Тим о,шии: врата восприятия, или почему американцы верят всему, чему угодно

Интересные факты

Большая часть рукописей Олдоса Хаксли погибла во время пожара в его доме незадолго до смерти самого писателя. Часть уцелевших рукописей хранится в библиотеке Стэнфордского университета, а часть — в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.

Олдос Хаксли

Художник Стюарт Макмиллен в мае 2009 года создал комикс, где сравнил романы Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» и «1984» Джорджа Оруэлла, и то, насколько наш реальный современный мир похож на изображенное обоими писателями общество. В результате сравнения выяснилось, что наше общество движется скорее по пути, предложенному Хаксли.

Название эссе Хаксли о воздействии мескалина на сознание — The Doors of Perception — дало название культовой группе Джима Моррисона The Doors.

Жизнь вне литературы

У Олдоса Хаксли было две жены. Первая была родом из Бельгии – Мария Нис, она родила писателю старшего сына Мэтью. В 1937 году вся семья Хаксли переехала в США, там мальчик успешно получил диплом в университете Калифорнии и стал известным эпидемиологом. С Марией Нис писатель прожил 36 лет, в браке с ней написал 8 романов. Для почти слепого Хаксли она была “всем”, как говорил писатель – “личным толкователем отношений”. В феврале 1955 года Мария умерла от рака, автор антиутопий до конца не верил в ее болезнь и тяжело переживал это потрясение.

Немного позже Хаксли женился второй раз – на итальянской писательнице Лауре Арчере, с которой прожил до конца своих дней.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Затяжное самогрызенье, по согласному мнению всех моралистов, является занятием самым нежелательным. Поступив скверно, раскайся, загладь, насколько можешь, вину и нацель себя на то, чтобы в следующий раз поступить лучше. Ни в коем случае не предавайся нескончаемой скорби над своим грехом. Барахтанье в дерьме — не лучший способ очищения.

В искусстве тоже существуют свои этические правила, и многие из них тождественны или, во всяком случае, аналогичны правилам морали житейской. К примеру, нескончаемо каяться, что в грехах поведения, что в грехах литературных, — одинаково малополезно. Упущения следует выискивать и, найдя и признав, по возможности не повторять их в будущем. Но бесконечно корпеть над изъянами двадцатилетней давности, доводить с помощью заплаток старую работу до совершенства, не достигнутого изначально, в зрелом возрасте пытаться исправлять ошибки, совершенные и завещанные тебе тем другим человеком, каким ты был в молодости, безусловно, пустая и напрасная затея. Вот почему этот новоиздаваемый «О дивный новый мир» ничем не отличается от прежнего. Дефекты его как произведения искусства существенны; но, чтобы исправить их, мне пришлось бы переписать вещь заново — и в процессе этой переписки, как человек постаревший и ставший Другим, я бы, вероятно, избавил книгу не только от кое‑каких недостатков, но и от тех достоинств, которыми книга обладает. И потому, преодолев соблазн побарахтаться в литературных скорбях, предпочитаю оставить все, как было, и нацелить мысль на что‑нибудь иное.

Стоит, однако, упомянуть хотя бы о самом серьезном дефекте книги, который заключается в следующем. Дикарю предлагают лишь выбор между безумной жизнью в Утопии и первобытной жизнью в индейском селении, более человеческой в некоторых отношениях, но в других — едва ль менее странной и ненормальной. Когда я писал эту книгу, мысль, что людям на то дана свобода воли, чтобы выбирать между двумя видами безумия, — мысль эта казалась мне забавной и, вполне возможно, верной. Для пущего эффекта я позволил, однако, речам Дикаря часто звучать разумней, чем то вяжется с его воспитанием в среде приверженцев религии, представляющей собой культ плодородия пополам со свирепым культом penitente. Даже знакомство Дикаря с твореньями Шекспира неспособно в реальной жизни оправдать такую разумность речей. В финале‑то он у меня отбрасывает здравомыслие; индейский культ завладевает им снова, и он, отчаявшись, кончает исступленным самобичеванием и самоубийством. Таков был плачевный конец этой притчи — что и требовалось доказать насмешливому скептику‑эстету, каким был тогда автор книги.

Сегодня я уже не стремлюсь доказать недостижимость здравомыслия. Напротив, хоть я и ныне печально сознаю, что в прошлом оно встречалось весьма редко, но убежден, что его можно достичь, и желал бы видеть побольше здравомыслия вокруг. За это свое убеждение и желание, выраженные в нескольких недавних книгах, а главное, за то, что я составил антологию высказываний здравомыслящих людей о здравомыслии и о путях его достижения, я удостоился награды: известный ученый критик оценил меня как грустный симптом краха интеллигенции в годину кризиса. Понимать это следует, видимо, так, что сам профессор и его коллеги являют собой радостный симптом успеха. Благодетелей человечества должно чествовать и увековечивать. Давайте же воздвигнем Пантеон для профессуры. Возведем его на пепелище одного из разбомбленных городов Европы или Японии, а над входом в усыпальницу я начертал бы двухметровыми буквами простые слова: «Посвящается памяти ученых воспитателей планеты. Si monumentum requiris circumspice.

Но вернемся к теме будущего… Если бы я стал сейчас переписывать книгу, то предложил бы Дикарю третий вариант.

Литература

Любимый жанр Олдоса Хаксли — антиутопия. В своих произведениях автор описывает, как общество, захваченное технологическим прогрессом, со временем теряет остатки человечности. В романе «О дивный новый мир» описывается Лондон будущего. Все страны Земли соединены в одно государство. Потребление превратилось в культ, а Генри Форд, первый производитель дешевых общедоступных автомобилей, — в нового бога общества потребления.

Писатель Олдос Хаксли

Люди в мире, который описывает Хаксли, искусственно разделены на касты. Естественное размножение прекращено, и новые граждане «дивного мира» выращиваются в пробирках. Способности детей низших каст угнетаются еще на этапе эмбриона.

Граждан с ранних лет готовят к тому, чтобы те послушно заняли отведенное им место в кастовой системе. Они «обрабатывают» гипнозом, их настраивают на коллективизм, потребление и безусловное принятие ценностей общества.

Книги Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» и «Обезьяна и сущность»

Еще одна знаменитая книга Хаксли — «Обезьяна и сущность», написана в жанре постапокалиптической антиутопии. Произведение представляет собой «роман в романе», поскольку начинается с того, как два приятеля находят некий сценарий под названием «Обезьяна и сущность», который отвергла кинокомпания.

Герои узнают, что автор сценария недавно умер, а также некоторые факты из его ничем не примечательной биографии. Остальная часть романа — текст этого вымышленного сценария.

Олдос Хаксли

В «сценарии» описывается будущее человечества, которое практически уничтожило само себя ядерным оружием и эпидемиями, вызванными искусственно. Цивилизация и культура сохранились только на островах Новой Зеландии, которые остались в стороне от мировых апокалиптических процессов. Вся остальная земля представляет собой дымящиеся руины, по которым бродят толпы одичавших людей.

Группа новозеландских ученых отправляется в экспедицию к берегам Америки, рассчитывая открыть этот континент заново. После радиационного заражение на территории Америки появились новые виды растений и животных, а выжившие люди строят новое тоталитарное общество на руинах цивилизации.

Леонард Нимой в экранизации книги Олдоса Хаксли «О дивный новый мир»

По мотивам романа «О дивный новый мир» в 1998 году был снят фильм с Леонардом Нимоем и Питером Галлахером. Еще одна экранизация была сделана в 1980 году режиссером Бертом Бринкерхоффом.

Олдос Хаксли написал также около двух десятков рассказов и новелл, среди которых «Кинфия», «Юный Архимед», «Монашка к завтраку» и другие.

Олдос Хаксли – О дивный новый мир

Хаксли волновали проблемы философии и социологии, свои размышления он последовательно воплощал в любимом жанре – антиутопии

Несмотря на то, что она рассматривается как фантастика, писатель использовал этот жанр, чтобы обратить внимание на реальные проблемы вокруг. Хаксли подробно рассказывал о проблемах антиутопического общества, которое живет в будущем

Интерес к социологической и политической проблематике в 1932 году вылился в лучшую его прозу – “О дивный новый мир”. Она практически является книгой-началом жанровой традиции (не считая “Мы” Замятина), которая даст толчок другим прозаикам 20 века: Оруэллу, Брэдбери, Берджессу и другим.

В книге Олдоса Хаксли рассказывается о подавлении духовного многообразия и отказе от индивидуальности и мыслей о свободе, в пользу стабильности – социальной и материальной. В мире Хаксли запрещено естественное размножение, новые граждане государства выращиваются в пробирках; общество поделено на касты – низшие из них угнетаются еще на стадии развития эмбриона. Описанную в книге “Эру Форда” автор воспринимал как свою эпоху, порожденную некрепкими нормами этики и тоталитаризмом. Все страны планеты соединены в единое государство, потребление стало культом, а Генри Форд (первый производитель общедоступных машин) – новым богом потребительского общества. Писатель утверждал, что рассказывает не о научном прогрессе, а о том, как этот прогресс влияет на человеческую личность.

Другими знаковыми произведениями в этом и других жанрах стали: “Обезьяна и сущность” (постапокалиптическая антиутопия) – “роман в романе”, написан как сценарий; “Кинфия”, “юный Архимед”, “Монашка к завтраку”, “Время должно остановиться”, “Гений и богиня”, “Рай и Ад”, “Остров” и др.

***

Не будем торопиться с обвинениями. Хаксли не был первым, кто
по наивности искал в наркотиках средство раскрепощения сознания. Так, например,
Зигмунд Фрейд упоминает наркотики в числе способов высвобождения эго. Как
известно, основатель психоанализа посвятил специальные работы раскрытию
значения обостряющегося конфликта между инстинктами

человека и теми ограничениями, что налагает на него
культура. Фрейда часто обвиняют в пессимизме, в то время как его
гуманистические усилия как раз и были направлены на поиски путей освобождения
сознания от постоянно возрастающего диктата культуры. Большинство его
современников-писателей не обратили внимания на критический и, скажем прямо,
утопический проект, легший в основу фрейдовской культурологии. Хаксли в этом
смысле является одним из исключений.

В «Будущем одной иллюзии» (1927) и «Неудобствах культуры»
(1930) Фрейд излагает амбивалентную схему: «принцип удовольствия»
противопоставлен «принципу реальности». Он также предлагает проект того, как
достичь ощущения всеобъемлющего, «океанического» чувства, соответствующего
внутреннему единению Я с внешним миром. Это чувство, чувство счастья, он
полагает врожденным и фундаментальным для психики.

Парадоксально, что Хаксли, никогда не скрывавший своего
иронического отношения к отцу психоанализа, посвятил вторую половину жизни
решению этих же «проклятых» вопросов западной культуры.

Фрейд полагал, что многие феномены цивилизации стали
невротизирующими под воздействием культурных процессов. Жесткий диктат
индивидуального су-перэго, равно как и социального суперэго, должен
быть ослаблен, с тем чтобы умерить их «требования». Психоаналитик также
рассмотрел целый ряд мер, которые помогли бы эго избежать страдания, не
вызывая невроза. Удивительно, что в списке мер, призванных создать
антиневротическую культуру, Фрейд называет и наркотики.

Цитаты Олдоса Хаксли

Олдос Хаксли – создатель множества замечательных афоризмов, ниже – лишь некоторые из них:

  • “Как замечательны, интересны, оригинальны люди – на расстоянии.”
    “Ночи — как люди: интересными они становятся далеко не сразу. Около полуночи они достигают зрелости, в два — совершеннолетия; с двух до половины третьего — их звездный час, но уже в половине четвертого они начинают сникать, а к четырем часам утра от них остается лишь бледная тень. Смерть их ужасна… В самом деле, что может быть страшнее рассвета, когда бутылки пусты, а гости похожи на утопленников…”
  • “Человек всецело поддерживает религию до тех пор, пока не побывает в по-настоящему религиозной стране. После чего он начинает всецело поддерживать канализацию, машины и минимальную заработную плату.”
  • “Почему так много мальчиков и девочек заканчивают школу с притупленным восприятием и ограниченным взглядом на мир? Молодые люди заболевают психическим артериосклерозом за сорок лет до того, как их одолевает артериосклероз физический.”
  • “Музыка стоит на втором месте после молчания, когда речь идет о том, чтобы выразить невыразимое.”
  • Кто живет дольше? Человек, который два года принимает героин и умирает, или человек, который на ростбифе, воде и картофеле дотягивает до 95 лет? Один проживает свои 24 месяца в вечности. А все годы поедателя говядины проведены внутри временных рамок.
  • “Основная разница между литературой и жизнью состоит в том, что в книгах процент самобытных людей очень высок, а тривиальных — низок; в жизни же все наоборот.”

Большая часть рукописей писателя сгорела в результате пожара в его доме незадолго до его смерти. В настоящее время половина уцелевших работ хранится в университете Стэндфорта, а вторая – в Калифорнийском университете (Лос-Анджелес).

Личная жизнь

Первая жена Олдоса Хаксли, Мария Нис, была родом из Бельгии. От этого брака родился сын, которого назвали Мэтью. Мальчик учился в школе Дартингтон Холл, а в 1937 году вместе со всем семейством переехал из Великобритании в США, где поступил в Калифорнийский университет и со временем стал известным эпидемиологом.

Олдос Хаксли с первой женой Марией и сыном Мэтью

Зрение Олдоса продолжало падать, и одной из причин переезда в Лос-Анджелес стало то, что писатель считал калифорнийский климат более благотворным для своего здоровья, чем британский. Вместе с семейством Хаксли в США переехал друг Олдоса, Джеральд Герд.

В Америке Олдос Хаксли выходит на новый уровень своего творчества и начинает задаваться вопросами о человеческой сущности. У писателя появляются новые знакомые, среди которых оказывается индийский философ Джидда Кришнамурти. Увлечение Хаксли мистикой, философией и духовными вопросами спровоцировано общением с этим человеком. Однако, несмотря на интерес к данным темам, сам Хаксли называл себя агностиком.

Олдос Хаксли и его жена Лаура

В 1953 году Хаксли принял участие в эксперименте, связанном с изучением влияния психотропных веществ на человеческое сознание. Этот эксперимент и пережитый опыт Хаксли описал в эссе «Двери восприятия». А в переписке Хаксли с исследователем, проводившим эксперимент, впервые было использовано слово «психоделика». Весь этот новый опыт повлиял на характер творчества Хаксли.

После смерти Марии в 1955 году Олдос Хаксли женился второй раз — на коллеге, писательнице-итальянке Лауре Арчере.

Интерес Хаксли к различным состояниям человеческого сознания вовлек писателя в еще одно исследование в начале 1960-х. Совместно с выдающимся американским психиатром Милтоном Эриксоном Хаксли изучал измененные состояния сознания, гипноз и транс.

Двери восприятия Олдоса Хаксли

В 1937 году начинается основной творческий путь Хаксли. Своей задачей писатель видел изучение человеческой сущности со всех сторон. Параллельно он пытается исправить свое зрение, для этого переезжает в город с благоприятным для него климатом (Лос-Анджелес). Здесь же, в Калифорнии, автор знакомится с Джидду Кришнамурти – индийским духовным учителем и оратором. Благодаря наставнику, Олдос знакомится с медитацией, природой сознания и мистическими направлениями.

В 1953 году британский психиатр Хамфри Осмонд, изучавший применение психотомиметиков (наркотических веществ) в лечении больных, предложил писателю поучаствовать в эксперименте. Целью исследования было узнать, как естественный галлюциноген, мескалин, влияет на сознание человека. Именно в переписке Хаксли с Осмондом впервые было употреблено слово “психоделика”, которое описывало влияние психотропного вещества.

В 1954 году в эссе под названием “Двери восприятия” Олдос Хаксли описал ход эксперимента и наблюдений. В качестве эпиграфа он использовал строки из поэмы “Бракосочетание Рая и Ада” Уильяма Блейка:

«Если бы двери восприятия были чисты, всё предстало бы человеку таким, как оно есть — бесконечным».

Хаксли подробно описывает свои ощущения после приема 0,4 грамма вещества, сравнивая увиденное с тем, что узрел Адам в утро своего сотворения – “чудо обнаженного существования”. Писатель делает акценты на яркое восприятие цвета, искажение понятий перспективы и времени, четкость малейших деталей. В эссе автор называет свои ощущения “сакраментальным видением реальности”.

После ярких описаний увиденного Хаксли объясняет механизм воздействия мескалина, утверждая, что наркотическое вещество открывает редуцирующий клапан, который связан с мозгом. Это помогает увидеть мир во всей полноте (“таковости”), глазами художников, поэтов и религиозных личностей. Писатель приводит пример Ван Гога, который употреблял абсент, при этом уточняет, что безвредный мескалин (осложнения от его приема еще не были доказаны на момент написания исследования) может полностью заменить табак и алкоголь. По словам автора, галлюциноген, в отличие от спиртных напитков, не ведет к дракам, насилию и ДТП.

“Человек под воздействием мескалина тихо занимается своим делом”.

В заключительном разделе эссе Хаксли описывает пользу мескалина особенно для высокоинтеллектуального человека, ведь прямое восприятие происходящего очень важно, это меняет людей к лучшему. “Двери восприятия”, вплоть до 60-х годов 20 века являлся культовым текстом для большинства интеллектуалов-радикалов

Группа The Doors, которая была популярна в 60-х годах, во многом в своих мистических текстах обращалась к содержанию работы Олдоса Хаксли

“Двери восприятия”, вплоть до 60-х годов 20 века являлся культовым текстом для большинства интеллектуалов-радикалов. Группа The Doors, которая была популярна в 60-х годах, во многом в своих мистических текстах обращалась к содержанию работы Олдоса Хаксли.

В начале 60-х годов писатель совместно с американским психиатром Милтоном Эриксоном изучал состояние транса, гипноз и различные измененные состояния сознания. На основе этих исследований, на свет появилась работа Эриксона под названием “Специальное исследование природы и характера различных состояний сознания, проведенное совместно с Олдосом Хаксли”.

Чудо обнаженного существования перед смертью

В последние месяцы жизни писатель боролся с раком гортани. Чувствуя, что уходит в мир иной, Олдос Хаксли взял ручку и бумагу, написав несколько последних распоряжений, на случай его кончины. В том числе писатель попросил свою жену сделать ему инъекцию ЛСД (100 мкг внутримышечно), если прекращение деятельности его тела уменьшит осознанность. Несмотря на протест докторов, жена исполнила его желание, тем самым подарила ему возможность спокойной смерти, без судорог и удушья. Данная информация вскрылась в 1986 году, когда Лаура Арчера давала интервью телекомпании BBС.

В день смерти автора антиутопий, 22 ноября 1963 года, был убит президент США Джон Кеннеди.

Детство и юность

Олдос Хаксли родился 26 июля 1894 года в городе Годалминг, Великобритания. Оба родителя Хаксли принадлежат к культурной элите. Отец Олдоса, Леонард Хаксли, тоже был писателем, а дед по отцовской линии – знаменитым зоологом, популяризатором науки и защитником эволюционной теории Чарльза Дарвина.

Олдос Хаксли в детстве

Предки Олдоса Хаксли со стороны матери также оставили след в истории. Прадед писателя Томас Арнолд был педагогом, специалистом по античности и реформатором образовательной системы, а двоюродный дед был поэтом и литературоведом. Братья Олдоса Хаксли, Джулиан и Эндрю, были знаменитыми биологами.

Олдос потерял мать в возрасте тринадцати лет. Через пару лет юноша «подцепил» некую болезнь глаз, из-за которой у него сильно упало зрение. Это несчастье обернулось светлой стороной, когда по состоянию здоровья Хаксли освободили от военной службы как раз в тот период, когда шла Первая мировая война.

Олдос Хаксли в молодости

Значительно позже, в 1943 году, писатель выпустил брошюру «Как исправить зрение», где делился собственным опытом коррекции зрения.

Первый роман Олдос написал еще в юном возрасте — в 17 лет, но это произведение не было опубликовано. Образование Хаксли получил в Оксфорде, где изучал литературу в Баллиол-колледже. Окончательное решение стать профессиональным писателем пришло к нему в двадцать лет.

Ирина Головачева

Психоделическая революция в отдельно взятом сознании:
хроника событий

22 ноября 1963 года, когда Соединенные Штаты узнали о гибели
президента Джона Ф. Кеннеди, Олдос Хаксли с трудом писал свои последние буквы.
Рука умирающего гения вывела: «LSD». Его жена, почти не
колеблясь, ввела ему наркотик отнюдь не с целью обезболивания или облегчения
страданий. Никто из них не был наркоманом. Оба понимали значение этой просьбы.
ЛСД был для них мокшей, средством прояснения сознания, проводником в тайну
сущего. Это был жест не страха и отчаяния, но мужественного приятия смерти как
начала важнейшей трансформации души на ее пути к свободе, к вечной красоте и
радостному блаженству, к слиянию с трансцендентным. Отходящий в иной мир в
ясном сознании писатель продемонстрировал стоическую верность не только
убеждениям, но и слову, почти буквально воспроизведя сцену из своего последнего
утопического романа «Остров».

Олдос Хаксли (1894—1963) провел немало лет, готовясь
пуститься в психоделический путь. Он отправился в это опасное странствие без
страхов и сомнений сразу же, как представился случай. Зачем? Было ли это
простым любопытством? Или смелостью искателя приключений? Доверием к тем, кто
предложил маняще рискованный эксперимент?

Ответ, а точнее, ответы на эти вопросы дал сам писатель.
Прежде всего, конечно, в двух своих центральных визионерских сочинениях —
«Двери восприятия» (1954) и «Рай и ад» (1956). Но кроме этих «документов»
существуют многочисленные статьи и доклады Хаксли на психофармакологические темы.
Сохранилась и богатая переписка писателя с ведущими психологами,
психотерапевтами и фармакологами. Бесценны воспоминания его друзей, коллег, и в
особенности «Мгновение вечности: личный взгляд на Олдоса Хаксли» (1968) — книга
мемуаров его второй жены, Лоры Арчер Хаксли, которая во всем поддерживала мужа
и разделяла даже его самые экзотические увлечения. Лора, будучи практикующим
психотерапевтом, по свидетельству друзей семьи, успешно использовала
психоделические препараты в работе с пациентами.

О’Шии Тим

…Если что-либо общеизвестно, и все этому верят — то это ложь, и вполне конкретные люди заплатили очень большие деньги, чтобы эта ложь была общепринятой…»

В 1954 году известный на западе писатель, между прочим пропагандировавший употребление наркотиков, Олдос Хаксли написал для рекламы «дури» очередную гнусную книжонку: «Врата восприятия». (Aldous Huxley «The doors of perception». (Кроме этого этот Хаксли написал ещё одну очень известную на западе книжонку «О дивный, новый мир», где под видом сатиры мягко пропагандировал мысли о всемирной диктатуре под одним правительством, Хаксли всегда находился на Рокфеллеровской стипендии).

В этой книжке, «Врата Восприятия», Олдос Хаксли поделился с читателями своими собственными чувственными переживаниями при приёме сильного галлюциногенного вещества мескалина, впоследствии известного под именем ЛСД. Хаксли, в этой маленькой брошюре, постарался быть для людей проводником в эту, привлекательную для всех правителей область — сделать всех людей, не говорим счастливыми — хотя бы просто одурелыми, чисто фармакологическим способом, в какой бы грязи люди при этом бы ни находились. Собственно говоря, ничего нового тут не было. С этой же целью применялись давние методы фармакологической обработки населения посредством простого алкоголя, табака, опиума, кокаина, и даже чая, которые были на переднем плане, начиная с Реформации, то есть с того времени, когда удалось нейтрализовать контроль церкви над распространением наркотиков. Новым у Хаксли было то, что в то время как предыдущие вещества были натурального происхождения, мескалин знаменовал усилия международной мафии посадить население на дешёвую и «сердитую» синтетику. Сейчас, по прошествии 50 лет с опытов Хаксли, большую рекламу получило синтетическое вещество, продающееся на каждом углу в виде таблеток с захватывающими названием «Экстази». Естественно, какой бы идиот покупал его под настоящими названием N-альфа-Диметил-1,3-бензодиоксол-5-этанамин. То есть, привлекательное название «экстази» — это название, которое кто-то придумал, имея вполне определённую цель — растление детей.

Фармакологические попытки обусловить наше сознание, естественно, не отметают старое, кондовое идеологическое обуславливание наших мозгов. Не только наши мысли и отношения формируются, всё наше мировоззрение и осведомлённость полностью вылеплены в нужном кому-то дизайне. Псевдонаука имиджиология касается не только внешности отдельной личности, но и образа мышления всего человечества. Дизайнеры и визажисты лепят не только наши черты, но и наше сознание.

Это воистину бесконечная затея объяснять людям, как их обманывают на каждом шагу, и формируют их мышление. Одним из классических примеров имплантирования фантастических идей в сознание масс является всем известное понятие классовой борьбы среди нееврейских народов, или уничтожения выращивающего хлеб крестьянства, как паразитического класса под именем «кулака». Такой же фантастической идеей было внушение пролетариату идеи, что рабочий у станка вообще что-то решает в этом мире, кроме своей дневной выработки, причём пока его не выгнали с работы. Тем не менее, эти идеи определенные круги успешно использовали в своих целях на протяжении более 200 лет.

Поэтому проще принять за правило: Если что-либо общеизвестно, и все этому верят — то это ложь, и вполне конкретные люди заплатили очень большие деньги, чтобы эта ложь была общепринятой.

В Америке всем известны следующие расхожие «залипоны»:

* Лекарства возвращают здоровье.

* Вакцинация сообщает иммунитет.

* Открытие средства от рака буквально на носу.

* Менопауза — это болезнь.

* Когда ребёнок болен, ему надо колоть антибиотики.

Становление таланта

Писатель по обеим родительским линиям принадлежал к культурной элите – в его роду было много писателей и художников. Дед его (Томас Генри Хаксли) был неплохим ученым-биологом, по его стопам пошли оба брата Олдоса – Эндрю и Джулиан. Отец, Леонард Хаксли, тоже писал книги, поэтому неудивительно, что юный Олдос тоже заинтересовался литературой.

Когда мальчику исполнилось 13 лет, его мать скончалась. Из-за многочисленных переживаний, у юноши проявилась глазная болезнь (воспаление), вследствие которой зрение постепенно ухудшалось. Именно благодаря этому факту Олдоса Хаксли освободили от службы во время Первой мировой войны. Писатель пытался исправить зрение, свой опыт он опишет в 1943 году в небольшой брошюре под названием “Искусство видеть”.

Первое произведение автор написал, когда учился в Баллиольском колледже в Оксфорде, на тот момент ему исполнилось 17 лет. Подробно изучая литературу в университете, в 20 лет он совершенно не сомневался, что выберет творческий путь писателя.

В 1913 году в свет вышел новый мужской журнал Vanity Fair под руководством Фрэнка Крониншилда. Редактор привлек к работе в издании большое количество писателей своего времени, в их числе был и Олдос Хаксли.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: