О майя в священных текстах
Майя упоминается в нескольких буддистских сутрах махаянского толка.
«Аштасахасрика»
Сутра относится к 1-2 столетию нашей эры. Она повествует об учителе Субхути, получившем знания от самого Шакьямуни.
Он наставляет богов, говоря о том, что все сущее иллюзорно и похоже на сны. К ним относятся все существа, мысли, чувства, те, кто стремится к Пробуждению, кто его познал. Даже само Просветление и Паринирвана скрыты иллюзией.
Боги очень удивляются и задают вопрос о существовании нирваны, на что Учитель отвечает: иллюзорность неотделима от нирваны, а также от того, что стоит на более высоком уровне: будды, бодхисаттвы, праджняпарамита.
Книги Нагарджуны
Автор нескольких текстов буддизма 2-3 столетий Нагарджуна также рассказывает о сущности майя.
«Юктишатака» представляет миропорядок как иллюзорность, вызываемую неведением. Они напрямую связаны с понятием клеши, означающим привязанности, и тришной, то есть желанием. Избавиться от них можно только дисциплинируя, тренируя и успокаивая ум.
«Ратнавали» приводит доводы автора против идей вайбхашики, считающей дхарму реальной. Автор повествует о том, что весь мир – иллюзия.
Его перу также принадлежит «Чатухстава», больше напоминающая гимновую песнь. Здесь Нагарджуна называет Шакьямуни тем, кто увидел круговорот сансары, которая сама по себе тоже отождествляется со сном.
«Ланкаватара-сутра»
Сутра приводит описание круга огня, который тоже иллюзорен. При этом он появился от того, что очаг вращали, и показавшийся круг стал таким же реальным, как все сущее.
Чтобы лучше объяснить свои мысли, автор сравнивает вещи, явления, события с разноцветными точками, появляющимися при зажмуривании глаз, или с фантомом нерожденного ребенка. Согласно тексту, все вокруг, даже Пробуждение – иллюзия, не соответствующая реальности.
Что значит майя
Понятие «майя» пришло в буддийскую философию из индуизма и ведической литературы. Изначально майя упоминается в священном древнеиндийском писании «Упанишады».Здесь оно понимается как силовой или энергетический поток, скрывающий истинность мироздания, вводящий в заблуждение.
Также Майей называют индуистскую богиню обмана. В буддистском учении майя обретает похожее значение. Понятие зависит от контекста и может означать:
- создание видимости, иллюзорное отражение миропорядка, а также его причина, которая заставляет видеть окружающий мир не таким, какой он есть на самом деле;
- имя матери царя из рода Шакьев, Сиддхартхи Гаутамы, ставшего впоследствии великим Учителем и пробужденным Буддой Шакьямуни.
Вследствие неведения, которое в буддизме называется «авидья», люди сталкиваются с ложностью видения мира и суждений – это и есть майя. С одной стороны он искажает настоящую картину мира, с другой – показывает его разнообразие.
Для того, чтобы понять сущность майя, приводят несколько аналогий:
- канат, который кажется змеей;
- галлюциногенное воздействие веществ, которое физически можно ощутить, но при этом оно не отображает реальное положение дел;
- круги на воде или тучи, которые постепенно меняют форму.
Другими словами, майя – это перемены, соблазны, которые в конечном итоге приносят человеку страдания, не дают вырваться из череды перерождений и отдаляют от нирваны на пути дхармы. У майя двойственный характер: он существует на самом деле, но приобретает временные, меняющиеся формы.
Мара – демон, известный тем, что чинит препятствия, искушения на пути истины. Интересно, что чем ближе человек к Пробуждению, тем большие усилия прикладывает Мара. Так случилось с самим Буддой Шакьямуни.
Молодой человек сидел под деревом бодхи, пытаясь достичь Просветления. Но каждый раз сталкивался с трудностями и соблазнами Мары: то он насылает своих прекрасных дочерей, которые способны вызвать плотские желания, то уговаривает уйти обратно к родным, то предлагает сразу постичь нирвану, не передавая человечеству учения.
К счастью, Будда смог противостоять демону-искусителю. Религиоведы проводят аналогию с другими конфессиями и сравнивают Будду с Иисусом, а Мару – с Сатаной.
То, что мать Шакьямуни зовут Майей, то есть «иллюзией», или Махамайей, что значит «великая иллюзия», неслучайно. Если бы не существовало Махамайи, не существовало бы Пробужденного. В этом отражается суть закона: если нет иллюзорности, то и пробуждение теряет смысл.
Майя воспитывает человека, окружает, укрепляет и убеждает в своей правоте. А когда буддист начинает стремиться к просветлению, она превращается в злую мачеху или маму, которая слишком сильно старается опекать чадо и не хочет отпускать, давая о себе знать постоянно.
Майя для буддиста
В этом мире мы не знаем, откуда появились и куда идем. Вся наша жизнь схожа со сном, в течение которого мы двигаемся осторожными, медленными шагами в неведении того, куда придем в итоге. Все, что у нас есть – смутные воспоминания о прошлом и надежда на будущее, вызванная знаниями о мироустройстве.
Наши чувства, эмоции тоже уподобляются сновидениям. Это все – отражение сущности майя. Некоторые также сравнивают майя с фокусами, из-за которых мы видим то, чего на самом деле не существует – своего рода зрительный обман.
Зачастую люди сами создают этот обман, выдавая себя за другого человека, надевая своеобразную маску, чтобы показаться лучше в обществе. Это происходит из-за привязанностей и жажды богатства, славы.
Чтобы противостоять майя, нужно осознать свои слабости и прекратить потакать им. Буддисту в борьбе с майя нужно стать открытым, честным, рассудительным человеком, которому не чужда нравственность и поистине буддийская мораль. Следует придерживаться Срединного пути и быть готовым сражаться до конца на тропе истины.
Энергии Господа: Йога-майя и Маха-майя
(1994 год, Джаганнатха Пури, Индия)
В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что Йога-майя родилась одновременно с Кришной. Мать Яшомати дала рождение в то же время . Кришна и Йога-майя родились одновременно. Васудев взял сына и принес его в дом Яшоды. Яшода лежала без сознания, родив ребенка. Усталая, она спала, по сути, лежала без сознания. Васудев не мог этого видеть, но там были мальчик и девочка. Один сын вошел в другого сына, Кришну, и два мальчика стали одним. Васудев положил своего сына и взял девочку.
#00:02:10#
«Бхагаватам» говорит, что, когда Камса попытался убить эту девочку, она вознеслась в небо, и у нее проявились восемь рук, ашта-буджа. Там сказано: «В этом материальном мире тебе будут поклоняться как Чандике, Бимале и так далее, как Маха-майе».
#00:02:48#
У нее две формы. Когда она живет на Голоке Вриндавана, она Йога-майя, в материальном же мире она Маха-майя. Яшомати родила эту девочку. Она должна быть Йога-майей, ибо «Бхагаватам» никогда не лжет. В одном из стихов используется слово «паш́упа̄н̇гаджа̄йа». Ан̇га джа̄йа означает «выходящий из тела» — таков прямой смысл. Лакш̣ма-ш́рийе мр̣ду-паде паш́упа̄н̇гаджа̄йа . Ан̇га значит «тело». Паш́уп̄ан̇гаджа̄йа означает «изошедший из тела Яшоды». Это скрытый смысл. Рупа Госвами Прабху открыл это.
#00:04:48#
Ей поклоняются люди материального мира. Они называют ее разными именами: Чандика, Бимала — все эти имена упоминаются в десятой песни «Шримад-Бхагаватам». Бимала Деви имеет две формы: когда она устраивает кришна-лилу , это Йога-майя. Есть позитивное проявление, а есть негативное. Негативное — это тень. В своем негативном проявлении, когда она устраивает кришна-лилу в материальном мире, тогда она Маха-майя. Маха-майя также обладает двумя формами. Когда она с Садашивой, она трансцендентна, а, будучи супругой гуна-аватары Господа Шивы, она Маха-майя.
#00:06:10#
Это очень трудно для понимания. Повсюду есть нечто смущающее для тех, кто не знает всей картины. Кто представляет себе полную картину, тот может все привести в гармонию — все игры Кришны, игры любого воплощения Бога, — для него это не представляет трудности. Как бы то ни было, все это приводится в гармонию в «Брахма-самхите», маленькой книге. В ней в 62 шлоках все приведено в гармонию. Если вы попытаетесь прочесть ее, то будете очень счастливы. На все вопросы даны ответы в «Брахма-самхите».
#00:07:44#
Вопрос: А Ума, Парвати?
Шрила Говинда Махарадж: Они пребывают с Господом Садашивой (шуддха формой Господа Шивы). Садашива живет в мире Вайкунтха-локи, и все формы — шуддха формы.
#00:08:27#
Вопрос: А в этом мире у гуна-аватары Шивы также есть супруга? Каково ее имя?
Шрила Говинда Махарадж: У нее много имен: Дурга, Кали, Тара, Махавидья, Бхуванешвари. Но у каждой формы своя игра, своя лила.
Переводчик: Муралишвар Дас Транскрипцию выполнила: Сварнанги Деви Даси Редактор: Традиш Дас
Что такое Майя — Иллюзия
Действительно понять, что такое Майя, осознать бесчисленность её проявлений и глобальность силы, можно только через интуицию. Свами Криянанда часто рассказывал историю о человеке, которому докучал демон. Этот человек вычитал в ведических текстах мантру, которая должна была освободить от демона. Он всё подготовил согласно инструкции, прочитал над определённым порошком мантру и кинул порошек в демона. А тот рассмеялся и сказал: «Ещё прежде того как ты взял порошек, я уже был в нём, как он может навредить мне?».
Так и наш ум (манас), уже загрязнен Иллюзией, поэтому с помощью него нельзя, как бы посмотреть на происходящее со стороны и уж тем более выбраться из сложившейся ситуации. Нужна интуиция, чтобы подняться над происходящим и увидеть картину в целом. Чтобы Увидеть Матрицу, надо выйти из Матрицы, и уже потом можно даже находясь в ней всё равно осознавать, что это всего-лишь программа, не реальность, реальность другая.
Ещё приведу историю рассказанную Йоганандой, о том,
Как Майя была сотворена:
Сат Чит Ананда (Безграничное Сознание, Существование и Блаженство) – наша Истинная Природа, когда захотела развернуть творение и создать множественность — бесчисленное количество душ-людей и всё остальное. Он-Она-Оно, а проще сказать Бог, создал определённый покров отделённости, чтобы единое, как бы приняло образ различных форм, словно из глины были слеплены разные сосуды и предметы и вот был-таки сотворен первый человек. Но, будучи очень мудрым, первый человек сразу сел в медитацию и сразу достиг Самадхи – изначального состояния единства, и так как кармы он заработать ещё не успел, то на этом творение и закончилось. А изначальной задумкой Бога было всё-таки насладиться процессом игры в творение, и тогда Он вновь отделил от себя душу-человека покровом иллюзии отделённости, но создал этот покров более плотным. И тогда уже душа с интересом обратила свой взор на творение и тоже захотела поиграть в этом мире. Всё было бы хорошо, игра была бы прекрасной – это как раз то изначальное состояние Адама и Евы в райском саду, но кое-что пошло не так. Сам этот иллюзорный покров, помогающий видеть единое, как множество разных существ и предметов, тоже имел своё собственное сознание, свою свободу выбора и свою волю. Майя (а это и есть этот иллюзорный покров), испугалась, что если всё будет так идеально, то вскоре чуть-чуть поиграв все существа её покинут – вернуться к состоянию Единства и она исчезнет. Поэтому Майя решила предпринять ходы по пленению душ людей, чтобы они не освободились, а остались в ней. Здесь она выступает, как истинный Сатана –искуситель и история с Адамом и Евой, со змеем на древе познания – это символическое описание произошедшего.
Парамаханса Йогананда говорил, что Бог, когда увидел как стали разворачиваться события, сперва свернул всё творение, из серии – не по тому сценарию пошло. Но потом всё вернул и решил посмотреть, как дальше будут развиваться события.
Цель Майи — Иллюзии
В буддизме Майю называют Мара. Будда до того, как достиг просветления под деревом Боддхи, был искушаем демоном Марой. Ему предлагались всяческие наслаждения и возможности материального мира, лишь бы он отказался от своего стремления познать Итину и помочь людям обрести вечное счастье. Будда победил Мару и отказался от её искушений.К Христу, когда тот был один в пустыне, приходил Сатана и так же предлагал ему власть над миром, лишь бы он отрекся от своей Божественной миссии. Христос победил Сатану и выбрал путь на благо людских душ.
Похожая история была со святым Антонием, который много лет молился Христу, о том, чтобы тот пришел к нему, и в какой-то момент Майя – Сатана стала подсылать к нему бесов-демонов. А когда они все потерпели неудачу и не смогли остановить его духовного продвижения, к нему пришел сам Сатана и пригрозил смертью, если тот не оставит мыслей о Христе. Но святой Антоний не оставил, тогда явился Христос и все бесы вместе с Сатаной исчезли.
И Будда и Христос, да и все великие святые являются величайшими по масштабам душами. Они пришли, чтобы помочь освободиться всему человечеству. Серьёзности их миссии, предшествовали и серьёзные испытания. Но все стремящиеся к освобождению сталкиваются с испытаниями и искушениями.