не встречал людей, которые хотели бы возложить всю свою жизнь и попечение о себе на духовного отца. Бывают некоторые отклонения, искривления, неправильности в отношениях с духовным отцом. Например, когда духовные чада спрашивают о каких-то мелочах. Условно скажем: «Благословите меня сегодня сходить в магазин, у меня в холодильнике ничего нет». Но что меня больше удивляет, это то, что иногда люди спрашивают благословения, предположим, на поездку куда-то, уже имея билет, имея путевку: «Благословите ли поехать туда-то во время Великого поста?» Я в таких случаях говорю: «Такая просьба — профанация. Я могу только помолиться о Вас в вашей поездке, раз Вы сами решили этот вопрос».

Я думаю, опасность скорее не в неумении принимать решения, а в том, что мы достаточно горды, тщеславны и привыкли решать проблемы сами по себе. И поэтому хорошо, когда люди свою голову подклоняют под благословение духовного отца.

И есть, безусловно, сложные вопросы, на которые человек не может сам ответить. А священник, по благодати Божьей, данной ему свыше, во всяком случае, способен дать очень разумный совет.

— Получается, что человек не вполне свободен как духовное чадо, у него есть некие обязанности по отношению к духовному отцу?

— Как у детей по отношению к родителям. Но эти обязанности необременительны. Сейчас ситуация такова, что многие молодые христиане, закончившие, может быть, даже не один вуз, а два или три, бывают очень самоуверенными: зачастую они считают себя компетентными не только в тех областях, в которых получили профессиональные знания, но и в духовной жизни, где якобы можно с пол-оборота разобраться. Нет, это не так. О таких людях отец Иоанн (Крестьянкин) сказал: «Нынешние чада Церкви совершенно особые… они приходят к духовной жизни, отягощенные многими годами греховной жизни, извращенными понятиями о добре и зле. А усвоенная ими правда земная восстает на оживающее в душе понятие о Правде Небесной <�…> Спасительный крест <�…> отвергается, как бремя неудобоносимое. И, внешне поклоняясь великому Кресту Христову и Его Страстям, <�…> человек ловко и изобретательно будет сторониться своего личного спасительного креста. И тогда как часто начинается страшнейшая подмена духовной жизни — игрой в духовную жизнь».

— Где все-таки пролегает граница между старчеством и духовничеством?

— Старцы от нас, обычных духовников, отличаются вовсе не прозорливостью. Прозорливость, безусловно, сопутствует старчеству. Но старчество — больше, чем прозорливость! Ведь среди людей, которые служат не Богу, а темным силам, есть ясновидящие, которые тоже могут предсказывать судьбу человека.

Главное в старцах — другое: они — носители Божественной любви. Не человеческой, которая пристрастна и бывает часто лжива, а Божественной. И когда ты ощущаешь эту любовь, ты понимаешь, что она — истинна и никакая другая любовь не может заменить ее. Так как на моем веку встретилось мне 11 старцев, мне кажется, хотя я дерзновенно сейчас говорю, что во мне есть некий «индикатор»: подлинный ли старец тот или иной человек или нет. И я могу сказать, что старец узнается по этой любви — всепокрывающей, всепрощающей, нераздражающейся. Той самой, свойства которой описаны в Первом послании к Коринфянам апостола Павла: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…

Александр Хакимов

Александр Хакимов (духовное имя – Чайтанья Чандра Чаран Дас) – духовный учитель в традиции вайшнавизм, которая является одним из основных направлений индуизма. Александр Хакимов ведет активную проповедническую деятельность, публикует книги, организует встречи с людьми, интересующимися духовными вопросами.

Хакимов предостерегает от ценностей, насаждаемых современной культурой: культа бесконечного потребления, увлечения материальными вещами, лицемерного поведения (когда индивид старается выглядеть в глазах общества лучше, чем он есть на самом деле).

Александр Хакимов основной упор в своих лекциях делает на практической духовной работе. Чтобы обрести подлинное счастье и гармонию, необходимо ограничить потребности Эго, работать над недостатками личности, перестать ставить свои интересы выше интересов других.

В свою очередь, центральное место в духовной работе над собой занимает махамантра, состоящая из 16-ти слов:

Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Данная мантра является воспеванием имени бога Кришны, которому поклоняются вайшнавы.

Послушание и свобода

— Строго говоря, абсолютное послушание — это монашеская категория. А в какой мере послушание может соблюдать мирской человек?

— Конечно, необходимо учитывать возможности человека.

Есть определенный круг проблем — не очень разносторонний и обширный, — который люди, живущие в миру, обычно ставят перед нами, священниками. Эти вопросы по сути своей касаются кодекса нравственно-христианской жизни, и когда речь заходит о них, духовное чадо, безусловно, должно проявить послушание. Ну, например, жизнь в так называемом «гражданском браке», в отношениях, которые не зафиксированы органами государственной власти и Церковью не освящены. Это блуд. Некоторые говорят: «Да я лучше повенчаюсь, я не пойду в ЗАГС». Но эти люди не понимают того, что до революции Церковь сочетала в себе два института: ЗАГС (метрические книги) и сам институт Церкви, где совершались таинства или обряды. И, безусловно, человек, который просит у тебя духовничества, должен послушать тебя и перестать жить в таком незаконном сожительстве. Или же узаконить его. Это же просто, правда?

Есть проблемы другого уровня. К примеру, переход с одной работы на другую работу — правильно это или неправильно? Я знаю, что старцы никогда не советовали просто так переходить на другую работу, допустим, из-за более высокой заработной платы, а рекомендовали своим духовным детям оставаться на прежней работе. И, в общем, опыт показывает: это правильно чаще всего. Почему? Потому что, когда человек переходит на другую работу, он должен адаптироваться, его должны принять сотрудники, сослуживцы, а если не примут, это может закончиться увольнением. Вот тебе и повышенный уровень заработной платы!..

— Должен ли человек обсуждать с духовником любые вопросы семейной жизни? Почему не решить их самому?

— Думаю, любое обсуждение должно начаться в семье. Есть вопросы и проблемы, которые муж и жена сами могут отрегулировать. А есть такие, которые приходится выносить на благословение духовника, когда, допустим, муж не согласен с точкой зрения жены или наоборот. Причем нужно понимать: я задаю этот вопрос только в том случае, если я готов исполнить благословение духовника. Если не исполню, потому что не понравится мне ответ, то это профанация отношений. Лучше не подходить с этим вопросом к духовнику и жить по собственной воле, чем спросить и не исполнить.

https://youtube.com/watch?v=S5qbITW408c

Какие бывают духовные учителя

Ведическая традиция говорит о четырех типах духовных учителей: дикша-гуру, шикша-гуру, вартма-прадаршака-гуру, чайтья-гуру.

1. Вартма-прадаршака-гуру – тот, кто показывает нам духовный путь. Очень часто он не похож на серьезного духовного учителя – это может быть распространитель духовных книг или друг, который рассказал, как вкусно кормят кришнаиты по воскресеньям. Для одного средневекового святого таким гуру стала проститутка. Как-то ночью в сильную бурю он пришел к ней за наслаждением, и она отчитала его: вот бы с такой решимостью ты шел к Кришне!

2. Чайтья-гуру – это Кришна, Он дает наставления из сердца. Но чтобы услышать Его, необходимо очиститься от желания собственного наслаждения. Незримо Кришна наставляет нас, даже когда мы Его не слышим. Именно он посылает нам сначала вартма-прадакшака-гуру, потом шикша-гуру и дикша-гуру

Роль и задачи душепопечителя

Духовный учитель в христианстве выполняет сразу несколько функций: целителя, учителя, а иногда даже психотерапевта. Его задача – внимательно, без осуждения, выслушать человека, помочь мудрым советом, укрепить веру мирянина.

Людям, которые пока еще далеки от церкви, но хотят стать полноправными ее членами, духовник подробно объясняет смысл православия, рассказывает о Законах Божьих, растолковывает смысл Святой Жертвы. Наставник всегда разъяснит прихожанам Святое Писание, укажет, какие псалмы или молитвы следует читать для решения какой-либо проблемы.

Духовник подробно рассказывает о Законах Божьих

Православный учитель может брать шефство над несколькими мирянами. За каждого из подопечных он несет личную ответственность перед Создателем. В отличие от психологов, священник пользуется только одним инструментом – Словом Божьим. Служитель церкви помогает людям через обращение к вере, руководствуясь опытом Святых Отцов.

Что значит служение духовному учителю?

Это более сокровенный аспект. Служение — это означает, что я на уровне тела и своего ума принимаю авторитет этой личности.

Один из высочайших аспектов служения — когда я принимаю миссию духовного учителя и помогаю ему. Это одно из самых высших проявлений связи с духовным учителем — помогать в его миссии.

В то же время личные близкие отношения с учителем — крайне сложны. Во время личного физического служения — если появляется редкая возможность заниматься им — надо полностью забыть о себе, избавиться от своего эгоизма и жить только потребностями наставника.

Чтобы лучше это понять, давайте разберемся…

Упоминается ли духовный отец в Библии

Пророки Илия и Елисей

   Следует сразу же заметить, что в Ветхом Завете не встречается словосочетание духовный отец, но есть указания на духовное руководство молодых подвижников опытными в аскезе ветхозаветными святыми. Так там упоминается о наличии в эпоху израильских и иудейских царств пророческих школ. Наставниками в них были, в частности, такие великие святые, как пророки Илия и Елисей.

   Кстати говоря, последний сам долгое время был учеником пророка Илии, т.е. последний, как мы бы сказали, был духовником Елисея. Был ветхозаветным духовником, подготавливающим его к великой миссии пророческого служения в тяжкое время отступления еврейского народа от Бога.

   Потому-то Елисей, пред вознесение Илии на небо, и просил у своего духовного наставника, чтобы Бог даровал ему «дух, т.е. благодать, вдвойне, чем у самого Илии» (ср.4 Цар.2: 9). Это для того, чтобы его проповедь была успешной и в среде развратившегося еврейского народа.

   Итак, как мы видим, и в ветхозаветное время были две основные составляющие духовничества: научение неопытных подвижников (их тогда называли «сынами пророческими») и дарование им духовной благодати чрез опытного в духовной жизни наставника-пророка.

   Однако также необходимо сказать, что, конечно же, такое ветхозаветное духовничество было несовершенным. Поскольку не давало самого главного – спасения души. Как известно, до искупления, содеянного Господом Иисусом Христом на Кресте, все люди, как грешные, так и праведные, шли в ад. Правда, последние шли на лоно Авраамово, где не было адских мучений. Но там также не было и райской радости.

   Настоящее или полноценное духовничество впервые содеял Сам Господь Иисус Христос. Ибо Он в течение всей Свой проповеди духовно окормлял и учил Своих учеников-апостолов. Сие духовное учение Спасителя по Своей глубине и возвышенности, конечно же, было неизмеримо глубже и выше пророческого.

   Однако даже не это самое главное. Содеяв искупление человеческого рода, Спаситель даровал спасение каждому, жалеющему его. Теперь та благодать, которая подается духовником чрез Таинства, уже является спасительной, т.е. способна избавить православного христианина от ада и даровать ему рай!

   Именно это мы и видим в служении апостолов, кои своей проповедью слова Божия и данной им изобильной благодатью рождали своих духовных чад, становясь для них духовными отцами. Как и апостол Павел говорит коринфянам:

А в другом месте он еще сильнее говорит подобное же галатам: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4: 19).

— Как найти своего гуру?

______

Живой учитель играет огромную роль в жизни человека. Он является носителем информации, которой нет в книгах. Он оживляет в людях слова и фразы, истины и знания, которые прописаны и давно известны.

Учитель — духовный и душевный наставник моего развития. Он является не просто попутчиком на моей дороге. Учитель — это проводник в мои закоулки сознания. Он спускается в колодец в моего подсознания, высветляет стороны бессознательного, составляет карту моего ресурса. Он становится хранителем знаний, моей копилкой, моим маяком в штормовые дни.

Признаки вашего учителя зависит от того, какую дальнейшую жизнь вы желаете для себя: например, вы не хотите обременять себя семьёй, тогда вам нужен учитель, у которого нет семьи и отношений. Будьте осторожны: если вы выбираете учителя без семьи, а у вас она есть, то велика вероятность, что и вы останетесь без семьи. Хотите вы того или нет осознанно, но учитель — это ваша икона. Вы будете стремиться к тому, чтобы быть похожим на него. Тоже касается счастья, у несчастного, грустного учителя, вы научитесь несчастью, у грубого — грубости.

Учитель должен вдохновлять: его действия, результаты работы с другими людьми, его преданность и постоянство себе, его наполненность и светящиеся глубиной глаза. Часто бывает, что учитель и ученик чем-то даже внешне похожи. Это значит, что ваши энергии имеют общие составляющие.

Ваш учитель всегда заботится о вашем состоянии. Он более милостив к вам, чем другие. Он оказывает помощь, даже если вы не знаете об этом. Но с другой стороны, он может создать условия испытания вашей преданности, постоянства и ресурса. И если учитель видит, что обучение может повредить вам, он обязательно остановит процесс.

Задача учителя — укрепить вашу веру в себя, в свои возможности. Он рассеивает ваши сомнения, освещая качества вашей личности, которые помогут в этом. Но и качества, которые тормозят развитие он не прячет. Он говорит и действует, когда у вас есть к этому готовность. Учитель способен проявить ваши лучшие качества, постоянство и вдохновлять вас на новые открытия.

Ещё один важный признак учителя — вы чувствуете с ним родство, сердечность, вам хочется делиться с этим человеком, вы можете открыть ему свою душу. А разлука с ним навевает щемящее чувство.

Отсюда виден ещё один момент того, что это ваш гуру. Вам хочется ему помогать!

1) Знающих, умников, философов, мудрецов много, а учитель — один. Прочувствуйте людей, которых вы метите в кандидаты. Исходят ли их слова и действия из сердца. Или они являются показателем ума?

2) Насколько прост учитель? Есть ли возможность общаться с ним в любое время? Учитель должен быть прост и доступен. Ведь никто не сможет кинуть вам спасательный круг, когда вы кричите в пустоту. Учитель всегда отвечает на вопросы ученика.

3) Является ли этот человек для вас примером? Учитель всегда подаёт пример, а не время от времени делает то, о чём говорит. Он с радостью делится богатством своего духовного и материального опыта.

4) Осознаёт ли учитель свою слабость? Совершенных людей не бывает, и настоящий учитель, зная свои слабые стороны, стремится к их залечиванию, а не прятанью и выпячиванию. Только победа над слабостями даёт истинные возможности и силы, которые светятся глазах, ощущаются жестах и голосе, читаются на лице.

5) Находясь с учителем рядом, у вас налаживается жизнь. Вы понимаете, что можете повернуть механизмы, сдерживающие вас.

Учитель — это воздух, он подгоняет вас в спину, закручивая и унося пыль и грязь. Учитель — это огонь. Он освещает ваш путь, ваши тёмные стороны, засветляя вас внутри. Учитель — это вода, которая смывает ошибки, допускаемые во время обучения. Учитель — это структура информации, обладающего вкусом. Вкус — это ключ к преодолению застоя в жизни. Если есть вкус, то обучение будет радостным и простым, как и сама жизнь. Иначе любая практика в напряжении превращается в обычный ритуал, не имеющий смысла.

______

В отсутствие старцев

— Какова сегодня ситуация с духовничеством?

— Сложная. Думаю, не у всех священников, к сожалению, есть дарование духовничества.

— А что такое дарование духовничества, в чем оно заключается?

— Я бы так сказал: это разумность требований, которые предъявляет духовник к духовному чаду. Ни в коем случае не ставя себя в пример, я могу сказать из своего опыта, что всегда руководствовался возможностями, силой души человека. И если чувствовал, что я могу передавить и сломать, я останавливался. Если же я чувствовал, что еще есть запас каких-то сил духовных, то я еще более углублялся в душу и давал какие-то советы, которые порой, может быть, было нелегко исполнить, но духовные дети, как правило, стремились их придерживаться.

— Что же случилось сейчас — почему с духовничеством в наше время сложности?

— Главное, что происходит, — это исчезновение старцев.

В свое время мне отец Иоанн (Кресть­ян­кин) говорил: «Мы знали таких старцев, подобных по духу древним старцам. А вы знаете нас. А потом придут другие, которые не будут отличаться какими-то особыми дарованиями и силой духовной». Вот, наверное, это время и пришло, мы его сейчас переживаем — время, как это сейчас принято называть, апостасии, т. е. отступления от веры. Только по благодати Божией наша Россия и русский народ возрождаются, становятся верующими. И как раз для современного поколения святитель Игнатий Брянчанинов, размышляя о старчестве и об исчезновении его в будущем, говорил: не надо печалиться в связи с исчезновением мудрых духовных руководителей, нужно ориентироваться на духовные книги, на отцов Церкви.

И Вы знаете, вот удивительно, ведь я стал верующим человеком, принял крещение, когда мне было 20 лет, в 1969 году. Прошло 20 с небольшим лет, когда вдруг в России произошли изменения — вышел закон о свободе вероисповедания и свободе совести человека. И вот примерно с этого времени, а лучше сказать, с конца перестройки горбачевской, в 1989 году, стали издаваться православные книги: святые отцы, жития. А сейчас — море этих книг и огромное количество издательств! И мы имеем возможность знакомиться с трудами святителя Игнатия Брянчанинова, святителя Феофана Затворника, многих оптинских старцев, глинских старцев, современных старцев, как отец Иоанн (Крестьянкин), и других, кто после себя оставил труды. И они, в общем-то, для нас ответили на все вопросы, которые сейчас встают перед современным человечеством. Так, например, у отца Иоанна (Крестьянкина) есть «Духовная аптечка», составленная как советы по разным проблемам духовной жизни. Сейчас труды святых отцов систематизируются по темам, предположим: о смирении, о молитве, о гордости и так далее. Мы вполне можем искать духовного руководства и в них.

Причем я своим духовным детям не советую сейчас углубляться в аскетические труды таких подвижников, как, допустим, Исаак Сирин, потому что древние отцы, пустынножители ориентировались на монашество, на людей, живущих глубоко аскетической жизнью. Мы такой жизнью не живем. И если мы попытаемся исполнять их советы, с одной стороны, это, безусловно, может быть благом для нас, а с другой стороны, мы можем оказаться в капкане непонимания и несоответствия такого опыта и современной жизни. От этого возможны душевные помрачения, вплоть до психических заболеваний. Поэтому я ориентирую тех, кто обращается ко мне, на современных старцев и отечественных подвижников благочестия, уже почивших, но оставивших нам свои драгоценные труды, ориентированные на современное общество.

— Что это за книги — Вы можете перечислить еще несколько?

— Отец Николай Голубцов, святой праведный отец Алексей Мечёв, конечно, глинские и оптинские старцы, святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов. Их море, всех не перечитаешь! И сейчас люди очень занятые — на одну только дорогу на работу или на службу тратишь много времени. Всего не перечитаешь, но достаточно будет и этого для руководства в духовной жизни.

Что такое настоящие близкие отношения (на примере семейных отношений)

— В настоящих близких отношениях люди служат друг другу.

— Они не наслаждаются друг другом, например, как муж с женой.

— Близкие отношения означают, что у людей есть святая вера друг в друга. Вопроса «кто от кого уйдет?» вообще не стоит.

— Они благодарны Богу за то, что он послал им такого человека. Если он ошибается в чем-то, то они его легко прощают.

Это настоящие возвышенные близкие отношения. На чем они строятся?

На глубоком ощущении чистоты своего близкого и святой веры в его чистоту. Если же мы хотим, чтобы второй человек делал мою жизнь приятной — это уже эксплуатация.

Но есть и другой вид личных отношений — духовные отношения. Когда нет возможности лично перенимать опыт от учителя, наблюдая за его поведением, надо строить духовные отношения, стараясь предаться учителю через молитвы.

Если же свести все к вопросам коммуникации, когда, например, духовный учитель живет в одной стране, а ученик в другой — есть разные средства связи. Те же письма, например. Разноязычность тоже не является проблемой. Одним из видов служения гуру является деятельность его переводчика на разные языки и для других учеников.

Когда приходит учитель

Всем известна фраза: “Когда готов ученик, готов и Учитель”. Было бы заблуждением считать, что по первому желанию ученика появляется Учитель. Одного желания от ума или эго недостаточно. Должна быть прежде всего сердечная готовность, огненное устремление и искреннее обращение к высшим силам. Вот тогда Учитель “бросает взгляд” на ученика. Он проверяет, насколько это желание искреннее, чистое, чем оно подкрепляется, какими порывами, самопожертвованием.

Нужно понимать, для чего Учитель, и тогда твой искренний вопрос, посыл приведет тебя к Нему. Тогда, когда намерение будет чистым, от сердца.

Отмечу, что Наставники могут добавляться на определенные миссии, задачи, но это все зависит от индивидуального плана развития ученика. По мере научения человеком взаимодействию со своим Духом, а также в зависимости от задач на воплощение, от духовных устремлений зависит, придет ли к ученику дополнительный Учитель и когда. Нужна готовность, самопожертвование и стремление быть учеником и получать наставления от Руководителей. И, главное, нужно понимать, что испытания на этом не заканчиваются, Дух продолжает закаляться посредством очищения сердца, приближения своего сознания к сознанию Абсолюта.

Зачем необходимо духовное руководство?

Не имея руководителя, человек не может прожить жизнь в святости. Найти учителя можно в церкви, куда необходимо приходить и молить Господа послать духовника, который будет утешать, советовать и направлять помыслы в богоугодное русло. Роль духовного наставника велика. Он, общаясь со своим чадом, доносит то, что ему передаёт дух Божий, вселяет в душу покой и гармонию.

Как правило, духовный наставник — это человек, обладающий большим жизненным и религиозным опытом, и он несёт послушание руководить религиозной жизнью других людей. Духовник играет огромную роль в жизни мирянина и священнослужителя, и он необходим для того, чтобы, прислушиваясь к его советам, жить благочестиво и достигнуть Царствия Небесного. История церкви имеет несколько вариантов наставничества. Но основными считаются:

  • служба священника в приходе, где он является душевным врачевателем всех прихожан;
  • старчество, именно оно получило широкое распространение в России.

Как найти духовного учителя

Если нам нужно в Москву, а мы сели в самолет, летящий до Владивостока, то где мы окажемся? И если нас ведут не к Богу, то будет ли это вообще духовный путь? Так что выбор духовного учителя – очень ответственное дело. Мы доверяем такому человеку свою жизнь. И если он окажется шарлатаном, наши духовные цели потерпят крах.

Краткая инструкция для тех, кто ищет духовного учителя

  1. Для начала проверьте, есть ли у выбранной вами личности учитель и следует ли он его наставлениям? А есть ли учитель у учителя этой личности? Если цепочка прослеживается до чайтья-гуру, это внушает доверие.

  2. Соответствует ли то, чему учит этот гуру и его предшественники священным писаниям и наставлениям святых прошлого? Гуру – не самостоятельная фигура, это прозрачная среда между наставлениями Кришны и нами. Если все в порядке, смотрим дальше.

  3. Есть ли примеры святых в традиции этого гуру? Почитайте о них, изучите их жизненный пример. Убедитесь, что традиция, которую представляет гуру – древняя и авторитетная.

  4. Удостоверьтесь, что гуру дает именно духовное знание – знание о вечном, нематериальном.

  5. Не смотрите, насколько гуру приятный, как часто улыбается и держит ли в руке цветок лотоса – это поверхностные, материальные качества. Его задача – вернуть вас домой, к Богу. А для этого ему приходится и отчитывать учеников.

  6. Послушайте лекции, почитайте статьи и книги приглянувшейся вам личности. Отзовутся ли его слова в вашем сердце, захотите ли вы естественным образом следовать его наставлениям?

  7. Готовьтесь к трудностям. Настоящий гуру будет постепенно очищать нас от ложного эго, которое мешает нам быть счастливыми. Это тяжелый и постепенный процесс.

В вайшнавской традиции, которую мы представляем, есть несколько авторитетных линий ученической преемственности (сампрадай): брахма-мадхва-сампрадайя, шри-сампрадайя, рудра-сампрадайя, кумара-сампрадайя, брахма-мадхва-гаудия-сампрадайя. Каждая из них в итоге восходит к Кришне.

Общество сознания Кришны относится к брахма-мадхва-гаудия-сампрадайе. Ее основатель – Шри Чайтанья Махапрабху. Академическая наука считает его одним из величайших реформаторов индуизма, а знатоки Вед – воплощением Кришны (Его приход, облик, особые отметки, место рождения и т.п. предсказаны в Ведах).

На Запад Движение сознания Кришны принес Бхактиведанта Свами Прабхупада. Современные гуру нашего Движения – его ученики и ученики его учеников. Их основная квалификация – строго следовать Шриле Прабхупаде и не отклоняться от той философии, которую он бережно передал нам из глубины веков. Их список ежегодно пополняется, его можно найти на англоязычном сайте.

Юрий Менячихин

Юрий Менячихин обрел широкую известность благодаря сатсангам. Сатсанг – это общение духовного учителя с аудиторией. Люди задают вопросы, на которые духовный мастер отвечает. Большинство сатсангов (если не все) Юрия Менячихина записываются на видеокамеру. Затем эти записи выкладываются на YouTube, распространяются через социальные сети.

Основной сайт Юрия Менячихина – nisarga.org.ua, youtube канал также носит название Нисарга. Философская школа, которая лежит в основе мировоззрения Юрия Менячихина – адвайта. Главная идея – недвойственность, Единое.

На сатсангах – встречах с людьми, Юрий Менячихин призывает своих слушателей основной упор делать на практику. Тот, кто жаждет просветления, должен приложить конкретные практические действия.

Юрий Менячихин основную проблему страданий человека видит в том, что индивид проживает не свою жизнь и направляет внимание в те сферы деятельности, которые ему не интересны. Чтобы ясно, чётко осознать свои жизненные интересы, то, к чему влечется его душа, – человеку необходимо побыть некоторое время в уединении

Хотя бы на 2-3 дня закрыться от внешнего мира и внутренних страстей.

Обычно Юрий Менячихин рекомендует ритрит (ретрит) – это индивидуальная духовная практика, проводимая в уединенной обстановке в течение довольно длительного времени – 2-3 недель, а лучше – нескольких месяцев

Во время ритрита человек всё внимание направляет на свой ум, сформированное мировоззрение, на себя как конкретную личность. Это делается, чтобы расширить (или сломать) привычные границы, созданные нашим умом и повседневностью

Разумеется, во время ритрита человек должен забыть про привычки, страсти, зависимости. Точнее, не забыть – забыть их не получится – а не потакать им, перестать удовлетворять, отдавать им энергию. Стать наблюдателем. Только в случае, когда всё внимание человека направлено на свою личность, Эго, Я – только тогда возможно появление условий для достижения Просветления.

Исходя из вышеизложенного, можно провести параллель между учениями Экхарта Толле и Юрия Менячихина.

И тот, и другой стремятся обратить внимание своих слушателей на момент Сейчас, на ту ментальную конструкцию под названием “Эго”, “личность”, “Я”, которую человек видит внутри себя в настоящий момент. Все главные вопросы, все трудности невозможно разрешить в прошлом или будущем

Их можно разрешить только в моменте Сейчас.

Тайна духовничества

— Что для Вас самое тяжелое в духовничестве и что — самое отрадное?

— Самое тяжелое в духовничестве — это то, что моя душа не является обителью для Бога. Вот чем отличались старцы от таких духовников, как я: они зрели душу человека, по благодати Божией видели ее. И давали такие советы, которые были целительны конкретно для этого человека. Вот это то, что мне приносит боль, но ни в коем случае не разочарование, а боль, потому что в духовничестве я вижу для своей души огромные возможности и именно духовничество мне приносит огромнейшее удовлетворение само по себе. Потому что порой я вижу, как советы — не мои, а «слизанные» с кого-то — приносят пользу другому человеку. Это огромная отрада! Это радость, когда советы, почерпнутые тобой у святых отцов и у старцев, оказывают целительное воздействие на души твоих духовных чад.

Является ли наличие духовного отца обязательным для духовной жизни

Как в древности, так и сейчас: без духовного отца начать, продолжать и благополучно закончить свою духовную жизнь, да и вообще жизнь, — невозможно! Каким бы ни был духовник, пусть даже самым неопытным, но лучше иметь даже его, чем в своей духовной жизни обходиться без духовника, следовательно, — руководствоваться собственным своеволием. Которое, как было выше указано, на самом деле является исполнением не своей, а бесовской воли, коя ведет нес только к одному – к погибели!

   А наличие у нас духовника, пусть в любой форме, пусть даже в виде того священника, у которого мы постоянно или даже чаще всего исповедуемся, — это уже залог нашего послушания Богу и спасения!

   Протоиерей Георгий Городенцев

Выбор духовного наставника

Как выбрать духовного отца не будет проблемой, необходимо довериться интуицию, она подскажет. Понимание придет само собой, если общение с наставником:

  • при наставлениях и беседах лечит душу;
  • приносит чувство облегчения, радости и умиротворение;
  • дает ощущение веры в молитву.

В любой жизненной сфере спортивной, трудовой у человека есть учитель. Он помогает, делится опытом, подсказывает. Обязанность духовного наставника состоит в укреплении ученика в вере, совершенствовании духовного самосознания и выполнении заповедей. Чтобы Бог подсказал, где найти такого человека необходимо обращаться с молитвой за духовного отца ко Господу.

Поиск следует начинать с прихода, где священник проводит службы и приглядеться к нему. Посещать церковь, к которой лежит душа. У хорошего священного служителя всегда благоприятная атмосфера. Также стоит пообщаться с прихожанами храма и узнать их мнение. Не следует сразу первого служителя церкви называть наставником. Разговаривая с другими людьми, узнать какой священник пользуется авторитетом. Обычно люди боятся доверить самое сокровенное и им трудно сразу открыться. Из беседы с батюшкой можно сразу понять, можно ему довериться или нет. Потому что духовник становится близким человеком и ему необходимо исповедаться и поделится о наболевшем.

Лучшая статья для Вас, переходите: Как уйти в монастырь

Определение Гуру или развитого Духовного гида

Существуют различные аспекты Принципа Верховного Бога. Эти различные аспекты выполняют различные функции во Вселенной. Это очень похоже на правительство любой страны, которое имеет различные  департаменты, чтобы облегчить  управление страной в целом.

Подобно тому, как у нас есть отдел образования в правительстве,  который облегчает преподавание современных наук по всей стране, аспект Бога, который заботится о духовном учении и духовном росте во Вселенной известен как Гуру. Это известно как невидимый или непроявленный (Ниргун) Гуру или Божий Принцип обучения. Непроявленный Гуру пронизывает всю Вселенную, и Он с нами в любое время в течении нашей жизни и даже после смерти. Основной особенностью непроявленного Гуру является то, что Он с нами во всей нашей жизни  медленно поднимает нас от мирского к духовному образу жизни. Гуру ведет нас соответственно нашему духовному уровню, т.е

нашей способности впитывать знания, знаем ли мы это или нет, помогает нам развивать такие качества как настойчивость, целеустремленность, внимание к деталям, упорство, сострадание и т.д

Все эти качества необходимы, чтобы стать хорошим искателем и имеют важное значение для настойчивости на духовном пути. Для того, кто активно ищет духовного роста, Гуру является более активным, направляя его в невидимой форме в соответствии с тем, что необходимо для  искателя

Для того, кто активно ищет духовного роста, Гуру является более активным, направляя его в невидимой форме в соответствии с тем, что необходимо для  искателя.

Из всего населения мира, немногие  осуществляют духовную практику, которая является универсальной и за пределами формальных организованных религий. Среди них очень мало людей, (независимо от их религии рождения) которые достигают духовного уровня выше 70%. Тогда непроявленый Гуру полностью работает через некоторых из этих людей, которые затем становятся известными как проявленные (Сагун) Гуру или Гуру в человеческой форме. Другими словами, человек должен быть, по крайней мере, на духовном уровне 70%, чтобы быть духовным учителем или Гуру. Гуру в человеческой форме, как источник духовного знания для человечества, находится в полном соответствии с Универсальным Умом и Интеллектом Бога.

2.1 Буквальное значение слова Гуру

Слово “Гуру” происходит от санскрита и имеет глубокий духовный смысл. Его два слога Гу и Ру обозначают следующее:

Гу означает духовное невежество, в котором находится большая часть человечества.Ру является светом духовного знания, которое освещает невежество.

Короче говоря, Гуру это Тот,  кто рассеивает тьму духовного невежества в человеке и дает ему духовный опыт и духовное знание.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: